Положение в Египте А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Бесполезным и безумным предсмертным актом Ираклия было заключение несчастного патриарха Кира в темницу. Новой властью, т.е. Мартиной и Ираклоной, Кир был освобожден и помилован. Они уже понимали, что не вина Кира — неизбежное падение Египта. Кир советовал заблаговременно сговориться с арабами, чтобы эвакуация Египта не была столь убыточной. Теперь Константинополь с грустью, но мужественно подписал (8 ноября 641 г.) договор ο сдаче всего Египта в течение 11 месяцев перемирия. Арабы обязались уважать христианские церкви и не вмешиваться в религиозные дела. Так кончилось 1000-летнее господство греков в Египте. Сам Кир умер 21 марта 642 г. Ему византийцы выбрали в преемники Петра, но уже должны были вывезти вместе с собой этого последнего «мелкитского» патриарха. A коптский монофизитский патриарх Вениамин тотчас же был вызван завоевателями из пустыни и с привилегиями водворен в Александрии на место изгнанных «мелкитов.» Но Вениамину пришлось созерцать печальную сторону этой «победы.» Коптская народная масса, претерпевшая от греков гонения и даже мученичества за отрицание богословия папы Льва и Халкидонского собора, многими тысячами повалила в ислам и этим вскрыла внутреннюю подоплеку своего упорного сопротивления византийской ортодоксии. Ислам избавлял этих коптов от особых податей и льстил надеждой зажить с комфортом, якобы, в своем национальном государстве. «Плоть и кровь» сильнее веры как интереса только духовного. Ни копты, ни сирийцы в христианстве не были прямыми политическими врагами Византии. Они просто не хотели ничем жертвовать для защиты византийской власти. Если бы византийское правительство их не притесняло, тο y них не было бы и мотива предпочитать новое арабское иго старому греческому. Так идея религиозной монолитности, обязательная для πιστς βασιλες, не могла создать более глубокой культурной и политической ассимиляции иноплеменников. A до идеи веротерпимости тогда еще человечество не дожило. Для чего теперь византийскому правительству «игра» в «монофелитство»? Это ухищрение потеряло живой смысл. Началось отступление от навязанного самим себе «Эктезиса.».. A Рим, как ему и было свойственно, не вдаваясь в метафизические тонкости, снова выходит на свойственный ему путь традиционного консерватизма. Рим противится хитрым выдумкам византийской религиозной политики и являет собою пример и опору в сохранении вселенского православия. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435314/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНИКИЯ ЮЛИАНА (ок. 462-528), знатная визант. дама, дочь одного из последних имп. Зап. Римской империи, Флавия Аникия Олибрия , и Плацидии. Ее муж, военачальник-германец Ареобинд, и сын Флавий (муж Ирины, дочери имп. Анастасия I ) претендовали на имп. престол. А. Ю. покровительствовала искусствам, выступая в роли ктитора, задавала тон художественной жизни К-поля; соперничала в строительстве с имп. Юстинианом I (527-565). Рядом с дворцом, на пути процессий с Форума Феодосия в ц. святых Апостолов, А. Ю. возвела храм св. Полиевкта , 524-527 гг. Это купольная базилика к-польской школы, к-рая оставалась самым большим и роскошным церковным сооружением в К-поле вплоть до постройки в 30-х гг. VI в. соборов Св. Софии и св. Ирины. Храм погиб в XIII в.; был полностью раскопан в 60-х гг. ХХ в. (Р. М. Харрисон, Н. Фиратли). Предполагаемый портрет Аникии Юлианы. Мраморный бюст. 1-я четв. VI в. (Метрополитен-музей. Нью-Йорк) Предполагаемый портрет Аникии Юлианы. Мраморный бюст. 1-я четв. VI в. (Метрополитен-музей. Нью-Йорк) По заказу А. Ю. в К-поле ок. 512 г. был выполнен греч. список неск. медицинских трактатов, самым объемным из них был текст автора I в. Диоскорида из Аназарва (Vindob. med. gr. 1, ок. 512 г.). На посвятительной миниатюре этой рукописи помещен портрет А. Ю., восхваляющий ее меценатскую деятельность (fol. 6v). Мраморный скульптурный бюст придворной дамы (Метрополитен-музей. Нью-Йорк) предположительно считается портретом А. Ю. на основании физиогномического сходства с изображением в рукописи Диоскорида. Поскольку бюст является редким исключением в изобразительном искусстве 1-й четв. VI в., это дало основание ряду исследователей датировать его более ранним временем и соответственно подвергнуть сомнению идентификацию с А. Ю. Лит.: Unterkircher Fr. Die Restaurierung des Wiener Dioskurides//JÖBG. 1961. Bd. 10. S. 9-20; Alf ö ldi-Rosenbaum E. Portrait Bust of a Young Lady of the Time of Justinian//Metropolitan Museum J. 1968. Vol. 1. P. 19-40; Gerstinger H. Dioscurides, Codex Vindobonensis med. Gr. 1. Graz, 1970; Weitzmann K. Late Antique and Early Christian Book Illumination. L., 1977. P. 61-71; Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century/Ed. K. Weitzmann. N. Y., 1979. P. 292-295. Cat. 272; Harrison R. M. Excavations at Sarashane in Istanbul. Princeton, 1986. Vol. 1; idem. A Temple for Byzantium: The Discovery and Excavation of Anicia Juliana " s Palace-Church in Istanbul. Austin, 1989. Л. А. Беляев, О. Е. Этингоф Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в.

