Впоследствии св. ап. Тимофей был с апостолом Павлом в Риме и вместе с ним заключен в узы, но потом был освобожден. После того он снова сопровождал апостола Павла в предпринятом им путешествии для посещения малоазиатских и македонских церквей; в это время он и был рукоположен во епископа Ефесской церкви, став, таким образом, первым епископом Ефесской церкви. Во время разлуки с ап. Тимофеем св. апостол Павел написал ему два послания пастырского характера. св. ап. Тимофея в пастырское служение, по словам апостола, предшествовали пророчества о нем (1 Тим.1:18), и самое посвящение произведено по предварительном исповедании веры (1 Тим.6:12), с возложением рук священства, причем ему сообщен особенный дар благодати Божией для достойного прохождения обязанностей (1 Тим.4:12–16), к которым он был призван. 60 годах по Р. Х. св. апостол Иоанн оставил Иерусалим, где пребывал до Успения Божией Матери, и проповедовал слово Божие в Малой Азии и особенно в Ефесе, и, таким образом, мог непосредственно руководить ап. Тимофеем в его пастырском служении. император Домициан, жестокий гонитель христианства, царствовал с 81 по 96 г. было в 96 г. Патмос — голый, бесплодный, скалистый остров Эгейского моря (Архипелага), на юго-западе от Ефеса, причисляемый к так называемым Спорадским островам. ап. Тимофей мученически скончался около 97 г. св. великомученика Артемия празднуется Церковью 20 октября. Перенесение св. мощей апостолов: евангелиста Луки, Андрея Первозванного и Тимофея было совершено 24 июня 356 г. Житие и страдание святого преподобномученика Анастасия Персянина царь Xoзpoй II царствовал с 590 по 628 г. было в 614 году. Святыня древа Креста Господня находилась в руках персов 14 лет до 628 года, когда император византийский Ираклий, после счастливой войны с Персией, возвратил ее в Иерусалим. город в Малой Азии, на азиатском берегу Босфорского пролива, против Константинополя. В нем происходил в 451 году IV Вселенский собор. император Ираклий царствовал с 610 по 641 г. богатый город Фригии, западной области Малой Азии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Древнего летописца часть 2, стр. 92. 590 Тихвинские монастыри, гл. III, 1854 г., Санкт-Петербург. Тихвинская икона, бывшая при заключении мира, перенесена в московский Успенский собор. 598 См. рукоп. в Имп. библиот. отдел. Погодина 1372. Также сказание Парфения о странствии, кн. IV, 130. 599 Святогорца кн. 1, письмо 17. Сказание о странствии и путешествии инока Парфения, кн. IV, 130. 602 История рязанской иерархии, стр. 52, 55, отдел. 1, о явлении Феодотьевской иконы Богоматери, и стр. 210. 604 Сказание о явлении и чудесах Казанской иконы Богоматери составлено Гермогеном, митрополитом Казанским и Астраханским, и хранится в Синодальной (Патриаршей) библиотеке под 982; есгь также в рукописи Румянцевского музеума под 364; в Имп. библиот. в хранилище Погодина рукописи под 792 и 934. О первой рукописи замечено, что она написана через 15 лет по явлении иконы самовидцем. Пролог 8 июля. 610 Там же, стр. 209. Из этого обстоятельства можно догадываться, что с ратью Пожарского осталась подлинная икона. Если бы последняя была в Казани, для чего же посылать туда список? 620 Полный месяцеслов всех празднуемых святых с описанием монастырей, нзд. 16-е. СПб., 1848 г. Казанский московский собор. 622 Из рукописи о государе Петре I, напечатанной в Русских анекдотах Глинки. Москва, 1820 г., часть I. 623 Все украшение на иконе ценится более 30 000 руб. сер. Материалы 1841 года о Санкт-Петербургской губернии. 625 Чет.-Мин. 8 июля. В Устюжском чудотворном соборе хранится в рукописи похвальное слово Устюжской иконе Богородицы, яже избави град Устюжну от безбожных ляхов и немцев. Журнал Мин. нар. просв. 