Вопрос 87. Какие существуют церковные заповеди 54 ? Ответ. Главных заповедей Церкви девять 55 . Во-первых, молиться Богу со смиренным и сокрушенным сердцем и тщательно соблюдать все воскресные и праздничные дни, то есть слушать утреню, литургию, вечерню и поучение, о чем так нас учит Писание: «Должно всегда молиться и не унывать» ( Лк. 18:1 ). И еще: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» ( Еф. 6:18 ). И в другом месте тот же самый Павел говорит: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес. 5:17 ). Вопрос 88. Какая вторая церковная заповедь? Ответ. Христианину следует ежегодно держать и соблюдать четыре определенных поста. Первый, перед временем Рождества Христова, начинающийся пятнадцатого ноября 56 . Второй, называемый Великим постом, установлен Христом, как говорит Писание: «И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» ( Мф. 4:2 ). Третий [пост], святых Апостолов, который Церковь определяет начинать после седмицы Пятидесятницы. Он называется Апостольским, потому что в это время святые Апостолы, выходя проповедовать Евангелие, совершали пост, что видно из Деяний: «Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (13:3). Четвертый пост – Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, который начинается первого августа и заканчивается на праздник Успения, пятнадцатого числа этого же месяца. Кроме того, он должен поститься по средам и пятницам, но не по субботам и воскресеньям (это запрещено 66-м правилом святых Апостолов 57 ), за исключением Великой Субботы. Церковь также назначает четырнадцатое сентября, как Воздвижение Святого Креста, когда должен соблюдаться пост, потому что в этот день мы совершаем воспоминание страданий нашего Господа, читая Евангелие, где об этом рассказано. Кроме того, двадцать девятого августа, чтобы почтить постом Усекновение главы [Иоанна] Предтечи. Кроме того, в некоторые определенные дни Церковь запрещает нам поститься, как например, со дня Рождества Христова до Богоявления, всю Светлую седмицу и неделю по Пятидесятнице. Также в неделю предвозгласную 58 и сырную. Все это обязан соблюдать всякий православный христианин. Вопрос 89. Какая третья церковная заповедь?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

1 . Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся. 2 . Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу. 3 . Внегда исчезати от мене духу моему, и Ты познал еси стези моя. 4 . На пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне. 5 . Смотрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене. 6 . Погибе бегство от мене, и несть взыскаяй душу мою. 7 . Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. 8 . Вонми молению моему, яко смирихся зело: избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене. Голосом моим ко Господу воззвал я, голосом моим ко Господу помолился. Излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему. Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня. Смотрю на правую сторону и вижу, что никто не признаёт меня. Не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей. Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты – прибежище мое и часть моя на земле живых. Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог: избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня. (Псалом 141-й.) Пение Октоиха, последовательно с 1 по 8 глас, начинается с Недели, то есть с воскресенья, которое следует за Неделей Всех святых, и продолжается по 5-ю Неделю Великого поста. Исключение составляют двунадесятые Господние праздники как в седмичные дни, так и в Неделю (воскресенье), когда вся служба идет по Минее, а также в двунадесятые Богородичные праздники и в предпразднства всех двунадесятых праздников, совпадающих с седмичными, но не с воскресными днями (Неделей). Во время пения «Господи, воззвах» и стихир диакон совершает каждение алтаря, всего храма и молящихся. Приняв кадило, диакон влагает в него ладан при благословении священника «Кадило Тебе приносим...» и совершает крестообразное каждение престола, затем горнего места, жертвенника и икон по сторонам южной, северной и западной, также кадит братию в алтаре на южной и северной сторонах. Далее выходит на солею северной дверью и кадит местные иконы, клиросы, молящихся и весь храм, начиная с икон на южной стороне солеи. Диакон заканчивает каждение пред царскими вратами и местными иконами, входит в алтарь южной дверью, снова кадит престол, предстоятеля и, помолившись на горнее место, отдает кадило пономарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Блаженный Феодорит Кирский Блаженный Феофилакт (Архиепископ Болгарский) Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Проповедь в неделю 4-ю Великого поста Якорь нашей надежды Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святой апостол Павел говорит: «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя» (ст. 13–14). Этими словами апостол Павел напоминает нам о том, как Господь Самим Собой поклялся Аврааму, что от него произойдет праведный Исаак (Аврааму в то время было сто лет, а его супруге Сарре — девяносто). Авраам принес в жертву Богу единородного возлюбленного сына, про которого и дано было ему обетование (см. Евр. 11:17–19) , — принес не на деле, но внутренне, своим произволением, и он на самом деле заклал бы Исаака, если бы его не остановил ангел Божий. После этого Бог обещал, что от Авраама произойдет великий народ. Мы видим это сбывшимся сейчас, а в то время Авраам был странником в земле обетованной и тогда казалось немыслимым, что от него произойдет израильский богоизбранный народ, от одного человека — миллионы. Это сбылось, потому что по вере Авраам стал отцом многих народов, а вернее — единого народа, нового Израиля, то есть всех православно верующих, где бы они ни жили и на каком бы языке ни говорили. Ведь язык — не только звучание слов, но и единство понятий, единое отношение к действительности. И это единое евангельское отношение к действительности через Откровение дано всем людям, исповедующим Христа, на каких бы языках они ни говорили. Апостол Павел, желая уверить нас в том, что если Господь что-то обещал, то это обязательно исполнится, приводит нам этот пример, чтобы и мы, подобно Аврааму, ждали исполнения обетования. Если Бог клялся Самим Собою, значит, клятвы Своей не нарушит, потому что нет большего, чем Он мог бы поклясться. Не думайте, что Авраам увидел исполнение только того обещания, что от него родится Исаак. Если бы мы, подобно саддукеям, не верили в загробную жизнь, то, конечно, могли бы сказать, что Авраам не знал всего того, что происходило после его смерти. Но Спаситель говорил про него: «Отец ваш рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (см. Ин 8:56 ). Эти слова возмутили иудеев, а нас должны исполнить веры. Совершенно ясно, что Авраам возрадовался духом, оттого что увидел исполнение обетования: от Авраама произошел богоизбранный народ, а в этом народе, от семени его, воплотился Сын Божий, от Которого произошел уже новый Израиль, народ христианский.

http://bible.predanie.ru/nedelya-4-aya-v...

Неделя 6-я Великого поста. Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим, Христос, жизнь наша Татьяна Зайцева Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Пис? Послание к Колоссянам, глава 3 На церковнославянском языке 4 егда же Христос явится, живот ваш, тогда и вы с ним явитеся в славе. 5 Умертвите убо уды вашя, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение, 6 ихже ради грядет гнев Божий на сыны противления. 7 в нихже и вы иногда ходисте, егда живясте в них. 8 Ныне же отложите и вы та вся: гнев, ярость, злобу, хуление, срамословие от уст ваших: 9 не лжите друг на друга, совлекшеся ветхаго человека с деяньми его 10 и облекшеся в новаго, обновляемаго в разум по образу Создавшаго его, 11 идеже несть Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар и Скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос. (Кол 3:4–11) На русском языке Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Прочтите толкования: Схиархимандрит Авраам (Рейдман)   Блаженный Феодорит Кирский Святитель Феофан Затворник Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Поучение в Неделю 28-ю по Пятидесятнице Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы слышали апостольское чтение из Послания апостола Павла к Колоссянам. Святой апостол пишет им: «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (ст. 4). Конечно, речь идет о явлении Христа в будущей жизни. Почему? Потому что в нынешней жизни и для нас, верующих, Он — невидим, скрыт от наших телесных чувств, хотя своим духовным чувством мы Его осязаем и, если ревностно подвизаемся, ощущаем Его внутри самих себя. В зависимости от нашего преуспеяния, от того, как мы углубились в созерцание Его вездеприсутствия, мы ощущаем Его действия в Таинствах, а иногда даже и вне себя, вокруг себя. В то же время Он и для духовных чувств не вполне открыт и не вполне явен, но только отчасти показывает нам Свою славу, ради того чтобы поддержать нас в бранях, утешить в скорбях.

