2005. С. 122-123, 145-146). Вскоре после смерти прп. Феодора ( 22 апр. 613) его мощи были перенесены патриархом Сергием в К-поль ( Kaegi. 2003. S. 76). В 612/3 г. на колонну имп. Фоки во время богослужения в К-поле был воздвигнут крест как знак приверженности правления И. традициям благочестия (Chron. Pasch. P. 703). В дальнейшем с укреплением власти И. почитание креста становилось все более важным элементом гос. идеологии. Кризис в 10-20-х гг. VII в. К моменту начала правления И. положение Византийской империи было чрезвычайно тяжелым. Захват власти имп. Фокой в 602 г. как предлог для начала военных действий против Византии использовал персид. шах Хосров II Парвиз (590-628). К нач. 10-х гг. VII в., в ходе продолжительной византийско-персидской войны (кон. 602 - апр. 628) персам удалось полностью разрушить пограничную оборону византийцев в Сев. Месопотамии и Сирии, овладеть большинством крепостей. Положение усугубилось гражданской войной в Византии в 608-610 гг., к-рая привела к уменьшению численности войск на вост. границах. В результате уже после вступления И. на престол в 611 г. полководец Хосрова Фаррухан Шахрбараз овладел крупнейшими городами Сирии: Антиохией, Эдессой и Апамеей ( Theoph. Chron. P. 299-300). Но после переворота имп. Фоки в 602 г. была ослаблена пограничная оборона византийцев на Дунае; началось интенсивное проникновение слав. племен и аваров на Балканский п-ов. К началу правления И. был утрачен контроль над большей частью континентальных районов Балкан, под властью византийцев оставались в основном Вост. Фракия (окрестности К-поля), Фессалоника, а также ряд укрепленных городов вдоль побережья Балканского п-ова (берега Чёрного, Мраморного, Эгейского, Ионического и Адриатического морей). Усилия И. в основном будут направлены на борьбу с этими внешними угрозами. Битва византийцев с персами. Роспись ц. Сан-Франческо в Ареццо, Италия. Мастер Пьеро делла Франческа. Между 1452 и 1466 гг. Битва византийцев с персами. Роспись ц. Сан-Франческо в Ареццо, Италия.

http://pravenc.ru/text/673855.html

Великое противостояние Восточной Римской империи и сасанидского Ирана в первой половине VII века было в свое время названо Л. Н. Гумилевым «мировой войной VII века». В это противостояние кроме двух главных его участников были вовлечены их ближайшие соседи, а именно Аварский каганат, славянские племена, арабы и Западный Тюркский каганат, а также отдаленные страны, о существовании которых восточные римляне начала VII века при всей развитости их географических познаний имели лишь самые смутные представления: а именно Восточный Тюркский каганат и танский Китай. Война между Константинополем и Ираном началась в 603 году, когда сасанидский шах Хосров II Парвиз отказался признавать законным византийским императором узурпатора Фоку (602–610), объявил себя мстителем за убитого Фокой императора Маврикия (582–602) и оказал поддержку самозванцу из Эдессы, выдававшему себя за чудесно спасшегося сына и соправителя Маврикия – августа Феодосия (590–601). Персы атаковали границы Восточной Римской империи и начали успешное наступление вглубь византийских провинций в Сирии, Армении и Малой Азии. Первый этап войны носил характер исключительно политического противостояния, в ходе которого Хосров II представлял себя защитником законных прав Лже-Феодосия, который был даже коронован в столице сасанидской Персии – Ктесифоне несторианским католикосом Сабришо I (596–604) в качестве римского императора (Nöldeke 1907: 519-520). Как отмечает автор сирийской «Хузистанской Хроники», корона Лже-Феодосия перед самой коронацией была возложена на алтарь несторианского кафедрального собора в Ктесифоне. Вероятно, сирийские источники восходят к официальной персидской хронике «Кватав-Намаг» или же к документам сасанидского двора, в которых отстаивалась подлинность происхождения Лже-Феодосия. Хосров II был известен в Иране как покровитель христиан, в первую очередь христиан-нехалкидонитов – несториан и монофизитов. Любимая жена Хосрова II по имени Ширин, возможно, была арамеенкой и придерживалась несторианства (Chronique de Séerte 1907: 467) или же, напротив, армянкой-монофизиткой. Под влиянием Ширин Хосров II длительное время оказывал покровительство христианам различных направлений, в частности несторианам, и воздвиг для жены три церкви в честь Пресвятой Богородицы, апостолов и мученика Сергия (Euagrius HE VI. 21).

