Наконец, Богоявление , или Крещение  — 6 января по старому стилю. Предпразднство со 2 января, отдание 14 января. Все то, что сказано о пяти днях предпразднства Рождества, о навечерии, о перемене места литургии, о порядке службы, все это относится и к Богоявлению, это совершенно симметричный устав. Это очень трудный для понимания праздник, и чтобы как следует его осмыслить, чтобы понять, что же произошло в этот день, что изменилось в земном служении Христа после этого события, необходимы специальные усилия, какое-то специальное чтение. Это уже отдельная большая тема. В Крещенский сочельник совершается великое освящение воды. В ныне действующей практике оно совершается дважды — в сочельник и в сам праздник, но это уже более поздняя традиция, водосвятие должно быть только в сочельник (как и предписывает современная редакция Типикона). Совершается чин освящения воды не такой, как на всяком водосвятном молебне, а гораздо более торжественный. В него входит молитва практически такая же, как в чине Крещения, и этот пример очень ярко показывает условность деления богослужения на таинства и нетаинства. Освящение воды обычно не причисляют к главным таинствам (их у нас семь), но между ними существует явная и очень ясная связь. Одна из стихир на Богоявление ( Слава на литии) продолжает тему рождественской службы о дарах Богу: «Господи, исполнити хотя, яже уставил еси от века, от всея твари служители тайны Твоея приял еси: от Ангел — Гавриила, от человек — Деву, от небес — звезду и от вод — Иордан, в немже беззаконие мирское потребил еси, Спасе наш, слава Тебе». Стихира по 50-м псалме открывает сомнения, недоумения того, кто ближе прочих стоял к таинственному событию: «…и глаголаше к Нему Предтеча: како простру руку и прикоснуся верху Держащаго всяческая? Аще и от Марии еси Младенец, но вем Тя, Бога Превечнаго, по земли ходиши, певаемый от Серафим, и раб Владыку крещати не научихся. Непостижимо Господи, слава Тебе».   2 февраля празднуется Сретение Господне , предпразднство с 1 февраля, отдание — 9-го февраля, но иногда отдание может быть и раньше, в зависимости от начала Триоди Постной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Вместе с тем проблема церковного календаря не получила в церковном праве однозначного разрешения и допускает различные точки зрения. Заметим лишь, что так называемый новоюлианский стиль, принятый в настоящее время большинством Православных Церквей и который намеревался ввести Патриарх Тихон. притом что Пасха продолжает праздноваться по старому стилю, устраняет одно из главных канонических препятствий – запрет праздновать Пасху «вместе с иудеями». Все, что могло смутить совесть православных в деле реформы календаря, подробно излагалось в упомянутом АРК послании Патриарха К «православному народу» (1 октября 1923 г.). В частности, Первосвятитель указывал, что устанавливаемое времяисчисление: «...1) вводится законною церковною властию; 2) нисколько не затрагивает догматов и священных канонов Православной Церкви; 3) оставляет празднование дня Св. Пасхи, согласно постановлению 1-го Вселенского Собора, в первое Воскресенье после первого полнолуния. следующего за весенним равноденствием, т.е. позднее Пасхи иудейской; 4) находится в точнейшем соответствии с данными современной астрономической науки; 5) является не введением западного Григорианского календаря, а лишь исправлением старой Пасхалии с исчислением дней Пасхи по времени Матери Церквей Божьих – Церкви Иерусалимской... 6) потребно и удобно для согласования церковной жизни Русской с установленным уже в нашем отечестве и во всех христианских странах времяисчислением...» (Следственное дело Патриарха Тихона. С. 386). Для сохранения в полном объеме Рождественского поста (40 дней) новый календарь было необходимо ввести повсеместно не позднее 2/15 ноября (с 1/14 октября действие указа распространялось только на Московскую епархию, а фактически лишь на Москву). Однако, как вспоминает возглавлявший в то время Московский епархиальный совет протопресвитер Василий Виноградов , по указанию Е. А. Тучкова типографии умышленно задерживали печатание ясно разъясняющего все вопросы послания, которое вместе с указом должно было быть отправлено на места, чтобы тем самым вызвать возможно большую оппозицию патриаршему решению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец, Богоявление, или Крещение – 6 января по старому стилю. Предпразднство со 2 января, отдание 14 января. Все то, что сказано о пяти днях предпразднства