Ибо написано: «Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем; такожде, и Божия никтоже весть, точию Дух Божий» ( 1Кор.2:11 ). Будучи по естеству Богом, Дух Святой всеведущ (см. 1Кор.2:10 ; Ин.14:26, 16:13 ), всемогущ (см. 1Кор.12:7–11 ; Мф.12:28 ), вездесущ (см. Рим.8:9–16 ; 1Кор.3:16, 6:19, 12:7–13 ). Обладая всеми Божественными свойствами, Он имеет и все Божественные действа: возрождает крещением (см. Ин.3:5 ; Тит.3:5 ; 1Кор.12:13 ), управляет Христовой Церковью (см. Деян.20:28, 13:2, 16:6–7 ; Еф.2:22 ), отпускает грехи (см. Ин.20:22–23 ), усыновляет людей Богу (см. Рим.8:14–16 ; Гал.4:6–7 ), делает людей Христовыми (см. Рим.8:9 ; Гал.4:6 ; Еф.2:22, 1:13, 3:16–17, 4:30 ; 1Кор.12:3 ; 1Пет.2:5 ), освящает, оправдывает и производит все благодатные действия (см. 1Кор.6:11 ; Рим.8:26 ; 1Пет.1:2 ), ибо Он – Источник истины и света (см. Ин.14:17, 26, 16:13 ), раздает духовные дарования (см. 1Кор.12:4, 8–11 ; Еф.3:4–5 ; Рим.5:5 ), содействует во всех добрых делах (см. Рим.8:26 ; Гал.5:22–23 ), творит чудеса (см. Мф.12:28 ; Лк.11:20 ), соделывает людей храмом Божиим, храмом Своим, ибо Сам Он – Бог (см. 1Кор.3:16, 6:19 ; 2Кор.6:16 ), делает Священное Писание богодухновенным, вещая через пророков и апостолов. Царство Божие – это Царство благодати Духа; оно – «правда и мир и радость о Дусе Святе» ( Рим.14:17 ). Именно Духом Святым оно становится реальностью (см. Ин.3:5 ; Мф.12:28 ; Лк.4:18, 11:20 ). Приписывая Святому Духу эти Божественные свойства и действа, Новый Завет ясно и бесспорно показывает, что Дух Святой во всем равен Богу Отцу и Богу Сыну. «Божество Духа Святого весьма ясно показано в Священном Писании, – говорит святой Григорий Богослов . – Обрати внимание на эти события: Христос рождается – Дух предшествует (см. Лк.1:35 ), Христос крещается – Дух свидетельствует (см. Ин.1:32–34 ), Христос искушается – Дух Его изводит (см. Мф.4:1 ), Христос творит чудеса – Дух содействует (см. Мф.12:28 ), Христос возносится – Дух Его наследует (см. Деян.2:4 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1361. См.: Быт. 42:20; 44:1. 1362. См.: Быт. 27:38, 39. 1363. seruus est. Qui Nauroy: seruus est qui Schenkl. 1364. Ср. описание мудреца у Цицерона (musc. 5. 48). 1365. minitabatur Nauroy: minitabat Schenkl. 1366. См.: Гал. 4:22–31. 1367. Ср.: 2Кор 3:6. 1368. См.: Рим. 9:27; Ис. 10:22. 1369. См.: Быт. 27:41. 1370. Свт. Амвросий толкует имя Ревекка как «терпение», см.: Isaac 1. 1. 1371. См.: Рим. 12:19. 1372. magisterio Nayroy: ministerio Schenkl. 1373. См.: Быт. 28:12. 1374. См.: Притч. 5:15–16. 1375. См.: Быт. 29–31. 1376. То есть систему или совокупность нравственных правил. 1377. Дерево стиракс, дающее благовонную смолу, возможно, является серебристым тополем. 1378. См.: Быт. 30:37–39. 1379. См.: Пс. 140 1380. См.: Числ. 17:8. Палла указывает на толкование Оригена, что жезл Ааронов прообразует древо Христа, т. е. Крест Господень (horn in Num. 9. 7) (Palla. P. 290–291, n. 78). 1381. То есть разногласия с братом Исавом. — Примеч. пер. 1382. См.: Быт. 28:18. Далее сказано, что Иаков «нарек имя месту сему Вефиль», «дом Божий». 1383. Более подробно о поисках Лавана говорит свт. Амвросий в fug. 4. 22–5. 25. 1384. См.: Ioseph 5:25. 1385. См.: Ин. 1:16. 1386. Указание на чтение свидетельствует о том, что текст предназначался для проповеди в храме. 