212 К сожалению, в литературе это письмо Ленина не всегда датируется 19 марта 1922 г. При первой публикации документа в 1970 г. письмо было датировано 10 февраля 1922 г. На ошибочность подобной датировки, делая републикацию данного документа, указал Л.Л. Регельсон. Тем не менее, М. А. Поповск ий в книге, посвященной архиепископу Луке (В.Ф. Войно-Ясенецкому), посчитал, что письмо следует датировать 19 февраля 1922 г. В работе о. А. Венгера, вышедшей в свет в 1987 г. и изданной на русском языке в 2000 г., утверждается, что Ленин направил свое письмо Молотову 15 марта 1922 г. Тверская исследовательница Т.Г. Леонтьева уже после официальной публикации документа в 1990 г. в одной из своих работ упоминает письмо Ленина с датой 6 марта 1922 г., утверждая при этом, что данным документом было санкционировано начало кампании по изъятию церковных ценностей. См.: Неизданное письмо В.И. Ленина членам Политбюро//Вестник русского студенческого христианского движения. 1970. 98. С. 54–57; Регельсон Л.[Л.] Трагедия Русской Церкви... С. 280–284; Поповский М.[А.] Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. Paris, 1979. С. 128; Венгер А. Рим и Москва... С. 136; Леонтьева Т.Г. Духовенство и сельский мир. 1905–1922//Академик П.В. Волобуев. Неопубликованные работы. Воспоминания. Статьи. М., 2000. С. 282. 213 Мысль о применении жестокостей для достижения «известной политической цели» Ленин почерпнул у «одного умного писателя по государственным вопросам». Несомненно, председатель СНК имел в виду Никколо Макиавелли и его знаменитую книгу «Государь», конец VIII главы которой под названием «О правителях, достигающих верховной власти бесчестными средствами» он и пересказал в своем письме. См.: Макиавелли Н. Государь (II Principe) и рассуждения на первые три книги Тита Ливия/Пер. с итальянского и под ред. Н. Курочкина. СПб., 1869. С. 39–40; а также: Юсим М.А. Макиавелли в России: Мораль и политика на протяжении пяти столетий. М., 1998. С. 196–197. 215 Там же. Л. 1–4; Неизданное письмо В.И. Ленина... С. 54–57; Регельсон Л.[Л.] Трагедия Русской Церкви... С. 280–284; Новые документы В.И. Ленина... С. 190–193 (перепечатано: Ленин В.И. Неизвестные документы... С. 516–519); РПЦ. С. 88–92; и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Достойно ли это прощения?... – Молиться, говорят, могу я и дома, а слушать беседу и учение дома невозможно. Ошибаешься ты, человек; молиться, конечно, можно и дома, но молиться так, как в церкви, где такое множество отцов, где единодушно воссылается песнь к Богу, дома невозможно. Ты не будешь так скоро услышан, молясь Владыке у себя, как молясь с своими братьями. Здесь есть нечто бльшее, как-то: единодушие и согласие, союз любви и молитвы священников. Для того и предстоят священники, чтобы молитвы народа, как слабейшие, соединясь с их молитвами сильнейшими, вместе с ними восходили на небо… Молитва с народом имеет больше силы и гораздо больше дерзновения, нежели молитва , совершаемая дома и наедине (см.: 2Кор. 1:1011 ). Так, Петр избежал темницы: молитва же бе прилежна, бываемая от церкве к Богу о нем (ср.: Деян. 12:5 ). Если же Петру помогла молитва церкви и извела из темницы этот столп (церкви), то как ты, скажи мне, пренебрегаешь ее силою и какое можешь иметь оправдание? Минь. Т. I. С. 725 Творения Т. I. С. 510, 511 178. Ангелы Слово 4. Да скажется ныне началом и властем церковию многоразличная премудрость Божия (ср.: Еф. 3:10 ). Слышишь ли, что небесные силы узнали все это теперь, а не прежде? Что замышляет царь, того не знает щитоносец. Посмотри, какая честь оказана человеческому роду! – вместе с нами и чрез нас вышние силы узнали тайны Царя. Минь. Т. I. С. 730 Творения Т. I. С. 516 179. Святые Таины и бесноватые Когда износятся Святые Таины пред верующих, диакон повелевает тогда приводить бесноватых и наклонять их головы. Это делается с тем, чтобы бесноватые, как узники, представ пред царя, по молитвам верных получили прощение. Многие из присутствующих тогда разговаривают, между тем как вид этих узников должен бы побудить их к усиленной