1 . Самая главная особенность великопостного Богослужения – отсутствие в будничные дни полной Литургии. Что касается Литургии Преждеосвященных Даров, то она, во-первых, совершается не каждый день, а во-вторых, не является Литургией в полном смысле этого слова. Об этом мы позднее поговорим немного подробнее. По всем субботним и воскресным дням совершается полная Литургия. В прочие дни Великого Поста полная Литургия может совершаться только в одном случае: при попадании праздника Благовещения Пр. Богородицы на какой-нибудь из будничных дней Великого Поста. 2 . Следующая особенность великопостного Богослужения: по некоторым будничным дням совершается особое чинопоследование, которое никогда не совершается вне этого периода. Это так называемая Литургия Преждеосвященных Даров. 3 . В первые пять воскресных дней Великого Поста совершается Литургия не Иоанна Златоустог о, а Литургия Василия Великого . Надо сказать, что Литургия Василия Великого совершается только десять раз в году: в первые пять воскресений Великого Поста, в Великий Четверток, Великую Субботу, в Рождественский и Крещенский сочельники или же в самые праздники Рождества Христова и Богоявления, если эти праздники выпадают на воскресение или понедельник. То есть если сочельники выпадают на субботу или воскресенье, то в сочельник совершается Литургия Иоанна Златоустог о, а в самый праздник – Литургия Василия Великого . 1 января, в день памяти св. Василия Великого , также совершается Литургия Василия Великого (в Новый год по старому стилю). 4 . Четвертая особенность великопостного Богослужения: несколько изменяется само следование служб суточного круга. Изобразительны при отсутствии Литургии совершаются не после 6-го, а после 9-го Часа. (Вопрос: где помещен устав об облачении и что означают различные цвета священных риз?) Ответ: нигде устава о цвете облачения нет, это неписаная традиция. По всей видимости, раньше такой проблемы не было – в ризе какого цвета служить. Ризы были парчовые, расшитые металлической нитью, и цвет не имел решающего значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

До этого служили в темных (как правило, темно–лиловых) облачениях, но не в черных. Так или иначе, облачения иерейские и диаконские на будничных службах Великого Поста всегда отличались от облачений, скажем, воскресных. 1. Самая главная особенность великопостного Богослужения — отсутствие в будничные дни полной Литургии. Что касается Литургии Преждеосвященных Даров, то она, во–первых, совершается не каждый день, а во–вторых, не является Литургией в полном смысле этого слова. Об этом мы позднее поговорим немного подробнее. По всем субботним и воскресным дням совершается полная Литургия. В прочие дни Великого Поста полная Литургия может совершаться только в одном случае: при попадании праздника Благовещения Пр. Богородицы на какой-нибудь из будничных дней Великого Поста. 2. Следующая особенность великопостного Богослужения: по некоторым будничным дням совершается особое чинопоследование, которое никогда не совершается вне этого периода. Это так называемая Литургия Преждеосвященных Даров. 3. В первые пять воскресных дней Великого Поста совершается Литургия не Иоанна Златоустого, а Литургия Василия Великого. Надо сказать, что Литургия Василия Великого совершается только десять раз в году: в первые пять воскресений Великого Поста, в Великий Четверток, Великую Субботу, в Рождественский и Крещенский сочельники или же в самые праздники Рождества Христова и Богоявления, если эти праздники выпадают на воскресение или понедельник. То есть если сочельники выпадают на субботу или воскресенье, то в сочельник совершается Литургия Иоанна Златоустого, а в самый праздник — Литургия Василия Великого. 1 января, в день памяти св. Василия Великого, также совершается Литургия Василия Великого (в Новый год по старому стилю). 4. Четвертая особенность великопостного Богослужения: несколько изменяется само следование служб суточного круга. Изобразительны при отсутствии Литургии совершаются не после 6–го, а после 9–го Часа. (Вопрос: где помещен устав об облачении и что означают различные цвета священных риз?) Ответ: нигде устава о цвете облачения нет, это неписаная традиция.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

