Эта роль императора в делах Церкви так и не получила развития в виде фиксированной, юридически оформленной системы. Она была ясно обусловлена одним решающим фактором — православием императора. Императору-еретику подчиняться не следовало. Многочисленные герои веры — Афанасий Александрийский (f373), Иоанн Златоуст (t407), Максим Исповедник Иоанн Дамаскин (750), Феодор Студит (759-826) — почитались святыми после своей смерти, наступившей в результате противления императорской воле; в то же время память многих императоров, в частности, Констанция I (337-361), Льва III (717-741), Константина V (741-775) и Михаила VIII (1250-1282), была официально предана проклятию из-за того, что они поддерживали неправославные учения. Наиболее близкий к теоретическому определению текст об отношениях Церкви и государства в Византии, Шестая новелла Юстиниана (527-565), называет священство и императорское достоинство «двумя величайшими Божьими дарами» человечеству и подчеркивает их общее божественное происхождение. Идеал, изображаемый Шестой новеллой, — это «гармония» между двумя властями. Та же идея общей ответственности перед Богом императора и Константинопольского патриарха выражена и в «Эпанагоге», введении в свод законов IX столетия. И все же эти тексты похожи скорее на благочестивое увещание, чем на юридическое определение. Византийцы хорошо понимали, как трудно на языке христианской веры выразить динамические и поляризованные отношения между «земным» и «небесным», «старым» и «новым», «мирским» и «священным». В придворных церемониях и официальных текстах на императора часто переносили язык ветхозаветной монархии; но как Давид и Соломон были прообразами мессианского царства, так христианский император неизбежно рассматривался как образ Христа. Он созывал соборы и при желании всегда мог оказывать решающее влияние на церковные назначения, в том числе назначение Константинопольского патриарха и тех епископов, которые играли важную дипломатическую роль в византийских иностранных делах (Охридского архиепископа, русского митрополита и др.). Надо сказать, что между 379 и 1451 гг. из 122 Константинопольских патриархов 36 были силой низложены под давлением императоров .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Религиозная история полуострова была еще дополнительно затруднена успехом секты богомилов. Эта дуалистическая секта, происходящая от переселенных на Балканы малоазийских павликиан и отрицающая таинства и иерархию Православной Церкви, широко распространилась в X в. и существовала до конца средневекового периода. 5. Итак, регулярные славянские вторжения в имперские пределы начались еще во время правления Юстиниана I (527-565). Юстиниан отдавал все силы своим кампаниям на Западе и не слишком обращал внимание на балканские границы. Но все же кое-как ему удавалось сдерживать напор славянских племен. Юстиниан пытался купить мир с ними, но эта попытка не была слишком удачной. Император лишь окончательно опустошил казну, а варвары, почувствовавшие вкус легких денег, требовали все большей и большей платы. В 580-х гг. граница была прорвана, и славяне с аварами запрудили Балканы. Императору Маврикию удалось кое-как их отбить (590-е гг.), но во время правления узурпатора Фоки все началось сначала. На сей раз славяне поселились на Балканах окончательно. Кульминацией их наступления стала осада аварами и славянами Константинополя в 626 г. Однако стены имперской столицы оказались слишком мощными для них. Устояли и Салоники. Зато весь остальной Балканский полуостров теперь принадлежал варварам. Славяне устраивали набеги даже на Крит и основывали там свои поселения. Местное население нашло убежище в горах: иллирийцы - на албанских высотах, фракийцы - в Родопских горах, латиноязычные влахи - скорее всего, на Балканской гряде. В самой Империи латинский и греческий языки сохранились лишь в городах: латынь - в городах на Адриатическом побережье, а греческий - в городах у Черного и Эгейского морей: Месембрии, Афинах, Коринфе, Патрасе, Монемвасии. Византийский контроль над территориями исторической Греции начал восстанавливаться лишь через два века. Он приходил совместно с рехристианизацией и реэллинизацией местности. Но в это время императорам пришлось начать считаться с новым народом, появившимся на Балканах, - болгарами.