Рождества, о навечерии, о перемене места литургии, о порядке службы, все это относится и к Богоявлению, это совершенно симметричный устав. Это очень трудный для понимания праздник, и чтобы как следует его осмыслить, чтобы понять, что же произошло в этот день, что изменилось в земном служении Христа после этого события, необходимы специальные усилия, какое-то специальное чтение. Это уже отдельная большая тема. В Крещенский сочельник совершается великое освящение воды. В ныне действующей практике оно совершается дважды – в сочельник и в сам праздник, но это уже более поздняя традиция, водосвятие должно быть только в сочельник (как и предписывает современная редакция Типикона). Совершается чин освящения воды не такой, как на всяком водосвятном молебне, а гораздо более торжественный. В него входит молитва практически такая же, как в чине Крещения, и этот пример очень ярко показывает условность деления богослужения на таинства и нетаинства. Освящение воды обычно не причисляют к главным таинствам (их у нас семь), но между ними существует явная и очень ясная связь. Одна из стихир на Богоявление (Слава на литии) продолжает тему рождественской службы о дарах Богу: «Господи, исполнити хотя, яже уставил еси от века, от всея твари служители тайны Твоея приял еси: от Ангел – Гавриила, от человек – Деву, от небес – звезду и от вод – Иордан, в немже беззаконие мирское потребил еси, Спасе наш, слава Тебе». Стихира по 50-м псалме открывает сомнения, недоумения того, кто ближе прочих стоял к таинственному событию: «...и глаголаше к Нему Предтеча: како простру руку и прикоснуся верху Держащаго всяческая? Аще и от Марии еси Младенец, но вем Тя, Бога Превечнаго, по земли ходиши, певаемый от Серафим, и раб Владыку крещати не научихся. Непостижимо Господи, слава Тебе». 2 февраля празднуется Сретение Господне, предпразднство с 1 февраля, отдание – 9-го февраля, но иногда отдание может быть и раньше, в зависимости от начала Триоди Постной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

П р о с т и т е 1938 года 5-го сентября Л ю б т т в д я д я 135 . ______________ Мир дальным Мир ближним мир всем любителям сего мира носителям по мере сил старался быт я, [к’ сему миру хощу от’ити и] — этот мир оставльяю вам этот мир) — см. Ев ст гл 1 Мы пользуемся материалами из неопубликованной книги монахини Игна­тии “Схиархимандрит Игнатий, старец Зосимовой пустыни и Высоко-Петров­ского монастыря” (1945). Далее цитаты из этой рукописи даются без повторных ссылок на нее. Все даты в предисловии — по старому стилю. 2 О нем см.: Старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов) и Седмиезерная Ка­занская Богородичная пустынь. М., 1991; Архимандрит Симеон (Холмогоров). Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пустыни. СПб, 1996; Епис­коп Варнава (Беляев). Тернистым путем к небу. О многоплачевной и зело поучи­тельной подвижнической во Христе жизни старца Седмиезерной и Спасо-Елеа­заровой пустынь схиархимандрита о. Гавриила. М., 1996. 3 Кроме свидетельств о Зосимовой пустыни, приведенных в “Альфе и Оме­ге”, 1(8), сс. 114–115, см. также Протоиерей Илья Четверухин, Евгения Чет­верухина. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пу­стыни. Сергиев Посад, 1995, сс. 38–51 и др. 4 О. Герман был учеником иеросхимонаха Александра (Стрыгина), старца-затворника Гефсиманского скита, подвижника, достигшего высоких степеней молитвы. Самим о. Германом об искусстве Иисусовой молитвы написана книга “Заветы о молитвенном делании Смоленской Зосимовой пустыни Схиигумена Германа. Благословение монашествующим и всем ревнующим о благочестии”. Переиздание: М., 1995. 5 Подробнее об этой стороне жизни Высоко-Петровского монастыря см. в воспоминаниях прихожанки монастыря, духовной дочери и постриженницы о. Агафона монахини Игнатии в “Альфе и Омеге”, 1(8). 6 Снесен в 1934–1935 гг. См.: Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов в 4 тт. Т. 2. М., 1994, сс. 236–237. 7 Этот шаг церковной администрации был сделан, по всей вероятности, под давлением советских властей, раздраженных деятельностью старца, известность и влияние которого возрастали. (Незадолго до этого епархиальное начальство со­биралось назначить о. Игнатия духовником московского духовенства.) Ему было запрещено служить и принимать у себя для исповеди, что фактически означало домашний арест. Распоряжения церковной власти о. Игнатий исполнял неукос­нительно, хотя они и доставляли ему большие страдания.

http://pravmir.ru/pisma-iz-zaklyucheniya...

