Не удалось извлечь искомое из базы (((

« Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися… Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» ,–предупреждает св. ап. Павел (Еф. 4:14, 17-18). Таким образом, трезвение, сопряженное с хранением совести в отношении Бога, самого себя, даров времени, здоровья и в отношении других людей , позволяет наполнить здравый утилитаризм «тайм-менеджмента», «медиааскезы» гораздо более высокими, вечными смыслами и избежать горького справедливого укора: « Кладенцы, душе, предпочла еси хананейских мыслей паче жилы камене, из негоже премудрости река, яко чаша, проливает токи богословия » (Быт. 21:25. Исх. 17:6) . От англ. snack — «легкая закуска», «перекус» - один из определяющих терминов общества потребления. От греч. βος — «бык» и λμς — «голод» - расстройство приема пищи, характеризующееся резким усилением аппетита, наступающим обычно в виде болезненного приступа «волчьего голода». От фp. voir — «видеть» — аномалия поведения, характеризуемая навязчивым побуждением подглядывать за жизнью других людей; шире - пассивное, потребительское мировосприятие. От лam. procrasminamus: pro - «вместо, впереди» и crastinus - «завтрашний» — синдром постоянного откладывания «на потом» важных дел и даже мыслей. См.: Хорунжий С.С.Трезвение//Богословская антропология. Русско-православный/Римско-католический словарь: изд. на русск. и нем. яз./Под научн. ред. прот. А. Лоргуса, Б. Штубенрауха. – М.: Паломник; Никея, 2013. – С. 636-642. Симеон Новый Богослов, преп. О трех образах внимания и молитвы//Добротолюбие в 5 тт. - Т. 5. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. - С. 447. Филофей Синайский преп. 40 глав о трезвении//Добротолюбие в 5 тт. - Т. 3. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. - С. 408. Феодор Студит, преп. Бдите над собою; ибо внезапно может напасть враг и сгубить вас//Добротолюбие 5 тт. - Т. 4. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. - С. 283-284.

http://bogoslov.ru/article/3584719

«Любите врагов ваших» ( Мф.5:44 ). Кто те враги, которых велено любить? И как нам любить врагов: только ли делая им добро или и самым расположением? И возможно ли последнее? Врагу свойственно вредить и злоумышлять. Поэтому всякий, делающий кому бы то ни было и как бы то ни было вред, может быть назван врагом, в особенности же согрешающий, потому что, сколько от него зависит, вредит различными способами и злоумышляет против всякого, живущего или встречающегося с ним. А так как человек состоит из души и тела, то будем любить врагов как душою, изобличая их и вразумляя и всяким способом доводя до обращения, так и телом, благотворя им, когда нуждаются в необходимом для жизни. Что любовь состоит в настроении, это известно всякому. Что любовь к врагам возможна, показал и засвидетельствовал Господь, когда явил любовь Отца и Свою собственную в послушании «даже до смерти» ( Флп.2:8 ) ради врагов, а не ради друзей, как свидетельствует апостол Павел, говоря: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим.5:8 ). Апостол и нас увещевает к тому же, говоря: «Подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу» ( Еф.5:1–2 ). Благой и Справедливый не повелел бы нам любить врагов, если бы не даровал к тому способности. И Он показал, что такая способность принадлежит нам по самой природе. Ведь и звери по природе любят оказывающих им доброе. Но враги больше друзей оказывают нам благодеяния, доставляя нам ублажение от Господа, сказавшего: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф.5:11–12 ) 636 . Единение Никто никогда не должен полагать, будто он имеет довольно силы, чтобы одному, без помощи других, преодолеть трудность жизни. Нет. Каждый имеет гораздо более нужды в помощи других, чем сколько одна рука нуждается в помощи другой. Самым устройством тела нашего Господь научает нас, что необходимо для нас общение. Вникни в устройство человеческого организма, и увидишь, что ни один из членов тела не обходится без пособия других. Нога не ступала бы так твердо, если бы не было для тела опоры в другой ноге. Глаз не видел бы так правильно, если бы ему не помогал охватывать предметы зрения другой глаз. Вернее слух, когда звуки воспринимаются в оба уха. Крепче схватывается вещь всеми пальцами, чем не всеми. Словом, каждое естественное действие наше обуславливается единодушием действующих. Подобно этому единодушие необходимо и в делах житейских. Самая молитва, когда нет согласия в молящихся, бывает менее действенна. Господь обещал Свое присутствие посреди двоих или троих, призывающих Его в единодушии ( Мф.18:20 ). И самое вочеловечение принял на Себя Господь, чтобы «умиротворить» кровью креста Своего и земное и небесное ( Кол.1:20 ) 637 . Смиренномудрие

