Числа: Март (Церковные даты марта)/Подготовил Роман Маханьков//Фома. - – Март 2006. – С.40-41. – (рубрика « Числа »). Представлены и прокомментированы даты: 2 марта (17 февраля по старому стилю). День памяти святителя Ермогена , Патриарха Московского и всея Руси ; 5 марта (20 февраля по старому стилю). Воспоминание Адамова изгнания ; 13 марта ( 28 февраля по старому стилю). День памяти священномученика Арсения, митрополита Ростовского (1772 г.); 15 марта ( 2 марта по старому стилю). Праздник в честь иконы Божией Матери «Державная »; 25 марта (12 марта по старому стилю). День памяти святителя Григория Двоеслова, папы Римского .   Андрей Кураев (исполняет функции иностранного агента) , диакон храма Св. Иоанна Предтечи на Пресне. Не смерть, а успение . Родительская суббота – день поминовения усопших (предпоследняя суббота перед Великим Постом, вторая, третья и четвертая субботы Великого Поста)//Фома. - – март 2006. – С.41. – (рубрика « Числа »). Возрождение: Казанский собор на Красной площади, город Москва: Рассказывает настоятель Казанского собора протоиерей Николай Иноземцев. Фото Евгения Глобенко//Фома. - – март 2006. – С.42-43. – (рубрика « Возрождение »). Начистоту: Протоиерей Всеволод Чаплин . / Рисунки Валерии Ярославцевой. Фото священника Сергия Новожилова//Фома. - – Март 2006. – С.44 – 48. – (рубрика « Начистоту »). публикации записок протоиерея Всеволода, начатой журналом «Фома» в за 2005 год (С.44-47). Лики и лица: Священномученик Николай Розов (родился 27 ноября 1877 г. – расстрелян 5 марта 1938 г.)/Материал подготовила Анастасия Верина //Фома. - – март 2006. – С.49. – (рубрика « Лики и лица »). Мир Библии: Иуда. Хроника одного предательства. Попытка исторической реконструкции/Автор Александр Ткаченко. Проиллюстрировано репродукциями картин Николая Ге, Джотто, Гелия Коржева//Фома. - – март 2006. – С.50-53. – (рубрика « Мир Библии »). Вопрос – ответ: Верую, Господи, помоги моему неверию. На вопросы читателей отвечает священник Александр Шрамко , клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы, г. Минск//Фома. - – март 2006. – С.54. – (рубрика « Вопрос – ответ »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-35-m...

Сущность поста выражена в следующем церковном песнопении: " Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим " . " Закон постничества такой, - пишет святитель Феофан Затворник, - в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое себе угодие отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовию труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхах, в утешениях взаимнообщения " . Какие посты установлены Церковью Некоторые из православных постов постоянно бывают в одни и те же месяцы и числа, другие - в разные числа, поэтому православные посты делятся на преходящие и непреходящие. Посты могут быть также многодневными и однодневными. Многодневные посты, соответствующие четырем временам года и положенные Церковью перед великими праздниками, четыре раза в год призывают нас к духовному обновлению во славу Божию, так же как четыре раза в год обновляется во славу Божию сама природа. Посты духовно приготовляют нас к участию в святой радости грядущих праздников. Церковь установила два многодневных преходящих поста - Великий и Петров, дата которых устанавливается в зависимости даты Святого Воскресения (Пасхи), и два многодневных непреходящих - Успенский (или Богородичный) - с 1 по 14 августа (по старому стилю) - и Рождественский (или Филиппов) пост - с 15 ноября по 24 декабря (по старому стилю). Однодневные посты, установленные Церковью, - пост в день Воздвижения Креста Господня - 14 сентября (по старому стилю), пост в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи - 29 августа (по старому стилю), пост в навечерие Богоявления Господня - 5 января (по старому стилю). Кроме того, на протяжении всего года хранится пост среды и пятницы. Как поститься в среду и пятницу Пост, хранимый Православной Церковью в среду, установлен в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа Иудой на страдание и смерть, а в пятницу - в воспоминание самих страданий и смерти Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2116...