http://pravenc.ru/text/115494.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МОНАСТЫРЬ ЭЛЬ-ХУМАЙРА [Георгия святого мон-рь Эль-Хумайра; араб. Мар-Джирджис Хумайра - красноватый, название дано по цвету местной почвы], один из крупнейших мон-рей Антиохийского Патриархата. Находится примерно в 60 км от г. Хомса, на юж. склонах хребта Ансария (Джабаль-Алави), у дороги от Средиземноморского побережья в глубь Сирии. Возник предположительно в визант. время, его основателем традиционно считают имп. Юстиниана (527-565). Однако, судя по нек-рым археологическим данным, мон-рь существовал уже в V в. Основные сведения об этой обители содержатся в источниках XVII - нач. XX в. Мон-рь славился чудотворениями у иконы св. вмч. Георгия, привлекавшей паломников даже из-за пределов Сирии, не только христиан, но и мусульман, в частности окрестных алавитов. Самое большое количество паломников прибывало на праздник Воздвижение Креста Господня, богомольцы расселялись в палаточных лагерях вокруг обители, к мон-рю съезжались торговцы, и ок. 2 недель шла ярмарка. Мон-рь, владевший значительными имениями и стадами, а также получавший щедрую милостыню, был важным центром социальной поддержки окрестного населения. Он кормил за свой счет паломников всех исповеданий, проходящие мимо торговые караваны, а также множество нищих и немощных. В период тесных связей Антиохийской Церкви с Россией при патриархе Макарии (сер. XVII в.) мон-рь св. Георгия в числе др. сир. обителей периодически получал милостыню из России. Подробное описание этой обители было оставлено В. Г. Григоровичем-Барским (1727) и рядом поздних авторов. В нач. XVIII в. и в 1837-1838 гг. мон-рь перестраивался, во время реконструкции в 30-х гг. XIX в. в обители была возведена вторая церковь. Численность монахов в XVIII-XIX вв. составляла 30-40 чел., гл. обр. арабов, хотя в XVIII в. среди братии было немало греков. Строительство совр. монастырской церкви, довольно значительной по размерам, началось в 1857 г. В ней находится деревянный резной иконостас, изготовленный в Дамаске между 1865 и 1899 гг. Он считается самым большим иконостасом в Сирии и Ливане. В наст. время в мон-ре более 10 монахов. 2 раза в год (в день памяти вмч. Георгия, 6 мая, и на праздник Воздвижения Креста Господня) он становится местом массового паломничества христиан. Лит.: Пешеходца Василия Григоровича-Барскаго-Плаки-Албова, уроженца Киевскаго, монаха Антиохийскаго, путешествие к св. местам в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 г., им самим писанное. СПб., 18005. Ч. 1; Соловьев С. Монастырь св. Георгия в Сирии//СИППО. 1905. С. 547-555; Панченко К. А. Монастыри в правосл. Антиохийском патриархате в XVI - нач. XIX вв.//ВМУ. Сер. 13: Востоковедение. 2004. 4. С. 89-113. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164487.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДАНА Адана [греч. ρδβλθυοτεΑδανα, арм. , тур. Adana], город в киликийской долине, на р. Сейхан (древнее название - Сар), центр одноименного вилайета в Турции. Впервые упоминается в «Анабасисе» Ксенофонта; происхождение названия неясно. При сир. царе Антиохе IV (175-164 до Р. Х.) город, называвшийся Антиохией-на-Саре, достиг процветания. В рим. и визант. эпоху являлся одним из пограничных центров Киликии. Входил в состав Антиохийского Патриархата; среди кафедр, подчиненных митрополии Тарса , епископия А. числилась на 5-м месте. После периодов араб. и сельджукского владычества А. оказывается во владениях основателя арм. династии Гетумидов кн. Ошина. В 1097 г. город занят крестоносцами; в 1130-1132 гг. отвоеван Левоном I; в XII-XIV вв.- в составе Киликийского армянского царства. В А. проходили Соборы Армянской Церкви 1303 и 1316 гг., на последнем была провозглашена уния с католич. Церковью (решение не было реализовано). В XIV в. А. была захвачена мамлюками, в нач. XVI в. вошла в состав Османской империи . В наст. время 4-й по величине город Турции (население - 916 тыс., 1990). Среди сохранившихся памятников А.