В.Л. Задворный (католик) Св. Феликс III (s. Felix III) 23 12.VII.526 г. – 22.IX.530 г. Св. Феликс 24 по свидетельству Liber Pontificalis был родом из Самния, отца его звали Касторий. Избранный под давлением Теодориха по прошествии почти двух месяцев после кончины св. Uoahha I , в течение которых кафедра оставалась незамещенной, новый Папа был представителем проготской ориентации, ибо в римском обществе существовала также и другая партия, видевшая будущее Рима в союзе не с Византией, а с новым германским миром, и если душой провизантийски настроенного общества был «последний римлянин» Боэций, то другую возглавлял первый в подлинном смысле средневековый мыслитель – Флавий Кассиодор. 25 Теодорих, разгромив оппозицию и возведя на Престол апостола Петра человека, определенно лояльного Готскому государству, казалось бы надежно укрепил свою власть. Но вскоре после этих драматических событий, 30 августа 526 г., он скончался. Со смертью Теодориха стало очевидно, что власть готов над Италией не так уж прочна, и действительно, созданному им государству оставалось существовать менее тридцати лет. В следующем 527 г. на византийский трон взошел племянник Юстина – Юстиниан (527565 гг.), приступивший к осуществлению своего грандиозного замысла – восстановлению Римской империи, что означало объявление войны с варварскими германскими королевствами, и первым под ударами византийских войск в 534 г. пало королевство вандалов. Номинально королем готов после смерти Теодориха был провозглашен внук Теодориха, Аталарих (526 – 534 гг.), но так как он был еще несовершеннолетним, правление в стране взяла в свои руки его мать, дочь Теодориха, Амалазунта. Получившая прекрасное классическое образование, искренне влюбленная в античную культуру, она пыталась привить к ней любовь и своему сыну. Но в борьбе с варварским окружением она в конце концов потерпела поражение и в последующем ее трагическая кончина стала свидетельством того, что варварский мир еще не был в состоянии ассимилировать греко-римское наследие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особо тесные связи Империи существовали с примыкавшей к Херсону областью – хорой Дори (Крымской Готфии), охватывавшей плато Второй и Третьей гряды Крымских гор, плодородные долины рек Черной, Бельбека, Качи, Альмы и отчасти южное поморье. Создание здесь пограничного дуката около середины VI в., в конце правления Юстиниана I (527–565), или при Юстине II (565–578) стало первым реальным шагом к оформлению в Таврике «контактной зоны», в которой бы быстрее пошел процесс унификации, сплочения территорий. В немалой степени этому содействовала необходимость развития местных поселений, предурбанизационных образований и перестройка системы укреплений в связи с тюркской угрозой в 570–580-е гг. Тогда же, скорее всего, последовала гражданская, административная реорганизация, заключавшаяся в создании округов, позже получивших название архонтий, а еще позже – климата с центрами в соответствующих кастра, полисмата. Нехватка сил заставляла ромеев развивать здесь оборонительную стратегию, полагаясь на глубоко эшелонированную, но не очень эффективную систему укрепленных кастра, фрур и на «энспондов» – союзников, федератов из осевших на здешних землях полиэтничных варварских племен. Практически каждое третье семейство из числа местных жителей Юго-Западного Крыма обязано было дать воина на службу Империи в случае необходимости выступить против ее врагов. Однако эта внешнеполитическая позиция должна была быть экономически выгодна тем, кто принимал подобное покровительство державы ромеев, и закрепляться не только в договорах, соглашениях, по сути дела, даннических отношениях пакта, но и в развитии хозяйственных связей с такой провинцией (эпархией), как Таврика. Следует учесть давно отлаженное, беспрепятственное, не очень сложное, находившееся под ромейским контролем мореплавание между Крымским полуостровом и южным побережьем Черного моря. Юстиниану I, Юстину II, Тиверию и Маврикию удалось соединить интересы значительной части местной знати и приблизительно 60-тысячного населения Юго-Западной Таврики, «страны Дори» с интересами Империи. Но без серьезных материальных усилий эфемерное «влияние» со стороны Византии было бы быстро забыто союзниками ромеев. Поэтому впереди меча и креста шествовали деньги, дары и товары. В руках василевсов и имперских чиновников был инструмент, способный заставить херсонитов и федератов выполнять их распоряжения, выставлять военные силы и платить налоги. Зависимость Херсона от Византии имела определенные экономические корни, ее нельзя назвать односторонней, основанной только на политическом и идеологическом господстве Империи. История города свидетельствует, что здесь действовали многообразные силы взаимного притяжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАКАТАРСИС [греч. Ανακθαρσις τν παλαιν νμων - очищение древних законов], наименование деятельности визант. императоров Македонской династии Василия I (867-886) и Льва VI (886-912) по переработке юстиниановского права и составлению новых законодательных сборников; результатом этой деятельности стали юридические памятники: Исагога , Василики , новеллы имп. Льва VI, Прохирон . Иногда встречается более узкое толкование - как описательное обозначение Василик в их различных редакциях (К. Э. Цахариэ фон Лингенталь , Д. Азаревич, А. Шминк). Целью программы А. была замена Эклоги императоров-иконоборцев Льва III (717-741) и Константина V (741-775) др. сборниками, но главная задача состояла в ревизии и классификации правового наследия имп. Юстиниана I (527-565): освобождении его от противоречивых и устаревших норм, устранении терминов лат. происхождения и переводе классического законодательства в греч. языковую систему. В XIX и до 80-х гг. XX в. считалось, что в ряду законотворческих инициатив, объединенных общим названием «А.», первоначально, в 879 г., был составлен т. н. Прохирон (греч. Πρχειρος νμος, в слав. и рус. традиции - «Закон градский»), затем, между 879 и 886 гг., возникла Исагога (Εσαγωγ; традиц. название «Эпанагога» основано на неправильном прочтении рукописной надписи), причем последняя не получила юридической санкции и осталась лишь в проекте. Высказывалось также предположение (Цахариэ фон Лингенталь), что оба текста составлялись на конкурсной основе одновременно 2 комиссиями, после чего в качестве кодекса законов был принят только Прохирон. Новейшие исследования (А. Шминк), однако, доказывают, что Исагога все же имела статус офиц. юридического сборника, была составлена ок. 886 г. (при активном участии К-польского Патриарха Фотия ) и предшествовала Прохирону. Содержание ее 40 глав (титулов) составляют вопросы брачного, наследственного и уголовного права; в титулах II и III, написанных Патриархом Фотием, содержатся принципы соотношения власти императора и Патриарха.

