На Руси чин Погребения получил большое распространение уже в XVI в. и в виде похвальных статий издавна совершался вместе с праздничной службой в Киево-Печерской Лавре и в костромском Богоявленском монастыре. Отметим здесь указание старообрядческого устава по 6-й песне канона: «аще изволит настоятель», совершается на средине храма собором со свечами у всех «надгробное пение» — такое, как в Киевской Лавре, без ектений; «аще храм (Успения), подобает неотложно быти надгробному пению». В редакции действующего ныне в Русской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний нет. При свт. Филарете (Дроздове) в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры был установлен кроме Успения также праздник Воскресения и Вознесения Божией Матери — 17 августа. Накануне 17-го совершалось Иерусалимское последование, а 17-го после литургии крестный ход с иконой Вознесения Божией Матери. В 1845 г. перевод Иерусалимского последования Погребения с греческого языка на церковнославянский был осуществлен М. С. Холмогоровым для Гефсиманского скита с присланного Иерофеем, митр. Фаворским (впоследствии Патриархом Антиохийским). Перевод был пересмотрен и подвергся правке со стороны свт. Филарета, митр. Московского. «Мне хотелось соединить словенский вид речи с ясностью, потому я иногда переменял порядок слов и немногие слова употреблял несколько новые, вместо более древних, темных или обоюдных для нынешнего понятия», — писал наместнику Троице-Сергиевой лавры архим. Антонию (Медведеву) святитель 28 октября 1846 г. В 1872 г. Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под уже упоминаемым нами названием «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычице нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа». В 1913 г. вышло 2-е издание. Ныне чин печатается в составе Приложения к августовскому тому Минеи. В приходской практике (в случае наличия плащаницы Божией Матери) в настоящее время чин Погребения может совершаться либо накануне праздника Успения, 14 августа по старому стилю, на утрене, что соответствует иерусалимской традиции, либо на праздничном всенощном бдении, либо в один из ближайших дней периода попразднства (обычно вечером 16 или 17 августа по старому стилю; 17 августа предпочтительнее и символически (как третий день после Успения), и исторически (такова была практика в Гефсиманском скиту)).

http://pravoslavie.ru/37719.html

На Руси чин Погребения получил большое распространение уже в XVI веке и в виде похвальных статий издавна совершался вместе с праздничной службой в Киево-Печерской лавре и в костромском Богоявленском монастыре. Отметим здесь указание старообрядческого устава по 6-й песне канона: «аще изволит настоятель», совершается на средине храма собором со свечами у всех «надгробное пение» — такое, как в Киевской лавре, без ектений; «аще храм (Успения), подобает неотложно быти надгробному пению». В редакции действующего ныне в Русской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний нет. При святителе Филарете (Дроздове) в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры был установлен, помимо Успения, также праздник Воскресения и Вознесения Божией Матери — 17 августа. Накануне 17-го совершалось Иерусалимское последование, а 17-го, после Литургии, крестный ход с иконой Вознесения Божией Матери. В 1845 году перевод Иерусалимского последования Погребения с греческого языка на церковнославянский был осуществлен М.С. Холмогоровым для Гефсиманского скита с текста, присланного митрополитом Фаворским Иерофеем (впоследствии Патриархом Антиохийским). Перевод был пересмотрен и исправлен святителем Филаретом Московским, стремившимся к большей ясности текста. В 1872 году Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под уже упомянутым выше названием «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа». В 1913 году вышло 2-е издание. Ныне чин печатается в составе Приложения к августовскому тому Минеи. В приходской практике (в случае наличия плащаницы Божией Матери) в настоящее время чин Погребения может совершаться либо накануне праздника Успения, 14 августа по старому стилю, на утрене, что соответствует иерусалимской традиции; либо на праздничном всенощном бдении; либо в один из ближайших дней периода попразднства (обычно вечером 16 или 17 августа по старому стилю; 17 августа предпочтительнее и символически — как третий день после Успения, и исторически  — такова была практика в Гефсиманском скиту).

