Почти делание бдения, чтобы найти тебе утешение близким к душе твоей. Занимайся чтением в безмолвии, чтобы ум твой всегда возводим был к чудесам Божиим. Возлюби с терпением нищету, чтобы собрать воедино ум свой от парения. Возненавидь жизнь пространную 633 , чтобы помышления свои сохранить безмятежными. Удерживайся от многих 634 и заботься об одной душе своей, чтобы спасти ее от расточения внутренней тишины. Возлюби целомудрие, чтобы не постыдиться во время молитвы своей пред Богом. Приобрети чистоту в делах своих, чтобы озарялась душа твоя в молитве и памятованием о смерти возжигалась радость в уме твоем. Остерегайся малого 635 , чтобы не впасть в большое. Не будь ленив в делании своем, чтобы не постыдиться, когда станешь среди друзей своих, и не оказаться не имеющим путевого запаса 636 , почему друзья оставят тебя одного среди пути. С ведением веди дела свои, чтобы не быть отклонену ими от всего течения твоего 637 . Приобрети свободу в жизни своей, чтоб освободиться от бури 638 . Не связывай свободы своей тем, что служит к наслаждению, чтобы не сделаться тебе рабом рабов. В одеянии своем люби бедные одежды, чтобы уничижить рождающиеся в тебе помышления, то есть высокоумие сердца. Кто любит блеск, тот не может приобрести смиренных мыслей, потому что сердце внутренно отпечатлевается по подобию внешних образов 639 . Кто, любя пустословие, умел приобрести чистый ум? Кто, домогаясь уловить людскую славу, мог приобрести смиренные помыслы или кто, будучи невоздержан и распущен телесно, может сделаться чист умом и смирен сердцем? Когда ум увлекается чувствами, тогда и он ест с ними звериную пищу 640 . А когда чувства увлечены умом, тогда они приобщаются с ним ангельской пищи. За смиренномудрием следует воздержность и самоограничение, а тщеславие – служитель блуда и дело гордыни. Смиренномудрие, по причине постоянного самоограничения, приходит в созерцание и украшает и душу целомудрием, а тщеславие, по причине непрестанного мятежа и смущения помышлений своих, из всего встречающегося собирает скверные сокровища и оскверняет сердце. Оно также непотребным взором смотрит на природу вещей и занимает 641 ум срамными мечтаниями, а смиренномудрие духовно ограничивает себя созерцанием и приобретшего оное возбуждает к славословию.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

(Ср. Пр. Амоса IV, 9) и приносят народонаселению эпидемические болезни. Это так было известно, что в Ассирии найдено множество халдейских заклинаний, обращенных к богам для избавления от демонов палящих ветров приносящих чуму, напр. у Lenormant Magie ed 1874, pp. 3,17, 28, 48 etc. 634 (Ст. 27). О, проказе см. вступ. в гл. XIII Левита и самый текст с прим. Почечуй, короста и чесотка суть накожные болезни, чрезвычайно свирепствующие доныне в Египте и отчасти в Сирии. 636 (Ст. 30–34). Перечисление несчастий рисующих страну занятую неприятелем, которые доводят жителей до отчаяния, ср. 2 Парал. XXIX, 9; Иерем. VIII, 10; Амоса V, 11; Михея VI, 15; Софонии I, 13. 638 (Ст. 36–44). Весьма ясное пророчество плена ассирийского (4 Царств XVII 6–18) и Вавилонского (4 Ц. XXIV, 14; XXV, 11). 639 (Ст. 45–57). Пророчества эти могут относиться, как к нашествию ассириян и вавилонян, так и к окончательному разрушению Иерусалима Римлянами. Голод во время осады Иерусалима доходил до ужасающих размеров (см. напр. у Фл. Иос. война Иудейск. V, 32, 37, VI, I, 20, 21 и др.), – замечают, что орел ст. 49, равно как выражение народ наглый (по ср. с Дah. VIII, 23 ) указывают на Рим, легионы которого имели орлов вместо знамен. 640 (Ст. 58–67). Нельзя не заметить, что рассеяние Израиля вообще и иудеев в особенности (64) совершилось буквально по словам этой угрозы. Даже выражения стихов 65–67 весьма верно рисуют картину страданий средневековых евреев, презираемых, гонимых, всегда находившихся под страхом смерти или грабежа посреди христианских населений. 641 (Ст. 68). Господь выводит Израиля из рабства из страны египетской рукою высокою и дарует ему все блага, которые может иметь народ на земле: но если народ этот отвергает благодеяния Божии и отрицается Иеговы, то ему указывается как конец его национальной жизни возвращение в то же рабство египетское. В частности эта угроза исполнялась неоднократно во времена, описанные в кн. Судей, как о том можно судить по надписям Рамезеса о пленных Аперу (Ср. в прил.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