- построенный в античную эпоху 22-пролетный мост на р. Сейхан (перестраивался при имп. Юстиниане I (527-565), затем в 743 и 840); в XIII-XIV вв. возведены царский дворец, церкви Сурб Аствацацин (Богородицы), Сурб Минас, Сурб Степанос и др. В коллекции местного музея хранятся произведения античного и средневек. искусства из раскопок в Киликии (саркофаги, мозаики, серебряный исаврийский реликварий ок. 400 г. и др.). А. Ю. Казарян Рубрики: Ключевые слова: ИРАКЛИЯ ПОНТИЙСКАЯ [Гераклея; Понтираклия], античный греч., визант. и совр. тур. город в Сев. Анатолии, на юго-зап. побережье Чёрного м., митрополия К-польской Православной Церкви ИРАКЛИЯ ФРАКИЙСКАЯ [Гераклея; тур. Мармара-Эреглиси], город на сев. берегу Мраморного м. (Пропонтиды), центр митрополии К-польской Православной Церкви ПАФЛАГОНИЯ историческая область на севере М. Азии (совр. Турция); рим. провинция, древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви (КПЦ) АНАЗАРВ древний город в вост. части Киликии (юго-запад Малой Азии, близ совр. Агачлы, Турция), митрополия в сост. Антиохийского Патриархата

http://pravenc.ru/text/82721.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Церкви от Миланского эдикта (313 г. ) до разделения Церквей (1054 г. ). История Церкви на Западе (Римская кафедра, диоцезы).Вероучение. Богословие. Борьба с ересями и расколами ГЕОРГИЙ КАППАДОКИЕЦ арианин, занимавший Александрийскую кафедру во время 3-го изгнания свт. Афанасия I Великого (356 - 361) ДИФИЗИТСТВО богословская доктрина, выражающая христ. веру в истинное божество и истинное человечество Иисуса Христа в концепции двух природ Христа - божественной и человеческой ЕВДОКСИЙ († 370/1), еп. Германикийский (после 327-357), Антиохийский (358 - 359), К-польский (360 - 370/1), один из ересиархов арианства ЕВПОР (кон. V - нач. VI в.), сириец-монофизит, основатель «династии» визант. переводчиков и дипломатов в странах Востока ЕВСЕВИЙ († 371), еп. г. Верцеллы (ныне Верчелли, Италия), церковный деятель и богослов, боролся с арианской ересью, свт. (пам. зап. 15 дек.) ЕВСЕВИЙ († после 451), еп. Дорилейский, визант. церковный деятель, противник ересей Нестория и Евтихия (крайнее монофизитство) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЕРЕСЬ [греч. - выбор, направление, учение, школа], ошибочное учение, искажающее фундаментальные основы христ. веры «ЗАВЕТ [ЗАВЕЩАНИЕ] ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА» литургико-канонический памятник, в средние века входивший в состав канонических сборников ряда монофизитских Церквей ИАКОВ САРУГСКИЙ (Серугский; 451/2 - 521), еп. г. Батны (Батнан, ныне Суруч, Турция) в окр. Саруг (пров. Осроена); сир. поэт, богослов антихалкидонитского направления ИОАНН ЕГИПТЯНИН († после 541), еп. г. Гефестополь (Ифест, Н. Египет), видный деятель монофизитства эпохи имп. Юстиниана I (527-565) ИСРАЭЛЬ (ок. 870 - 961), еп. Кашкарский, впосл. католикос-патриарх Церкви Востока, несторианский богослов и полемист КАМПИТЫ (нач. IV-V в.), редко употребляемое наименование группы раскольников в древней Александрийской Церкви ЛУКИЙ архиеп. Александрийский (после 24 дек. 361 - 21 февр. 362, 24 окт. 362 - 5 сент. 363, окт. 365 - 1 февр. 366, кон. 375 - 30 мая 378), арианин МИХИАНСКАЯ СХИЗМА церковный раскол в Византии в 795-797 и 806-811 гг., обусловленный каноническими и церковно-политическими разногласиями НЕСТОРИАНСТВО учение, которое получило название по имени его основателя Нестория († не ранее 450), архиеп. К-польского (428-431), осужденного Вселенским III Собором в Эфесе НЕСТОРИЙ (80-е гг. IV в. - не ранее 450), архиеп. К-польский (10 апр. 428 - 3 сент. 431), один из крупнейших представителей Антиохийской школы, основатель несторианства, осужденный на Вселенском III Соборе в Эфесе ПЕЛАГИЙ (2-я пол. IV - 1-я пол. V в.), лат. христ. учитель и богослов, автор экзегетических и нравственно-аскетических сочинений; один из основоположников пелагианства

