—44— мысли, отрешенным от всякого чувственного покрова, будем взирать на (просиявающую) в добродетелях и ведении духовном славу Божию 634 , в (лучах) коей обыкновенно (и) наступает благодатное соединение 635 . Ибо как мы, утративши Ведение ( γνοσαντες ) Бога, сделали (себе) Богом сладостно познанную чувствами тварь ради (подаваемого) ею утверждения ( σστασιν ) телу, так и получая доступное мысли действенное ведение Бога, мы ради (проистекающего) из Него утверждения души 636 в бытии и благобытии 637 , утратим всякое ощущение (περαν) всякого чувства (см. стр. 52). Предисловие к помещенным на полях 638 схолиям 639 Естественная красота присуща разумным – слово (λγος) 640 . Красотой же слова является строго сообразное с разумом —45— разумение (σνεσις) 641 разумных; красотой же разумения – достославный навык разумных под руководством разума в добродетели. А красотой этого навыка служит безошибочное созерцание истинного ведения 642 , целью какового является мудрость (σοφα), это яснейшее завершение (συμπλρωσις) разумения 643 , представляющее собою как бы разум (слово), усовершенный по естеству, коим (именно) является чистый ум 644 , достигший в соединении с Причиной —46— промысленного состояния (σχσιν πρ νησιν) 645 . В этом состоянии (καθ’ ν) он, упокоив свое многоразличное естественное движение и отношение ко всему, что после Причины, недоведомо только Ей одной (и) придерживается, предавшись в безмолвном покое 646 премысленному всеблаженнейшему молчанию, объяснить которое совершенно не может ни слово, ни умозрение, но один только опыт по причастию тех, кто удостоился (этого премысленного наслаждения), ясным и общедоступным признаком которого является совершенная нечувствительность и нерасположение души к сему веку. Зная, отсюда, что для разумных нет ничего более близкого по естеству, как разумное слово (λγον), и для боголюбцев ничего более славного (πρς εδοξαν ρμοδιτερον), как упражнение 647 в нем и разумение (его), – разумею же не то слово (λγον) 648 , которое искусством в красноречивой фразе изысканно сплетается для услажденья слуха 649 , в чем упражняться готовы были б и мужи негодные, но то, которое природа по существу и без наученья имеет внутри скрытым (κατ διθεσιν) для непогрешительного рассмотрения бытия (τν ντων) и постижения (заключенной) в идеях (λγοις) истины. (Разумею, тот разум), который и Святой Дух Божий, украсивши (διαπλασθντα) прекрасно добродетелями 650 , ведет обычно к сожительству (с Со-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Одной из наиболее важных миссионерских задач своего времени святитель считал борьбу с распространением социалистических и революционных идей, к-рые он критиковал с христ. и научной точек зрения. В. считал, что рабочее движение вызвано стремлением пролетариата к нравственному возвышению и улучшению жизни, что естественно и справедливо. Однако избранное средство - революционную борьбу - считал недопустимым. Святитель резко выступил против революции 1905-1907 гг. В окт. 1905 г., во время всеобщей забастовки, В. и Серпуховской еп. Никон (Рождественский) распорядились разослать по московским храмам поучение для чтения во время литургии. Составленное в очень резкой форме, поучение называло организаторов забастовок «извергами рода человеческого» и призывало верующих «очнуться, проснуться» и быть готовыми «умереть за царя и за Русь» (ЦВ. 1905. 43. С. 1350-1351). Сознавая опасность такой категоричности, часть московских священников читала «поучение» с сокращениями, многие вовсе не читали, 76 священников заявили о «полной несолидарности» с посланием. 22 окт. 1905 г. Святейший Синод выпустил определение, в к-ром указывал, что послание может стать «причиной междоусобного раздора среди населения» (Там же. 44. С. 1993-1994, 1997). 30 окт. 1906 г. на специально созванном собрании московского духовенства В. произнес речь «Наша пастырская задача в борьбе с социал-демократической пропагандой». Он назвал РСДРП «зерном... революции», очень опасной политической силой, призвал духовенство активизировать «социальную проповедь», обращать внимание на нужды рабочих, чтобы вытеснить из их умов социалистическое учение (ПрибЦВед. 1907. 14. С. 617-636). Митрополит поддерживал тесные связи с Союзом русского народа , 6 апр. 1906 г. присутствовал на его первом съезде, совершал молебен. В. был сторонником созыва Поместного Собора, в 1906 г. участвовал в работе Предсоборного присутствия РПЦ . Поощрял дела милосердия, в частности содействовал вел. кнг. прмц. Елисавете Феодоровне в основании Марфо-Мариинской московской женской обители (1909). В последние годы пребывания на Московской кафедре много сил отдавал борьбе с народным пьянством. В 1911 г. под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд, в 1912 г.- Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом.

