После кончины Папы Римского Пелагия в 590 году его преемником римский сенат, клир и народ избрали святого Григория. Считая себя недостойным, он в течение семи месяцев отказывался от этого высокого избрания, но вынужден был принять посвящение, вняв настойчивым уговорам. В период первосвятительства святого Григория (590–604) Италия подвергалась постоянным нашествиям варварских племен лангобардов. Это было тяжелое время испытаний для Римской Церкви и всей страны. Святой Григорий с честью выдержал это испытание, проявил себя не только ревностным архипастырем, но и выдающимся государственным и общественным деятелем. «В настоящее время,– писал он,– епископ должен уметь заботиться не только о спасении души, но и о внешней пользе и безопасности паствы» («Послание», X, 19). Святитель Григорий стал подлинным духовным вождем Италии, он руководил защитой страны, направлял переговоры с лангобардами о заключении мира и выкупе пленных в нужное русло, обеспечивающее интересы Церкви. Мудро управляя Церковью, святитель Григорий способствовал избавлению Рима от голода, силой архипастырского слова умирял смуту и мятежи. Он был тонким и дальновидным политиком, с мнением которого считались императоры. Посланный святым Григорием в Англию христианский миссионер Августин в 597 году крестил короля Этельреда. В 602 году святитель Григорий получил признание главенства Рима над всей Западной Церковью (caput omnium ecclesiarum) от византийского императора Фоки (602–610), воцарение которого приветствовал особым посланием. С именем святителя Григория, учредившего в Риме церковную певческую школу, связан григорианский хорал. Это ровное и плавное, унисонное пение мужского хора. Упорядочив церковные напевы и строго распределив их в пределах богослужебного года, святитель Григорий создал канонизированный свод мелодий, так называемый антифонарий. После усвоения церковной музыкой многоголосия (на рубеже I и II тысячелетий по Р. X.) григорианский хорал остался и поныне является музыкально-тематической основой (cantus firmus) богослужения Римско-Католической Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

561. Алфавитный патерик. 562. Алфавитный патерик. 563. Алфавитный патерик. 564. Изречение, приводимое святым Иоанном Дамаскиным. Patrologia Graecae. Tom XL, pag. 1211 и 1212. 565. Алфавитный патерик. 566.  Воспламенилось сердце мое во мне, в мыслях моих возгорелся огонь (Пс. 38. 4). 567.  Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12. 29). 568. Алфавитный патерик. 569. Здесь разумеется не Макарий Великий, основатель Скита, живший в IV веке, а другой того же имени, позднейший настоятель Скита, живший в V и VI столетиях. Под руководством этого Макария подвизалась в Скиту, в одеянии мужском под именем Дорофея, преподобная Аполлинария, оставившая Константинополь при императоре Феодосии Младшем (Четьи-Минеи, 5 января). Вероятно, этот Макарий беседовал о дерзости с аввою Агафоном, современником Пимена Великого. Но Пимен был старше Агафона, как это видно из жизни Пимена. 570.  Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое (Пс. 30. 19). 571.  …которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе (Пс. 31. 9). 572.  Много скорбей нечестивому (Пс. 31. 10) 573. Слово 1. Как это, так и все последующие изречения святого Исаии Отшельника избраны из поучений его. 574.  …все обнажено и открыто перед очами Его (Евр. 4. 13). 575. Слово 1. 576. Слово 1. 577. Слово 1. 578. Слово 1. 579. Слово 1. 580. Слово 1. 581. Слово 1. 582. Слово 1. 583. Слово 1. 584. Слово 1. 585. Гал. 6. 7. 586. Слово 1. 587. Авве, то есть отцу, старцу или настоятелю. В древние времена значение этих обязанностей было почти равнозначащее, потому что власть настоятеля и управление им иноческого братства были чисто духовные. 588. Слово 1. 589. Слово 1. 590. Слово 1. 591. Слово 3. 592. Слово 3. 593. Слово 3. 594. Слово 3. 595. Слово 3. 596. Слово 3. 597. Слово 3. 598. Слово 3. 599. Слово 3. 600. Слово 3. 601. Слово 3. 602. Слово 3. 603. Слово 3. 604. Слово 3. 605. Слово 3. 606. Слово 3. 607. Слово 3. 608. Слово 3. 609. Слово 3. 610. Слово 3. 611. Слово 3. 612. Слово 3. 613. Слово 3. 614. Слово 3.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