http://sedmitza.ru/lib/text/434811/

Свт. Василий Великий. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Зорзис Свт. Василий Великий. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Зорзис Первые сообщения о событиях VI в. связаны с нашествием гуннов-сабиров в 515 г. Имп. Анастасий I возвел крепостные стены вокруг поселений К., освободил горожан от тяжких налогов ( Ioan. Malal. Chron. P. 406; Evagr. Schol. Hist. eccl. III 43; Theoph. Chron. P. 161; Georg. Mon. Chron. P. 622). Обширное крепостное строительство завершилось в эпоху имп. Юстиниана I (527-565), оно подробно описано Прокопием Кесарийским ( Procop. De aedificiis. III 4, 20). Ок. 533 г. Юстиниан ввел для К. новый принцип управления, сосредоточив в руках наместника-проконсула и гражданскую, и военную власть (Nov. Just. XXX//CJC. Vol. 3. P. 223-235). Этот принцип спустя более 100 лет стал основой фемной системы провинциального управления Византии. Реформы Юстиниана коснулись и территорий Вост. Каппадокии, где в 536 г. были созданы провинции Армения Первая, Вторая и Третья (Nov. Just. XXXI//CJC. Vol. 3. P. 235-239). Территориальное реформирование сопровождалось ростом имп. доменов. С 70-х гг. VI в. на территории К. велись военные действия между Византией и Персией. В 575 г. персид. шах Хосров I совершил большой поход в М. Азию, прошел через К., сжег Севастию и Мелитину ( Evagr. Schol. Hist. eccl. V 8-10; Theoph. Chron. P. 247). С 577 г. комит Востока Маврикий (император в 582-602), выходец из Арависса в Вост. Каппадокии, возглавил войска в войне против персов и устроил ставку в Кесарии ( Theophyl. Sim. Hist. III 17; Evagr. Schol. Hist. eccl. V 19). Мирный договор, заключенный в 591 г. имп. Маврикием и Хосровом, предусматривал новое деление К. Провинция Армения Вторая со столицей в Мелитине стала Арменией Первой ( Georgii Cyprii Descriptio Orbis Romani/Ed. H. Gelzer. Lpz., 1890. 14. 242-253; 67. 1375-1379). Ок. 605 г., по сведениям Жития Феодора Сикеота, произошло вторжение в К. лазов совместно с цаннами (Житие прп. Феодора Сикеонского. 120. 2005. С. 99-100). В ходе новой большой византийско-персид. войны к нач. 10-х гг. VII в. визант. оборона вост. границы рухнула. Согласно хроникам Феофана, Иоанна Зонары и Житию прп. Феодора Сикеота, в 611 г. персы захватили Кесарию ( Theoph. Chron. P. 296, 299; Zonara. Epit. hist. Vol. 3. P. 206; Житие прп. Феодора Сикеонского. 153. 2005. С. 121-122). После годичной осады город был отвоеван византийцами во главе с имп. Ираклием. В 622 г. имп. Ираклий начал большую кампанию против персов и вступил, по словам хрониста Феофана, «в области фем», т. е. в К. ( Theoph. Chron. P. 303-304). Походы Ираклия в 622-628 гг. завершились разгромом персов и заключением мира. Персы лишились всех завоеванных земель на Ближ. Востоке, в т. ч. К. В 30-х гг. VII в. началась война с арабами (см. ст. Арабские завоевания ), в которой были большие потери и которая вызвала кризис в Византии.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Базилика в Месемврии. V в. Базилика в Месемврии. V в. Во 2-й пол. IV-V в. в Мёзии, Дардании, Дакии, Фракии и Македонии велась активная церковная жизнь. Отдельные епископы в ряде случаев принимали деятельное участие в общественной жизни своих городов. К кон. VI - нач. VII в. на территории совр. Б. сложилась развитая церковная организация. С перемещением столицы Вост. Иллирика в Фессалонику местный митрополит в качестве папского викария получил в управление епархии этой префектуры. Важнейшее значение имело решение имп. Юстиниана придать архиерейской кафедре г. Юстиниана Первая статус автокефальной архиепископии (535). Под ее юрисдикцию перешла часть епархий Вост. Иллирика, в т. ч. и находившиеся на территории совр. Зап. Б.: Средиземная и Прибрежная Дакии, Вторая Македония. Вост. провинции, входившие в состав Фракийского диоцеза, находились под церковной юрисдикцией К-польского Патриархата ( Darrouz è s. Notitiae. N 1). Митрополиту Филиппополя (Фракийская епархия) подчинялись епископы Диоклетианополя, Севастополя и Диосполя. Митрополит Адрианополя (епархия Гемимонт) имел зависимые епископства в Месемврии, Созополе, Плотинополе, Анастасиополе и Цоиде. Митрополиту Маркианополя (та же епархия) подчинялись 5 епископий (в Доростоле, Трансмариске (совр. Тутракан), Новах, Зекедеспе и Апиарии (в окрестностях с. Ряхово, около г. Русе). Статус автокефальных архиепископий имели кафедры в городах Одесс (Мёзия), Вероя и Никополь (Фракия), Месемврия (Гемимонт). Несмотря на то что в сохранившихся перечнях епархий имеется ряд несоответствий, их сведения дают представление об устройстве Церкви на Балканском п-ове накануне массового переселения славян и предков болгар на Балканы, к-рое привело к существенным изменениям в религ. жизни и церковной структуре VII в. Славянская колонизация Систематический характер походы славян на земли империи приобрели с начала правления Юстиниана I (527-565). С 60-х гг. VI в. слав. племена, попавшие под власть Аварского каганата, участвовали в походах аваров на Балканы. В 550/51 г. славяне после совершения похода в земли Византийской империи впервые остались зимовать в ее пределах. В дальнейшем вслед за крупными военными походами происходило массовое переселение славян на захваченные земли. Местное романизированное и эллинизированное население было вытеснено на побережья Чёрного и Эгейского морей. Над теми землями, где селились славяне, визант. власти утрачивали контроль, и здесь образовывались слав. племенные протогос-ва и союзы племен - «склавинии» (от греч. σκλαβηνο- славяне). К сер. VII в. славяне стали основным демографическим элементом на Балканах; к этому времени относится окончательное оформление здесь значительного числа «склавиний» (в Мёзии, Фракии и Македонии). В Мёзии и Добрудже сложилась «склавиния» Семь родов, принявшая впосл. активное участие в формировании Болгарского гос-ва. Вплоть до Х в. нек-рые «склавинии» сохраняли автономию в рамках империи, а иногда отказывались признавать ее власть.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Скитаясь по городам северной Италии, Д. написал поэму под названием «Комедия». Эпитет «божественная» был присвоен поэме Д. в последующие века для того, чтобы подчеркнуть ее совершенство. «Божественная комедия» построена как повествование о грандиозном странствии поэта по трем частям загробного мира – аду, чистилищу и раю. Среди изображенных персонажей встречаются исторические личности, такие как Юстиниан I (527–565 гг.). Умер поэт в Равенне, где и находится его гробница. Дара (Анастасиополь) – до осени 505 г. деревушка на холме в 5 км от персо-византийской границы и в 18 км от мощного города-крепости Нисибис. Активная перестройка этой деревушки в пограничную византийскую крепость продолжалась два года и диктовалась потребностью иметь в этом районе твердыню, сравнимую с Нисибисом по ту сторону границы. Город был освящен в конце 507 г. Он удостоился особых прав, получил имя Анастасиополь и стал резиденцией епископа и дуки Месопотамии. Строительные работы завершились при Юстиниане I (527–565 гг.), который усовершенствовал оборонительную систему Д. и переименовал его в Новую Юстиниану. В крепости был дворец дуки, церкви, портики, две общественные термы, огромное