Среда 25 декабря 1947/7 января 1948. Рождество Христово. На Дарю опять очень большая толпа в обеих церквах. Служба прошла гладко и чинно. Вторник 31 декабря 1947/13 января 1948. Вечером был на службе на Дарю. Народа не много. Видимо, Новый год по старому стилю отживает свой век, что естественно. Среда 1/14 января 1948. По той кипучей деятельности, которая развивается вокруг «недели христианского единства», можно судить, что кое-что все же сдвинулось с мертвой точки. Воскресенье 5/18 января 1948. Утром – бесконечная служба, которую надо было начать в 9 часов. Литургия, вечерня и водосвятие затянулись до начала 3-го. И запевы, и вообще все пение и чтение были не на высоте. Светловский старался, но хор его не поддерживал. И все как-то не клеилось. Союзы советских патриотов, которые просили об утверждении, получили 16 января отказ и должны ликвидироваться. На всенощной – много народа. Очень торжественно. О. Александр сообщил мне, что о. Г. Ломако, видимо, едет в Америку. Он получил не только вызов и визу, но и билет на пароход. Поэтому вопрос о настоятеле на Подворье ставится опять на очередь. Вообще, у нас все больше и больше чувствуется голод на священников, и отлив в Америку угрожает самому существованию приходов. Понедельник 6/19 января 1948. Крещение Господне. Иван [Мейендорф] говорит, что из его разговора с еп. Кассианом явствует, что архим. Савва больше не является ближайшим кандидатом на епископство и что отношения между Институтом и Дарю очень натянуты. Вторник 7/20 января 1948. Умер Алексей Николаевич Игнатьев 820 [...], отец наших друзей детства: Николки, Димы, Чуба и Антика. Покойный был киевским губернатором. По приезде во Францию он поселился в Сен-Клу, и его дом был одним из русских центров в пригородах, где всегда садились за стол 20 человек и была постоянная толчея. У него, на плас Силли [place de Silly], зародилось братство Св. Фотия и был основан приход. Человек исключительно церковный и набожный, А.Н. был постоянным прихожанином кафедрального храма, пока из-за здоровья не был принужден посещать церковь в Ванве. Все же уход Николки в Богословский институт был пережит в семье, как некая трагедия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя гора Фавор и очень крута, но так как тропинка, ведущая на ее вершину, идет не прямо, а извилисто, то наши привычные к гористой дороге лошади, привезли нас на самый верх. От подошвы до вершины мы ехали целый час. На подоблачной высоте мы сначала проезжали близ того места, где Иисус Христос, сходя с горы, после славного своего Преображения, запретил Апостолам, видевшим славу Его, разглашать о Его Преображении. На этом месте была когда-то церковь , но теперь от нее остались одни развалины. Отсюда проехав еще немного, мы достигли, наконец, самого места Преображения Господня. Здесь ныне находится греческий общежительный монастырь, недавно устроенный старанием Иерусалимского патриарха и его сотрудника Фаворского епископа Григория, лично трудившегося при возведении построек. Вручивши архимандриту Нестору письмо, привезенное нами из Назарета от Преосвященного Григория, здешнего епископа, мы были помещены в архиерейских комнатах и нас сейчас же начали угощать, чем могли. Вечерню в храме Преображения Господня служил архимандрит Нестор. В алтаре этого храма еще и доселе уцелела одна стена от древнего храма, построенного царицею Еленою. Престол нынешнего храма, говорят, занимает то самое место, на коем преобразился Господь, показавший здесь свою славу трем возлюбленным ученикам – Петру, Иакову и Иоанну 10 . По окончании вечерни, отец архимандрит водил нас в подземную католическую церковь . Католики служат в этой церкви только один раз в год – 18-го августа, на Преображение, когда у нас по старому стилю еще 6-е августа. Церковь эта без утвари и засорена, – она более похожа на погреб, чем на церковь. Гротик, выделанный в земляной стенке, служит в ней престолом. Отсюда мы пошли осматривать другие пещеры и развалины, коими плоская вершина Фаворской горы довольно богата. С южной стороны есть каменные арки, уцелевшие от бывшей здесь когда-то крепости. На Фаворе всей плоскости на 15 минут ходу с востока на запад и на минут с юга на север. До сих пор я не испытывал такой отрады и восхищенья, какие испытал здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Джованни Бенси: Я хотел бы обратить внимание на одно обстоятельство, которое довольно интересно: сведения об Иисусе, которые содержатся в Коране, взяты большей частью как раз не из