Свою проповедь закончу добрым пожеланием Апостола Павла: «Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово» ( 2Фес. 3:5 ). Аминь. 1958 г. Слово в неделю пятую Великого поста Знаем мы из книги Бытия, что сотворил Бог человека по образу Своему и по подобию ( Быт.1:26 ). Знаем также, что создал его Господь Бог «из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ). Итак, дух и душа человека имеют свое начало в Духе Божием и потому способны к общению с Ним. Это запомните. Недавно, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, слышали вы от нас, что после нашествия на Нее Пресвятого Духа пламенела Пресвятая Дева Мария Божественным огнем и не сгорала, подобно неопалимой купине, которую видел великий Моисей в пустыне. Это был величайший пример восприятия человеком Духа Святого. И освятил Святой Дух Ее человеческое естество превыше Ангелов и Архангелов, Серафимов и Херувимов. Никто из других людей никогда не был в таком близком общении с Духом Божиим, как Пресвятая Дева Мария. Но не только в этой исключительной форме нашествия огня Божественного возможно общение духа человеческого с Духом Божиим; оно, как правило, происходит иначе, в форме потрясающего воздействия Духа Божия на дух человеческий, как видим мы это в житиях святых и прежде всего в изумительном житии преподобной Марии Египетской, блаженной памяти которой посвящена пятая неделя Великого поста. О ее жизни, подобной жизни ангельской, вы уже много раз слышали от нас, пастырей ваших. Не буду утомлять вас повторением. В неге и роскоши, жизнью, полной греха и разврата, жила в Египте эта блестящая молодая красавица, не помышляя о глубокой нечистоте своей. Но Всеведущему Богу было известно, как бездонна была глубина ее сердца и на какие подвиги общения с Духом Божиим была способна она. И Он, не хотящий смерти грешника, остановил Марию на ее погибельном пути внезапным могущественным потрясением ее души. Она вместе с толпой народа хотела войти в Иерусалимский храм в день Воздвижения Креста Господня, но дальше притвора ступить не могла, ибо какая-то неведомая сила отталкивала ее от двери храма, когда пыталась она войти. Пред духовными очами Марии вдруг предстала отвратительная нечистота ее жизни в Египте; она содрогнулась всем существом своим и с пламенной молитвой обратилась к Пресвятой Богородице, икона которой висела над дверью храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Мк.2:22 . Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые. На востоке, особенно во время путешествия, для сохранения вина, употребляют мехи из кожи животных, так называемые бурдюки, и, конечно, для молодого, как более крепкого, вина употребляются мехи новые, крепкие. Новое вино означает пост, а ветхие мехи – еще слабость учеников Христовых, которую не следует обременять постом (Феоф. и Злат.) Под словами: новая одежда, новые мехи и новое вино можно разуметь и весь новый завет Господа нашего Иисуса Христа ( 2Кор.5:17 ). Новый Завет имеет и новые свящ. книги, и обновляющие нас благодатные таинства, и новое богослужение, и новые посты (Тр. л.). Зач. 10. Защищение Иисусом Христом Своих учеников, срывавших колосья в субботу, и учение о субботе. Читается в субботу первой недели великого поста. История защищения Иисусом Христом Своих учеников, срывавших колосья в субботу, изложена у еванг. Марка совершенно согласно с Матфеем, только короче ( Мф.12:1–8 ). Мк.2:23 . И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. Срывать колосья, это – обычай на востоке для утоления голода во время пути. Сорвав спелые колосья, растирают их руками, и вытертые зерна едят. Моисей в своем законе дозволил срывать колосья и на чужом поле для утоления голода ( Втор.23:24 ). Мк.2:24 . И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Четвертая заповедь закона Божия и Моисей в своих постановлениях запретили заниматься в субботу житейскими делами ( Исх.20:10 и др.), конечно, кроме самых необходимых. Предания же старцев так усилили строгость субботнего покоя, что даже дела добрые, например, лечение больных, запрещали в субботу. Поэтому срывание колосьев учениками Иисуса Христа для удовлетворения голода фарисеи почли за нарушение закона о субботе, обратили Его внимание на это дело и упрекнули Его в том, что Он дозволяет ученикам Своим явно и к соблазну других нарушать субботу (Мих.). Что же сказал Господь фарисеям в защиту Своих учеников? Во-первых, Он указал на пример царя Давида (25 и 26 ст.) и, во-вторых, на неправильное учение самих фарисеев о субботе (27 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Рубрики Коллекции Евангелие о мытаре и фарисее: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» 6 мин., 04.02.2017 Поделиться Великий пост — совершенно неповторимый период в церковном годе. Каждый день, каждая служба наполнены особым смыслом. Важнейшее место занимают евангельские чтения воскресных дней поста и подготовительных недель . Мы попросили разных людей прочитать эти евангельские отрывки и рассказать, как они их понимают и что лично для себя выносят , в рубрике Евангелия Великого поста . Евангелие первой подготовительной недели — притчу о мытаре и фарисее — читала вместе с «Фомой» Татьяна Касаткина , доктор филологических наук, заведующая отделом теории литературы ИМЛИ им. Горького РАН. «...два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 10-14). Действующие лица Прежде всего, нам нужно понять, кто такой мытарь и кто такой фарисей. Мытарь, если искать ему соответствий в нашем времени, более всего похож на нынешнего коллектора: это был человек, скупавший у государства долги и налоговые обязательства населения и потом собиравший с населения эти долги с процентами, пользуясь бандитскими методами. А фарисей — это примерно нынешний активный прихожанин: человек, регулярно посещающий храм, молящийся по уставу, убежденный, что вера — центр человеческой жизни и жить должно по законам и регламенту, определенному священным писанием. Полагаю, что если мы это вспомним, притча уже покажется нам гораздо более неоднозначной, чем при том прочтении замыленными глазами, когда мы помним не исходный смысл слов, а лишь и именно те значения, которые развились у слов уже на основании этой притчи.

