Востановление Иерусалимского храма. Миниатюра из Книги Пророков с толкованием. 1888 г. (РГБ. Ф. 242. 187. Л. 636) Титул З.- «правитель (  )» (Агг 1. 1, 14; 2. 2, 21) означает, что он был главой сатрапии или небольшой области, и подчеркивает значимость З. как в глазах персид. правителей, так и библейских писателей ( Beyer. P. 1085). Вскоре после возвращения в Иерусалим при его участии (537 г. до Р. Х.) начали совершаться регулярные богослужения (1 Езд 2. 3-6). В 536 г. под руководством З. и Иисуса, сына Иоседекова, были призваны священники и левиты для восстановления храма (1 Езд 3. 8). От живших на территории Палестины самарян З. последовало предложение принять участие в строительных работах (1 Езд 4. 2), однако оно было отвергнуто, чтобы исключить привнесение языческих обычаев в иерусалимскую общину (1 Езд 4. 3). И хотя значительная часть 4-й гл. 1 Езд (6-23) посвящена описанию противодействия самарян евреям: во времена Ксеркса I (Ахашвероша; ок. 486-465 гг. до Р. Х.) и Артаксеркса I (ок. 465-424 гг. до Р. Х.) ( Brown. 2005. P. 37), т. е. после восстановления храма,- из текста можно сделать вывод, что восстановление храма было приостановлено в последние годы правления Кира и во время правления его сына Камбиса II (ок. 530-522 гг. до Р. Х.). Чтобы ободрить евр. народ, в поддержку З. выступили пророки Аггей и Захария (1 Езд 5. 1). Воцарение Дария I (522-486 гг. до Р. Х.) произошло на фоне всеобщего восстания по всей империи. Областеначальник (наместник Трансевфратии, включавшей в себя Сирию-Палестину - Тадмор, Надель. 1992. С. 103) Фафнай, видя, что иудеи не торопятся выразить лояльность к новой власти, послал донос в правительство, подвергающий сомнению законность строительства храма (1 Езд 5. 6-17); в ответ царь официально подтвердил решение о гос. финансировании реконструкции храма и об обеспечении храмового богослужения (1 Езд 6. 1-13). Это позволило возобновить строительство во 2-й год правления Дария I, т. е. в 520 г. до Р. Х., и закончить его в 6-й год Дария, т. е. в 516 г. до Р. Х. (1 Езд 6. 15). Восстановленный по возвращении из плена храм часто в исследованиях называется «храм Зоровавеля», чтобы отличить его от реконструкции здания храма при Хасмонеях и Ироде Великом. Мессианские черты личности З.

http://pravenc.ru/text/199997.html

Минь. Т. XI. С. 513 Творения Т. XI. С. 634, 635, 636 1287. Наше внимательное отношение к другу и холодное, безразличное ко Христу Беседа III . Получив от Христа столь великие благодеяния, соделавшись друзьями Его и сподобившись чрез Него всех этих благ, мы не возлюбили Его даже так, как любим друзей своих… Для друзей, которые действительно наши друзья, многие из нас часто терпят убыток; а для Христа никто не решается не только пожертвовать чем-нибудь, но и быть довольным тем, что кто имеет. За друга часто мы подвергаемся обидам и неприязни; а за Христа никто не согласится переносить обиды. Друга, томимого голодом, мы никогда не презираем; а Христа, который приходит к нам каждый день – не за многим, а только за одним хлебом, мы даже не допускаем к себе, и это тогда, когда с нами случается зловонная отрыжка, когда мы пресыщены больше, чем следует, когда объедаемся, когда от нас пахнет вчерашним вином, когда предаемся излишним наслаждениям, причем одни из нас дают подарки блудницам, другие льстецам и тунеядцам... К другу, который находится в несчастии, мы приходим, и, если несколько замедлим, боимся, чтобы за это не подвергнуться нам осуждению; а на Христа, часто умирающего в узах, даже и не посмотрим… Мы плачем и вздыхаем, когда видим друга отправляющегося в чужую сторону; а когда Христос каждый день удаляется от нас, или лучше, когда Христа мы каждый день отгоняем от себя, – мы не скорбим; даже и не думаем, что совершаем какое-нибудь преступление. Но это еще не было бы столь ужасным, если б мы только поступали с Ним, не как с другом. А мы поступаем с Ним, как с врагом. Каким образом? Мудрование плотское, говорит Павел, вражда на Бога ( Рим. 8:7 ). Между тем, это мудрование постоянно присуще нам. Христа, Который желает