зернохранилище, акведук и цистерна для воды, которую Иоанн Малала назвал «чудесной». Дарданеллы – пролив между Мраморным морем (Пропонтидой) и Эгейским морем. Дафна – 1) один из дворцов, входивший в комплекс Большого императорского дворца. В его просторном вестибюле – Оноподионе (Оноподе) устраивали церемонии, а триклин Августея (Августей) служил для коронации византийских императриц; рядом с дворцом Д. находилась резиденция императриц – Пантеон; 2) летний курорт недалеко от Константинополя. Дафнусий – местность на берегу пролива Босфор, недалеко от Иерия. Дворец Гормизды – один из дворцов, сооруженный в Константинополе во времена Константина Великого , восстановлен императором Юстинианом I (527–565 гг.), включившим его в архитектурный комплекс Большого императорского дворца. Превращен в монастырь в 565 г. В его состав входила церковь Свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При преемнике Зенона Анастасии (491–518 гг.) дела находились в том же положении. Он требовал, чтобы энотикон принимаем был всеми. Но православные успели уже понять, что снисходительные меры по отношению к еретикам не приносят благих последствий и даже роняют Православие, поэтому стали отказываться от энотикона. Анастасий стал преследовать таких и таким образом, видимо, уже держал сторону монофизитов. Между тем в среде монофизитов-акефалитов явились жаркие поборники монофизитства – Ксенай, известный более под именем Филоксена, епископ Иерапольский в Сирии, и Север, патриарх Антиохийский. Север, в видах распространения монофизитства в Константинополе, предложил Анастасию ввести и в столице прибавление в трисвятой песни: распныйся за ны. Патриарх Константинопольский Македоний, опасаясь ссылки, принужден был повиноваться приказанию императора. Но народ, узнав об этом прибавлении, произвел, бунт в Константинополе. Хотя Анастасию на этот раз удалось успокоить волнующуюся чернь и даже сослать в заточение патриарха Македония, но все же вскоре началась открытая война между православными и царем. Предводитель православных Виталиан своими победами принудил Анастасия дать обещание созвать собор для подтверждения святости собора Халкидонского и восстановить общение с Римом. Анастасий вскоре умер (518 г.), не исполнив своих обещаний. При его преемнике Юстине I (518–527 гг.), покровителе Православия, последнее опять получило перевес. Возобновлены были сношения с Римской Церковью (519 г.) при новом константинопольском патриархе Иоанне Каппадокийском; подтверждена важность Халкидонского собора; монофизитские епископы низложены и прочее. § 18. Попечение Юстиниана I о мире Церкви; спор о трех главах и Пятый Вселенский собор В 527 году на императорский престол вступил Юстиниан I, государь замечательный в истории гражданской и церковной (527–565 гг.). Мысль о присоединении моно­физитов к Православию в видах умиротворения Церкви и государства занимала и этого государя. Особенно много было монофизитов в Египте 219 , где православные составляли меньшинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все просьбы Теодориха были исполнены, кроме одной — возврата в арианскую ересь уже присоединенных к православию готов. Этого было достаточно, чтобы возвратившаяся на Запад депутация была брошена Теодорихом в тюрьму, где через несколько дней папа Uoahh I и умер. Император Юcmuhuah I Великий (527-565 гг.) и V Bceлehckuй собор . Юcmuhuah I Великий (527-565 гг.) . Юстиниан был редкой, в своем роде единственной, фигурой в линии «ромейских», т. е. греко-римских, императоров послеконстантиновской эпохи. Он был племянником императора Юстина — безграмотного солдата. Юстину для подписания