На литургии Прокимен, гл. 4 1. Песнь отцов: Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, прехвально и прославлено имя Твое во веки. Стих: Ибо праведен Ты во всем, что сделал с нами ( Дан. 3, 26–27 ). Аллилуйя: 1. Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его. 2 . Взывали к Господу и Он внимал им ( Пс. 98, 6 ). Причастный: 1. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних ( Пс. 148, 1 ). 2. Радуйтесь, праведные, о Господе; правым подобает словословить ( Пс. 32, 1 ). На вечерне Прокимен, гл. 8: Дал мне достояние боящихся имени Твоего, Господи. Стихи: 1. От конца земли взываю к Тебе. 2. Покоюсь под кровом крыл Твоих. 3. И я буду петь имени Твоему во век ( Пс. 60, 6.3.5.9 ). Во Неделю вторую Великого поста Память святителя Григория, архиепископа Фессалоникского, чудотворца Тропарь, гл. 8 Светило православия, Григорий чудотворец , опора и учитель Церкви, красота монахов, неодолимый защитник богословов, слава Фессалоник, проповедник благодати, молись о вечном спасении наших душ. Кондак, гл. 8 Учитель веры, отче Григорий, священное и божественное орудие мудрости, мы стройно воспеваем тебя, громкую трубу богословия. Как разум, близко стоящий к Высшему Разуму, направь к Нему ум наш и мы будем восклицать: «Радуйся, проповедник благодати». В Неделю третью Великого поста Поклонение Святому Кресту Тропарь, гл. 2 Спаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние Твое, даруй победы над врагами православным христианам и Крестом Твоим сохраняй Твой народ. Кондак, гл. 7: Пламенный меч уже не охраняет врат Едема, он чудесно угашен древом Креста; жало смерти и победа ада уничтожена, ибо явился Ты, Спаситель мой, с призывом к находящимся в аду: «Идите опять в рай». В Неделю четвертую Великого поста Память преп. Иоанна Лествичника Тропарь, гл. 2 Пустынным жителем, по плоти Ангелом и чудотворцем был ты, отче наш Иоанне; постом, бдением, молитвою приобретя небесные дарования, ты исцеляешь болезни и души прибегающих к тебе с верою. Слава Давшему тебе силу, слава Увенчавшему тебя, слава Действующему через тебя и Подающему всем исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

  Слово в Неделю 5-ю Великого Поста Преподобной Марии Египетской (VI) Божественная Литургия 31 марта 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! За неделю до Страстной седмицы Церковь совершает память преподобной Марии Египетской, и мы снова молимся Великим покаянным каноном святого Андрея Критского, участвуя в Мариином стоянии. Как мы знаем, смысл этого стояния, в отличие от того, когда покаянный канон читается в первую неделю Поста, - в том, чтобы мы испытали себя, стали ли эти слова покаяния нашими собственными словами. Каемся ли мы вместе со всей Церковью, пройдя этот путь, достигаем ли святости? Сегодня за Литургией мы слышали два Евангелия, созвучные друг другу. Одно посвящено преподобной Марии, и мы слышим слова о грешной женщине, которая в доме фарисея со слезами приносит Господу миро, плачем орошает Его пречистые ноги и отирает " власы своими " . И второе Евангелие о том, как Господь возвещает Своим ученикам, что Он идет в Иерусалим, где будет предан книжниками и фарисеями в руки грешников, что Его будут бить, и надругаются над Ним, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день Он воскреснет. Услышав слова Спасителя о Его Воскресении, самые лучшие ученики - Иаков и Иоанн - говорят Ему: " Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей " (Мк. 10, 37). Эти два Евангелия говорят нам о том, что Господь идет на страдание, и мы должны это увидеть, мы должны в этом участвовать - и не так, как Иаков и Иоанн. Хотя они исполнены веры в Господа и в числе лучших учеников были с Господом на Горе Преображения, познав уже, что такое благодать Божия, однако первое, о чем они заботятся - чтобы быть самыми близкими ко Господу в Царстве Его Воскресения, в Царстве радости. Они как бы не слышат то, что Христос говорит о предстоящих Ему страданиях, и сразу хотят, чтобы в этом Царстве быть рядом с Ним. Мы должны серьезно задуматься над этим, потому что, в конце концов, в этом заключается весь грех человека и его первое падение. И падение самого денницы было в том, что он восхотел иметь славу, красоту и благодать - все дары Господни - вне зависимости от Самого Господа и оттого, что с Ним происходит. И это желание всегда является причиной вечной смерти.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_45...

