Д.К. Робертсон (протестант) Сочинение Джеймса С. Робертсона каноника Кентерберийского, покойного профессора церковной истории в Королевской коллегии в Лондоне перевод с английского издания. Содержание Предисловие Книга первая. От гонения церкви при Нероне до указа Константина Великого о веротерпимости (64–313 гг.) Глава 1. Апостольский век Глава 2. Царствования Траяна и Адриана (98–138 гг.) Глава 3. Царствования Антонинов (138–180 гг.) Глава 4. Ранние еретики Глава 5. От восшествия Коммода до смерти Элагабала (180–220 гг.) Глава 6. От Александра Севера до Валериана (220–260 гг.) Глава 7. От восшествия Галлиена до дарования веротерпимости Константином (261–313 гг.) Глава 8. Дополнительная 1. Успехи распространения христианства 2. Иерархия 3. Обряды и обычаи 4. Нравственный характер христиан – Аскетизм – Безбрачие Книга вторая. От Константина Великого до смерти Феодосия Великого (313–395 гг.) Глава 9. Константин Великий – Донатизм – Арианство (313–337 гг.) Глава 10. Сыновья Константина Великого (337–361 гг.) Глава 11. Юлиан (361–363 гг.) Глава 12. От смерти Юлиана до конца второго вселенского собора (363–381 гг.) Глава 13. От конца Второго Вселенского собора до смерти Феодосия – Св. Амвросий (381–395 гг.) Глава 14. Дополнительная Книга третья. От смерти императора Феодосия I до папства Григория Великого (395 –590 гг.) Глава 15. Аркадий и Гонорий – Оригенистический спор – Св. Иоанн Златоуст Глава 16. Бл. Августин – Донатизм – Пелагианство Глава 17. Несторианство Глава 18. Евтихианство – Собор Халкидонский – Возвышение римской кафедры Глава 19. Падение Западной империи – Обращение варваров. Вандальское гонение в Африке Глава 20. Монофизитство – Юстиниан – «Три главы» (451–566 гг.) Глава 21. Полупелагианство – Миссии – Упадок арианства на Западе Глава 22. Дополнительная Книга четвертая. От избрания Григория Великого до смерти Карла Великого (590–814 гг.) Глава 23. Григорий Великий (590–604гг.) Колумбан (589–615 гг.) Глава 24. Магомет – Монофелитский спор (610–718 гг.) Глава 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григорий I Великий Из статьи XII т. «Православной энциклопедии» Григорий I Великий [Двоеслов; лат. Gregorius Magnus] (ок. 540, Рим – 12.03.604, там же), святитель (пам. 12 марта; в современной католической Церкви 3 сентября – день интронизации), папа Римский (3 сент. 590 – 12 марта 604), отец и учитель Церкви. Источниками жизнеописания Григория Великого являются: 1. Сочинения самого святителя, в частности «Собеседования (Диалоги) о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души» (Greg. Magn. Dial. I [Praef.]; III 36; IV 16, 21), «40 Бесед на Евангелия» (In Evang. 38. 15), многочисленные письма. 2. Сочинения церковных писателей. Самые древние свидетельства о Григории Великом приводятся его современником св. Григорием Турским в «Истории франков» (Greg. Turon. Hist. Franc. X 1), завершенной в 594 г., св. Исидором, еп. Севильским, в сочинениях «О знаменитых мужах» (Isid. Hisp. De vir. illustr. XL 53–56), написанном около 610 г., а также в Liber pontificalis (LP. Vol. 1. P. 312–314). Святой Беда Достопочтенный посвятил Григорию Великому несколько глав в «Церковной истории англов» (Beda. Hist. Angl. I 23, 24, 27–32; II 1), законченной в 731 г. Во 2-й пол. VIII в. Павел Диакон (Варнефрид) упоминает о святителе в «Истории лангобардов» (Paul. Diac. Hist. Langobard. III 13, 20, 24, 25; IV 5, 8, 9, 18, 19, 29). 3. Древние латинские Жития Григория Великого: 1-е написано ок. 700 г. в Англии неизвестным монахом монастыря Уитби (Colgrave B. The Earliest Life of Gregory the Great. Camb., 1985), 2-е – Павлом Диаконом во 2-й пол. VIII в., известно в 2 редакциях, краткой (BHL, N 3639) и расширенной (с позднейшими интерполяциями; BHL, N 3640; PL. 75. Col. 41–59), 3-е, пространное, составлено в Риме по указанию папы Иоанна VIII в 872–873 гг. Иоанном Диаконом (в 4 кн.; PL. 75. Col. 59–242). Существуют неск. греч. анонимных Житий Григория Великого (BHG, N 720–721f). 4. В Новое время сведения о Григории Великом приводят Ц. Бароний (Baronius C. Annales ecclesiastici. Coloniae Agrippinae, 1624.