http://pravenc.ru/rubrics/121320_2.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Конец Консты (668г.). Дипломатические отношения между Римом и Константинополем А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Таким террором было временно наведено молчание во всей империи. Даже в Риме клирики примолкли. Папа Евгений скончался в 657 г. Его преемник Виталий решил смиренно послать свою синодику не только к императору, но и к патриарху Петру. Петр ему ответил. Оба сделали вид, что ничего не произошло. Императору это было особенно нужно. Он уже задумал убежать из Константинополя в Рим и потому искал примирения с римским обществом, раздраженным со времени казни папы Мартина. Конста, как известно, казнил по политическим подозрениям своего брата-диакона и тихомолком прозывался Каином. Его особо мучили привидения. Брат являлся ему с чашей, наполненной кровью, и предлагал причаститься. Конста принял послов папы исключительно дружественно и послал в Рим роскошный евангелистарий, украшенный дорогими камнями. Имя папы Виталия внесено было в первый раз после Гонория в диптихи Константинополя. Конста осуществил свое желание, переселился в 663 г. в Рим. Старый Рим был польщен этой честью. Папа в торжественной процессии за шесть миль от города встретил императора. Конста посещал памятники и храмы Рима, раздавая подарки. Делался вид, что для римлян император православен. Даже когда Конста довольно цинично приказал на государственные нужды взять всю бронзу с куполов церквей, в том числе и крышу с Пантеона (Santa Maria ad Martyres), папа Виталий не протестовал открыто. Сравнительно скоро в Сиракузах именно за свои экспроприации Конста навлек на себя дворцовый переворот. Он был убит в 668 г. Заговорщики провозгласили императором Мжежа (Mesecius), судя по имени, армянина. Но сын Консты Константин одолел Мжежа и утвердился императором. Он возвратился в Константинополь и был прозван Погонатом, т.е. бородатым, так как будто бы отправился на борьбу против Мжежа еще без бороды, a вернулся бородатым. Хотя Константин Порфирородный впоследствии называет Погонатом еще и его отца — Консту. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435335/

Воссоединение сирских яковитов (630 г.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Ираклий явился в сирскую Эдессу победителем. Монофозитский епископ Исаия и монофизитские монахи торжественно встретили его. По словам монофизитского историка Михаила-Сириянина, Ираклий пытался разыграть роль соединителя церквей de facto без всяких споров, будто и не было никакого разрыва. B день Рождества 630 г. Ираклий присутствовал на литургии, совершаемой Исаией, и подошел к чаше причащения. Это означало бы признание соединения церквей, хотя бы с несущественными оформлениями впоследствии. Но Исаия потребовал от императора тут же публичного отречения от Халкидонского собора. Император повернулся и вышел. A по окончании литургии церковь была отнята y монофизитов и передана «мелкитам.» Исаия обратился к монофизитскому Антиохийскому патриарху Афанасию. Но император прибыл в Иераполь (Мабут). Туда же прибыл и Афанасий в сопровождении 12 епископов. Император предложил Афанасию воссоединение на условии, что он воспретит споры ο двух волях, во всяком случае эту формулу ο двух волях. При этом условии император предложил Афанасию место греко-кафолического патриарха в Антиохии. Это место до 636 г. не было занято. B результате переговоров несколько епископов и монастырей приняли воссоединение на основе моноэнергизма. B Палестине среди православных это воссоединение вызвало недовольство, но сразу протестовать против недавнего освободителя святых мест Ираклия было неудобно. Монах монастыря св. Саввы Антиох писал: «Слышно, говорят об Антиохии, что там появился предтеча антихриста, который хочет овладеть антиохийским престолом. Называют его Афанасием, a проповедует он учения Аполлинария, Евтихия, Севира и Якова. Тревожная весть для православных жителей св. града и соседних монастырей...» Однако моноэнергизм (монофелитизм) здесь на время закрепился и остался. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435296/