1853 г., июнь, статья Бередникова. 627 Описание великоустюжского Архангельского и приписного к нему Троицкого Гледенского монастырей. 1848 г. VII. 629 Пролог 9 июля. Сказание о явлении Колочской иконы и чудесах от нее, в Имп. библиот. из хранилища Погодина 938. Степен. кн. 1, 566–568. Древн. летописца часть 2, стр. 414. Ник. лет., кн. V, стр. 48. 630 Сказание о Коневской иконе Богоматери и чудесах напечатано в церковной службе преподобному Арсению Коневскому, в Санкт-Петербурге, 1820 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Залив Амблетез в Северной Франции. 285 Современная Булонь. 286 В тексте cupidissimus (сильнее всего жаждущий славы). Стиль напоминает германские героические поэмы и, возможно, является отголоском эпической песни о деяниях этого короля. 287 Эдильфрид (в исторической традиции Этельфрит) — внук Иды, основателя королевства Берниция. Правил Берницией и Дейрой в 593–616 гг. 288 Быт. 49:27. Саул принадлежал к колену Вениамина. 289 Айдан мак Габрайн–король Далриады в 574–609 гг. 290 Место битвы при Дегсастане точно не установлено; возможно, это Доустон–Ригг в Лотиане (Южная Шотландия) или Тикстон в Нортумберленде. 291 Фока узурпировал престол Византийской империи и правил в 602–610 гг. 292 Григорий Великий родился около 540 г., был выбран папой в 590 г. и умер в 604 г. Уже в VIII в. он был весьма популярен в Британии благодаря не только Беде, но и Альдхельму и другим авторам. В начале этого столетия в Стренескальке (Витби) было написано анонимное «Житие» Григория, которого Беда, видимо, не читал. В этом житии содержится много историй о жизни папы, а также указывается имя его матери–Сильвия. 293 Деян. 26:18. 294 1 Кор. 9:2. 295 Для Беды характерно сопоставление благородного происхождения и благочестивой жизни. Он говорит об этом в рассказах о Меллите (II,7), Фурсее (III,19), Этельфриде (IV, 20), Тилмоне (V, 10). 296 Имеются в виду Феликс III (папа в 483–492 гг.) или Феликс IV (папа в 526–530 гг.). 297 Монастырь святого Андрея на Целианском холме в Риме, где Григорий пребывал между 560 и 573 гг. 298 По мнению Беды, каждая книга Святого Писания имеет три значения: историческое или буквальное, аллегорическое или тайное и тропологическое или моральное. Эта идущая от Оригена теория была весьма популярна в средневековом богословии. 299 Царский город (urbs regii) — Константинополь. 300 Евтихий был патриархом Константинополя в 552–582 гг. и умер в возрасте 70 лет. Свои еретические взгляды он высказал незадолго до смерти; информацию о них Беда почерпнул из «Моралий на книгу Иова» папы Григория. 301

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

И все же Богоматерь представляла собою яркий пример именно женской святости, который должен был обладать, как нам представляется, особенной притягательностью именно для христианок. К середине VI в. свидетельства письменных источников о почитании икон становятся столь определенными, что не может быть никаких сомнений в одобрении фигуративного изображения со стороны Церкви. К его услугам прибегали, в частности, такие видные церковные деятели, как патриархи Константинополя, особенно в периоды догматических споров, когда их противники пытались навязать свое влияние Церкви. Не исключено, что к нему обращались и архиереи, когда что-то мешало им занять свою кафедру. Возведение Авраама, настоятеля монастыря Проибаммон в Луксоре (Верхний Египет), на епископскую кафедру Гермонфиса, должно быть, вызвало появление его иконописного изображения. Ввиду своей великой святости Авраам представлен здесь с нимбом, он облачен в архиерейские одежды, держит в руках Евангелие и выглядит как типичный египетский монах, углубленный в аскетическое делание. Из письменных источников