М., 2006; она же. Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского мон-ря по древнейшим описям обители//Светочъ: Альм. Кострома, 2008. Вып. 3. С. 83-89; она же. Житийная иконография прп. Макария Желтоводского и Унженского//XIII науч. чт. памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2009. С. 25-37; Кузнецова О. Б., Федорчук А. В. Каталог выст. ЯХМ: Ярославская икона 16-19 вв. М., 2002. С. 32-33. Кат. 14; Рябов А. Н. Прп. Макарий Желтоводский и Унженский Чудотворец. Н. Н., 2002; Федорчук А. В. Иконы из Спасо-Архангельской ц. Романово-Борисоглебска в собр. ЯХМ//VI науч. чт. памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2002. С. 75-77; Комашко Н. И., Каткова С. С. Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. С. 603. Ил. 378-379; Иконы Мурома. М., 2004. С. 176; Горшкова В. В., Юхименко Е. М. Икона «Преподобный Макарий Унженский со сценами жития» посл. четв. XVII в. из частного собр. г. Ярославля//Светочъ: Альм. 2008. Вып. 3. С. 94-99; Макарова Е. Ю. Икона «Макарий Унженский с 21 клеймом жития» из собр. ЯХМ//Там же. С. 90-93; Пигин А. В. Памятники рукописной книжности Олонецкого края. Петрозаводск, 2010; Treasures of Valamo Monastery. Helsinki, 2012. P. 23. Л. П. Тарасенко Рубрики: Ключевые слова: КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в. - 1532), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

На это указывают киноварные подписи к невыполненным миниатюрам в списках Афанасьевского извода «Повести», восходящих к иллюстрированному протографу, ошибочно осмысленные позднейшими переписчиками как заголовки (не менее 29 сюжетов). Древнейшим из дошедших является креховский список сер.- 2-й пол. XVI в. (НБ НАНУ (Л). Вас. мон. 419), содержащий 11 рисунков пером и 80 мест, оставленных для миниатюр ( Запаско Я. П. С. 394, 397.). Число лицевых списков «Повести» XVII-XVIII вв. довольно велико и отличается богатством иконографии. Среди них выделяется рукопись 1629 г., написанная в Самаре и содержащая 223 миниатюры (РНБ. Q. XVII (45)), известны имена писца - иерей Афанасий и художника - Петр. 88 миниатюр работы иконописца Феодора Васильева Рябухина и его сына Феодора содержит рукопись, написанная в 1649-1650 гг. в Казани (ГИМ. Муз. 332). Современен ей (50-е гг. XVII в.) богато иллюстрированный московский список (БАН. Собр. Петра I. Ч. I. 26) из б-ки царя Алексея Михайловича ( Успенский В. , Писарев С. Лицевое житие прп. Иоасафа, царевича индийского. СПб., 1908). 193 миниатюрами украшена старообрядческая рукопись посл. трети XVIII в. (РНБ. Егор. 156). Иконография рус. списков «Повести» (как полных, так и отдельных притч) и ее отношение к греч. традиции остаются неисследованными. Почитание В. и И. как добродетельных подвижников обусловило их появление в рус. иконографии Страшного Суда XVI-XVII вв. в сцене восхождения в райские обители монахов, изображаемых с крыльями. Эта сцена противопоставляется низвержению демонов арх. Михаилом (напр., сольвычегодская икона, XVI в. (СИХМ); новгородская икона, XVI в. (НГОМЗ)); фрески Троицкого (Покровского) собора в Александрове и др.). Н. В. Квливидзе, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/154239.html