Евангельское чтение святителю Татьяна Зайцева Евангельский отрывок Методический материал Толкования Св. Отцов Евангелие от Матфея, глава 5 14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит ... Евангельское чтение преподобным Татьяна Зайцева Евангельский отрывок Параллельные места Методический материал Толкования Св. Отцов Евангелие от Луки, глава 6 17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест ... Неделя 15-я по Пятидесятнице, неделя по Воздвижении — о несении креста и самопожертвовании Татьяна Зайцева Апостольское чтение Толкования Св. Отцов Евангельское чтение Вопросы к текстам    Евангельское чтение  Евангелие от Марка, главы 8-9  34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, ... Выпуск двадцать девятый. Бытовой ад и как из него выйти Татьяна Зайцева (В. З. Притч.23:15-35)., Алкоголь и другие зависимости., Разврат и насилие — норма нашей жизни?., Выход из ада., Где вино, там и разврат., Молитва. Из службы четверга шестой  седмицы Великого поста.. Выпуск двадцать седьмой. Любите ли вы справедливость? Татьяна Зайцева (В.З. Притч. 21:3-21)., Справедливость и правосудие., Кто не может быть справедливым?., Как стать справедливым?, Справедливость и несправедливость к другим., Молитва. Из службы вторника шестой седмицы Великого поста.. Выпуск двадцать шестой. Просто жизнь и духовная жизнь — в чем разница? Татьяна Зайцева (В. З. Притч.19:16-25)., Спокойствие в Боге и гибель для не радеющего о путях своих., Пример нерадения о путях., Путь праведности — внешний и внутренний., Что такое духовная жизнь?., Молитва. Из службы понедельника шестой  седмицы Великого поста.. Выпуск двадцать пятый. Как связаны одежда и своенравие? Татьяна Зайцева (В. З. Притч. 16:17-28,-17:1-5)., Отделение — причина всех греховных проблем., Грехопадение и смысл одежды., Реки воды живой., Разделенность, превозношение и ссоры., Молитва. Из службы Четверга пятой седмицы Великого поста.. Больше материалов Помочь сайту § Рассылка Новинки Блога Новинки и подборки Живого Предания каждую неделю в вашем почтовом ящике. В любую погоду и при любом настроении. Группа Вконтакте — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2019 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://bible.predanie.ru/category/metod-...