И опять следует отметить разницу в датах: – 4 августа 1799 г. 20 – 4(15) августа 1799 г. 21 – 4–6 августа 1799 г. 22 Вскоре А.В.Суворов тяжело заболел и скончался. Причем с датой его смерти наблюдается аналогичная всему вышерассмотренному картина: – 6 мая 1800 г. 23 – 6(18) мая 1800 г. 24 Внешне все отмеченные выше расхождения в датировках событий легко объяснимы: декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 26 января 1918 г. вместо юлианского календаря был введен григорианский (западноевропейский) и принято «первый день после 31 января сего года считать не 1-ым февраля, а 14-м февраля, второй день – 15-м и т.д.» 25 . В настоящее время все даты до 1 февраля 1918 г. в энциклопедических, справочных и научных изданиях указываются либо с двойной датировкой (по старому стилю и по новому стилю), либо с оговоркой используемого стиля. В научно-популярной литературе (а именно ее в большинстве своем и берут в руки рядовые читатели) этот момент присутствует далеко не всегда – в целях «разгрузки» и себя, и читателя автор зачастую использует только одну дату по своему усмотрению. Однако, как отмечает кандидат исторических наук, специалист по средневековой хронологии Павел Кузенков, «Русская православная церковь при переводе дат праздников и памятных дней на новый стиль руководствуется текущим правилом пересчета (+13)», и «п оскольку юлианский календарь как был, так и остается календарем Русской Церкви, нет никаких оснований переводить даты иначе, чем это принято в современных церковных изданиях, – то есть с разницей в 13 дней независимо от даты конкретного события» 26 . С учетом всего вышесказанного ключевые даты жизни А.В. Суворова могут быть представлены в следующих вариациях (в нашем случае речь идет только об упомянутых по тексту датах): 1. Дата рождения: – 13 ноября 1730 г. (по старому стилю), – 24 ноября 1730 г. (по новому стилю в гражданском варианте), – 26 ноября 1730 г. (по новому стилю в церковном варианте); 2. Дата Кинбурнского сражения: – 1 октября 1787 г. (по старому стилю),

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/24/...

«Царевическая Иванова царица инока Леонида» (смотри Шведский столп 1609 г., 2 2 ). Царица Ирина Феодоровна постриглась и наречена Александрой 7106 года января 15-го дня; а в 6-е лето по представлении царя Феодора Иоанновича скончалась. Годунов 3 царь избран в Новодевичьем монастыре, 1598 г. февр. 21-го во вторник на Сырной неделе; а февр. 26-го шествовал из монастыря в Кремль, где и наречен, и провозглашен царем. 1605-го апр. 13-го смертоносным зельем упоил себе. Сын его июня 10-го удавлен от Отрепьева. Гришка Отрепьев во иноцех Герман 4 1605 г. июля 21-го в неделю сел на Московском государстве. 1606 мая 9-го сочетался браком; того же мая 17-го убит. 1606 мая 19-го избран во цари на Лобном 5 месте Василий Иванович Шуйский. Июнь 1-го в неделю святых коронация его. 1606-го июня 3-го мощи Димитрия царевича привезены в Москву. 1608-го янв. 14-го женился на княжне Марье Петровне Буниносовой (sic). 1610-го июля 18-го сведен с престола и пострижен. В сен. месяце взят из Чудова монастыря с братьями его князем Дмитрием и князем Иваном, и с женой князь Дмитриевой княгиней Екатериной и повезен в Осипов монастырь, а оттуда в Литву. 1635 июн. 10-го привезено из Польши тело его и на другой день 6 погребен в Архангельском соборе. Царица Елена умре 7133-го. 1610-го сен. 21-го, гетман Жолкевский впущен в Москву с польским войском. 1611-го мар. 19-го разорение и мятеж. Фев. 17-го, патриарх Гермоген удушен. Мая 26-го Смоленск взят. Июля 16-го Новгород взят. 1612-го окт. 26-го установлено праздновать об освобождении Москвы. Wladislavus Polonus et carol. Philip. Svecus vocati, sed non adepti. 