http://sedmitza.ru/text/443817.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАСИЙ [лат. Eustasius, Eustachius, Austasius; франц. Eustase, Eustache] (ок. 560-629), прп. (пам. зап. 29 марта), ученик прп. Колумбана , настоятель мон-ря Луксовий (на месте совр. г. Люксёй-ле-Бен, Франция). Основным источником сведений о Е. является Житие настоятеля Колумбана и его учеников, составленное Ионой из Боббио в 640-643 гг. Иона переселился из Италии в Луксовий в 628 г., познакомился с Е. и был свидетелем его последнего года жизни. Иона упоминает, что рассказы Е. послужили источниками сведений для Жития прп. Колумбана ( Ionas. Vita Columbani abbatis. P. 63). Е. был племянником Миетия, еп. г. Лингоны (ныне Лангр). После прибытия Колумбана в Галлию Е. присоединился к ученикам святого и впосл. участвовал в основании мон-ря Луксовий (590). Когда в 610 г. Колумбан был изгнан по приказу кор. Бургундии Теодориха II, Е. остался в Луксовии. Во время путешествия Колумбана по герм. землям Е. был в числе его спутников (Ibid. I 27), однако не сопровождал его в Италию и вернулся в Луксовий. Незадолго до смерти Колумбана (615) Хлотарь II, король франков, послал Е. со свитой из знатных людей в Италию, чтобы просить святого вернуться в Галлию. Колумбан ответил, что слишком стар для трудного путешествия, однако попросил короля не оставлять Луксовий своими заботами. Колумбан дал Е. наставление по управлению монашеской общиной и отпустил его. По возвращении в Галлию Е. принял руководство мон-рем, король наделил обитель земельными владениями (Ibid. I 29). Е. поддерживал в Луксовии традиции, введенные Колумбаном. Численность братии значительно увеличилась, монашеская община славилась подвижническим образом жизни. Луксовий стал одним из наиболее значительных духовных и культурных центров франк. Галлии. Некоторые воспитанники Е. впосл. были назначены на епископские кафедры, напр. Хагноальд († 638), еп. Лавдуна (ныне Лан) и брат св. Бургундофары (Фары). Ок. 620 г. по благословению Е. насельники Луксовия прп. Ромарик и Амат основали в горах Восег (ныне Вогезы) мон-рь Хабенд (на месте совр. г. Ремирмон). В годы настоятельства Е. насельники Луксовия основали и др. мон-ри, в к-рых был введен устав прп. Колумбана.