Начавшееся в 726 г. иконоборческое движение в Византии вызвало резкое неприятие на правосл. Ближ. Востоке. В Палестину бежали визант. монахи, спасаясь от гонений иконоборцев. В 50-х гг. VIII в., вероятно после иконоборческого Иерийского Собора 754 г., в Иерусалиме состоялся Собор под председательством патриарха Феодора I, на к-ром ИПЦ осудила иконоборчество ( Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. T. 3. Pt. 2. P. 676). В день Пятидесятницы 764 г. патриархи Александрии, Антиохии и Иерусалима по предварительному согласованию каждый в своем городе предали анафеме еп. Косму Епифанийского, примкнувшего к иконоборцам ( Theoph. Chron. P. 433-434). В актах VII Вселенского Собора 787 г. сохранилось послание патриарха Феодора I Иерусалимского († после 767) к патриархам Александрии и Антиохии, в к-ром обосновывалось почитание мощей и икон ( Mansi. T. 12. Col. 1136 sq.; ДВС. Т. 4. С. 406-411). На Соборе присутствовали представители 3 вост. патриархов синкелл Иоанн и игум. Фома, поддержавшие соборные решения о восстановлении иконопочитания ( Муравьев. 1844. Ч. 1. С. 319-322, 330, 334-337). В VII-VIII вв. палестинские христиане еще сохраняли культурные связи с Византией. Хотя большинство православных Св. земли были не греками, а эллинизированными арамеями и арабами, языком христ. лит-ры оставался преимущественно греческий. Богослужение также велось на греческом и при необходимости дублировалось на сирийском. Мозаики палестинских церквей VIII в. представляют собой редкие образцы визант. изобразительного искусства, совр. иконоборческой эпохе, не оставившей аналогичных памятников в самой Византии. С Палестиной связана значительная часть жизни прп. Анастасия Синаита , визант. богослова кон. VII в. Свт. Андрей Критский (ок. 660-740) 1-ю половину жизни провел на Ближ. Востоке, был секретарем местоблюстителя Иерусалимского престола. В лавре св. Саввы и в Иерусалиме прошли наиболее плодотворные годы жизни прп. Иоанна Дамаскина († ок. 750). Сводный брат прп. Иоанна Дамаскина прп. Косма Маюмский , также монах лавры св. Саввы Освященного и впосл. епископ Маюмы, оставил огромное поэтическое наследие. Прп. Стефан Савваит (Младший) и Леонтий Савваит на рубеже VIII и IX вв. создали ряд агиографических произведений о палестинских подвижниках и мучениках своего времени.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Паломники посещали Синайский монастырь и св. Гору в надежде теофании, и этой надежде отвечала теофаническая фигура Иисуса 42 . Вполне возможно, что мозаика в Классе с изображением фаворского жертвоприношения, совершаемого Мельхиседеком (см. выше), явилась в VII в. ответом на синайскую попытку «присвоить» себе это знаменательное событие. В свою очередь синайское Преображение выражает отчётливо отрицательную реакцию на предшествующий период христианской живописи, которая не порвала своих связей с языческим источником. Цветовое заполнение пространства в синайской мозаике явно связано с техникой фаюмского портрета, фронтальное расположение фигур напоминает не римские императорские образцы IV–V вв., но композиционное построение, нашедшее применение в Сирии уже в III в. в синагоге Дура-Европос 43 . Создаётся впечатление, что синайское Преображение находится в состоянии полемики с равеннским. Во всяком случае, там и тогда византийская иконопись нашла своё художественное воплощение. Наконец, чуть позже и богословы заявили о своих правах на художественную истину, и в 691 г. Трулльский собор запретил изображать Иисуса в виде агнца, указывая на важность того, чтобы Иисус был представлен в человеческом облике (канон 82) 44 . Обе мозаики опережают по времени установление самого праздника, на появление которого указывают некоторые источники. Это месяцесловы нескольких греческих Евангелий первой половины VIII в. 45 и слово прп. Андрея Критского (ок. 660–740), в котором отчетливо сказано: «Сегодня мы и празднуем это, то есть обожение нашей природы, её превращение в лучшее бытие и восхождение из естественного состояния в сверхъестественное» 46 . По своей дате 6 августа Преображение входит в круг праздников, которые, так или иначе, отражают осенние праздники иудаизма, связанные с Храмом. Оно соседствует с Успением Богородицы (15 августа), которое совпадает с 9 аба, днём разрушения