http://patriarchia.ru/db/text/37539.html

На Руси чин Погребения получил большое распространение уже в XVI веке и в виде похвальных статий издавна совершался вместе с праздничной службой в Киево-Печерской лавре и в костромском Богоявленском монастыре. Отметим здесь указание старообрядческого устава по 6-й песне канона: «аще изволит настоятель», совершается на средине храма собором со свечами у всех «надгробное пение» — такое, как в Киевской лавре, без ектений; «аще храм (Успения), подобает неотложно быти надгробному пению». В редакции действующего ныне в Русской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний нет. При святителе Филарете (Дроздове) в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры был установлен, помимо Успения, также праздник Воскресения и Вознесения Божией Матери — 17 августа. Накануне 17-го совершалось Иерусалимское последование, а 17-го, после Литургии, крестный ход с иконой Вознесения Божией Матери. В 1845 году перевод Иерусалимского последования Погребения с греческого языка на церковнославянский был осуществлен М.С. Холмогоровым для Гефсиманского скита с текста, присланного митрополитом Фаворским Иерофеем (впоследствии Патриархом Антиохийским). Перевод был пересмотрен и исправлен святителем Филаретом Московским, стремившимся к большей ясности текста. В 1872 году Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под уже упомянутым выше названием «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа». В 1913 году вышло 2-е издание. Ныне чин печатается в составе Приложения к августовскому тому Минеи. В приходской практике (в случае наличия плащаницы Божией Матери) в настоящее время чин Погребения может совершаться либо накануне праздника Успения, 14 августа по старому стилю, на утрене, что соответствует иерусалимской традиции; либо на праздничном всенощном бдении; либо в один из ближайших дней периода попразднства (обычно вечером 16 или 17 августа по старому стилю; 17 августа предпочтительнее и символически — как третий день после Успения, и исторически — такова была практика в Гефсиманском скиту).

http://pravmir.ru/istoriya-chinoposledov...

21 июля (по старому стилю) 1916 года отец Александр возвращался из госпиталя, где напутствовал умирающих. В пути его со спутниками-офицерами застиг обстрел. Отважный священник был убит осколком шрапнели. Забвение и память По завещанию покойного, его останки было решено переправить в Вологду. На вокзале гроб встретили крестным ходом. Духовенство и горожане под колокольный звон сопроводили повозку с останками священника в Спасо-Всеградский собор, где отпевание возглавили преосвященный Антоний, епископ Вельский, и преосвященный Александр, епископ Вологодский и Тотемский. Настоятель собора протоиерей Николай Коноплёв в надгробном слове отметил, что вся жизнь и все силы героя-пастыря были отданы полку, и даже день его именин приходился на полковой праздник 30 августа (12 сентября по новому стилю) – день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург. Протоиерей Александр Успенский был с почестями погребён на кладбище Свято-Духова монастыря. 11 декабря 1916 года повелением Государя Императора протоиерею 198-го Александро-Невского полка Александру Успенскому, «кровью запечатлевшему верность своему Отечеству», был пожалован золотой наперсный крест на георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества (посмертно). Могилы мужественного пастыря сегодня не существует. Как не существует и самого Свято-Духова монастыря, который был стёрт с лица земли в годы безбожной власти. Но память всё равно находит себе дорогу – пробивается, как вода среди камней, и даже долгие годы забвения не смогли её уничтожить. Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего протоиерея Александра, живот свой на поле брани за веру и Отечество положившего, и сотвори ему вечную память. Рейтинг: 9.9 Голосов: 608 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Игорь Торновой 25 января 2019, 16:57 Светлая память протоиерею Александру! Катерина 8 августа 2018, 20:46 Если б не 5 сирот и вдова, сказала б " повезло... не застал священик рЭволУцию " . Про их судьбу и мне хотелось бы прочитать.