http://pravenc.ru/text/187404.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов; лат. Gregorius Magnus] (ок. 540, Рим - 12.03.604, там же), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации), папа Римский (3 сент. 590 - 12 марта 604), отец и учитель Церкви. Жизнь Источниками жизнеописания Г. В. являются: 1. Сочинения самого святителя, в частности «Собеседования (Диалоги) о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души» ( Greg. Magn. Dial. I [Praef.]; III 36; IV 16, 21), «40 Бесед на Евангелия» (In Evang. 38. 15), многочисленные письма. Свт. Григорий Великий. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Свт. Григорий Великий. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) 2. Сочинения церковных писателей. Самые древние свидетельства о Г. В. приводятся его современником св. Григорием Турским в «Истории франков» ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 1), завершенной в 594 г., св. Исидором , еп. Севильским, в соч. «О знаменитых мужах» ( Isid. Hisp. De vir. illustr. XL 53-56), написанном ок. 610 г., а также в Liber pontificalis (LP. Vol. 1. P. 312-314). Св. Беда Достопочтенный посвятил Г. В. неск. глав в «Церковной истории англов» ( Beda. Hist. Angl. I 23, 24, 27-32; II 1), законченной в 731 г. Во 2-й пол. VIII в. Павел Диакон (Варнефрид) упоминал о святителе в «Истории лангобардов» ( Paul. Diac. Hist. Langobard. III 13, 20, 24, 25; IV 5, 8, 9, 18, 19, 29). 3. Древние лат. Жития Г. В.: 1-е написано ок. 700 г. в Англии неизвестным монахом мон-ря Уитби ( Colgrave B. The Earliest Life of Gregory the Great. Camb., 1985), 2-е - Павлом Диаконом во 2-й пол. VIII в., известно в 2 редакциях, краткой (BHL, N 3639) и расширенной (с позднейшими интерполяциями; BHL, N 3640; PL. 75. Col. 41-59), 3-е, пространное, составлено в Риме по указанию папы Иоанна VIII в 872-873 гг. Иоанном Диаконом (в 4 кн.; PL. 75. Col. 59-242). Существуют неск. греч. анонимных Житий Г. В. (BHG, N 720-721f). 4. В Новое время сведения о Г.

http://pravenc.ru/text/166740.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Париже за рекордную цену продана с аукциона картина «Моисей», которую сочли работой Гверчино Картина, оцененная в 6000 долларов, была продана более чем за 600 000 долларов   ПАРИЖ. Картина, предположительно написанная мастером итальянского барокко Гверчино, намного превзошла свою предварительную оценку в 5 000–6 000 евро (5 175–6 200 долларов) и была продана за головокружительную цену в 590 000 евро (610 000 долларов), сообщает Тне Агт Newspaper. Проданный 25 ноября в Chayette and Cheval в Париже, «Моисей» представляет собой драматическое изображение библейского персонажа с поднятыми вверх ладонями. Его приписывали анонимному последователю Гвидо Рени, принадлежавшему к болонской школе XVII века. В примечаниях к каталогу пояснялось, что возможным автором работы также считался итальянский художник эпохи барокко Франческо Барбьери, более известный как Гверчино. Частично это было связано с тем, что копия картины работы его ученика Бенедетто Дзалоне была выставлена в магазине Franco Semenzato в Венеции в 2001 году. Предложенная по цене от 70 000 000 до 110 000 000 лир (от 31 770 до 49 900 долларов) копия так и не была продана. В каталоге эта работа также уподоблена «Голове старика» кисти Гверчино из Музея Эшмола в Оксфорде. Теперь кажется вероятным, что у неизвестного покупателя были веские основания полагать, что в Chayette and Cheval неправильно идентифицировали произведение и, следовательно, сильно занизили его стоимость. Генеральный директор галереи Colnaghi Хорхе Колл и его коллега Элис Да Коста сравнили работу с изображением пророка Илии, которого кормит ворон кисти неизвестного художника эпохи барокко в Национальной галерее в Лондоне. Они сказали, что они уверены, что картина действительно написана Гверчино. «Судя по тому, что я вижу на фотографии, качество и состояние довольно хорошие, поэтому я понимаю цену молотка», — сказал Колл.

