Прощаются ей многие грехи, потому что она возлюбила много. Но не мы первые возлюбили Господа, как Он Сам говорит, а Он первым возлюбил нас. И Он жизнь Свою отдает, чтобы нам открылось подлинное понимание жизни. Чтобы мы узнали, что такое грех и что такое любовь и покаяние. Ничего великого никогда не приобретается без скорбей, без крови, без отдачи себя. И Господь Крестом Своим, Своими страданиями открывает нам путь к истинному покаянию. А мы далеки от такого покаяния. И напоминает нам об этом не только пример Симона фарисея. Мы слышим сегодня во втором Евангелии, как лучшие из учеников Христовых умоляют Господа быть первыми, когда Он придет в Своей славе. Христос говорит: «Вот мы восходим в Иерусалим», — это обращено ко всей Церкви. Путь наш решительно и бесповоротно поворачивает к Иерусалиму, к Страстям Христовым. «Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют его; и в третий день воскреснет» (Мк. 10, 33-34). Ученики слышат только последние слова о том, что будет победа, и не слышат, какой ценой она будет дарована. Это беда всего рода человеческого, начиная от падения Адама, который захотел приобрести совершенство без труда — протянуть руку к запретному плоду и вкусить знание. Здесь начало всякой ложной духовности. А Господь предлагает иное — путь любви, путь всецелой отдачи себя. Крестный путь неизбежен после того, что совершилось с первым человеком и с каждым из нас. В основании искушения учеников была гордость. Грех, который всегда легко сокрушает нас. Господь сказал им: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними». У них одна забота — что они будут иметь от своих подданных, а не что они дадут им. Такое недопустимо в Церкви. «Вы же не так», — говорит Господь. Пышность и величие мирских князей — не для учеников Христовых. Кто хочет быть на самом деле великим, тот должен быть слугой всех. Христос убеждает нас Своим примером. Никто никогда не давал такого примера величия и смирения. Он зрак раба принял, Он пришел не для того, чтобы Ему послужили, но послужить. Он был послушен до смерти, и Он отдал Свою жизнь для искупления многих.

http://moral.ru/слово-в-неделю-5-ю-велик...

239 слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» ( Мф.23:26–27 ). 242 Григорий Палама (Γρηγριος Παλαμς, 1296–1359) – архиепископ Фессалоникийский, богослов и философ, один из основателей исихазма, отец и учитель Церкви. Ок. 1316 г. удалился на Святую Гору Афон, где предался подвижнической жизни и тайнозрительному богословию. Сохранилось богатое наследие Святого в сочинениях опровержительного, полемического, аскетического и богословского содержания, и четыре молитвы. Палама также был хорошим гимнографом. Память – 14 ноября по ст. ст., а также переходящее празднование во вторую Неделю (воскресенье) Великого поста. 245 Пафнутий, авва Пафнутий (ββας Παφνοτιος, IV в.) – пустынножитель, отшельник, подвизавшийся во внутренней Фиваидской пустыне в Египте. Будучи учеником прп. Онуфрия Великого, составил его «Житие», дав жизнеописание и других отшельников: прпп. Тимофея Пустынника, Иоанна, Андрея, Ираклемона (Ираклавмона), Феофила и иных. Настоящая история описана в «Древнем патерике» (Глава 9-я «О том, что должно остерегаться, чтобы никого не осуждать», ст. 13). Сведения об авве Пафнутии содержатся также в «Лавсаике, или повествовании о жизни святых и блаженных отцов». 251 человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор.12:2–4 ). Данное место послужило основанием ряда поздних сочинений, в т.ч. Хождения апостола Павла по мукам, восходящее к греческому оригиналу и известное как «Слово и видение апостола Павла». Читать далее Источник: Искусство спасения/Старец Ефрем, игумен монастыря Филофей на Святой горе Афон ; [пер. с новогреч. А.Л. Данилин]. - Москва : Святая гора, 2012-./Т. 1: Беседы. - 2012. - 479 с., л. цв. ил. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