канонических Евангелий, в той форме, в которой мы их знаем сегодня, а именно из апокрифических Евангелий и других апокрифических книг. Отец Георгий, что такое апокрифы, и что нам они говорят о рождении Спасителя и других аспектах его жизни? Георгий Чистяков: Конечно, имеет смысл поговорить об апокрифических Евангелиях, но мне бы хотелось сейчас сказать совсем о другом, продолжая мысль Юрия Табака: диалог возможен, и он есть, только диалог этот возможен, когда мы обращены не полностью в прошлое, а решаем какие-то проблемы сегодняшнего дня. Мне вспомнилось, как во время Второй мировой войны Анна Франк и ее родственники в Амстердаме праздновали Рождество Христово вместе с теми голландцами, которые помогали этим двум еврейским семьям скрываться от нацистов. Наверное, опыт встречи со Христом, и праздником Его Рождества, который пережила 14–летняя Анна Франк в середине ХХ–го века, абсолютно бесценны, и, честно говоря, сегодня он волнует меня гораздо больше, чем апокрифические Евангелия. Я бы хотел ещё сказать о том, что, всё-таки, в большинстве своем, православные празднуют Рождество 25 декабря по новому стилю — и Константинопольская, и Антиохийская, и Александрийская Патриархии. Что же касается католиков, то среди них есть такие, которые празднуют Рождество по старому стилю, то есть 7 января — украинские грекокатолики. Поэтому та мысль, которая прозвучала вначале о том, что календарь, это совсем не самое главное, она должна сегодня быть центральной, я бы хотел ещё сказать о том, что мы на самом деле не знаем даже даты Рождества, потому что царь Ирод умер в 4–м году до нашей эры, а Иисус родился при царе Ироде. Что же касается переписи, которая упоминается в Евангелии от Луки, то она была в 6–м году нашей эры, то есть через 10 лет после рождения Иисуса, однако все эти события совмещаются, сливаются воедино в чём-то значительно более важном — диалог между Богом и человеком вступил в новую стадию. Именно об этом повествуют канонические Евангелия, что же касается апокрифов, то, наверное, потому они и были отвергнуты Вселенской Церковью, что они размениваются на мелочи — размениваются на детали. Знаменитый пассаж из апокрифов о том, как маленький Иисус оживлял глиняных птичек, он очень хорошо показывает нам, что такое апокриф — Иисус уже ребенком предстает здесь, в апокрифе, как типичный восточный чудотворец, почти факир, который глотает огонь и так далее — он оживляет игрушечных птичек. Иисус Евангелия, как и Иисус Корана — это один и тот же человек, который занимает в истории человечества уникальное место — он абсолютно прост, все его чудеса связаны только с одним — с исцелением больных, и с той помощью, которую Он, или Бог через него оказывает человеку в самых трудных, самых страшных и безвыходных ситуациях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Как бы его смиряя муку, Картуз изношенный сымал, Смущенных глаз не подымал И шел сторонкой. В черновике у Пушкина вместо «картуз» стоит «калпак» — не через «о», а через «а». Калпак вызывает ассоциации с колпаком юродивого, так что тут, быть может, скрыт и более многозначительный вариант. А потом на «острове малом» мы видим умершего Евгения. Итак, в чём смысл того, что нам открывается? Фактически перед нами соединение, наложение друг на друга двух бунтов — простонародно-крестьянского и, пусть замаскированного, но всё же дворянского. Почему именно так? Пушкин ни тот, ни другой бунт не одобряет. Он описывает их скорее с ужасом. Поэт полон мрачных предчувствий, и, по всей видимости, речь идёт прежде всего о том, что, если эти два бунта совпадут, то Россия может не устоять. Собственно говоря, так и произойдёт во время революции. Тут есть ещё одна символика. Наводнение 1824 года, которое здесь описывается, произошло 7 ноября, правда, по старому стилю. Пушкин этой онтологической символики понимать, конечно, не мог. А в общем, что произошло, то произошло. Спасибо.   Фото: Иван Джабир Видео: Виктор Аромштам Просветительский лекторий портала «Правмир» работает с начала 2014-го года. Среди лекторов – преподаватели духовных и светских вузов, учёные и популяризаторы науки. Видеозаписи и тексты всех лекций публикуются на  сайте . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 29 января, 2020 17 января, 2020 21 марта, 2024 6 июня, 2023 6 июня, 2022 11 ноября, 2021 7 августа, 2021 6 июня, 2021 6 июня, 2021 29 января, 2020 17 января, 2020 21 марта, 2024 6 июня, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pavel-spivakovskiy-ill...

