Pl. 13; BiblSS. Vol. 10. P. 20-21; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 18, 33. Табл. 327, 328; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989; Евсеева. Афонская книга. Кат. 38, 153. С. 98, 303; Смирнова Э. С. Образ монашества в рус. живописи 2-й пол. XIV в.//ДРИ. 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 63-78; Gerstel S. E. J. Civic and Monastic Influences on Church Decoration in Late Byzantine Thessalonike//DOP. 2003. Vol. 57. P. 225-239; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. Кат. 6, 24. С. 88-89, 134-135; Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. Кат. 33. 9, 34. 9. С. 43, 48; Пивоварова Н. В. Монастырские сюжеты в храмовой декорации Византии и Др. Руси XII-XIV вв.: Источники формирования и идейный смысл//Визант. мир: Искусство К-поля и нац. традиции. М., 2005. С. 309-318; Царевская Т. Ю. Роспись ц. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде и ее место в искусстве Византии и Руси 2-й пол. XIV в. М., 2007; Семенов Н. В. Изображения святых на коптских стелах V-VIII вв.//Византия в контексте мировой культуры. СПб., 2010. С. 198-207. (Тр. ГЭ; 51); Τουτς Ν., Θουστρης Γ. Ερετριον της μνημεακ ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθναι, 2010. Tomekovi S. Les saints ermites et moines dans la peinture murale byzantine. P., 2011. P. 27. Fig. 67, 106; Попов Г. В. «Первое стенное письмо» Рождественского собора Саввино-Сторожевского мон-ря//В созвездии Льва: Сб. ст. по древнерус. искусству в честь Л. И. Лифшица. М., 2014. С. 350-369. М. А. М. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/Пахомий ...

XVIII - нач. XX в.: Кат./ГМЗРК. М., 2008. С. 60-61, 74, 94, 168, 241, 312, 415, 441, 460-462, 500; Игнашина Е. В. Икона «Изведение апостола Петра из темницы, с житием апостолов Петра и Павла» сер. XVI в. из церкви свв. Петра и Павла в Кожевниках//Ежег. НГОМЗ, 2008. Вел. Новг., 2009. С. 107-119; Русская икона XV-XX вв. из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 144, 307, 332. Кат. 109; Русское серебро XVIII в. в собр. ГМЗРК/Авт.-сост.: В. М. Уткина. М., 2009. С. 104-106. Кат. 74; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009. С. 270-271. Кат. 111; Святые земли русской/ГРМ. СПб., 2010. С. 216-217, 222-223, 230-231, 236-237. Кат. 133, 137, 143, 146; Путешествие в Ростов: город, кремль, мон-ри, святыни, древности в графике XIX в.: Кат. выст./Сост.: Т. В. Колбасова. Ростов Вел., 2012. С. 166-167; Коллекция иконописи В. Федотова: [Кат.]/Сост.: Я. Э. Зеленина. М., 2013. Кн. 1: Иконогр. и худож. редкости. С. 128-129. Кат. 46. В. И. Вахрина Рубрики: Ключевые слова: ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460-1540), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКИТА († 24 мая 1193?), Столпник, Переяславский, прп. (пам. 24 мая, В Соборе Владимирских святых и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКОДИМ (в миру Никита; † 3.07.1639), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)

http://pravenc.ru/text/2580106.html

XV в. - 1532), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых) НИКОДИМ (в миру Никита; † 3.07.1639), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов НИЛ (кон. XV в. - 1554), Столобенский, прп. (пам. 7 дек., 27 мая, 26 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ЕЛИСЕЙ († после 1478), прп., Сумский, Соловецкий (пам. 14 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам.