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Учитывая практически неприступное положение этого древнего города, буквально высеченного в скале и защищённого узостью прохода к нему, данное пророчество звучало невероятно. И всё же в 636 г. по Р. Х. город был завоёван мусульманами и остаётся пустыней, за исключением редких туристов и проезжих. Цветение палестинской пустыни. Многие столетия Палестина оставалась безлюдной пустыней. В таком состоянии находилась вся её территория. Однако в Иез. 36:33–35 предсказано: «Так говорит Господь Бог: в тот день, когда очищу вас от всех беззаконий ваших и населю города, и обстроены будут развалины, и опустошённая земля будет возделываема, быв пустынею в глазах всякого мимоходящего, тогда скажут: «эта опустелая земля сделалась, как сад Едемский; и эти развалившиеся, и опустелые, и разорённые города укреплены и населены " ». Сегодня построены дороги, земля возделывается, и сельское хозяйство Израиля процветает. Это возрождение началось в девятнадцатом веке и продолжается столетием позже. Богатые урожаи, в том числе цитрусовых, являются составной частью этого возрождения – в точности, как предсказал Иезекииль. Развитие знания и коммуникаций. Ещё одно библейское пророчество исполняется через тысячи лет, – это предсказание Даниила о развитии знания в последние дни; Бог велел ему: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают её, и умножится ведение» ( Дан. 12:4 ). Никогда ещё в мировой истории не было такого скачка в развитии науки, транспорта и коммуникаций, как в конце двадцатого столетия. Реактивные двигатели в авиации и компьютерные микросхемы вызвали взрыв в развитии транспорта и коммуникаций. Важный вывод. Часто упускаемый критиками из виду факт состоит в том, что даже один реальный случай исполнившегося пророчества уже доказал бы сверхъестественное происхождение Писания (см. Ramm, 86). Даже если большинство библейских предсказаний можно было бы объяснить естественными причинами, один-единственный бесспорный случай решил бы всё и подтвердил факт пророчества. Итак, если критик хочет опровергнуть пророческий характер Писания, найти объяснение через естественные причины необходимо для всех случаев.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Посему призовем Господа всем сердцем и со всей верою, чтобы и нас Он сподобил освободиться от всякой тяготы, голода, войны, смерти, плена, от всякой опасности, чтобы мы могли непрестанно славить имя Его и, нагруженные достойными плодами добрых дел, удостоились дойти до дверей небесной Родины. Слово 38 (фрагмент). О словах: «Сделал Бог Адаму и жене его одежды кожаные» (CCSL 9a. Chromatii Aquileiensis opera. P. 167) 1 . О том, как милостив Бог был к человеку даже после нарушения запрета, мы слышали в божественном чтении, когда говорилось: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» 634 , ибо они оба после греха оказались голыми, настолько лишившись покрова стыда, что стали скорее слушаться диавола, говорившего через змея, чем повеления Господня 635 . Потому-то они и были нагими, не одетыми в сорочку благодати Божией и ризу Его любви. Ибо тот, кто не облечен в благодать Божию, даже если на нем много сорочек, все равно не одет ни во что доброе. Поэтому не без причины Бог сделал кожаные одежды и одел в них Адама и его жену, показывая тем самым благодать страстей Христовых; ведь род человеческий, оказавшись лишен благодати Божией, не мог облечься в нее как-либо иначе, как через страдание Христа Господа, через которое весь мир был искуплен и освобожден от вечного проклятия и смерти. 