http://pravenc.ru/text/Анакатарсис.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Знаменитая Цистерна Базилики восстановлена в Стамбуле Предания утверждают, что в цистерне, известной скульптурами Медузы, также находится саркофаг Медузы   СТАМБУЛ. Цистерна Базилика, одно из величественных древних сооружений Константинополя-Стамбула, восстановлена в первозданном виде. Помимо того, что цистерна является величайшим произведением поздне-римского периода, она является центром интересных преданий города, сообщает Arkeonews. Цистерна Базилика расположена к юго-западу от собора Святой Софии. Это большое подземное водохранилище было построено для Юстиниана I, византийского императора (527565 гг.), и известно среди публики как «Еребатанская цистерна» из-за заглубленных мраморных колонн. Она также известна как Цистерна Базилика, так как раньше на месте цистерны действительно была базилика. В 2017 году муниципалитет города Стамбула начал реставрационные работы в Цистерне Базилика. Президент муниципалитета Стамбула Экрем Имамоглу объявил в своем аккаунте в Твиттере, что реставрационные работы, которые длились 4 года, завершены, и посещение Цистерны Базилики начнется в ближайшие выходные. Были обустроены входная и выходная части Цистерны Базилики, которые не подвергались масштабным реставрационным работам в течение 1500 лет. Из-за большого количества желающих посетить цистерну и узости входной зоны посетители выстраивались в длинные очереди у ворот. Реставрация закрыла входную зону стеклянными карнизами, и была сделана зона ожидания. В выходной части цистерны были внесены необходимые планировочные изменения, для здания создано подходящее и полезное пространство. Цистерна Базилика расположена на прямоугольной площади длиной 140 метров и шириной 70 метров. В здание, вместимость которого составляет около 100 000 тонн воды на площади 9 800 кв. м., можно подняться по каменной лестнице с 52 ступенями.

