Апостол сказал: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал. 6, 14 ). А чем похваляешься ты, душа моя? Уж не тем ли, что ты – «новая тварь во Христе Иисусе» ( Гал. 6, 15 )? Не клевещи на Господа! Пока в тебе гордыня, ты – не в Нём! Ибо сказано: «Гордым Господь противится, а смиренным дает благодать» ( Иак. 4, 6 ; 1Пет. 5, 5 ). Читая о явлении Аврааму Ангелов у дуба Мамврийского, мы припомнили слова Златоуста, который советовал нам из всякого места Писания «извлечь какую-либо пользу». Какую же пользу предлагает тебе, душа моя, великий святитель извлечь из этого библейского рассказа? Вот какую: «Твердо помните о делаемых Богом обещаниях, чтобы, когда увидите праведника впавшим в различные злоключения, могли вы познать его великое любомудрие, крепкое мужество, твердую и непоколебимую любовь к Богу и из судьбы этого праведника научились никогда не считать за оставление Божие то, если кто-нибудь из добродетельных впадает в искушение или в другие житейские скорби, но, представляя себе разнообразие Божиих распоряжений, все предоставлять Его непостижимому Промыслу» 636 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Исаака, окаянная душе моя, разумевши новую жертву, тайно всесожженую Господеви, подражай его произволению. " Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» ( Быт. 22, 2 ). Имя «Исаак», , означает «тот, кто рассмеется», «тот, кто возрадуется» (от глагола – «смеяться»), – вспомним Сарру, которая, услышав обетование о рождении этого ребенка, «внутренно рассмеялась»! «Это имя символично, ибо Исаак, по поводу которого смеялись и радовались, есть также тот, кто будет радоваться в Царстве Небесном, потому что Авраам, Исаак и Иаков – это люди, с именами которых связано в Библии Царство Небесное (см.: Мф. 8, 11 )» 637 . Вот этого-то сына Господь и повелевает Аврааму принести в жертву на горе Мориа.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Таким же образом, как кто-либо, обладающий человеческим телом и человеческой душой, является человеком, так и вечный Сын, введший в Свою ипостась человеческое тело и человеческую душу, и приобретя для Себя и то, и другое, стал поистине человеком. И так же как чье-то тело и душа оба принадлежат Его ипостаси, а не какой-нибудь другой человеческой ипостаси, так и тело, и душа вечного Сына – оба принадлежат Его ипостаси, а не другим человеческим ипостасям 632 . Так как Он имеет и то, и другое, Он непременно обладает человеческой природой, которая существует не только в Его, но и в каждой человеческой ипостаси 633 . Поэтому мы скажем, что вечный Сын, будучи одной ипостасью из Троицы, обладает двумя природами, [причем] каждая относится не [только] исключительно к Его ипостаси, однако Божественная природа принадлежит Ему, Отцу и Святому Духу, а человеческая природа – Ему и [другим] людям. Однако Его ипостась относится исключительно к Нему, а не к Отцу и Святому Духу, тело же Его и душа принадлежат оба только Его ипостаси, а не всем людям. То, что приняло на себя и претерпело тело и человеческая душа вечного Сына 634 , – то, говорят, принял на себя и претерпел и Сам Сын, и то, что случилось с Ним поистине, [то] и приписывается Ему, таким же образом, как то, от чего страдает чья-то плоть и душа, случается с кем-то и справедливо приписывается ему. Поэтому, исповедуя верное исповедание, мы скажем, что вечный Сын испытывал голод и жажду, и уставал, и пребывал в борении, и лицо Его было иссечено и оплевано, и спина Его была бичуема, и руки вечного Сына были пригвождены и ноги, и Он был распят на кресте, и умер, и был погребен, и воскрес в третий день. Все это, друзья, случилось с вечным Сыном 635 . Он выстрадал это, как мог это выстрадать, то есть своей человеческой плотью и душой вместе с Его Божественной природой. Однако, если бы мы захотели познать по очереди, как произошло каждое из сказанного, исследование было бы большим и утомительным. Если же мы оставим познание всего этого, то боимся 636 , как бы наши слова не были бы непонятными для тех, кто не тонок в познании и лишен находчивости; поэтому мы выделим смерть, самое тягостное и отвратительнейшие из страданий, что приписывают вечному Сыну.