http://pravenc.ru/text/578410.html

Аллилуарий же и евангельское чтение в обоих случаях одни и те же. В обоих случаях по прочтении Евангелия богослужение переносится в пещеру Рождества Христова. Но, по канонарю, здесь до ночного богослужения совершается вечерня с чтением паремии, Апостола и Евангелия и в соединении с литургией. Лекционары V века об этой службе не упоминают. По-ви-димому, это нововведение было результатом сформирования суточного круга богослужения и включения в последний литургии. Внесение новых чинопоследований вызвало необходимость начинать службу в «Пастве» на четыре часа раньше, чем это было указано в лекционарах, но на структуре ночного богослужения и составе его чтений это не отразилось. Одиннадцать чтений ночной службы лекционаров в канонаре сохранены, и соблюдена последовательность их без малейших отступлений. Новым является пение перед каждым чтением особого тропаря, причем второй тропарь, гласа 4-го, «Веселитеся, праведнии, небеса» по гласовой принадлежности и текстуально совпадает с первой стихирой на хвалитех преп. Андрея Иерусалимского (он же Андрей Критский , годы жизни его около 660–740). Прот. К. Кекелидзе допускает, что грузинский переводчик имел под руками греческий список VIII века, в который мог быть внесен этот тропарь 63 . Впрочем, это не умаляет значения Иерусалимского канонаря. А. Рену в связи с этим пишет: «Грузинский лекционар можно, однако, рассматривать как свидетеля иерусалимских обрядов с середины V века до VIII» 64 . Нбчное богослужение по Иерусалимскому канонарю заканчивается чтением Евангелия от Луки (2, 1–7: начало «Бысть же во дни тыя, изыде повеление от кесаря Августа», конец «За-не не бе им места во обители»), после чего произносилась ектения и читалась молитва . На литургии по лекционарам полагалось пение Т-то псалма с антифоном «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя». В канонаре это антифонное пение псалма превращено в прокимен гласа 2-го «Господь рече ко Мне». Далее положены две паремии: из Притч. 8, 22–31 (начало «Господь созда Мя начало путий Своих», конец «И веселяшеся о сынех человеческих») и Дан. 2, 34–35 (начало «Видел еси, Дóндеже отторжеся камень от горы без рук», конец «И исполни всю землю»). Далее – Апостол и Евангелие, которые были читаны накануне (в данный раз евангельское чтение заканчивалось словами «Яко Назорей наречется» ( Мф. 2, 23 ), но Апостол ( Тит. 2, 11–15 ) не указан) 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

блгв. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских: А. Казанцев, 1714 г. М., 2006; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 148, 170; Иконы Мурома/МИХМ. М., 20062. О. А. Сухова Рубрики: Ключевые слова: БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия, XIII в.), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Суздальская. ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ИУЛИАНИЯ Иустиновна Осорьина (нач. 40-х гг. XVI в. - 1604), Лазаревская, Муромская, прав. (пам. 2 янв., 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) НИКИТА († 24 мая 1193?), Столпник, Переяславский, прп. (пам. 24 мая, В Соборе Владимирских святых и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ПАХОМИЙ († 1384), Нерехтский (Нерехотский), Сыпановский, Костромской, прп. (пам. 15 мая, 23 янв.-в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/text/2057094.html