http://sedmitza.ru/text/10193405.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Вновь обнаруженный «Моисей» кисти Гверчино приобретен Фондом Джейкоба Ротшильда Картина присоединится к «Царю Давиду» и другим работам Гверчино в коллекции в поместье Уоддесдон   ЛОНДОН. Давно утерянная картина с изображением Моисея работы итальянского мастера барокко Гверчино была приобретена Фондом Джейкоба Ротшильда для постоянной коллекции в поместье Уоддесдон, сообщил Тне Hismory blog. Английский дебют шедевра состоится 20 марта на новой выставке, посвященной художнику Гверчино в Уоддесдоне: «Царь Давид и мудрые женщины». На выставке будут представлены пять картин Гверчино, в том числе «Царь Давид» из коллекции поместья Уоддесдон. Картина была вновь открыта в ноябре 2022 года, когда она была выставлена на аукцион в Париже и приписывалась безымянному художнику Болонской школы. Эксперты аукционного дома предположили, что это могла быть работа ученика Гвидо Рени. Гверчино был еще одним возможным вариантом, основанным на сравнении с его известной работой «Голова старика» из Эшмоловского музея в Оксфорде, которая имеет очень похожую композицию: старик с густой белой бородой смотрит вверх, его лицо залито светом. Была еще копия того же «Моисея» Гверчино работы его ученика – Бендетто Залоне, проданная на аукционе в 2001 году. Предпродажная оценка картины составляла скромные 5000–6000 евро (5175–6200 долларов США), но, когда молот упал, покупатель заплатил в 100 раз большую сумму, вероятно, уже хорошо понимая, что работа без указания авторства является потерянной работой знаменитого мастера барокко. Картины Гверчино нечасто выставляются на аукционы, а текущий рекорд одной из его картин, установленный в 2010 году, составляет 5,2 миллиона фунтов стерлингов (6,6 миллиона долларов США), что более чем в 10 раз превышает сумму в 590 000 евро (610 000 долларов США), за которую был продан «Моисей».

http://sedmitza.ru/text/10357622.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГАЛЛ ИРЛАНДСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Галл, просветитель Швейцарии. Кипрская икона (автор Георгий С. Петру, 2012 г.) Галл Ирландский (лат. Gallus; ок. 550 - ок. 630-640), отшельник и проповедник на Боденском озере, преподобный Память 16 октября Родился около 550 года в Ирландии . Его благочестивые родители, дворяне, отдали его в монастырь Бангор (Bangor) для получения образования. Вместе с Колумбаном , который рукоположил его во священника, и 11 попутчиками он отправился около 590 года из Ирландии во Францию . Отсюда он вместе с Колумбаном отправился приблизительно в 610 году к Алеманнам . Сначала попытки проповеди в Швейцарии терпели неудачу. Галл разрушал бесовские капища. Так на Цюрихском озере во время проповеди Колумбана языческое капище было сожжено. Ожесточенные язычники напали на Галла и Колумбана, но им удалось спастись, после чего они прибыли в Брегенц (Bregenz). После трехлетней проповеди, когда Галл снова бросил идолов в Боденское озеро, они опять были изгнаны. Галл тяжело заболел. Колумбан расценил это как трусость и двинулся без него через Альпы в северную Италию . Согласно преданию, Галл находился на пути в Арбон (Arbon), что на Боденском озере, к священнику Виллимару (Willimarus), диакон которого Хильтибальд (Hiltibald) знал подходящие для отшельника места. Он послал Галла вместе с Магнальдом (Magnaldus), одним из трех своих капелланов, на гору, из которой обильно текла целительная вода. Это были источники Штейнбах (Steinach). Предания рассказывают, что выдра помогала Галлу с рыбой и получала за это половину улова. После молитвы и поста Галл и Магнальд отправились в путь, который, как казалось, не будет иметь конца для изможденных путешественников, и столкнулись со множеством препятствий. Тем не менее, с постом и молитвами они продолжали свой путь. Когда Галл падал, он смотрел на это как на знак, подаваемый его посохом, на котором находился мешочек со святыми мощами. Они ложились спать, так как Галл объяснял, что не надо бояться дикаких зверей, приводя в пример Даниила , который и мало не потерпел ото львов.