Непростое наше время породило и обильное словоговорение иного рода. Повсюду слышатся навязчивые раздраженные толки о деньгах, растущей дороговизне. Подобные разговоры ни к чему существенному не ведут, однако вселяют в душу пагубное уныние и страх перед будущим. Это тревожный знак нашего маловерия и малодушия, шаткости нашей даже в малых испытаниях. Если бы крепка была наша вера, помнили бы мы обетование Господне о том, что заботящийся о дарах духовных не будет испытывать нужды в хлебе насущном. Язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны… – предупреждает нас апостол и продолжает: Он (язык) исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? ( Иак.3:6–11 ). В эти святые дни Великого поста постараемся же, дорогие братья и сестры, заградить истечение из уст наших горькой воды пустых и злых слов, да ниспошлет нам Господь сладость благодатных молитв, братолюбия и мира. Прислушаемся к совету святителя Григория Паламы: «Положи начало жизни совершеннейшей и обнови себя, уготовляя к принятию будущих вечных благ». Аминь. Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2ю Неделю Великого поста Много может усиленная молитва праведного. ( Иак.5:16 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня мы с вами вспоминаем и чтим в молитвах замечательного поборника православной веры святителя Григория Паламу. Почему же во второе воскресенье Великого поста Церковь Христова прославляет и ублажает именно этого величайшего ратника благочестия? Сосуд благодати Божией, дивный угодник Господень, святитель Григорий Палама являет собой пример безупречной чистоты сердца и высоты духа, столь необходимых для каждого христианина на благодатном поприще поста, молитвенных трудов и духовного совершенствования. Вся его жизнь есть свидетельство истинной христианской веры и праведности, недаром Церковь почитает его как ангела тишины, укрощающего бурю негодований и ложных обвинений.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению) Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву. ( Евр.6:17 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В четвертую Неделю Великого поста мы с вами слышали слова апостола Павла из Послания к евреям (см. Евр.6:13–20 ) о клятве Божией и клятве человеческой. Спросим себя, почему в эти святые покаянные дни Церковь предлагает апостольское слово именно об этом? А потому что клятва – дело великое. Напрасная божба, ложная присяга или неразумная клятва могут иметь для человека самые тяжкие и необратимые последствия. Вам наверняка памятны слова Господа нашего Иисуса Христа: …говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого ( Мф.5:34–37 ). Мы должны четко уяснить для себя, что клятва, удостоверение именем Божиим , по-другому божба или присяга, может употребляться только в крайних, особых случаях и при этом должна удостоверять исключительно правду, истину. Еще в Ветхом Завете иудейскому народу было заповедано от Бога: Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего ( Лев.19:12 ). Или в другом месте: Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно; ибо не оставит Господь (Бог твой) без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно ( Втор.5:11 ). Спаситель же наш Иисус Христос призывал учеников Своих, всех верных последователей христианской веры, вести такую честную, богоугодную, праведную жизнь и в глазах Божиих, и в глазах людских, чтобы клясться не надо было вообще, чтобы близкие верили одному утвердительному или отрицательному заявлению.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

47 Триодь постная, в неделю мясопустную утра, на Хвалитех стихира самогласна, глас 1. 48 Молитва пред Святым Причащением. 49 Василий Великий, святитель. Беседа 2. О посте/Василий Великий. Творения. Ч. 4. М., 1846. С. 19—22. 50 Там же. С. 28. 51 Триодь постная, в сырный понедельник на стиховне стихира самогласна. глас 3. 52 Триодь постная, во вторник сырный вечера, самогласен на стиховне, глас 1. 53 Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Слава на 8-й песни. 54 Экзегетический комментарий к Пс.136 дается по изд.: Псалтирь в святоотеческом изъяснении. Святая Гора Афон. 1997. С. 488—490 (далее в сносках указываем только содержащиеся в данном издании отсылки к святым отцам; цитированный комментарий к надписанию отсылает нас к Афанасию и Феодориту). 55 Златоуст, Иоанн Кронштадтский. 56 Феодорит, Евсевий. 57 Златоуст. Феодорит. 58 Златоуст, Григорий Богослов. Антиох, Серафим, Никита, Симеон Новый Богослов. 59 Златоуст. 60 Афанасий, Феодорит, Псалтирь с толкованием. 61 Феодорит, Златоуст. 62 Феодорит, Златоуст, Василий Великий, Нил. Дорофей. 63 Триодь постная, в понедельник первыя седмицы вечера, на стиховне самогласен, глас 1. 64 Триодь постная, в неделю сыропустную, в субботу вечера стихиры на Господи воззвах, Слава , глас 6. 65 Последование погребения мирских человек, кондак, глас 8. 66 Триодь постная, в неделю мытаря и фарисея на утрени по 50-м псалме Слава, И ныне , глас 8. 