А.А. Волков Епископ Исидор Севильский и его трактат De Ecclesiasticis officiis как источник сведений о литургической традиции древней Церкви Источник В статье рассказывается о латинском отце Церкви и христианском писателе конца VI – начала VII в. епископе Исидоре Севильском . Указываются основные этапы его биографии, а также кратко повествуется о литературном наследии святого Исидора. Основная часть статьи посвящена трактату De ecclesiasticis officiis – своеобразной средневековой энциклопедии христианского богослужения. Несмотря на то, что Исидор Севильский написал данное сочинение в молодые годы, De ecclesiasticis officiis является одним из важнейших его произведений для исследователей истории богослужения. Именно в этом трактате содержатся ценные сведения о литургической практике на территории Пиренейского полуострова, которые невозможно почерпнуть из других источников. В статье описываются события, связанные с возникновением этого произведения, дается его общая характеристика, раскрываются его содержание и структура. Акцент делается на тех главах, которые имеют непосредственное отношение к литургической традиции Испанской Церкви и свидетельствуют о ее древних обрядах, и прежде всего о таинствах Евхаристии и Крещения. Ключевые слова: история богослужения, латинская литургика, испано-мосарабский обряд, вестготский обряд, Исидор Севильский . Сведений о древнем христианском богослужении, практиковавшемся на территории Пиренейского полуострова и примыкающих к нему областей, сохранилось немного. Самые ранние литургические книги, отражающие эту богослужебную практику, которую в научной литературе принято называть испано-мосарабским обрядом, восходят к концу VII – началу VIII в. 1 Информацию о более раннем периоде можно почерпнуть из актов Толедских и некоторых других древних испанских церковных Соборов, которые упоминают ту или иную особенность богослужения. Одним из наиболее ценных источников по ранней истории литургической традиции Пиренейского полуострова является со­чинение святого Исидора, епископа Севильского (Гиспальского, лат. Isidorus Hispalensis, ок. 560 – 4.04.636), озаглавленное им De ecclesiasticis officiis («О церковных служениях») 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Раны душевные тяжелее телесных. Как можно осуждать, когда сам грешник. Часто осуждаем малый грех, а у самого гораздо больший. Многие не замечают этого тяжкого греха – осуждения. Брать пример с Христа, Который никого не осуждал. Как телесное страдание ближнего вызывает у нас сожаление, так и человека, духовно страждущего, не осуждать, а пожалеть. Не замечать чужих ГРЕХОВ. Чтобы избежать искушения осудить, посмотри на себя, ибо и ты ранами греховными покрыт. Беречься даже рассуждать о согрешающем. Чтобы избавиться от осуждения, удаляться от разговоров и людей злых. Осуждение начальствующего более тяжкий грех. Осуждение пастыря – тяжкий грех. Осуждение пастырей есть диавольская хитрость. Беречься осуждать пастыря. Подающий СОБЛАЗНЫ к осуждению также виновен (8, с.629–636). Осуждение – пагубная страсть Желающие достигнуть спасения не должны обращать внимания на недостатки своих ближних и осуждать их, ибо осуждение также является одной из пагубных страстей (6, с.127). Связь осуждения с гневом и памятозлобием Страсти (гнева и памятозлобия) не только сами по себе мучат душу христианина, но и открывают вход в нее другим страстям, и в первую очередь клевете и осуждению (7, с.325). Откуда берет начало страсть осуждения Препятствием в деле спасения человека является осуждение. Свое пагуб­ное начало оно берет не от одной какой-либо страсти, а из нескольких, как-то гордости, родоначальницы всех страстей, зависти, погубившей наших прародителей, и злобы, которая существует в мире не для созидания мира и благополучия, но для смут и раздоров, приносящих многие бедствия и стра­дания людям. Страсть осуждения может действовать в человеке по причине злой его привычки завидовать благополучию ближних, а также в силу его нетерпеливости (2.181) (7, с.326). Что внешне выражает осуждение Губительно влияя на человеческую душу, страсть осуждения средством своего внешнего выражения имеет язык человека (7, с.326). Осуждение – яд, убивающий душу Каждый человек приходит в трепет и ужас, увидев какое-либо смертоносное вещество, способное лишить его земной жизни. Однако упиваться в осуждении ядом греховным, убивающим душу, эту Божественную жемчужину, никто не устрашается и не остерегается (4.82) (7, с.326).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