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Первое из сих речений относится к пасхальному агнцу. В кн. Исход XII, 42 при учреждении пасхи, названной «ночью бдения Господу» повелено о пасхальном агнце: «костей не сокрушайте» 636 . Мы говорили во вступлении в XIII главу Иоанна, что заклание священного Агнца, Господа нашего Иисуса Христа совершалось накануне дня опресноков приходившегося в этот год в субботу, т. е. великая Жертва совершилась в тот самый день, в который ночью по закате солнца должен был вкушаться агнец пасхальный Моисеева закона, который был «тень будущих благ» 637 . И к священному Агнцу вполне должны быть применены те законы, которые были установлены для прообразовавшего Его и образно предрекавшего Его пасхального агнца. На это именно и указывает Иоанн в ст. 36, как указывает на это и Апостол Павел говоря: «Пасха наша Христос заклан за нас» 638 . Другое речение, приводимое в 37 стихе Иоанном, находится у пророка Захарии (XII, 10), который с великою пророческой ясностью, движимый Духом Божиим говорил: Зax. XII, 10 . «На дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления и они воззрят на Него, которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне и скорбеть, как скорбят о первенце» (и далее). XIII, 1. «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима, для омытия греха и нечистоты». Мы выше видели пророчество о страданиях Господа, изображенные в псалме XXI. В сем же псалме ст. 28 указует, что: «Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли и поклонятся пред Тобою все племена язычников». Посему в сем заключается и ответ на вопрос: к кому именно относится речение пророка Захарии «воззрят нань Его же прободоша». Взирали на Господа и Иудеи предавшие Господа и воины распявшие Его и сотник стерегший Его и те благочестивые мужи и жены, которые благоговейно погребали Его. Другими словами представители как Иудеев, так и язычников, или лучше сказать в лице их весь мир человеческих существ взирал и будет взирать на пронзенного, и верою получал и будет получать исцеление от язв греха по слову и уподоблению Самого Господа: «как Моисей вознес змия в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому: дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» 639 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Поистине были достойны милосердия Христова те народы, которые искали Его с великим усердием, которые, выйдя пешком из своих городов, последовали за Ним в пустыню. Кто ищет Христа, тот и находит Его. Кто идет за Христом, тот удостаивается и милосердия Его. Кто держится около Христа, тот насыщается в избытке и благами Его, как хлебом. Многие из нас тоже хотят найти Христа, но искать Его ленятся. Хотим мы сподобиться Его милосердия, но даром и без трудов хотим получить Его блага: ленясь, хотим быть прославленными; не трудясь, хотим обогатиться; лежа в лености, хотим достигнуть Неба; согрешая, хотим быть праведниками; совершая беззаконное, желаем быть упокоенными со святыми; упиваясь временной сладостью греха, ожидаем получить вечное наслаждение на Небе. О тщетные надежды! Тщетное ожидание! Не так получается желанное, не так!.. Прекрасно говорится: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6, 33 ). Только работай с усердием Христу, и ты не будешь беден и голоден, «потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф. б, 32). Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 413 ). Господь повелевает не заботиться о том, что есть или что пить, или во что одеться ( Мф. 6, 25 ). Как далеко простирается эта заповедь или как в точности выполняется? Заповедь эта, как и всякая другая, простирается даже до смерти: ибо Сам Господь был «послушным даже до смерти» ( Флп. 2, 8 ). Выполняется же она при уповании на Бога. Ибо Господь, запретив заботиться, дал обетование: «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом, прежде чем попросите у него ( Мф. 6, 32 ). Таков был апостол, который говорит: «сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых» ( 2Кор. 