Папа Григорий I Двоеслов (590–604 гг.), один из жарких поборников идеи главенства римского первосвященника, чтобы ярче выставить несообразность титула Вселенский со значением в Церкви константинопольского патриарха, называл себя рабом рабов Божиих. Но все-таки папы не остановились на этом протесте – они достигли того, что византийский император Фока (602–610 гг.) по особым политическим расчетам признал и за римским епископом титул Вселенского (universalis). Во время монофелитских волнений в VII столетии папы опять заявили себя защитниками православного учения, и опять православные Востока и Запада смотрели на них как на представителей православной веры и Церкви. А во время иконоборческих смут в VII столетии они даже решились отказать в повиновении восточным императорам-иконоборцам. В то время на Западе усилилось одно из новых христианских государств – Франкское. Папы нашли, что для них вступить в союз с франкским государством, в котором влияние их было упрочено при посредстве известного миссионера Бонифация, выгоднее, чем состоять под опекой византийских императоров. Папа Захария (741–752 гг.) помазанием на царство франкского майор-дома Пипина (752 г.) скрепил этот союз. Теперь папам не страшны были нападения лангобардов и угрозы византийских императоров. Когда при преемнике Захарии, Стефане II (752–757 гг.), лангобарды заняли Равеннский экзархат, принадлежавший Византийской империи, и даже угрожали самому Риму, он призвал на помощь Пипина, который в два похода (754–755 гг.) принудил лангобардов оставить все их завоевания. Но при этом Пипин объяснил, что он отнял у лангобардов завоевания их в Италии не для греков, а для апостола Петра, которому и желает принести их в дар. Он приказал написать форменную дарственную грамоту, которой все отнятые у лангобардов земли предоставлялись во владение Римской Церкви; грамота была положена на гроб святого Петра. Подарком Пипина положено начало светской власти пап (755). Между тем, когда происходило такое постепенное освобождение пап из-под власти византийских им­ператоров, они упрочивали свою власть в Церквах западных, преимущественно тех областей, которые не входили в состав римского диоцеза.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Под мудрым управлением Никиты, остававшегося бессменно на своем посту со времен переворота, положившего конец правлению Фоки, Египет не переживал никаких тревог. Популярности Никиты в стране много содействовало изменение в направлении церковной политики. В первый же год своего водворения в Египте Никита выказал не только терпимость к монофизитской церкви, но и содействие в том важном для монофизитов событии, каким явилось устранение церковного раскола между Сирией и Египтом. Раскол этот произошел вследствие разногласия в богословских вопросах между антиохийским патриархом Петром, преемником Павла (580–590), и александрийским – Дамианом (578–606). 136 Преемник Дамиана Анастасий (606–616) желал устранить раскол: но нетерпимый режим, который поддерживал в церковных вопросах Фока, лишал его возможности приступить к этому делу. 137 После кратковременного преемника Петра на антиохийском престоле, епископа Юлиана, патриархом сирийских монофизитов стал Афанасий (595–631). Когда Египет отпал от Фоки и находился под управлением Никиты, между патриархами Египта и Сирии начались сношения, которые завершились приездом в Александрию Афанасия. В личном общении в течение целого месяца патриархи устранили пункты старого разномыслия своих предшественников в вопросах христианской догмы, пришли к полному единодушию и возвестили о состоявшемся воссоединении своим паствам. Михаил Сириец сохранил несколько относящихся к этой унии документов, в которых с благодарностью упомянуто доброе и благожелательное отношение Никиты к делу церковного мира. 138 Событие это относится к 610 году. 139 Кафедра православного патриарха в Александрии не была замещена после гибели в 609 году ставленника Фоки Феодора, и лишь в 611 году ее занял с соизволения Ираклия уроженец острова Кипра Иоанн, оставшийся в истории с эпитетом милостивого. Чуждый нетерпимости, отдававшийся делам милосердия и благотворения, Иоанн жил в добром согласии с Никитой и не создавал ему никаких затруднений в его примирительном отношении к монофизитам. 140