19. Взаимоотношения – начальствующие и подчиненные «Мир Вам. Мир братии» (7:268) Главное в правильном взаимоотношении начальствующих и подчиненных – это: мир со всеми его христианскими свойствами. Слово святого Филарета к начальникам: Главное основание для избрания на церковное служение, связанное с руководством, «должно быть духовное. Избираемый должен быть способен служить благоустройству Церкви и спасению душ с благоразумием, тщанием, любовью и самоотвержением» (14:636). Само избрание – дело не простое: трудность состоит, во-первых, в определении того, кто имеет или кому дано право избирать; во-вторых, кто может быть подходящим для избрания. «По моему мнению, – рассуждает святой Иерарх, – трудно решить сей вопрос. Иногда и избрание братии может быть не верно. Если поручить избрание старшей братии – как определить состав ее? Дело попасть может в немногие руки и в частный произвол. При избрании всей братией войдут в счет голоса и такие, в которых немного веса, «наравне с достойными уважения» (10:260). Об «избраннике» Святитель говорит довольно пространно. «Опасно, – пишет он, – искать общественного служения, когда знаем свои недостатки, препятствующие проходить оное с успехом» (19–1:107). К таким недостаткам относятся: властолюбие, нерассудительность, несмысленность, незнание дела. – «Если у человека есть сильное направление искать своих си, то не без забот не стал бы искать сего в начальствовании» (9:187). «Человек не рассудительный и неисправляющийся при руководстве как будет благообразным и исправным начальником? Получившие начальство по старости, без способности, всегда мало полезны, а во времена взыскательные – беда с ними» (23:61). «Не хорошо быть несмысленному эконому». Еще хуже – «несмысленному строителю. Несмысленного эконома поправит старший – кто поправит несмысленного строителя. Если надобно уволить эконома, я согласен. Но строителем его сделать грешно» (7:53). Недостаточно и одной доброты: «Добрый и верный человек, но едва ли для сей должности» (7:11). Если что-то доверяют нам в надежде, что мы оправдаем, доверенность – следует принять и оправдать. «Последуйте, – учит Святитель, – Промыслу, ведущему в тесноту: он и на широту изведет Вас. Примите благодушно трудную доверенность» (2:4). «Советую Вам следовать указанию Провидения Божия и не избирать себе своего пути без крайней нужды» (2:26)... Вступать в должность христианину прилично тихо и смиренно (8:254).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Скачать epub pdf Вселенские судьи в Византии К характерным особенностям византинизма как культурной системы нужно отнести высокое развитие начал права, которые в средневековую эпоху составляли яркое и выразительное достояние общественного самосознания Православной Византии. Правовые памятники византийского Средневековья вменяют византийцам в прямую обязанность знание законов и канонов. «Ведь написано: нельзя ромею не знать законов (а то же самое сказать – и канонов)», – говорит знаменитый византийский канонист Феодор Вальсамон, комментируя в своем трактате о патриарших прономиях соответствующие предписания церковных правил. 636 Требуя от всех знания законов, правовые памятники Византии имели назначением внедрить в общественное самосознание идею правды или справедливости ( δικαιοσνη, justitia), заложенной в основе социальных отношений. «Закон получил наименование от правды, так как есть искусство ( τχνη, ars) прекрасного и равного», – говорят Василики, 637 а за ними и другие памятники византийского права – гражданского и церковного. 638 «Правда же есть твердая и постоянная воля, воздающая каждому принадлежащее ему право. Свойства правды – честно жить, другому не вредить и каждому воздавать свое. Мудрость правды состоит в познании дел Божеских и человеческих, справедливого и несправедливого». 639 К торжеству правды во всех областях жизни и стремились представители не только церковной, но и гражданской власти в Византии, как это видно и из характеристики царя и патриарха в правовых византийских памятниках, 640 и из многочисленных исторических данных, касающихся деятельности византийских императоров и патриархов с середины IX до середины XV в. 641 В систематическом служении византинизма правде законов особый интерес представляет организация института «вселенских судей ромеев ( ο καθολικο κριται των ρωμαων)», возникшая в связи с преобразовательной судебной деятельностью императоров Андроника II и Андроника III Палеологов. Институт «вселенских судей» еще недостаточно разъяснен в специальной литературе, 642 и дополнительная оценка этого научного вопроса является вполне мотивированной. I