послед. 26-го марта, аще в четверток и пяток 5-й седмицы), тогда служба Великого канона переносится на вторник 5-й седмицы Великого поста (Тип., послед. 25-го марта). Если случится отдание Благовещения в субботу Лазареву, или в Неделю ваий и в один из дней Страстной или Светлой седмицы, то отдания Благовещения не бывает, и поются стихиры и канон попразднства и Архангела на повечерии, в мимошедших днех шестыя недели (Тип., послед. 26-го марта, в конце Устава об отдании Благовещения). После литургии, вечером в самый деть Благовещения, служба, уже принадлежащая дню отдания праздника, состоит или из вечерни и малого повечерия (если вечерня 25-го марта не совершалась до литургии), или из одного малого повечерия (если вечерня была, в 25-е марта до литургии) 903 . И если следующий день (26-е марта) такой, в который полагаются великие поклоны (например, не суббота и не воскресение), то 16-ть поклонов, с молитвою: «Господи и Владыко живота моего» бывает и на вечерне и на повечерии 25-го марта. И затем на утрени, вместо «Бог Господь». поется «Аллилуиа» с троичными гласа (Тип.. послед. 26-го марта, зри 3-е). Июнь 24-го июня – Праздник Рождества честного славного Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. Родители Предтечи Христова, праведные Захария и Елизавета, дожили до глубокой старости, не имея детей. Однажды, когда священник Захария вошел, в свою очередь, в храм для каждения, ему явился, по правую сторону алтаря, Ангел Господень и объявил ему, что жена его Елизавета родит сына и нарекут имя ему Иоанн. Захария усомнился и в наказание за то сделался немым. Когда, в восьмой день по рождении Иоанна хотели назвать его именем Захарии, тогда, мать его сказала, чтобы назвали его Иоанном. Ей заметили, что никто в родстве ее не называется этим именем и спросили знаками самого Захарию, как назвать его сына; он на дощечке написал: «Иоанн имя ему». И тотчас отверзились уста Захарии и он стал говорить ( Лк.1:5–25, 27–80 ). Захария при этом предсказал, что Иоанн будет пророком и Предтечею Господа: «и ты, младенец, наречешься Пророком Всевышняго, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу его спасение в прощении грехов их» ( Лк.1:76 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Древо познания добра и зла 21.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Неделя сыропустная Слово в Неделю воспоминания Адамова изгнания Накануне Великого поста мы должны осмыслить, что происходит с каждым человеком и со всем человечеством. Это воскресенье называется воспоминанием Адамова изгнания. Церковь открывает нам тайну творения первого человека, его жизни в раю. Человек был создан по образу и подобию Божию, чтобы восходить в истинном познании Самого Бога и приводить к совершенной жизни все творение, потому что оно было подвластно ему. Одна запретная заповедь была у человека: не вкушать от древа познания добра и зла. «Ибо в день, в который ты вкусишь от него, — сказал Господь, — смертью умрешь» (Быт. 2, 17). Человеку открывалась возможность познания Бога, и он знал об этом и должен был возрастать в этом знании. Но одновременно существовала возможность и другого знания: губительная возможность познания зла. И человек знал, что зло существует вовне, и оно смертельно опасно. Почему же он не поколебался даже мыслью и бесстрашно прикоснулся к злу, зная о заповеди Божией? Мы видим, что в этот таинственный момент воля человека перестает быть всецело устремленной к Богу. И совершается мгновенное изменение его внутреннего мира. Человек, который познал зло, согрешил, становится совершенно другим, с другим восприятием жизни. Он утверждается в новом, как бы неестественном состоянии, а неестественным ему кажется то, что было раньше. То, что было раньше, кажется ему внешне навязанным, и он стремится от этого освободиться. Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 15—16). Когда мы внимательно вслушиваемся в эти слова и всматриваемся в то, что произошло с первым человеком, мы с удивлением узнаем в них то, что было при первом грехопадении. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3, 6). «Дерево хорошо для пищи» — это похоть плоти. «Оно приятно для глаз» — это похоть очес. Оно «вожделенно, потому что дает знание» — это гордость житейская. И в каждом грехе, который будет совершать потом человек, это всегда будет присутствовать.

http://moral.ru/adamovo-izgnanie/

Неделя Торжества Православия. Ответы на вопросы слушателей. 04.04.2016 07:27:44 Протоиерей Андрей Ткачев Вечер добрый, дорогие друзья, братья и сестры. Пропостившись 1-ю неделю Великого поста, мы приближаемся к Неделе Торжества Православия, и я, ваш ведущий, протоиерей Андрей Ткачёв, хотел бы поговорить с вами о  ней. Сразу с места в карьер: читаем 27-ю главу книги Второзаконие. При заходе народа Божьего в Землю обетованную Моисей повелел войти им туда и остановиться между двумя горами, названия которых — Гевал и Гаризим. Там между ними находится городок Сихем и колодец Иакова, тот самый, на котором самарянка впоследствии встретила Христа. А сегодняшняя территория — это западный берег реки Иордан, Палестинская автономия, историческое место называлось прежде Самария, а ныне — Сихем. Нужно было разделить народ на две части: шесть колен Израиля — на Гевал, шесть колен Израиля — на Гаризим. И там нужно было произнести благословение и проклятие, и после этого войти в землю. 27-я глава книги Второзаконие гласит, что Моисей повелел сделать следующее: 27:14 Левиты возгласят и скажут всем Израильтянам громким голосом: 27:15 проклят, кто сделает изваянный или литой кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь. 27:16 Проклят злословящий отца своего или матерь свою! И весь народ скажет: аминь. 27:17 Проклят нарушающий межи ближнего своего! И весь народ скажет: аминь. 27:18 Проклят, кто слепого сбивает с пути! И весь народ скажет: аминь..... Т.е. на горе Гевал должны были быть произнесены проклятия. И весь народ стоит между горами, и словом «аминь» вступает в завет с тем, что он против всякого зла. Т.е. для того, чтобы вступить в Землю обетованную, нужно анафематствовать зло, нужно проклясть всякий грех. Почитаем ещё то, что они перечисляют здесь, под проклятия подпадающее: 27:19 Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И весь народ скажет: аминь. Пришелец, вдова, сирота — самые беспомощные люди.