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Скорее всего, это действительно были портреты известных подвижников и епископов. О том, что их писали с натуры, свидетельствуют многочисленные источники. Так, например, мы знаем, что в 590-х годах была написана портретная икона с прп. Авраама из Луксорского мон-ря (когда он стал еп-пом Гермонфиса). По смерти Авраама братья монастыря с почтением хранили её у себя. При патриархе Сергии КПльском (610-638 гг.) прп. Феодор Сикеот посетил братию м-ря Ромайон и два искусных монаха, тайно наблюдая за ним через окошечко, написали с него икону! Эти и другие поразительные факты приводит Джудит Херрин. В своей интересной статье " Женщины и иконопочитание в ранней Церкви " она доказывает, что заказчицами и почитательницами подобных портретных икон были, в основном, византийские женщины. Это был для них способ личного общения с праведником. Ведь благочестивая византийская жена редко покидала дом мужа. Но на стене у неё висела икона святого, написанная так, что создавался эффект всевидящего взгляда, от которого ничего не скрыто. Вся жизнь женщины, вплоть до мелких домашних забот, проходила под этим взглядом и возвышалась до служения. Это предполагает глубоко личный характер религиозного чувства. Это не всегда понимали мужчины, склонные к более отвлечённой догматической религиозности. Вот почему иконоборцами будут, в основном, мужчины, а защитницами икон — в основном женщины: императрица Феодора (жена иконоборца Феофила), императрица Ирина и др. (см. сб-к " Восточнохристианский храм. Литургия и искусство " , СПб, 1994 г. стр. 94-99). Как это почти всегда бывало в истории Церкви, живой религиозный опыт предшествовал догматическому осмыслению. И мужчины склонны были воспринимать новоявленный культ икон, как модное женское суеверие. Правда, у них были к тому и достаточно веские поводы. Вот что пишет прот. А. Шмеман: " В массах иконопочитание преломлялось иногда грубым и чувственным суеверием... Появился обычай брать иконы в восприемники детей, примешивать соскобленную с икон краску в евхаристическое вино, причастие класть на икону, чтобы получить его из рук святых и т.д. " В массе этих явлений, несомненно, давало себя знать грубое извращение церковного обряда. Чествование икон приближалось к идолослужению и превращалось в чествование самого вещества их " (Болотов). Иными словами, с иконопочитанием происходило то, что раньше происходило часто с культом святых и почитанием мощей. Возникнув на правильной христилогоческой основе, как плод и раскрытие веры Церкви в Христа, — они слишком часто отрываются от этой основы, превращаются в нечто самодавлеющее, а следовательно, ниспадают обратно в язычество " ( " Исторический путь православия " , стр. 248-249).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=897...

Скорее всего, это действительно были портреты известных подвижников и епископов. О том, что их писали с натуры, свидетельствуют многочисленные источники. Так, например, мы знаем, что в 590-х годах была написана портретная икона с прп. Авраама из Луксорского мон-ря (когда он стал еп-пом Гермонфиса). По смерти Авраама братья монастыря с почтением хранили её у себя. При патриархе Сергии КПльском (610–638 гг.) прп. Феодор Сикеот посетил братию м-ря Ромайон и два искусных монаха, тайно наблюдая за ним через окошечко, написали с него икону! Эти и другие поразительные факты приводит Джудит Херрин. В своей интересной статье «Женщины и иконопочитание в ранней Церкви» она доказывает, что заказчицами и почитательницами подобных портретных икон были, в основном, византийские женщины. Это был для них способ личного общения с праведником. Ведь благочестивая византийская