http://drevo-info.ru/articles/4185.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛЛ (сер. VI в.- ок. 650, Арбон), прп. (пам. 16 окт., пам. зап. 16 окт.), отшельник, к к-рому возводится история аббатства Санкт-Галлен (Швейцария), возможно один из спутников св. Колумбана . Существует неск. Житий Г. Первое, анонимное, было написано неким клириком по образцу «Vita S. Columbani» Ионы из Боббио в кон. VII в. По инициативе Госберта, аббата Санкт-Галлена, были составлены еще 2 жития - мон. Веттином из Райхенау (816-824) и Валафридом Страбоном (между 817 и 837). Существует стихотворное переложение жития (сер. IX в.). Житие, датируемое кон. IX в., приписывается Ноткеру Заике , монаху Санкт-Галленского мон-ря. Проповедь, опубликованная под именем Г. (PL. 87), ему не принадлежит. Согласно данным житий и сохранившейся в одной из рукописей Санкт-Галлена родословной Г., святой род. в Ирландии, в знатной семье и поступил в мон-рь Бангор . Уже в Ирландии он был рукоположен во пресвитера. По нек-рым сведениям, Г. был братом св. Деикола , основателя мон-ря в Люре. Г. покинул Ирландию вместе со св. Колумбаном ок. 590 г. и сопровождал его в Галлии до тех пор, пока Колумбан не был изгнан оттуда в 610 г. франк. кор. Теодорихом II. Позднее святые отправились в герм. земли - в Турег (ныне Цюрих) и оттуда в Тукконию (ныне Тугген),- где пытались обратить местных жителей в христианство. Согласно житиям, Г. хорошо владел как латынью, так и местным герм. (аллеманским) языком. После того как Г. поджег языческое святилище и ему пригрозили смертью, Г. и Колумбану пришлось бежать в Арбон, где они были приняты местным пресв. Виллимаром, посоветовавшим им отправиться в Брегенц. Там, как сообщают жития, святые восстановили ц. св. Аврелии , где местные жители поклонялись идолам, и перенесли туда мощи святой. В этом храме стояли 3 медные статуи, «прикрепленные к стене»; скорее всего речь изначально шла о языческом святилище, к-рое позднее освятили во имя св. Аврелии. По преданию, Г., ловивший на озере рыбу, услышал разговор 2 демонов, водяного и горного; горный демон жаловался на свое изгнание из храма.

http://pravenc.ru/text/161557.html

составление и перевод А.А. Бурова Святой Галл, отшельник и проповедник на Боденском озере (†640? память 16 октября) Святой Галл (Gallus) родился в Ирландии, ориентировочно в 550 году. Его благочестивые родители, дворяне, отдали его в монастырь Бангор (Bangor) для получения образования. Вместе с Колумбаном (Kolumban), который рукоположил его в священники, и 11 попутчиками он отправился приблизительно в 590 году из Ирландии во Францию. Отсюда он вместе с Колумбаном отправился приблизительно в 610 году к Алеманам (Alemannien). Сначала попытки миссионерской деятельности в Швейцарии терпели неудачу. Галл разрушал демонические капища. Так на Цюрихском озере во время проповеди Колумбана языческое капище было сожжено. Ожесточенные язычники напали на Галла и Колумбана, но им удалось спастись, после чего они прибыли в Брегенц (Bregenz). После трехлетней проповеди, когда Галл снова бросил идолов в Боденское озеро, они опять были изгнаны. Галл тяжело заболел. Колумбан расценил это как трусость и двинулся без него через Альпы в северную Италию. Согласно преданию, Галл находился на пути в Арбон (Arbon), что на Боденском озере, к священнику Виллимару (Willimarus), диакон которого Хильтибальд (Hiltibald) знал подходящие для отшельника места. Он послал Галла вместе с Магнальдом (Magnaldus), одним из трех своих капелланов, на гору, из которой обильно текла здоровая