http://pravenc.ru/text/Владимира ...

При чесом добромысленне от благохотного моего усердия паки и паки вам, великому государю нашему, сугубого мира, здравия, спасения желаю и в мужестве вашем всеусердно нынешним новым от плотского строения Сына и Слова Божия 1700 -м годом и столетным веком вас, великого государя, поздравляю. Сице восклицаю: здравствуй ты, великий государь наш, многолетно, и от силы в силу преспевай благополучно, царствуя на вся в мире. Аминь 4 Вашего пресветлого царского величества меньший богомолец и нижайший раб Афанасий, иже и архиепископ холмогорский, отдая вам, великому государю, сугубое благогодарение и наземное поклонение, прося прощения о дерзновении сего моего писания, подражая онаго состраждущаго Христу разбойника глас, клицая сице: мя, владыко, во царствие твоем. 1700-го года, ианнуария 28-го дня, с. Хол., отпус. в почте» 5 Когда, при начале войны со шведами, Петр задумал строить крепость у Архангельска, Афанасий пожертвовал на постройку крепости „доброхотво, от любви и от усердия своего, без возврату“, 30 кубических сажев бутового камня самого доброго, 580 камней стенных тесанных, 302 камня мостовых тесанных, 50 тысяч кирпича, 300 бочек извести, щебня кирпичного без счету, сколько есть. Потом он добавил еще 86.000 кирпича, 636 тесанных камней, дерево для свай. При самой почти закладке крепость подверглась нападению шведских кораблей, 24 июля 1701 года. Русские овладели неприятельским фрегатом, яхтою и тремя пушками. Государь подарил неприятельский флаг и три пушки Афанасию. В ответ Афанасий послал свое второе письмо Петру, написанное подобно первому, но с обыкновенным крестом в верху. «Благочестивейшему, тишайшему,самодержавнейшему, Богом дарованному, Богом хранимому, Богом прославленному и превознесенному великому государю, царю и великому князю Петру Алексеевичу, всея великие и малые и белые России самодержцу и многих государств и земель востока, запада и севера и юга отчичу, дадичу, наследнику, государю и обладателю, православному великому монарху, Христу Господню, мира, здравия, спасения, благополучения и долголетнего пребывания и еже на враги победы и одоления во всем и чрез вся, вашего царского величества нижайший богомолец и присный раб Афанасий, иже и архиепископ холмогорский, вашему царскому величеству, премилостивейшему нашему великому государю, – благодати Божия, мира, милости и всегдашнего во всем спасения свыше от велелепные славы Бога Трисвятого ниспослатися, всеусердно вам, великому государю, выну прошу и наземное мое трикратное поклонение приношу, сице восклицаю: многое лета, великодержавнейший владыко.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Так учили и древние Отцы и Пастыри Церкви, только раскрывая и разъясняя откровенное учение о промыслительном отношении Божием к миру духовному. По их воззрению, все бесплотные духи, быв созданы не по естеству добрыми, а только по своей свободе предназначенными к добру и святости, что должно было достигаться посредством их стараний, труда и подвига 626 , с самого начала имели нужду в своем озарении и просвещении Божественным светом, который так для их мысленного зрения необходим, как для глаз чувственных свет солнца 627 , и в своем оживотворении благодатью Св. Духа, без которой невозможно освящение и которая так для них необходима, как огонь для разжигания и нагревания какого-либо тела 628 . И Бог с самого начала их создания стал освещать своим Божественным светом, которым они не могли не просвещаться подобно тому, как светом солнца не могут не освещаться те, которые близки в солнцу и не отворачивают своего лица от него 629 . Также и Дух Снятый с первых мгновений их жизни стал присущ им и начал сообщать благодать свою, потребную для их совершения и восполнения 630 ), сделавшись для них учителем, правителем и освятителем 631 ). Со стороны духов поэтому, чтобы достигать своего высокого назначения и нравственного совершенства, требовалось только одно – не удаляться от Бога, источника света и жизни, и пребывать в нерушимом союзе с Ним, что вполне зависело от их власти 632 . Но, несмотря на все это, Денница, один если не из самых первых и преимущественнейших 633 , то тех высших начальственных духов, которым были подчинены низшие ангельские