http://bible.predanie.ru/nedelya-6-aya-v...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста Вера подобна лучу, надежда – свету, а любовь – кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость. Прп. Иоанн Лествичник Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие о Господе братья и сестры! В четвертое воскресенье Великого поста Святая Церковь вспоминает дивного учителя благочестия, преподобного Иоанна Лествичника, игумена горы Синайской, оставившего нам описание чудесной духовной лествицы, по которой он сам взошел в Царствие Небесное и которую завещал всем христианам, устремляющимся в горняя. Еще в древности патриарху Иакову явлено было в сонном видении: Вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней ( Быт.28:12 ). Со времени Воскресения Христова небеса отверсты для земнородных, и по Божественной этой лествице взошли в Небесное Отечество сонмы святых подвижников еще при жизни уподобившихся безгрешным Ангелам. О ступенях, ведущих к достижению совершенства, говорит святой апостол Павел: От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыждает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам ( Рим.5:3–5 ). Вершиной же духовного восхождения является чистейшая и совершеннейшая любовь, которая никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится ( 1Кор.13:8 ). Высока и крута лествица восхождения к духовному совершенству, идущего по ней на каждом шагу подстерегают многие искушения и опасности. Прохождение такого пути должно быть осторожным, медленным, постепенным. Тот, кто приступает к духовному деланию торопливо, без должного руководства, дерзает на попытку сразу достигнуть высших ступеней, тот почти неминуемо упадет в пропасть отчаяния или запутается в сетях диавольских. Из числа подобных самонадеянных людей выходят лжепророки и лжеучители, мистики и еретики.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 1. Недели Триоди Великопостной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление 3-я Неделя Великого поста I. Евангельское чтение. Зачало (37) от Марка 8:34-9:1 34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. 35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. 36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? 37 Или какой выкуп даст человек за душу свою? 38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. … 1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения В третью неделю Великого Поста, называемую иначе Крестопоклонною, потому что в это время предлагается верующим для поклонения животворящий крест Господень, как могущественное средство к утешению и ободрению их среди подвигов покаяния и поста, Святая Церковь словами самого Спасителя призывает христиан к крестоношению и самоотвержению, и изображает свойства истинного последователя Христова. Кто хочет быть истинным последователем Христовым, тот должен: 1. Отвергнуться себя (ст.34). Жить не по своей воле, а по воле Божьей и поступать во всем так, как повелевает Бог. Порочные мысли и чувства, дурные, хотя бы и выгодные для нашей плоти и крови, дела и поступки, плохие привычки и наклонности, беспечность и недобросовестность в исполнении обязанностей нашего призвания — все это должно быть отвергнуто, как нечистое и греховное в очах Божьих. 2. Взять крест свой. Бог, разделив наш жребий и обязанности, сообразно с высшими целями, возложил на каждого из нас свой крест, который, хотя и различен для каждого, однако для всех и одинаков в том отношении, что нужно его взять и нести. Этот крест состоит не в общих человеческих бедствиях, постигающих нас за грех, вследствие проклятия, тяготеющего над всей природой, но во всяком страдании, поражающем нас или добровольно претерпеваемом нами ради Господа. Таковы, например, потеря чести и земного имущества, если наше христианское звание того требует, оставление самых дорогих для сердца привязанностей, если они препятствуют нашей всецелой преданности Иисусу Христу и т. п. Кто отказывается от своего креста или приемлет его с ропотом и негодованием, тот отказывается от Христа и христианства, потому что достойный последователь Христов должен «взять крест свой» и потом

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Слово 49. О верности пути спасения. Во 2-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению) Посему мы должны быть особенно внимательными к слышанному, чтобы не отпасть. ( Евр.2:1 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В дни Великого поста мы должны быть особенно внимательными к своей душе и к сиянию в ней веры христианской. Очень легко, поддавшись соблазнам суетного мира, возжелав временных удовольствий, уйти в сторону с единственно верного пути спасения, который указал людям Господь наш Иисус Христос. Вот об этом предупреждает в сегодняшнем Апостольском чтении (см. Евр.1:10 – 2, 3 ) пламенный и ревностный в делах благочестия апостол Павел первых христиан, переживающих тяжелый период испытания веры. Некоторые из евреев, принявших христианство, все-таки считали обязательным и необходимым для спасения исполнение обрядов, предписанных в Ветхом Завете. Убежденные до фанатичности, они доходили до того, что подвергали сомнению слова Самого Христа о спасении и Царстве Небесном. Например, эти люди говорили братьям: …если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись ( Деян.15:1 ). Но разве Бог давал им такое право, разве они могли судить, кто спасется, а кто нет? Христианство, по Божией милости, стараниями верных учеников Господа, апостолов, распространялось в разных странах. Теперь уже не только иудеи, избранный народ, были просвещены светом истины. Этот свет просиял и среди представителей других народностей; особенно много в тот период обращалось язычников. И для них ветхозаветный обряд обрезания являлся неудобовыполнимым условием, более того, даже мог оттолкнуть от принятия самого учения Христа. Вот почему апостолы однозначно ответили на эти выпады особенно непримиримых христиан из иудеев: Сердцеведец Бог дал им (язычникам) свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их ( Деян.15:8–9 ).