http://bogoslov.ru/article/6192254

Гл.1. На основании Писания пространнее доказывается единство Божие (§1–4/Р.495–499/). Гл.2. Показывается множество Лиц и их различие в Божестве (§5–57/Р.500–566/). Гл.3. Разрешаются три аргумента противников против различия Лиц (§58–63/Р.566– 581/). Гл.4. Опровергаются другие три аргумента против различия Лиц (§64–66/Р.581–585/). Гл.5. Дается разъяснение на другие возражения противников (§67–71/Р.585–589/). Гл.6. Делается переход к доказательству Божества Лиц, и главным образом Сына и Святого Духа, где вместе с тем объясняются выражения: οσα (сущность), μοοσιος (единосущный), πστασις (лицо [persona]), которыми мы пользуемся при объяснении таинства Троицы; а также сжато излагается история арианства и македонианства (§72–80/Р.590–609/). Гл.7. О Божестве Сына Божия, и во-первых приводятся свидетельства Писания, которые в Ветхом Завете говорят об истинном и едином Боге Израиля, а в Новом Завете применяются ко Христу (§81–101/Р.610–632/). Гл.8. Отдельные доказательства из Ветхого Завета (§102–108/Р.633–640/). Гл.9. Отдельные доказательства из Нового Завета (§109–131/Р.640–670/). Гл.10. Отдельные доказательства из Божественных имен (§132–150/Р.670–685/). Гл.11. Отдельные доказательства из Божественных атрибутов (§151–196/Р.685–723/). Гл.12. Отдельные доказательства из действий, свойственных только Богу (§197–211/Р.723–733/). Гл.13 Отдельные доказательства из призвания, почитания и поклонения, причитающихся Сыну Божиему, и какие заслуживает только Бог (§212–227/Р.733–744/). Гл.14. Приводятся Сивиллины Оракулы, свидетельства Отцов и другие, пригодные здесь (§228–237/Р.745–760/). Гл.15.Излагаются сходные с тем, что и о Сыне, доказательства о Святом Духе (§238–249/Р.761–770/). Гл.16. Разрешаются доказательства еретиков, косвенно обращенные против Божества Сына Божия (§250–267/Р.770–780/). Гл.17. Разрешаются возражения еретиков, прямо отвергающие Божество Сына Божия (§268–283/Р.780–799/). Гл.18. Разрешаются возражения еретиков, обращенные против Божества Святого Духа (§284–303/Р.799–816/).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Схолия 17 590 . Моравы – славянский народ, обитающий к востоку от чехов; вокруг же них с одной стороны – поморяне и поляки, с дру­гой – венгры и жесточайшее племя печенегов (Pescinagi), питающихся человеческим мясом 591 . (Adam Вгет. 1917. Р. 75–80) 3. [II, 34. Король Свен 592 рассказывает автору об изгнании из Дании своего деда, короля Свена 593 , шведским королем Эриком 594 .] II, 35. «Эрик (Hericus), – говорил он, – владел двумя королевствами – Датским и Шведским, и, будучи язычником, крайне враждебно относился к христианам». Схолия 24 595 . Шведский король Эрик заключил союз с могущественнейшим королем поляков Болеславом (Bolizlaus) 596 . Болеслав отдал Эрику [в жены] дочь или сестру. Вследствие этого брака даны подвергались нападениям как славян, так и шведов 597 . Болеслав, христианнейший король, в союзе с Оттоном Третьим 598 покорил всю Славянию и Русь (Ruzzia), а также пруссов (Pruzzi) 599 , от которых принял мученическую кончину святой Адальберт. Его мощи Болеслав перенес тогда в Польшу (Polonia) 600 . (Adam Вгет. 1917. Р. 95–96) 4. II, 39. После долгожданной смерти Эрика 601 вернувшийся из изгнания Свен 602 завладел престолом своих предков, пробыв в скитаниях на чужбине четырнадцать лет 603 . Он женился на супруге Эрика, матери Олафа (Olaph) 604 , и она родила ему Кнута (Chnud) 605 . Но что пользы в