2 . Писание прибавляет еще и вот что: «Ибо изгнал его Господь Бог из рая 636 , чтобы он не простирал никогда руку свою и не брал от древа жизни и не ел, и не был жив вечно» 637 . Не без таинственного смысла Бог запретил жить вечно человеку, который пренебрег заповедями вечного спасения, данными ему; Бог запретил ему прикасаться к древу жизни для того, чтобы он не жил для вечной муки. Ведь если бы человек не был искуплен от греха и вкусил от древа жизни, то он стал бы жить вечно, но не для славы, а для вечной муки. Поэтому люди сначала должны были получить наказание за нарушение заповеди карой смерти, а потом уже – быть призванными к благодати 638 . И вот, то, чего не смогло дать человеку древо жизни в раю, дало страдание Христово; и через древо креста он получил ту потерянную благодать, которую некогда не смог получить через древо жизни... Слово 39 (фрагменты). О блаженствах

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Это все произошло по воле Отца Всего. После этого Дух увидел человека психического на земле. И Дух вышел из земли адамантной. 633 Он сошел вниз и вселился в него, и человек тот стал душой живой. Он дал ему имя «Адам», потому что он был найден двигающимся на земле. Глас исшел из Нетленности ради помощи Адаму. И Архонты собрали всех зверей земных и всех птиц небесных и привели их к Адаму, чтобы увидеть, как Адам назовет их. И он дал имя каждому из всех птиц и животных. Они взяли Адама и поместили его в Сад (Рай), чтобы он обрабатывал его и сторожил его. И Архонты приказали ему, говоря: «От деревьев всех, которые в Раю, ты будешь есть. От древа же познания добра и зла не ешь и не касайся его, потому что (в) день, когда вы поедите от него, смертью вы умрете». Они говорят ему это и не понимают, что они сказали ему, но по воле Отца они сказали это таким образом, чтобы он ел, и чтобы Адам видел их, будучи весь материальным. Архонты держали совет друг с другом. Сказали они: «Пойдем, наведем забытье на Адама». И он уснул. Забытье же – это неведение, которое они навели на него, и он уснул. Они обнажили его ребро как женщину живую, и построили ему ребро из плоти вместо нее. И Адам стал весь психическим. И Женщина духовная (пневматическая) пришла к нему. Она заговорила с ним и сказала ему: «Встань, Адам!» И когда он увидел ее, сказал: «Ты дала мне жизнь, нарекут тебя «Мать живых», потому что она – моя мать, она – целительница и женщина, и та, которая роди-ла». 634 Силы же приблизились к Адаму. Когда они увидели его (женское) подобие говорящим с ним, они взволновались великим волнением и возлюбили ее. Сказали они друг другу: «Пойдем и бросим наше семя на нее». Они погнались за ней, и она насмеялась над ними из-за их неразумия и слепоты. И она стала деревом в их руках и положила свою тень, подобную ей, перед ними. И они осквернили ее оквернением и осквернили печать ее голоса, чтобы они осудили сами себя в их создании и их 635 подобии. Вошла духовная (Женщина) в змея Наставника, и он стал поучать их, говоря: «Что он сказал вам? „От деревьев всех, которые в Раю, ты будешь есть. От древа же познания зла и добра не ешь“?». Сказала женщина плотская: «Не только сказал он: „Не ешь», но (и): „Не касайся его, потому что в день, в который вы поедите от него, смертью вы умрете " ». И сказал змей Наставник: «Смертью вы не умрете, ибо он сказал это вам, будучи завистлив. Напротив, ваши глаза откроются, и вы станете как боги, познав зло и добро». И Наставница вышла из змея и оставила его одного (опять, как прежде, просто) земным созданием. И женщина плотская взяла от древа, и поела, и дала своему мужу (поесть) вместе с ней. И психики поели, и открылось (им) их зло от их неведения. И они поняли, что они обнажены от духовного (т. е. лишены духовного). Они взяли листья смоковницы и повязали их на свои чресла. 636