важных актов подавалась золотая пластинка с прорезанным на ней рисунком его имени. И он по этому трафарету выводил буквы своего имени. Но Юстин ценил просвещение и дал своему племяннику Юстиниану первоклассное образование, филологическое и юридическое. Перед самой смертью (1 августа 527 г.) Юстин формально приобщил Юстиниана к власти, обеспечив тем ее преемство. Одним из учителей Юстиниана был игумен Феофил, оставивший не сохранившуюся для нас биографию своего великого ученика. Из позднейшей ее редакции XVII b. извлекаются интересные известия, что родиной Юстина и Юстиниана было местечко Таврисион возле нынешнего Скопле (по-турецки Ускюб) в Македонии. а так как местное имя Юстиниана было «Управда» и имена других родственников его звучат так же по-славянски, то многие славяноведы и племенное происхождение родства Юстинианова ведут от славян. Эти иллирийцы были, может быть, по племени и албанцы, говорившие и по-славянски. Школьным и литературным языком их был латинский. Сознавали они себя политически и культурно «римлянами». Как римляне, живущие на Востоке, они считали нужным знать и греческий разговорный язык. Как люди образованного класса, они были «билингвалами» (двуязычными). Сам Юстиниан именовал себя очень аристократически, по-римски: Flavius Petrus Sabbatius Justinianus. а в половине своего царствования, будучи украшенным рядом побед и аннексий, еще пышнее: Caesar Flavius Justinianus, Alemannicus, Gothicus, Francicus, Germanicus, Anticus, Vandalicus, Afrikanus.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

2003). Др. вариантом подобных построек, свидетельствующих о провинциализации визант. архитектурной традиции в церковном строительстве Причерноморья, Грузии и Сев. Армении, является срастание нартекса с боковыми нефами. В зависимости от того как были устроены стены или аркады по сторонам центрального сводчатого зала, такие постройки могут рассматриваться как 3-нефные базилики, напр. церковь в с. Овчарове (V в., Болгария), церкви в Археополе (Нокалакеви, IV-V вв.) или зальные церкви с галереями, как в Гюлагараке в Армении (VI в.), в Зегани в Грузии (VII в.), к-рые груз. исследователи называют 3 церковными базиликами. 2. Архитектура VI-VII вв. По мнению ведущих исследователей (Краутхаймер и др.), традиции классической рим. архитектуры с VI в. окончательно угасают даже на Востоке империи; новая архитектура, к-рую с полным правом можно именовать архитектурой В. и., использовала наследие поздней, неклассической античности и развивалась с эпохи имп. Юстиниана I (527-565). Перелом в ее становлении связан прежде всего с широким распространением купольных построек и появлением характерных стилистических изменений, со сменой ритмической организации внешних масс динамикой сферических линий и плоскостей внутри здания. Вид нового здания, созданного повторяющимися ритмами и формами, их гармонией и симметрией, производил впечатление легких, невесомых сводов и перекрытий и более всего соответствовал не только практике, но и духу богослужения с акцентом на созерцании и рефлексии молящегося. Плановое устройство храма обогатилось упорядоченным иерархическим развитием пространственных зон по направлению сверху вниз. Фрагмент орнамента ниши из ц. св. Полиевкта в Константинополе. 524 - 527 гг. Фрагмент орнамента ниши из ц. св. Полиевкта в Константинополе. 524 - 527 гг. Началом новой эпохи визант. архитектуры стало возведение неск. величественных построек в К-поле в первое десятилетие правления имп. Юстиниана. Разные по типу, все они были центральнокупольными, с 2-ярусным обходом вокруг подкупольного пространства, как, напр., ц.