Авраам – современник Александрийского патриарха Дамиана (578–605) – известен как выдающийся монашеский авторитет и духовный писатель, а также и как 14-й епископ Гермонфиса. По всей видимости, он остался в своем монастыре и после возведения на епископскую кафедру. Тогда и была выполнена икона, отправленная затем в кафедральный собор Гермонфиса, чтобы быть выставленной там (она имеет специальные отверстия для закрепления на стене). Икона, вероятно, относится к началу его епископства, то есть примерно к 590–600 гг., и, должно быть, была возвращена в монастырь после смерти Авраама ок. 610–620 гг. 261 Поскольку иные епископские портреты до нас не дошли, предположение о том, что подобное замещение клириков их изображениями было чем-то достаточно обыкновенным, может, впрочем, оказаться поспешным. Другие источники действительно указывают на то, что двойственное отношение к портретным изображениям современников по-прежнему сохранялось.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Итак, позаботимся о стяжании этой, такой необходимой добродетели: будем творить милостыню с лицом светлым, с радостью и усердием. Сотворим милостыню – и к нам будет милостив Бог. Задумаемся о собственной духовной пользе. Вдову, положившую в церковную сокровищницу две лепты, Господь удостоил Небесного Царствия и похвалы в Священном Евангелии. Она стала примером для всех последующих родов, и милостыня, которую она сотворила, продолжает приносить плод и пользу другим, как принесла и ей самой. Станем же молиться, чтобы Бог удостоил нас стяжать милостивое сердце и творить по силе и внешние дела милосердия, дабы и нам иметь надежду на помилование и прощение в час Страшного Суда Божия! Аминь. 289 (др.-греч. λεπτς – маленький, тонкий) – медная (бронзовая) греческая монета, составлявшая 1/56 часть обола. На две лепты можно было приобрести не более 40 гр. пшеницы. 291 тексте излагается история из жития патриарха Александрийского Иоанна V Милостивого (Αγου ωννου του Πατριρχου Αλεξνδρεις, † между 616–620 гг.). Не будучи ни монахом, ни клириком был избран по желанию народа на патриарший престол, что было утверждено императором Ираклием. Став патриархом в 610 г., роздал всё своё имущество александрийским нищим, послал милостыню ко Гробу Господню, давал приют и помощь бедствующим, выкупал пленных. Первое житие свт. Иоанна было написано в VII в. Леонтием Неаполитанским. Мощи его находились в Константинополе, в 1249 г. перевезены в Венецию. Также известно о нахождении мощей патриарха Иоанна в афонских монастырях: Дионисиат (десница), Ватопед, Пантократор, Дохиар и Каракал. Память –12 ноября по ст. ст. 292 Так как не существует соответствия между деньгами, ходившими тогда, и нынешними, то мы примерно предполагаем размер суммы, исходя из данных жития. – Прим. авт. 293 I Великий, Григорий Двоеслов (Γρηγριος о Διλογος, ок. 540–604) – папа Римский с 590 по 604 гг. До восшествия на Римскую Кафедру основал монастырь св. Андрея на Делийском холме в Риме и открыл ещё шесть обителей в поместьях на Сицилии. Имя «Двоеслов» связано с названием его труда – «Диалоги, или Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души» и является неверным переводом греческого Διλογος. В 602 г. он получил признание главенства Рима над всей Западной Церковью. Св. Григорий составил чин Литургии Преждеосвященных Даров, утверждённый VI Вселенским Собором в 680 г. Оставил много весьма разнообразных сочинений: истолкование Священного Писания , назидание в христианских истинах, повествование о жизни и чудесах святых подвижников, рассуждения о современных ему обстоятельствах Церкви, устроение церковно-богослужебного чина и пр. Мощи его почивают в соборе св. апостола Петра в Ватикане. Память – 12 марта по ст. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Кадмин (Кодмин, Козмин) И.С, калужский купец, старообрядец – 116, 117, 119, 234, 236, 237, 364, 365, 367–384, 396, 506 Кадмин (Козмин) Козьма, калужский купец, старообрядец – 119, 234, 237, 368 Казы-Гирей, крымский хан – 563 Каиафа, иудейский первосвященник – 100, 217, 341, 439, 603, 608, 610 Каллиник II (Акарнан), константинопольский патриарх – 35–37, 274, 275, 410, 411, 423, 444, 449–451, 579 Кантемир Д.К., молдавский господарь, писатель и историк – 579 Каняев К.К., петербургский купец, владелец рукописи – 488, 531 Каптерев Н.Ф. , историк церкви – 408, 411, 590, 625 Карион, архимандрит Лаврентьева монастыря в Калуге – 398 Карион Истомин, справщик Печатного двора, писатель и переводчик – 414 Карл XII, шведский король – 567, 584 Карпов, бурмистр – 392 Киприан, ветковский монах – 390, 403 Киприан (Киприян), проводник и переводчик – 38, 156, 157, 276, 277 Кир II, персидский царь – 612 Кирсанов И., цензор – 498 Кичибей, татарин (в крещении Василий) – 566 Клеопа, брат Иосифа, обрученного мужа Девы Марии – 595 Клеопа, ученик Христа – 78, 193, 320, 595 Клепиков С.А., палеограф – 487, 488, 490, 492, 493, 495, 496, 500, 514, 627 Козьма, московский священник, основатель Ветковской старообрядческой общины – 404 Кольцов-Масальский Ф.М., князь, стольник, воевода в Нежине – 124, 372, 504, 618 Константин (Костянтин) Великий, византийский император, св. – 41, 78, 93, 160, 193, 209, 280, 320, 333, 548, 550, 551, 557, 581, 595, 597, 603 Константин Бранковану (Бранковяну), господарь Валахии – 617 Константин Дука, молдавский господарь – 574, 575, 617 Константин VII Порфирородный, византийский император – 581 Корнилий, келарь Спасо-Воротынского монастыря – 8, 127, 245 Корнилий (Карнилья, Корнильюшко), переводчик и проводник – 34, 36, 152–154, 272–274, 451, 479, 539 Корнюшенко Иван, волоколамский старообрядец – 385 Коробейников Трифон, писатель-путешественник – 90, 206, 329, 462–465, 503, 506, 550, 601, 602, 624 Коробьин (Коробин, Коровин) Л.М., сев-ский воевода – 13, 133, 250, 524, 566 Коробьины, русский дворянский род – 566

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Непосредственная каноническая власть папы (т.е. право утверждения епископов), в римскую эпоху не выходившая за пределы центральной Италии, в правление Каролингов распространилась на всю Западную Европу. Папе Льву I (440–461) удалось подчинить непокорных епископов Галлии и Иллирии примату престола св. Петра – именно он впервые и обосновал первенство апостольского престола в Риме как богословское учение. При Григории I Великом (590–604) влияние римской кафедры распространяется далеко за пределы тех десяти провинций, которые составляли Римский диоцез в соответствии с границами, установленными Константином; римский папа становится поистине патриархом Запада. Влияние Римской церкви распространилось на германские церкви в Галлии и Испании, a также на Британию, куда Григорий в 596 г. отправил успешную миссионерскую экспедицию во главе с монахом Августином. Так были заложены основания для формирования верховной власти Римского епископа над Западной церковью, а уже папе Бонифацию III (19 февраля – 12 ноября 607 г.) удалось получить от императора Фоки (602–610) эдикт, согласно которому Рим должно считать главой христианского мира. Важную роль в этом процессе лишения самостоятельности Поместных церквей (во главе с примасами-митрополитами) сыграл наполненный подлогами канонический сборник, известный под названием Лжеисидоровых декреталий. Предположительно данный сборник был составлен в середине IX в. (849–852) в Реймсском диоцезе (Западнофранкское королевство Карла Лысого). Взяв за основу одну из редакций