А. Кордочкин Свт. Исидор Севильский (ок.570–636) Святитель Исидор Севильский , безусловно, самая крупная фигура испанской церковной истории и культуры. После кончины своего брата свт. Леандра Севильского Исидор стал его преемником на кафедре Гиспалиса (Севильи). Святитель Исидор, как и Леандр, вошел в историю как бескомпромиссный борец с арианством. Он председательствовал на II Севильском соборе в 619 г., осудившем ересь «акефалов», и на IV Толедском соборе в 633 г. Святитель скончался 4 апреля 636 г., согласно мосарабскому «Календарю Рецемунда». Исидор оставил огромный корпус писаний. Главный труд святителя «Этимологии» считается первой христианской энциклопедией. Два основных исторических труда Исидора – «Всеобщая хроника», описывающая историю мира от его сотворения до 615 г., и «История царей готов, вандалов и свевов». «История» существует в двух версиях: краткой и пространной. Возможно, пространная версия была составлена около 624 г., через пять лет после завершения краткой 510 (некоторые историки считают, что, напротив, Исидор сократил длинную версия после того, как король Свинтила был осужден на IV Толедском соборе). 511 «История» – гораздо больше, чем историческая хроника. Это, по сути, краеугольный камень, положенный в основу испанской государственности и его национального самосознания. Голос Исидора Севильского – голос пробуждающегося национального сознания, где Испания видится преемницей Рима. 512 Похвальное слово Испании, 513 с которого начинается «История», «голос патриарха, который склоняется над колыбелью новорожденной Испании, и запевает песню, убаюкивая ее, как дедушка, и предвозвещая, как пророк». 514 Почитание святителя в эпоху неразделенной Церкви вышло далеко за пределы Испании; кроме двух мосарабских календарей Х в., его имя встречается во французском «Мартирологии Усуарда» cep.IX b., литаниях Псалтыри Карла Великого и нескольких других литургических текстах Франции и Германии IXXI вв. 515 Данте помещает Исидора в рай – на десятое небо. 516 Мощи святого Исидора с 1063 г. пребывают в базилике его имени в Леоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Исидор Севильский Профессиональные интересы: Богословие Краткая биографическая справка: Исидор Севильский, или Исидор Младший Гиспальский (570–636) [лат] – учитель церкви, один из крупнейших латинских ученых раннего Средневековья, разносторонний писатель, автор теологических, естественнонаучных, грамматических, исторических сочинений. По отцу И.С. происходил из знатной и состоятельной романизированной испанской семьи, а по материнской линии в нем была кровь вестготских королей. В юности он получил основательное образование. В 30 лет, после смерти старшего брата Леандра, И.С. наследует       епископскую кафедру в Севилье. И.С. был советником и наставником королей, боролся за укрепление новой испанской государственности. И.С. принадлежит компилятивный энциклопедический труд “Этимологии” (другое название " Начала " ). И.С. называют первым христианским энциклопедистом. В произведении " Сентенции " И.С. предпринял опыт систематического изложения догматики и морали. Для истории Церкви большое значение имеет " Книга законов " , в которой собраны постановления соборов, проходивших во всем христианском мире. И.С. – автор двух хроник, кратко излагавших события от сотворения мира, а также сочинения " История готов, вандалов и свевов " . В эпоху средневековья влияние И.С. среди интеллектуалов было очень значительным, о чем свидетельствуют частые ссылки на его сочинения в трудах писателей последующих поколений и большое количество сохранившихся рукописей – только рукописных " Этимологий " сохранилось до наших дней около тысячи экземпляров.