молитве за братьев и заботе о собственной душе. Минь. Т. I. С. 733 Творения Т. I. С. 519, 520 своими словами 180. Станем добре. Как стоять при совершении Евхаристии Прсти станем добре, – возглашает диакон. Это установлено не напрасно и не без причины, но для того, чтобы мы возвышали пресмыкающиеся по земле помыслы, чтобы, отвергнув рассеянность, происходящую у нас от забот о предметах житейских, могли представить душу свою прямо стоящею пред Богом… Представь, близ кого ты стоишь, с кем будешь призывать Бога: с херувимами! Подумай, с кем вместе ты ликуешь, и этого достаточно будет для возбуждения в тебе бдительности, когда вспомнишь, что ты, облеченный телом и связанный плотию, удостоен прославлять общего всем Владыку вместе с бесплотными силами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

П. Красиков настаивает, во избежание всяких неясностей и недоразумений, на названии Комиссии «VII отдел НКЮ». Следующее заседание назначается в 10 1 / 2 час. в Кремле в понедельник 13 мая 1918 года. Собрание закрыто. Председатель 516 Секретарь Помета: Об организ[ации] VIII отд[ела]. ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 688. Л. II-12 об. Копия. II.2.64. Письмо СНК РСФСР в НКЮ РСФСР об упразднении Межведомственной комиссии и образовании Отдела по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства 11 мая 1918 г. В Народный комиссариат юстиции Доводим до Вашего сведения, что Совет народных комиссаров на заседании 8 мая постановил поручить особому отделу при Народном комиссариате юстиции проведение в жизнь Закона об отделении церкви от государства 517 . Межведомственная комиссия, существующая в данное время для этой цели, должна сдать свои дела указанному отделу. Об исполнении просим уведомить. За секретаря Помета: Члену коллегии П.А. Красикову Личная канцелярия ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 688. Л. 16. Подлинник. II.2.65. Протокол совещания VIII (ликвидационного) 518 отдела по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства при НКЮ РСФСР 14 мая 1918 г. Председательствовал управляющий делами Совета народных комиссаров В.Д. Бонч-Бруевич, присутствовали члены совещания: член Коллегии 519 Народного комиссариата юстиции П.А. Красиков, редактор Отдела законодательных предположений при Народном комиссариате юстиции М.А. Рейснер и временно исполняющий обязанности заведующего Отделом по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства А.Ф. Евтихиев. На рассмотрение совещания был представлен план ближайших работ Отдела по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства. Из доклада В.Д. Бонч-Бруевича 520 : работы эти затрагивают интимные интересы миллионов граждан Российской Федеративной Советской Республики, причем, несмотря на наблюдаемое ослабление влияния религии на население, оно продолжает относиться с болезненною восприимчивостью ко всяким незаконным посягательствам на свободу религиозных убеждений и отправление религиозного культа. Поэтому было выражено пожелание, чтобы отдел, неуклонно и последовательно руководя деятельностью мест и властей Российской Федеративной Советской Республики, направленной к установлению новых, созданных Октябрьским переворотом отношений между государством и исповеданиями, на обеспечиваемых Декретом Совета народных комиссаров («Газета) Вр[еменного] Раб[очего] и Кр[естьянского] правительства» от 23 января с. г. за 15) началах свободы совести и отправления религиозных обрядов и борьбы с демагогией и недобросов[естностью] 521 некоторых кругов священ[нослужителей] 522 , возбуждающих недовольство масс, во всех учреждениях 523 ввиду уфозы 524 " ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