454 По арабским сведениям, после битвы при Аджнадейне вожди арабов разделились. Амр направился в земли самаритян и покорял города в этой области, Халид прошел в Галилею. Близ Скифополя он выдержал битву с имперскими войсками и затем нанес им тяжкое поражение близ Пеллы (23 января 635 года). В руки арабов перешел город Тивериада. Предоставив покорение Галилеи Шурахбилю, Халид направился к Дамаску, а из Гаурана высылал летучие отряды на север. В январе месяце 635 года, по свидетельству сирийского летописца, город Эмесса, испытав страшное опустошение своей области, вступил в переговоры с арабским вождем и сдался ему. 455 Но вскоре, 25 февраля, отряд арабов под начальством соименника «меча Божия», другого Халида, наткнулся на византийское войско и был истреблен; в битве пал вождь, и смерть его увековечена в арабской народной поэзии. По свидетельству, сохраненному Феофаном, Ваан отогнал арабов до Дамаска, перешел через реку Варданисий, на которой стоит Дамаск, и разбил свой лагерь вблизи арабского стана. 456 Его силы были, однако, недостаточны, и когда арабы дождались подкреплений, Ваан отступил к Эмессе. Арабы продолжали осаду Дамаска. Гарнизон потерял надежду отстоять город и бежал с большими затруднениями за десять дней до сдачи. Переговоры о сдаче вел Мансур, имя которого осталось в памяти с клеймом предателя. 457 Наступление арабов в Дамаск совершилось одновременно из двух противоположных ворот (20 августа 635 года). 458 Ираклий проживал в то время, по всему вероятию, в Антиохии и, по-видимому, не принимал личного участия в организации армии для борьбы с арабами. Приготовления к решительному удару затянулись надолго, и только летом 636 года армия была готова к выступлению. Численность военных сил, находившихся под начальством Ваана и Феодора Трифирия, Феофан определяет в 40 тысяч человек, и эту цифру можно признать вероятной. 459 По военным условиям того времени, то была огромная армия. В ее составе было 12 тысяч христианских арабов под начальством Гассанида, носившего имя Джабала бен аль Айхам.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Не довольствуясь изданным и рукописным материалом по этой части, хранящимся в западных библиотеках, этот учёный едва ли не первый догадался обратиться к обследованию книгохранилищ восточных монастырей, и его сочинения, из которых «История греко-римского права» вышла недавно уже третьим изданием 634 , несмотря на множество новых документов, открытых после их появления, остаются классическими по относящимся к их области вопросам. Вместе с тем, своей поездкой на Афон и сделанными там приобретениями, Цахариэ указал учёным целые научные сокровища, давно ждавшие исследования, и с этих пор монастыри Востока становятся средоточным пунктом, к которому устремляется внимание византологов и откуда они полной рукой черпают разного рода учёные новинки 635 . Своё широкое развитие византинизм получает со второй половины нашего столетия. К этому времени к немецким исследователям присоединяются французские и греческие учёные, и число появляющихся сочинений по части византиноведения возрастает в количественном и качественном отношении. Во Франции византинизм имел для себя почву, прекрасно подготовленную ещё трудами учёных XVII в.; философия XVIII в. здесь только задержала проявление византофильских традиций, но не могла изгладить их совершенно. Так, ещё в 1809 г. Парижской академией была предложена на конкурс премированная тема, относящаяся к изучению одной из самых интереснейших эпох византийской истории 636 , следствием чего и явилось сочинение Вилькена 637 , удостоенное назначенной премии. Затем, в 1824 г. здесь было предпринято новое издание сочинения Лебо (Le Beau) «Histoire du Bas-empire» 638 , производившееся под надзором Сен-Мартена и М. Броссе и оконченное в 1836 г. Лишённая крупных научных достоинств, но живо и развязно составленная, эта компиляция византийских источников давала очень подробные и занимательные сведения о внешних судьбах Империи и должна была много содействовать расширению интереса к средневековому Востоку. Со своей стороны, французское правительство не отказывало в покровительстве и денежной помощи предприимчивым учёным, отправлявшимся в Турцию, Испанию и Италию для ознакомления со среднегреческими рукописями и извлечения из них рукописного материала.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Но, сердце Царёво в руце Божией! Графу Александру Петровичу Толстому, 26 февраля 1859 года 636 (секретно и конфиденциально). Приспело время, по долгу верноподданного, представить с моей стороны Государю Императору некоторые мысли по обстоятельствам здешней страны. Может быть, Его Величеству, по причинам правительственным, было бы не благоугодно, чтобы мысли эти сделались гласными. Потому, избегая обыкновенные пути, записку, в которой они изложены, осмеливаюсь препроводить при сем, в особом конверте, к Вашему Сиятельству, с покорнейшею просьбою представить её Государю Императору. При покойном графе Протасове это мне позволялось – надеюсь, что и Ваше Сиятельство не откажете. Прошу также Ваше Сиятельство обратить внимание на четыре мои рапорта в Св. Синод, отправленные ныне же в особом конверте по секрету. Эти рапорты, написанные по особым случаям, в связи между собою составляют одно целое, проявляющее неудовлетворительность здешних обстоятельств. Я не привык беспокоить правительство мелочами – но из мелочей составляются немелочи. Притом, дошёл я до убеждения, что на здешние обстоятельства смотреть глазами неверными, а может быть, и неприязненными Православной Церкви – и молчание с моей стороны было бы виновно. Пока ещё силы не совершенно истощились в борьбе с чужими и своими, я обязан исполнить долг свой. По важности обстоятельства, покорнейше прошу Ваше Сиятельство уведомить меня о получении сего письма. Государю Императору, 13 марта 1859 года. Ваше Императорское Величество, Всемилостивейший Государь! Получив уведомление г-на министра Императорского двора о всемилостивейшем пожаловании мне Вашим Величеством полного архиерейского облачения, священным для себя поставляю долгом принести Вам, Благочестивейший Государь, глубочайшую благодарность за эту милость, за этот знак Высокомонаршего внимания ко мне, недостойному. Вашего Императорского Величества Всемилостивейшего Государя верноподданный и богомолец. Государыне Императрице Марии Александровне, 22 марта 1859 года. Ваше Императорское Величество, Государыня Мария Александровна!

