Бог един и непознаваем, но открывается человеку в Слове и Духе, которые, по С., – только модусы самовозвещения и самосообщения Божества, а не ипостаси. Против католичества С. полемизирует более яростно, чем против последователей Реформации; Римскую церковь называет содомской блудницей, а лютеранам и кальвинистам старается доказать, что умерщвление плоти и добрые дела столь же несомненно ведут к спасению, как и вера. С. еще до выхода книги сообщил важнейшие отрывки из нее Кальвину, который донес архиепископу вьеннскому, кто является автором анонимного трактата. Вследствие этого С. бежал из Вьенны и, пробираясь в Италию, проездом остановился в Женеве. Узнав о его прибытии, Кальвин донес на него городскому совету. С. был арестован и отдан под суд. На следствии и суде Кальвин выступил и следователем, и свидетелем, и об­винителем. Истощив теологические аргументы, Кальвин с жаром доказывал, что С. анабаптист, т. е. член секты, которая незадолго до того проявила революционное отношение к общественному строю. С., со своей стороны, ссылался на обычай древней Церкви, которая только изгоняла еретиков. Он был приговорен к сожжению на костре и сожжен 27 октября 1553 г., оставшись до конца верным своему учению. С. вошел в историю прежде всего как первая жертва протестантского фанатизма. Его смерть положила начало многовековой дискуссии о свободе совести. Первым трудом на эту тему был трактат известного итальянского гуманиста Себастьяна Кастеллио «О еретиках» (1554). Вольтер писал в «Опыте о нравах», что казнь Сервета произвела на него большее впечатление, чем все костры инквизиции. СЕРГИЙ I – Константинопольский патриарх с 610 по 638 г.; был дружен с императором Ираклием, в его отсутствие управлял империей. С целью примирения с монофизитами сформулировал положение о двух природах, но единой воле (энергии) Иисуса Христа, легшее в основу учения монофелитов. Предполагаемый автор акафиста Божией Матери, составленного по поводу избавления осажденного Константинополя от аваров и персов в 626 г.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

(476) Это чрезвычайно ясно, ибо всякий, кто не является несторианином, никак не может быть агноитом. Действительно, тот, кто исповедует, что сама Премудрость Божия воплотилась, как сможет он сказать, что есть что-то, что этой Премудрости неведомо? Написано: «В начале было Слово, и Слово было... Бог... Через Него все начало быть» [ Ин 1, 1–3 ]. Все, то есть, без сомнения, и день, и час. Кто же настолько безумен, чтобы дерзнуть сказать, что через Слово Отца начало быть то, чего Оно не знало? Писание говорит также: «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его...» [ Ин 13, 3 ]. Кто же настолько глуп, чтобы говорить, что в руки Сыну было отдано то, чего Он не знал? Латеранский собор (31 октября 649 г.) Усилия, предпринятые посредством осуждения Трех Глав 159 для ослабления раскола, вызванного монофизитством, потерпели неудачу. Поддерживаемый императором Ираклием (Гераклием), желавшим укрепить свою империю, которой угрожали персы, патриарх Константинопольский Сергий (610–638) предпринял новую попытку объединить отделившиеся Церкви. Не без некоторой двойственности он старался прийти к компромиссу, признавая во Христе две природы, но единый принцип действия (моноэнергизм) и, следовательно, единую волю (монофелизм). Императоры, сначала Ираклий, а затем Констанс II, пытались заставить епископов империи принять Символ веры и Конституцию, одобряющие это учение. В действительности, принять это означало признать одно из последствий монофизитства – всякое действие исходит из природы; и если существует единый принцип действия и единая воля во Христе – это означает, что в Нем только одна природа. По этой причине моноэнергизм и монофилизм были неоднократно осуждены, и в конце концов самым торжественным образом – папой Мартином I на Латеранском Соборе. На этом Соборе присутствовали сто пять епископов из Италии и Африки. Конечно, этот Собор не был вселенским, но значение принятых им канонов в дальнейшем, когда папа своим авторитетом признал их правилом веры, возросло. Повторение формулы «согласно Святым Отцам» свидетельствует о значении, которое Собор придавал Преданию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Точку зрения Ефрема Антиохийского на указанный вопрос разделял