Храма, и опережает на 40 дней Воздвижение Креста (14 сентября). В свою очередь дата 14 сентября соответствует 10 тишри еврейского календаря – дню освящения первого и второго Храма ( 3Цар.8 и Неем.8 ). Если «катакомбный» период в истории христианства был окрашен стремлением к освобождению от наследия иудаизма, к обретению собственной почвы под ногами, то «императорский» посвящен установлению связей христианского храмоздания с иерусалимским наследием. В связи с этим, становится очевидно, что богословский анализ события Преображения не может быть полным без учёта историко-художественного аспекта. Это входит в прямую задачу искусства – хранить и отыскивать ключ к истолкованию взаимосвязи различных духовных феноменов, на что в своё время авторитетно указал Эрнст Трельч 47 . Источники

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Петр Пушечников, строитель Стромынского мон., 239, 375. Пересвет Александр, инок Троиц. Серг. мон., 252, 818. Пещное действие, 740, 741. Пилат понтийский, 765, 774, 786, 797, 807. Его супруга Прокла в Святцах, 321, 341 и др. Пимен, архиеп. новгородский, 468. Пирогов Филофей, инок, биограф, 672. Писцы книг: Агафонко, Агафонище, поп новгородского Софийск. Собора, 736. Антоний, инок Троиц. Серг. мон., 165. Арсений Суханов , 189. Артемий Компанский, иером., 457. Афанасий Иванов Просфирнин, 639. Варлаам, инок Троиц. Серг. мон., 156. Варлаам, некто, 79. Вениаминишко, инок Троиц. Серг. мон., 123. Власий с. Остафьев, 143. Галасеишка Безсеньев, иеромонах, 771. Герман Тулупов, иеромон. Троиц. Серг. мон., 303, 514, 545, 628, 665, 668, 671, 672, 673, 674, 675, 676, 677, 679, 681, 694, 696, 699, 727. (Григорий, дьячок моск. Возн. мон., 676, 713). Григорий с. Якимов, 191. Гридица (Григорий Останыничь), 492. Данило Марков, книгописец Троиц. Серг. мон., 249. Димитрий, некто, 762. Евсевий, некто, 669. Евстафий Шепель, мирянин, 715. Евфимий, некто, 515. Елисей, инок Троиц. Серг. мон., 224, 759. Епифаний, некто, 22, 34. (Ермолай, дьячок моск. Возн. мон., 676, 713). Еремия, дьяк, 66. Ефрем, некто, 145. Игнатий, грек, 308. Игнатий, некто, 728. Игнатий Курачев, инок Троиц. мон., 316. Исаак Собака, инок Троицк. Серг. мон., 100. Исаия каргополец, инок Трц. Серг. мон., 133, 134, 316, 779. Иаков, священник Воздвиженский, 648. Иоанн и Алексей, 35. (Иона Колоб, головщик Троиц. Серг. мон., 98; другой Иона монах, 239). Иона, игумен угрешский, 746. Иван, некто, 120. Иван Елисеев, 446. Иван Басов, (слуга Серг. мон.), 353. Иосиф, некто, 190. Иосиф Ковалевский, 732. Иосифишко Опекалов, инок, 257. Козма, некто, 27; другой, 38. Козма, дьак Пятницкой церкви, 370. Леонид Хоцятовский, иеродиакон, 454, 455. Макарьище, иером. Троицк. Серг. мон., 747. Макарий, чернец, 660. Мисаил, иеродиакон голутвинский, 159, 770. Михаил Медоварцов, новгородец, 466. Микула, некто, 765. Моисей, диакон, 488, 494, 524, 536, 547, 559, 580, 590.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

поезия»//Литературна мисъл. София. 1976. 7. С. 35-54; Краева Б. Рилският книжовник мон. Спиридон//Старобългарска лит-ра. 1978. Кн. 3. С. 119; Мавродинова Л. Земенската църква. София, 1980. С. 14; Грозданов Ц. Портрети на светителите од Makeдohuja од IX-XVIII в. Ckonje, 1983. С. 161-163; Райков Б., Кодов Х., Христова Б. Славянски ръкописи в рилския ман-р. София, 1986; С. Свети Срби. Kparyjebaц, 1989. С. 22-24; Поп-Атанасов Г. Непознат препис од службата на Joakuм Осоговски со Климентовиот канон за Eфmuмuj Велики//Спектар. Ckonje, 1990. Бр. 16. С. 5-31; Jakuмobcka М. Одразот на култот на св. Joakuм Осоговски во писмената и културна mpaдuцuja во Makeдohuja//Спектар. 1993. Бр. 21/22. С. 38; она же. Св. Joakuм Осоговски. Ckonje, 1997; Поповска-Коробар В. Претстава на северномакедонски пустиножители//Културен живот. Ckonje, 1994. 