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

—636— особенный, не как прочие: с женой у него постоянные конфликты из-за денег и имущества. Сколько уже пропало у них всего, благодаря его крайней доброте, его постоянной готовности выручить из беды нуждающегося человека и изумительной доверчивости к людям в делах денежных. Сколько раз его самым наглым образом проводили, но он нисколько не унывает и ведет свою линию. Деньги нужны-де не для нас одних, и другим нужно помогать, с нас хватит. Жена стремится собирать, он упорно раздает. Притом, судя по рассказам, происходит это не от простой распущенности, халатности, а сознательно, из его убеждения. Они, впрочем, и до сих пор еще люди очень состоятельные и много делают для церкви. Зовут его Павел Наканиси. Как видите, и у нас здесь есть рабы Божии. По этому поводу, не могу рассказать здесь другого такого же примера христианской последовательности. В одной из самых центральных наших церквей (едва ли не в самом Тоокео) года два тому назад принял крещение один, так называемый, «сси», в роде здешних анархистов или попросту громил, только на политической подкладке. Вербуются они из недоучившихся молодых людей, студентов, к т.п. Девиз их – крайний японизм, непременно сопровождающийся ревнивым обереганием чести японского государя и государства от иностранцев. Отсюда разные выходки против иностранцев и японцев, которые вздумали бы слишком уступать иностранцам. Теперь, впрочем, эта сторона деятельности если не совершенно устранена из программы соси, то во всяком случае стушевалась, – в настоящее время соси попросту за деньги терроризируют богатых людей или политических деятелей, заставляя их подавать голоса в пользу того, кто нанимает соси. Так вот один из таких довольно беспринципных и распутных молодых людей и принял крещение, предварительно, конечно, подробно выслушавши учение. Вера так глубоко запала в его широкую натуру, что он сразу же переменился и из соси стал искренним последователем Христа. Чтобы порвать всякую связь с прежней своей жизнью и товарищами, он ушел на север, в Аомори и там начал жить по-новому. Занятие себе он избрал разносную