http://sedmitza.ru/text/10153688.html

С.Б. Сорочан 205 Э. Ястржебовска указывает 530 г., Д. В. Айналов – 537 г. (Jastrzebowska E. II culto di S. Clemente a Chersoneso alia luce della ricerca archeologica//Studi su Clemente Roma. – Roma, 2003. – P. 127; Мемории св. Климента и св. Мартина в Херсонесе//Древности. – M., 1915. – Т. 25 (отд. отт.). – С. 6). Издатель текста сочинения ординарный профессор Санкт-Петербургского университета Иван Васильевич Помяловский полагал, что Феодосий жил и писал в первой четверти VI в» поскольку упоминал о постройках императора Анастасия (491–518), но ни разу не обмолвился о многочисленных сооружениях, возведенных при Юстиниане I (527–565) (Феодосий. О местоположении Святой Земли начала VI века/Изд. И. Помяловский//Православный палестинский сборник. – СПб., 1891. – Вып. 1. – C. III). 206 Ср.: Феодосий. О местоположении святой Земли/Предисл. И. Помяловского – С. I–IV; Уханова Е. В. Обретение мощей св. Климента, папы римского, в контексте внешней и внутренней политики Византии середины IX в.//ВВ. – 2000. – Т. 59 (84). – С. 118–120. Это свидетельство Феодосия не нашло отражение в капитальном агиологическом труде И. Я Франко «Съвятий Климент у Корсунь, который критика справедливо оценила как выдающееся явление по исключительной широте постановки вопроса и осведомленности автора в источниках (Спиридонов Д. С. Д-р И. Франко. Святый Климент у Корсуни. 1903–1905. Львов (Критико-библиографическая заметка)//ИТУАК. – 1914. – 51. – С. 259–279). Очевидно, признанного знатока всего, что имело отношение к истории св. Климента и истории легенды о нем, смутило молчание позднейших источников, на что обратил внимание уже С. П. Шестаков (ср.: Шестаков С. К истории текстов жития св. Климента, папы римского, пострадавшего в Херсоне//ВВ. – 1908. – Т. 4. – Вып. 1. – С. 215–226, особ. с. 226). Между тем, отсутствие в сочинении иконодула Епифания Монаха упоминания о почитании в первой четверти IX в. херсонитами гробницы-мемория св. Климента и прямое указание на забвение этого святого места к 60-м гг. IX в., содержащееся в рассказах Константина Философа и Митрофана Смирнского, включенных в письмо Анастасия библиотекаря

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ еп. г. Марония (Фракия) (1-я пол. VI в.), церковный писатель, участник теопасхитских споров в Византийской империи (см. Теопасхизм ). О жизни И. известно лишь, что он занимал Маронийскую кафедру в нач. 30-х гг. VI в. И.- автор «Послания к пресвитеру Фоме» из Фессалоники (533) и трактата в защиту теопасхитской формулы «О тех, кто сомневается - исповедовать ли Одного из Троицы - Господа нашего Иисуса Христа». Оба произведения созданы в связи с церковной политикой имп. Юстиниана I (527-565), написаны по-гречески, но сохранились только в лат. версиях. Переводы были составлены, вероятно, сразу после написания текстов, т. к. теопасхитский трактат рассматривался при папском дворе в Риме уже в 533-534 гг., а «Послание к пресвитеру Фоме» было известно в лат. версии еп. Либерату Карфагенскому в 50-х гг. VI в. ( Liberatus. Breviarium//PL. 68. Col. 987). И. был одним из участников диспута между православными и нехалкидонитами ( севирианами ) в 532 или в нач. 533 г. в К-поле, во дворце Гормизда (в научной лит-ре упом. как Collatio Constantinopolitana). Встреча церковных партий была устроена по приказу имп. Юстиниана с целью поиска путей их примирения. О подробностях хода диспута известно благодаря его описанию И. в «Послании к пресвитеру Фоме». С каждой стороны участвовали 6 епископов: православные Ипатий Эфесский, Иоанн Визийский, Анфим Трапезундский, Стефан Селевкийский, Димитрий Филиппийский (не участвовал из-за болезни) и И.; севириане Сергий Кирский, Фома Германикийский, Филоксен Дулихийский, Петр Феодосиопольский, Нонн Киркесийский и Иоанн Телльский (все из Сирии); с ними в К-поль прибыло множество клириков и монахов. Православных поддерживал к-польский клир во главе с пресв. Великой ц. Евсевием, а также синкеллы К-польского патриарха Епифания Ираклиан и Лаврентий. Присутствовали апокрисиарии правосл. Антиохийского патриарха свт. Ефрема пресвитеры и икономы Ермисиген, Магн и Аквилин и мон. Леонтий. Императора представлял магистр оффиций Стратигий.