браках тому, кто навлек гнев Божий. Олаф, христианнейший король шведов, взял себе в жены славянскую девушку по имени Эстрид (Estred), из ободритов (Obodriti) 606 . От нее родился сын Иаков (Iacobus) 607 и дочь Инград (Ingrad), вышедшая замуж за святого короля Руси (Ruzzia) Ярослава (Gerzlef) 608 . (Adam Вгет. 1917. Р. 99) 5. II, 53. Три года воевал Кнут в Британии 609 . Этельред (Adelrad), король англов, погиб в осаде в Лондоне (Lundona) 610 , вместе с королевством потеряв и жизнь по справедливому Божию приговору, ибо,замучив брата, тридцать восемь лет восседал на обагренном кровью престоле 611 . Так поплатившись за братоубийство, он от жены Эммы (Imma) 612 оставил малолетнего сына по имени Эдуард (Eduardus) 613 . Брат Этельреда Эдмунд (Emund) 614 , муж воинственный, был в угоду победителю отравлен ядом, а сыновья его осуждены на изгнание в Русь (Ruzzia) 615 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пещера, источник и часовня св. Колумбана в Сент-Мори-ан-Шануа. XIX в. Пещера, источник и часовня св. Колумбана в Сент-Мори-ан-Шануа. XIX в. В повествовании Ионы о прибытии К. в Галлию содержатся неточности, к-рые агиограф скорее всего допустил намеренно. В 610 г. К. был изгнан из Луксовия; согласно Житию, это произошло на 20-м году его жизни в мон-ре. В послании синоду галльских епископов (603 или 604) святой утверждал, что живет в Галлии 12 лет. Т. о., К. прибыл в Галлию в 590 или 591 г., а мон-рь в Анагратах, по-видимому, был основан не позднее 592 г. Мон-ри К. находились в Бургундии, тогда как кор. Сигиберт I (561-575) правил в Австразии. В мецской рукописи Жития К. и в более позднем Житии св. Агила (ActaSS. Aug. T. 6. P. 575) вместо Сигиберта назван Хильдеберт II (575-596), но он также правил в Австразии и присоединил к своим владениям Бургундию лишь после смерти кор. Гунтрамна (561-592). Согласно Житию св. Садальберги, Луксовий был построен на средства Хильдеберта II (MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 51), но Иона об этом умалчивает. Т. о., королем, принявшим К., мог быть Гунтрамн, хотя основание Луксовия скорее всего состоялось при Хильдеберте II (см.: Wood. 1982; Idem. 1998; The Career of Columbanus//Columbanus. 1997. P. 10-11). Луксовий находился в более доступном месте, чем Анаграты, поэтому в мон-рь часто приходили посетители, число монахов значительно увеличилось. Вскоре близ Луксовия был построен 2-й мон-рь - Фонтаны (ныне Фонтен-ле-Люксёй), где, согласно Житию, было 60 монахов ( Ionas. Vita Columbani. I 17). Обоими мон-рями управляли препозиты (praepositi); поскольку К. не мог одновременно уделять внимание 2 обителям, он составил для монахов устав (regula). По свидетельству Ионы, сначала монахи существовали за счет собственных трудов, поэтому у них часто возникали трудности с пропитанием. Агиограф повествует о случаях чудесного появления или умножения пищи, призванных показать заботу святого о монахах. К. прославился как строгий аскет и чудотворец, к нему обращались с просьбами о молитвах и заступничестве перед Богом. По молитве К. у дукса Вальделена и его жены Флавии родился сын, получивший имя Донат - дарованный (Богом); святой воспитал мальчика, к-рый впосл. стал епископом Везонциона (ныне Безансон) ( Prinz. 1965. S. 149-150). Среди учеников К. были представители франк. знати, напр. Вальделен, сын дукса Амальгария, и св. Аттала, покинувший Леринский монастырь (см. Лерен ), порядки в котором показались ему недостаточно строгими.