346 ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 203. Оп. 545. Д. 3. Л. 7: По прошению уполномоченных прихожан с. Глухова Богородского уезда об утверждении общества хоругвеносцев при церкви Глухова при фабрике Морозова. 348 См.: Там же. Оп. 607. Д. 27: О рассмотрении крестьян фабрики Резиновой мануфактуры в с. Богородском о наказании священника того же села Колычева А. за грубость и увеличение платы за службы. 349 На одной хоругви изображался святитель Николай со Спасителем и Божией Матерью, на другой – все святые и Казанская Божия Матерь. 350 См.: Отчет общества хоругвеносцев при церкви святого Василия Исповедника, что в Новой деревне, у Рогожской заставы в гор. Москве за 1913 г. Сергиев Посад, 1914.С. 10. 351 Крестные ходы вокруг храма и всего прихода устраивались также по «фабричным» нуждам (восемь раз в год): 1) 9 мая (здесь и далее по старому стилю), в день святителя Николая, на завод Общества «Перенуд» и в главный магазин Московско-Курской железной дороги; 2) в день Вознесения Господня на заводе Московского металлического товарищества в тянульный цех; 3) в день святой Троицы на завод Московского металлического товарищества в сталелитейный цех; 4) 8 июля, в день явления иконы Божией Матери «Казанской», в мастерские Московско-Курской железной дороги; 5) в первое воскресенье после 8 июля на завод Московского металлического товарищества в болтовой цех; 6) 6 августа, в день Преображения Господня, на этот же завод в вальцовый цех; 7) 1 октября, в день Покрова, на этот же завод в листопрокатный цех; 8) 6 декабря, в день святителя Николая, на завод Московского металлического товарищества в ремонтный цех (см.: Там же. С. 12). 352 См.: Отчет общества хоругвеносцев, существующего при церкви С.-Петербургского Путиловского завода с 1-го января 1912 по 31-е декабря 1913 гт. С. 5. 353 См.: ГБУ«ЦГА Москвы». Ф. 1371. Оп. 1. Д. 4. Л. 77, 105, 125, 149: Клировые ведомости церквей Успенского благочиния Богородского уезда за 1904 г.; Ф. 203. Оп. 766. Д. 2545. Л. 59: Клировые ведомости Коломенского уезда за 1899 г.; Оп. 744. Д. 2587. Л. 2: Клировые ведомости Воскресенской церкви за Даниловым монастырем за 1908 г.; Ф. 707. Оп. 1. Д. 957. Л. 1: Клировая ведомость Успенской при пороховом заводе церкви за 1890 г. и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До середины XIX века приход погоста Веретьево составляли 12 деревень, а до 1918 года – 6 деревень (Шелухино, Ивановская, Высоково, Лужки, Гусево, Полушино). Прошло несколько десятилетий, и жизнь в этих краях затихла: уехали в города люди, заросли дороги, разрушились дома, исчезли окормляемые погостом деревни. О пребывании здесь человека рассказывают лишь полуразрушенный храм, покосившиеся могильные памятники, да изредка встречающиеся все еще плодоносящие садовые культуры: яблони, малина, смородина. Просто удивительно, до чего быстро история стирает все наносное, суетное, оставляя лишь материальные свидетельства духовной работы! С погостом Веретьево связана жизнь ряда замечательных людей. На протяжении нескольких столетий на погосте служили потомки одного священнического рода, получившие по месту служения фамилии Веретьевских и Смоленских. Есть на погосте захоронение и основателя династии местных купцов и фабрикантов Дмитрия Васильевича Швецова, сыновья которого построили церковь в селе Ряхово и много жертвовали на храм в Веретьево. Сотрудник Камешковского районного историко-краеведческого музея Сергей Сергеевич Харитонов провел работу по изысканию сведений о роде Харламовых. Дело в том, что с 1853-го по 1864 год в Веретьево священствовал Николай Николаевич Харламов, у которого 18 апреля (по старому стилю) 1854 года родился будущий писатель-народник Иван Николаевич Харламов (1854-1887). Творчество И.Н. Харламова практически неизвестно современному читателю, а во второй половине XIX века он находился в самой гуще литературных кружков. И.Н. Харламовым было написано несколько десятков различных статей и очерков, а женитьба на сестре владимирского писателя Н.Н. Златовратского еще больше расширила круг его знакомств. В письме к родным Н.Н. Златовратский отметит: «Толстой очень нами интересуется. Ив. Ник. с ним уже знаком». Существуют воспоминания И.Н. Харламова о погосте Веретьево, опубликованные в журнале «Вестник Европы» за 1884 год 5-6) под заголовком «Без начала и без конца». Вот выдержки из этого очерка:

http://sobory.ru/article/?object=05672

Первое свидетельство в пользу этого мнения мы находим в словах поляков, писанных ими в 1608 году московским боярам: „а у вас патриарху своему такого пошаванья нет. За Бориса Иов был, и того скинуто, а посажено на патриарховство Игнатия Грека; потом за нынешняго господаря Грека того скинуто, а посажено на патриарховстве Феодора Микитича, яко о том бояре думные по оной смуте в Ответной палате нам, послам, сами сказывали, менуючи, что по мощи Дмитровы до Углича послано патриарха Феодора Микитича; а говорил тые слова Михайло Татищев при всех боярах. Потом в колько недель и скинули, учинили есте Гермогена патриархом. И так теперь живых патриархов на Москве четыре маете“ 227 . Слова поляков находят свое подтверждение в дневнике послов польских. Здесь за 6-е число июня (новый стиль) записано о беседе польских послов с боярами, которые говорили, что „истинный Димитрий наш погребен был в Угличе. Тело его, привезенное сюда патриархом Феодором Никитичем и епископами, будет положено вместе с прахом его предков“ 228 . Из этих двух свидетельств мы видим, что 6 го июня (по новому стилю, или 26 мая