Численность членов Арбузово-Баранского отдела КОТ была невелика, но, тем не менее, она постепенно росла: в 1902 г. в нём состояло двадцать, а в 1903 г. - уже тридцать человек. К 1903 г. была открыта библиотека-читальня, велись «народные чтения», но «за теснотою училищного здания», в котором они происходили, «многим, желающим слушать, пришлось отказывать». Средства отдела составляли в 1902 г. всего 38 рублей 37 копеек, в 1903 г. - 43 рубля 90 копеек.(22) Далее 1903 г. проследить историю Арбузово-Баранского отдела КОТ, к сожалению, пока не удалось. Но, в любом случае, факт участия в деятельности такового будущего всемирно известного академика и его отца заслуживает, на мой взгляд, внимания и дальнейшего изучения. Считаю, что он вполне мог бы найти своё отражение в экспозиции Дома-музея академиков А.Е. и Б.А. Арбузовых, который, как известно, находится в Катановском переулке, названном в честь одного из столпов местного трезвеннического движения - товарища (заместителя) председателя Комитета КОТ и Совета Казанского отдела «Русского Собрания» профессора Н.Ф.Катанова (1862 - 1922). Это было бы вдвойне символично и полезно в плане проведения исторических параллелей и пропаганды трезвого образа жизни. Лариса Владимировна Алексеева , учитель истории и обществоведения лицея 145 (г. Казань) Сноски: (1) В различных источниках фигурирует также как «Арбузово-Барановский отдел». - Л.А. (2) Ныне - в Алексеевском районе Республики Татарстан. - Л.А. (3) Здесь и далее даты приводятся по «старому стилю» (юлианскому календарю). - Л.А. (4) См.: Деятель. - 1898. - 6 - 7 (июнь - июль). - С. 354. (5) См.: Там же. - С. 356. (6) Вероятнее всего, имелось в виду село Русские Юрткули. - Л.А. (7) См.: Отчёт Казанского Общества Трезвости с 31-го августа 1897 г. по 31-е августа 1898 г.//Деятель. - 1898. - 10 (октябрь). - С. 447. (8) См.: Деятель. - 1898. - 8 - 9 (август - сентябрь). - С. 433. (9) См.: Там же. - 1904. - 1 (январь). - С. 46. (10) При этом считаю нужным упомянуть о следующем любопытном факте. На очередном заседании Комитета КОТ 2 февраля 1900 г. его председатель А.Т.Соловьёв доложил, «что студент Университета А.В.Арбузов изготовил простой волшебный железный фонарь, который стоил 10 руб[лей] 50 коп[еек], но, судя по тому, как выходят картины на экране, он может заменить вполне 50 руб[лёвые] французские и немецкие фонари». В связи с этим было постановлено «благодарить А.В.Арбузова и озаботиться изготовлением фонарей для отделов». Не исключено, что в данном случае имела место обычная опечатка в одном из инициалов, и на самом деле речь шла о студенте А.Е.Арбузове. (См.: Там же. - 1900. - 2/февраль/. - С. 114.)

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/11/...

Александр Суворов «Помилуй Бог, мы русские!» Товарищ товарища обороняй! Стрельбой не заниматься, без нужды не стрелять; бить и гнать врага штыком; работать быстро, скоро, храбро, по-русски! В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. Кого из нас убьют, — Царство Небесное, живым — слава! слава! слава!” 19 мая, 2010 Товарищ товарища обороняй! Стрельбой не заниматься, без нужды не стрелять; бить и гнать врага штыком; работать быстро, скоро, храбро, по-русски! В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. Кого из нас убьют, — Царство Небесное, живым — слава! слава! слава!” В 1800 году 6 мая по старому стилю, 19-го — по новому, тихо отошел ко Господу великий русский полководец Александр Васильевич Суворов . Его полная опасностей, скорбей и трудностей жизнь окончилась в день памяти Иова многострадального. Интересно отметить, что с днем памяти этого святого связано и еще одно знаменательное событие — последний всероссийский император Николай II, ныне причисленный к лику святых, родился 6 (19) мая 1868 года. Этих столь разных, живших в столь отличные исторические эпохи людей, соединяет и глубокая вера, и горячая, жертвенная любовь к Родине, и духовное подобие великому ветхозаветному праведнику, который и в дни благоденствия, и в дни тяжких скорбей не погрешил против Бога. В нашей статье мы попытаемся дать набросок нравственного портрета Александра Васильевича, опираясь в основном на его высказывания, письма и приказы, сохраняя орфографию оригинала. Суворов — одно это славное имя способно вселить бодрость и поднять дух человека, который его произносит. Оно, это имя, ассоциируется с доблестью, с победой, со славой русского оружия и русского государства. И доблесть, и победы, и высокие образцы мужества мы можем встретить и в истории других эпох, народов и государств. Но хотелось остановиться на тех особенностях характерных именно для русского воинства, которые коренятся в своеобразии русского Православия. Это своеобразие проявилось уже на самой заре русской истории.

http://pravmir.ru/aleksandr-suvorov-pomi...