http://bogoslov.ru/person/2929460

Скачать epub pdf Указатель географических названий А виз, город – 384 Ависараит (Ависорант), ворота в Константинополе-42, 161, 281 Австрия, государство – 599 Адрианополь (Адринополь), город (см. Эдирне) Адринския (Адрийская) ворота в Константинополе – 42, 161, 281 Азия, часть света – 592 Азов (Озов), город-крепость – 61, 177, 303, 377–383, 412, 574, 616 Айя-София, мечеть (см. Софийский собор в Константинополе) Акра (Акко, Акри, Аскри), город – 68–71, 108–110, 184–186, 226, 227, 229, 309–312, 354, 355, 357, 443, 503, 546, 553, 592, 593, 636 Александрия (Аль-Искандария), город-порт – 67, 308, 592, 605 Алешинская волость Можайского уезда – 387 Амвас (Эммаус), село – 78, 107, 192, 193, 224, 320, 352, 431, 552, 595 Анадоли-фенер, маяк на Босфоре – 578 Анатолия, историческая область – 384 Андреевская горка в Киеве – 570 Аниково, село (см. Еникей) Анисимово, деревня – 391 Антиохия, город – 615 Антониева (Онтониева) пещера (см. Ближние пещеры) Арабский халифат, государство – 600 Арбат, улица в Москве – 135, 252, 395, 397, 410, 458, 504, 618, 619 Аримафеи, город – 600 Архикопе (Архикоп), ворота в Константинополе – 42, 161, 281, 540 Архипелаг, группа островов в Эгейском море – 399, 616 Асафатова (Ософатова) юдоль (см. Иосафатова долина) Ат-мейдан, площадь в Стамбуле – 581 Афонская гора (Афон), монашеская республика – 63, 87, 115, 178, 201, 234, 304, 350, 363, 381, 382, 460, 466, 503, 571, 591, 601 Африка, материк – 592 Аялонская долина – 595 Б алканы, регион – 591 Балтийское море – 585 Бари, город-412 Барзна, город (см. Борзна) Батурин (Ботурин), город – 15, 135, 136, 252, 398, 567 Бахр-эль-Джебель, район Египта – 592 Бейрут, город-порт – 600 Белая Церковь , город – 412 Белев, город – 10–12, 59, 130, 132, 175, 247–249, 300, 392, 398, 514, 524, 531, 565 Белевский уезд – 392 Белевское княжество – 565 Белгород Киевский (Белогородка, Белогородской, Белогоротка), город – 21, 141, 142, 258, 536, 573 Беливо, деревня – 403 Белогородская орда (см. Буджакская орда) Белое море (см. Мраморное море)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. Кордочкин Хроника Альфонсо 1068 Хроника Альфонсо III» (Родская версия) – условное название одной из хроник, входящих в цикл т.н. «астурийских хроник» наряду с «Альбельдской хроникой» и тесно связанной с ней «Пророческой хроникой». Все эти тексты были составлены на рубеже вв., в правление короля Астурии и Леона Альфонсо III Великого (866–910/912). Последнему некоторое время приписывалось и авторство рассматриваемой хроники, 1069 однако в настоящее время говорится скорее о влиянии короля на процесс ее составления, чем об авторстве как таковом. 1070 Время создания памятника относится к эпохе Реконкисты. 1071 Правители небольшого Астурийского (со второй половины IX b. Астуро-Леонского) королевства, сложившегося на северных и северо-западных землях полуострова, на деле лишь первые среди равных в ряду могущественных светских и духовных магнатов, чье подчинение королевской власти нередко носило сугубо формальный характер, предстают в хрониках преемниками королей Толедского королевства вестготов, рухнувшего под натиском мусульман в начале VIII b. Этот факт объясняет, почему начало повествования в хронике относится ко временам вестготов, а именно к завершающему периоду правления короля Рецесвинта (Реккесвинта) (649–672). Далее рассказ продолжают сообщения о правлении королей Вамбы (672–680), Эрвигия (680–687), Эгики (687 – ок.702), Витицы (701/702–709) и Родерика (Родриго) (710–711/713), при котором полуостров был завоеван мусульманами, а Толедское королевство пало. В своем рассказе составители хроники опирались главным образом на сочинения, принадлежащие к традиции, основы которой были заложены «Историей готов, вандалов и свевов» Исидора Севильского (ок. 570–636), положившим начало целой школе испанских интеллектуалов, представителем которой был епископ Юлиан Толедский (ранее 644 – после 690), автор «Истории короля Вамбы». Эта «История» послужила одним из источников «Хроники Альфонсо III» наряду с «Хроникой» т.н. «Исидора Бежского» (или Псевдо-Исидора), свидетельства которой были восприняты в том числе и через посредство несохранившейся хроники, составленной в период правления короля Альфонсо II Целомудренного (759–842), первой и наиболее значимой из цикла астурийских хроник конца IX в., к которой, как показали И.Прелог, а затем Х.Хиль Фернандес, восходят все три хроники астурийского цикла, а также более поздняя «Нахерская хроника». 1072