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Мы, говорит, все потеряли, все погибло, если Христос не воскрес... Если Христос, умерши, не смог воскреснуть, то и грех не истреблен, и смерть не побеждена, и клятва не разрушена, и не мы только тщетно проповедовали, но и вы тщетно уверовали... Если же Он не воскрес, то и не был заклан; если не был заклан, то грех не истреблен; если не истреблен, то вы еще во грехе; если вы еще во грехе, то мы тщетно проповедовали; если мы тщетно проповедовали, то вы тщетно уверовали. С другой стороны, и смерть еще остается бессмертною, если Христос не воскрес; если Он Сам удержан смертью и не расторг ее утробы, то как Он избавил всех других (от смерти), будучи Сам удержан ею? Потому (апостол) и продолжает: «поэтому и умершие во Христе погибли» (ст. 18). Что я, говорит, указываю на вас, когда в таком случае погибли бы и все те, которые все кончили и не подлежат более неизвестности будущего? Выражение «умершие во Христе» означает или умерших в вере, или за Него претерпевших многие опасности и великие страдания, шедших путем тесным». 636 «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» ( Рим.4:25 ), «т.е. Он для того и умер и воскрес, чтобы и от грехов освободить и соделать праведными». 637 «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» ( 1Пет.1:3 ). «Благословляет Бога, – замечает блаженный Феофилакт , – благодаря Его за все те блага, которые Он подает. Что же подает Он? Упование, но не то, какое было через Моисея, о поселении в земле Ханаанской и которое было смертно, а упование живое. Откуда оно имеет жизнь? От воскресения Иисуса Христа из мертвых. Ибо Он, как Сам воскрес, так и приходящим к Нему через веру в Него, дает тоже силу воскреснуть». 638 «Крещение... спасает воскресением Иисуса Христа” 639 ( 1Пет.3:21 ). В воспоминание такого величайшего события, как воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа, самый день, следующий за субботой, назван воскресеньем, « днем воскресным » ( Откр.1:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Отсюда для таких сынов любви Божией вытекала прямая желанность смерти телесной, искание ее, что и видим мы особенно ярко и показательно у мучеников Христовых, ничем непобедимой радостью 635 радовавшихся в самых жестоких мучениях своих, и на смерть за Христа смотревших, как на венец. Для апостола Павла, в такой силе возлюбившего Христа, что он даже в теле своем носил язвы Его 636 , момент смерти представляется настолько желательным, что ему, как мы видели, приходилось как бы оправдываться или объясняться, почему он живет еще в теле на земле. «Для меня 637 , – писал он любимым чадам во Христе – Филиппийцам, – жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться (от уз тела) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше, а оставаться во плоти нужнее для вас. И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами, для вашего успеха и радости в вере». Подобным образом и в послании своем к Коринфянам, апостол так отчетливо и сильно выражает всю крепкую веру свою в существование на небесах для нас, христиан, жилища от Бога, дома нерукотворенного, вечного. И вот, объясняет он дальше, потому мы «… и воздыхаем, желая в него, это жилище облечься. И как знаем, что водворяясь в теле, мы устранены от Господа, (ибо мы ходим верою, а не видением) то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа, и потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными 638 . И не это ли состояние загробное имел в виду ветхозаветный мудрец, когда в своих притчах писал: «… праведность ведет к жизни, a стремящийся ко злу стремится к смерти своей», и что «… плод праведника – древо жизни» 639 . Таким образом, основою и сущностью этого блаженства, начинающегося для святых прямо же по смерти их, по этом исходе из телесной темницы просветившегося верою Христовою духа их, является – «пребывание их со Христом», непосредственное и теснейшее соединение с Ним. Уже тогда начнут они наслаждаться Им – не верою, a видением, уже тогда «… упразднится знание – то знание отчасти», которое и им принадлежало здесь, на земле, «… настанет же совершенное». Теперь мы видим «… яко зерцалом – как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» 640 . И в этом познавании, зрении в Лице Бога, чистые сердцем будут черпать токи духовного, все их богоподобное существо охватывающего, блаженства и наслаждения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Значение ума в возникновении чувства страха Божия, как видно из вышесказанного, состоит в осознании страшной близости Бога к человеку и непосредственного участия Его в направлении и конечных судьбах человеческой личности и общественной жизни. Как зеркальная гладь воды в ясный день отражает в себе солнце и согревается солнечным теплом, так человеческое сердце, пронизываемое мыслями о Боге Вседержителе, Судии и Мздовоздаятеле, отражает свой ответ на них чувством смирения. За смирением следует сердечный страх Господень 628 , чистый, пребывающий вовек 629 . 