http://pravenc.ru/text/389645.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), свт. (пам. 12 мая), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730). Сведения о жизни Г. до 712 г. восходят к поздним источникам, однако они не противоречивы и не опровергаются общей информацией об эпохе, поэтому вполне могут соответствовать действительности. Отец Г., патрикий Юстиниан, после смерти имп. Константа II (668) участвовал в заговоре против Константина IV и был за это казнен, а Г. подвергся оскоплению. Высказывалось предположение, что Юстиниан и Г. происходили из семейства Германа, племянника имп. Юстиниана I (527-565), и находились в родственных отношениях как с ним, так и с буд. имп. Юстинианом II (685-695 и 705-711) (Stein). Нек-рые источники говорят о родстве Г. с имп. Ираклием (610-641). Во всяком случае Г. несомненно принадлежал к высшей аристократии. Он стал клириком храма Св. Софии в К-поле, а ок. 705/6 г. был рукоположен на митрополию Кизика. Впервые имя Г. упоминается в близком ему по времени историческом сочинении в контексте Собора 712 г., созванного имп. Варданом Филиппиком для пересмотра решений Вселенского VI Собора 680-681 гг.: среди подписавших деяния Собора 712 г. (вскоре осужденного как монофелитский) помимо председательствовавшего патриарха Иоанна VI приводятся имена 2 епископов - Г. Кизического и прп. Андрея Критского , причем прямо указано, что Г. впосл. стал патриархом. Это известие сохранилось в хронике Феофана Исповедника ( Theoph. Chron. P. 82.12-21), но его необходимо рассматривать с т. зр. источника, к-рый переписывает Феофан. По-видимому, это было некое тенденциозное сочинение, описывавшее историю Византии 685-718 гг., с тем чтобы представить приход к власти имп. Льва III в 717 г. как спасительное событие после мн. лет хаоса и плохого управления. Если автор, близкий к иконоборцу Льву III (не исключено, что это был и сам император), счел нужным особо отметить участие Г. в еретическом Соборе, то это означает, что отношения между патриархом и императором были весьма непростыми уже с воцарения.