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге принял участие в мероприятиях XXII сессии Конгресса местных и региональных властей Совета Европы 23 марта 2012 г. 10:40 20-22 марта 2012 года в Страсбурге (Франция) прошла XXII сессия Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, участие в которой приняли более 300 местных и региональных выборных представителей из 47 государств-членов. Конгресс является политической структурой Совета Европы, которая насчитывает 636 представителей местных и региональных властей Европы. Его цель состоит в продвижении местной и региональной демократии, а также в улучшении механизмов самоуправления. В состоявшемся Конгрессе приняли участие представительные делегации городов и областей России, Украины, Беларуси, Молдовы, православные граждане которых окормляются Русской Православной Церковью. 20 марта представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге игумен Филипп (Рябых) присутствовал на презентации российско-украинского еврорегиона «Ярославна», которая проходила во дворце Европы. На мероприятии присутствовали участники Конгресса, дипломаты и сотрудники Совета Европы. Интеграционное объединение «Ярославна» было создано в 2007 году и включает Курскую (Россия) и Сумскую (Украина) области. В современной практике еврорегионом именуется вид международной интеграции, основанной на тесном сотрудничестве двух или нескольких территориальных образований, расположенных в приграничных районах соседствующих государств. За пять лет существования еврорегиона «Ярославна» между двумя областями активно развивалось сотрудничество в сферах культуры, туризма, образования и воспитания молодежи. Проект представили губернатор Курской области А.Н. Михайлов и председатель Сумской областной государственной администрации Ю.П. Чмырь. От лица Совета Европы участников презентации приветствовал председатель Конгресса местных и региональных властей Кейт Витмор. В тот же день Представительство Российской Федерации при Совете Европы организовало прием по случаю XXII сессии Конгресса. Обращаясь к собравшимся, игумен Филипп подчеркнул: «Уникальный опыт сотрудничества Курской и Сумской областей свидетельствует о том, что братское и широкое взаимодействие Украины и России, основанное на цивилизационной общности, может стать на Востоке Европы тем мотором европейской интеграции, каковым на Западе является тандем Франции и Германии». 21 марта игумен Филипп посетил организованный мэрией Страсбурга прием в честь делегатов Конгресса. Представительство Русской Православной Церкви в Страсбурге /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2099216.ht...

В конце концов, 20 августа 636 г. византийский командующий решился дать бой 230 . По сведениям арабских авторов, правым флангом византийцев командовал Ибн Канатир (Абу Канатир=букинатор ), левым – Друнаджар (друнагарий – тысяцкий), а в центре стояли армянские отряды под командованием Джирджира (Григорий или Георгий). Византийские авторы упоминают только двух командующих – сакеллария (казначея) евнуха Феодора и Ваана/Вагана, который ревниво относился к тому, что общее командование было поручено Феодору. Арабские же авторы считают командующим Вагана (Бахана) и лишь в отдельных случаях упоминают сакеллария 231 . В арабском войске, вышедшем из своего лагеря навстречу, центром командовал Абу Убайда, правым флангом – Му’аз б. Джабала; в качестве командующего левым флангом называют разных лиц 232 . Во главе пехоты (видимо, сводного отряда из мелких групп разных племен) стоял Хашим б. Утба (племянник Са’да б. Абу Ваккаса). Внутри эти основные корпуса делились на мелкие племенные отряды, каждый из которых имел свое знамя. Объезжая строй перед боем, командующий обращался к каждому отряду отдельно со словами ободрения и наставления. В центре стояли сводный отряд из тысячи сподвижников пророка, сводный отряд пехоты и аздиты. На правом фланге стояли йеменские племена хадрамаут, мазхидж, азд, хаулан, хамир. На левом фланге – в основном североарабские племена: кинана, кайс, джузам – и североаравийские и сирийские племена с