1, 9 ), то есть по душевной решимости и готовности ежедневно умирал я, но был храним Божиим благоволением. Потому с дерзновением говорил: «нас почитают умершими, но вот, мы живы» ( 2Кор. 6, 9 ). Такой решимости способствует пламенное рвение и ненасытимое желание исполнить заповеди Господни; обладаемый этим желанием не имеет и досуга рассеиваться попечением о потребностях телесных ( 115, 635–636 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Писание говорит далее, что вследствие блеска лучей, исходивших от лица Моисеева, Он возлагал на себя покрывало. (Ст. 30–35). Только тогда, когда Он говорил к народу, или входил пред лице Божие (т. е. в скинию), Он снимал с себя сие покрывало; дабы Израильтяне всегда чувствовали, что он говорит от имени Божия, и принимали слова его, как бы от самого Бога. По объяснению св. ап. Павла 636 , покров лица Моисеева изображал свойство и судьбу ветхого завета. Т. е. во времена ветхозаветные можно было только не ясно, как бы чрез покров какой, созерцать имевшее наступить благодатное царство Божие на земле. Тогдашние люди только гадали о Христе Спасителе. Но с наступлением нового завета – все гадания объяснились, предчувствия сбылись, и тайна нашего спасения открылась чрез самого Христа Спасителя. Значит теперь покров уже отброшен, и ветхий завет перестал иметь для нас значение. Гл. XL. Освящение скинии, свидения и учреждение священства Аарона Глава сия разделяется видимым образом на три части. В первой (ст. 1–15) излагаются повеления Божии Моисею относительно времени и порядка постановления частей скинии. Во второй (ст. 16–33) повторительно описывается, как Моисей в точности исполнил сии повеления. В третьей (ст. 34–38) говорится о славе Божией, осенившей скинию при ее освящении. И сказал Господь Моисею, говоря: в первый месяц, в первый день месяца, поставь скинию собрания. (Ст. 1–2). Т. е. в первый день первого весеннего месяца авива, по-нашему 1-го марта. Сие время для поставления и освящения скинии назначено было потому, что нужно было приготовить Иудеев к наступавшему празднику пасхи, который отправляем был 15-го марта, и который приходилось теперь в первый раз праздновать в пустыне. Блаж. Феодорит в весеннем времени поставления скинии находит соответствие со временем создания мира и со временем совершения новозаветной Пасхи – смертью Иисуса Христа 637 . Когда Моисей поставил скинию, со всеми ее принадлежностями, и помазал ее священным миром; то покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию. (Ст. 34, 35). Спрашивается, почему Моисей, видевший славу Божию на Хориве, не мог проникнуть в облако, осенившее скинию? Должно приметить, что сие было только один раз, именно при освящении скинии; ибо во все последующее время, как говорится в книге Чисел 638 , Моисей беспрепятственно входил в скинию собрания, чтобы говорить с Господом. При освящении же скинии Моисей изображал в себе лицо иудейского народа, для которого – в противоположность новозаветным людям – еще невозможно было откровенным лицем славу Господню созерцать 639 . Степени ветхозаветной иерархии

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Божество третьего Лица Святой Троицы, Духа Святого, и его единосущие с Отцом и Сыном доказывается из Священного Писания тем же самым способом, как Божество Сына. Священное Писание приписывает Святому Духу: 1) Божеские именования. Это видно: а) Из прямых изречений Слова Божия. Псалмопевец, ска­завши о себе: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева (2 Царст. 23:2,3), и таким образом объясняет, кого он имеет ввиду под именем Духа Господня (срав. Пс. 84:9 ). Еще яснее ту же мысль выразил Апостол Петр, обличая Ананию: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?…Ты солгал не человекам, а Богу ( Деян. 5:3,4 ). Смысл речи такой: когда Анания, утаив часть из цены за проданное им село, вздумал скрыть свой поступок от Апостолов, как от людей (утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов, ст. 2), – тогда первоверховный из Апостолов, вразумляя виновного, сказал: “нет, не нам солгал ты, но Духу Святому, в нас обитающему, не людей ты обманул, но думал обмануть Бога”. 