вода. Это были источники Штейнбах (Steinach). Легенды рассказывают, что выдра помогла Галлу с рыбой и получила за это половину улова. После молитвы и поста Галл и Магнальд отправились в путь, который Люцифер пытался запретить им огнем и который, как казалось, не будет иметь конца для изможденных путешественников. Тем не менее, с постом и молитвами они продолжали свой путь. Когда Галл падал, он смотрел на это как на знак, подаваемый его посохом, на котором находился мешочек со Святыми мощами. Они ложились спать, так как Галл объяснял, что не надо бояться диких зверей, приводя в пример Даниила, который и мало не потерпел ото львов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОДЕСТ Свт. Модест, патриарх Иерусалимский. Роспись в парекклисионе ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Свт. Модест, патриарх Иерусалимский. Роспись в парекклисионе ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. [Греч. Μδεστος] († 18.12. 630/1), свт. (пам. 18 дек.), патриарх Иерусалимский (не ранее 21 марта 630). Сведения о деятельности М. в период персид. оккупации Палестины (614-630) сохранились в неск. визант. источниках нач. IX в. («Краткая история» свт. Никифора I , патриарха К-польского, «Хронография» прп. Феофана Исповедника ) и в сочинениях современника М. Антиоха Стратигия , насельника лавры прп. Саввы Освященного: в послании к мон. Евстафию, а также в «Повествовании о взятии Иерусалима персами», сохранившемся в груз. переводе. Еще одним греч. источником является Похвальное слово прмч. Анастасию Персиянину (BHG, N 86), авторство которого приписывалось Георгию Писиде († между 631 и 634) или свт. Софронию I , патриарху Иерусалимскому († 638). Кроме того, важными источниками сведений являются армянские («История императора Ираклия» еп. Себеоса (VII в.), «История рода Арцруни» Товмы Арцруни (IX-X вв.)) и арабские («Хроника» Евтихия († 940), патриарха Александрийского) исторические сочинения. К моменту персид. вторжения в Палестину М. был настоятелем киновии св. Феодосия в Иудейской пустыне. Как свидетельствует мон. Антиох Стратигий, в результате разрушения персами лавры прп. Саввы Освященного было убито 44 насельника. М. захоронил их и вновь собрал скрывавшуюся в пустыне братию. После взятия Иерусалима персид. военачальником Шахрбаразом (май 614) и пленения патриарха свт. Захарии М. стал «блюстителем Апостольского престола» (φλαξ το αποστολικο θρνου - Vita sancti Anastasii//PG. 92. Col. 1688) и восстановил многие церкви Иерусалима, разграбленные персами при участии местных иудеев (Epistula Antiochi monachi//PG. 89. Col. 1425-1428). В частности, в 615 г. под рук. М. были восстановлены мартирий и ротонда Воскресения Христова (см. в ст. Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме ). М. также заново отстроил храм Вознесения Господня на Елеонской горе . По всей видимости, это стало возможным уже после 622 г., когда на фоне первых военных успехов имп. Ираклия (610-641) в ходе большого Восточного похода (622-628) шаханшах Хосров II (590-628) был вынужден перейти к политике относительной терпимости в отношении правосл. Церкви ( Sauget. 1967). На деятельность по восстановлению церквей, а также для широкой благотворительности, адресованной палестинским христианам, М. получал средства от свт. Иоанна V (III) Милостивого , патриарха Александрийского (610-619/20), а позднее и от имп. Ираклия, к-рый передавал на нужды Иерусалимской Церкви налоги, собираемые с Дамаска.

http://pravenc.ru/text/2563916.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010