1613-го февр. 21-го избрание на царство Михаила Феодоровича, был тогда 18 лет. Июля 11-го коронован. 1621-го в сен. на 25-м году возраста посылал в Данию посольство для сватовства на племяннице королевской. Хотел жениться на Хлоповой Марье Ивановне 7 , дочери Ивана Ивановича. Она жила в Верхних хоромах и нарекли ее царицей, и имя ей дали Настасья, за болезнью от рвоты (был собор) и сослана она с Верху в Нижний 7124 сент. 14-го. 7133-го окт. свадьба с княжн. Марьей Владимировной Долгоруковой, которая скончалась генваря 6-го. 1626 фев. 5-го свадьба с Евдеей (sic, Евдокией) Лукьяновой Стрешневой, которая скончалась августа 18-го 1645-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

у Голубинского, стр. 14, 20 и 21). Для характеристики восточного правосознания имеет также немаловажное значение любопытная новелла Мануила Комнина, которою, очевидно, обобщался и санкционировался на будущее время весь круг церковных праздников. Здесь определяется, в какие дни не должно быть судебных заседаний (за исключением тех случаев, когда сам император предписал бы и в эти дни судебные заседания), при чём различаются такие праздничные дни, в которые судьи, после совершения богослужения, могут отправлять суд. К большим праздникам отнесены: в сентябре – дни Рождества Богородицы, Воздвижения и Иоанна Богослова, в октябре – 6, 9 и 10, дни апостолов Фомы, Иакова Алфеева и Луки Евангелиста, в ноябре – 13-го память Златоуста, 14-го апостола Филиппа, 16-го евангелиста Матфея, 21-го Введение и 30-го апостола Андрея, в декабре – 9-го Зачатие Божией Матери и начиная с 20-го по 6-е января, в январе – 18-го память отцов Афанасия и Кирилла и 25-го Григория Богослова , в феврале – 2-го Сретение и 3-го память Симеона Богоприимца, в марте – 25-го Благовещение и затем пасхальные дни от воскрешения Лазаря до 8-го дня по Пасхе, в апреле – 25-го евангелиста Марка и 30-го апостола Иакова Зеведеева, в мае – 8-го Иоанна Богослова, 10-го Симона Зилота, 21-го равноапостольных Константина и Елены, 26-го апостола Иуды Алфеева, в июне – 11-го апостола Варфоломея, 19-го апостолов Иуды, по прозванию Фаддеи, Левия и Иакова, 24-го Рождество Предтечи, 29-го верховных апостолов Петра и Павла и 30-го память 12-ти апостолов, в июле – 25-го успение св. Анны матери Богородицы, в августе – 6-го Преображение, 9-го апостола Матфея, 15-го Успение Божией Матери, 20-го память апостола Фаддея, 24-го апостола Варфоломея, 29-го усекновение главы Предтечи. К этому же классу праздников причисляются преполовения Четыредесятницы и Пятидесятницы, Вознесение и все воскресные дни. К меньшим праздникам отнесены: в сентябре – 6-го чудо архистратига Михаила в Хонах, в октябре – 28-го память Иакова, брата Божия, и 26-го мученика Дмитрия мироточивого, в ноябре – 1-го бессребреников Козьмы и Дамиана, 8-го собор бесплотных сил и 28-го препод.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Архиерейский Синод признавая, что все русские церкви богослужения должны совершать по старому стилю и верующие должны сего добиваться всеми мерами, так как новый стиль не принят еще всей Православной Церковью , в том числе и Российской, тем не менее не желая стеснять пастырской совести его, о. Агафоникиади, в создавшейся обстановке, предоставляет ему совершать богослужения в Афинах по новому стилю, если нет никакой возможности к совершению его по старому стилю. 