http://pravenc.ru/text/383977.html

София – 1) племянница императрицы Феодоры, супруга императора Юстина II (565–578 гг.), племянника Юстинана I (527–565 гг.). Родилась до 530 г., умерла после 600 г. Когда ее муж вследствие душевной болезни отошел от государственных дел, стала поддерживать Тиверия в качестве его преемника, однако император Тиверий (574–582 гг.) после смерти Юстина отказался взять ее в жены, хотя и продолжал оказывать ей уважение, называя матерью, и отвел ей покои в Большом императорском дворце. Недовольная утратой власти, С. организовала заговор против Тиверия, но была арестована, а имущество ее конфисковано. Перед смертью Тиверий призвал С. к себе, и она поддержала Маврикия (582–602 гг.) в качестве нового августа; 2) София Палеолог (ок. 1456–1503 гг.) – первоначальное имя Зоя; дочь Фомы, деспота Мореи, жена великого князя Московской Руси Ивана. Отличалась большой тучностью, но была хорошо образована и имела энергичный нрав. С собой она привезла в Москву большую библиотеку византийских рукописных книг. Софокл (ок. 496–406 гг. до н. э.) – один из самых великих авторов трагических пьес античности. Родился в селении Колоне под Афинами в семье богатого ремесленника-предпринимателя. В 443 г. стал хранителем казны Афинского морского союза, в 441 г. военачальником – стратегом и даже после смерти почитался как «муж правый». Из 123 драм, написанных С., полностью сохранилось семь (наиболее известные «Эдип-царь», «Эдип в Колоне», «Электра» «Антигона», «Аякс»), от остальных мы имеем только фрагменты и названия. В своих драмах С. использовал мифологию. Его пьесы изучали в греческих школах, в театре они считались образцом. Соции (лат) – союзные части варваров (греч. энспонды), несшие службу на границах ранней Византии вместе со своими вождями-командирами (этнархами). Согласно положениям договоров, организовывали экспедиционные корпуса. Спарта – центр области на юго-востоке Пелопоннеса. Как античное государственное образование С. носила название Лакедемон, соперничала с Афинами. В 146 г. С. стала союзным городом римской провинции Ахейя, в 395 г ее разрушили готы. Вновь основана в 834 г. С этого времени представляла собой довольно крупный византийский провинциальный город, являлась резиденция епископа и стратига, сохраняла следы муниципального управления в виде городского совета знати, имела крупную общину евреев, занимавшуюся торговлей с Венецией. Собственное ремесленное производство византийской С. основывалось на ткачестве, окраске тканей, изготовлении пергамена. Центром ромейского города являлась агора, где только в Х в. по просьбе Св. Никона Метаноите была выстроена церковь . В начале XIII в. С. стала феодальным владением, будучи захвачена правителем франков Гийомом Виллардуэном, который построил недалеко от нее замок Мистру. С этого времене С. постепенно перестала существовать как город.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В большинстве своём, это были епархии Западной Армении. В итоге все эти события в отделившейся Армянской Церкви произвели брожения, которые могли бы привести к церковному воссоединению армян-монофизитов с греками. И временами такое воссоединение было близко к успеху; оно естественно усилилось благодаря объединительной и компромиссной политике императора Юстиниана I Великого (527–565 гг.). Хотя поначалу император и начал преследования противников Халкидонского Собора в греческой части Армении, что привело к возраставшему отчуждению между греками и армянами-монофизитами, но впоследствии император Юстиниан повернул свою политику в русле икономии: он уделял особое внимание греческой Армении, наводил там порядок, боролся со злоупотреблениями византийских чиновников, строил церкви и монастыри. На V Вселенском Соборе в 553 г. Армянская Церковь , формально не представленная, мыслилась как бы в союзе с Церковью Византийской. В знак братского единения читано было на Соборе послание св. архиепископа Саака Партева к св. Проклу Константинопольскому . Восстание армян (в 572 г.) против персов под водительством князя Мамиконяна (Вардана Второго), получившего помощь от императора Юстина II (565–578 гг.), на время низложило персидскую власть в Двине. Однако сильное персидское контрнаступление заставило князя Вардана, католикоса Uoahha II (557–574 гг.) и других вождей восстания бежать в Константинополь, где Юстин II недавно опубликовал свою «Программу», и вновь решительно поддержать постановления Халкидонского Собора. В 573 г. армяне во главе с католикосом решили соединиться с Константинопольской Церковью и вступить в общение с халкидонитами. Католикос Иоанн II умер в Константинополе год спустя. Надо отметить, что армянское восстание против персов (в 572 г.) под руководством полководца Вардана оживило интерес к грекам. Хотя эта семилетняя борьба, как и первое восстание полководца св. Вардана Мамиконяна (Первого) полтора века тому назад, были персами подавлены, но в 589 г. был заключён военный союз армян с греками; в это время император Флавий Маврикий (582–602 гг.), вмешавшись во внутренние усобицы персов, с помощью своего знаменитого полководца, армянина-халкидонита Нарсеса, посадил на шахский престол Хосрова; взамен шах Хосров (590–628 гг.) уступил Маврикию часть Армении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010