по старому) 1606 года Филарет Никитич называется патриархом. Поляки стали считать его патриархом, что мы видим в одном из писем нунция Симонетты к кардиналу Боргезе (из Вильны от 23 апреля 1610 года). Со слов ксендза Фирлея, коронного референдария, Симонетта сообщает, что в королевском лагере под Смоленском ожидают московского патриарха, которому на встречу король Сигизмунд послал далее свою карету. Здесь подразумевается нареченный „тушинский патриарх“ Филарет: как раз в то время Гр. Валуев отбил его от войск Рожинского и Филарет, поэтому, попал не к Сигизмунду, а в Москву. Симонетта так характеризует тщетно ожидаемого поляками Филарета: „этот патриарх – тот самый, который помогал делу покойного Димитрия и за то подвергся преследованию со стороны Шуйского, нового (московского) царя, поставившего на его место другого патриарха, каковой и находится в Москве; упомянутый старый патриарх (Филарет) держал также сторону нового Лжедимитрия, а (теперь для него) наступил час смиренно предать себя его величеству (королю)“ 229 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 Января открылся Собор очень торжественно и очень церковно. Русские церковные группы пошли на него – так в состав Соборного Совета, куда попал и я, был избран наш киевский проф , очень правый и очень «антиукраинский» – М. Н. Ясинский. Собор работал довольно спокойно, были на нем и тревожные и даже комичные моменты (так митр. Платон, услышав однажды слова крестьян и др. членов: «згода», что значит «согласны», принял эти слова за «годи», т. е. «довольно», ужасно разволновался и его с трудом успокоили, выяснив это недоразумение). Митр. Антоний не приехал, вместо него приехал его викарий – кажется, Митрофан. Уже тогда я заметил подольского викария еп. Пимена, одного из видных современных представителей т. наз. украинской обновленческой Церкви, полуслепого (с одним выжженным глазом) черниговского викария Алексея. Митр. Владимир тоже присутствовал, видимо, крайне тяготясь своим присутствием. Собор формально был совершенно законным и по присутствию епископов и по наличности благословенной грамоты от Патриарха. О. Липковский как-то отошел в сторону, большую роль играл упомянутый батюшка из южных городов Киевской губ. Боцяновский (или Ботвиновский). Но работы Собора, происходившие в женск епарх училище в Липках, не могли развиваться нормально, ибо с той стороны Днепра подошли большевики, требовавшие От украинской рады (тогда первым министром был Голубович, тот самый, о котором я уже упоминал в связи с Брестским миром) сдачи Киева. Кажется, уже 9 Янв начался обстрел Киева, постепенно разгоравшийся все больше. Стало ясно, что Собору работать невозможно, и уже 19 Янв он вынужден был прекратить свои собрания, отложив свои заседания до 6.V (по старому стилю). Уже тогда было опасно ходить в Липки, где стреляли на улицах. Члены Собора разъехались, но Киев еще держался несколько дней. 25-го украинские власти покинули Киев – ив него вступили (в первый раз) большевики (во главе, если не ошибаюсь, с Муравьевым, у которого под началом было, как говорили, всего около 2.000 «войска» – матросов, рабочих, случайных солдат).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Это не последняя ошибка Ап. Петра, который никак не хотел, чтобы Иисус Христос шел на Голгофу: С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое ( Мф. 16, 21-23 ). Особенно часто с облаком как знаком присутствия Божия мы встречаемся в ветхозаветном рассказе об Исходе из Египта и странствии по пустыне. Облако сопровождает евреев в странствии, являет славу Господа перед ниспосланием манны, наполняет и покрывает (осеняет) скинию – палатку, в которой совершались богослужения. Греческий перевод, осуществленный в III в до Р. Х., по преданию, 70-ю еврейскими переводчиками. О Исходе напоминает еще одна деталь. Марк замечает, что Преображение произошло по прошествии дней шести (очевидно, по прошествии шести дней после исповедания Петра). Именно шесть дней требовались для подготовки Моисея к принятию откровения и лицезрению славы богоявления ( Исх. 24, 16 ). Церковь прекрасно понимает этот аспект Преображения. Не говоря уже о песнопениях праздника, святоотеческих поучениях об этом событии, с идеей крестной искупительной смерти Христа праздник Преображения связан даже своим местоположением в богослужебном календаре. Преображение Господне (6 авг. по старому стилю), последний Господский праздник уходящего церковного года, находится на расстоянии 40 дней от дня Воздвижения Креста Господня (14 сентября) – первого господского праздника наступающего года. Так связаны последний и первый праздники церковного года. Праздник, напоминающий о явлении славы Божией, и праздник, напоминающий о крестной искупительной смерти Спасителя. Псалмы со 120-го по 134-й. Рекомендуемые статьи Размер шрифта: A- 15 A+ Цвет темы: Цвет полей:

http://azbyka.ru/parkhomenko/o-preobrazh...