162 Вскоре митрополит Афинский запретил священника Григория Агафоникиади в священнослужении за совершение им богослужения по старому стилю, а затем последовал и его арест. Председатель Архиерейского Синода митрополит Антоний вынужден был принять соответствующие меры. 163 История получила развитие в январе 1927 года, когда епископ Екатеринославский и Новомосковский Гермоген, Управляющий русскими православными общинами в Греции, представил Синоду рапорт священника церкви Российского Общества Красного Креста в Афинах Григория Агафоникиади, в котором говорилось о положении названной церкви и о церковных делах в Греции. В связи с ходатайством епископа Гермогена Синод преподал свое благословение священнику Григорию Агафоникиади с выдачей установленной грамоты, «за ревностное служение Церкви Божией и стойкое отстаивание церковных канонов и обычаев». Также была выражена благодарность министру вероисповеданий Греции за покровительство Русской Православной Церкви и содействие к совершению богослужения по старому стилю. 164 В дальнейшем Синод неоднократно получал и рассматривал рапорты священника Григория Агафоникиади о положении русской православной церкви в Греции. 165 Из сообщения группы прихожан церкви при русском госпитале 4 в Афинах мы узнаем об очередном насильственном акте, осуществленном греческой полицией над протоиереем Крахмалевым во время священнодействия его в упоминаемой церкви. Данную проблему митрополит Антоний обсудил с Афинским митрополитом Хризостомом. В дополнение к изложенным в письме митрополита Антония данным Синод сообщил Афинскому митрополиту новые документальные сведения. 166

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стоилову, предприятие Кваренга встретит отпор у народа, потому что вопреки упорному мнению, что у нас всё движется сверху, ещё имеем веру в силу и сознание народа, в голосование Народного Собрания, в могущество церкви и надеемся, что они избавят нас от печальных последствий ватиканских махинаций 536 . А от 23 сентября «Съветник» сообщает: «с великим удовольствием услышали мы, что вопрос об изменении нашего старого календаря отложен в сторону нашим правительством и что г. президент-министр заявил о том Св. Синоду 537 . Законопроект относительно введения в Болгарии григорианского календаря, выработанный министерством г. Стоилова, заключает в себе 14 пунктов и гласит так: § 1. Начиная со Сретения Господня 2 (14) февраля 1898 года государственным календарём будет западный календарь. Вследствие того, следующей за этим день во всех правительственных учреждениях будет считаться 15 февраля 1898 г. § 2. Все состоящие на государственной службе и вообще все те, кому правительство должно уплатить вознагражде- —406— ние или жалованье к 1 марта старого стиля, получат оные двенадцатью днями раньше, т. е. первого марта по западному календарю, соответствующего 17 февраля старого стиля. § 3. После 1 марта (17 февраля) 1898 года все уплаты и месячные, и другие правительственные оклады будут приурочены к западному календарю. § 4. Начиная со дня, следующего за 2 (14) февраля 1898 года, все правительственные и административные распоряжения будут помечаться числами западного календаря, признаваемыми как единственно законными. Тем не менее в течение целого года, с целью приучения народонаселения к реформе календаря, будут ставить в скобках число по юлианскому календарю или по старому стилю, но, начиная со 2 (14) февраля 1899 года, государство и его администрация будут употреблять только западный календарь (для духовных властей см. §§ 7 и 11). § 5. Все договоры, заключённые раньше по старому стилю, все ранее выданные векселя и вообще все срочные обязательства, выданные до 2 (14 февраля 1898 года по старому стилю, сохраняют свою законную силу до соответствующего числа по западному стилю, но, начиная со дня, следующего за Сретением Господним 2 (14) февраля 1898 г., все договоры, векселя и обязательства всякого рода для приобретения законной силы должны быть помечены числом по новому стилю; заключающим договоры предоставляется, по их желанию, ставить в скобках число по старому стилю.