http://pravenc.ru/text/Колумбан.html

Галац (Голацы), город – 27–30, 117, 119, 147–149, 235, 237, 264–267, 365, 367, 368, 383, 384, 399, 401, 412, 435, 459, 519, 532, 555, 576 Галилейское (Генисаретское) озеро – 569, 614 Галилея (Галилея Малая), историческая область Палестины – 106, 348, 463, 593, 598, 614 Галилея Малая, одна из вершин Елеонской горы – 223, 614 Галлиполи (Калиполи), город (см. Гелиболу) Гданьск (Гданеск), город – 8, 127, 396 Гелиболу, город – 61, 178, 435, 591 Гелиополь, город – 569 Геон (Гихон), река – 592 Германия, государство – 433 Гефсимания (Гепсимания, Егепсимания, Епсимания), место у подножия Елеонской горы – 97, 101, 103, 214, 216, 218–220, 338, 340–344, 400, 503, 606, 610, 614 Гефсиманские (Гепсиманские) ворота в Иерусалиме – 99, 101, 214, 216–218, 339, 341, 342, 608 Гефсиманский сад – 608 Глухов, город – 14, 15, 134, 135, 251, 252, 398, 474, 504, 524, 566 Голацы (Голаца), город (см. Галац) Голгофа (Краниево, Лобное место), гора 80, 91, 93, 100, 194, 207–209, 217, 322, 330, 332, 333, 340, 341, 457, 464, 523, 529, 564, 596, 597, 602–604, 608, 637 Голландия, государство – 433 Голщиково, деревня – 389 Гоморра, город – 596, 597, 599 Гора Соблазна, одна из вершин Елеонской горы – 614 Городок, деревня – 388 Горшечниково, село (см. Скудельниче) Гостиный двор в Москве (XVII в.) 590 Грановитая палата московского Кремля 583 Греколе (Грекопе), ворота в Константинополе – 42, 540 Греция, государство – 591, 605 Греческая слобода в Москве – 621 Гуслица, район – 626 Гуслицкая волость – 392 Д авидова башня в Иерусалиме (см. Дом Давида) Дальние (Феодосиевы) пещеры в Киево-Печерском монастыре – 20, 140, 241, 574 Дамаск, город – 97, 214, 338, 506, 606 Дамасские (Сихемские) ворота в Иерусалиме – 214, 506, 606, 637 Даниловское, село – 392 Дарданеллы, пролив – 361, 363, 399, 401, 591 Девичье поле в Москве – 563, 621 Дельфы, город – 581 Десна, река – 567 Днепр, река – 17, 18, 21, 137, 139, 141, 254–256, 258, 380, 398, 399, 442 Днепровский лиман – 577 Днестр (Днистр, Нестр), река – 24, 120, 144, 238, 261, 369, 537, 574, 577

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евстратий Пресвитер (кон. VI – нач. VIIbb.). Житие Евтихия, Патриарха Константинопольского (552–582) Евстратий Пресвитер (кон. VI – нач. VII вв.). Житие Голиндухи (ум. 591) Стефан Иерапольский (кон. VI в.). Житие Голиндухи (ум. 591) Аноним (VI-VII вв.). Житие Евфросинии Александрийской (V в.) Аноним (VI-VII вв.). Житие Маркела Акимита (ум. 485) Григорий, Папа римский (Великий, или Двоеслов) (540–604). Собеседования о жизни италийских отцов Аноним (ок. третьей четверти VIb.). Жития епископов Херсонских (IV в.) VII век Софроний Иерусалимский (ок. 560–638 или 641/644). Житие Илариона Великого (ум. ок. 371) Софроний Иерусалимский (ок. 560–638 или 641/644). Житие Герасима Иорданского (ум. ок. 475) Софроний Иерусалимский (ок. 560–638 или 641/644). Житие Марии Египетской (ум. ок. 522–528) Софроний Иерусалимский (ок. 560–638 или 641/644). Чудеса муч. Кира и Иоанна в египетской пустыне (кон. VI – нач. VII вв.) Феодор, епископ Пафа Кипрского (ок. 625 г.). Житие Спиридона Тримифунтско- го (ум. ок. 348) Георгий (?) (вторая четверть VIIb.). Житие Феодора Сикеота (ум. 613) Иоанн Родосский (VIIb.). Passiones Artemii (ум. ок. 350) Иоанн Родосский (VIIb.). Чудеса вмч Артемия (570–660-е гг.) Аноним (неранее VII в.). Житие Марии (Марина) и ее отца Евгения (V-VI вв.) Леонтий Неапольский (ок. 590–668, напис. во второй четверти VII в.). Житие Симеона Юродивого (ум. 590) Леонтий Неапольский (620–640-е гг.). Житие Иоанна Милостивого, архиепископа Александрийского (610–619) Георгий, Патриарх Александрийский (ок. 630 г.). Житие Иоанна Хрисостома (341/7–407) Антоний (вторая четверть VIIb.). Житие Георгия Хозевита (ум. 625) Аноним (вторая четверть VII в.). Чудеса Богородицы (о 626 г.) Аноним (VIIb.). Житие Сахдоны (VII в.?) Аноним (вторая треть VIIb.). Житие Анастасия Перса (ум. 628) Аноним (вторая пол. VII в.). Житие Григория, епископа Assoy (Эфесская митрополия) (сер. VII в.) Анастасий Апокрисиарий (последняя треть VII в.). Житие Максима Исповедника (580–662) Георгий из Ришайны (кон. VII в.). Житие Максима Исповедника (580–662) Аноним (не позднее VII в.). Краткое житие Ефросина-повара