и Иоанн Скифопольский, весьма глубокий православный мыслитель VI в., автор большинства схолий к «Ареопагитикам» 37 . Во всяком случае, в одном из своих фрагментов он подчёркивает отличие действия разумной души Христа от действия Его божественной природы, а поэтому утверждает «два действия Того же Самого и единого Господа» 38 . Наконец, не умножая количество примеров, можно указать и на малоизвестного православного полемиста середины второй половины VI в. монаха Евстафия, который, возражая монофизитам, также настаивал на различии божественного и человеческого действий во Христе 39 . Эти (и некоторые другие) православные авторы единодушно признавали два «естественных действия» Христа, подчеркивая их единство в одной Ипостаси Богочеловека. Тем самым проводилась разграничительная линия между Православием и монофизитством. Однако вглубь проблемы они не шли: вопрос о том, каким образом соединялись два естественных действия в едином Христе, а также проблема «воль» в Нем, ими не ставились. Во второй половине VI в. первый вопрос попытался поставить патриарх Анастасий I Антиохийский. Решал он его вполне в православном духе, но использовал недостаточно точную и адекватную терминологию, говоря то о двух, то об одном действии Христа, а также высказываясь об одной воле Его 40 . Подобная неточность в терминологии уважаемого и пользующегося на Востоке большим авторитетом защитника Православия могла породить соблазн. И этот соблазн был порожден: в некоторых православных кругах (главным образом, в Сирии) сложилось убеждение, что тезис об одном действии и одной воле Господа нисколько не противоречит принципам ортодоксальной христологии. Тем самым был сделан первый шаг к возникновению новой ереси – монофелитства. И возникла она не из монофизитства, как порой считают, а из среды православных, как тупиковый ход богословской мысли. 3. Первый этап развития монофелитства: «монэнергизм» (615–633 гг.) Главным инициатором этой ереси был константинопольский патриарх Сергий (610–638 гг.), бывший до своего избрания сравнительно молодым диаконом столичного собора св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Только в самом конце ранневизант. периода классический жанр истории достигает органичного соединения с христ. мировоззрением - в сочинении Феофилакта Симокатты , написанном, очевидно, между 628 и 638 г. Идеал императора у Феофилакта уже включает такие понятия, как смирение, признание бренности всего земного, упование на Божественное провидение, но прежде всего - благочестие. Ход истории в большей степени, чем у Прокопия и Агафия, определяется у Феофилакта вознаграждением за добродетель и воздаянием за грехи. Однако стремление при всем том оставаться в рамках, установленных античной традицией, нередко приводит историка к излишней риторичности. В целом по стилю он уступает своим предшественникам, что отмечалось уже Патриархом Фотием в его «Библиотеке». Одним из видных богословов этого времени является свт. Анастасий I Синаит , Патриарх Антиохийский. Он составил 5 философских трактатов в форме проповеди, посвященных антиеретической полемике, к-рые дошли до нас в лат. переводе. Символическое изображение мироздания. Миниатюра из " Христианской топографии " Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 98, кон. IX в.) Символическое изображение мироздания. Миниатюра из " Христианской топографии " Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 98, кон. IX в.) В VI и 1-й пол. VII в. продолжает развиваться агиография. Чрезвычайно интересна фигура Кирилла Скифопольского , автора целой серии биографий основателей палестинских мон-рей: прп. Евфимия Великого, прп. Саввы Освященного и др. Автор точен в передаче фактов, внимательно относится к подробностям и тщательно фиксирует хронологию. Созданные Кириллом жития образуют в нек-ром смысле единое повествование, где собирательный образ палестинского монашества, с одной стороны, и фигура автора, с др., играют самостоятельную лит. роль. Произведения Кирилла мало риторичны и по стилю ориентированы скорее на Apophthegmata Patrum. Новые перспективы изучения его творчества, связанные с атрибуцией «Похвального слова преподобным Евфимию и Савве», сохранившегося в слав. версии, могут существенно изменить мнение о времени кончины Кирилла (нач. 610-х) и о развитии его лит. метода.

