Протопресвитер Александр Шмеман: В отсвете Лазаревой субботы и Вербного воскресенья (+Аудио) Как случилось, что тот, кого Бог создал для жизни, кого почтил образом Своей неизреченной славы и красоты, подчинился смерти? И вот его, друга Божия, берут и прячут под камень, ибо он уже смердит, и уже боятся его живые, хотя знают, что всем им без исключения предстоит этот спуск в царство распада и тьмы. 27 апреля, 2013 Как случилось, что тот, кого Бог создал для жизни, кого почтил образом Своей неизреченной славы и красоты, подчинился смерти? И вот его, друга Божия, берут и прячут под камень, ибо он уже смердит, и уже боятся его живые, хотя знают, что всем им без исключения предстоит этот спуск в царство распада и тьмы. Более тридцати лет – с 1953 года почти до своей кончины в 1983 году – отец Александр Шмеман еженедельно выступал в эфире «Радио Свобода». Его беседы были посвящены самому главному, центральному в христианской вере – отношениям Бога и человека, мира и Церкви, веры и культуры, свободы и ответственности. В этом году портал «Правмир» совместно с издательством ПСТГУ предлагают вам вновь окунуться в атмосферу тех лет, когда сквозь глушение и помехи слушатели в СССР неделю за неделей включали свои приемники, чтобы услышать эти возвращающие к вере беседы. Неделю за неделей, одно за другим литургические события Великого поста – вплоть до Светлого Воскресения Христова. В отсвете Лазаревой субботы и Вербного воскресенья Печали и торжественной темноте Страстной недели предшествует свет двух ни на какие другие праздники не похожих дней: Лазаревой субботы и Вербного воскресенья. Попробуем как можно проще, как можно короче объяснить, откуда изливается этот свет. Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили ­Мария и Марфа, сестра ее, – говорится в Евангелии от Иоанна. – Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен (Ин. 11:1, 3). При этих словах мы немедленно ощущаем прикосновение к душе чего-то особого и словно наперед знаем, что все последующее имеет ни с чем не сравнимое значение. Но послушаем дальше. ­Иисус же любил Марфу, и сестру ее, и Лазаря (11:5). И вот приходит Он в Вифанию и уже знает, что Лазарь умер и четыре дня прошло, как похоронили его. Марфа, – продолжает евангелист, – услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему (11:20) и сказала: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. ­Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мip (11:21–27).

http://pravmir.ru/protopresviter-aleksan...

Неделя о мытаре и фарисее. Мы убеждены, что билет в Царство Небесное у нас в кармане Но если опоздаешь на поезд, то чемодан не поможет 17 февраля, 2019 Но если опоздаешь на поезд, то чемодан не поможет «Мы действительно стараемся бывать в храме. Мы действительно иногда жертвуем. И мы оскорбились бы, сравни нас с убийцами, бандитами, грабителями. И ничего неверного фарисей не сказал. И мы, кстати, тоже не говорим ничего неверного». В чем еще проявляется наше фарисейство – проповедь протоиерея Александра Абрамова в неделю о мытаре и фарисее. Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Лк. 18:10–14   Слушая или читая этот евангельский отрывок, которым Церковь готовит нас к началу Великого поста, мы, обладая двухтысячелетним опытом христианской истории, естественно, встаем на сторону мытаря. Мы знаем, что мытарь смиренен, знаем, что он более оправдан в глазах Божиих и что в конечном итоге он хорош, несмотря на то что занимается презренным делом. Но мы это все знаем не из своего опыта, а из опыта Церкви. Церковь научила нас: посмотрите, вот мытарь скромный, хотя работа у него плохая, а фарисей, хотя и праведный по своей видимой жизни, плохой. Но Писание ни того, ни другого не осуждает, а сравнивает двух этих людей.   В жизни наша личная позиция, бесспорно, ближе к позиции фарисея, потому что мы рассуждаем примерно так, как он, если не публично, то наедине с собой или наедине с Богом. Ну а в самом деле? Мы стараемся не совершать совсем уж криминальных грехов, за которые нас немедленно следовало бы отослать в геенну огненную. Если какие-то проделки и были, то когда-то давно, в юности. Мы действительно стараемся бывать в храме. Мы действительно иногда жертвуем. И мы оскорбились бы, сравни нас с убийцами, бандитами, грабителями. И ничего неверного фарисей не сказал. И мы, кстати, тоже не говорим ничего неверного. Фарисей отдавал десятину с того, что имел, и он действительно не такой, как эти хищники, разбойники и как этот мытарь.

http://pravmir.ru/nedelya-o-myitare-i-fa...