67 Согласно старой поговорке, «испанский язык создан для разговора с Богом, французский — для разговора с королем, итальянский — с возлюбленной, а по-английски можно говорить только с лошадьми» (Чукоккала. М., 1979. С. 205). 68 Утро в четверток 5-й седмицы святого поста, Синаксарий Триоди Никифора Каллиста Ксанфопула. 69 Василий Великий. святитель. Беседа 2. О посте. С. 28. 70 Василий Великий, святитель. Беседа 2. О посте. С. 28—29. 71 «Поспеши. Боже, избавить меня, [поспеши], Господи, на помощь мне. Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла! Да будут обращены назад за поношение меня говорящие [ мне]: “хорошо! хорошо!» Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Слово на пассии в неделю 5-ю Великого поста 8 апреля/26 марта 1979 г. Когда мы с благоговейным вниманием слушаем евангельские повествования о последних днях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, сердце наше наполняется чувствами любви и благодарности Тому, Кто, «нас ради человек и нашего ради спасения», «будучи Образом Божиим ... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Фил. 2:6, 8 ). »Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ). А Он, исполняя волю Своего Небесного Отца, «не вспомнил нашего зла, но с долготерпением снес его и Сам принял на Себя грехи наши» (Послание к Диогену, 9). Испив чашу безмерных страданий, Он умер на древе Крестном, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3: 16 ). Научая Своих слушателей закону высшей нравственности, Господь говорил им: »любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас« ( Мф. 5:44 ). И все это Он исполнил Сам, и исполнил в такой совершенной степени, что с Его искупительной жертвой не может сравниться никакой, даже самый высокий и самый благородный по обычным человеческим понятиям подвиг. Евангелисты сообщают нам, что смерть невинного Божественного Страдальца вызвала потрясение и в неодушевленной природе, и в человеческих сердцах, не до конца омраченных жестокостью и злобой и не утративших еще способности к раскаянию и состраданию. »От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого« ( Мф. 27:45 ). В самый же момент смерти Господа »земля потряслась; и камни расселись« ( Мф. 27:51 ). Пораженный происходившим сотник исповедал, что Распятый был праведник и воистину Сын Божий ( Лк. 23:47 ; Мф. 27:54 ). А народ, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь ( Лк. 23:48 ). Вдохновенный песнописец так говорит нам об этих физических потрясениях и нравственных переживаниях: «Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на кресте висяща, Христе: солнце омрачашеся и земли основания сотрясахуся; вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради претерпевый, Господи, слава Тебе» (Стих. на «Господи, воззвах» 1-я в Пяток вечера Страстной седмицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Очень хорошо сказал в свое время о посте блаженный Иероним: «К чему утончается тело воздержанием, если дух насыщается гордостью? Какую похвалу заслужим бледностью от поста, если становимся синими от зависти?» Будем поститься, будем говеть, но будем делать это правильно! Пост это животворящая весна покаяния. Пост это радость духовного обновления. Пост это молитвенное совершенствование. Пост – это неустанная подготовка своей души и трепетное ожидание Пресветлого Христова Воскресения. Отзовемся же искренним упованием на призыв Святой Церкви: «Светлый день воздержания наста, светлым лицем приидите, сретим Владыку». Аминь. Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению) И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть Господин и субботы. ( Мк.2:27-28 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вот и завершается первая седмица Великого поста. Молитвенными подвигами увенчан ныне день субботний. В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Мк.2:23-3, 5 ), мы с вами слышали рассказ о том, как Господь наш Иисус Христос следовал засеянными полями вместе со своими учениками, которые, будучи голодны, стали дорогою срывать колосья. Это очень возмутило фарисеев и они сказали Господу: Смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? По иудейскому закону, которому учили народ раввины, в день субботний нельзя было творить никакого действа, нельзя производить никакой работы. Тем более, трудиться в поле. Фарисеи и книжники требовали строжайшего соблюдения этого правила. И тем самым подменяли сущность этого святого дня, поскольку перестали понимать то, что суббота дана была людям для достижения нравственного совершенства, для того, чтобы хоть на один день в неделю человек мог отречься от земной суеты и всего себя – все свои мысли, чувства, желания, действия и устремления – посвятить Богу. Этот день являлся одновременно днем покаяния, днем размышления о содеянных грехах и молитвенного воздыхания. Но разве Бог мог запретить в такой благодатный день совершать дела добра и милосердия, разве выступал Он против проявлений любви к ближним?