южноарабской генеалогией: лахм, гассан, куда’а, амила, хас’ам. Важнейшей ударной силой армии, кавалерией, командовал сам Халид б. ал-Валид. Он разделил ее на четыре группы, по одной за каждым из трех основных корпусов, а четвертый оставил в своем распоряжении как общий резерв. Лагерь со всем имуществом и семьями находился за центральным корпусом на высоком холме. Возможно, что это – Телл Аш’ари между современными селениями Джиллин и Тафас. После кавалерийских атак с обеих сторон византийский левый фланг атаковал правый фланг арабской армии, две атаки были отбиты, но после третьей йеменцы побежали в сторону лагеря. Оставались лишь отдельные островки сопротивления вокруг племенных знаменосцев. Византийцы ворвались было в лагерь, но беглецы, которых женщины встречали руганью и кольями от палаток, остановились и оборонили лагерь. Подоспевшая кавалерия отбросила византийцев на исходную позицию. Попытка византийцев опрокинуть левый фланг также потерпела неудачу, и в этом случае им удалось прорваться до лагеря (если только это не вариант рассказа об одном и том же прорыве) 233 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена изучению эволюции правовых понятий в эпоху раннего Средневековья, связанной с переходом этих понятий из юридической лексики в лексику богословия. Комплекс проблем, связанных с возникновением и развитием понятий справедливости, правосудия, права, закона и т.п. рассматривается на материале сочинений Исидора Севильского , однако для более полного анализа привлекаются произведения римских юристов и писателей. Книга предназначена историкам, юристам, в том числе занимающимся историей права, филологам, студентам и аспирантам соответствующих специальностей, а также всем, кто интересуется развитием правовой мысли. Моим дорогим родителям, Лидии Анатольевне и Сергею Васильевичу Криницыным Исидор Севильский как правовед (Вместо предисловия) Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена истории формирования представлений о праве и правосудии в Толедском королевстве вестготов в VII в. Эту эпоху принято связывать с интеллектуальной деятельностью Исидора Севильского (ок. 560 – 636), выдающегося просветителя, богослова и эрудита. Исидор известен прежде всего благодаря своей уникальной энциклопедии «Этимологии, или Начала», в которой изложил основные постулаты античного знания о мире. Не случайно «Этимологии» оказались столь востребованы в Средние века. Не менее значимы и другие произведения Исидора, в частности, « Сентенции » и «Синонимы», к которым неоднократно обращались средневековые проповедники; «Монашеский устав», «О церковных службах», «Дифференции» и др. Вместе с тем Исидор никогда не оставался в стороне от политической жизни: именно его руками была сформирована система т.н. «политической теологии», существовавшей в Толедском королевстве. Произведения епископа Севильи задали вектор развития всей культуры Толедского королевства вестготов, в том числе, и правовой сферы. В силу своего исключительного значения фигура Исидора всегда привлекала внимание исследователей. Существует множество научных работ, посвященных его биографии, произведениям, отдельным аспектам творчества, а также его рецепции в позднейшие века. Тем не менее, почти нет специальных работ, в которых бы комплексно анализировались правовые взгляды Исидора, за исключением отдельных работ и нескольких статей автора этих строк 1 . Настоящая книга призвана восполнить эту лакуну.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

ответил: «Философ», что значит «любомудр». Жизнь, говорил он, подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины. Об этом достаточно. 9 В трех вышеназванных сочинениях Пифагор вообще говорит вот что. Он запрещает молиться о себе, потому что в чем наша польза, мы не знаем. Пьянство именует он доподлинною пагубой и всякое излишество осуждает: ни в питье, ни в пище, говорит он, не должно преступать соразмерности. О похоти говорит он так: «Похоти уступай зимой, не уступай летом; менее опасна она весной и осенью, опасна же во всякую пору и для здоровья нехороша». А на вопрос, когда надобно слюбляться, ответил: «Всякий раз, как хочешь обессилеть». 