жена редко покидала дом мужа. Но на стене у неё висела икона святого, написанная так, что создавался эффект всевидящего взгляда, от которого ничего не скрыто. Вся жизнь женщины, вплоть до мелких домашних забот, проходила под этим взглядом и возвышалась до служения. Это предполагает глубоко личный характер религиозного чувства. Это не всегда понимали мужчины, склонные к более отвлечённой догматической религиозности. Вот почему иконоборцами будут, в основном, мужчины, а защитницами икон – в основном женщины: императрица Феодора (жена иконоборца Феофила), императрица Ирина и др. (см. сб-к «Восточнохристианский храм. Литургия и искусство», СПб, 1994 г. стр. 94–99). Как это почти всегда бывало в истории Церкви, живой религиозный опыт предшествовал догматическому осмыслению. И мужчины склонны были воспринимать новоявленный культ икон, как модное женское суеверие. Правда, у них были к тому и достаточно веские поводы. Вот что пишет прот. А. Шмеман : «В массах иконопочитание преломлялось иногда грубым и чувственным суеверием... Появился обычай брать иконы в восприемники детей, примешивать соскобленную с икон краску в евхаристическое вино, причастие класть на икону, чтобы получить его из рук святых и т.д. «В массе этих явлений, несомненно, давало себя знать грубое извращение церковного обряда. Чествование икон приближалось к идолослужению и превращалось в чествование самого вещества их» (Болотов). Иными словами, с иконопочитанием происходило то, что раньше происходило часто с культом святых и почитанием мощей. Возникнув на правильной христилогоческой основе, как плод и раскрытие веры Церкви в Христа, – они слишком часто отрываются от этой основы, превращаются в нечто самодавлеющее, а следовательно, ниспадают обратно в язычество» («Исторический путь православия», стр. 248–249).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Традиционно утверждают, что вопрос об иерархии патриарших кафедр решался Вселенскими Соборами, и это правда. Но и императоры зачастую имели непосредственное отношение к данному вопросу, своими актами определяя главенство той или иной кафедры. В частности, в 545 году св. Юстиниан Великий 131-й новеллой постановил следующее: «Основываясь на правилах Святых Соборов, определяем святейшему епископу древнего Рима быть первым пред всеми, а блаженнейшему епископу Константинополя, нового Рима, занимать второе место после престола древнего Рима и быть выше всех прочих». Следом по очереди шли патриархи Александрии, Антиохии и Иерусалима. Затем была определена и иерархия остальных епископий. А при Римском папе св. Григории Великом (590–604) Фока (602–610), поддержавший понтифика в его вековом споре с Константинопольской кафедрой, публично потребовал, к вящей радости Рима и в пику столичному патриарху, чтобы «Апостольский престол блаженного апостола Петра признавался главой всех Церквей» . Отметим, что на эти два прецедента впоследствии часто ссылалась сама Римская кафедра, отстаивая свое верховенство. Разъясняя причину столь широкой правоспособности императора, Хоматин писал: «Император, который есть и называется верховным правителем Церквей, стоит выше определений Соборов. Этим определениям он доставляет надлежащую силу. Он есть мерило в отношении к церковной иерархии, законодатель для жизни и поведения священства, его ведению подлежат споры епископов и клириков и право замещения вакантных кафедр. Епископов он может делать митрополитами, а епископские кафедры – митрополичьими кафедрами. За исключением совершения богослужения императору предоставлены все остальные епископские привилегии, на основании которых его церковные распоряжения получают канонический авторитет. Как древние императоры подписывались pontifex maximus, таковым должно считать и теперешних императоров, как помазанников Божиих, ради царского помазания. Подобно тому, как Спаситель, будучи Помазанником, есть и чтится как Первосвященник, так и император, как помазанник, украшается благодатью первосвященства».