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.И. Уколова 1. Жизнь и историографическая оценка Исидора Севильского (ок. 570–636) называют «первым энциклопедистом средневековья» 1 . Он являлся таковым не только по времени, но и по масштабам своего труда. С всеохватывающими «Этимологиями» Севильца могло бы, пожалуй, поспорить только «Великое зерцало» Винсента из Бове, созданное в зените средневековья. Однако Винсент шел по уже проторенному пути. Энциклопедическая традиция, сложившаяся в эпоху эллинизма и особенно расцветшая в Риме, в дальнейшем приобрела особую значимость в западноевропейской культуре, в которой каждый более или менее заметный этап ознаменовывался появлением сочинений энциклопедического характера, созданных одним автором или целым коллективом. Это показательно не только для средневековья с его популярностью разного рода «сумм», но и для нового времени. Средневековый взгляд на мир, энциклопедически обоснованный усилиями эрудитов того времени, был разрушен также с помощью Энциклопедии – великого творения Французских просветителей. В свою очередь, пронизывающий великую Энциклопедию дух механистического рационализма был поколеблен диалектикой Гегеля, развитой в «Энциклопедии философских наук». Деятельность Исидора была по достоинству оценена уже его современниками, которые видели в нем выразителя патриотических чувств, идейного наставника, глубокого ученого-систематизатора, которому удалось не только сохранить знания древних, но и сделать их доступными более широкому кругу людей. Однако произведения Севильца, итоги его труда имели огромное значение не только для Испании. В течение многих веков они питали культурную жизнь феодальной Европы, являясь источниками образованности, связующими звеньями между духовным миром поздней античности и средневековья. Исидор Севильский , происходивший из семьи знатного испано-римлянина и дочери вестготского короля, в юности получил блестящее риторическое образование. В 30 лет, после смерти старшего брата Леандра, он наследует епископскую кафедру в Севилье, городе, со времен римского господства славившемся своими культурными традициями. И при вестготах, завоевавших Испанию в первой половине VI в., этот город на берегу Гвадалквивира сохранил значение общеиспанского центра образования и культуры, чему был в немалой степени обязан деятельности Исидора. Севилец поддерживал централизаторские усилия вестготских правителей и выступал как защитник интересов толедского престола на центральных и провинциальных церковных соборах, стремившихся подчас к ограничению королевской власти, был советником и наставником королей. Но его главная заслуга в том, что он предпринял подвижнический труд по идеологической и духовной консолидации испанского общества, требовавшей систематизации интеллектуальных достижений предшествующей и современной Исидору эпох и определения содержания системы образования, адекватной требованиям времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Регент – (от лат. regens «правящий, правитель») — руководитель церковного хора. Утверждается, что слово «регент» в качестве обозначения управляющего в церковном хоре появилось довольно недавно – в начале XVIII века. Однако, само управление церковным хором в качестве отдельного церковного служения – безусловно древнее явление. Управление хором возникло примерно в одно время с появлением церковной музыки как таковой. Первые песенные произведения христианства – ветхозаветные псалмы. В Новом Завете содержаться указания, что святые апостолы и Сам Господь Иисус Христос пели псалмы: «И, воспев, пошли на гору