Скачать epub pdf 1916 год 1 января 1916 г 237 . Пятница. Я пишу цифру нового года и ошибаюсь: вместо 1916 рука написала 1695 – год Азовской осады. Это и показывает, где витают мои мысли. Впрочем, начал также подготовлять и книгу Флоровского 238 для диспута. На прогулке после завтрака встретил на Никитском бульваре С. А. Котляревского, с которым разговор о Забелине. Вечером у нас Холи и С. К. Богоявленский. Читали речь Гучкова, обращенную весьма нагло и бестактно «ко всей русской армии» 239 . Ко всей армии со словом может обращаться в России один только человек – государь, ее верховный вождь. 2 января 1916. Суббота. Печальные вести из Черногории. Австрийцы захватили гору Ловчен, господствующую над всей Черногорией, и тем самым завладели всем этим маленьким государством 240 . Жаль. Вечером у Алексея Павловича [Басистова], где были В. А. Михайловск ий, Холь и С. К. Богоявленский. Собираемся так уже 5-й или 6-й раз. Придя домой, увидел у себя на столе письмо Елагина о присылке 100 экземпляров 2-го издания 2-ой части учебника и копию с рецензии Сивкова из «Детского воспитания» 241 . 3 января. Воскресенье. Довольно сильная вьюга. За последнее время, по поводу нового года сначала по новому, а затем по старому стилю, приходилось читать много речей и телеграмм союзных государей, министров, военных людей и т. д. Все они звучат очень бодро и говорят о победе в уверенном тоне. Однако, – весь Балканский полуостров в руках немцев; им принадлежит Сербия, Черногория, Болгария и Турция. Стали ходить прямые поезда Берлин – Константинополь. Но не будем унывать. Был у нас за чаем Д. Н. Егоров, по некоторым делам Исторического общества (будущего) – с тем, чтобы устроить первое заседание большим, открытым и публичным, и с тем, чтобы я на нем выступил с докладом о Петре. Ему хочется, как я заметил, выступить также и самому с докладом о своей книге. Я отказался, и, по-моему, лучше возобновить деятельность общества с обыкновенных заседаний. Обедали мы у Шестаковых в очень большом обществе, согреваемые обычным радушием и гостеприимством Сергея Сергеевича [Шестакова]. Можно было отдохнуть душой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Боголюбская Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Сия Святая икона сооружена иждивением рабы Божией бояриной Елизаветы по подлинной мере и по подлинной иконы находящейся в Обители Боголюбской близ города Владимира и освящена в той же Обители апреля 5-го дня 1875 года. Писал художник Иван Иванович Широков Файл 20012.jpg:   Размер: 533x881, 0.47 MPix, 194 Kb. Дата: 2012-10-29, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (409) , (23) . Описание: Тетеринская «Боголюбивая» икона Богородицы. Явление иконы на речке Бобровец. В середине XVIII столетия для Тетеринского произошло значимое событие. Возвращавшийся из Нерехты безногий калека, передвигаясь на колясочке, утомился в пути, свернул с дороги к протекавшей недалеко от дороги речке Бобровец и увидел на воде икону Божией Матери подобную «Боголюбской». Утолив жажду, он добрался до села и рассказал собравшимся сельчанам о явившейся иконе, увещая всех с молитвами поклоняться ей, как ос[...] Файл 25753.jpg:   Размер: 1460x2084, 3.04 MPix, 372 Kb. Дата: 2015-11-19, участник [ qwerty ]. Рейтинг изображения: 6 (210) , (9) . Описание: Тюшевская Боголюбская икона В Рязанской области находится не один чудотворный список Боголюбской иконы Божией Матери. Одна из таких икон зовётся Тюшевской. Особыми чудесами она прославилась во время гонений на церковь в 30-е годы XX столетия. Желающие её уничтожить были парализованы или сошли с ума, верующие — исцеляются. Свято-Георгиевский храм села Городище Рыбновского района, в котором хранится святыня, уже отметил более сотни дней рождения. Когда именно здесь впервые была построена [...] Файл 31576.jpg:   Размер: 750x1000, 0.75 MPix, 529 Kb. Дата: 2018-04-02, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (84) , (1) . Описание: По благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия чудотворная икона Боголюбской Божией Матери, со времен Великой Отечественной войны находившаяся в храме Двенадцати Апостолов, возвращается в родной тульский храм Флора и Лавра (Боголюбский). Старинный храмовый образ будет перенесен крестным ходом 30 июня - накануне престольного праздника Боголюбской иконы Божией Матери, установленного князем Андреем Боголюбским 1 июля (18 июня по старому стилю) 2017 года.