http://foma.ru/o-myitare-i-farisee.html

Как «совместить» светские праздники и православные посты – вопрос из разряда вечных, в том смысле, что вечно с ним сталкиваются священники, слыша его снова и снова от начинающих воцерковляться людей. С другой стороны, нет на этот вопрос единого и жесткого «догматического» ответа: когда-то стоит поступить так, когда-то — иначе, исходя из обстоятельств жизни. И здесь священник может что-то подсказать, скорее, из своего опыта. Тем, кому предстоит отметить какую-либо праздничную дату нынешним Великим постом, адресована наша беседа с клириком Петропавловского храма священником Василием Куценко.      — Батюшка, вот что интересно: мы говорим о том, как во время поста разделить праздничную трапезу с неверующими родственниками, и кажется порой, что этот вопрос возник именно в наших житейских реалиях. Но ведь в истории Церкви эта проблема, наверное, не нова? — На самом деле этот вопрос возникает уже в апостольские времена. За неделю до начала Великого поста в храмах читается фрагмент из Первого послания святого апостола Павла к христианам древнего города Коринфа (см.: 1 Кор. 8, 8 – 9, 2), и там апостол отвечает на вопрос: можно ли христианам употреблять в пищу продукты, освященные в языческих храмах? Он связан с тем, что христиан могли приглашать на обеды по случаю каких-либо торжеств их родственники или друзья — язычники. При этом все праздничные угощения освящались по языческим ритуалам, а нередко и сами трапезы могли устраиваться при языческих храмах. В своем ответе апостол Павел пишет: мы знаем, что идол в мире ничто (1 Кор. 8, 4). Он напоминает нам о том, что пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор. 8, 8), но призывает христиан не злоупотреблять своей свободой. Хорошо, если христианин осознает ничтожность идолов и языческих обрядов и понимает, что вкушение пищи из языческого храма не причинит ему никакого вреда. Но грех в том, что новоначальный или немощный в вере христианин может соблазниться, увидев своего старшего собрата вкушающим идоложертвенное. Поэтому апостол пишет: если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8, 13).