Елеонскую» ( Мф.26:30 ) (о том, что в данном случае они пели псалмы, сообщается в толкованиях Евангелия). Изначально псалмы нередко исполнялись в унисон всей общиной. Сократ Схоластик (ок. 380 – после 439) свидетельствует о том, что уже во времена апостольских мужей св. Игнатием Богоносце м в Антиохии было введено антифонное пение (в подражание греческому ритуальному и театральному пению). Окончательное антифонное пение закрепилось на востоке Римской империи к IV–V вв., а на западе империи – к VII в., благодаря усилиям св. Исидора Севильского (560–570 – 636). Антифонное пение уже требовало наличия, если не руководителя хора, то хотя бы ведущего певца. Таковым ведущим певцом, по свидетельству Сократа Схоластика , был так называемый «подсказывающий» (от греч. ποβλλω – подсказывать, диктовать). Византийский Евхологий X в. также свидетельствует о наличии ведущего певца, который был и солистом, т. е. самостоятельно исполнял некоторые песнопения, и «запевалой» (надо отметить, что в древних источниках, например, типиконе Студийского устава однокоренной глагол «κανονρχειν» переводится не иначе как «запевать», а его русский вариант-калька «канонаршить» является синонимом глагола «регентовать», т. е. управлять хором), то есть возглашал начальные слова песнопения, а община и/или хор повторяли за певцом и/или продолжали песнопения после возглашения первых слов («зачала» песнопения). Ведущий же певец и задавал тона исполнения песнопения.

http://azbyka.ru/regent

В Византийской империи почитание Е. Н. распространилось после перенесения части его мощей (вероятно, при имп. Константине I) в К-поль: главы - в Большой дворец и крови - в храм мучеников Сергия и Вакха. О мощах Е. Н. имеется упоминание у св. Антония , архиеп. Новгородского (после 1200; Книга Паломник. С. 19; Janin. Églises et monastères. P. 53). Празднование перенесения мощей Е. Н. впервые встречается под 11 марта в Синаксаре К-польской ц., откуда оно было заимствовано греч. и слав. Минеями. В К-поле память Е. Н. совершалась также в храме св. Апостолов близ мон-ря Сергия и Вакха (SynCP. Col. 179-180). Церковь во имя Е. Н., где, вероятно, хранилась часть мощей мученика, была в Риме. Впосл. там был погребен мч. Гордиан (BHL, N 3612-3613). В дальнейшем совместное почитание этих мучеников выделилось в самостоятельный культ Епимаха и Гордиана Римских с общей памятью 6, 9, 10 мая и 31 окт. Согласно синаксарному сказанию (SynCP. Col. 670; PG. 117. Col. 444-445 [Минологий Василия II]), оба мученика пострадали в Риме при имп. Юлиане Отступнике (361-363) (подробнее см.: Buck. Col. 706-708; Tock B.-M. Gordien et Epimaque//DHGE. T. 21. Col. 737-741). Их память отмечалась в к-польской ц. мч. Стратоника ( Janin. Églises et monastères. P. 478-479). В Коптской Церкви они стали почитаться 4 хатура (31 окт.) под именами Азириан и Епимах (SynAlex. Vol. 2. P. 251-252; SynAlex. (Forget). T. 1: [Versio]. P. 98-99). Е. Н. назван «Новым» по отношению к мч. Епимаху Александрийскому (см. в ст. Епимах и Александр ), с к-рым, однако, иногда отождествляется. Имеется свидетельство паломника Антония из Пьяченцы (ок. 570) о нахождении в Александрии мощей мч. Епимаха, однако неизвестно, о каком из 2 мучеников идет речь ( Anton. Placent. Itinerarium. 45). Ист.: BHG, N 593-595; BHO, N 274; Eutych. Annales. T. 6. P. 16; ActaSS. Oct. T. 13. Col. 712-718 [BHG, N 593]; Col. 720-723 [BHG, N 594]; Col. 724-725 [BHG, N 595]; Rossi F. I martirii di Geoore, Heraei, Epimaco e Ptolomeo con altri frammenti//Memorie della Reale Accad. delle Scienze di Torino. Ser. 2. Torino, 1888. T. 38. P. 271-275 [BHO, N 274]; PG. 117. Col. 133-135 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 181-182, 529-530; Lemm O., von. Koptische Miszellen, N 91//ИИАН. Сер. 4. 1910. Т. 2. C. 1461-1464; SynAlex. Vol. 4. P. 382-384; Delehaye H. Le Calendrier d " Oxyrhynque pour l " année 535-536//AnBoll. 1924. Vol. 42. P. 84 sq.; SynAlex. (Forget). T. 2: [Versio]. P. 119-120, 291; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 46 1- 463, 467; ЖСв. Окт. С. 634-636.