1. С. 36; она же. Лесновски ман-р св. Архангел Михаил и св. Гаврил Лесновски. Ckonje, 2000. С. 37, 79; Б. Старо Нагоричино. Београд, 1993. С. 25-27; Гергова Е. Пространното житие на св. Йоаким Осоговски - структурно-типологични наблюдения//Старобългарска лит-ра. 1994. Кн. 28/29. С. 78-85; она же. Химнографските произведения за западнобълг. анахорети като белег за култа към тях//Свети места на Балканите. Благоевград, 1996. С. 31-37; Узунова Е. Историята на един новонамерен ръкопис: Хилендарският препис на житието на Йоаким Осоговски-Сарандапорски от 1789 г.//Старобългаристика. 1996. 2. С. 3-42; Джурич В. Византийские фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000. С. 148, 189, 385, 405; Muxajлobcku J. Десет века св. Joakuм Осоговски. Куманово, 2005; Ucmopuja на бълг. средновек. лит-ра/Съст.: А. Милтенова. София, 2008 (по указ.). А. А. Турилов, Д. Чешмеджиев Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.) ПАРАСКЕВА (Петка; † не позже нач. XI в.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская, прп. (пам. 14 окт.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/468939.html

Предпразднство — день (или дни), предшествующие великому празднику, когда Церковь наряду с молитвами и песнопениями воспоминаемым святым предлагает молитвословия в честь наступающего праздника, приготавливая верующих к его достойной встрече. Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова (5 дней) и Богоявления (4 дня). Припев канона — стих, которым предваряются тропари канона. Для канонов праздников Господних припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», Богородичных — «Пресвятая Богородице, спаси нас», припев воскресных канонов — «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему», крестовоскресных канонов — «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению». В каноне ко Святому Причащению — особые припевы: стихи 50-го псалма. В некоторых канонах бывает особый припев к 1му тропарю 1й песни (так — в каноне Ангелу хранителю), Троичный припев в 8й песни (в каноне ко Святому Причащению). На 9й песни канона великих праздников бывают особые припевы — иногда целый ряд припевов, как в Пасхальном каноне или, например, каноне Сретения Господня. Псалтирь — книга псалмов Давидовых. Псалтирь содержит 150 псалмов, которые делятся на 20 отделов, или кафизм. Стих — краткое изречение или песнь, избранная из Псалтири или других книг Священного Писания, предваряющая пение, чтение и некоторые молитвы. Стихира (по-гречески — «то, что написано стихами, стихотворение») — церковное песнопение, повествующее о празднуемом событии… Троичен — тропарь, посвященный прославлению Пресвятой Троицы и учению о Ней. Тропарь — краткая песнь, в которой прославляются дела Бога или святых его. В широком смысле — общее название для всяких церковных песнопений. В узком смысле — главное песнопение в честь праздника или святого. Об авторах молитв Андрей Критский, святитель, архиепископ Критский (ок. 660740 г.; память 4 июля) — великий византийский песнотворец, один из первых творцов канонов и, по-видимому, создатель самого жанра канона. Родился в Дамасске, в детстве был нем и получил дар речи по причащении Святых Христовых Таин в семилетнем возрасте. В 14 лет был отведен родителями в иерусалимский монастырь братства Гроба Господня и посвящен Богу. Был экономом Братства; после 681 года был послан в Константинополь и оставлен при церкви Святой Софии, рукоположен в сан диакона. Двадцать лет он трудился при храме и возглавлял благотворительные учреждения Церкви — Дом для сирот и Дом престарелых. Затем был рукоположен в епископский сан и назначен архиепископом Крита, где много потрудился и проповедью, и молитвой, и благотворением. Когда в Византии началось иконоборчество, выступил в защиту святых икон.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