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Парфения Ламсакийского; 8-го, св.м. Феодора стратилата; 9-го, св.м. Никифора; 12-го, преп. Марии, подвизавшейся под именем Марина; 13-го, пр. Мартиниана; 17-го, св. великомуч. Феодора Тирона; 20-го, св.м. Садофа, еп. Персидского; 22-го, св.м. Маврикия. В Марте: 4-го, свв.мм. Павла и Иулиании; 11 -го, св. Пиония, пресвитера Смирнского. В Апреле: 5-го, свв.м. Агафапода диакона и Феодула чтеца; 9-го, св. преп.м. Вадима архимандрита; 10-го, свв.мм. Терентия и Африкана и иже с ними; 11-го, священ.муч. Антипы, еп. Пергама Асийского; 12-го, преп. Афанасии; 15-го, св.м. Саввы Готфского; 13-го, свв.мм. Агапии, Ирины и Хионии; 28-го, преп. Феодора Сикеота; 26-го, св. Василия Амасийского; 28-го, свв.мм. Максима, Дады и Квинтилиана. В Мае: 4-го, св.м. Пелагеи девицы; 7-го, св.м. Акакия; 27-го, свв.мм. Феодоры и Дидима. В Июне: 1-го, св.м. Иустина; 10-го, свв.мм. Александра и Антонины; 13– го, св.м. Акилины; 15-го, св.м. Дулы; 18-го, свв.мм. Леонтия, Ипатия и Феодула; 26-го, св.м. Февронии девицы; 27-го, св. Сампсона странноприимца. В Июле: 2-го, сказание о положении ризы Богоматери во Влахерне; 16-го, св.м. Афиногена; 21-го, св. Симеона юродивого и Иоанна спостника его. В Августе: 11-го, св.м. Евпла диакона. 178 Несущественное различие с Метафрастом можно указать и во многих других житиях, отнесенных нами к заимствованиям у Метафраста, но эти различия объясняются влиянием на работу Святителя Макарьевских Четиих-Миней, о чем мы подробно будем говорить далее. 179 Сюда относятся: житие св. Фоки, еп. Синопийского (Сурий, V, 365), составленное по каталогу Петра и положенное в наших Четиих-Минеях 22-го сентября, без указания источника; житие свв. Космы и Дамиана, написанное, как свидетельствует Сурий (V, 403), по древним кодексам и использованное Святителем для житий тех же святых 17-го октября (§§ 3–8) и 1-го ноября (§§ 1, 2, 9–11-й); сказание Тимофея, архиеп. Александрийского о чудесах св. Мины (Сурий, VI, 253), помещенное Святителем 11 -го ноября, после жития великомученика; жизнь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Макария Александрийского »; отчеркивает и конец, отмечая на поле: «Сей и се Макариево, а не Марково» (III, 17). 20 мая – св.м. Аскалона, Святитель: «Сей Аскалон смешан с страданием св.м. Савина, иже марта 16, а особливо в чуде на реце» (ibid., ч. III, 362 об.). 21 мая – Пролог в синаксаре о св. царе Константине пишет, что он утопил Максентия с Вульвиева моста. Святитель «Пояс Мильфиус, с Мильвиева моста. Sic Никифор, к. 7, с. 29 и Бароний 312, п. 49. Барониус польск. оп. 4 и alii (ibid., ч. Ill, л. 666 об.) 327 Из Патерика заимствованы: В Октябре: 5-го – жития прор. Дамиана пресвитера, Иеремии и Матфея прозорливых; 14-го – преп. Николы святоши, князя Черниговского; 24-го – преп. Арефы Печерского; 27-го – преп. Нестора летописца; 31-го – преп. Спиридона и Никодима печерских. В Ноябре: 19-го – преп. Варлаама печерского. В Декабре: 2-го – преп. Афанасия затворника; 11-го – преп. Никона сухого; 29-го – преп. Марка и Феофила плачливого. В Январе: 8-го – преп. Григория печерского, в Прологе: «Печерский патерик, л. 173-й»; 28-го – преп. Ефрема евнуха Переяславского, там же, л. 136; 29-го – преп. Лаврентия затворника, л. 158; 31 -го – преп. Никиты затворника, «в Патерику печерском сему святому