было напечатано 100 листов «Разрешенных грамот мужских и женских» – Горбунова, Лукьянова 2003, 209 215 216 222 90). ... оставя вся яже жену и дом... – Евангельская реминисценция·, ср.: Мф. 19: 29 . Л. 36 ... Андрей Критский ... – Андрей, архиепископ Критский (ок. 660 – ок. 740), византийский проповедник и церковный поэт, создатель и мастер нового жанра гимнографии – канона. Уроженец Дамаска. Был монахом в Иерусалиме. Впервые стал известен современникам, когда, будучи секретарем иерусалимского патриарха Феодора, заместил владыку на VI Вселенском соборе. После Собора приобрел известность благодаря своим суждениям и выступлениям; призван в Константинополь и посвящен в дьякона. В 685 – 711 гг. был архиепископом острова Крита, до 715 г. выступал ярым противником монофелитов. Окончил жизнь архиепископом города Гортины на Крите. Наиболее известное сочинение Андрея Критского – «Великий канон», читаемый в Великий пост . Канон состоит из 250 строф, в которых неустанно варьируется одна и та же топика покаяния – Аверинцев 1977, 295. А мы и ныне за вас, государей, должни Бога молить... и иже во власти сущих. – Ср.: 1Тим. 2:1 – 2 . Л. 35 ...положить в дому Живоноснаго Воскресения... при дверех храма Предтечева, против великих врат... – Воскресенский Ново-Иерусалимский собор сооружался патриархом Никоном по подобию храма Воскресения Господня в Иерусалиме. Южная галерея иерусалимского собора служила некрополем: здесь были погребены христианские короли и члены их семей, о чем свидетельствовали высеченные на мраморных саркофагах эпитафии. В этом же назначении намеревался использовать южную галерею Ново-Иерусалимского храма и патриарх Никон . Впоследствии под Святой Голгофой он сам был погребен – Зеленская 2002, 152. «Приидете, благословении Отца Моего... и приидосте ко Мне». – Мф. 25:34 – 36 . «Елико сотвористе меньших Моих братий – Мне сотвористе». – Мф. 25:40 . «Идут, – рече. – в живот вечный» – Мф. 25:46 . ...зде есть ныне алчни жадни, нази, странна, больни и в темницы ... – Евангельская реминисценция; ср.: Мф, 25:35 – 36.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В VI-VII веках кондаки преподобного Романа пользовались большой популярностью, однако начиная с VIII века их стали постепенно вытеснять из богослужения новые жанры литургического творчества, в частности каноны: от прежних кондаков в богослужении остались, как правило, только вступительные строфы. После вытеснения кондаков из литургического обихода термином «кондак» стали называть те вступительные строфы кондаков, которые сохранились в богослужебных книгах. Развитием жанра кондака (в том понимании, в каком этот термин использовался в эпоху Романа Сладкопевца ) стал знаменитый «Акафист Пресвятой Богородице»: его автором некоторые ученые считают преподобного Романа. По образцу этого акафиста впоследствии были созданы другие акафисты – Иисусу Сладчайшему, святителю Николаю, многим святым. Развитие жанра канона связывают с именем преподобного Андрея Критского (ок. 660-ок. 740). Его перу принадлежит «Великий покаянный канон», читаемый в Православной Церкви дважды в год: один раз по частям – в первые четыре дня Великого поста, другой раз целиком – в среду пятой седмицы поста. Этот канон, написанный в стихотворной форме, представляет собой развернутую поэтическую композицию на тему покаяния, где иллюстративный материал основан на библейских сюжетах. В каноне девять «песней», каждая из которых по содержанию перекликается с одной из библейских песен, исполнявшихся на утрени. Стихи Великого покаянного канона вставлялись в стихи библейских песен, так что каждый стих по количеству слогов соответствовал определенному стиху из песни, а по содержанию перекликался с ним. Столь сложная форма литургического творчества оказалась наиболее востребованной среди византийских гимнографов, и у Андрея Критского нашлось много подражателей. Автором богослужебных канонов, посвященных церковным праздникам, были младшие современники Андрея, преподобные Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский (ок. 685-ок. 750). Они, в частности, составили каноны, посвященные церковным праздникам. Наиболее известным из поэтических творений Дамаскина является пасхальный канон, исполняемый на утрени в ночь святой Пасхи. Богослужение в Константинополе

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В минейных циклах в иконописи изображение М. Р. неизменно занимает место под 31 дек.; как правило, в отведенном ей клейме представлена одна: на иконах на дек. из комплекта годовых миней (напр., кон. XVI в., ВГИАХМЗ; нач. XVII в., ЦАК МДА) и на иконах на год (напр., нач. XIX в., УКМ). В гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) на листе на дек.- в темной мантии поверх платья, на голове светлый плат, левая рука прижата к груди, правая опущена (см.: Ермакова, Хромов. Русская гравюра на меди. 2004. С. 40. Кат. 33. 4); на гравированном листе святцев на нояб. работы И. К. Любецкого (1730) - поверх мантии надета схима с островерхим куколем (см.: Там же. С. 51. Кат. 35. 4). На миниатюре в минейной части Молитвенника кнг. М. П. Волконской, созданного под рук. и при участии акад. живописи проф. Ф. Г. Солнцева (РГБ ОР. Ф. 218. 812. Л. 221, 50-е гг. XIX в.), иконография М. Р. близка к изображению на гравюре Любецкого. В иконописи образ М. Р. единоличный или в составе избранных святых встречается достаточно редко; как правило, образы на таких иконах обусловлены желанием заказчика иметь изображение соименной святой. К таким примерам относится икона 1-й пол. XVII в. «Арх. Михаил, побивающий семерых трясовиц, и св. Сисиний» (частное собрание, Париж) с изображением М. Р. на правом поле (на левом - арх. Уриил): святая представлена в рост, в 3/4-ном развороте к центру иконы, в монашеском облачении, на голове плат, в сложенных на уровне груди руках держит закрытый свиток ( Бенчев. Иконы Ангелов. М., 2005. С. 111). Лит.: LCI. Bd. 7. Sp. 628; Менолог. С. 196-197, 356, 382; Евсеева. Афонская книга. С. 223, 264; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 37. Кат. 61; С. 64. Кат. 140. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.) ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/text/2562804.html