635 А не забудем, что под именем Святого Духа, обитавшего в Апостолах, в строгом смысле надобно понимать Лицо, как другого Утешителя, которого послал им Спаситель вместо Себя, и который наставлял их на всякую истину, говорил их устами, управлял их действиями на поприще апостольского служения ( Иоан. 14:16,26; 16:13 ). 636 б) Из сравнения разных мест Священного Писания. Так – а) священный Бытописа­тель свидетельствует, что сам Всевышний руководил Израильтянами в пустыне: так Господь один водил его ( Втор. 32:12 ); а пророк Исаия объясняет, что ими руководил именно Дух Святой: вложил в сердце его Святаго Духа Своего… Дух Господень вел их к покою ( Ис. 63:14 ; срав. ст. 11); б) Псалмопевец говорит, что Израильтяне в пу­стыне продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне ( Пс. 77:17–18,40–41 ), равно как и сам Бог устами Псалмопевца вещает: в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое ( Пс. 94:8–9 ); a тот же Исаия Пророк объясняет, что Израильтяне огорчили в пустыне именно Святаго Духа Его (63:10), и Апостол Павел замечает, что именно как говорит Дух Святый… в пустыне... где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет ( Евр. 3:7–9 );

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

– В то время, как Иисус Навин и Халев хвалили землю Ханаанскую, другие соглядатаи стали распространять преувеличенные слухи о военном могуществе осмотренной ими земли. «И подняло всё общество вопль, и плакал народ во всю ту ночь. И роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и всё общество сказало им: О, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! И для чего Господь ведёт нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жёны наши и дети достанутся в добычу врагам. Не лучше ли нам возвратиться в Египет? И сказали друг другу: поставим себе начальника, и возвратимся в Египет» 632 . Видя, что, по своему нравственному состоянию, народ Еврейскй ещё далеко не достоин того, чтобы воспользоваться благами земли обетованной, Бог, в виде наказания за ропот неблагодарных Евреев, а также и для того, чтобы смягчать их строптивые сердца, осудил народ путешествовать по пустыне ещё сорок лет, причём, все вышедшие из Египта, кроме Иисуса Навина и Халева, лишались отрады вступить в землю Обетования; а соглядатаи, распространявшие «худую молву» об этой стране, умерли тут же, поражённые Господом 633 . «Смерть поразила соглядатаев за то, что они заградили народу дверь в обладание землёю, столь для него желанною; соглядатаи отверзили дверь шеола для шестисот тысяч, которые сошли туда после них» 634 . Вскоре после этого открылось возмущение Корея, Дафана и Авирона против первенства во Израиле Моисея и против первосвященства Аарона, но чудесно прозябший жезл Ааронов заставил умолкнуть всех сторонников возмущения 635 . «Жезл Ааронов, который один из всех жезлов прозяб, служит образом достопоклоняемой плоти Еммануиловой; ибо Еммануил, став сыном естества тленных, один пребыл во гробе нетленным и, понесши неповинное страдание, в Себе одном явил тайну нетления, бесстрастия и бессмертия. И ещё, жезл Ааронов, который прозяб один из всех жезлов, показывает, что плоть Христа, сына тленных, одна не видела истления и не осталась во гробе» 636 . Наконец, по учению Св. Епифания Кипрского , сухой Ааронов жезл прозябший был «подобием будущего воскресения мёртвых» 637 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Берем для примера из переводов, сделанных исключительно с еврейского, перевод Вадима, имевший в виду, судя по предисловию, «доставить подстрочный перевод еврейского подлинника» (стр. III, срав. XII) и быть вполне свободным «от церковных слов и от LXX толковников» (стр. XII, срав. заглавие перевода). Вот что читаем в нем по отношению к Быm. I–II, 3 : I. 1, 2. Сначала 636 сотворил Бог небеса и землю; но земля была пустой и пустынной, и мрак был 637 над поверхностью пучины и дух Божий 638 парил над водами. 3, 4. И сказал Бог : «Будь свет». И стал свет. И увидел Бог, что свет хорош, и сделал Бог разделенье 5. между светом и мраком, и назвал Бог свет днем, а мрак назвал ночью. И быль вечерь и было утро, – день первый. 