порядки, назначенные для управления миром 634 , отпал от всеблагого Бога, увлекши за собой в грех и тьму бесчисленное множество подчиненных ему духов 635 . Отпал же он не потому, что по самой природе своей был зол, так как, наравне со всеми духами, был создан добрым, а единственно вследствие злоупотребления своей воли 636 , возмущенной и низвращенной овладевшей ею гордостью 637 . Под влиянием гордости, он пренебрег своим хотя преимущественным, но зависимым от Бога положением, равно как и порученным ему от Бога служением 638 , и увлекши за собой всех подчиненных себе духов 639 , восстал против Него, возмечтав сам стать равным Богу 640 , но быв низринут с неба и удалившись от Бога, он вместе с сим удалился от истинного света и добра и ниспал в область тьмы и бездну зла 641 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Донесение 634 Феодорита митрополиту (Иерапольскому) Александру От некоторых пришедших (а они утверждают, что в это время были в городе Тиане и видели это) мы узнали, что Фирм 635 , привлекши нескольких из своей «провинции» (de provincia sua), выступил с толпою (cum multitudine) против боголюбезнейшего Евферия 636 и посвятил кого-то из числа ассессоров (ех assessoribus) 637 , и что великолепнейший комит Лонграс (Longras) прислал Исаврян на помощь святейшему епископу Евферию 638 , а граждане заперли ворота города для тех, которые пришли против епископа. Итак, – прежде чем ворвались все, – успевших уже войти задержали и в том числе того, кто был посвящен тем Фирмом. Но даже и тот, кто был посвящен 639 , отрицал свое посвящение, говоря, что он посвящен против воли и что он недоволен, так как он только что пред этим (посвящением) надел на себя хламиду (chlamydem) 640 и, идя в театр, ожидал зрелищ. Другие же, которые были с ним, успели убежать в Назианз. Узнавши это, я исполнился великою скорбью и унынием, размышляя о единственном и во всем злейшем возмущении и волнении церквей, которые повсюду (кафолических?). Итак, твоя святость пусть просит и умоляет Господа, чтобы Он уничтожил эту сильнейшую бурю и подал церквам хотя бы даже только умеренную тишину. А что враги истины отважились сделать против боголюбезнейшего епископа Дорофея Маркианопольского 641 , – ты, владыко, узнаешь это из того, что сказано им в письме к христолюбивому народу царствующего города (Константинополя). Ради сего и я препроводил твоей святости присланный ко мне другими экземпляр тех писем 642 . Письмо 232. (глава 47) Другое 643 увещательное письмо (commendatitia epistola) Феодорита народу Константинопольскому Как сильно печалит нас заблуждение тех, которые оставили правый путь, так же сильно радует (нас) горячая ревность вашего боголюбия по евангельской вере. Ибо мы находим, что и блаженный Павел сильно скорбел о неразумии врагов, но он же и восхищался по поводу единения верных. Посему, и пиша Тимофею, он открыл и печаль, которую имел о тех, и облегчение по отношению к этим, говоря ( 2Tuм. I, 15. II, 17 ): веси ли, яко отвратишася от Мене вси, иже от Асии, от них же Филет и Ермоген? И показывая, как он чрез то уныние получил свыше утешение, он тотчас же присоединил и следующее: да даст милость Господь дому Онисифора, иже многажды мя упокои, и вериг моих не постыдеся: но пришед в Рим, тощнее взыска мя и обрете: да даст ему Господь обрести милость от Господа ( 2Tuм. I, 16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Так, своим близким духовным детям, монахиням он спешит сказать: «24 декабря, половина двенадцатого вечера. Благовестят ко всенощной. Сейчас идем: Господи, благослови славити Тя, Владыку нашего, рождшагося на спасение наше!» 633 . Иногда старец скорбит и не скрывает своей печали, когда пишет подобные слова: «Вчера получил ваши письма... не мог оные прочитать: что-то был не ладен, ночь не спал; причина сему – не скрою – ваши письма» 634 . Подобные обращения старца к своим духовным относительно редки – чаще он благодушествует, поучает их терпеть скорби, говорит о Промысле Божием, Ему и поручает течение дней своих близких. Старец не входит подробно в события общественной жизни, хотя живо откликается на болезни и смерти сестер в связи с эпидемиями и др. Чаще всего строки его писем полны наставлениями об обучении человека скорбями