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еп. Исидор Севильский. 1655 г. Худож. Б. Э. Мурильо (кафедральный собор, Севилья) Ок. 590 г. И. С. поступил в монастырь, где предполагал продолжить научные занятия и где начал собирать материалы для буд. трудов ( S é journ é . 1929. P. 28-29; Bareille. 1924. Col. 99; ср.: Vita S. Isid. 3. 12; Vita S. Isid. Roderic. 5). Как сообщают поздние Жития, в монастырской келье его иногда посещал кор. Реккаред и клирики г. Гиспалис, к-рые призывали его выйти из затвора и заняться проповедью и церковной деятельностью (Vita S. Isid. 3. 12-13). Вскоре И. С. стал помогать еп. Леандру в церковных делах, исполняя функции диакона-помощника при епископе ( Fontaine. 2000. P. 113). Когда в 599 г. еп. Леандр заболел ( Greg. Magn. Reg. epist. IX 228), он передал епископские полномочия И. С., видя в нем преемника по кафедре. После смерти еп. Леандра в 600 г. И. С. стал еп. Гиспальским ( D í az y D í az. 1996. P. 82). Его избрание произошло по общей воле клира и народа и было подтверждено кор. Реккаредом и свт. Григорием Великим, еп. Римским (Vita S. Isid. 4. 15-16). Вступив на кафедру, И. С. посвятил себя служению интересам паствы не только своей епархии, но и всей Испании, став «надежной опорой» гос-ва ( Braulio Caesaraugustanus. Praenot.//PL. 82. Col. 67C; ср.: Vita S. Isid. Roderic. 8). В начале своего епископства И. С. столкнулся с трудностями во взаимоотношениях с гот. королями, хотя дело никогда не доходило до открытых конфликтов. В 601 г. скончался близкий друг И. С. кор. Реккаред. После того как вельможа Виттерих, бывший арианином, умертвил сына Реккареда, кор. Лиува II (601-603), и провозгласил себя новым королем, наступила арианская реакция ( Isid. Hisp. Hist. 58). Однако уже в правление следующего кор. Гундемара в 610 г. И. С. был с почетом приглашен в Толет, где состоялся Собор епископов Карфагенской провинции, на к-ром было решено придать статус первого епископа этой провинции епископу г. Толет (см.: Mansi. T. 10. Col. 507-509). Осознавая важность этого соборного решения для единства Испанской Церкви, И. С. первым после короля поставил под ним подпись (см.: S é journ é . 1929. P. 88).