Закрыть Проповедь в неделю о мытаре и фарисее 31.01.2015 1183 Время на чтение 13 минут Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодняшняя притча нацеливает нас на конец поста, на конечную его цель, к которой мы должны прийти: мы должны прийти к величайшему смирению перед Богом. Господь нам говорит: «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу... она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5, 13). Всякая жертва,- говорит Он,- должна осолиться солью. И хозяйка, когда собирает обильный летний урожай на своей даче, на своем огороде, радуется тем плодам, которые она собрала: капуста, огурцы, помидоры, разная зелень. И если она просто набьет этим подвал и будет радоваться этому, пройдет месяц, другой, третий - это все сгниет. И тогда она это все просаливает, консервирует и закручивает, а варенье пропитывается сахаром, чтобы сохранилось собранное. И вот Господь сегодняшней притчей говорит нам: что бы мы великого в жизни ни сделали - добрые дела, милосердие, исполнение евангельских заповедей, пост, молитва, бдение, любовь к храму, милостыня - все это в конце концов, даже добродетели, может стать причиной тайной гордыни, превозношения. И тогда все эти наши труды перечеркиваются, как перечеркнулись они у сегодняшнего фарисея, который действительно был праведником. И мало того, Господь в Евангелии говорит: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5, 20). Мы сейчас с такой легкостью кидаемся фразой: «Вот он был фарисей!»... Оказывается, по своей жизни фарисеи были ревностными людьми - фарисеи, они любили Писание, они старались исполнить его до йоты, до буквы, жили верой отцов, ревновали о посте, о молитве, о десятине, о милостыне. Он правильно о себе это говорит: «Господи, благодарю Тебя, что я все это делаю»,- а потом говорит: «И благодарю за то, что я не такой, как этот мытарь!» (см.: Лк. 18, 11-12). Сначала поблагодарил Бога правильно, а потом осудил человека, и не только осудил человека, но всю его жизнь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Протопресвитер Александр Шмеман: О раздвоенности человека (+АУДИО) В христианском понимании человека подлинная его человечность начинается с момента, когда он осознает, что удалился от истинной своей природы, с воспоминания его о потерянном рае. Речь идет, конечно, не о каком-то месте в физическом пространстве, откуда человек был изгнан, а о некоей духовной реальности, которую он ощущает как утраченную. 2 марта, 2013 В христианском понимании человека подлинная его человечность начинается с момента, когда он осознает, что удалился от истинной своей природы, с воспоминания его о потерянном рае. Речь идет, конечно, не о каком-то месте в физическом пространстве, откуда человек был изгнан, а о некоей духовной реальности, которую он ощущает как утраченную. Более тридцати лет – с 1953 года почти до своей кончины в 1983 году – отец Александр Шмеман еженедельно выступал в эфире «Радио Свобода». Его беседы были посвящены самому главному, центральному в христианской вере – отношениям Бога и человека, мира и Церкви, веры и культуры, свободы и ответственности. В этом году портал «Правмир» совместно с издательством ПСТГУ предлагают вам вновь окунуться в атмосферу тех лет, когда сквозь глушение и помехи слушатели в СССР неделю за неделей включали свои приемники, чтобы услышать эти возвращающие к вере беседы. Неделю за неделей, одно за другим литургические события Великого поста – вплоть до Светлого Воскресения Христова. Откровение о блудном сыне Второе подготовительное к Великому посту воскресенье издревле посвящено в Церкви евангельской притче о блудном сыне. Вот как излагает ее Евангелие от Луки: У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

http://pravmir.ru/protopresviter-aleksan...