493. Festugiere AJ. Op. cit, p. 42. 494. Carcopino J. La vie quotidienne a Rome, p. 151. 495. Rerum gestarum, XXV, 4, 17. 496. Minucius Felix. Octavius, 6. 497. Bayet J. Histoire politique et psychologique de la religion romaine. Paris, 1969, p. 268. 498. Tertullien. De idol, 14. 499. См, например: Апулей. Золотой осел; Овидий. Фасты, III, стих 325. 500. Carcopino J. La vie quotidienne a Rome, p. 238. На основании его работы мы описываем зрелища. 501. Чтобы убедиться в этом, достаточно перечитать «Жизнь 12 цезарей» Светония. См. также: Novatianus. De spectaculis. 502. Lukian. De saltatione, 45; 68; 80. 503. Ювенал. Сатиры, I, 35; VI, 41,63. 504. Valerius Maximus, II, 18, 8. 505. Martial. Epigr., Ill, 86. 506. Seneca. De tranquilitate animi, II, 13- 507. Однако еще до христианства философы — стоики и киники — предостерегали от подобного рода зрелищ. 508. Augustinus. In Ps., 147, 7; ibid., 50, 1; 19,6. 509. Causse A Essai sur le conflit du christianisme primitif et de la civilisation. Paris, 1920, p. 56. 510. Ис. 53- И Тертуллиан, и Ориген цитировали пророка Исайю явно в полемическом смысле, понимая его буквально. 511. Tatien. Orat., 30—34. 512. 1 Apol., 9, 1–5. 513. Отсылаем читателя к исчерпывающему исследованию: Cerfaux L.; Tondriau J. Le culte des souverains. Paris- Tournai, 1957, pp. 313–397. 514. Ibid., pp. 391,394. 515. Mart. Pol., 9. 516. Tertullien. De fuga, 13. См. также: Lopuszanski G.//Antiquite classique, 20,1951, p. 6. 517. Justin. 2 Apol., 2. 518. Cagnat R. Praefectus Urbi//Dictionnaire des Antiquites, IV, p. 620. 519. Pline. Ер., X, 34(43). 520. Dig., XLVII, 22, 1, 3- См. также: Gag6J. Les classes sociales dans l " Empire romain. Paris, 1964, p. 308. 521. В «Дигестах» (XLVII, 22) говорится: «Однако не запрещается собираться в религиозных целях, поскольку это не противоречит постановлению сената, коим исключается создание недозволенных коллегий». 522. Homo L Les empereurs romains et le christianisme. Paris, 1931, p. 39. 523. Ibid. 524. Tertullien. Ad nationes, I, 7, 9MoreauJ. La persecution du christianisme dans l " Empire romain. Paris, 1956, pp. 50—51; GaudementJ. Institutions de l " Antiquite. Paris, 1967, p. 689-

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

В первом, святой Афанасий убеждает верующих праздновать великое торжество Христианства и приглашает вострубить трубами Нового Завета, изображающими ветхозаветные трубы, которыми созывался народ Израильский к своим праздникам. Но радости Пасхальной предшествовал плач покаяния, то есть пост, как и в древнем законе. «Видите ли братия, говорит он 515 как ценится пост и как закон нас к нему понуждает. Он требует, чтобы мы постились не только телом, но и духом. Душа приносит покаяние удалением от лжеучений и питается добродетелями. Добродетели и пороки как бы яства, которые душа может по воле своей избирать. Если она изберет добродетель, то питается правдой, целомудрием, силой; если же отвратится к низшему, то не может питаться иным, кроме греха. Точно так, как Господь наш и Спаситель Иисус Христос есть пища небесная и насыщение святых, согласно словес: Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь.... точно так и диавол есть пища грешников и всех совершающих дела тьмы.... «Возлюбленные мои, 516 дадим душам нашим пищу божественную, подвизаясь пощением тела, и мы также станем достойно праздновать великое и спасительное торжество наше». После весьма красноречивого сравнения прообразовательного заклания агнца иудейского с закланием действительного, истинного агнца Иисуса Христа, Афанасий убеждает верующих праздновать Пасху истинную, совлечением ветхого человека, для жительства человеком возрожденным; затем указывает начало поста на 5-й день Фармуфа, а окончание его на 10-й день того же месяца. В следующий, затем, 11-й день была Пасха, то есть по Пасхалии латинской, 8-ое индов Апрельских. Афанасий указывал, таким образом, только великое пощение или пост страстной седмицы, в течении которой верующие соблюдали почти совершенное воздержание. 517 В то же время возвещает он, что, через семь седмиц после Пасхи, будет праздник Пятидесятницы. 518 Оканчивает же, прося верующих вспомнить неимущих и путешествующих. 