585 Braden Ch.S. Spirits in Rebellion. The Rise and Development of New Tought. Dallas, 1987. P. 222. 588 Автор приводит в подтверждение данные шведского терапевта Г. Свартлинга, исследовавшего группу пациентов из неопятидесятнической организации «Слово жизни», принадлежащей «ДВ». 590 Hunt D., McMahon T.A. Seduction of Christianity: Spiritual Discernment in the Last Days. Eugene, Oregon, 1985. P. 158. 592 Hunt D., McMahon T.A. Seduction of Christianity: Spiritual Discernment in the Last Days. Eugene, Oregon, 1985. P. 141. 604 Блаженный Иоанн Мосх в своём «Луге духовном» пишет об одном малограмотном старце-священнике высокой духовной жизни, который совершал службу с ошибками, но был удостоен видеть сослужащих ему ангелов. Некий диакон однажды упрекнул старца, что тот служит не по чину, и когда старец обратился за разъяснением к ангелам, они тоже подтвердили это. Старец-священник в недоумении вопросил ангелов, почему они раньше не исправили его? – «Бог так устроил, чтобы люди были исправляемы людьми же», – отвечали ангелы. ( Иоанн Мосх . Луг духовный. М., 2009. С. 477–478). Важным культурологическим выводом из этого повествования служит то, что религия может позволить себе не акцентировать внимание на точности ритуала, уповая на личностного Бога, который способен восполнить человеческие пробелы. В отличие от священника и жреца, маг такого позволить себе не может. Процессуальная ошибка ритуала делает магию неэффективной. Как пишет Б. Малиновский: «… человек, прибегающий к магии, способен из-за ошибки погубить весь свой замысел» (Религиоведение: хрестоматия. Минск, 2000. С. 115). 609 Агнесса Сенфорд родилась в Китае, в семье пресвитерианского миссионера и позже была женой служителя Епископальной Церкви в Америке. В середине 20 в. была наиболее популярной «духовной целительницей». Её книга «Свет исцеления», написанная в 1947г., к 1955г. имела 12 переизданий. Писала христианским языком, но мыслила стандартами Нового Мышления. 610 Braden Ch.S. Spirits in Rebellion. The Rise and Development of New Tought. Dallas, 1987. P. 398.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

587 Рерих Н. К. Адамант. К Ассоциации Оригена при Обществе имени Рериха.//Рерих Н. К. Душа народов. – М., 1995, сс. 88–89. 588 Жития Святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского . кн. 9. М., 1908, с. 425. 589 Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 2, сс. 151–152. 590 Тертуллиан. Послание к Скапуле, африканскому проконсулу//Творения. ч.1. Спб., 1849, с. 107. 591 Там же, с. 363. 592 Горчаков Г. С. Великий Учитель. Земные жизни Наивысшего. Томск, 1997, с. 167. 593 Честертон Г. К. Вечный человек. М., 1991, с.139. 594 Горчаков Г. С. Великий Учитель. с. 167. 595 Там же, с. 157. 596 Дмитриева Л. Карма в свете «Тайной Доктрины»… Беседа 25. с. 326. 597 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, июль, с. 7. 598 Немезий, епископ Емесский. О природе человека. – Почаев, 1904, с. 148. 599 Слово императора Юстиниана, посланное к патриарху Мине против нечестивого Оригена и непотребных его мнений.//Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. Спб. 1996, с. 528. 600 св.Ипполит Римский. Апостольское предание//Богословские труды 5. М.,1970, с. 288. 601 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, июль, с. 6. 602 цит. по: Покровский А. И. Соборы Древней Церкви эпохи первых трех веков. с. 297. 603 блаж. Иероним. Письмо 65. К великому оратору города Рима.//Творения блаж. Иеронима. ч. 2. Киев, 1894, с. 251. 604 блаж. Иероним. Письмо 77. К Паммахию и Океану.//Творения блаж. Иеронима. ч. 2. Киев, 1894, с. 370. 605 Цит. Архиеп. Лоллий (Юрьевский) . Александрия и Египет.//Богословские труды. Сб. 21. – М., 1980, с. 200. 606 Цит. Архиеп. Лоллий (Юрьевский). Александрия и Египет.//Богословские труды. Сб. 21. – М., 1980, с. 200. 607 св. Василий Великий. Письма.//Творения. Ч. 6. – Сергиев Посад, 1892, с. 238. 608 см: Nautin P. Origene. р. 430. 609 архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. т.1, М., 1996, с. 184. 610 Публикация: Harnack A. Geschichte der altchristlichen Litteratur. Leipzig, 1893, s. 332. Цит. по: Coman I. G. Patrologie. vol. 2. Bucuresti, 1985, p. 380.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