прийти к нам, как только Он приблизится к нашим дверям, мы прогоняем, – это именно делают злые дела. Минь. Т. XI. С. 518 Творения Т. XI. С. 641, 642, 643 1288. Красота для женщины Беседа IV . Бог создал тебя благообразною для того, чтобы чрез это умножить для тебя подвиги скромности. Не в одинаковой, ведь, степени трудно сохранять целомудрие той, которая во всех возбуждает любовь к себе, и той, к которой никто не чувствует расположения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Касаясь вопроса об акте вдохновения, Вифлеемский пресвитер резко критикует монтанистическое представление о его экстатическом и бессознательном характере 629 и указывает, что пророки обладали здравым умом и сохраняли свободу воли: они были людьми мудрыми и понимали то, что говорили; им подчинялись «пророческие духи»; в их власти было молчать или говорить 630 . Бог обращался к пророкам и апостолам не посредством колеблющегося в воздухе голоса, но непосредственно говорил в их душах и сердцах, «вдохновляя» (inspirante), «советуя» (suggerebat) и «внушая» (insinuat) то, что хотел сообщить через них людям, при этом не подавляя их свободы 631 . Блаж. Иероним часто указывает на то, что святые писатели во всей полноте сохраняли свою индивидуальность, личные качества и литературные способности, которые они естественным образом проявляли при написании Святых Книг, приспосабливая откровения Божии к культурно-исторической ситуации своего времени; поэтому написанные ими книги хотя и были вдохновлены Богом, но по праву носят их имена 632 . По его убеждению, необходимым условием получения Божественного вдохновения была особая личная святость и нравственная чистота святых писателей 633 . Однако перед блаж. Иеронимом очень остро встал вопрос, какой текст Библии (в частности, Ветхого Завета) следует считать богодухновенным: древнееврейский, сохранявшийся в иудейской традиции, который, по его мнению, восходит к книжнику Ездре 634 и который был практически идентичен Масоретскому тексту (далее: МТ), или его греческие переводы, в том числе и древний перевод «Семидесяти толковников» (Септуагинта, далее: LXX), с самого начала признанный христианской Церковью и легший в основу старолатинского перевода? 2. Hebraica veritas и ветхозаветный канон В связи с этим блаж. Иероним выдвинул свою знаменитую концепцию hebraica veritas (букв. «еврейской истины», или «еврейского подлинника»), предполагающую первичный и непререкаемый авторитет древнееврейского оригинала Ветхого Завета, который, таким образом, становился главным критерием истинности при переводе и толковании Свящ. Писания 635 . Можно указать, по крайней мере, две главные причины, побудившие его выдвинуть эту концепцию и поставить под вопрос надежность Септуагинты, богодухновенность которой он долгое время признавал 636 и которой продолжал пользоваться в своих комментариях на протяжении всей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Епископ А. присутствовал уже на Всел. I Соборе ( Fedalto. Hierarchia. P. 1016). В 636 г. А. заняли арабы, но евреи и христиане продолжали там жить, в 940 г. была разрушена ц. Богородицы Виридской (St. Maria Viridis) и епископ А. был вынужден бежать в Рамлу. Крестоносцы не могли взять город до 1153 г. В 1187 г. A. сдался Салах ад-Дину , но в 1191 г. Ричард I Львиное Сердце отвоевал разрушенный мусульманами город. Частично отстроенный Ричардом, А. был в конце концов снесен согласно договору с Салах ад-Дином. Замок, воздвигнутый в 1240 г. на руинах герц. Корнуэлльским Ричардом, в 1270 г. уничтожил мамлюкский султан Байбарс. Окрестности А. стали вновь застраиваться израильтянами только после арабо-израильской войны 1948 г. Городище А. (ныне Национальный археологический парк им. И. Ядина) сохранило остатки ок. 20 поселений, к-рые датируются временем от эпохи неолита (сер. IV тыс. до Р. Х.) до сер. II тыс. по Р. Х. Первый успех принесли исследования 1920-1922 гг. (Дж. Гарстанг, У. Фидиан-Адамс). С 1985 г. начат новый этап раскопок, до сих пор не завершенный (под рук. Л. Стейджера и др.). При раскопках в А. последовательно