http://pravenc.ru/text/383977.html

«Прошу тебя более не употреблять слова «повелел». Знаю, кто я и кто ты: ты мой брат по сану и отец по жизни. Я ничего не повелевал. Я только советовал, и даже этот совет мой ты не строго выполнил... Я просил тебя не давать этого титула ни преемнику Константинопольскому, ни кому-либо другому, а ты приложил его ко мне. Я умоляю твое святейшество, которого я так горячо люблю, никогда более этого не делать... Я не считаю, что что-либо может принести мне честь, если из-за этого мои братья утратят честь, причитающуюся им. Моя честь - это честь Вселенской (универсальной) Церкви, моя честь - это объединенная сила моих братьев. Тогда и лишь тогда мне оказывают истинную честь, когда никому другому не отказывают в чести, причитающейся ему по праву. Но если твое святейшество называет меня Вселенским (универсальным) папой, то ты сам отказываешь себе в том, чем, по твоим словам, я являюсь для всего мира. Не дай Бог! Прочь все титулы, питающие тщеславие и нарушающие любовь!» Дискуссия эта закончилась, лишь когда император Маврикий напрямую приказал папе закрыть эту тему. Интересно, что в этом споре св. Григорий высказывает те же самые богословские возражения, которые выражались на Православном Востоке против папских претензий в более поздний исторический период. Папа Григорий не был исключением: как и все папы его времени, он считал себя преемником св. Петра и видел в Петре источник епископской власти, - но он не считал, что эта власть давалась епископам только лишь через Рим. В связи с этим он является ведущим носителем и выразителем подлинно православной экклезиологии, благодаря которой Запад и Восток сохраняли единство все первое тысячелетие христианской истории. Тесные отношения Византии с римскими епископами продолжались практически весь VII в., за исключением монофелитского кризиса и трагической кончины в ссылке в Крыму папы Мартина I Исповедника (655 г.). Преемники Григория Бонифаций III (607) и Бонифаций IV (608-615) поддерживали добрые отношения с Фокой, и он наградил их, преобразовав Пантеон в церковь. Папа Гонорий (625-638), правивший при Ираклии (610-641), был весьма популярен среди римлян, говоривших, что он следовал стопам Григория, и видевших в нем своего вождя. Он восстановил благочестивую монашескую дисциплину в Латеране. К сожалению, Гонорий скомпрометировал себя поддержкой ереси монофелитизма. В результате он вместе с другими еретиками был осужден на VI Вселенском Соборе (680 г.), и все последующие папы были вынуждены анафематствовать его память при своем рукоположении.

http://sedmitza.ru/lib/text/434772/

Но во время арианских смут, по свидетельству св. Тарасия, патр. константинопольского, было «очень много православных епископов» ( Деян. 7 всел. соб., стр. 131), напр., Григорий Богослов , Мелетий Антиохийский , Афанасий Вел. и др.; из епископов составлялись целые соборы, напр., Александрийский, собранный Александром, еписк. александрийским, – 1-й вселенский, на котором присутствовало 318 православных епископов, Антиохийский (341 г.), на котором присутствовало 90 епископов, большею частью православных, Сардикийский (347 г.), на котором присутствовало до 170 епископов, большею частью православных. Что касается бл. Иеронима, то он говорит совсем не о том, что в указанное время оставались только три епископа во всем мире, а о том что три возвратившихся из ссылки исповедника (св. Афанасий В., Иларий и Евсевий Верцелленский) имели право принимать в Церковь обращающихся из арианской ереси, как поступил и Никейский собор. 195 Во время господства монофелитской ереси также было не мало епископов твердых в православии, каковы, напр.: св. Софроний, патр. иерусалимский, который немедленно, по вступлении на патриаршество, созвал собор из палестинских епископов и проклял ересь монофелитскю (Ч.-Мин., мар. 11), папа Северин и западные епископы не только римской области, но и африканские и галльские (см. Барон. лет. 642–655). Что же касается свидетельства Феатрона, то оно не соответствует действительности. Патриархи – Анастасий Антиохийский (610 г.) и Захария Иерусалимский (609–614 г.) не были современниками папы Гонория (626–638 г., см. у Барон. л. 757 об.; летоп. Арсения л. 256) и еретиками; напротив, оба причислены к лику святых. Кроме того, в Феатроне не упоминается о современнике Гонория Георгии, патр. александрийском (621–630 г.), который не был еретиком. 196 б) Кроме примеров, защитники поповщины стараются подтвердить свою мысль разными свидетельствами напр.: 1) Св. Афанасий Вел., в толковании слов псалмопевца: не постыдятся во время люто, говорит: «во времена гонений, при оскудении учителей (истинных), сам Господь Духом Своим Святым препитает верующих в Него» (кн. 4, стр. 146). 197 – Говоря об оскудении пастырей во времена гонений, св. Афанасий Вел. отнюдь не говорит, что Церковь , хотя бы до некоторого времени, может лишиться всех истинных пастырей: епископство, по нему, столь необходимо для Церкви, что без него не может быть ни самой Церкви, ни христиан. «Что учредил Господь чрез апостолов, писал он Драконтию, то прекрасно и непоколебимо пребывает... Если бы все имели ту же мысль, какую имеют ныне твои советники (т. е. чтобы Драконтию отказаться от поставления в епископы), то как сделался бы ты христианином без епископов? Если возымеют такую мысль те, которые будут после нас, то возможно ли стоять Церкви» (Твор. св. Афан. ч. I, стр. 394–395)?