канонического сборника, приписываемого известному канонисту Исидору Севильскому (560–636), анонимный франкский клирик (возможно, из монастыря Корби) добавил к нему около сотни подложных документов, начиная с папы Климента (I в.), в том числе пресловутый «Константинов дар». Одной из главных целей составителя сборника было вывести епископов из-под контроля местных архиепископов и синодов посредством апелляций к папе Римскому, без одобрения которого, согласно лжедекреталиям, не имеет силы ни одно церковное решение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но если мы рассмотрим его деятельность в целом и вспомним о строгой последовательности в изложении взглядов папства, которое ничего не забывает, мы можем вполне оправданно считать, что протест этот был направлен не столько против самого титула, сколько против его носителя и объяснялся, скорее, ревностью к константинопольскому сопернику, чем искренним смирением 610 . По той же причине римские епископы избегали титула патриарх, который ставил бы их на один уровень с восточными патриархами, и предпочитали титул папа, указывающий на особое достоинство престола Петра. Говорят, что Григорий первым начал использовать титул, полный гордости и смирения одновременно: «раб рабов Божьих». Его преемники, несмотря на его протест, называли себя «вселенскими епископами» христианского мира. То, что он осудил у своих восточных коллег как антихристианское высокомерие, папы более позднего периода считали подобающей характеристикой их официального положения во вселенской церкви. I. Основные источники: Постановления соборов , лучшие и наиболее полные сборники кото–рых – иезуита Сирмонда ( Sirmond , Rom., 1608 – 1612, 4 vols, fol.); так называемый Collectio regia (Paris, 1644, 37 vols, fol.; экземпляр есть в библиотеке Астор, в Нью–Йорке); но особенно иезуита Гардуина ( Hardouin , умер в 1729): Collectio maxima Conciliorum generalium et provincialium (Par., 1715 sqq., 12 vols, fol.), доходит до 1714 г., весьма удобна благодаря пяти обширным указателям (tom, i-ii посвящены первыми шести векам; экземпляр этой книги из библиотеки Ван Эсса есть в библиотеке Богословской семинарии Союза в Нью–Йорке); а также итальянца Иоанна Доминика Манси ( Joannes Dominicus Mansi , архиепископа Лукки, умер в 1769): Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collection, Florence, 1759 -«98, 31 (30) vols. fol. Это самый полный и лучший сборник вплоть до XV века, но незаконченный, поэтому без общих указателей; tom, i посвящен соборам с начала истории христианства по 304 г.; tom, ii-ix – нашему периоду, по 590 г. (Я цитирую по прекрасному экземпляру этого редкого сборника, хранящемуся в библиотеке Богословской семинарии Союза в Нью–Йорке, 30 томов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

О Григории как проповеднике и ораторе см. Donders. Homilet; Gugnet. Orateur. 589 См. Слово 1 и Слово 45. 590 Ср. Сл. 45, 2; PG 36, 624=1.662. 591 Ср. начало Слова 1–го. 592 Ср. начало Слова 38–го. 593 Ср. Сл. 41, 5, 1; SC 358, 324=1.578. 594 Слова 38–41. 595 Пс. 95:1. 596 Пс. 95:11. 597 Ср. 1 Кор.15:47. 598 Ср. Ис. 9:2. 599 2 Кор.5:17. 600 Ср. 2 Кор. 3:6 и Рим. 13:12. 601 Ср. Евр. 7:3. 602 Мф. 3:3. 603 Сл. 38, 1, 1–2, 18; SC 358, 104–106=1.522. 604 В настоящее время Богоявлением называется праздник Крещения Господня. 605 Ср. Еф. 4:22–23. 606 Ср. 1 Кор. 15:22. 607 Сл. 38, 3, 1–4, 7; 108–110=1.522–523. 608 Сл. 38, 4, 17; 110=1.523. 609 Сл. 38, 14, 35–41=1.529. 610 Ин. 1:29. 611 Мр. 1:10. 612 Мф. 4:23. 613 Сл. 38, 16, 1–19; 140–142=1.531. 614 Сл. 38, 4, 13–14; 110=1.523. 615 Сл. 38, 5, 1–6, 7; 110–112=1.523–524. 616 Григорий имеет в виду твердую никейскую позицию Петра Александрийского, главы египетских епископов. 