http://pravoslavie.ru/58936.html

Во главе самарянского священства стоял первосвященник. Самаряне вели род своих первосвященников от Аарона через Финееса. В самарянских хрониках приводится полный список самарянских первосвященников от Аарона до наших дней, с обозначением для большинства лет их служения. В виду общего характера самарянской историографии, указанный список, за исключением позднейшей части его 1083 , нам представляется сомнительным. Но авторитетный исследователь истории самарян Юинболль признает заслуживающей доверия даже ту часть списка, которая относится к периоду от построения храма на Гаризиме до начала арабского владычества в Палестине. Вот список самарянских первосвященников этого периода: Езекия, Далия, Uakob I , Акабия, Иоаким, Ионафан 1084 (7–34 по Р. Хр.), Елишама (34–67), Шемайя (67–77), Товия (77–85), Амрам I (85–94), Uakob II (94–103), Амрам II (103–114), Акбун I (114–144), Финеес (144–184), Левий (184–209), Елеазар II (209–241), Наба (241–269), Елеазар III (269 – 310), Акбун II (310–333), Нафанаил I (333–365), Баба Рабба, Левий (477), Акбун III (414–494) Нафанаил II (494–534), Нафанаил III (534–565), Елеазар IV (565–590), Нафанаил IV (590–610), Елеазар V (610–628). В конце XVII в. род Аарона у самарян прекратился, и первосвященники позднейшего времени принадлежат уже только к колену Левиину 1085 . Самарянская религиозная община получила свою окончательную организацию от группы священников, эмигрировавших во дни Неемии вместе с Манассией из Иерусалима. Это обстоятельство оказало влияние и на все последующее время, создав, по-видимому, исключительно почетное положение для самарянских священников и особенно возглавлявшего их сословие первосвященника. Самарянский первосвященник до настоящего времени остается представителем общины, совершителем богослужения и блюстителем закона. В письме к Скалигеру самаряне так говорят о положении своих священников 1087 : „Они постоянно находятся в святом месте и не выходят из святилища, но, стоя там пред Господом, служат святому имени и святому писанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Baron. T. VII. p. 579: anno 572 Gregorius accepit sedem antiochenam. pag. 589. 614. 628. 680. 681. 685. 689. T. VIII. p. 44. 46. 48. 52. 78: anno 594 moritur Gregorius. Le Quien. – Muralt sub annis 589, 592: Gregoire meurt. Anastase est retabli. АНАСТАСИЙ во второй раз. 596–601. 6 лет. Chronic. paschal: τμγ´ λυμπις. νδικτ. I . μετ πατ. Μαυρικου Τιβερου τ η´. τοτω τ νιαυτ ναστσιος πατριρχης ντιοχεας πανλθεν ν ντιοχε μετ τελευτν Γρηγορου, πατριρχου γενομνου κα διαδεξαμνου πρ τοτου τν υτν ναστσιον. Evagr. L. VI. с. 22. – Theophan. T. I. sub anno 587: ντιοχεας Αναστασου τος α´ – Niceph. Call. L. XVIII. c. 23. 44. – Baron. T. VIII. p. 10. 11: anno 590 Gregorius papa dedit litteras ad Anastasium antiochenum. (Gregor. L. I. epist. 6. 7.). pag. 91. 95. 110. 129: anno 599 contigit mori Anastasium Sinaitam. Le Quien. – Muralt sub anno 599: Anastase meurt 6 ans après avoir été retabli. Век седьмой. 49. АНАСТАСИЙ, иной 602–610. 9 лет. Chronic. paschal: τμζ´ λυμπις. πατοι Φιλικιανς κα Τατιανς. τοτω τ τει κατ τ πρας το σεπτεμβρου μηνς τς ιδ νδικτινος πηγγλη, ς Αναστσιος πατριρχης ντιοχεας π σχολαστικν νηρθη π στρατιωτν. Theophan. sub annis, 593: ντιοχεας ναστασου τος α´: 601 βραοι φνευσαν υτν. Cedren. T. I. p. 712. – Ephrem στιχοι 1329– 1334. – Baron. T. VIII. p. 130: anno 599. pag. 112. 211: anno 609 Iudaei occidunt Anastasium. Le Quien. – Muralt sub anno 610: le patriarche Anastase est tué par les soldats. D’autres disent que les Juifs le tuerent. Третий круг времени с 637 года по 969-й Междупатриаршество. 