519 Братней любовью всегда доказывали христиане верность своему призванию. Во втором Пасхальном послании, Афанасий, после слов о любви Спасителя к человекам, предостерегает верующих от лицемеров старающихся обольстить их лжеучениями. Ясно, что он имел в виду Ария и его последователей, являвших вид благочестия, а в сущности бывших волками, прикрытыми овчими кожами или гробами повапленными. «Они изобретают, говорит он, 520 ереси, потому что, прочитав священные книги, толкуют их не по преданиям святых, но в смысле чисто человеческом. Нет ничего общего, добавляет он, между словами святых и мечтаниями нововводителей. То, что каждый из святых принял, то передает он без всякого изменения, по постоянному и определенному свойству небесного вероучения. Мы должны быть учениками относительно святых, а они наставниками нашими, потому что им вверена была истина, и они сообщили нам божественные события, которых были свидетелями».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Касательно образа богодухновенности пророков Златоуст учит, что не все пророчества они изрекали вдруг. Получая вдохновение в различные времена, они возвещали пророчества свои по частям. Впоследствии же, будучи собраны вместе, пророчества их составили целую книгу 514 . Обычно свои предсказания пророки называли видениям. Этим пророки как бы хотели показать, что воспринимаемое от Бога было для них не менее достоверно, чем то, что они видели зрением в делах житейских 515 . Если Бог есть свет, то и пророки видели будущее, как озаряемые 516 . Поэтому у пророков было в обычае говорить о событиях будущих, как бы уже о совершившихся. В качестве примеров Златоуст указывает на Исаию и Давида. Говоря об умерщвлении Христа, Исаия не сказал, что Он как овча на заколение ведён будет, в будущем времени, – „но как овча ведён был Он на заклание” ( Ис. 53:7 ). В то время Сын Божий ещё не воплотился, а пророк говорит о будущем событии как уже сбывшемся. Также и Давид, предзнаменуя крест, не сказал: пронзают руки Мои и ноги Мои, но: „пронзили руки Мои и ноги Мои” ( Пс. 21:17 ). Говоря о предателе, который ещё не родился, Давид выражается так: „человек, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту” ( Пс. 60:10 ). Подобным образом пророк говорит и о том, что произошло на кресте: „дали мне в пищу желчь и в жажде моей напоили меня уксусом” ( Пс. 68:22 ) 517 . Иногда же свои пророчества пророки называют „бременем” ( λμμα) (ср. Наум. 1:1 ). Так как пророки говорили, будучи объемлемы Духом ( λαμβαν μενοι), то, поэтому, они и обозначали получение Духа „бременем” 518 . Определяя божественный момент в понятии о пророческом вдохновении, Златоуст сравнивает пророческий дар с даром учительским. Пророчествующий говорит всё от Духа; учащий – иногда от собственного разума ( που κα ξ οκε ας διανοας). Кто говорит всё от Духа, дело того всецело есть дар. Учащий же говорит многое и от себя, хотя, конечно, согласно с божественными Писаниями. Следовательно, дело учащего требует труда человеческого 519 . На богодухновенности основываются и высшие свойства пророческих Писаний. Слово пророков не может погрешить 520 . Как призывающему имя Божие, пророку не возможно лгать 521 . Так как блаженные пророки говорили по внушению божественного Духа ( Πνεματι θεω νηχομενοι), то и книги их, как написанные Духом, содержат в себе неисчерпаемое богатство мыслей 522 . Благодаря пророческим Писаниям, до пределов вселенной пронесены были вечные глаголы. Лучше пусть померкнет солнце, чем предадутся забвению слова боговдохновенных пророков 523 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Положение высшей школы долго еще подвергалось колебаниям в зависимости от изменчивых вкусов римской курии 516 . М. Грек устремился в Милан. С начала XV в. (1418) здесь возникает высшая школа, учрежденная Филип.Марией Висконти, и вскоре затем появляются гуманисты, не исключая Филельфа, и это отношение продолжалось в правление герцога Сфорцы. Так, здесь преподавали де-Варзицца, Конст.Ласкарис, Дечембрио и др. 517 . Захвативший впоследствии власть Люд.Моро (1446), не смотря на свой деспотизм, охотно проводил время среди ученых и художников и основал академию, в которой являются Браманте и Леонардо да-Винчи 518 . С 1492–1511 г. здесь учил Халкондил, а также были им приглашены Георгий Мерул и Александр Минуциан для объяснения древних классиков 519 . Почти не было гуманиста, который верил бы в астрологию 520 , но Люд.