http://pravoslavie.ru/114936.html

Схимонах Агапий, скончался 7 апреля 1905 года, на 67 году. Жил в обители 46 лет, благодушно терпел слепоту, память его 6-го марта. Приявший от Бога дар непрестанной молитвы. Если верующие в церковь не пришли, служить надо для Ангелов. Плох тот священник, который мзды ради служит. Помяни, Господи, раба Твоего Александра, умершего 13-го н.ст. ноября 1958 г., в 2 часа ночи. Год рождения его 1888 г. в г. Мологе, деревня Борок. Похоронен в г. Тутаеве на Леонтиевском кладбище. Всю жизнь был усердный к Богу молитвенник. Помяни, Господи, рабу Твою Александру, умершую 25 августа по старому стилю – 7 сентября н. с. 1961 года, в 2 часа дня. Год рождения ее 1890, г. Молога, дер. Новоселка. Похоронена на том же кладбище рядом с Тятей. Была милосердна яко самарянин. Помяни их, Господи. Царство им Небесное. 143 Помяни, Господи, раба Твоего воина Олега. †26 сентября. Господи! Приведи помереть с чистой совестью, и лучше мне пострадать, нежели кто пострадает от меня, лучше быть преданным, чем предателем, лучше быть оклеветанным, чем клеветником. Язык клеветника это яд змеиный. Царство Тебе Небесное, усердный труженик на ниве Христове. Помер 25 марта 1925 года. Похоронен в г. Москве в церкви Донского монастыря 144 . Рукоположен во диакона 9 марта 1958 г. Рукоположен во иерея 16 марта 1958 г. в Крестопоклонное Воскресенье. Рукополагал преосвященный Исаия, епископ Угличский, в городе Ярославле в Феодоровском кафедральном соборе. Помоги мне, Господи, поприще и путь священства без порока прейти. Иерей Павел Груздев. Пострижен в монашество 12–25 ноября 1962 г. архиепископом Никодимом, с тем же именем. Тятю вся нищета поминает и молится за него. 13 ноября 1958 года в 2 часа утра в четверг помер Груздев Александр Иванович на 71 году жизни. Похоронен в г. Тутаеве на Леонтиевском кладбище. Душа его во благих водворится. Если бы мы, его дети, были такими, каким был Тятя! Один я, поди, поминаю: Олька со шпаной да с нищетой не помянёт: Лешка – обалдел, поди, и не перекрестится. Тоня – ой, спаси ее, Господи, на 40 году парня бахнула. О чудесе! Таня, беды угол, нужда замучила. Сано – фокан: хоть бы дал рубь и сказал: помяни Тятю. Бог с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Глас – лад, или напев, в церковной голосовой музыке, заимствованный из греческой церковной певческой культуры. Каждый глас имеет свой музыкальный колорит и выражает определенный оттенок тех или иных чувствований христианина к Богу. Каждая седмица имеет свой глас – с 1-го по 8-й, – напев, или мелодия, которого доминирует в церковных песнопениях в течение всей недели. Следующая седмица (начиная с воскресной утрени) проходит уже под знаком другого, очередного гласа. Годичный круг богослужений – порядок служб на протяжение всего года. Каждый день года посвящен памяти тех или иных святых или воспоминанию священных событий евангельской истории. Из всех праздников в году самым большим является Пасха – праздник светлого Христова Воскресения. За Пасхой следуют двенадцать праздников в честь Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, которые называются двунадесятыми. Есть также праздники и в честь великих святых и бесплотных сил небесных. Все дни годичного круга богослужения делятся на неподвижные, которые каждый год совершаются в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца, в зависимости от времени празднования Пасхи. Губка – предмет церковной утвари, используемый в алтаре при совершении Божественной литургии. Представляет собой небольшой по размеру кусок натуральной греческой губки. Употребляется на литургии для отирания дискоса (священного блюда) над Чашей после опускания в нее всех частиц, лежавших на дискосе, которые священник предварительно вынимает из жертвенных просфор. Губка полагается на антиминсе и знаменует ту губку, которую, напитав желчью и оцтом (уксусом), подносили к устам страждущего на кресте Спасителя. Двунадесятые, или дванадесятые, праздники – двенадцать (церковнослав.: дванадесять – двенадцать) праздников годового круга богослужения в честь Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Девять из них имеют постоянную дату празднования: Рождество Пресвятой Богородицы (8 сентября), Воздвижение честного и животворящего Креста Господня (14 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября), Рождество Христово (25 декабря), Крещение Господне (Богоявление) (6 января), Сретение Господне (2 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта), Преображение Господне (6 августа), Успение Пресвятой Богородицы (15 августа) (все даты – по старому стилю). Три из числа двунадесятых праздников – подвижные и совершаются в зависимости от дня празднования Пасхи: Вход Господень в Иерусалим – в последнее воскресенье перед Пасхой, Вознесение Господне – на сороковой день после Пасхи, День Святой Троицы (Пятидесятница) – на пятидесятый день (в седьмое воскресенье) после Пасхи. Праздник Пасхи не входит в число двенадцати, поскольку он есть высочайший – «праздник праздников и торжество торжеств».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