611–659. По смерти Анастасия Антиохийский престол (по сказанию антиох. патриарха Макария у Брека) вдовствовал 22 года; потом будто бы патриаршил Григорий 24 года. Но так как никакой другой историк, ни греческий, ни латинский, не знает сего Григория, и так как он не упомянут и в церковной истории Александрийского патриарха Евтихия, написанной по-арабски и служащей почти единственным источником сведений об антиох. патриархах с 610 года по 937-й, то я не решаюсь включать его в число этих иерархов, зная, что в Брековом списке их иногда один и тот же патриарх числится дважды, как будто были два особые патриарха одного и того же имени. Таким образом у меня обозначается здесь антиохийское междупатриаршество в течении 50 лет с 611 года по 660. Такой числительный промежуток показан и в арабском списке антиох. патриархов, который напечатал англичанин Гумфред Годий in prolegomenis ad Chronicon Ioannis Malalae (смотри его y le Qnien-a).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Не повторяет другие: над нартексом он пролегает 599 . 590 С западной же стороны у бессмертного храма подножья      [Атриум] Портиками четырьмя окруженный ты двор обнаружишь: К нартексу только один прикасается, а остальные Распростираются, многих дорог разветвленьем кончаясь 600 . В самом же месте почетном двора пространного встала 595 Чаша широкая, что иссекли из скалы Иассиды 601 . Там многошумный поток воздымается в воздух, чтоб брызнуть С силой из медной трубы взлетающей в выси струею, Эта струя все страданья отгонит, когда здесь все люди В месяце златохитонном, средь празднества Божиих таинств, 600 Ночь напролет черпают сосудами чистую воду 602 . Бога могущество эта струя возвещает, ведь плесень Этой воды не касалась вовеки, как всем нам известно, Даже когда много лет оставалась она заключенной Вне содержащей ее этой чаши, в стеклянных сосудах 603 . 605 А по стене 604 камнереза 605 искусства прекрасных рисунков Всюду красоты блестят: Проконнеса, омытого морем, Их порождает утес 606 . Рассеченных камней сочетанье С кисти творением сходно, ведь здесь ты увидишь, как вместе Камни сложили, на восемь частей иль четыре разрезав 610 И сопрягая друг с другом рисунки прожилок. Блистанью Живописи подражают здесь вместе скрепленные камни 607 . Тут, как и там, и с боков, и у дальнего края снаружи Храма бессмертного много открытых дворов ты увидишь 608 . Это ведь сделано было нарочно в искусном порядке, 615 Окрест священных хором, чтобы людям они показались Прекраснооким сияньем зари восходящей залиты 609 . Кто же, уста отверзая, звучаньем гомеровых песен      [Мраморы] Мраморные луга 610 воспоет, что здесь собраны вместе На многомощных стенах в небеса устремленного храма 620 И на полу широчайшем? В зеленые склоны Кариста 611 Ведь рудокопа кирка острием железным вонзилась И на фригийских вершинах срубила изысканный камень: То розоват он на вид, перемешанный с голубоватым, То он серебряным вместе с пурпурным оттенком роскошным 625 Ярко блестит 612 . Тот, что вниз по прекраснорукавному Нилу

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

575. Но я, утружденный и сокрушенный всякого рода бедствиями, преклоняю пред Тобой колена. Пошли ко мне Лазаря, который бы увлаженным перстом прохладил скорее язык, иссохший в пламени; и меня – богатого страданиями, не удерживала бы долее бездна 580. и не поставляла вдали от Авраамова лона (см.: Лк. 16:26 ). Простри надо мной мощную руку Свою, подай врачевство от горестей, покажи на мне все прежние чудеса, всю силу знамений. Скажи, и иссякнет немедленно кровавый ток. 585. Скажи, и дух легиона взойдет в стадо свиней, низринется в море и отступит от меня (см.: Мк. 5:9 ). Удали несносную проказу (см.: Лк. 5:13 ); пусть свет проникнет в невидящие очи; пусть уши услышат голос ( Мк. 7:32–37 ); распростри сухую мою руку ( Мф. 12:10 ); разреши узы