http://pravenc.ru/text/674918.html

29 Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 642–647. 648–649. 651. 654. 670–671. 671. 672. 691. 701–702. 702–703. 709–711. 713. 714–715. 722–723. 734– 738. 742. 746–749. 753–754. 754–755. 760–761 763–764. 766. 774. 774– 775. 776–777. 781. 783. 784–785. 787–788. 31 Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 658–659. 659–660. 743–744. 750–751. 590–593. 593–595. 600–602. 607–609. 610–611. 611–613. 33 Так, в сирийских манускриптах Британского музея (в Лондоне) имеются: 1) 12.156, fol. 67b. 68b «Извлечение касательно (из?) Феодорита недостойного. Из письма, писанного к Диоскору, которое не послужило к оправданию его», т. е. Феодорита (см. у † William Wright, Cataloguc ot Syriac Manuscripts in the British Muscum, acquired since the year 1838, part II, London 1871, p. 644); 2) 12.156, fol. 67а и 14.532, fol. 30а. 31а (W. Wright ibid. II , p. 644a. 958a) письмо к Несторию с таким началом: «Местом в области (?) я не увлекаюсь, спокойствием, славою, седалищем возвышенным не пленяюсь, надеясь на твою святость, при помощи которой (будучи уверен в которой)»; 3) 14.532, fol. 30а. " Из того, что было писано (Феодоритом) к пастве Константинопольской после присоединения Кирилла к Восточным« (W. Wright ibid. II, p. 958a). Точное рассмотрение и сличение самых этих сирийских рукописей (чем мы признательно обязаны любезности г. Е. W. Brooks,Esq , чрез посредство К. Н. Фаминского) вполне подтвердили наше исконное убеждение в неоригинальности этих писем, ибо 1) в первом случае дается перевод письма 83-го к Диоскору (стр. 87–93), 2) во втором – 172 (стр. 303–304), но более согласно с редакцией пятого вселенского собора, чем Мария Меркатора, а 3) в третьем – 139-я глава Synodicon " a или (по нашему счету) 252 (стр. 423–426). 34 Считаем неизлишним заметить, что перевод этот первоначально исполнен был нами еще на студенческой скамье в 1887 г. и потом (в 1889 г.) подан в рукописи в совет Московской Духовной Академии при кандидатском сочинении о блаж. Феодорите (см. «Журналы Совета Московской Духовной Академии за 1889 г.», Москва 1890, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

3. -слушали дело по ходатайству одного Епархиального Преосвященного о разъяснении действующих узаконений относительно платы Епархиальным Начальством денег за содержание и лечение в Земских и Приказов Общественного Призрения заведениях лиц духовного ведомства. Приказали: Одна Губернская Земская Управа, препровождая в Духовную Консисторию ведомость о лицах духовного ведомства, находившихся на излечении в земской больнице и доме умалишённых, просила Консисторию выслать следующие по этой ведомости деньги; при чём уведомила Консисторию, что ведению духовного начальства подлежат вместе с лицами духовного состояния и вдовы и дети духовенства, а равно и другие лица, находящиеся в действительной службе по духовному ведомству, подтверждением чего служит между прочим то, что духовное ведомство имеет целый ряд узаконений и распоряжений, касающихся вдов и детей духовенства и исполнение этих узаконений возложено на органы духовного управления, и что в виду сего, по силе 585 и 626 ст. Уст. Общ. Призр., плата за лечение в губернской земской больнице неимущих вдов и детей духовенства, а равно и других лиц, находящихся под ведением Епархиального Начальства, как напр. учителей семинарий и духовных училищ, а также чиновников Духовной Консистории, должна быть отнесена на счёт духовного ведомства. По поводу сего Преосвященный просил о разъяснении действующих узаконений относительно платы Епархиальным Начальством денег за содержание и лечение в Земских и Приказов Общественного Призрения заведениях лиц духовного ведомства. Обсудив изложенное, Святейший Синод нашёл: По закону (Уст. Общ. Призр. ст. 590, 591, 594 и 610) за лечение в больницах или содержание в доме умалишённых некоторых лиц обязаны вносить плату особые ведомства, причём в законе точно обозначено, за кого именно эти ведомства должны вносить плату; кроме того в законе существуют отдельные постановления (1560–1620) о призрении бедных духовного звания православного исповедания. На основании сих постановлений для призрения бедных лиц духовного звания установлены в каждой епархии особые попечительства, на обязанности коих лежит призрение престарелых и больных священно-и-церковнослужителей, а также их вдов и сирот.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010