http://pravoslavie.ru/102264.html

Д.В. Дементьев Подготовительная неделя перед Великим постом «О мытаре и фарисее» Подготовительная неделя перед Великим постом «Неделя о мытаре и фарисее» – первая из трех, в течение которых христиане начинают духовно готовиться к посту. «Неделя о мытаре и фарисее» также называется еще «сплошной седмицей», потому что на ней нет поста в среду и пятницу. В воскресенье во время Литургии читается Евангелие «О мытаре и фарисее»: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя в дали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»( Лк.18:10–14 ). Мытарь – смиренный сборщик податей был оправдан больше, чем фарисей – гордый законник. Этой притчей Церковь научает нас истинному смирению и покаянию, без которых Великий пост будет бесплоден. «Не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию, вопия, подобно мытарю: «Боже, милостив буди мне грешному». Ибо вот фарисей, кажется и доброго был поведения, а не был оправдан пред Богом», – наставляет святитель Феофан Затворник . Фарисей лишился превозношением, сколько же тогда мытарю нужно смиряться, чтобы покрыть свои недостатки?! Взгляните, все святые Церкви осуждали себя и каялись перед Господом! А ведь все окружавшие почитали их чистыми и безгрешными перед Богом! Думаете, здесь была неискренность? Конечно же, нет! Это был искренний вопль души к Богу! Уж если святые угодники нашли в чем каяться, то неужто не в чем каяться нам?! Святитель Тихон Задонский так же указывает на то, что без смирения бессмысленна бывает молитва , ибо «Бог гордым противится» ( Иак.4:6 ; 1Пет.5:5 ). Напротив того, на смиренных милостиво призирает Бог: «Призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их», – говорит Давид ( Пс.101:18 ). Так призрел Он на молитву смиренного мытаря, хотя тот и был обременен грехами, так отринул гордое самохвальство фарисейское. «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» ( Лк.18:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

Недели (седмицы) перед Великим постом: ИНФОГРАФИКА Великий пост в 2013 году продолжается с 18 марта до 4 мая (по н.ст.). Пасха — 5 мая. Великому Посту предшествуют подготовительные недели. 22 февраля, 2013 Великий пост в 2013 году продолжается с 18 марта до 4 мая (по н.ст.). Пасха — 5 мая. Великому Посту предшествуют подготовительные недели. Великий пост в 2016 году продолжается с 14 марта – 30 апреля 2016. Пасха — 1 мая. Великому Посту предшествуют три подготовительные недели (седмицы) — Седмица сырная (Масленица) — сплошная (последняя неделя перед Великим постом) 7–13 марта 2016 Нажмите для увеличения Скачать в разрешении для печати (6 мб) Автор — Священник Максим Бурдин Первая подготовительная неделя (седмица) к Великому ПостуНеделя о мытаре и фарисее Во время первой подготовительной недели, которая называется « Неделею мытаря и фарисея », нет поста в среду и пятницу, поэтому она называется «сплошной седмицей».  Во время Литургии в это воскресенье читается из Евангелия «О мытаре и фарисее» (Луки 18:10-14). Притча о мытаре и фарисее «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.» Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие, только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она нас учит, что мы должны подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этой недели до пятой недели Великого Поста за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери» … Вторая подготовительная неделя (седмица) к Великому Посту — о Блудном Сыне

http://pravmir.ru/nedeli-pered-velikim-p...