617 Ср. Втор.10:16. 618 Григорий напоминает о том, как в него бросали камни в начале его епископского служения в Константинополе. 619 Т. е. в наказание за вкушение запретного плода в раю. 620 Ср. Мф. 27:48. 621 Сл. 38, 18, 4–24; 146–148=1.531–532. 622 См. Лауенштайн. Мистерии, 52. 623 Ин. 1:9. 624 Куреты — семнадцатилетние юноши, танцевавшие с оружием в руках во время элевсинских мистерий: см. Лауенштайн. Мистерии, 140–144. 625 Корибанты ( " танцоры " " ) - куреты. 626 Триптолем и Келей — имена посвященных Деметры, упоминаемые в 5–м Гомеровском гимне, который исполнялся во время элевсинских мистерий. По сюжету этого гимна, девица Персефона была похищена Плутоном и увезена в Гадес (ад). Ее мать Деметра, приняв облик старухи, блуждала в поисках дочери среди людей. Четыре дочери царя Келея, встретив скорбящую Деметру у колодца, ввели ее в дом Метаниры, где она стала воспитательницей Демофонта. Деметра хотела наделить младенца вечной молодостью, для чего погружала его в огонь, однако Метанира помешала ей. Разгневанная Деметра в течение года не позволяла семенам на полях взойти, после чего испуганные боги умолили Плутона отпустить Персефону. Для примирения с Деметрой они послали Рею, после разговора с которой гнев Деметры против богов угас. Свой гнев против людей Деметра смирила, установив священные обряды (teletai) или оргии (orgiai). Первым мистом Деметры, получившим подробное наставление о порядке совершения мистерий в Элевсине, становится Триптолем. См. Лауэнштайн. Мистерии, 223–225. 627

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

оригинале: «с дыханием ноздрей твоих». 588 Исихий. О трезвении и молитве 189 (С. 142). Ср.: [Псевдо-]Евагрий. Главы 189 (PG40, 1276 С). 589 Ср.: Иоанн Синайский. Лествица 21,7 (см. цитату выше). 590 Исихий. О трезвении и молитве 100 (С. 127—128). 591 Там же 5 (С. 114). 592 Там же 39 (С. 119). 593 Монах. 594 Исихий. О трезвении и молитве 149 (С. 136). 595 Тамже 168 (С. 139). 596 Там же 170 (С. 139). Ср.: Григорий Богослов. Слово 27, 4 (SC 250, 80: «Вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать»). 597 Исихий. О трезвении и молитве 20 (С. 116). 598 Там же 62 (С. 122). 599 Там же 21 (С. 116). Ср. также главы 26, 42. 600 Там же 28 (С. 117). 601 Тамже46(С. 120—121). Та же тема в главах 88, 98, 137, 143, 153, 174 и др. 602 Там же 47 (С. 121). 603 Там же 142 (С. 134). 604 Там же 7 (С. 114). 605 Там же 91 (С. 126). 606 Там же 97 (С. 127). 607   608   609 Ср.: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Святой Григорий Палама и православная мистика. В кн.: Мейепдорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно–христианская мистика. М, 2000. С. 286. 610 Исихий. О трезвении и молитве 152 (см. цитату выше). 611 Характерно, что в эту же эпоху на Западе складывается культ имени Иисусоыва, заметно отличающийся от византийского. Этот культ, закрепленный специальным декретом 2–го Лионского собора (1274), нашел отражение в латинской литургии, а также в многочисленных средневековых богословских трактатах, посвященных имени Иисусову. Многовековому развитию культа имени Иисусова подвел итог знаменитый трактат испанского мистика XVI века Луиса де Леона «Имена Христа» (см.: Louis de Leon. Los Nombres de Cristo. Des Noms de Jesus-Christ dans la Sainte Ecriture. Traduite par Г Abbe V. Postel. Paris-Lyon, 1862). Подробнее о средневековом культе имени Иисусова и о почитании так называемой священной триграммы (IHS) см. в: Noye I. Jesus (Norn de). — Dictionnaire de spiritualite VIII. Paris, 1974. Cols. 1114—1126. См. также: Biasiotto P. R. History of the Development of the Devotion to the Holy Name. New York, 1943; Metcalfe J.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010