Человек причащается, потому что он без этого не может жить. У него есть жажда причащаться, у него есть стремление быть с Богом, у него истинное и искренне желание открывать себя для Бога и становиться иным, соединяясь с Богом. И Таинства Церкви не могут стать для нас какой-то физкультурой. Они не для этого даны, они все-таки не упражнения, а – жизнь. Встреча друзей и близких происходит не потому, что друзья должны встречаться регулярно, иначе они не будут дружить. Друзья встречаются, потому что их тянет друг к другу. Вряд ли будет полезно дружбе, если, скажем, люди поставят себе задачу: «Мы друзья, поэтому для того, чтобы наша дружба крепла, мы должны встречаться каждое воскресенье». Это абсурд. То же самое можно сказать и о Таинствах. «Если я хочу правильно исповедоваться и выработать в себе настоящее покаянное чувство, я должен исповедоваться каждую неделю», – звучит абсурдно. Как и это: «Если я хочу стать святым и быть с Богом всегда, я должен причащаться каждое воскресенье». Просто нелепость. Более того, мне кажется, есть в этом некая подмена, потому что все стоит не на своих местах. Человек исповедуется, потому что у него сердце болит, потому что душа у него страдает от боли, потому что он нагрешил и ему стыдно, ему хочется очистить свое сердце. Человек причащается не потому, что регулярность причастия делает его христианином, а потому, что он стремится быть с Богом, потому что он не может не причащаться. Качество и частота исповеди Качество исповеди не зависит от частоты исповеди. Конечно, есть люди, которые раз в год исповедуются, раз в год причащаются – и делают это, сами не понимая для чего, потому что так положено и уж как-то надо бы, время подошло. Поэтому у них, конечно, нет некоторого навыка к исповеди, понимания ее сути. Поэтому, как я уже сказал, для того чтобы войти в церковную жизнь, научиться чему-то, конечно, на первых порах нужна регулярная исповедь. Но регулярность исповеди – это не значит раз в неделю. Регулярность исповеди может быть разной: 10 раз в год, раз в месяц... Когда человек свою жизнь духовно выстраивает, он чувствует, что ему надо исповедоваться. Есть некое внутреннее препятствие к причастию, есть внутреннее препятствие к молитве, приходит понимание, что жизнь начинает рассыпаться и нужно идти на исповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Аминь. См. также: - Церковный год > > Неделя о блудном сыне Валерий Захаров: проповедь в Неделю о блудном сыне 04 марта 2002, 11:56 Протоиерей Валерий Захаров, 2001 г. Одну из подготовительных к Великому посту недель Святая Церковь именует Неделей о блудном сыне . В этот день за Божественной литургией нашему благочестивому вниманию была предложена притча о блудном сыне (Лк. 15;11-32). Слушая эту притчу, мы всегда печалимся печалью отца, потерявшего сына, и печалью сына, оказавшегося в трудном положении после того, как он, истребовав часть отцовского имения, ушел в далекую страну и, живя там блудно, расточил свое богатство. Но вместе с тем, слушая притчу, мы и радуемся радостью отца, который дождался возвращения блудного сына, и радостью блудного сына, нашедшего в себе силы, чтобы с покаянием вернуться к отцу. Можно только представить себе этого старца, как он с радостным чувством, со слезами на глазах, увидев издалека фигуру своего заблудшего сына и узнав свою родную плоть, оставляет все и бежит навстречу сыну. И какая совершается трогательная встреча: отец обнимает сына, склоняет свою старческую голову на его плечо и ни слова не дает сказать сыну в оправдание — для него это уже не нужно. Он радуется возвращению младшего сына и хочет поделиться радостью со своим первенцем. Но старший сын, к сожалению, не разделяет ликование отца — гнев, возмущение, обида переполняют его. Как! ведь он никуда не уходил из отчего дома, он в поте лица трудился, и отец никогда не устраивал в его честь такого пира! Нет в нем радости от возвращения родного брата, мнимая праведность снаружи, а внутри — грех, не меньший, чем у брата-блудника, лишь осуждение отца и брата, эгоистическая жалость к себе и отсутствие всяческих родственных чувств. Он упрекает отца: «Я столько лет служу тебе и никогда не нарушал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими» (ст.29). А отец, пытаясь вразумить его, говорит: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (ст. 32). Мы не знаем, вернулся ли в отеческий дом старший сын или так и остался, повернувшись спиной к отцу, не желающим принять своего младшего брата и разделить радость отца. К сожалению, мы не знаем этого, Господь умалчивает об этом. Можно лишь предположить, что, наверное, пришло осознание и к старшему сыну, и он все-таки раскаялся в своем поведении, принял младшего брата и понял своего отца. Иначе не было бы радости на том пире, который устроил отец. А ведь радость была велия!