Бери крест свой на каждый день, каждодневную твою жизнь отдавай с сердцем мученика Богу и людям. Наступает время, когда для того, чтобы противостоять сатанинским соблазнам и отказаться от принесения жертв новым идолам требуется мужество, равное тому, которое проявляли христиане во времена открытых гонений. Господь говорит: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей…» (Откр. 2, 13). Весь вопрос в том, как стяжать благодать умереть за Христа, Который умер за нас. Благодать умереть за Него, чтобы засвидетельствовать миру, что Он воскрес. Аминь. Божественная литургия Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сорок мучеников, говорят святые отцы, освящают святую Четыредесятницу. Каждый день — мученичество, отдача своей жизни за Христа. Таков главный, предельный ориентир Великого поста. Потому в течение всего Поста Церковь обращается в своих молитвах в первую очередь к мученикам. Страданиями за Христа святые мученики Севастийские уподобились спасительной Страсти Христа. Страданиями за Христа приобщились Кресту Христову, которым победили диавола. Они прошли сквозь огонь и воду и вошли в Царство Небесное. Многими скорбями идет Церковь. Да будут для нас скорби спасением, потому что мы видим, что не все среди скорбей могут принести поклонение Кресту Христову — устоять в верности Господу. Так было с самого начала. И так будет до самого конца. Как от двенадцати апостолов отпал один, посвященный вместе с другими в сокровенные тайны Христовы, так и от сорока мучеников — не выдержавший испытания воин — в момент, когда венец славы уже был готов сойти на него. Но свято место пусто не бывает. Как апостол Матфий был избран на место отпавшего Иуды, как Савл из гонителя Церкви превратился в величайшего проповедника спасения, так было и с последним сороковым мучеником — внезапно обретшим веру исполнителем казни. Многие первые будут последними и многие последние — первыми. Многие из тех, кто начинает поздно и мало обещает в вере, иногда — Божиим благословением — достигают большего познания в благодати и большую приносят пользу Церкви, чем те, кто раньше вошли в нее и казались более обещающими.

http://moral.ru/слово-в-неделю-крестопок...

Для нас этот страшный пример очень важен. Многие из нас по своему опыту знают, что после поста мы часто впадаем в расслабление и искушения, даже в самый день Пасхи, и теряем всё то, что приобрели. Есть такая икона святого Иоанна Лествичника, где восходят по лестнице в рай, в Царствие Небесное подвижники и падают очень многие из них, даже с самого верха. Очень убедительная картина на этой иконе. Летят вниз головой и священники, и монахи, и архиереи – люди, которые, казалось, были в одном шаге от того, чтобы войти в Царствие Небесное. Это для нас очень важное предостережение в эти минуты. Нельзя быть людьми беспечными, нельзя быть людьми глупыми, наивными. Надо всегда помнить о том, что диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5: 8), а более всего он хочет поглотить нас, учеников Христовых. Но Христос пришел в мир, был распят и воскрес для того, чтобы нам измениться, чтобы нам ходить в обновленной жизни. Не для того, чтобы нам сорок дней поститься, а потом разговеться, не для этого. А для того, чтобы мы изменились, чтобы мы стали сильнее греха и сильнее диавола. Поэтому сейчас, в предвкушении Пасхи, все мы должны настроиться на то, что подвиг наш не закончен, он только начинается. Всю Пасхальную неделю будут радостные, торжественные, победные богослужения, храмы будут открыты, будут совершаться крестные ходы, будет Чаша для нас приготовлена для участия в Евхаристии – приобщении Тела и Крови Христовых. Это и есть ходить в обновленной жизни (Рим. 6: 4). Господь говорит Своим ученикам: Идите, научите все народы… уча их всему, что я заповедал вам (Мф. 28: 19–20). Мы такой силой обладаем именно благодаря тому, что мы свободны от греха. Мы ходим в обновленной жизни, и это и есть самая главная и самая действенная проповедь. Для этого и дается нам время Великого поста – чтобы мы приобрели силы, чтобы мы отличались от мира, чтобы мы были светом этому миру (ср.: Мф. 5: 14) и обращали всех, крестили во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа своим примером, своей любовью, своим светом. Господь без меры дает благодать Святого Духа (см.: Ин. 3: 34). Главное – чтобы мы были настоящими Его учениками, мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6: 11).