http://radonezh.ru/text/nedelya-torzhest...

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Никифору (Хотееву), епископу Отрадненскому и Похвистневскому 1 апреля 2012 г. 15:40 1 апреля, в неделю 5-ю Великого поста, за Божественной литургией в храме свт. Николая в Кузнецах Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Никифора (Хотеева) во епископа Отрадненского и Похвистневского. По окончании Литургии Предстоятель напутствовал епископа Никифора на служение и вручил ему архиерейский жезл.  Преосвященный епископ Никифор! Промыслом Божиим, явленным в определении Священного Синода, ныне наитием Святаго Духа, «духа не боязни, но силы и любви и целомудрия»  (2 Тим. 1:7), чрез возложение архиерейских рук ты сопричислен сонму епископов. По уставу и чину церковному, прежде чем принять архипастырский жезл, тебе надлежит услышать и твердо запечатлеть в памяти и в сердце слово напутствия, призванное помочь в ответственном и многотрудном служении, которое предстоит тебе совершать в богоспасаемой Отрадненской епархии . В сегодняшнем Евангелии повествуется о том, что два возлюбленных ученика и апостола просили у Спасителя даровать им престолы славы в грядущем Царстве (см. Мк. 10:37; Мф. 19:28). Господь ответил им: «Не знаете, чего просите… Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мк. 10:38-39). Исполняя их прошение, Он сподобил их участия в Своих страданиях, которыми уготовляются обители вечные. Он указал путь, следуя по которому, великое множество святых с тех пор достигли Царства Небесного: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10:43-45). Не убойся и ты идти по этому пути, взирая на «начальника и совершителя нашей веры»  (Евр. 12:2) Господа Иисуса Христа и подражая Ему в попечениях о пастве. Благодать, которую ты ныне восприял в таинстве хиротонии, соделала тебя звеном в непрерывной цепи епископского преемства. Внемли поучению апостола языков, обращенному к ученику его Тимофею и в его лице — к каждому вновь избранному архипастырю: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден» (1 Тим. 4:14-15).

http://patriarchia.ru/db/text/2130673.ht...

Скачать epub pdf РАДОСТЬ ХРИСТИАНИНА (Неделя православная) «Радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедший спасти мир». Среди печальных дней великого поста, когда усилены наши молитвы и воздержания, когда мы скорбим и плачем о своих согрешениях, – нашу смиренную душу посещает и радость. Когда очищением от своих грехов в таинстве покаяния приступили мы к святой чаше жизни и вкусили Пречистого Тела и Крови Христовой – в нашу душу нисшел мир, покой, радость о Духе Святом... Откуда сие? Если посмотреть на наше причащение Христовых таин со стороны, глазами неверующего, то здесь несомненно чудо, сверхестественное явление. В самом деле, подходят к чаше люди смущенные, скорбные, а отходят радостные, покойные, с светлыми лицами. Что это, как не чудо? Почему? – Потому что мы вкусили не какой-либо обыкновенной пищи, а Самого Тела и Крови Христовых. Только для неверующего все это страшно и непонятно, хотя духовного преображения нашего, совершающегося у него на глазах, неверующий отрицать не может. «Душевный человек, говорит Св.Апостол, не принимает того, что от духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор. 2:14 ). Для верующего же христианина ясно здесь видна сила Божия, как о сем говорит наш Спаситель: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» ( Мк. 9:1 ). Здесь указана для тебя, возлюбленный, цель твоей жизни и вместе с тем твое счастье и постоянная духовная радость – в общении с Богом. Когда скорби обойдут тебя, найдет уныние и ужас от зла окружающего, не падай духом: Спеши в храм Божий православный, очищай душу свою в таинстве покаяния и приступай к Святой Чаше. И ты вкусишь и увидишь: как благ Бог, узнаешь, что в общении с Богом именно и есть то настоящее счастье, которого никто из людей и ничто земное дать тебе не смогут... А в нынешнюю неделю православия к этой нашей личной радости присоединяется еще другая: радость за Церковь Божию, которая ныне празднует победу над всеми многочисленными врагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010