10 Жизнь человеческую он разделял так: «Двадцать лет – мальчик, двадцать – юнец, двадцать – юноша, двадцать – старец. Возрасты соразмерны временам года: мальчик – весна, юнец – лето, юноша – осень, старец – зима». (Юнец у него – молодой человек, юноша – зрелый муж.) Он первый, по словам Тимея, сказал: «У друзей все общее» и «Дружба есть равенство». И впрямь, его ученики сносили все свое добро воедино. Пять лет они проводили и молчании, только внимая речам Пифагора, но не видя его, пока не проходили испытания 636 ; и лишь затем они допускались в его жилище и к его лицезрению. Кипарисовыми гробами они не пользовались, потому что из кипариса сделан скипетр Зевса (об этом говорит Гермипп во II книге «О Пифагоре»). 11 Видом, говорят, был он величествен, и ученикам казалось, будто это сам Аполлон, пришедший от гипербореев 637 . Рассказывают, что однажды, когда он разделся, у него увидели золотое бедро, а когда он переходил реку Несс, многие уверяли, что она воззвала к нему с приветствием. И Тимей (в книге I «Истории») пишет, что сожительницам мужей он давал божественные имена, называя их Девами, Невестами и потом Матерями 638 . 12 Это он довел до совершенства геометрию после того, как Морид открыл ее начатки (так пишет Антиклид во II книге «Об Александре»). Больше всего внимания он уделил числовой стороне этой науки. Он же открыл и разметку монохорда 639 ; не пренебрегал он и наукой врачевания. А когда он нашел, что в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен квадрату катетов, то принес богам гекатомбу 640 (как о том говорит Аполлодор читатель); и об этом есть такая эпиграмма:

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

В советское время (1918-1990) по идеологическим и цензурным обстоятельствам информация о книгах религ. содержания практически отсутствовала, поэтому не требовала терминологических уточнений. В наст. время термин «богословская» используется в качестве рабочего наряду с терминами «духовная» либо «церковно-религиозная» в учебных курсах системы вузов культуры на библиотечно-библиографических кафедрах (см.: Фунтикова. Православные библиотеки. С. 138-139). В понятие «богословская» (или «духовная», «религиозная») включается информация об источниках, не только относящихся к комплексу богословских дисциплин (догматическое, нравственное, пастырское, основное или апологетическое богословие, литургика, церковное право и проч.), но и библиография, связанная со Свящ. Писанием и его изучением, церковно-историческими дисциплинами (патристикой и патрологией, историей Церкви, в т. ч. научно-вспомогательными - археографией, эпиграфикой, текстологией и др.). Б. б. л. за рубежом Первым биобиблиографическим словарем христ. эры считается труд Иеронима Стридонского (ок. 347-420) «О знаменитых мужах» (De viris illustribus//PL. 23. Col. 604-631; рус. пер. в изд.: Иероним Стридонский, свт. Творения. К., 19102. Ч. 5. С. 258-314). В книгу вошли краткие биографические сведения о 135 церковных писателях (начиная от апостолов и заканчивая современниками Иеронима) и об их сочинениях (обычно в приблизительной форме, но с яркой характеристикой). Сборник Иеронима продолжил античную традицию составления справочных книг о знаменитых философах, писателях и др. (напр., Варрона, Диогена Лаэртского, Корнелия Непота, Светония, Аврелия Виктора) и служил основой для западноевроп. богословской библиографии до XVII в. Во 2-й пол. V в. пресв. Геннадием Марсельским была написана кн. «О церковных писателях» ( Gennadius Massiliensis. De scriptoribus ecclesiasticis//PL. 58. Col. 1059-1120), продолжающая труд Иеронима (содержит 100 биобиблиографических заметок об авторах, пропущенных Иеронимом или живших после него). В дальнейшем обе книги часто издавали вместе. Аналогичную структуру и название имеют также путеводители по христ. лит-ре, составленные в Испании свт. Исидором Севильским (560(?) - 636) и архиеп. Толедским Ильдефонсом (Альфонсом; 607-657?), к-рые явились основоположниками испан. библиографии. Почти все упомянутые ими авторы - испанцы. Во 2-й пол. VI в. Кассиодор (ок. 487-580) составил справочник «Наставления о духовном и светском чтении» ( Cassiodori Senatoris Institutiones divinarum et humanarum lectionum. Oxf., 1937). 20 глав кн. 1-й являются указателем важнейших комментариев на книги ВЗ и НЗ, лит-ры о 4 Вселенских Соборах и церковно-исторических и богословских сочинениях Евсевия Кесарийского, Сократа Схоластика, Созомена, блж. Феодорита Кирского и др. Впосл. «Наставления» служили примерным каталогом для монастырских б-к и путеводителем для студентов в ср. века.

http://pravenc.ru/text/149151.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010