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

627 С аналогичным письмом к Колчаку 19-го обратился и Уорд: «Я уже говорил вам о моей уверенности, что моя страна почувствует серьёзное огорчение, если указанные арестованные подвергнутся какому-нибудь оскорблению без соответствующего суда над ними» [с. 86]. «Я хорошо также знал страх моих соотечественников перед диктатурой, – добавляет в воспоминаниях Уорд, – и если бы принятие адм. Колчаком верховной власти было связано или ускорено убийством его противников без суда, содействие и вероятное признание британским правительством новой власти могло бы сделаться невозможным». 629 У Аргунова явное противоречие, т.к. перед тем он сказал: «Совету мин. было немедленно доложено о нашем аресте и о месте нашего ареста». 630 В эмиграции С.С. Старынкевич предложил б. членам Директории, выступавшим публично против него, третейский суд. Последние отказались, предлагая ограничиться печатной полемикой. 631 Арестованные в своём «заявлении» рассказывают о посещении их кап. Герке с аналогичным предложением от имени какого-то «высокопоставленного лица». Возможно, отсюда и проистекало смешение. 634 При первом сообщении о перевороте Болдырев на всякий случай поспешил произвести Каппеля в генералы. 635 На разность настроений Сибирской и Народной армий указывает и Колчак. Недоразумение это основывалось только на том, что Народн. армия формально вначале шла как бы под знаменем старого У.С. 636 Официозная «Русская Армия» 19 ноября приводила отзыв Уорда: …«Россия может быть спасена только установлением единой верховной власти, цель которой – создание национального правительства». 637 По словам Пишона, отношения чехов к Колчаку явились неожиданностью для английской дипломатии, и она поспешила их задобрить: Гайда, Сыровой, Чечек получили высшие английские ордена. Было одновременно роздано 300 наград чешским войскам [«М. S1.», 1925, II, р. 264]. 638 Коммунистическую басню, которой не верит и Пишон, об участии Сырового в перевороте можно оставить без рассмотрения. 640 Поводом беспокойства Болдырева было то, что он получил от Колчака в Уфе, 19-го, телеграфное требование: «Приказываю вам немедленно прибыть в Омск. Неисполнение моего приказа буду считать как акт неповиновения мне и постановлению Всероссийского правительства». Первоначально Колчак хотел сохранить за Болдыревым пост Верх. главнок. или сделать его военным министром, но после моего разговора, – говорит Б., – это сделалось невозможным [с.117].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Наделенное интеллектом сущее более любого другого творения является unum et non unum, единым и не единым. Оно не только причастно через роды и виды к Единству, от которого отделено в своей собственной природе, как и все прочие частные entia, в совокупности образующие универсум. Оно к тому же обладает, в самой частичности своей умной индивидуальности, способностью отделяться от самого себя, выходить за пределы тварного мира, чтобы по ту сторону делимого бытия достигнуть бытийного единства с Богом. Другими словами, двойственность esse primum и esse secundum, или, вернее, эта «растянутость» между тем и другим, свойственная всем тварным сущим, обнаруживает свое присутствие в самой структуре умных творений. В этом смысле одни только высшие творения являют нам своеобразную «метафизическую составленность», ибо intelligere и esse, тождественные в божественном Ipsum Intelligere, в сотворенных по образу Божию сущих различны, хотя и объединены. Состояние таких сущих тем более парадоксально, что эти два начала, из коих они слагаются, кажутся взаимно исключающими друг друга. В качестве esse, или ens, умная природа принадлежит к совокупности, omnia, сущих, образующих универсум; она составляет часть этого тварного «всего», которое per se etprimo cadit sub causalitate et aspectu primae causae [само по себе и изначально подпадает под действие причинности и призрение первой причины] 634 . Однако в своих intelligere и intellectus тот же индивид уже не находит себе места во «всем», отделяется от него, выходит за пределы универсума, более не составляя его части, но в единении с Богом присоединяясь к тождеству omnia, «всего», с Единым 635 . Что такое эта regio intellectus [область ума], где sunt omnia in omnibus [все пребывает во всем] 636 , как не «бесконечная сфера, центр которой – везде, а окружность – нигде» 637 ? Коль скоро наделенное интеллектом индивидуальное сущее обладает способностью достигать «бытия-одним-с-Богом», оно может, стало быть, совместиться с вездесущим Центром бесконечной умной сферы и таким образом объединить omnia, «всё», в самом себе, в своем личном единении с Единым.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