587 Рерих Н. К. Адамант. К Ассоциации Оригена при Обществе имени Рериха.//Рерих Н. К. Душа народов. – М., 1995, сс. 88–89. 588 Жития Святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского . кн. 9. М., 1908, с. 425. 589 Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 2, сс. 151–152. 590 Тертуллиан. Послание к Скапуле, африканскому проконсулу//Творения. ч.1. Спб., 1849, с. 107. 591 Там же, с. 363. 592 Горчаков Г. С. Великий Учитель. Земные жизни Наивысшего. Томск, 1997, с. 167. 593 Честертон Г. К. Вечный человек. М., 1991, с.139. 594 Горчаков Г. С. Великий Учитель. с. 167. 595 Там же, с. 157. 596 Дмитриева Л. Карма в свете «Тайной Доктрины»… Беседа 25. с. 326. 597 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, июль, с. 7. 598 Немезий, епископ Емесский. О природе человека. – Почаев, 1904, с. 148. 599 Слово императора Юстиниана, посланное к патриарху Мине против нечестивого Оригена и непотребных его мнений.//Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. Спб. 1996, с. 528. 600 св. Ипполит Римский . Апостольское предание//Богословские труды 5. М.,1970, с. 288. 601 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, июль, с. 6. 602 цит. по: Покровский А. И. Соборы Древней Церкви эпохи первых трех веков. с. 297. 603 блаж. Иероним. Письмо 65. К великому оратору города Рима.//Творения блаж. Иеронима. ч. 2. Киев, 1894, с. 251. 604 блаж. Иероним. Письмо 77. К Паммахию и Океану.//Творения блаж. Иеронима. ч. 2. Киев, 1894, с. 370. 605 Цит. Архиеп. Лоллий (Юрьевский) . Александрия и Египет.//Богословские труды. Сб. 21. – М., 1980, с. 200. 606 Цит. Архиеп. Лоллий (Юрьевский). Александрия и Египет.//Богословские труды. Сб. 21. – М., 1980, с. 200. 607 св. Василий Великий. Письма.//Творения. Ч. 6. – Сергиев Посад, 1892, с. 238. 608 см: Nautin P. Origene. р. 430. 609 архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. т.1, М., 1996, с. 184. 610 Публикация: Harnack A. Geschichte der altchristlichen Litteratur. Leipzig, 1893, s. 332. Цит. по: Coman I. G. Patrologie. vol. 2. Bucuresti, 1985, p. 380.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

588. Книга Ексарх письменная в десть, оболочена кожею, застежки медные. 589. Книга Иосифа Иерусалимского о трех жидах, в полдесть, оболочена кожею, застежки медные. 590. Книга Иоанна Дамаскина в полдесть, оболочена кожею. 591. Книга Пролог с месяца Марта в десть, письменный, оболочен кожею, застежки медные. 592. Книга Четья святого Нила Сердаарской (sic!) пустыни, оболочена кожею, в полдесть, письменная, застежки медные. 593. Книга Патерик Синайский в десть, письменный, оболочен кожею, застежки медные. 594. Книга Степенная Царственная письменная в десть, оболочена кожею, застежки медные. 595. Книга Симеон новый Богослов письменный в десть, оболочен кожею, застежки медные. 596. Книга Григория Амиритского письменная в десть, оболочена кожею, застежки медные. 597. Книга Андрея Христа ради Юродивого письменная в десть, оболочена кожею, застежки медные. 598. Книга Варлаама и Царевича Иоасафа письменная в полдесть, оболочена кожею, застежки медные. 599. Книга житие Соловецких чудотворцев, письменная в полдесть, оболочена кожею, застежки медные. 600. Книга Варлаама и Иоасафа письменная в полдесть. 601. Книга Правила Святых Отец письменная скорописная в десть. 602. Книга Гранограф письменная в десть. 603–604. Две книги Григория Богослова письменные в четверть. 605. Книга Хранофрах (чит. Хронограф) письменный в десть. 606. Книга на Еретики письменная в четверть. 607. Книга Козма Индикоплов, в лицах письменный, в десть. 608. Книга Устав письменный в десть, оболочен кожею, застежки медные. 609. Книга Патерик Печерский письменный в полдесть. 610. Соборник Постный и Цветной письменный в десть, оболочен кожею, жуки и застежки медные. 611. Пролог письменный в десть, с Марта месяца, оболочен кожею, застежки медные. 612. Книга скорописная Варлама и Иоасафа в коже, застежки медные. Спаса Нового монастыря. Выписано из отписных книг146 года. 613. Книга четья Василия Кесарийского, в десть. 614. Книга Исака Сирина в десть, скорописная. 615. Минея Четья месяц Сентябрь, в десть. 616. Минея Четья месяц Октябрь, в десть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