Еретичество папы Гонория А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Как известно, последующий VI Вселенский собор 680-681 гт. анафематствовал папу Гонория и этим отнял всякое право y римских богословов замалчивать или перетолковывать соблазнительный для них факт еретичества папы. Неудивительно, что мы имеем по этому вопросу огромную римско-католическую литературу. Кардинал Hergenroether в своей церковной истории цитирует 16 католических ученых, решающих вопрос не в пользу папы Гонория, и 82 — его выгораживающих. Вот вкратце их ухищренная аргументация с нашими возражениями. I. И послание папы Гонория, и деяния VI Вселенского собора интерполированы. Но ведь не только эти деяния говорят ο ереси папы Гонория, a и множество других документов и писем той эпохи свидетельствуют o том же. II. Латиняне говорят, что собор осудил бы ложное мнение, даже если бы оно и принадлежало папе. Однако на деле мнение папы были другим . Осужден ошибочный факт (error facti), a не лицо. III. Папа действовал так из «икономии,» желая погасить спор. Но ведь папа принял в споре под защиту только одну сторону. IV. Будто бы папа высказал это суждение не ex cathedra. Ho тогда что же такое ex cathedra? Тут целая половина церкви тревожно и ответственно ждет отклика от другой половины. Обращение к папе сделано было официально, как именно к папе, и по вопросу догматическому. V. Указывают на второе послание папы. Оно бесспорно мягче, но и оно не отрекается от первого, не осуждает его. VI. Говорят: Сергий завлек папу неправильной постановкой вопроса. Но в том-то и дело, что папа не способен был разглядеть эту неправоту. Где же его дар непогрешимости? VII. Да, выражение (εν θλημα) неправильно. Ho мысль папы была правильна, ибо он утверждал томос папы Льва. Но ведь в том-то и состоят ереси, что из правильных церковных предпосылок делаются неправильные выводы. Так и Сергий с Киром из гармонии и безгрешности воли во Христе делали вывод и ο «миа энергиа,» и об «эн телима,» но уже в сознательном восточном онтологическом смысле. И Хефеле (в Konziliengeschichte), менявший свое мнение ο степени виновности папы Гонория, и его французский переводчик и переиздатель Leclercq все-таки признают, что Гонорий был и плохим богословом . И если он так поступил из «икономии,» то был столь же плохим политиком : он не знал и не понимал Востока, не различал качеств лиц Сергия и Софрония. He понимал, с каким делом он соприкасается и какую поддержку дает еретикам. Где же тогда его «дар infallibilitatis»? Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435302/

Преемники Ираклия А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Ираклий завещал перед смертью свою власть двоим своим сыновьям. Старшему, от первого брака, 27-летнему Константину и младшему, от Мартины, Ираклиону, 18-и лет от роду. Но честолюбивая Мартина не хотела отказаться совсем от своей роли и явилась сначала одна на ипподроме перед народом. Но против нее было (из-за брака) всегда предубеждение. A теперь, может быть, прибавилось нерасположение православных из-за монофелитства. Возбудителями недовольства были акимиты. Из толпы послышались крики: «А где наши василевсы Константин и Ираклона? Разве женщина будет принимать посланников? Разве женщина пойдет на войну? He дай Бог нам иметь правительство, над которым засмеются персы!» Мартина стушевалась, и воцарились братья. Константин умер через сто три дня, 25 мая 641 г., Мартина тут была ни при чем. Но ее заподозрили в отравлении Константина. Опасались, что она изведет и двух маленьких сыновей Константина. Старший наследник тоже носил имя Константин, но за малолетством и в