В раннехристианских апокрифических текстах говорится о том, что избрание Иосифа среди других претендентов на руку Марии совершается по особому знамению. Но мы не встречаем упоминаний о процветшем посохе. Согласно Протоевангелию Иакова (IX), когда первосвященник Захария раздал посохи собравшимся, из посоха Иосифа вылетела горлица и «взлетела Иосифу во славу» В Евангелии Псевдо-Матфея (VIII) также говорится о том, что из посоха Иосифа вылетела белоснежная голубка Авторы этих текстов вводят в повествование об обручении Марии чудо с голубем не случайно. Тем самым отмечается участие в этом событии Святого Духа. Следуя традиции, художники изображали Иосифа с посохом, на котором сидит белый голубь. Однако часто живописцы вкладывают в руку Иосифа процветший посох. Что это значит? Процветший посох оказывается знаком богоизбранности обрученного мужа Марии. Истоки этого мотива уходят своими корнями в Ветхий Завет. Очевидно, что легенда о процветшем посохе Иосифа родилась под влиянием ветхозаветной истории об избрании первосвященника Аарона. Согласно библейскому рассказу, процветший жезл Аарона послужил доказательством богоизбранности левитов и их священном назначении: «На другой день вошел Моисей [и Аарон] в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» (Числ. 17: 8). Аналогия избранничества Иосифа с богоизбранностью Аарона еще более подчеркивает большое значение личности Иосифа в Священной истории. В изображении процветшего посоха усматривается и аллюзия на пророчество Исайи: «изыдет жезл из кореня Иессеева, и цвет от кореня его взыдет» (Ис. 11: 1). В «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» богослов и гимнограф начала VIII века Андрей Критский (660–740) говорит такие слова: «ныне – по пророчеству – произросла отрасль Давидова, которая, став вечно зеленеющим жезлом Аарона, процвела нам жезл силы Христа» Такую же мысль выражает Иоанн Дамаскин (675–753): «Исполнилось пророчество [Исайи]… Дева есть жезл, из которого присшел вечный цвет – неискусобрачный Христос» Из этого следует, что богословы Раннего Средневековья отождествляли ветхозаветный образ процветшего жезла с Богоматерью.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В то же время для большинства мелькитов, даже абсолютно лояльных мусульманам, долгое время было характерно отношение к арабскому владычеству как к временному попущению Божию и ощущение своей причастности к византийскому миру, восприятие константинопольского базилевса как своего истинного господина и защитника. Культура мелькитов В VII–VIII веках продолжалось активное культурное творчество сиро-палестинских христиан. Восточная половина Византийской империи, завоеванная арабами, еще составляла единое культурное пространство с остальной Византией. Вклад ближневосточных мелькитов в обще византийскую культуру был сопоставим с тем, что создавалось в пределах самой империи. Мозаики палестинских и заиорданских церквей VIII века представляют собой редкие образцы византийского изобразительного искусства, современные иконоборческой эпохе, не оставившей аналогичных памятников в самой Византии. Огромное воздействие на восточно-христианское богословие оказали синайские монахи Иоанн Лествичник († около 650) и Анастасий Синаит († около 700). Андрей Критский (660–740), классик византийской церковной поэзии, первую половину своей жизни провел на Ближнем Востоке, был монахом лавры св. Саввы, секретарем местоблюстителя Иерусалимского престола. Там же, в лавре и в Иерусалиме, прошли наиболее плодотворные годы жизни Иоанна Дамаскина , крупнейшего христианского мыслителя VIII века, последнего из Отцов Церкви. Сводный брат Дамаскина Косма Маюмский, также монах лавры св. Саввы и потом епископ Маюмы (под Газой), оставил огромное поэтическое наследие. Жившие на рубеже VIII–IX веков саввинские монахи Стефан Младший и Леонтий создали целый ряд агиографических произведений о палестинских подвижниках и мучениках своего времени. Летописание сирийских мелькитов оказало прямое влияние на развитие византийской историографии – анонимная мелькитская летопись 780 года была широко использована Феофаном Исповедником в его «Хронографии». 49 В отличие от самодостаточной, замкнувшейся в себе культуры классической Византии, мелькиты, жившие на перекрестке цивилизаций, были более открыты для культурных контактов, что выразилось и в их полемике с иноверцами, и в переводческой деятельности – переложениях на греческий язык творений сирийской литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010