593 V Вселенский собор проходил в Константинополе в 553 г., на нем были осуждены ряд еретических учений (в том числе учение Оригена ) и сделаны уступки монофизитам в некоторых вопросах. В VI и VII веках они явились причиной многих смут. 594 III Вселенский собор, проходивший в Ефесе в 431 г., окончательно осудил как ереси несторианство и пелагианство. Несториане – последователи патриарха Константинопольского Нестория, организовавшего повсеместные гонения на ариан. В своем учении он отрицал рождение Христа сверхъестественным образом и настаивал, что от Марии родился просто человек, в котором после поселился Дух Святой и обитал в нем как в храме. 607 VI Вселенский собор открылся в Константинополе в 680–681 гг., через 10 лет (в 690–691 гг.) состоялось его продолжение: поскольку большая часть заседаний проходила в большой «купольной» зале трулла внутри царского дворца, этот Собор называют «Трулльским». 610 VII Вселенский собор состоялся в Никее в 787 г. (последнее заседание собора прошло в Константинополе в присутствии византийского императора) и был посвящен оценке иконоборчества. Итогом Собора стало восстановление иконопочитания и признание иконоборчества ересью. 611 Деян. 42 . Григорий I Великий (Gregorius Magnus), в православной традиции Григорий Двоеслов (ок. 540–604) – Папа Римский с 590 г. Способствовал становлению церковного государства («патримоний Петра») и упрочению церковной и мирской власти папства, был инициатором христианской миссии в Британии, осуществил реформу литургии и церковного пения (григорианское пение). Его «Моральные толкования на книгу Иова» (35 книг) стали для средневековой мысли главным авторитетом в области религиозной этики. 612 Об иконах, сл. I, заключение; Mg. 94, 1281; Р. п. 40; Сл. 2, гл. 12 и 16 и заключение. Mg. 94, 1297, 1303, 1315; Р. п. 53, 57, 83. Иоанн Дамаскин (ок. 675 – ок. 749) – византийский богослов, философ и поэт, завершитель и систематизатор греческой патристики; ведущий идейный противник иконоборчества; автор философско-теологического компендиума «Источник знания».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

( < < back) разумеется Uoahh V Палеолог, царствовавший с 1379 по 1391 г. ( < < back) Константинополя турками совершилось в 1453 г. ( < < back) О чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, нарицаемой «Одигитрия» город в Сирии, на р. Оронте. ( < < back) Фeoдocuй II Младший царствовал с 408 по 450 г. ( < < back) св. царицы Пульхерии празднуется 10 сентября. ( < < back) местность в Константинополе, в западном углу города. Во времена процветания Византийской империи славилась по всему Востоку своими святынями; особенно известна была Влахерна по Богородичной церкви, построенной Львом Великим (457–474 гг.); при нем в эту церковь положены были честные ризы Пресв. Богородицы, перенесенные из Палестины; здесь же хранились в златокованном ковчеге омофор Ее и часть пояса. ( < < back) Ираклий царствовал с 610 по 641 г. ( < < back) Xoзpoй II из династии Соссанидов; царствовал с 590 по 621 г. ( < < back) Господа Вседержителя; обитель находилась на окраине города ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > Память преподобного отца нашего Давида Солунского или Фессалоники — весьма значительный, древний город Македонии, лежит в глубине большего Солунского или Фермейского залива, составляющего часть Эгейского моря (Архипелага). В Солуни проповедовал христианство ап. Павел и основал общину, для которой им были написаны два послания. По своим торговым оборотам и богатству он был одним из самых важных городов Византийской империи. В настоящее время город этот, под именем Салоники, после Константинополя первый торговый город Европейской Турции, с весьма многочисленным населением. ( < < back) св. Давид около 540 г., в царствование Юстиниана и Феодоры. ( < < back) Житие преподобного отца нашего Сампсона странноприимца император Юстиниан царствовал с 527 по 565 г. было в 530 г. храм в Константинополе. При императоре Юстиниане он был заново перестроен. По прекраснейшей архитектуре и роскоши отделки он принадлежит к числу лучших зданий в мире.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Беседа со штундо-толстовцами Киевской губ. С. М. Потехина. Май, стр. 590–603. Беседа с беспоповским наставником о музыкальных инструментах. Сарат. епарх. миссион. свящ. П. Шалкинского. Май, стр. 603–609. Беседа со штундо-баптистами о крещении младенцев. Харьков. епарх.миссион. Д. Боголюбова. Июнь, стр. 701–727. 5. Миссионерство, секты и раскол. (Хроника). Январь: По поводу поводу совершившихся в высшей Иерархии перемен. Поминка о почившем митрополите Палладии. Столичный раскол и сектантство и учреждение епархиальной С.