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Казалось, что всё складывалось самым лучшим образом, как вдруг неожиданно весьма резко выступил против с трудом установленного учения унии вновь избранный иерусалимский патриарх Софроний, превосходный учёный и благочестивый аскет из школы александрийского патриарха Иоанна Милостивого (610–619 гг.), но вместе с тем страстный и бестактный ревнитель. Громадное впечатление произвело мнение этого иерарха, равно уважаемого и за свою учёность и за благочестие. Благочестивые люди вздыхали и объявляли повреждённой чистоту веры. Напрасно благоразумные епископы нового и старого Рима старались успокоить «гневного святого». Как обычно бывает, он счёл себя обязанным повиноваться более Богу, чем людям, и остался глухим к самым убедительным представлениям. Ираклий старался действовать примирительно и издал в 638 г. составленный Сергием указ ( κθεσις), который не был способен, однако, успокоить бурю своим ясным признанием учения о единой воле. И в западных провинциях, Италии и Африке, распространилось сильное возбуждение и раздуваемое духовенством прямо революционное настроение. Бывший тайный секретарь императора св. Максим, основательно изучивший философию Аристотеля, тонкий диалектик, прямо-таки нелояльным образом повысил раздражение африканцев и по мере сил увеличивал правительству затруднения своей мало благочестивой ревностью. Таким образом, правительство, когда ему в высшей степени угрожали новые военные опасности, видело себя ослабленным внутри государства религиозным спором. Со времени крушения персидского могущества восточные дела казались благоустроенными. Как могли в Византии предчувствовать, что Аравия, страна, лишённая истории, вдруг воссияет подобно метеору, и станет носительницей могучей всемирно-исторической будущности! Как могли римляне предвидеть, что радостно-религиозный военный энтузиазм ислама станет столь ужасным для империи! К первым нападениям мусульман, не имевшим заслуживающего упоминаний успеха, в столице отнеслись очень легко. Но когда в 634 г. в их руки попала Бостра, столица византийской провинции Аравии, император самолично появился в сирийской столице Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Эта общая забота о всем человеческом (нитапит) не предполагала ясного разграничения юрисдикций между государством и Церковью. Единство задачи составляло самое содержание идеала «симфонии», определенного Юстинианом. Это единство задачи оправдывало стремление императора использовать свое право заниматься практическими церковными делами (избранием патриархов, созывом соборов, определением границ церковной юрисдикции и т. д.), так же, как и восприятие лицами духовного звания политической роли. Конечно, каноническое право Церкви запрещало и назначение клириков светской властью (II Никейский собор, пр. 3), и восприятие клириками какой-либо гражданской должности (Халкидонский собор, пр. 7). Но каноны эти никогда не были гарантией от злоупотреблений. С другой стороны, Церковь никогда не считала злоупотреблением обеспечивать юстиниановскую «симфонию» через поддержку государства, когда в этом появлялась нужда. Так, «вселенский патриарх» Константинополя был в действительности политическим должностным лицом империи, гарантом имперской законности, и ему надлежало автоматически воспринимать регентство в государстве, когда возникала нужда. Примером тому служит та роль, которую играли в качестве регентов или политических лидеров патриарх Сергий I (610–638), Николай Мистик (901–907, 912– 925), Арсений Авториан (1255–1259, 1261–1265) и Иоанн Калека (1334–1347). Типично византийское понятие неразрывного единства между вселенской Церковью