Моро, основываясь на ней, считал свою власть и жизнь неприкосновенными. Однако он ошибся. Вызвав своими действиями неудовольствие Людовика XII, он был взят им в плен (1500), отвезен во Францию и посажен в замок Лоос, где и умер (1510 г. 521 ). Максим Грек оставил Флоренцию, вероятно, вскоре по смерти Савонаролы (1498), так как он обстоятельно рассказывает о своем пребывании в Милане при Люд.Моро (1500). «Вот что, – говорит он, – я видел собственными глазами, а не от иного кого слышал, и сообщаю по истине, как перед Богом. Град есть пресветлый и многонародный в Италии, Медиолан нарицаемый, бесчисленными благами изобилующий, необходимыми в жизни, но наиболее мужами мудрыми и благородными, благосклонными к странникам, стоящий во главе страны, называемой Лонгобардия. Игемоном его был по латыни называемый дукс, именем Людовик, наречением Морос, господство которого разрушил преименитый король западных галатов (галлов, французов), Люиз именем (Людовик XII). Дукс сей к прочим своим премногим злобам и мучительским делам и умышлениям привлек некоего ученого (магистра) астролога Амвросия Розада нарицаемого 522 , имевшего первенство между тогдашними астрологами, который возъимел над ним власть и убедил его своими действиями до того, что Людовик возомнил себя вскоре стать господином всей Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Последствия этого подхода для понимания проблемы способности и неспособности человека в историческом плане имеют чрезвычайное значение, и о них необходимо здесь упомянуть, хотя нам, в силу ограниченного объема данной работы, придется сделать это кратко. Благодаря взаимообогащению боэцианского и августиновского подходов к феномену человека, в нашей западной философии и культуре сформировалось понятие человека из синтеза двух основных составляющих: рациональной индивидуальности, 515 с одной стороны, и психологического опыта и сознания, с другой. 516 Именно на основании этого синтеза западная мысль и разработала концепцию лица как индивида и (или) индивидуальности, то есть единицы, наделенной интеллектуальными, психологическими и нравственными качествами, которые связывает воедино ось сознания. 517 Так, отличительная особенность человека стала отождествляться с его способностью сознавать себя и других и, таким образом, быть автономной самостью, которая полагает намерение, мыслит, решает, действует и производит результаты. Однако большая трудность для богословия в постановке вопроса о способности и неспособности человека в контексте этого подхода заключается не только в его последствиях, которые начинают волновать богословов и обычных христиан во всем мире, 518 но и в том факте, что в феномене человека есть нечто такое, что противодействует любым попыткам определить человека с точки зрения его «сущности» или качеств. Попытки превратить аристотелевское прилагательное «разумный» в сущностное определение человека (например, объясняя уникальность человека в терминах его «разума», «сознания» и т. д.) не могут считаться серьезным доказательством того, что есть нечто такое, что коренным образом, а не просто в некоторой степени, отличает человека от других животных, ведь, как писал Дарвин в «Происхождении человека», «различие душевных способностей человека и высших животных, это различие – лишь по степени, а не по роду». 519 В то же время лингвисты, пытающиеся доказать, что уникальность человека заключается в его языке, не смогли дать достойный ответ многочисленным критикам. Кроме всего этого, вследствие растущей перспективы создания интеллектуальных существ с помощью технологических средств (например, с помощью вычислительной техники) подход к уникальности человека, базирующийся на идее его «сущности», вызывает все меньше доверия. 520

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