-Петербургской миссии. Выдающиеся события и явления из жизнедеятельности миссии за истекший год. Умножение забот епархиальных начальств о делах миссии и возрастание интереса к миссионерству. Общий взгляд на состояние сектантства в истекшем году. Штунда в Москве, субботство в Киеве и духоборы в Америке. Э. Я. стр. 126–141. Февраль: Общий взгляд на состояние раскола в истекшем году. События в толке приемлющих австрийское священство: увольнение Савватия и избрание Иоанна Картушина. Харктер его и первые шаги деятельности его в Москве. Открытие раскольничьей епископской кафедры в столице. Беглопоповцы. Беспоповцы; новые секты раскольничьи: Щекотуны и Коммерсанты рая. Внутренний склад жизни раскольников: попы, начетчики, молинницы; влияние женщины; состояние массы раскольнической. Заключение. Устройство Томской миссии. С.-Петербургский Еп. миссион. М. Чельцова. Стр. 250–263. Март: О строе и порядке существования приходских миссионерских кружков в Орловской епархии. Умственная темнота в расколе; особливое ее проявление в бегунстве. Рационалистические выводы современного старообрядчества. Развитие штундизма за счет раскола и молоканства. Состояние последнего. Современная хлыстовщина, ее вожаки, отношение к Правосл. Церкви и таинствам. Искусство Хлыстовской пропаганды. Э. О. Стр. 380–392. Май: Миссионерские меры к поддержанию религиозно-нравственного состояния православных рабочих в немецких колониях. Сектантское нашествие в степной край и штундова вольность. Безучастие местной власти и бессилие Омской миссии в борьбе с сектантами. Сатанинская секта за границей и совращение русских в черный культ поклонения дьяволу . Э. Я. Московский раскол: поход Картушина против брадобреев и мирских школ. Раскольничье миссионерство, архиерейские съезды и новая резиденция лжеархиепископа. Алексия В–ва. Стр. 610–627.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В память о 1000-летии преставления святого князя Владимира по благословению Святейшего Патриарха Кирилла весной и летом юбилейного года был проведен пеший крестный ход по местам боевой славы от Крыма до Смоленска через епархии Крыма, Краснодарского края, Ростовской, Воронежской, Белгородской, Курской, Брянской и Смоленской областей. Общая протяженность пешего пути составила свыше 2000 км. На всем пути следования крестный ход сопровождало духовенство епархий, по территории которых он проходил. Ежедневно утром и вечером совершались молебны, у мемориалов и памятных мест служились панихиды. Общее количество участников шествия составило около 10 тысяч человек. Были осуществлены закладки и освящения около 50 храмов и часовен во имя князя Владимира (на протяжении следующих трех лет планируется еще около ста). Кроме того, во Владимире, Смоленске, Печорах (Псковская область) и в Батайске (Ростовская область) были установлены памятники святому князю Владимиру. Планируется установка памятника князю Владимиру в Калининграде. В зарубежных епархиях Русской Православной Церкви и ставропигиальных приходах за рубежом в день памяти святого князя Владимира повсеместно прошли праздничные богослужения и торжественные мероприятия, посвященные юбилейной дате. В течение года Управлением Московской Патриархии по зарубежным учреждениям совместно с Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству было проведено около 150 мероприятий в 54 странах дальнего зарубежья, где присутствуют общины соотечественников, а также около 50 тематических мероприятий в странах СНГ и Балтии. Была проведена Всероссийская олимпиада для школьников по основам православной культуры по теме «Церковь и государство в России: связь времен» приуроченная к 1000-летию кончины святого равноапостольного князя Владимира и подвига святых Бориса и Глеба, которая в 2014-2015 годах была расширена до международной; в ней приняли участие свыше 250 тысяч школьников России и Белоруссии; участвовало более 30 школ при Посольствах Российской Федерации за рубежом. В Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиаде «Наше наследие» и многопрофильной олимпиаде «Аксиос» приняли участие 10138 общеобразовательных школ, 590 православных воскресных школ, 450 детских садов; во всех турах участвовало около 610 тысяч школьников.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4304775...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010