http://pravenc.ru/text/190029.html

Опять указывается на древний источник — предание отцов — и уже довольно ясно выражается, что святой благовестник на пути из древней Скифии в Закавказье посетил и Сарматию — едва ли не до самого Каспийского моря; потому что, хотя, по словам древних писателей, персы вообще всех скифов называли саками, но, по преимуществу, скифов азиатских, обитавших по северо-восточным берегам Каспийского моря , а согдиане были их соседями и в первые два века по Рождестве Христове распростерли власть свою на алан, живших, по известиям тогдашних историков европейских, между Волгою, Доном и Кавказом , когда, по всей вероятности, согдиане и основали в Крыму по имени своему город Сагдею, или Сугдею (нынешний Судак), о времени происхождения которого ничего определенного не известно . После свидетельств двух других, следующих по времени писателей, именно Евхерия, архиепископа Лионского (449), который, упоминая о благовестии святого апостола Андрея у скифов, основывается уже на истории , и Исидора Испалийского (570–636), утверждающего, что апостол Андрей получил в удел Скифию и вместе Ахайю , чем ясно намекается, какую здесь должно разуметь Скифию, весьма замечательно свидетельство Никиты Пафлагона (+ 873). В похвальном слове сему апостолу он говорит: «Ты, достойный всего моего почтения Андрей, получивши в удел север, с ревностию обошел иверов, савроматов, тавров и скифов и протек все области и города, прилежащие с севера и юга Понту Евксинскому...» . Особенного здесь, во-первых, то, что народы, которым проповедовал святой Андрей в странах наших, исчисляются в другом порядке, нежели у Дорофея и Софрония, и путь апостола ведется из Грузии чрез Кавказский и Новороссийский краи в Грецию. Впрочем, это неважно: писатели, существенно не изменяя исторической Апостол Андрей. Фрагмент композиции «Евхаристия». Мозаика в абсиде. Собор святой Софии. Киев. 2-я четв. XI в. истине, могли перечислять страны, где проходил святой благовестник, и в ном порядке, нежели как было на деле. Важно то, что и в этом свидетельстве указываются для проповеди Андреевой те же самые места нашего отечества, какие и в свидетельствах прежних, только здесь гораздо яснее и точнее.