513 Схолия: «Здесь он описывает любовь как нечто наиболее совершенное. И показывает, что два динария суть любовь к Богу и любовь к ближнему». 514 Букв. «вселение Христово» ( τν το Χριστο νοκησιν). Понятие νοκησις в христианской письменности имело два основных значения: 1) обозначало обитание Бога (особенно Св. Духа) в человеке и 2) имело чисто христологический смысл, т. е. обозначало способ соединения божественной природы с человеческой во Христе. Во втором значении оно использовалось преимущественно сторонниками антиохийской христологии – в первую очередь Феодором Мопсуестийским (см.: Lampe G. W. H. Op. cit., р. 477). В качестве примера первого значения, которое подразумевается здесь преп. Максимом, можно привести и преп. Макария Египетского , который говорит об «удостоившихся чаемых благ, то есть вселения Господа» (Neue Homilien des Makarius/Symeon. Hrsg. von E. Klostermann und H. Berthold. B., 1961, S. 139). 516 Другими словами, благодать Божия, даруемая святым крещением, всегда пребывает в нас, но находится как бы «под спудом» страстей, грехов и пороков. 517 Схолия: «Потому что заботливо пекущиеся о земных вещах в силу необходимости отпадают от святой любви. А поэтому из-за этих земных вещей они питают непримиримую ненависть к соплеменникам». 518 Схолия: «Святой монах Кидоний был оклеветан в том и в другом; но, воззрев на Бога Сусанны, укрепился божественной надеждой». 519 В данном случае преп. Максим, с одной стороны, как бы противопоставляет φσις и γνμη, а с другой, сополагает их. Как и в «Ареопагитиках», для него τ θεομμητον есть цель духовного преуспеяния. В одном из своих посланий преп. Максим (PG 91, 364) замечает, что добродетель зависит от свободной воли ( γνμης) человека, а не от его общественного положения («чина» – τξεως), также как и «богоподражательность» ( τ θεομμητον) имеет своей причиной внутреннее расположение каждого ( διαθσεως), а не «звание» ( οκ ξας). 520 Букв. «средними вещами» ( τος μσοις... πργμασι). Возможно, здесь отзвуки стоической этики с ее известным учением об διφορα, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

516. Мин ду шу. – Описание императорского города Мин в древние времена (в провинции Фуцян). 517. Тхан лян цзин-чэн фан кхау. – Тщательный обзор муниципалитетов столичных при двух династиях Тхан и в частности – города Пекина. 518. Чэнь-юань ши люэ. – Собрание сведений, знакомящих с императорским городом. 519. Да-цзин цзи-ин бу люэ. – Очерк достопримечательностей императорского города. 520. Ду-чэн син ши кхау. – Тщательное рассмотрение расположения стен императорского города. 521. Син цзэн ду-мынь цзи люэ. – Исторический очерк вновь устроенных в императорском городе ворот. 522. Ду-мынь цзи люэ. – Исторический очерк ворот в императорском городе. 523. Ду-мынь цза цзи. – Исследование о сквозных воротах императорского города, пробитых в стене. 524. Шеу-шань цюань шу. – Подробное исследование столичного города. 525. Цзин-цзяо бэй сун и 526. Цзин-цзяо лю син чжун-го-бэй. – Каменная храмовая таблица (VII ст. найденная в г. Си-ань-фу, месте утверждения сирских миссионеров и христиан), с начертанием на оной публичной похвалы христианскому вероучению и нравственному направлению в Китае. 527. Тхун цзянь. – Исторический аннал. 528. Цзы чжи тхун-цзянь. – Исторический аннал об управлении. 529. Гэ ю. – Диалоги о государстве. 530. Ли дай янь гэ. – О браздах правления, последовательно переходящих от одной династии к другой. 531. Лун кхань шеу цзянь. – «Зерцало дракона или изображения, характеристика и описание жизни» императоров Китая. 532. Ли дай тхун цзи бяо. – Повременная хроника императоров Китая, составленная в хронологическом порядке с таблицами. 533. Ди-ван мяо ши нянь хуэй тху. – Очерк посмертных исторических имен, усвоенных китайским императорам и особам царствующего дома, какими они значатся на таблицах, в храмах предков. 534. Чжан гэ цэ. – «Стратагема воюющих государей» или книга, в коей определяются отношения ленных князей между собою и с императорами Китая на основании договоров. 535. Хуан-чау фэнь бу яу ли. – Летописный сборник пограничных договоров китайских императоров с ленными князьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010