Как видим, текст «толкования» был дословно включен священноиноком Дорофеем в свой Цветник, за исключением упоминания об апостоле Павле или Златоусте и без «счета слов». Особое внимание Дорофея к молитве Иисусовой и «толкование» ее не прошло мимо внимания свв. Игнатия Брянчанинова , Амвросия Оптинского и Феофана Затворника . Епископ Игнатий предположил, что по Цветнику Дорофея обучался Иисусовой молитве прп. Иоасаф Каменский, вологодский чудотворец, допуская здесь анахронизм 1162 , ибо прп. Андрей, князь Вологодский, преставился 10-го сентября (по старому стилю) 1453 г., а отнесению времени создания Цветника к XV в. или ранее препятствует упоминание в 6-й главе книги имен русских подвижников XV-XVI вв. прп. Зосимы Соловецкого, Александра Свирского с кратким изложением их жизнеописаний. Что же касается текста Иисусовой молитвы с «толкованием» (со ссылкой на Иоанна Златоустог о, отсутствующей в Цветнике!) в Житии прп. Иоасафа Вологодского, написанного, по-видимому, в конце XV в., то он восходит, как было показано выше, к другим источникам. Недоумение прп. Амвросия Оптинского проявилось как раз по отношению к рассматриваемой главе Дорофеевского Цветника: «Книга эта полезная и преполезная, только 31-я глава, кажется, испорчена раскольниками, в которой говорится, что через молитву Иисусову через три года вселяется Святая Троица. Эта глава, во-первых, не согласна с содержанием и всей книги, а во-вторых, не согласна и с учением других святых отцев, из которых ни один не говорит об определенных сроках вселения благодати в человека и порознь лиц Святой Троицы» 1163 . Как мы могли видеть, текст 31-й главы вовсе не был «испорчен раскольниками», но замечание прп. Амвросия о несогласии учения о вселении благодати «в трехлетний срок» со святыми отцами абсолютно верно. Похожий, но более резкий отзыв о 31-й главе и всей книге Дорофея дал свт. Феофан Затворник : «Письмо от 9 сентября опять говорит о П... брате, в сердце образно зрящем Св. Троицу. – Приведены доказательства его от Отцев. 1-е из Аввы Дорофея русского. Это не Отец, и книга его запрещена. Он содержит много назидательного, но имеет и неодобрительные мысли, в числе коих и то, что Св. Троица не вдруг вселяется в человека, а по годам: в 1-й год вселяется Дух Святый, во 2-й Сын Божий, в 3-й Бог Отец. Есть и еще что-то. Под конец книги перечисляет черные дни, что есть пустое суеверие. Но он не говорит об образе Пресвятой Троицы, а только, что лица Св. Троицы вселяются одно за другим, через год. Грех его состоит в том, что он разделяет лица Св. Троицы, а они исповедуются нераздельными» 1164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Уже через месяц, 22 марта 1922 года отец Илья был арестован. На процессе по изъятию церковных ценностей его приговорили к полутора годам заключения, которые затем заменили годом ссылки. По возвращении из ссылки отца Илию назначили настоятелем Воскресенского храма в Кадашах. 8 марта 1924 года последовал второй арест. Коллегия ОГПУ приговорила его к трём годам ссылки на Урал, но отец Илья добился приёма у прокурора Верховного Суда Красикова и ему дали отсрочку. Однако, после смерти Патриарха Тихона в 1925 году его вновь арестовали и применили к нему тот приговор — три года ссылки, но уже начиная с 19 мая 1925 года. Сослали батюшку далеко на Север, в село Сургут Тобольского округа. По окончании ссылки ему было запрещено проживать в Москве и ещё в ряде крупных городов. Так он попал в Тверь, где служил в храме иконы Божией Матери Неопалимая Купина. В ночь со 2–го на 3–е ноября 1937 года батюшку арестовали в четвёртый раз. Его обвиняли в участии в контрреволюционной фашистско–монархической организации, возглавляемой священномучеником Фаддеем, архиепископом Тверским. Виновным себя батюшка не признал. 2 декабря Тройка НКВД приговорила его к расстрелу. 21 ноября (4 декабря н. ст.) 1937 года протоиерей Илья Громогласов был расстрелян. Погребён священномученик Илья в общей могиле на Волынском кладбище. 6 (19 н. ст.) сентября 1999 года канонизован как местночтимый святой Тверской епархии. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Преподобномученик Иннокентий (Беда) (память 24 декабря по старому стилю) П реподобномученик Иннокентий (Беда) родился в 1881 году в селе Мойсенцы Золотоношского уезда Полтавской губернии в крестьянской семье. Образование получил дома. Поступил в монастырь. В 1908 году был пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона, затем иеромонаха. С началом Первой мировой войны иеромонах Иннокентий переехал в Тверь, где и познакомился с епископом Старицким, викарием Тверской епархии, Петром (Зверевым) и стал его келейником. В Твери отец Иннокентий жил до ареста епископа в 1923 году, после чего он уехал на родину в Полтавскую область. После возвращения из ссылки в Москву епископа Петра отец Иннокентий приехал к нему, а по назначении того на кафедру в Воронеж поехал вместе с ним. Был возведен в сан архимандрита.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Ему также принадлежат: каноны на Рождество Богородицы, Рождество Христово, трипеснцы на повечерии Недели ваий и на первые четыре дня Страстной седмицы, стихиры на Рождество Христово, Сретение Господне и Воздвижение Креста. То есть в день попразднства Рождества Пресвятой Богородицы – 9 сентября по старому или 22-го по новому стилю. – Ред. 6 Преподобный Косма, епископ Маиумский, творец канонов (†ок. 787; память совершается 12 октября), родом из Иерусалима; лишившись родителей, воспитывался родителями преподобного Иоанна Дамаскина , получил прекрасное образование. Вместе с преподобным Иоанном удалился в монастырь преподобного Саввы Освященною, где прославился монашескими подвигами и гимнотворчеством. Во время иконоборческой ереси выступил вместе с преподобным Иоанном в защиту православною почитания святых икон. В 743 г. был хиротонисан во епископа Маиумского. Преставился в глубокой старости, оставив множество канонов, среди которых каноны: на Неделю ваий, Успение Богородицы, Рождество Христово, Воздвижение Креста, Пятидесятницу, Сретение, Крещение, Преображение Господне и многие другие. 7 Преподобный Иосиф Песнописец (†883; память совершается 4 апреля) родился на Сицилии в благочестивой христианской семье. В пятнадцатилетнем возрасте поступил в монастырь в Фессалониках, где впоследствии был рукоположен во пресвитера. Посетивший монастырь преподобный Григорий Декаполит заметил молодого священника и взял его с собой в Константинополь. Это было время жестоких иконоборческих гонений. Преподобные Григорий и Иосиф безбоязненно отстаивали почитание святых икон. Преподобный Иосиф был заключен иконоборцами в темницу на острове Крит, где провел шесть лет. По возвращении в Константинополь он построил церковь и основал при ней монастырь. Во время возобновления иконоборческих гонений преподобный Иосиф вновь пострадал – одиннадцать лет он провел в изгнании. По возвращении из ссылки, патриарх Фотий назначил преподобного Иосифа духовником константинопольского клира. Преподобный Иосиф преставился ко Господу, достигну в глубокой старости. Он оставил после себя множество богослужебных песнопений и канонов. Исследователи его творчества справедливо замечают, что «подлинно никто из песнописцев не написал столько священных песней, сколько написал преподобный Иосиф». О духе и силе песнопений преподобного Иосифа его жизнеописатель, диакон Константинопольской Церкви Иоанн, написал так: «Когда он стал писать стихи, то и слух услаждал чудно приятностию звука, и поражал сердца силою мыслей. Какого рода музыки нет у него? Какая сладость стиха не исторгается из уст его? ...; Чудное находят отдохновение здесь и те, которые стремятся к жизни совершенной; возмущаемые, как волнами, сердечными движениями укрощают в себе смятение, когда слушают их; а радующиеся начинают плакать от полноты радости и восторга. ...; Да и кто столько нечувствителен будет, чтобы, читая сладкие, восхитительные песни Деве Богородице, не поразился до глубины души и не стал скорбеть и оплакивать грехов своих?»

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010