http://pravicon.com/icon-34-photo

Закрыть itemscope itemtype="" > Один против двадцати: забытый подвиг русского летчика 26.09.2019 766 Время на чтение 9 минут Источник: Деловая газета ВЗГЛЯД Дата 26 сентября (13 сентября по старому стилю) 1916 года запомнилась одним из поразительных событий, связанных с российской морской авиацией. Три гидросамолета Балтийского флота совершили налет на германскую авиабазу. То, что случилось потом, могло бы обессмертить имя лейтенанта Арсения Горковенко. Но подвиг его был забыт. Что же произошло? От него не осталось ни одного фотоснимка - лишь несколько групповых фотографий, где он предположительно может присутствовать. Имя лейтенанта Горковенко, увы, практически неизвестно широкой публике - и эта публикация призвана хотя бы частично исправить положение. Появился на свет Арсений Николаевич 21 октября 1891 (по старому стилю) года в Туркестанском крае, в семье офицера, а происходил он из семьи потомственных дворян Херсонской губернии. Родители решили определить сыну флотскую карьеру - и 8 сентября 1907 года пятнадцатилетнего Арсения зачислили в младший общий класс Морского корпуса (МК). Представление об особенностях характера юного Арсения можно получить из аттестации, подписанной в марте 1911-го капитаном 2-го ранга Н.И. Берлинским: «Исполняя обязанности унтер-офицера в 6-й роте, выказал себя выдающимся выполнителем возложенных на него служебных обязанностей, не стесняясь останавливать кадет другой роты за совершаемый проступок. Единственным, что может послужить не в пользу, это некоторая сухость в общении с подчиненными. Огромным достоинством должно служить то обстоятельство, что в той же роте находился кадетом его родной брат, которое не мешало быть разумно требовательным и служить примером как по отношению к службе, так и любви к морскому делу». Впрочем, нельзя считать, что Арсений с самых ранних лет был чёрствым педантом, всецело преданным дисциплине. Доказательством тому стал случай 20 марта 1912 года - на имя Горковенко в 1-ю роту доставили вино, и употребление этого напитка личным составом привело, как указывается в документах, к «беспорядку». За это Арсения лишили унтер-офицерского звания. Впрочем, на его карьере сей прискорбный случай не сказался - 1 мая 1912 года он окончил МК двадцатым (из 111 человек) по списку выпуска. За что и удостоен был права ношения Золотого знака «В память окончания полного курса наук Морского корпуса».

http://ruskline.ru/opp/2019/sentyabr/26/...

Что Архангел Михаил по радио говорил? К 30-летию открытия храма Архистратига Михаила в Тропарёво Протопресвитер Владимир Диваков Сегодня 30 лет, как открылась первая после гонений советской власти церковь в Москве – храм Архангела Михаила в Тропарёво. О том, как это происходило, вспоминает протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, настоятель храма Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение»). Храм Архистратига Михаила в Тропарёво. 1970-е гг. Подарки от Архистратига Первые храмы, посвященные Архистратигу Михаилу, в нашей стране стали появляться при святителе Алексии, после чуда исцеления по его молитвам царицы Тайдулы. Русь тогда находилась под игом Золотой Орды. Святой благоверный князь Александр Невский ранее признал более важным отразить угрозу порабощения католическим Западом, главное было – сохранить православную веру. Историк И.Е. Забелин писал: «Ордынские цари от начала их владычества очень уважали наших митрополитов и весь поповский чин, как они выражались, почитая их молебниками». Вот и когда ослепла ордынская царица, послали за святителем Алексием. Когда он, отслужив молебен, окропил болящую святой водой, та прозрела. По преданию, это произошло 6 сентября по старому стилю, по новому стилю 19-го – на память Чуда Архангела Михаила в Хонех . Тогда хан Джанибек снизил для русских дань, а исцеленная царица подарила святителю территорию Московского Кремля, где в благодарность Богу за явленное чудо он заложил Чудов монастырь. Разрушили его в XX веке, при богоборческой власти. Дай Бог, при власти боголюбивой он возродится. Я был в Комиссии по сносу корпуса, который стоял на месте Чудова монастыря. Архангела Михаила называют Архангелом Апокалипсиса. С ним лучше не шутить Тропарёвская церковь, скорее всего, тоже была построена в память о чуде, произошедшем в Орде, – храм был освящен именно в память Чуда Архангела Михаила. Это и была первая открывшаяся в Москве после гонений советской власти церковь! Архангела Михаила почитают за Архистратига последних времен, называют Архангелом Апокалипсиса. С ним лучше не шутить.