6. И сказал Бог: «Будь твердь посреди вод, и 7. служи она разделеньем между водами и водами». И сделал Бог твердь и отделил воды под твердью, от вод 8. над твердью; и стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер и было утро, – день вторый. 9. И сказал Бог: «Соберитесь воды под небесами в одно 10. место и покажись суша». И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собранье вод назвал он морями. И 11. увидел Бог, что хорошо и сказал Бог: «Выведи земля траву, злак приносящий семя, плодоносное дерево, делающее плод по роду своему, в котором семя его, 12. на землю» 639 . И стало так. И вывела земля траву, злак, приносящий семя, и плодоносное дерево, делающее плод, в котором семя его, по роду своему. И увидел 13. Бог что хорошо. И был вечерь и было утро, – день третий. 14. И сказал Бог: «Будьте светила на тверди небес разделеньем между днем и между ночью, и будьте 15. знаменьями и временами, и днями, и годами; и будьте светилами на тверди небесной и светите на землю». И стало так. 16. И сделал Бог два светила больших; светило большое для управления днем, и светило малое для управления 17. ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди 18. небес светить на землю, и управлять днем и ночью, 19. и делить между светом и мраком. И увидел Бог, что хорошо. И был вечер и было утро, – день четвертый. 20. И сказал Бог: «Разведите воды разводящуюся душу живую 640 , и летучее полети над землей перед твердью 21. небес». И сотворил Бог чудовищ больших и всякую душу живую ползучую, которую распложают воды, 22. по роду их и всякую летучую птицу. И увидел Бог, что хорошо 641 , и благословил их Бог, говоря: «плодитесь и множьтесь, и наполняйте воды в морях, и летучия 23. пусть размножаются на земле». И был вечер и было утро, – день пятый.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Заключим, говорит, договор, и он «будет между мною и тобою во свидетельство», – т.е. будет служить уликой, доказательством. «Рече же ему»: если кто решится нарушить постановленное нами теперь, то «се никтоже с нами 634 ,... но Бог свидетель между мною и тобою». 8. Замечай, как мало-помалу Лаван приводится и к богопознанию. Тот, кто недавно обвинял праведника в похищении своих богов и делал из-за них такой обыск, теперь говорит ему: так как нет с нами никого, кто мог бы, в случае нужды, засвидетельствовать настоящий наш договор, то «Бог свидетель между мною и тобою»: Он присутствует здесь, Он – Всевидящий, от Которого ничто не может скрыться, Он, ведающий намерение каждого. «Взем же, – говорит, – Иаков постави столп... 635 , и сотвори холм, и ядоша... на холме». Затем «рече ему Лаван: холм сей свидетельствует между мною и тобою» ( Быт.31:45–46 ). Что значит: «холм сей»? Значит: слова, сказанные здесь, на этом холме, да будут для нас всегда памятны. «И прозва имя места 636 : холм свидетельства» ( Быт.31:47 ); потом говорит: «да видит Бог между мною и тобою» ( Быт.31:49 ). Смотри, как Лаван опять призывает суд Божий. Он говорит: «Да видит Бог между мною и тобою, яко отыдем друг от друга», – теперь, говорит, мы разойдемся; ты отправляйся в свою землю, а я возвращусь в дом свой. «Аще смириши дщери моя, аще поймеши жены над дщери моя, виждь, никтоже с нами есть видяй 637 , Бог свидетель» 638 ( Быт.31:50 ). Заметь, как и раз, и два, и много раз Лаван призывает Бога во свидетеля. Промышление Божие об Иакове вразумило Лавана относительно того, как велика сила Господа и как не возможно укрыться от недремлющего Ока. Поэтому он и говорит: хотя мы и разойдемся, хотя и нет никакого другого свидетеля, но свидетелем будет Сам Вездесущий; таким образом он каждым словом выражает то, что есть Господь вселенной. «И рече (Лаван) 639 : се столп сей свидетельствует» ( Быт.31:51 ). Потом опять говорит Лаван: «Аще бо аз не прейду к тебе, ниже ты да прейдеши ко мне холма сего и столпа сего со злобою, Бог Авраамль, и Бог Нахоров да судит 640 между нами» ( Быт.31:52–53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010