память мая 14-го». В Феврале: 10-го – преп. Прохора печерского, л. 189-й; 14-го – преп. Исаакия затворника, л. 148-й; 24-го – преп. Еразма инока, л. 239-й; 27-го – преп. Тита, л. 243-й. В Марте: 23-го – преп. Никона печерского, л. 125-й; 24-го – воспоминание чуда, бывшего в Киево-Печерской обители; 28-го – преп. Евстратия печерского, л. 223-й. В Апреле: 8-го – преп. Нифонта Новгородского, л. 247-й; 27-го – преп. Стефана епископа Владимирского. В Мае: 3-го – преп. Феодосия печерского , л. 41, в самом житии Святитель пишет: «Преп. Нестор летописец Печерский довольным писанием во Отечнику Печерском из’яви, из него же мало кратчае»; 10-го – преп. Симона епископа Владимирского; 15-го – св. Исаии епископа Ростовского, л. 138. В Июне: 1-го – преп. Агапита Печерского, л. 167. В Июле: 10-го – преп. Антония Печерского; 18-го – преп. Иоанна многострадального, во втором месяцеслове: «Патерик печерский», л. 185-й; 24-го – преп. Поликарпа, л. 265; 26-го – преп. Моисея угрина, л. 107. В Августе: 7-го – преп. Пимена многострадального; 11-го – преп. Феодора и Василия; 14-го – сказание о освящении Печерской церкви, лл. 95, 103 и сл. и перенесение мощей преп. Феодосия печерского , л. 86; 17-го – преп. Алипия иконописца, л. 160 и 27-го – преп. Кукши и Пимена печерских, л. 229. 328 В месяцеслове – Сурий, т. V, 54, там «vita», написанная Филоном, Святитель ею не пользовался.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Церковный участок был приобретён и храм построен в основном на их пожертвования и завещания. Они хотели сохранить русскую православную традицию для себя и для будущих поколений русских, которые волей судьбы окажутся здесь. Теперь, в послесоветское время, в этом районе находится много россиян, связанных и не связанных с русским посольством. Наша Православная Церковь в Америке, возглавляемая Блаженнейшим митрополитом Феодосием, несёт моральную ответственность за этих людей и по исторической причине, и по соглашению об автокефалии с Московской Патриархией. Наш Свято-Николаевский собор – один из очень немногих приходов во всей нашей митрополии и единственный в нашем районе – в состоянии проводить русскую миссионерскую деятельность. Это обстоятельство не должно ощущаться как бремя. Юное американское православие может только получить пользу от более глубокого знания русской православной традиции и вживания в неё. Что касается старого и нового стилей календаря, здесь тоже необходимо терпение, понимание и любовь. С двадцатых годов этого столетия православные церкви употребляют разные календари, за исключением Пасхального цикла (Постной и Цветной Триоди), когда все православные (за исключением Православной Церкви в Финляндии) отмечают всё связанное с праздником Св. Пасхи по особому исчислению, установленному Первым Вселенским Собором в 325 году. В нашей митрополии, в Аляскинской епархии и в нескольких приходах Калифорнии живут по старому стилю. Для многих русских это довольно чувствительный вопрос, потому что введение нового стиля ассоциируется со временем начала воинствующего безбожия и атеистической индоктринации, а также с обновленческим движением, принявшим новый стиль. Теперь Рождество по старому стилю стало в России государственным праздником, и посольство здесь в этот день закрыто. Большинство русских, где бы они ни жили, празднуют Рождество по старому стилю, 7-го января (так же, как и униаты-украинцы и словаки, сербы, болгары). У нас в соборе были некоторые трудности по поводу календаря, но теперь они с Божьей помощью улаживаются, и ряд праздников мы отмечаем также по старому стилю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010