http://pravoslavie.ru/119494.html

Сохранилось немало мемуаров об Отечественной войне 1812 года, написанных ее французскими и русскими участниками. Любопытно остановиться на воспоминаниях о центральном событии войны – Бородинском сражении и предшествующем ему дне, хотя бы потому, что воспоминания нередко противоречат друг другу. Ф. Рубо. Бородинское сражение      Прежде всего, обратим внимание на разницу в календарях обеих армий. Тогда как у французов уже наступил сентябрь, у русских еще не закончился август. Так одни пишут, что 25 августа (отсчет идет по старому стилю) был пасмурный день, периодически принимался накрапывать дождь. Другие вспоминают, как солнце блестело на начищенных штыках солдат. Одни говорят о том, что в русском лагере, да и у французов царила тишина. Другие, как, например, адъютант Барклая де Толли, фон Левенштерн, замечают, что «никогда еще воодушевление не было так велико». И до сих пор, как и тогда, нет общего мнения о численности войск с обеих сторон. А споры о том, что есть миф, а что реальность в описании данного события, не только не утихают, но становятся все ожесточеннее. Все же все очевидцы сходятся в следующем. С русской стороны: «Дух нашей армии был превосходный. Солдаты, офицеры и генералы горели желанием сразиться с неприятелем, победить или умереть» (фон Левенштерн). С французской то же: «Утром 6-го сентября солнце осветило обе армии и показало их друг другу на том же самом месте, где они находились накануне. Радость была всеобщая» (бригадный генерал и квартирьер квартиры императора Наполеона Ф. де Сегюр). И после битвы: «В самом деле, потери были громадны и не соответствовали результатам» (де Сегюр). «Подобной битвы, может быть, нет другого примера в летописях всего света» (Николай Муравьев). Таким образом, обе стороны – французы и русские – радовались грядущему сражению. При этом они понимали, что большинство из них погибнет: «Незабвенное Бородинское дело. Считая оное последним в своей жизни, всякий дрался, чтобы увековечить свое имя» (Записки командира 3-го кавалерийского корпуса К. А. Крейца).

http://pravoslavie.ru/155923.html

Суворов — одно это славное имя способно вселить бодрость и поднять дух человека, который его произносит. Это имя, ассоциируется с доблестью, с победой, со славой русского оружия и русского государства. В 1800 году 6 мая по старому стилю, 19-го — по новому, тихо отошел ко Господу великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Его полная опасностей, скорбей и трудностей жизнь окончилась в день памяти Иова многострадального. Интересно отметить, что с днем памяти этого святого связано и еще одно знаменательное событие — последний всероссийский император Николай II, ныне причисленный к лику святых, родился в тот же день — 6 мая 1868 года. Этих столь разных, живших в столь отличные исторические эпохи людей, соединяет и глубокая вера, и горячая, жертвенная любовь к Родине, и духовное подобие великому ветхозаветному праведнику, который и в дни благоденствия, и в дни тяжких скорбей не погрешил против Бога. В нашей статье мы попытаемся дать набросок нравственного портрета Александра Васильевича, опираясь в основном на его высказывания, письма и приказы, сохраняя орфографию оригинала. Суворов — одно это славное имя способно вселить бодрость и поднять дух человека, который его произносит. Это имя, ассоциируется с доблестью, с победой, со славой русского оружия и русского государства. И доблесть, и победы, и высокие образцы мужества мы можем встретить и в истории других эпох, народов и государств. Но хотелось бы остановиться на тех особенностях характерных именно для русского воинства, которые коренятся в своеобразии русского Православия. Это своеобразие проявилось уже на самой заре русской истории. После смерти святого равноапостольного великого князя Владимира, крестившего Русь, киевский престол захватил, не имея на это прав, его сын Святополк. Князя Бориса, законного наследника, в это время не было в Киеве, — он готовился идти в поход против печенегов. Он обладал и правом, и властью и вооруженной силой, чтобы занять великокняжеский престол, но он не употребил ни того, ни другого, ни третьего, и распустил свою дружину. Он не мог и не хотел