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Слово 40. О призвании учеников. В 1-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению) Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. ( Ин.1:51 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В Евангельском чтении, предложенном нам сегодня (см. Ин.1:43 51), в первое воскресенье Великого поста, мы слышали благодатный рассказ о том, как Господь наш Иисус Христос призывает на служение Богу учеников Своих. За Спасителем уже идут Андрей Первозванный и Иоанн Богослов, брат Андрея – Симон Петр и Иаков, брат Иоанна. Вот Христос находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп был уроженцем Вифсаиды, города, в котором жили Андрей и Петр. От них он, наверное, уже успел услышать добрые слова об Иисусе из Назарета, потому-то сразу поверил Божественному Учителю и пошел за Ним. Не исключено, что Филипп тоже был у Иордана и слышал свидетельство Иоанна Крестителя о Господе: Вот Агнец Божий! И ему, человеку искреннему и доброжелательному, очень хочется, чтобы и другие узнали о приходе Мессии, Которого так долго ждал иудейский народ. После беседы с Господом Филипп настолько уверовал в Него, что в сердце его не осталось никаких сомнений. Когда Сын Божий шел в Галилею, Он остановился с учениками отдохнуть, а Филипп отправился искать своего друга и нашел Нафанаила, сидящим под смоковницей, где тот совершал дневную молитву. В радости сердечной Филипп говорит: Мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Он называет Сына Божия Иисус, сын Иосифов, потому что в тот момент никому еще не была известна тайна Христова Рождества. Люди пока знали Его только как сына «тектона» Иосифа из Назарета. Известно, что Назарет пользовался у иудеев недоброй славой. Потому-то Нафанаил восклицает: Из Назарета может ли быть что доброе? Нафанаил по натуре не слыл подозрительным человеком, но ему свойственен был практический, пытливый ум, прежде чем поверить, он хотел воочию убедиться сам. Очевидно, Филипп неплохо знал своего друга, поэтому не стал с ним спорить, что-то доказывать, убеждать, а просто сказал: Пойди и посмотри. И это было правильно.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Слово 60. О несении креста. В 3-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению) И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною. ( Мк.8:34 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Третья Неделя Великого поста носит название Крестопоклонной. Недаром Святая Церковь в день преполовения Четыредесятницы установила торжественное поклонение Животворящему Кресту Господню. Для укрепления веры, для поддержания духовных сил постящихся износится из алтаря эта величайшая для каждого православного сердца святыня. Потому что во все дни жизни нас, братья и сестры, сопровождает Святой Крест, в котором наша сила, радость и победа над вражьими происками. С благоговением и любовью носим мы на груди нательный крест, драгоценное и верное оружие против козней врага рода человеческого. И что бы с нами ни случалось в этом суетном мире, с какими бы проблемами и сложностями мы ни сталкивались, нет для нас лучшей поддержки и защиты, чем Крест Христов, источник вечной любви, добра, милосердия, мира и созидания, на котором ценою жизни воплотившегося Сына Божия искуплены все люди. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Крест – это грань Божественного попечения о нашем спасении, это великая победа, это трофей, воздвигнутый страданиями, это венец праздников». В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Мк.8:34 – 9, 1 ) мы слышали, как Господь призывал учеников Своих и весь народ: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною. Важно, что Сын Божий обращается не только к апостолам, познавшим истинную веру, уже верным Господу и готовым пойти за Учителем. Христос обращается и к людям, еще не просвещенным светом истины Божией, но стремящимся эту правду узнать. Что значит возьми крест свой ? Каждому в этой жизни вручен крест, который состоит из претерпевания трудностей, болезней, страданий, борьбы с собственными страстями и пороками. Нести крест и идти за Христом значит смиренно и безропотно принимать все, что посылает нам Бог на пути нашем, осознавая, что происходящие с нами события есть святая воля Небесного Отца. Ведь мы знаем, что не за Себя пострадал совершенно безгрешный Христос. Он поднял грехи всего мира , и потому Его страдания не сравнимы ни с какими самыми тяжкими людскими страданиями и переживаниями. Мы же терпим и переживаем для своей пользы , страдаем за собственные грехи. «Вне Креста Христова нет христианского преуспеяния», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). Вспомним о том, как о распятом Господе в безудержной злобе враги кричали: Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него ( Мф.27:42 ). Но Сын Божий, верный Своему призванию, не поддался на эти крики, не послушал искусителей, хотя мог бы, конечно, сойти с креста, Ему ничего не стоило явить миру это чудо.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

  Слово в Неделю 2-ю Великого Поста Святителя Григория Паламы Евангелие об исцелении расслабленного Божественная Литургия 10 марта 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Второе воскресенье Великого Поста посвящено памяти святителя Григория Паламы - проповедника благодати, который учит о тайне Фаворского света, которым все мы призваны преобразиться в течение нашей жизни. Мы должны с вами узнать, по милости Божией, о том, что этот свет существует, и мы призываемся приобщиться этому свету. Сегодняшнее Евангелие посвящено чудесному исцелению расслабленного человека, которого принесли четверо его друзей на носилках ко Господу. Оттого, что огромные толпы людей теснились вокруг Христа, они не могли пройти в дверь. Тогда они разобрали крышу дома, в котором находился Господь, и на носилках спустили своего больного друга к ногам Христа. Господь, видя веру этих людей, сказал: " Чадо! прощаются тебе грехи твои... (Мк. 2, 5); тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой " (Мк. 2, 11). Все мы, наверное, заметили, что происходит что-то необычное. Господь исцеляет этого человека не за его веру, по крайней мере, не за его только веру, а за веру его друзей. За веру друзей, прежде всего, Он прощает расслабленному человеку его грехи, а потому и исцеляет его телесно. И как всегда слышим мы в случаях чудесных исцелений Христовых Его слова: " Вера твоя спасла тебя... " , так сейчас мы могли бы услышать слова: " Вера твоих друзей спасла тебя " . В этом Евангелии Христос говорит самое существенное о том, что такое Церковь и что такое человечество. Мы узнаем из Священного Писания этот образ Церкви, о котором апостол Павел говорит, как о Теле Христовом, когда все мы, подобно членам одного тела, составляем одно целое, и каждый член этого Тела - единственный и не заменимый никем, ничем и никогда, и без одного члена этого тела не может нормально существовать все тело. Болит ли, страждет ли один член, говорит апостол Павел, с ним страждут все остальные члены. Эта тайна Церкви раскрыта у Господа, на самом деле, еще на Тайной Вечери, когда Он причащает всех от единого хлеба Своей Пречистою Плотию и Кровию. В этот момент Он говорит Своим ученикам о том, что Он - Лоза, а все ученики - Его ветви. И как не может ветвь пребывать вне лозы (она засыхает, становится мертвой, ее отсекают и бросают в огонь), так и все мы живы только тем, что в этом единстве одного таинственного Богочеловеческого организма существуем в Церкви Христовой.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_32...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010