просторечии прозывался еще Конста. Мартине пришлось давать клятву перед крестом в Св. Софии, что она не будет вредить детям своего пасынка. Мартина даже короновала Консту, но смута не успокаивалась. Патриарху Пирру, приверженцу Мартины, пришлось бежать в Карфагенскую Африку, письменно отрекшись от патриаршества с клятвой пред престолом в Св. Софии. B Африку в эти годы собралось большое количество греческих беженцев, покидавших восточные окраины под давлением персидского и арабского нашествий. B бывшей Карфагенской Африке существовала какая-то «материальная база» для жизни и деятельности разных кругов византийского общества. Наместники Византии чувствовали себя там довольно автономными и даже соблазнялись на сепаратистские авантюры. Сенат (синклит), обеспечивая твердость наследственного преемства императорской власти, пришел к решению устранить полностью с дороги и Ираклону, и Мартину. Жестокая древность была слишком прямолинейна. Мало того что мать и сына послали в безвестную ссылку, но еще и изуродовали их. Мартине отрезали язык, a Ираклоне — нос. Конста был провозглашен единодержавным императором и процарствовал до своей смерти в 668 г.  В. В. Болотов (Визан. Временник XIV, 1, 74) советует его имя произносить “Ираклона” (Ηρακλονας) οт сирской формы уменьшительного имени от Ираклий — Heraglônâ.  Имеется в виду Констанс II (641-668). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435311/

К. и М. попросили старца постричь их в монахи. После этого М. ушла в жен. мон-рь, старец с братьями удалился в пустыню, К. послал в К-поль указание продать имение и раздать деньги бедным и стал отшельником. М. стяжала дар исцеления слепых и бесноватых. К. был наделен даром прозрения. В преклонном возрасте они с миром отошли ко Господу. И. и А. через много лет, проведенных в пустыне, преставились ко Господу. Очевидно, что Житие К., М., А. и И. содержит черты античного романа, к-рые заимствовали и переработали христ. агиографы. В основу сюжета положен мотив разлучения и поиска родственников, считающих друг друга погибшими; семье помогает воссоединиться некий св. муж. Похожий сюжет представлен, напр., в одном из жизнеописаний сщмч. Климента , еп. Римского. Для датировки Жития преподобных особенно важно упоминание в источниках Берита, где со времен Римской империи существовала очень известная школа права (основана ок. 200 по приказу имп. Септимия Севера). Она была известна и в ранний период Византийской империи, до 551-555 гг., когда сильное землетрясение разрушило Берит. После этого бедствия школа так и не была восстановлена. Большинство исследователей считают, что святые жили во времена правления имп. Юстиниана I (527-565). Предание, известное в Византии, отождествляло И., сына К., с прп. Иоанном Лествичником (пам. 30 марта), происхождение и точное время рождения к-рого неизвестно. Это давало основание для появления различных гипотез. Так, визант. историк XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул писал, что: «Сей (Иоанн Лествичник.- О. Афиногенова), как говорят некоторые, является сыном святого Ксенофонта. У него был и брат Аркадий» ( Niceph. Callist. Exegesis. Σ. 13). В достоверных ранних источниках подтверждения этим сведениям нет. Также ничем не подтверждается предание о том, что К. является основателем афонского мон-ря Ксенофонт (см. ст.: Ксенофонта преподобного монастырь ). К. почитается в лавре Саввы Освященного (зап. берег р. Иордан). Там находится череп святого. Колено К. хранится в мон-ре св. Георгия близ Лимассола (Кипр), др. частицы мощей - в исихастирии свт. Николая (Ано-Ватия, о-в Эвбея, Греция) и в ц. св. Лазаря (Кофинас, о-в Хиос) ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//OriensChr. 1970. Bd. 54. S. 265). Гробница М. находится в мон-ре Феодосия Великого в Иудейской пустыне в 11 км к востоку от Вифлеема.

http://pravenc.ru/text/2462143.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010