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Перед нами «сосуд благодати», нерукотворный храм, в котором пребывает Господь. Перед нами тот, кто сподобился видеть Бога, кто предстоит ныне у Престола Вседержителя и молится за грешный мир человеческий. Да укрепит святитель Григорий Палама всех нас в прохождении благодатного поприща Великого поста, когда главным станет не ограничение в пище, а бодрствование над собой, борьба со своими злыми наклонностями, грехами и страстями. Ведь Сам Господь наш Иисус Христос говорит: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ( Ин.14:15 ). Явим Господу в дни поста смирение и кротость вместо ропота и досады, любовь и благодушие вместо ненависти и злонравия, духовную чистоту вместо греховной скверны, дабы и нам озариться неизреченным светом Христовым, который так защищал и воспевал святитель Григорий Палама. Аминь. Слово 48. О расслабленном. Во 2ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению) Чадо, прощаются тебе грехи твои… ( Мк.2:5 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В сегодняшнем Евангельском чтении мы с вами слышали рассказ об исцелении расслабленного (см. Мк.2:1-12 ). Когда Господь пришел в Капернаум, вокруг Него собралась большая толпа. Всем хотелось увидеть и услышать Божественного Учителя и Чудотворца. О том, что Он совершает чудеса врачевания, знали многие. Вот и спешили к Господу со своими жизненными проблемами и нуждами. Особой надеждой были преисполнены болящие, те, кто верил в Его чудотворную целительную силу. Господь наш Иисус Христос остановился в небольшом домике, который вскоре заполнился многочисленной толпой, так что в нем уже не было места. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился. Четыре человека принесли парализованного больного для того, чтобы Господь совершил чудо и исцелил дорогого для них друга. Наверное, им было совсем не просто предпринять этот поход. К тому же и войти в дом с носилками оказалось практически невозможно.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Последуем же, братие, этому благочестивому обычаю и с корнем вон из сердца своего выбросим всякую вражду, злобу и ненависть к ближнему, ибо это есть первое и необходимое условие получить помилование от Господа Бога. «И остави нам долги наша, якоже и мы, – слышите, – якоже и мы оставляем должником нашим». Аминь. Поучение в Неделю 1-ю Великого поста. Евангелие от Иоанна, зач. 5 (1, 43–51). Прошла первая неделя подвига Великого поста. Умолкли покаянные вопли канона св. Андрея Критского с припевами: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Некоторые из вас уже вкусили сладость близкого общения с Господом. Другие еще медлят, откладывая до более благоприятного времени. Во всяком случае надеюсь, что в течение этого поста все исполнят свой долг христианский. Врочем, что я говорю долг? Кто же, неразумный, находящийся пред вратами рая, уйдет лишь потому, что ему скажут: «Пдожди немного, пока придет имеющий силу и власть открыть запоры, а ты тем временем подготовься соответствующим образом!» Не мудрствующий лукаво и принимающий Святыя Тайны Христовы получает залог вечного спасения, а это и есть цель нашей земной жизни. Правда, путь Христов тернист и разнообразен, но стоит нам только одуматься, сдвинуться с места и в дальнейшем на помощь придет Сам Господь, ибо Он всегда с нами есть ( Мф. 28, 20 ). Поэтому и Церковь научает нас молиться: «Имиже веси судьбами, спаси мя недостойного раба Твоего» (Из молитвы 3-го часа). Не все и апостолы сразу пришли ко Христу. Так, в ныне прочитанном Евангелии говорится, что дух сомнения закрался в сердце Нафанаила, когда Филипп, ранее призванный, сказал ему, что мы нашли Того, о Ком писали Моисей и пророки – Иисуса сына Иосифа из Назарета. Из Назарета может ли быть что доброе? – недоверчиво спросил он. Но стоило Христу показать свое всеведение, как он воскликнул: Учитель, Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев! И как бы в награду за это исповедание Господь сказал ему и окружающим: Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kolchev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010