1387. Ср.: Vergilius, georg. 2. 507: Condit opes alius defossoque incubat auro. 1388. Такая этимология встречается также в fug. 5. 26, она восходит к Филону (agric. 42; fug. et inu. 44) (Palla. P. 295, n. 83). 1389. См.: Быт. 31:25–30. 1390. Такое толкование двух браков Иакова было устоявшимся у древних христианских авторов, ср. у Иустина Философа (dial. 134. 3). 1391. См.: Рим. 5:20. 1392. В переводе с еврейского имя Рахиль означает «овца, имеющая ягнят». Но в epist. 4 (М 27) свт. Амвросий имя Рахиль толкует как «сильное веяние» (aspiratio fortis). 1393. См.: Быт. 30:23. 1394. См.: Быт. 31:34. Ср.: fug. 5.27. 1395. См.: Быт. 32:1. 1396. Это описание сходно с Вергилиевыми, georg. 2. 212: Ieiuna… glarea; Aen. 4. 366: …duris genuit te cautibus horrens/Caucasus.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

3715. Ср.: Гал. 1:8. 3716. Письмо является οтветом на предыдущее послание епископа Сириция 393 г. 3717. Сабин, епископ г. Плаценция (ныне г. Пьяченца); ему адресовано несколько писем свт. Амвросия (7, 32–34, 37, 39). 3718. Свт. Вассиан Лавдийский (ныне г. Лоди, недалеко от Милана). 3719. Ср.: Ин. 10:7. 3720. Пальмовая ветвь вручалась как награда победителю. Этот образ часто встречается у свт. Амвросия; см., например: Isaac 5. 65; 5. 67. 3721. В Своде канонических правил Католической Церкви до 1983 г. одной из целей брака называется remedium concupiscentiae (см. Banterle P. 327, n. 2). 3722. См.:1 Кор. 7:39. 3723. Свт. Амвросий имеет в виду Еву и Божию Матерь. 3724. Учение о том, что Божья Матерь пребыла девой по Рождестве, было впервые высказано в Западной Церкви именно свт. Амвросием (см. uirgb. 1. 31), см. Hunter D. Rereading the Jovinianist Controversy Asceticism and Clerical Authority in Late Ancient Chrismianimy. P. 458, 460. См. также похвалу девству: epist. ex. e. 14. 36 3725. Ср.: Иез. 43:1–4. 3726. См.: Исх. 17:6. 3727. См.: Исх. 14:22. 3728. См.: Числ. 20:11. 3729. См.:4 Цар. 6:6. 3730. См.: Мф. 14:29. 3731. См.: Исх. 15:20 (о Мариам). 3732. Высокая оценка целомудрия содержится в следующих творениях свт. Амвросия: «О девственницах», «О вдовицах», «О девстве», «О наставлении девы и приснодевстве святой Марии», «Увещание к девству» (см. рус. пер.: Свт. Амвросий Медиоланский. Собр. творений Т. 2/Пер. А. Вознесенского; [Под ред. Т.Л. Александровой]. М., 2012). 3733. Блж. Иероним писал, что Иовиниан в подтверждение своего учения цитировал слова ап. Павла ( 1Тим. 4:3–5); см.: adu. Iou. 1. 40; 2. 21, 36. 3734. См.:1 Кор. 9:27. 3735. См.:1 Кор. 9:19. 3736. См.:2 Кор. 6:5. 3737. Эта цитата из Послания к колоссянам трактуется свт. Амвросием особым образом; см.: bon. mort. 3. 10; paenit. 2. 10. 97. В epist. 11. 13 эта цитата немного изменена: ad corruptelam. 3738. См.: Еф. 4:22. 3739. См. Книгу пророка Ионы, особенно: Ион. 3:5. 3740. Манихеи придерживались докетистских воззрений и считали Христа лишь «видением», а Егο плоть призрачной. Иовиниан же и его последователи утверждали, как можно предположить из послания свт. Амвросия, что рождение Господа во плоти произошло по законам естества. Очевидно, свт. Амвросий называет их «манихеями», желая поставить вне закона (см.: Cod. Theod. 16. 5. 18, 389 г.). В свою очередь Иовиниан называл манихеем самого свт. Амвросия за его учение о непорочном рождении (uirginitas in partu), об этом упоминает блж. Августин (de nuptis 2. 5. 15; con. Iul. 1. 2. 4); см.: Hunter D. Rereading the Jovinianist Conmroversy: Asceticism and Clerical Authority in Late Ancient Christianity. P. 458.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