(2) Следует отметить при этом, что из корпорации профессоров-медиков ИКУ вышел целый ряд известных общественно-политических деятелей умеренно-монархического и правомонархического толка. К таковым относились, в частности, председатель Комитета «Казанской Партии Манифеста 17 октября» и ЦК КС17О, член Московского ЦК «Союза 17 Октября», товарищ (заместитель) председателя Государственной Думы третьего созыва профессор М.Я.Капустин (1847 - 1920), член Главного Совета «Союза Русского Народа», и.о. председателя «Совета Монархических Съездов», председатель фракции правых Государственной Думы четвёртого созыва профессор С.В.Левашов (Левашёв) (1857 - 1919). В этой же связи, помимо самого профессора Н.Ф.Высоцкого, необходимо упомянуть известного в Казани и за её пределами своими политическими взглядами профессора Н.А.Засецкого (1855 - 1917), который в одном из «классификаторов» Казанского губернского жандармского управления 1911 г. назывался «вдохновителем группы правых профессоров». В последнем к «правым» были отнесены также профессора-медики В.С.Груздев, И.М.Догель, А.А.Панормов, И.А.Праксин, к октябристам - Н.А.Геркен, М.Ф.Кандаратский, С.С.Зимницкий, А.Н.Казем-Бек и В.П.Тонков. (См., например: Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 199. Оп. 2. Д. 1273. Л.л. 3 - 4 об.) (3) Высоцкий Н.Ф. Очерки нашей народной медицины. Выпуск I-й. (С рисунками). - Москва: Печатня А.И.Снегирёвой, 1911. - С. 46. (4) Там же. - С. 45. (5) Там же. - С. 49. (6) Там же. - С. 51. (7) Здесь и далее даты приводятся по «старому стилю» (юлианскому календарю). - И.А. (8) См.: Отчёт Казанского Общества Трезвости с 31-го августа 1897 г. по 31-е августа 1898 г.//Деятель. - 1898. - 10 (октябрь). - С. 447. (9) См.: Деятель. - 1897. - 1 (январь). - С. 63.; - 3 (март). - С. 182. (10) См.: Высоцкий Н.Ф. Из воспоминаний врача о холере 1866 года//Памяти «Русалки», броненосца русского флота, погибшего в сентябре 1893 года. Сборник статей профессоров Императорского Казанского Университета. Под редакцией заслуженного профессора Н.Ф.Высоцкого. - Казань: Типография Товарищества Печёнкина и Кº, 1894. - С.с. 41 - 42.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/26/...

Господь объяснил Моисею, как израильтянам освободиться от египетского плена. Он также помог им безопасно перейти Красное (Чермное) море. Прочтите указанные места и попробуйте нарисовать то, о чем вы прочли. . Спустя сорок лет Бог открыл Иисусу Навину, что израильтяне должны пересечь реку Иордан и вступить в Обетованную землю. Какие предписания были даны Господом народу Божию перед переходом Иордана? Прочтите указанные места и попробуйте нарисовать то, о чем вы прочли. Нав. 1:10–11; 3:1–6, 4:1–7, 7–9, 11–17, 15–24 . 3 – Крест Христов Воздвижение Святого и Животворящего Креста Господня 27 сентября (14-го по старому стилю) Праздник Воздвижения Святого и Животворящего Креста Господня один из самых красивых праздников церковного года. Крест выносится с крестным ходом в середину храма и остается там на восемь дней. Он окружен цветами, и все люди совершают перед ним земные поклоны и поют: " Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Если присутствует архиерей, совершается чин «воздвижения Креста». Архиерей берет Крест и возносит его высоко над своей головой. Пока хор многократно поет «Господи, помилуй», епископ, поддерживаемый под руки другими служителями, держа Крест над головой, медленно опускается на колени. После того, как он склонился, он столь же медленно поднимается. Владыка совершает этот чин, обращаясь на все четыре стороны света, знаменуя тем самым, что весь мир освящен силою Креста. В конце же чина поклонения все люди поют «Кресту Твоему покланяемся...» три раза, каждый раз кланяясь при первой части стиха и подымаясь при его завершении. Древо Крестное Праздничные чтения и песнопения часто обращаются к «Крестному Древу». Чтения из книги Исход повествуют о том, как Бог повелел Моисею бросить дерево в горькую воду источника Мерры, чтобы она стала сладкой. Это напоминает нам, что Господь умер на древе (Крестном), чтобы освободить нас от греха и дать нам воду новой жизни. Прочтите историю из книги Исход (15:22–16:1). А потом прочтите главу 17 из этой же книги. Напоминает ли вам пророк Моисей с его посохом о распятии Христоврм и обретении впоследствии истинного Креста Господня. Попробуйте что-нибудь нарисовать на тему этих повествований. Поглядите внимательно на праздничную икону, вспомните песнопения, тесно связывающие ветхозаветные и новозаветные события.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010