обнаружены слои и укрепления ханаанской, филистимской, эллинистической, рим., визант., мусульм. эпох и времени крестоносцев. Руины ц. Богородицы Виридской. Ок. 400 г. Руины ц. Богородицы Виридской. Ок. 400 г. А. среднего бронзового века (ок. 2000-1550 до Р. Х.) оказался укрепленным портовым городом хананеев, одним из крупнейших в ту эпоху. Его стены с башнями и воротами перестраивались четырежды только в эпоху бронзы, они охватывали полукольцом стоявший на приморском холме город (видимо, тот самый, к-рый упоминают «тексты проклятий») с населением ок. 15 тыс. чел. Предполагается, что город был уничтожен египтянами. Для реконструкции идолопоклонства у хананеев и предыстории культа «золотого тельца» важна находка посеребренной статуэтки теленка (символа божества Эла или Ваала), помещенная в глиняную модель святилища (до 1550 до Р. Х.). Раскопки филистимского А. периода раннего железа (ок. 1200-586 до Р. Х.) дали сведения о времени и характере появления в Палестине «народов моря». По размеру город не уступал своему предшественнику эпохи хананеев, а его укрепления, построенные ок. 1150 г., включали башни из сырца и валы. По мнению Л. Стейджера, в А. обнаружено производство ранней монохромной керамики, близкой к микенской и свойственной «народам моря», в эпоху ок. 1175 г. до Р. Х. и более позднюю (ок. 1150), а также смена ее бихромной расписной (черно-красной) «филистимской» посудой, впитавшей местные (ханаанские, егип. и др.) мотивы в Юж. Палестине. Развитие ранних филистимских поселений, т. о., приходится на третью четверть XII в. до Р. Х. Обнаружение в А. глиняных привесок для прядения шерсти определенного типа, к-рый характерен только для Эгейского бассейна (о. Кипр), подтверждает их принадлежность носителям микенской культуры.

http://pravenc.ru/text/76616.html

Ок. 1215 г. Ульрих фон Закс, аббат мон-ря Санкт-Галлен (1204-1220), инициировал канонизационный процесс Н. З. Этим временем датируется его анонимное Житие (BHL, N 6251; ранее считалось, что его составил декан мон-ря Эккехард). В 1512 г. Н. З. был беатифицирован папой Римским Юлием II ; его поминовение совершалось в аббатстве Санкт-Галлен и в диоцезе Констанц. С 1963 г. память Н. З. совершается в еп-стве Санкт-Галлен 7 мая - в день перенесения мощей (состоялось в 1537). В Римском Мартирологе память Н. З. указана под 7 апр. Сочинения Лит. наследие Н. З. обширно и многообразно, включает исторические, агиографические, богословские сочинения, сохранились его письма, а также составленное им собрание формуляров для написания грамот. Частично сохранилось написанное прозиметром Житие св. Галла, основателя мон-ря Санкт-Галлен (Metrum de vita Sancti Galli; между 884 и 890). Составители Жития - Н. З., Гартман и Ратперт - написали его в форме диалогов учителя и учеников. Частью этого Жития была, вероятно, т. н. Констанцская проповедь (Sermo habitus Constantiae), изданная в сер. «Patrologia Latina» под авторством св. Галла (PL. 87. Col. 13-26). «Записки о знаменитых мужах» (Notatio de viris illustribus; 885) - адресованные ученику Соломону, буд. еп. Констанцскому, 2 дидактических письма, которые, по мнению М. Л. Гаспарова, можно рассматривать как «первый в Европе учебник латинской патристики», «подобие аннотированной библиографии» ( Гаспаров. 1970. С. 417). Произведение представляет собой руководство, указывающее, к каким книгам Свящ. Писания, творениям отцов Церкви и др. сочинениям христ. авторов следует обращаться, чтобы узнать о том или ином предмете. Подробные рекомендации, к-рые Н. З. дает ученику, отражают его глубокие познания. В подобном жанре был написан ряд произведений позднеантичных и раннесредневек. авторов: блж. Иеронима Стридонского († 419/20), Геннадия Марсельского (2-я пол. V в.), Евгиппия († после 558), Кассиодора († ок. 580), Исидора Севильского († 636), Ильдефонса Толетского (Толедского) († 667), однако для каролингской эпохи сочинение Н. З.- уникальный в своем роде пример, после него сочинения в этом жанре были созданы лишь в кон. XI - 1-й пол. XII в. Сигибертом из Жамблу и Гонорием Отёнским .