2031. Свт. Вассиан Лавдийский, епископ г. Laus Noua (ныне г. Лоди, Италия). См. у Павлина, uita А. 47. Память свт. Вассиана отмечается Православной Церковью 10 (23) июня. 2032. Базилика, о которой идет речь, находилась на месте, где сейчас находится церковь San Bassiano a Lodivecchio. 2033. То есть день епископской хиротонии. 2034. Praesumptum habeo — возможно, это начало появления в романских языках аналитических форм. — Примеч. ред. 2035. См.: Пс. 140. 2. 2036. См.: Евр. 9. 4. 2037. См.: Евр. 9. 4. 2038. Очистилище — крышка ковчега завета, где хранились скрижали Закона. 2039. См.: Евр. 9. 5. 2040. См.: Числ. 16. 47–48. 2041. Ср. у Филона (rer. diu. heres 42. 201). 2042. Ср.: Ос. 13. 14; 1Кор. 15. 55–56. 2043. См.: Ис. 25. 8. 2044. См.: 1Кор. 15. 21–26; Рим. 1. 4, а также: ехр. 118, 18. 12. 2045. См.: 1Тим. 1. 18. 2046. См.: 1Тим. 6. 20. 2047. См.: Мф. 25. 27. 2048. См.: Мф. 25. 21–23. 2049. См.: 2Тим. 4. 5; 1Тим. 3. 1. 2050. См.: 2Тим. 4. 8. 2051. Сходную мысль см. у Филона (pmn. prob, liber. 1. 2). 2052. Ср. у Климента Александрийского (strom. 1. 14. 62), где сначала говорится, что Пифагор был сириец или тириец, а далее высказывается более общее предположение, что родом он был из варваров. 2053. Об этом также говорит Климент Александрийский (strom 1. 22. 150), его слова повторяет Евсевий Кесарийский (praep. cuang. 9. 6. 8). 2054. Ср. у Климента Александрийского (strom. 1. 21. 107) и у Евсевия Кесарийского (praep. euang 14. 5. 2). 2055. См.: Иис. Нав. 5. 15. 2056. См.: Исх. 24. 13–15. 2057. Conuersatio можно перевести как «образ жизни», однако в сочетании со strata это слово звучит как метафора (образ жизни большинства людей — мостовые, на которых постоянно «крутятся» какие–то люди, толпы людей). 2058. Ср. у Цицерона (fam. 4. 3. 2). 2059. Ту же мысль см. у Филона omn. prob, liber. 1. 3–5. 2060. См.: Вар. 3. 22–23. 2061. См.: 1Кор. 10. 5–6. 2062. См.: Иов. 28. 22, 23. 2063. См.: Иов. 4. 19. 2064. О том, что цикады питаются ветром, см. у Филона (omn. prob, liber. 2. 8).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

1128 Вся первая фраза абзаца является заимствованием из «Церковной истории» Сократа. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 242.) 1129 Заимствовано из «Церковной истории» Сократа. Однако Сократ говорит не о шести книгах, а просто о книге против иудеев. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 242.) 1130 Со слов «побуждаемый совестью» и до слов «ближнего к городу монастыря» заимствованные из «Диалога» Палладия. (См.: Палладий Еленопольский . Диалог.../Наст. изд. С. 74.) У Палладия вместо «ближнего к городу монастыря» – «ближних гор». 1131 Не вполне понятно, откуда появляется это имя. Возможно, что оно содержалось в каком-нибудь утерянном источнике, но возможно также, что оно явилось плодом фантазии самого агиографа. (См.: Douze récits... P. 93, n. 15.) Баур предполагает, что этого наставника можно отождествить с Картерием, настоятелем одного Из антиохийских монастырей. (См.: Ваиг Ch. John Chrysostom and His Time. V. 1. P. 109–110.) 