http://zavet.ru/a/page_all_101.html

Если говорить о причинах революции, то вспомним, что в XIX-м веке центр духовной жизни переводится из храмов в салоны, где разговоры о Боге, о вере, о духовности, о патриотизме заменяют самого Бога. Человек не идет на всенощную, на литургию, он идет на лекции, на диспуты и вечера. Вместо Евангелия и Святых Отцов он начинает читать философскую и художественную литературу, вместо Причастия стремится на премьеру в театр. В этом плане я хотел спросить очень многих режиссеров и актеров: читают ли они утренние и вечерние правила? Мне многие, в том числе называющие себя православными, говорят, а зачем это? Как зачем?! Вы ведь даже за подаренную Вам конфету благодарите, и как при этом не поблагодарить Бога за дарованные 24 часа жизни, за возможность жить, любить и созидать. Иначе как духовным хамством это сложно назвать. Как утром не взять у Творца мира благословение на день? Нет, обойдемся без Его помощи, сами проживем. Это говорит о том, что духовная составляющая таких людей искажена гордыней, самостью, тщеславием. Поэтому и плодов нет, даже от талантливых произведений искусств. Может быть, вместо репетиций какого-то спектакля на духовную тему, взять и всем актерским составом помолиться неделю, например, первую неделю Великого Поста. И посмотреть, от чего пользы больше будет. Но если мы не умеем молиться, то и спектакль не принесет нужного плода. Потому и живем плохо, раз ежедневно хамим Творцу. Повторяем ошибку интеллигенции 100-летней давности: заменяем Бога на высокоумные разговоры о Нем. Но никакие разговоры не заменят Таинства. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом». (Лк.16:10) Это касается не только тружеников сцены, но и многих православных политологов, журналистов и общественных деятелей, которые, как часто выясняется, и правил не читают, и в таинствах церковных не участвуют. Но тогда, какие бы ты высокие и умные слова не говорил, какие прекрасные статьи не писал – все останется втуне. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15:5-6).

http://pravoslavie.ru/38097.html

Наблюдайте за сердцами своими: как воспринимают они слова Христовы, с восторгом ли принимают слова: «Тако да просветится свет ваш пред человеки...» ( Мф.5:16 ), и знайте, что если будете достойны благодати Божией, то она будет все умножаться у вас по мере исполнения заповедей Христовых. А если каменными останутся сердца ваши, то отнимется у вас и та благодать, которую думаете иметь. Аминь. Слово в неделю о мытаре и фарисее Каждый год незадолго до Великого поста слышите вы благодатную притчу Господа нашего Иисуса Христа, научающую нас тому, как надо молиться Богу и как не надо молиться Ему. Эта притча так глубоко важна, что надо ежегодно возобновлять ее в нашей памяти и все глубже и глубже вникать в нее. Много раз уже старался я, по мере разумения моего, влагать в сердца и умы ваши толкование этой великой Христовой притчи. Но вот и в нынешний год пришла мне мысль от Бога, что не все еще нужное сказал я вам. Итак, вникнем еще раз в благодатное научение нас Господом Иисусом Христом тому, какие молитвы наши угодны Ему и какие тяготят Его. Итак, опять напомню вам благодатную притчу о мытаре и фарисее. «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» ( Лк.18:10–12 ). Угодна ли Богу такая молитва? Приятно ли Ему слушать гордые слова и самохвальство человека, хотя и старающегося быть непорочным по правде законной, но относящего свою праведность к своим собственным заслугам, а не к благодати Божией? Отвратим глаза свои от высоко и самодовольно поднятых к небу рук его, обратим их на стоящего с низко опущенной головой и бьющего себя в грудь мытаря, неправедно требующего в свою пользу лишние деньги при собирании установленных законом податей и за это всеми ненавидимого. Эта всеобщая ненависть давила и мучила мытаря, и совесть тяжело укоряла его.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