http://pravenc.ru/text/164781.html

Монастыри западного Иерусалима Долина Креста В V столетии грузинский царь Дадиан (греч. Татиан ) построил церковь над корнем священного древа, использованного, по преданию, для создания Креста, на котором был распят Спаситель. Церковь , как и монастырь, возникший при ней, посвящены, естественно, Честному Животворящему Кресту. Потому и долину, где обитель расположена, в нескольких километрах к западу от Старого Города, стали называть Долиной Креста. Сегодня это один из городских районов Западного Иерусалима, лежащий по соседству с престижной улицей Рехавиа и знаменитым Музеем Израиля. Монастырь, четко выделяющийся среди современной застройки своими средневековыми стенами, церковным куполом и колокольней, стал, после ремонта и реставрации в конце 1960-х – начале 1970-х гг., традиционным местом посещения для православных паломников. Земля, на которой воздвигнут монастырь, была подарена в IV столетии императором Константином первому христианскому царю Грузии. Монастырь был разрушен в дни персидского нашествия 614 г. и оставался в запустении до того времени, когда его восстановили грузинские иноки почти 400 лет спустя. Одно из загадочных преданий в истории Крестного монастыря относится к эпохе императора Юстиниана (527–565 гг.). Когда полководец Велизарий отвоевал Рим у готов в 532 г., он нашел будто бы святые сосуды, вывезенные из еврейского Иерусалимского Храма после разрушения Иерусалима в 70 г. н.э. Император распорядился вернуть трофеи в Святой Город. Позже, когда возникла опасность захвата Иерусалима врагами, их поместили для надежности в монастырь Святого Креста, и монахи скрыли их глубоко под землей. ...При набеге на монастырь иноки, искавшие спасения в церкви, были перебиты в ней до последнего человека. Не осталось ни одного, кто бы помнил, где скрыты сокровища... В XII в. в Крестном монастыре жил и окончил свои дни великий грузинский поэт Шота Руставели, автор бессмертной поэмы «Витязь в тигровой шкуре». Говорят, он искал за стенами обители забвения от несчастной любви к знаменитой царице Тамаре. На восточной стороне юго-западного столпа храма осталось на старинной фреске его изображение с грузинской надписью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Нашествие германских племен кимвров и тевтонов на Рим 58–50 гг. до Р.Х. Войны Юлия Цезаря в Галлии 50 гг. до Р.Х «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря 9 г. н.э. Победа германцев над римлянами в Тевтобургском лесу 98 г. н.э. «О происхождении германцев и местоположении Германии» Тацита 165–180 Маркоманские войны III–VI вв. Великое переселение народов 284–305 Правление императора Диоклетиана 306–337 Правление императора Константина I Великого Медиоланский (Миланский) эдикт Константина и Лициния Первый Вселенский собор в Никее 325–375 Правление Германариха в Остготском королевстве Основание Константинополя 330–390 Архиепископ Константинопольский святитель Григорий Богослов Указ Константина о прикреплении колонов к земле 339–397 Архиепископ Медиоланский святитель Амвросий 342–420 Епископ Стридонский блаженный Иероним 350–407 Архиепископ Константинопольский святитель Иоанн Златоуст 354–430 Епископ Иппонский блаженный Августин Приход гуннов в Северное Причерноморье Победа вестготов над римлянами при Адрианополе 379–395 Правление императора Феодосия Великого Эдикт Феодосия Великого о кафолической вере Второй Вселенский собор в Константинополе Разделение Римской империи на Западную и Восточную 395–408 Правление Аркадия в Восточной Римской империи 395–423 Правление Гонория в Западной Римской империи 408–525 Философ Боэций Взятие Рима вестготами во главе с Аларихом 418–507 Вестготское королевство в Южной Галлии 425–455 Правление Валентиниана III в Западной Римской империи 435–453 Правление короля гуннов Атиллы 439–534 Вандальское королевство в Северной Африке 451 июнь 15 Разгром гуннов на Каталаунских полях («Битва народов») Разграбление Рима вандалами Традиционная дата падения Западной Римской империи 480–550 Аббат Бенедикт Нурсийский 481–511 Правление короля франков Хлодвига Создание франкского королевства (битва при Суассоне) 486–751 Династия Меровингов во Франкском королевстве 493–526 Правление короля остготов Теодориха Нач. VI в. Оформление «Салической правды» франков 527–565

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Непредвиденный богословский указ Юстиниана 533 г. А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Установившаяся мягкость в отношении монофизитства и в частности пропаганда любимцев Феодоры в Константинополе приносила неожиданные для Юстиниана плоды. Настроение в пользу монофизитов повышалось. B ноябре 533 г. случилось землетрясение. Жители Константинополя, высыпав на улицы, вдруг начали петь Трисвятое с монофизитским добавлением: «Распныйся за ны.» A затем послышались крики: «Август, сожги томос Халкидонского собора!» Юстиниан был испуган и издал богословский указ, растянутый и не вполне ясный, в духе вскоре сочиненной им песни «Единородный Сыне и Слове Божий» с формулами: «Одному и Тому же Христу принадлежат и чудеса и страдания.» Так понемногу сдавались позиции Халкидонского собора. Этим указом, как единолично императорским приказом иерархии, Юстиниан заложил первый основной камень создания V Вселенского собора. Теперь он всей силой своей власти предписал выполнение своего богословского указа всей иерархии с особым дополнительным насилием над папами и Западом. Суть этой «реалистической,» в глазах Юстиниана, линии сводилась к тактическим и внешним уступкам восточной монофизитствующей психологии, при сохранении православной, вселенской, западно-восточной, романо-византийской догмы первых четырех вселенских соборов. Пусть это иллюзия, но иллюзия добросовестная. Так сознавался высший долг сохранения высшей для императора ценности — единственной мировой христианской империи. A насколько высшая общеимперская власть не в силах была справиться с монофизитскими вкусами восточных областей греко-римского государства, видно из уступок центра при назначении возглавителей диоцезальных кафедр.

http://sedmitza.ru/lib/text/435230/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010