1132 Рассказ o явлении св. Иоанну Златоусту апостолов Петра и Иоанна, по всей вероятности, является агиографической легендой. Повествование о чудесном поставлении ими св. Иоанна на пастырское и проповедническое служение должно подчеркнуть его исключительность и избранность. (См.: Полякова C. В. Указ. соч. С. 258.) То, что святому являются именно апостолы Петр и Иоанн, не является случайностью. Апостол Петр, как получивший ключи от Царствия Божия ( Мф. 16:19 ), символизирует священническую власть, а апостол Иоанн, написавший «В начале было Слово» ( Ин. 1:1 ), – проповеднический дар. 1137 Взгляды св. Иоанна Златоуста на монашество находятся в следующих его творениях: «К Димитрию монаху о сокрушении» (после 375 г.), «К Стелехию о сокрушении» (после 375 г.), «К верующему отцу» (ок. 376 г.), «К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни» (ок. 376 г.), «К неверующему отцу» (ок. 376 г.), три слова «К Стагирию подвижнику». (См.: Соколов Л. В. Указ. соч. С. 48.) 1138 Повествования о чудесах св. Иоанна Златоуста носят характер легенды. Ни в одном из ранних житийных повествований о св. Иоанне Златоусте о них нет упоминаний. (См.: Ваиг Ch. Georgius Alexandrinus. P. 8; a также: Douze récits... P. 97, n. 16.) C другой стороны, рассказ o чудесах является обязательной нормой агиографического канона. (См.: Поляков C. В. Указ. соч. С. 258; Лопарев X. М. Указ. соч. С. 30–35.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Венедиктов М.. обн. священник Ярославской епархии 243 Вениамин (Казанский), митрополит, свмч. 73, 97. 1 10, 127, 197, 214, 228–233, 234, 236, 250, 251, 254, 257, 306, 621, 624, 983 Вениамин (Молчанов), обн. архиепископ 448, 507, 521, 531 104, 241, 256, 344, 352, 394, 402, 404, 405, 407, 417, 418, 420,424, 427, 441, 442, 457, 461, 463, 465, 468–471, 501, 579, 695 Вениамин (Муратовский), обн. митрополит 104, 241, 256, 344, 352, 394, 402, 404, 405, 407, 417, 418, 420, 424, 427, 441,442, 457, 461, 463, 465, 468–471, 501, 579, 696–698. 711, 744, 756, 861, 868, 892, 1011 Вениамин (Тихоницкий), епископ 1017 Вениамин (Федченков) , архимандрит см. Вениамин (Федченков) , митрополит Вениамин (Федченков) , митрополит 399, 424 Вениамин. Вселенский Патриарх 564–566 Вениамин, Ленинградский см. Вениамин (Муратовский) обн. митрополит Вениамин, Преосвященный см. Вениамин (Казанский), митрополит, свмч. Вениамин, Рязанский см. Вениамин (Муратовский), обн. митрополит Вениамин, архиепископ Рязанский см. Вениамин (Муратовский), обн. митрополит Вениамин, епископ Луганский 499, 698 Вениамин, митрополит Петроградский см. Вениамин (Казанский), митрополит, свмч. Вениамин, митрополит см. Вениамин (Казанский), митрополит, свмч. Вергилий Марон Публий, римский поэт 137 Вертоградский, петроградский протоиерей 340 ? Ветвеницкий К. И., протоиерей 99 Викентий (Никипорчук). обн. епископ 698–699 Виктор (Ельцов), обн. епископ 531, 700 Виктор (Путята), обн. архиепископ 507, 700–701 Виктор, епископ, член обн. Собора 1923 г. от Ново-Николаевской епархии 309 Викторовский Евгений Григорьевич, протоиерей 497, 498 Виноградов А., обн. священник Рязанской епархии 242 Виноградов В., обн. протоиерей 242 Виноградов Василий , обн. священник см. Василий (Виноградов), обн. митрополит Виноградов, петроградский протоиерей 340 Виссарион (Зорин, Зорнин), гр. епископ 466 Виталий (Введенский), бывш. обн. митрополит, архиепископ 13, 34, 658, 702–704, 855, 900, 934, 940 Виталий, первоиерах см. Виталий (Введенский), бывш. обн. митрополит, архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