реш. 1878 г., N 31). Кому следует платеж. От должника зависит, при платеже по заемному письму, удостовериться, что акт находится в руках у того, кому он платит, и не передан другому лицу. Если же должник не принял этой предосторожности, то не вправе после того, при требовании платежа по тому же акту от другого лица, кому оный дошел по передаче, ссылаться на платеж, учиненный им первому займодавцу уже после передачи заемного письма (Касс. реш. 1874 г., N 484). Платеж по заемному обязательству в руки третьего лица, хотя бы приказчика или доверенного служителя кредитора, вменяется в действительное погашение долга в таком только случае, когда это лицо уполномочено было на принятие денег или платежей, – разве бы доказано было в данном случае, что деньги действительно были переданы кредитору и приняты им в удовлетворение по тому обязательству (Касс. реш. 1868 г., N 640; 1876 г., N 194). Плательщик по договору не обязан и не имеет права произвольно удерживать плату или часть ее для удовлетворения третьих лиц, имеющих взыскание на получателе, и получатель вправе не принять таковых уплат в зачет своего требования (Касс. реш. 1869 г., N 808). В данном случае артель, рассчитывая выходившего из нее члена, удержала из налога его деньги для удовлетворения его кредиторов. Платеж в руки третьего лица, а не в руки самого кредитора, возлагается на обязанность должника, когда по распоряжению подлежащей власти (635, 636 ст. Уст. Гр. Суд.) налагается по взысканиям, падающим на кредитора, арест на суммы, следующие ему к получению. В таком случае, должник, по предъявлении ему требования судебного пристава с исполнительным листом на кредитора, становится ответчиком за все платежи, которые произвел бы непосредственно самому кредитору; он уже повинен производить их судебному приставу или в подлежащий суд, и этим платежом погашает свой долг так, как бы заплатил самому кредитору. Однако при этом должник должен соблюдать осторожность и наблюдать, чтобы ему предъявлено было подлинное обязательство: в противном случае платеж иногда может и не вести к погашению долга.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

открыло ворота арабам. Согласно позднейшей традиции, переговоры о сдаче Д. вел один из городских чиновников - Мансур, предок прп. Иоанна Дамаскина. Мусульмане гарантировали неприкосновенность христ. храмов и имущества жителей, но были обложены подушной податью. Весной 636 г. крупная визант. армия начала наступление на арабов, они оставили Д. и отошли в Заиорданье. В авг. 636 г. в битве на р. Ярмук визант. армия была разбита, и вскоре после этого арабы окончательно покорили всю Сирию. Д. был вторично занят ими в дек. 636 г. Халиф Умар назначил правителем города Язида ибн Абу Суфьяна, а после его смерти в 639 г.- его брата Муавию. В 659 г. Муавия был провозглашен халифом и стал основателем династии Омейядов (661-750). Одержав верх в кровопролитной гражданской войне и утвердив свою власть во всем халифате, Муавия сделал Д. столицей. В эпоху правления Муавии и его преемников в сер. VII - сер. VIII в. Д. стал политическим центром всего Ближ. Востока и достиг процветания. Мечеть Омейядов. Между 705 и 715 гг. Мечеть Омейядов. Между 705 и 715 гг. Количество мусульман, проживавших в Д., пополнилось переселенцами из городов Хиджаза, они заняли дома греков, покинувших город, но тем не менее христиане в течение неск. столетий после араб. завоевания оставались большинством населения. Арабы-бедуины, тяготившиеся урбанистической средой, предпочитали селиться на окрестных равнинах. Резиденция Муавии до его избрания халифом находилась в прежней ставке Гассанидов Эль-Джабии, в 70 км к югу от города. Перебравшись в Д., Муавия обосновался во дворце, перестроенном из бывш. резиденции визант. губернатора. Главным архитектурным памятником омейядской эпохи стала грандиозная мечеть, средоточие религ. жизни столицы мусульм. империи. Для строительства мечети был использован 1500-летний сакральный центр Д.- территория огромного двора, окружавшего прежде базилику св. Иоанна Крестителя. Строительство мечети на этом месте олицетворяло историческое преемство прежних цивилизаций Сирии. Сразу после араб.

http://pravenc.ru/text/168694.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010