http://sedmitza.ru/lib/text/435735/

257 . Восьмое гонение на христиан при имп. Валериане. 269 . Покорение Афин готами. 274 . Девятое гонение на христиан при Аврелиане. 303 . Десятое гонение на христиан при Диоклитиане. 313 . Миланский эдикт и торжество христианства. 321 . Указ о праздновании воскресного дня (7 марта). 326 . Распространение христианства в Абиссинии. 330 . Основание Царьграда. 331 . Указ об истреблении всех языческих храмов. 362 . Восстановление язычества Юлианом и гонения на христиан. 395 . Распадение римской империя на восточную и западную. 399 . Сожжение Сивиллиных книг. 410 . Нашествие Алариха и разграбление Рима (Вестготами). 429 . Основание Вандальского государства в Африке. 431 . Распространение христианства в Ирландии. 435 . Обнародование кодекса имп. Феодосия. 449 . Англосаксы в Британии. 450 . Гонение на христиан в Армении. 451 . Наименование первенствующих епископов патриархами, а знатнейших митрополитов экзархами. Нашествие Гуннов. Каталаунская битва. 467 . Осуждение симонии на соборе в Константинополе. 476 . Падение западной Римской империи. 483 . Гонение на христиан в Африке. 486 . Основание франкской монархии. 496 . Введение христианства у Франков. 518 . Наименование в первый раз Константинопольского патриарха вселенским. 527 . Обнародование законов Юстиниана по делам церковным. 529 . Уничтожение последних языческих храмов и запрещение преподавания языческой философии. 538 . Освящение храма Софии в Константинополе. 540 . Обращение в христианство Абхазцев. 547 . Сожжение Рима остготами. 568 . Завоевание Италии Лангобардами. 596 . Отделение Армян от общения с Православною Церковию. 597 . Распространение христианства в Британии. 614 . Взятие Иерусалима Персами. 622 . Бегство Магомета (род. ок. 570 г.) в Медину; начало магометанской эры. 632 . Смерть Магомета. 636 . Взятие Иерусалима Халифом Омаром. 697 . Взятие Карфагена сарацинами и конец христианского владычества в Африке. 711 . Покорение Испании арабами. 718 . Проповедь христианства в землях германских. 725 . Начало иконоборства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Важно отметить, что вышеуказанные сведения о проповеди апостола Андрея на земле Великой Скифии-Руси, относились только к землям славян и русов, так как «римская и ранневизантийская провинция Малая Скифия (район современной Добруджи, Румыния) появилась только в конце III – начале IV века нашей эры при императоре Диоклетиане» . «Дорофей (около 307–322), епископ Тирский, пишет: « Андрей, брат Петра , протёк всю Вифинию, всю Фракию и Скифов…». Святитель Софроний (+390) и святитель Епифаний Кипрский (+403) также приводят в своих трудах свидетельства о проповеди апостола Андрея в Скифии. Евхерий Лионский (+449) и Исидор Испалийский (570–636) пишут в своих трудах о деяниях, проповеди и учении святого апостола Андрея: «Он получил в удел Скифию и вместе Ахайю» . Последним по времени из церковных историков, описывающих подвиг апостольского труда Апостола в земле Скифов, является Никита Пафлагон (+873), который отмечал: «обняв благовестием все страны севера и всю прибрежную часть Понта в силе слова, мудрости и разума, в силе знамений и чудес, везде поставив для верующих жертвенники (храмы), священников и иерархов (архиереев), он (апостол Андрей)» . О том, что еще в древности славяне и русы приняли крещение, свидетельствует иранский писатель Ибн ал-Фатих ал-Хамазани в «Книге стран» («Китаб ал-Булдан», 903 г.): «у славян – кресты, но хвала Аллаху за ислам» . Апостол Андрей Первозванный вручает Евангелие апостолу Стахию Нестор Летописец в «Повести временных лет» (далее – ПВЛ) описывает посещение киевских холмов апостолом Андреем и его учениками. Однако, из жизнеописания учеников апостола Андрея Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула известно, что они были им направлены на Евангельскую проповедь в другие страны: Стахий – в Византию, Амплий, Урван, Амплий были оставлены управлять местной Церковью в Диосполе Палестинском, Наркисс проповедовал в Афинах и Греции, Апеллий – в Ираклии и Аристовул – в Британии. Значит, они никак не могли быть рядом с апостолом Андреем в его миссионерском путешествии в Великую Скифь-Русь, так как были оставлены управлять своими епархиями . О каких тогда учениках говорит летописец? Утверждаем твёрдо: это русские ученики апостола Андрея. Несомненно, многие из них были рукоположены им в священники и епископы.

http://pravoslavie.ru/66668.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010