http://pravmir.ru/suvorovskoe-znamya/

День рождения Большого театра Злейшим врагом театра оставался огонь… 18 января, 2015 Злейшим врагом театра оставался огонь… 18 января (6-го по старому стилю) 1825 года состоялось открытие московского Большого театра. Театру, который создал архитектор Осип Бове, исполняется 190 лет. В тот зимний вечер на новой сцене давали балет испанского композитора Фернандо Сора «Сандрильона» («Золушка»), а в начале представления зрители овацией приветствовали зодчего Бове, создавшего в возрождённой Москве настоящее чудо – необычайно величественный театр. «На широкой площади возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон», – писал юный Михаил Лермонтов, не раз бывавший в театре в те годы. Театр всё чаще называли просто Большим, исконное название Большой Петровский постепенно забывалось. Возрождённый театр славился балетной труппой – одной из лучших в России и Европе. В 1843 году, всего через два года после премьеры в Париже, на сцене Большого поставили «фантастический» балет Адольфа Адана «Жизель», ставший одним из популярнейших произведений в репертуаре театра. Осип Бове Злейшим врагом театра оставался огонь… 11 марта 1853 года москвичи ужаснулись, увидев чёрные клубы дыма над Театральной площадью. Пламя, появившееся в столярной мастерской, быстро охватило весь театр. Огромное здание театра было одним из крупнейших в тогдашней Москве, и зарево пожара было видно со всех концов города. Два дня горел театр. Погибли роскошные «императорские» декорации, уникальные костюмы, музыкальные инструменты… Ущерб оценивали в колоссальную сумму – 10 миллионов рублей (директора правительственных департаментов в те годы получали от 3300 до 5000 рублей в год «жалованья и столовых»). От великолепного театра сохранились огромные обгорелые развалины: портик, колонны, часть стен. Для восстановления театра пригласили Альберто Кавоса – известного петербургского архитектора, сына композитора Катерино Кавоса. Альберто Кавос построил в столице Российской империи несколько театров, среди них – Мариинский и Михайловский. Неудивительно, что и москвичи поручили ответственный объект именно Кавосу. Зодчий слегка изменил архитектуру Михайлова и Бове, сохранив колонны и уцелевшие стены. Алебастровую квадригу Аполлона, полностью сгоревшую, заменили скульптурой из металлического сплава, покрытой красной медью.

http://pravmir.ru/den-rozhdeniya-bolshog...

17/30 ноября. Служил литургию в храме Василия Кесарийского на Тверской – Ямской. 19 ноября/2 декабря. Служил литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Солянке («на Стрелке»). 20 ноября/3 декабря. Служил всенощную в Донском монастыре. 21 ноября/4 декабря. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, шестая годовщина торжественного возведения владыки Тихона на патриарший престол. Служил литургию в Донском монастыре. 25 ноября/8 декабря. Служил всенощную в храме Георгия Победоносца на Моховой. 26 ноября/9 декабря. День памяти освящения храма великомученика Георгия в Киеве (около 1051 – 1054). Служил литургию в храме Георгия Победоносца в Грузинах и всенощную в храме Знамения Пресвятой Богородицы на Зубовской площади. 27 ноября/10 декабря. Письменное послание патриарха Тихона духовенству и мирянам с разрешением отправлять службы по старому стилю летосчисления (опубликовано в газете «Известия ВЦИК» 6/19 декабря 1923 года). В нем, в частности, говорится: «В добавление к нашему воззванию от 1 – го октября с. г., в коем мы призывали верных нам и Святой Православной Церкви пастырей и пасомых Церкви Российской, в согласие с постановлениями и декретами гражданской власти о днях отдыха, перейти ныне на изложенных в воззвании основаниях на новый стиль, с соблюдением, однако же, основ православной пасхалии, утвержденной Первым Вселенским Собором, объявляем, что наше обращение о введении нового стиля в церковное употребление остается в силе для всех верующих, но не исключена возможность, в зависимости от местных условий епархии, те или иные праздники оставлять по старому стилю, испрашивая на это разрешение также и у гражданской власти, если таковые праздники не совпадают с установленными декретом государственной власти днями отдыха. В соответствии с этим и Рождество по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в некоторых приходах или епархиях в зависимости от местных условий благословляется и по старому стилю в этом 1923 г.». 29 ноября/12 декабря. Служил всенощную в храме Софии Премудрости Божией на Софийке, у Пушечного двора.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010