http://pravenc.ru/text/2577973.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Как и Лосский, митрополит Зизиулас вспоминает о Боэции, однако готов признать близость мысли Боэция только западному богословию: «С тех пор как Боэций в V веке отождествил личность с индивидуальностью (личность есть «индивидуальная субстанция разумной природы»), а св. Августин примерно в это же время придал особое значение в понимании личностности сознанию и самосознанию, западная мысль всегда развивалась на этом основании и возводила на нем свою культуру» с. 1]. Лосский, надо отдать ему должное, не пытается ввести читателя в заблуждение: «На языке богословов – и восточных и западных – термин “человеческая личность” совпадает с термином “человеческий индивидуум”» с. 294]. Определенное преемство видно и с тем, как Лосский учил об обусловленности существования «индивидов» раздроблением единой человеческой природы вследствие грехопадения: «После первородного греха человеческая природа разделяется, раздробляется, расторгается на множество индивидов» с. 175]. Митрополит Зизиулас тоже говорит об «индивидуализации» как чем-то возникшем в связи с грехопадением и смертью : «Проблема смерти связана с истиной в существовании именно через отождествление истины с самой природой, сопровождаемой индивидуализацией и фрагментацией этой природы. Смерть вмешивается не как результат наказания за непослушание, а как результат этой индивидуализации природы, которой подвергнут весь космос. Другими словами, существует внутренняя связь между смертью и этой индивидуализацией, в которую мы вводимся через нынешнюю форму воспроизводства» с. 58–59]. Заметим, мысль о том, что смерть не связана с наказанием, а является последствием индивидуализации, в другой книге митрополит Зизиуласа в сходном контексте «подтверждается» цитатой из сочинения прп. Максима Исповедника «Вопросоответы к Фалассию». При этом митрополит Зизиулас не видит или сознательно игнорирует в им же приведенном тексте слова, указывающие на прямую связь непослушания Адама со смертью , являющейся следствием осуждения человеческой природы. «Так, в Quaest. ad Thal. 61 (PG 90, 633 и 636) он пишет: “смерть властвовала над всей природой из-за преступления (прп. Максим употребляет слово παρακον – непослушание – Авт.) Все, кто получил бытие от Адама, обладали рождением, сопряженным со смертью , на которую была осуждена природа”» с. 73, прим. 133]. О несоответствии интерпретаций митрополита Зизиуласа учению прп. Максима писал Николас Лудовикас Особенный интерес представляет не рассматриваемая нами здесь статья Лючиана Турческу Ряд критических текстов, отвергающих обоснованность претензий митрополита Зизиуласа на соответствие его богословия учению свв. отцов представлены в работе достаточно сочувственно настроенного по отношению к митрополиту Зизиуласу С. Бортника с. 330–332]. Но пока мы лишь ограничимся приведённым замечанием, намереваясь вернуться к теме после.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Еще б ольшие затруднения возникают при обращении к монархической форме правления, если мы попытаемся приложить к ней формулу «легальность порождает легитимность». Здесь обнаруживается невероятное множество различных прецедентов, с которыми связывалась легитимность власти монарха, не порожденная ни законом, ни правовым обычаем. Казалось бы, легитимность власти совершенно несовместима с государственным переворотом: попираются права на престол правящей династии и конкретного государя, нарушается установленный порядок преемственности власти и т.п. Однако в действительности мы знаем массу успешных насильственных попыток захвата верховной власти со «счастливым финалом». Так, франкский королевский род Фарамонда (V в.) был лишен власти, которая затем почивала на потомках короля Пипина Короткого (751-768) более 200 лет, а после была похищена Гуго Капетом (987-996) и его сыновьями. В 630 г., на Толедском соборе, был смещен законный король готов Флавий Свинтила (621-630), а новым королем объявлен Сисенад (631-636), и архиепископ Севильи св. Исидор (память 4 апреля), до того дня поддерживавший свергнутого короля, первым подписал соборный акт. Наследовавший в 1284 г. престол Альфонсо X Мудрый (1252-1284), король Кастилии и Леона, был отстранен от власти кортесами после 30-летнего властвования, новым венценосцем объявлен его сын Санчо IV Храбрый (1284-1295). В 1366 г. та же участь постигла Педро Жестокого (1350-1366), которого сменил Энрике II (1366-1367) незаконнорожденный сын короля Альфонсо XI Справедливого (1312-1350), ранее проживавший во Франции и при помощи французских рыцарей захвативший власть. Интересный прецедент имел место в Польше в 1573 г., когда Генрих III Валуа (1573-1574), ставший венценосцем этой страны, спустя три месяца без разрешения сейма покинул ее и отправился во Францию, дабы наследовать там королевский престол. В результате он был низложен, а новым королем Польши объявлен Стефан Баторий (1575-1586). Аналогичные картины происходили в Швеции, когда Эрик XIV Ваза (1560-1568), психически нездоровый человек, был смещен с престола своим братом Юханом III (1568-1582) и отправлен в тюрьму, где и скончался. В Дании король Христиан II (1513-1523) был насильственно лишен власти из-за плохого правления своим дядей Фредериком I (1524-1533), герцогом Голштинским. И народ признал узурпатора легитимным королем .