и о преданности во всем в волю Божию: «Получил я очень скорбное письмо ваше, и скорби ваши и на мне отразились – видно, есть воля Божия и настало время вашего испытания; и болезнь... и неустройство по келлии, и не обретаете сострадающего... Не унывайте, о чада, но будьте тверды и непреклонны в подвиге вашего терпения; веруйте, что Господь, попустивший тако быти, на лучшее произведет» 635 . Нельзя пройти без внутреннего молчания и вместе изумления, утешения мимо подобных строк в письмах старца Макария: «У меня бывает всякой день много гостей пернатых. К окну приделана полочка, и сыплем зерен разных, прилетают разного рода пташки: синички, воробьи, иваньчики, сойки и другие; и всякая своим манером кормится; естественная наука в натуре, и видна творческая сила и премудрость» 636 . «Будьте согласны, спокойны и здоровы», – обычно кончает старец свои письма, поручая своих духовных чад покрову и Промыслу Божию 637 . «Будьте все мирны и здоровы, – читаем мы в других письмах, – и успевайте во смирении и спасении» 638 . Мы уже писали выше, что именно этому смиренномудрому оптинскому старцу выпала славная доля по изданию святоотеческих трудов и русских духовных писаний. В своей книге о литературной деятельности старцев Паисия Величковского и Макария Оптинского архимандрит Никодим (Кононов) указывает на то, как мало было в России в начале XIX века духовно-аскетической литературы, как дозволялись к печати книги мистического содержания, тогда как готовые переводы святых отцов, сделанные старцем Паисием, лежали неопубликованными под спудом более пятидесяти лет 639 . Промыслом Божиим вокруг старца Макария создалась группа интеллигентных и ученых помощников, которым удалось осуществить спасительную мысль старца о публикации трудов святых отцов, полных духовного разума. Мысль об издании святоотеческого достояния была деятельно поддержана митрополитом Филаретом Московским 640 , и смиренный старец Макарий в этом вопросе стал другом богомудрого владыки.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/put-k-...

Эта же модель своеобразно преломилась в маргинальной культуре русских старообрядцев, где наблюдалась локализация иконного дела в пространстве монастырского типа. Начиная со второй половины XVII в. мирское иконное ремесло «рассыпалось» по многочисленным староверческим поселениям, скитам и монастырям. Волны переселений особенно поднимаются после указа царевны Софьи от 7 апреля 1685 г.: отдаленное Поморье, южные окраины Дона, пространства по Волге, Яику, в Сибири наполняются староверами. На рубеже XVII–XVIII вв. в Керженских лесах насчитывалось 77 скитов (700 монахов и 1800 монахинь), «деревенский же народ поголовно был в расколе» (Мельников, 1863, т. 44, с. 634–636). И кругом мы находим данные (включая Преображенское и Рогожское кладбища в Москве) о работе староверов-иконников, о наличии более или менее крупных мастерских. Иконы писали на Урале, где крупным иконописным центром был Невьянск (Голынец, 1987; 1988). (цв. табл. 20) Их также писали в беспоповщинском Выгорецком монастыре (Шафранов, 1893, с. 196–197), где в XVIII – начале XIX в. было еще налажено и знаменитое выгорецкое литье металлических иконок, складней и крестов (Дружинин, 1926, с. 1484–1487; Принцева, 1986, с. 47–68). металлические иконы и кресты Ф.И. Буслаев назвал «переносным благочестием»: «это были святыни, самые удобные для перенесения, прочные и дешевые; потому они до сегодняшнего дня в большом употреблении в простом народе, особенно у раскольников» (Буслаев, т. 1, 1908, с. 12). Наконец, довольно мощный иконописный центр существовал в XVIII в. на Ветке и в Стародубье (Лилеев, 1895, с. 21 5; см. также: Гусева, 1982), Он развивался параллельно с суздальским иконным делом и, по мнению НИ. Петрова, представлял собой «особую иконописную школу ИЛИ пошиб» (Петров, 1902, с. 151). И все же всегда существующие «исключения», связанные в конечном итоге с наличием в культуре глубинной оппозиции «старого» и «нового», не могут заслонить общих и главных тенденций. В этом нас убеждает появление многочисленных сельских иконописных центров по всему православному миру, причем приблизительно в то же самое время, когда они появляются на Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010