С ними и мы будем сегодня воспевать и праздновать, не с пышностью, но боголепно, нося вайи не в руках только, но и в душе: и, убелив душу паче снега, изгоним из нее всякую мертвенность древнего одеяния (ср. Быт. 3: 21 ), отринем всякую гордыню и превозношение. Вот, Царь бесплотных приходит не на колесницах и не с воинством, но сидя на бедном и малом осленке, научая тебя восходить не на коне и муле, у которых нет разума (ср. Пс. 31: 9 по LXX). Итак, соединимся и мы в смирении, чтобы собраться со Христом. С ангелами восхвалим, с детьми прославим, с Вифанией взыграем, с Лазарем восстанем от мертвых дел, с обитателями Сиона составим хоры, с прозревшими слепцами будем вопить, с младенцами и старцами восхвалим, с учениками провозвестим. Подобно детям, мудро разбросаем по пути жизни вайи масличные, посредством милостыни и милосердия расстелем самих себя по Пути, говорящему: Я есмь путь ( Ин. 14: 6 ), чтобы и нам через Него обрести милость от Него и вместе с Ним войти в горний Иерусалим, – дабы войти в великое это святилище всем вместе, и идущим впереди и идущим [за ними] вослед. Идущие впереди – [входящие сюда] в третий час, а последующие – в одиннадцатый час. Шествующие впереди – [входят] чрез дела, а идущие вослед – посредством намерения. Всем же – и следующим и грядущим последовать за Христом [надлежит], царствуя вместе с Ним, и наслаждаясь вечными благами, воссылать славу и честь Ему, купно с Отцом и Всесвятым и Животворящим Духом, ныне и всегда, и во все веки веков. Аминь. Святитель Андрей Критский. Беседа на четверодневного Лазаря Святитель Андрей Критский (около 660, Дамаск – 740, остров Лесбос) – замечательный византийский гимнограф, автор знаменитого Великого покаянного канона, иных богослужебных текстов (в том числе канонов на важнейшие церковные праздники), а также целого ряда ярких и богословски глубоких проповедей. Святитель Андрей родился в Дамаске в христианской семье. До семи лет мальчик был немым и заговорил лишь после того, как впервые причастился Святых Христовых Таин. Получив хорошее образование, Андрей в возрасте 15 лет поступил в Святогробское братство при храме Воскресения Христова в Иерусалиме и принял монашеский постриг. В 685 году прибыл в Константинополь, где был посвящен в сан диакона и прослужил около 20 лет в храме святой Софии. При Константинопольском патриархе Кире (706–712) был рукоположен в епископский сан и стал архиепископом Критским с кафедрой в городе Гортина. Вскоре по неосторожности подписал еретическую анафему VI Вселенскому Собору, но затем горько раскаялся в этом грехе и вернулся к чистоте православного исповедания; по преданию, именно такое его глубокое раскаяние и стало причиной создания Великого покаянного канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

«Синаксарь» недели Мытаря и Фарисея считает сотворителем Триоди св. Косму Маюмского, брата св. Иоанна Дамаскина. Этот синаксарь принадлежит автору XIV в. Никифору Ксанфопулу (Ξανθοπουλο?), его мнение недалеко от правды. Существуют три типа Триоди до 1–го издания (Венеция 1522): а) Восточный или Иерусалимский, б) Константинопольский, в) Студийский. 1. Восточная Триодь а) авторы: Св. Андрей Критский (660–740): считается автором жанра канона; автор канона по случаю землетрясения (17 марта) и трипеснцев (триодей) для Страстной Седмицы (ныне на повечериях); Св. Косма Маюмский (епископ в 743): трипеснец Великого Понедельника, двупеснец (диодь) Вел. Вторника и четверопеснцы (тетраоди) Вел. Среды и Вел. Субботы. Св. Иоанн Дамаскин (+799); Андрей Слепой; Стефан Савваитский: тропари κατανυκτικα и самогласны «дня»; Марк Савваитский (палестинский монах, клирик Св. Софии, епископ Отрантский в Италии): дополняет четверопеснец Вел. Субботы. б) рукописи (XI-XII вв.): Barberini 339, Reginensis Pii II 31, Grottaferrata Δ.