языка (см.: Мф. 9:33 ); 590. утверди немощные стопы ног ( Деян. 3:7 ); насыть от малого хлеба ( Мф. 14:17–21 ); укроти страшное море ( Мк. 4:39 ); облистай светлее солнца ( Мф. 17:2 ); укрепи отяготевшие силы; воскреси из мертвых смердящего ( Ин. 11:39 ); и, 595. видя меня доселе бесплодной смоковницей, не иссушай ( Мф. 21:19 ). Другие полагаются на чтонибудь иное – на благородство крови, на прах и настоящую пышность; они ищут себе какогонибудь ничтожного помощника. Я один оставлен Тебе единому, 600. Царь царей, Тебе, властвующему над всеми! Ты моя величайшая сила! У меня нет попечительной супруги, которая бы избавила меня от неисцельных забот и своими ласками уврачевала сетующего. Не веселят меня милые дети, при которых ободряется старость и снова начинает ходить юношескими стопами. 605. Не утешают меня ни единокровные, ни друзья: одних похитила жестокая смерть, другие, любя спокойную погоду, приходят в трепет при малом волнении, застигающем друга. Одно у меня было чудное утешение. Как жаждущий олень в прохладном источнике, так я находил его в сообществе мужей совершенных 610. и христоносных, живущих на земле превыше плоти, любителей вечного Духа и благого служения, не связанных узами супружества, презрителей мира. Но и они, ратоборствуя за Тебя, разделились и стоят один за одно, другой за другое; 615. ревность Божия незаконно расторгла закон и согласие любви, от которой осталось одно имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

580 Philostorg.11, 7–8. (Aξωριανο, у Синезия – Aσουριανο, у Амм. Марц. – Austoriani – 3, 15 (26, 1, 5); 3, 130 (28, 6, 2). 582 Chron. Pasch. 570. Philostorg . 11, 7. Сюда относится упоминание о всенародном покаянии Константинополя у блаж. Августина в его речи по поводу взятия Рима Аларихом. Augustin . De excidio urbis, 6–7. 589 Cedr.1,586. – Евфремий в стихотворном обзоре истории по императорам поминает об опекунстве Иездигерда, ст. 705–708. Бон. изд. 590 Новейшая работа по этому вопросу: Sauerbrei. Jazdegerd der Sunder, als Vormund des byz. Kaisers Theodosius. (Festschrift Alb. v. Bamberg). Gotha, 1905. 591 Наигув рецензии на работу, названную в предыдущем примечании, – Byz. Zeitschift, XV (1906), с. 291 –294 – считает рассказ Прокопия вполне правдоподобным. 597 Sozomen.9,4. – утверждает, будто Стилихон предоставил Алариху сан магистра армии от западного двора. Едва ли это верно, так как было бы непонятно, почему Гонорий в 408 году так упорно отказывал Алариху в этом звании. 599 Paul. diac.12. У Зосима (5, 26) здесь странное недоразумение: он говорит, что Стилихон отправился за Дунай и там разгромил варваров. 600 См. наши замечания об оптиматах в статье «К вопросу о фемах византийской империи» ( Изборник Киевский: В честь профессора Т. Д. Флоринского. Киев, 1904. С.95–118). 601 Oros.3, 37, 4–17; Jordan. Rom. § 321 (из Орозия); Zosim. 5, 26 Marcel. Сот s. а. (Chron. min. II, p. 69). 603 Свидетельства древних историков об этом событии сопоставлены в моем исследовании: Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Киев, 1899. 606 Олимпиодор – frg 5–говорит, что Аларих при жизни Стилихона получал по 40 кентенариев золота в год. Так как это та же сумма, что и помянутая у Зосима, то следует заключить, что это замечание Олимпиодора имеет в виду тот же факт. 610 Cod. Theod. 7, 16, 1 (408 г. 10 дек.). Hostis publicus Stilicho novum atqueinsolitum reppererat, ut litora et portus crebris vallaret excubiis, ne cuiquam ex oriente ad hanc imperii partem pateret accessus. Huius iniquitate rei moti et ne rarior sit diversarum mercium commeatus, praecipimus hac sanctione, ut litorum desistat ac portuum pernitiosa custodia et eundi et redeundi libera sit facultas.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010