«Усердно пей поругание как воду жизни от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачевством, очищающим от похоти, ибо тогда глубокая чистота воссияет в душе твоей и свет Божий не оскудеет в тебе». Аминь! Неделя 5-ая Великого поста. Марии Египетской Дорогие братья и сестры! За неделю до входа Господня в Иерусалим, в Неделю Марии Египетской читается Евангелие, в котором рассказывается о том, как Господь, направляясь из Галилеи в Иерусалим, подзывает к себе своих учеников, и говорит им, что «Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его, но Он в третий день воскреснет» ( Мк. 10:33,34 ). И подошли к Нему двое из апостолов, два брата, сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и просят: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе твоей» ( Мк. 10:37 ). Господь говорит им о Своих страданиях, о том, что Ему предстоит пройти через предательство, мучения, смерть, но похоже, что из всего сказанного Иаков и Иоанн слышат лишь последние слова о Его славном воскресении. И Господь отвечает им: «Не знаете, о чем просите, можете ли пить чашу (т.е. чашу страданий), которую Я пью?» ( Мк. 10:38 ). Мы, также приступая к евхаристической чаше, обычно просим силы, здоровья, радости приобщения к Небесной славе, и совершенно забываем о той цене, которой дарована эта чаша, о том, что мы причащаемся плоти ломимой и крови излиянной на кресте. Господь был предан, оплеван, бит и распят людьми, но ничто не смогло уничтожить Его любовь к человеку. Уже повешенный на кресте Он молится за своих мучителей: «Отче, прости им не ведают, что творят» ( Лк. 23:34 ). Он продолжает верить в человека и продолжает спасать нас. Помня об этом, будем просить у Господа и силы, и духовной радости, но не ради нашего комфорта и маленького благополучия, но чтобы, укрепляемые силой Божией, мы могли, как говорит Апостол, понести немощи немощных, без гнева, без раздражения, любовью покрывая несовершенства наших ближних.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Сегодня первый день трех подготовительных недель, которые приближают нас к Великому Посту. И сегодня особый день богослужебного круга: мы впервые открываем постную Триодь, и эта книга, начиная с сегодняшнего дня, будет вести нас к Пасхе. Триодь не просто сборник текстов, предназначенных для стихословия и пения, эта книга – сокровищница и целый кладезь наставлений, поучений, необыкновенно ярких зачастую парадоксальных образов, которые должны нас вдохновлять, поддерживать и воодушевлять на нашем постном шествии. Большинство стихословий, вошедших в Триодь, составлены в VIII-IX веках, и они отражают аскетический опыт православной Церкви, опыт великопостного совершенствования на пути, который нас подготавливает к Пасхальному торжеству. Это аскетика и богословие, изложенные языком гимна, и поэтому эта книга обладает особой силой и пронзительностью. Мы начинаем читать Триодь и интересно услышать ее первые слова, ее самый первый призыв. О чем возвещает нам Триодь в своей самой первой строке? И вот эти слова: «Не помолимся фарисейски братия!» Нам с первых же слов сообщается, что время поста – это время молитвы. Это первое. И второе, что молитве надо учиться, надо понять, что такое правильная молитва , потому что не всякая молитва, как мы видим, принимается и похваляется Богом. И конечно мы понимаем, что здесь Триодь постная следует за Евангелием, т.е. за тем евангельским чтением, которое мы слышали сегодня. «Два человека вошли в храм помолиться (обратим внимание, что и Евангелие настаивает на том, что притча, которая читается в это воскресенье, говорит именно о молитве): один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» ( Лк. 18:10–12 ). Фарисей обращается к Богу, но тут же забывает о Нем и начинает говорить о себе. Он вошел в храм помолиться, но его интересует не отношение с Богом, а то, как он выглядит в отношении других людей, не то насколько он приблизился к Богу, а то насколько он оторвался от прочих. Он встал перед Творцом мирозданья, о Котором псалмопевец восклицает: «Как велики дела Твои, Господи, дивно глубоки помышления Твои!» ( Пс. 91:6 ), но вместо того, чтобы прославить величие Божие, фарисей прославляет себя за свои маленькие дела: не ворую, не прелюбодействую, пощусь дважды в неделю, отдаю самым тщательным образом десятину.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010