β/VI. 2. Константинопольская Триодь а) авторы: Феофан Начертанный (палест. монах, епископ Никейский, +845): канон Недели Православия; Св. Иосиф Песнописец (сицилиец, +863); Кассия (Иказия) (константиноп. монахиня): самогласен Вел. Среды и др.; Лев Мудрый (император, +911): самогласны; Симеон Метафраст (+970): стихиры четверга Вел. Канона; Тарасий; Георгий Никомидийский (клирик Св. Софии, епископ с 860 г.) б) рукописи: Vatican 711 (XII в.), Barberini 484/118 (1120 г.) 3. Студийская Триодь а) авторы: Феодор Студийский; Иосиф Солунский (+830): стихиры, седальны, трипеснцы, каноны; Климент Студийский (IX в.); Николай Студийский (IX в.); Антоний Студийский (IX в.); Никифор Каллист Ксанфопул (+1335 г.): автор синаксарей. б) рукописи: Grottaferrata Δ.β.1 (XI в.), Grottaferrata D. p. III (XII в.), Sinai 736/734 (XI в.), Афон: Вел. Лавра 13, Вел. Лавра Г 15, Vatican 786 (1376 г.), Vatican 769 (XV-XVI в.) 4. Триодь смешанного типа а) авторы: предыдущие, особенно Студийские монахи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Следует подчеркнуть, что учение о Фаворском Свете (как бы нам ни истолковывать это выражение) не является чем-то новым, впервые открытым св. Григорием Паламой . В Священном Писании и Ветхого, и Нового Завета есть много мест, где говорится о Божественном Свете 111 . Выражениями об этом Свете насыщены литургические песнопения и тексты Православной Церкви 112 . Такую же картину можно проследить и на всем протяжении патриотической и аскетической письменности Восточной церкви, причем выражения, описывающие Свет, употребляются здесь как для обозначения Самого Бога (предмет видения), так и того внутреннего состояния, которое испытывает познающий Его (в известном смысле это одно и то же). В последнем значении – мистического состояния – аскетические писатели православной традиции часто употребляют выражение «Божественное озарение». Этот термин встречается неоднократно у преп. Максима Исповедника (580–662), но с особенной силой описывает видение Света преп. Симеон Новый Богослов (949–1022), как в своих поучениях, так и в стихах. Не будет преувеличением сказать, что никто, кроме него не выражал с такой яркостью, откровенностью и подробностями видения Божественного Света. С другой стороны, мысли о природе этого Света, об его несравнимости и отличности от всего тварного, об его несозданности встречаются (при отсутствии систематичности изложения) у многих православных авторов задолго до Паламы. Ограничимся несколькими примерами. Указания на это мы уже можем видеть у преп. Макария Египетского (IV в.), у блаж. Феодорита (V в.), в жизнеописаниях многих святых, в особенности преподобных, например в житии Павла Латрского (X в.) 113 . Св. Григорий Богослов (329–390) учит в своем Слове на крещение о Фаворском Свете, как о видимом явлении Божества. Еще больший интерес представляют принадлежащие св. Андрею Критскому (660–740) и преп. Иоанну Дамаскину (†750) Слова на праздник Преображения 114 . Развиваемое в них (особенно у Дамаскина) учение о Фаворском Свете весьма сходно, и не только по своему содержанию, но даже и по словесной его формулировке с учением Паламы о том же предмете. Однако лишь у афонских исихастов XIV века, в частности у Паламы, это учение приобрело почти центральное значение и систематический характер. Итак, обратимся непосредственно к Паламе.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/pravos...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010