(капитан Аранов Михаил Дмитриевич действительно служил в 114-м Новоторжском полку 29-й пехотной дивизии) «Здесь погребен подпоручик 5-й батареи 28-й артиллерийской бригады Петр Лаврентьевич Волоховский, погибший за Родину 7 августа 1914 года в бою у деревни Варакупенен». Таблички были переданы в гусевский исторический музей. Их текст полностью подтвердил мои предположения. Макс Денен в своей книге ошибся с временем и местом гибели похороненных в Каттенау русских воинов. Ошибка весьма глупая для специалиста: старый стиль принят за новый, а 6-7 августа на новому стилю бои, действительно, могли идти только у границы, где-нибудь у Эйдкунена. А вот 6-7 августа по старому стилю (по новому стилю это 19-20 августа) 28-я и 29-я пехотные дивизии 20-го армейского корпуса приняли участие в Гумбинен-Гольдапском сражении. Позднее я выяснил, что и число погребенных в германских источниках указано неверно. Всего в Фурмановке (Каттенау) было похоронено не менее 37 русских воинов. Найденные сведения о двух русских офицерах вдохновили холдинг «Технополис GS» на изготовление двух гранитных именных крестов, которые были установлены на могилах 3 ноября 2017 года. Я по просьбе руководителя волонтерского движения холдинга Валерия Гусарова их освятил. Но к этому времени у меня уже был полный список воинов Русской императорской армии, погребенных на этом кладбище. В августе 2017 года пришлось немного пообщаться с Александром Ржавиным из Латвии. Тот сообщил о выписке, полученной в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, содержащей сведения о 28-ми погребенных в Каттенау (Фурмановке), в том числе и офицерах Аранове и Волоховском. Выписка была из метрической книги церкви 114-го пехотного Новоторжского полка, сохранившейся в этом архиве. По версии Ржавина, полковой священник с началом войны прекращал делать записи в метрической книге, но священник 114-го полка по какой-то причине некоторое время продолжал всё записывать. Другие же священники прекратили вести записи. Я позволил себе не поверить и стал работать с архивом лично. За скромную плату мне удалось заполучить копии страниц метрических книг полков, действовавших в 1914-1915 годах на территории Восточной Пруссии. Оказалось, что полковые священники добросовестно отпевали и хоронили погибших, а затем заносили в метрические книги их воинские звания, фамилии, имена и отчества, возраст, домашний адрес, даты смерти и отпевания а также место погребения. Конечно, сохранились не все метрические книги. Но то, что удалось найти, превосходило все ожидания. Передо мною были данные о сотнях погибших российских офицерах и нижних чинов с точными местами их погребения. Число известных русских воинов, покоящихся в Фурмановске, возросло до 37-ми.

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

Убийство совершил рабочий скита, находящегося в 6-ти километрах от обители за заснеженной непроезжей степью, которую он за полночи пересёк, влекомый сатанинской силой. Некоторое время спустя один из прихожан, будучи на Кавказе, пришёл в пустынь в горах и сказал старцу: «У отца Александра большая скорбь в обители…». Старец ответил: «А у меня большая радость! Какую заступницу сподобились иметь на небесах!». Полунощница в обители с тех пор совершается с 3-х до 4-х часов ночи – в память о мученической кончине матушки. Над её могилкой возводится часовня, а сестры каждую ночь после полунощницы служат там литию. Идёт подготовка к изданию жизнеописания инокини Антонии, воспоминаний о ней, и мы верим, что матушка Антония перед Лицем Божиим молится и о земном устроении, и о вечном спасении нашей обители. Отец Аркадий Есть у Боровского монастыря и такой небесный заступник, который прославлен уже всей полнотой Православной Церкви. Это священномученик Аркадий Гаряев, канонизированный в 2002 году в числе новомучеников и исповедников Российских. Священномученик Гаряев Аркадий Николаевич Отец Аркадий служил в Свято-Никольском храме с 1914-го по 1918-й год. Первого июля (по старому стилю) 1918 года он отслужил Божественную Литургию в день памяти свв. бессребреников Космы и Дамиана, обвенчал две пары, одна из которых прибыла из Центральной России, после чего был прямо в храме схвачен неожиданно ввалившейся в село революционной бандой, состоявшей из венгров и представителей полка так называемых «Красных Орлов». Они под неведомым предлогом повели батюшку в Катайск и по пути, в лесу, зарубили саблями (по другим источникам, расстреляли). Больше до некоторого времени о его жизни и смерти ничего известно не было, но этого вполне хватило для прославления о. Аркадия, так как очевидно, что пострадал он именно как священнослужитель Христовой Церкви, на которую обрушилась злоба врага Божия и рода человеческого. Его тело бросили в лесу, и только через десять дней, после прихода в село частей Белой Армии, удалось найти о. Аркадия и по-христиански похоронить. Последние несколько лет учащимся Екатеринбургской Духовной Семинарии, жителем Боровского Андреем Печериным совместно с работниками Екатеринбургского архива ведется активное исследование исторических документов и свидетельств, могущих пролить свет на жизнь нашего священномученика. Уже известно, что до назначения в Боровское он нёс миссионерское служение в северных районах нынешней Екатеринбургской епархии, служил в походном храме, проповедовал Евангелие среди коренных народов: остяков, вогулов, зырян. О. Аркадий обладал поэтическим талантом и многие события прошлого и современности осмыслял посредством стихов. Наконец, было практически доказано, что местом его погребения является захоронение возле алтаря Никольского храма, и, по благословению Преосвященнейшего Михаила, епископа Курганского и Шадринского, ведётся подготовка к открытию этого захоронения.

http://azbyka.ru/palomnik/Похвалы_Богоро...

Щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою»; описание городского герба образца 1883 года практически идентично, за исключением сопутствующих гербовому щиту «украшений»: «Щит увенчан Императорскою короною. За щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединенные Андреевскою лентою (обозначавшие столичный статус Москвы. — А. К.)». В таком виде герб просуществовал до 1917 года. — Расскажите, пожалуйста, об ордене Святого Георгия. Знаки ордена Святого Георгия, учрежденные 26 ноября 1769 г.: а. Звезда 1-го и 2-го классов; б. Крест и лента 1-го класса; в. Вензель на обороте креста. Иллюстрация из труда А.В. Висковатова «Иллюстрированное описание одежды и вооружения Российских войск»      — Наградная система европейского образца появилась в России опять-таки при Петре I, учредившем ордена апостола Андрея Первозванного и дамский орден великомученицы Екатерины. Император предполагал учредить и специальный воинский орден, закономерно наименовав его в память святого благоверного великого князя Александра Невского, но после смерти Петра воинский смысл этой награды как-то сам собою утратился (да и какие там войны были при его ближайших преемниках?), и она превратилась просто в орден за государственные заслуги, а в сущности — для высших сановников, оставшись таковым до самого конца Российской империи. К мысли о необходимости военного ордена вернулись в «век Екатерины», известный славными победами русского оружия. Первоначально существовал проект и назвать его «Екатерининским орденом», но у Екатерины II хватило мудрости и такта не создавать орден «во имя свое» (именно свое, потому что орденСвятой Екатерины уже существовал!), и нашли лучший вариант — 26 ноября (по старому стилю) 1769 года, на «осеннего Егория», было объявлено об учреждении «Военного Святого Великомученика и Победоносца Георгия ордена» в четырех степенях. Миниатюрный (около 6 см вместе с ленточкой!) Георгиевский крест 4-й степени (подобные миниатюры изготовлялись для ношения на штатском платье).

http://pravoslavie.ru/93135.html

Как хочется послужить, но силы не позволяют. В Зубовой Поляне о. Сергий, как видно, хотел, чтобы я остался, заговаривал об этом с Ниной, но я, чувствуя свои слабые силы, не дал никакого ответа. Еще раз благодарю и желаю Вам всего, всего доброго. Желаю Вам встретить Великий и Высокоторжественный пр[аздник] Свет[лого] Христова Воскресения в добром здравии и духовной радости. Греш[ный] Иеракс. Прошу св[ятых] молитв и Архип[астырского] благословения. Простите, много писать не могу, руки дрожат и голова делается тяжелой. Д. 13. Л. 14–14 об. Подлинник. Автограф. 6. 13 мая 1956 г. 13/V–56 г. Многоуважаемый и дорогой Владыко! Очень и очень благодарю за память и заботы обо мне! Вчера я приехал из Саранска, где получил великое утешение. Слава Богу! Теперь легче стало на душе, а то уже давно не приходилось бывать у св[ятого] причастия, приняли меня там хорошо по-прежнему. Нина 9-го числа приезжала с о[т]пистом и проводила меня до Березников. Хотела взять меня с собой, но директора не было, пришлось пока оставить. На этой неделе думаю ехать сам к ней, нужно только сговориться с кем-нибудь, кто бы взялся проводить меня до места. Думаю, что именины свои, 8 V, по старому стилю, праздновать у нее. Благодарю за подарок, деньги, которые я получил, большое спасибо. Свою биографию напишу Вам, когда буду у Нины, а то здесь кругом смотрят через плечи из любопытства. Трудно собраться и выбраться отсюда, с трудом получил из конторы паспорт, и еще труднее отписать его, ужасный бюрократизм, 5 суток хожу, и все напрасно, то замок на дверях, то нет кого-нибудь, а время идет, и дело почти ни с места. Вы не можете себе представить, что это за село Б[ольшие] Березники, все здесь спекулянты, не исключая милиции и всяких чиновников, а прямая обязанность – дело как будто второстепенное. Ну да Бог с ними. Дал бы Бог благополучно доехать. Желаю Вам всего доброго, прошу св[ятых] молитв. Грешный, недостойный иером[онах] Иеракс. Простите, что неразборчиво, плохо вижу, потому получаются недописки и описки и руки дрожат.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010