http://pravoslavie.ru/124486.html

Необходимо поэтому знать, какие злые дела особенно тяжелы. Одни происходят от немощи, как, например, плотское сладострастие, оно может быть укрощено воздержанием в пище. Другие же злые дела, происходящие не от плотской немощи, но от некоей особенной злобы, как, например, грех зависти, ненависти, лакомства, грех, поедающий и потребляющий ближнего, – это грехи гораздо тяжелее всех первых. Ибо грехи плотского сладострастия – это грехи немощи человеческой, грехи же, происходящие от злобы, – это грехи сатанинской вражды. От них-то, то есть от грехов, происходящих от злобы, особенно необходимо воздерживаться христианину... Без этого второго поста, первый пост – ничто. Сам Бог в книге Своего пророка Исаии говорит: «В день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей... Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо» и прочее ( Ис. 58:3–6 ). Для того, как видим, нужно поститься от злых дел, чтобы перед Богом был благоприятен первый пост, пост в пище. Кроме того, потому еще необходимо воздержание от злых дел, что с грехами, со злыми делами, с нравами, состарившимися в грехах, невозможно войти в отверстое для нас Небо, в которое, по словам святого Иоанна Богослова, не может войти никакая скверна (1). Не великим ли считается у людей быть кому-либо постником, как, например, говорил и фарисей: «пощусь два раза в неделю» ( Лк. 18:12 ). Не велико ли быть кому-либо воздержником, не есть в пост рыбы или не только не есть рыбы в пост, но даже и в скоромные дни мяса и не пить вина? Не считаются ли такие сынами Небесного Царствия? Однако же и им иногда Господь с гневом отказывает: «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?» ( Ис. 58:5 ) (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Она слезами своими омывает пречистые ноги Спасителя, прозревая, что скоро они будут пробиты гвоздями, которые есть ее грехи и грехи каждого человека. Грех кажется сладким, но он всегда беспощадно, смертельно жесток. И эта убийственность греха направлена на Самого Господа. Когда она так предстоит пред Господом, другой человек — Симон фарисей —  думает: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк. 7, 39). Господь, читая его мысли, обратился к нему: «Симон! Я имею нечто сказать тебе». Он говорит, что эта женщина действительно грешница, но — прощеная. Это значит, что она глубоко покаявшаяся грешница. Глубина ее покаяния определяется любовью ко Господу, и, в свою очередь, исходит из осознания, как много Господь прощает ей. То, что уже никогда нельзя простить, и от чего, кажется, не может быть избавления. Чем больше грехов прощается этой женщине, тем большая любовь у нее ко Господу. И Христос рассказывает Симону фарисею притчу о двух должниках. Один был должен в десять раз больше другого. Но поскольку оба не имели, чем заплатить, заимодавец простил тому и другому. «Который из них более возлюбит его?» — спрашивает Господь. «Думаю тот, — отвечает Симон, — которому более простил» (Лк. 7, 42-43). Мы все грехами своими неоплатные должники перед Господом. Один должен больше, другой — меньше. Один должен пятьсот динариев, а другой только пятьдесят. Фарисей был меньший должник, но он тоже был должник. И, на самом деле, гораздо больший должник, чем он думал. И каждый человек больше должен Богу, чем он может заплатить. Никакие наши труды, никакие посты, никакие подвиги не могут дать нам возможность расплатиться с нашими грехами. Никакие слезы не могут омыть их. Прощение — непостижимый дар бесконечной любви Господа. Оно предлагается всем, но принимают его только те, кто глубоко и искренне приносит покаяние. И здесь нам открывается великая тайна: чем большие грехи нам были прощены, тем больше мы должны возлюбить Господа. И еще нечто совершенно неожиданное: кто пришел к Богу от больших грехов, тот должен стремиться достигнуть большей святости. Мы знаем пример апостола Павла — бывшего гонителя Церкви, того, кто больше всех потрудился для Господа. И преподобная Мария Египетская — бывшая блудница — обретает такую чистоту, перед которой не может не поклониться подвизающийся всю жизнь в подвиге поста и молитвы преподобный Зосима. И всякий, кто узнаёт, что такое грех и как любит Господь кающегося грешника, всего себя отдает Господу.

http://moral.ru/слово-в-неделю-5-ю-велик...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010