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

Вечером, когда я выходил прогуляться, Д. Н. Егоров по телефону сообщил тревожную весть, что будет забастовка на водопроводе, почему у нас тотчас же сделали запасы воды. Но вода все время после и всю ночь действовала исправно. Подобное может быть 12-го, в день предполагавшегося созвания Думы. До чего все нервны и до чего Д. Н. [Егоров] особенно восприимчив ко всякого рода непроверенным слухам. Третий год живем в нервном возбуждении; этим такая чрезмерная восприимчивость и объясняется. 10 января. Вторник. Был на Передвижной выставке, помещающейся на Никитской в старинном большом барском доме графов Паниных 636 . Получил удовольствие от жанров В. Маковского и пейзажей Дубовского и Волкова. Но много и мазни в новом вкусе. Вечером было собрание редакционного комитета «Исторических известий» сначала у В. И. Терье – по поводу годовщины основания журнала и деятельности Исторического общества. Говорили о появившемся сегодня в газетах новом, длинном, написанном в стиле лекции, но ясном и точном новом заявлении Вильсона по поводу заключения мира 637 . Как-никак, а в сущности, переговоры о мире уже начались. Вероятно, они и придут, со временем, к концу, может быть, впрочем, и после какого-нибудь крупного сражения – во всяком случае, в недалеком будущем. Терье я нашел довольно бодрым и свежим, очень интересующимся политическими новостями. После чаю у него, мы переправились к Д. Н. Егорову и там просидели довольно долго, обсуждая разные журнальные дела. Сегодня вышла последняя (двойная) книжка журнала. Так, первый год его существования закончен. 11 января. Среда. Все рабочее время с утра до 4 ч., а затем и вечером ушло на чтение книги Верховского, которую и окончил. Это около 800 страниц огромного формата и мельчайшего шрифта. В эту книгу целиком включены и некоторые прежние сочинения Верховского, издававшиеся брошюрами. Во введении дано изложение предыдущей литературы, но в обширнейших размерах. Не обойдены и историки, писавшие по общей истории Петра Великого, и даже те, кто совсем не касался церковной реформы Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Некоторые говорят, что приближенные погасили жизнь грозного царя прежде времени, чтобы сократить его ярость: Борис, который после был царем в России 635 , соединился в тайном намерении убить его с двумя 636 , – с тем, кто в то время был приближенным царским любимцем, по имени Богданом Бельским 637 . Бог предусмотрительно допустил, чтобы это совершилось, провидя то, что должно было целиком исполниться в будущее время. Все государства, соседние с его владениями, державы, которые касались границ его земли, не только враги и близко живущие, но и далекие мнимые друзья его, смерти его весьма обрадовались, (считая) потерю его как бы некоторым для них великим приобретением, так как, когда жил, он был им часто неприятен, отнимая у них города и присоединяя их к своему царству; меч в его правой руке не напрасно падал вниз на противников и не переставал ощущаться (ими). И что удивительного, если смерти его коварно радовались посторонние? Ведь и рабы его, все вельможи, страдавшие от его злобы, и они опечалились при прекращении его жизни не истинной печалью, но ложной, тайно прикрытой. Вспоминая лютость его гнева, они содрогались, так как боялись поверить, что он умер, а думали, что это приснилось им во сне. И когда, как бы пробудившись от сна и придя в себя, поняли, что это не во сне, а действительно случилось, через малое время многие из первых благородных вельмож 638 , чьи пути были сомнительны, помазав благоухающим миром свои седины, с гордостью оделись великолепно и, как молодые, начали поступать по своей воле. Как орлы, они с этим обновлением и временной переменой вновь переживали свою юность и, пренебрегая оставшимся после царя сыном Феодором 639 , считали, как будто и нет его, того, кого Бог восхотел смирить; а вскоре все эти «силентиары» 640 (вельможи), побежденные тем же рабом – Борисом, один за другим все погибли, а что было после этого – об этом пространно дальнейшее слово изъяснит. Осмелиться описывать подробно год за годом лета царствования превеликого князя Ивана, как и когда царствовал он в течение всей жизни своей, – дело не моей худости и дерзости, потому что я не могу и не хочу (этого делать) из-за особого величия его сана, особенно же из-за благочестия его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010