2 Чувство страха Божия в первоначальном выражении представляет собой боязнь наказания от Бога в настоящей и загробной жизни 630 . Апостол Павел назвал эту форму богобоязненности рабским страхом 631 . Моисеев закон возбуждает именно этот страх позволением воздавать друг другу злом за зло и неумолимыми определениями смерти за нарушение заповедей закона 632 . Так как чувство страха Божия не только естественно, но и благодатно, то смягчение в человеке сердечной рабской боязни Бога по страху наказаний совершается Духом Святым. По мере опытов послушания и верности воле Божией Святой Дух дает человеку особое сердце, чтобы боялись Бога 633 , и рабский страх его претворяет в сыновний. Об этом апостол Павел говорит: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления». Святой Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии...«, и Им мы взываем: »Авва, Отче " 634 . Сын боится своего отца по любви к нему, страшится огорчить его. Подобным образом усыновленные Богу через Господа Спасителя во Святом Духе боятся оскорбить Божию любовь. Сыновний страх пред Богом – дар от Господа и поставляет на стезях любви 635 . В любви нет страха рабского, так как дал нам Бог духа не боязни 636 . Совершенная любовь изгоняет (рабский) страх, потому что в страхе (таком) есть мучение; боящийся не совершен в любви 637 . Случайные личные грехи немощи вызывают в любящем Бога печаль и страх, насыщенный любовью. Этот страх не имеет в себе ничего рабского, но выражает сильную боязнь человека разлучиться с любимым Господом по причине грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

«Возлюбленные, прибавляет Петр, 627 ожидая дня этого потщитесь явиться пред ним, неоскверненными и непорочными в мире, и долготерпение Господа нашего почитайте спасением как и возлюбленный брат наш Павел, но данной ему премудрости написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие писания». В этом должно видеть указание на послание Ап. Павла к Евреям, которое было им обнародовано в то же самое время. Апостол Павел о Новом и Старом Заветах Апостол Павел противопоставляет в нем Ветхий Завет Новому, объясняя, что Новый Завет превосходнее потому, что основателем его Сам Сын Божий, тогда как Ветхий установлен был ангелами, или посланниками Божиими. 628 Если же Ветхий Завет, основанный на первосвященстве человеческом, был обязателен, то тем обязательнее Новый, который Божественным Первосвященником своим имеет Самого Сына Божия. 629 Иисус несравненно превыше Моисея; тот был служителем Божиим, а Иисус Единородный Сын Божий. «А потому Иудеи и не должны упорствовать и предпочитать Моисея Иисусу Христу. 630 Новый Завет действительно есть тот окончательный покой, в который должен войти народ Израильский, потому что Завет этот соединяет его с Богом, в лице Божественного Первосвященника своего, примирившего нас с Богом. 631 Первосвященник этот не таков, как были первосвященники иудейские, избираемые из людей; но действительно может быть ходатаем пред Богом и есть совершение всех древних прообразовательных первосвященников. 632 Павел, стараясь доказать превосходство Нового Завета и священства его над Ветхим Заветом и над его священством, 633 выводить то же самое учение из событий ветхозаветных, которые были только прообразованиями событий Нового Завета, и доказывает, что древние праведники спасались одной только верой в грядущего Мессию 634 Этого-то Мессию имеют Евреи перед глазами своими, в лице Иисуса Христа, и к Нему-то должны они прилепляться, чтобы остаться верными ожиданиям отцов своих. 635 Послание свое оканчивает Павел, давая Евреям несколько нравственно-христианских советов. 636 Он объявляет им, что общий собрат их, Тимофей, на пути в Рим, и что в лице его он увидится с ними со всеми; 637 упоминает же про ученика этого для того, чтобы напомнить им как он некогда обрезал его в доказательство тому, что хотя и не соглашается подвергать обрезанию язычников, но не находит ничего предосудительного, когда обряд сей наблюдают Иудеи. Марк становится евангелистом, закончив свой труд.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010