и в идеале вселенской империей нашло также свое выражение в самые последние дни Византии. Патриарх Антоний (1389–1390, 1391–1397) получил от московского великого князя Василия I запрос, можно ли опускать в богослужении поминовение византийского императора в России. «Сын мой, – отвечал патриарх, – ты не прав, говоря: у нас есть Церковь , но нет императора. Христианам невозможно иметь Церковь и не иметь империи. Между Церковью и империей есть великое единство и общность. И невозможно им быть отделенными друг от друга» 340 . Духовные дети Византии, славяне, несомненно запомнили этот урок. Византийский образец отношений между Церковью и обществом с тем же идеалом «гармонического» сочетания в совместной преданности Христу был ими всецело воспринят. Создавая свои маленькие «Византии» в Преславе, Охриде, Тырнове, Киеве и Москве, славянские цари и князья признавали Церковь как руководительницу и вдохновительницу своей культуры. И роль эту Церковь воспринимала охотно, переводя византийские тексты на местные языки и беря на себя социальную и политическую ответственность всякий раз, когда в этом возникала нужда. Так свт. Алексией Московский временно стал регентом Московской Руси (1358–1378), и его примеру позже последовал патриарх Филарет (1619–1634). Даже великий преп. Сергий Радонежский использовал свой духовный авторитет против междоусобных распрей русских князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАСИЙ [лат. Eustasius, Eustachius, Austasius; франц. Eustase, Eustache] (ок. 560-629), прп. (пам. зап. 29 марта), ученик прп. Колумбана , настоятель мон-ря Луксовий (на месте совр. г. Люксёй-ле-Бен, Франция). Основным источником сведений о Е. является Житие настоятеля Колумбана и его учеников, составленное Ионой из Боббио в 640-643 гг. Иона переселился из Италии в Луксовий в 628 г., познакомился с Е. и был свидетелем его последнего года жизни. Иона упоминает, что рассказы Е. послужили источниками сведений для Жития прп. Колумбана ( Ionas. Vita Columbani abbatis. P. 63). Е. был племянником Миетия, еп. г. Лингоны (ныне Лангр). После прибытия Колумбана в Галлию Е. присоединился к ученикам святого и впосл. участвовал в основании мон-ря Луксовий (590). Когда в 610 г. Колумбан был изгнан по приказу кор. Бургундии Теодориха II, Е. остался в Луксовии. Во время путешествия Колумбана по герм. землям Е. был в числе его спутников (Ibid. I 27), однако не сопровождал его в Италию и вернулся в Луксовий. Незадолго до смерти Колумбана (615) Хлотарь II, король франков, послал Е. со свитой из знатных людей в Италию, чтобы просить святого вернуться в Галлию. Колумбан ответил, что слишком стар для трудного путешествия, однако попросил короля не оставлять Луксовий своими заботами. Колумбан дал Е. наставление по управлению монашеской общиной и отпустил его. По возвращении в Галлию Е. принял руководство мон-рем, король наделил обитель земельными владениями (Ibid. I 29). Е. поддерживал в Луксовии традиции, введенные Колумбаном. Численность братии значительно увеличилась, монашеская община славилась подвижническим образом жизни. Луксовий стал одним из наиболее значительных духовных и культурных центров франк. Галлии. Некоторые воспитанники Е. впосл. были назначены на епископские кафедры, напр. Хагноальд († 638), еп. Лавдуна (ныне Лан) и брат св. Бургундофары (Фары). Ок. 620 г. по благословению Е. насельники Луксовия прп. Ромарик и Амат основали в горах Восег (ныне Вогезы) мон-рь Хабенд (на месте совр. г. Ремирмон). В годы настоятельства Е. насельники Луксовия основали и др. мон-ри, в к-рых был введен устав прп. Колумбана.

http://pravenc.ru/text/187404.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010