На С. 212 в статье «К социальной характеристике поздневизантийского общества» указывается, что Николай Кавасила «приветствовал в 1364 г. избрание свт. Филофея (Коккина) патриархом на второй срок» (С. 212, строки 16–17). На С. 242 в статье «Городские владения провинциальных монастырей» упоминается случай, что в 1367 г. сигиллоидной грамотой патриарх Филофей (Коккин) передал монастырю Великая Лавра на Афоне 2 константинопольских монастыря: монастырь у Широких ворот св. Димитрия и монастырь, который находился у пристани напротив Галаты. Это было сделано, чтобы лавриоты «устраивали и улучшали местное хозяйство» (С. 242, строки 18–19), т.к. Галата была богатым торговым районом Константинополя, «где была сконцентрирована торговля итальянских купцов» (С. 242, строки 21–22). Следующее издание ( 2009 г. ) также представляет собой сборник научных статей и включает в себя работы Г. М. Прохорова, посвященные византийской литературе XIV в. Сборник называется – «”Так возсияют праведники…” Византийская литература XIV в. в Древней Руси» . 132 Статьи оформлены в виде глав, рассмотрим каждую статью по отдельности. С. 5–14. Вступительная глава «Роль новых переводов византийских религиозных текстов в образовании культуры Московского государства». Краткая характеристика. В данной главе свт. Филофей (Коккин) рассматривается в контексте значимости написанных им гимно- и эвхографических произведений. Обзор работы. В этой главе свт. Филофей называется «наиболее плодовитым сочинителем» (С. 13, строки 7–8) XIV в., «именно его гимны и молитвы пользовались наибольшим вниманием тогдашних переводчиков на славянский и монахов-переносчиков этих переводов на Русь» (С. 13, строки 10–12). Здесь кратко и неполно перечисляются его произведения, предлагается размышление по поводу значимости этих произведений для современников и последующих поколений. В конце вступительной главы автор предлагает интересный вывод: «благодаря переводам с греческого, поступившим в XIV в. с Балкан на Русь, обновились едва ли не все сферы ее духовной культуры, придав ей, культуре рождающегося в Великой Руси Московского государства, новый стиль, который точнее всего называть стилем Православного Возрождения» (С. 14, строки 28–32).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Затем эту схему главных греховных помыслов повторяют прп. Ефрем Сирин , который пишет: «Знай, чадо, что есть восемь помыслов, которыми производится все худое: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, безвременная печаль, уныние, тщеславие, гордость» 303 . И блаж. Исихий Иерусалимский , кратко говорящий об этом, что есть «восемь главных помыслов греховных, коими объемлется вся область таких помыслов, и от коих все они имеют свое рождение... Когда какой из этих восьми помыслов, поднявшись к сердцу, войдет в него, то вводит с собою целый рой нечистых помыслов» 304 . Наконец, этот список в слове «О восьми главных страстях» воспроизводит прп. Иоанн Дамаскин , который пишет: «Знай, брате, что есть восемь помыслов, воюющих с монахом, как говорят Св. Отцы. Первый – чревоугодия; второй – злой и срамной похоти; третий – сребролюбия; четвертый – печали; пятый – гнева; шестой – уныния; седьмой – тщеславия, и гордости – восьмой» 305 . Повторяет его и прп. Григорий Синаит , который говорит, что «есть восемь начальственных страстей», из коих он выделяет «три главных: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие; и пять подчиненных им: блуд, гнев, печаль, леность, гордость» 306 . В отношении терминологии, если посмотреть тексты на древнегреческом, то можно заметить, что одни Святые Отцы в данном случае употребляют слово tayiapoi;, а другие – ла0о 211, 218, 219, 224, 226, 229–230, 236, 237, 242, 258–259, 288, 310, 320, 324, 327, 331, 337; Т. 4. С. 7, 61, 106–108, 111,114, 115 . 120, 121, 124–126, 128, 129, 149–151, 153, 156–158, 196, 197,201–203,207,211–213,216,219,243,247,248, 252–255. 106 См.: Основы. Т. 1. С. 20, 21, 75–80, 86, 179–182, 224, 225, 229, 242, 255, 282, 296, 306, 308, 310, 313, 314, 342; Т. 2. С. 162, 236, 237, 289, 290, 308, 309; Т. 3. С. 15–17, 67–69, 179–181, 183, 186, 190, 191, 214, 231, 242, 243, 253–255, 260, 271, 273­276, 279, 280, 284–287, 301, 327, 328, 332, 333; Т. 4. С. 10, 11, 19, 70–72, 86, 109, 113, 115, 124, 128, 145, 230, 231, 234, 235, 248–252,257. 107 Симеон Новый Богослов , прп. Слова//Слова. Вып. 1. М., 1892. С. 21–490; Вып. 2. М., 1890. С. 3–507; Его же. Деятельные и богословские главы//Слова. Вып. 2. М., 1890. С. 508–570; Его же. Божественные гимны. Серг. Пос., 1917.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Надо также просить: • О победе над страстями: «Исцели меня по воле Твоей» (242). • Об устоянии в искушениях: «Ты знаешь полезное мне, помоги моей немощи и даруй мне по воле Твоей, избави от искушения» (242). • В «лютые» годы гонений на Церковь Христову – о даровании милости и помощи Божией страждущему православному народу, об освобождении его от пленения, о вразумлении и обращении самих гонителей к Богу (см. молитвы архим. Серафима Розенберга. – 478–481). • Просить о многом, разном: «Владыко Господи Иисусе Христе, настави меня по воле Твоей» (242). Просить нашего Спасителя так: «1. Иисусе Сладчайший и Дрожайший, молю Тебя и умоляю – вся мне прости и спаси мя. 2 . Иисусе Сладчайший и Дрожайший, научи меня молиться, научи любить Тебя, исполнять заповеди Твои. 3 . Иисусе Сладчайший и Дрожайший, обогати меня смирением, кротостью и слезами, ибо нет у меня другого пути к Тебе на небушко» (иеросхим. Михаил (Питкевич). – 212). Надо молиться за умерших – и они помолятся о нас. «Молись за умерших, чтобы и они, когда будут в блаженной жизни, молились за тебя» («Старческие советы». – 527). Для православного христианина смерть – это не конец существования, а лишь переход из одной жизни в другую. Для него страшна не смерть телесная, которая разлучает душу с телом, а страшна смерть духовная, которая разлучает душу с Богом. И вот здесь- το и помогают душе усопшего молитвы Церкви, молитвы живых за неё и дела милосердия (иером. Агафангел (Догадин). – 408). Поэтому-то отпевание почившего надо совершать с сознанием величайшей ответственности перед ним – не спеша, внятно, чётко, благоговейно, короче – молитвенно. «Отпевать (хоронить), – наставляет еп. Феодор (Текучев), – надо с любовью – кто бы это ни был, свой или чужой. Христиане есть одна семья. Церковь есть Царство Любви. Куда же люди в таком горе, как смерть, будут стремиться? Где они будут искать утешения? Конечно, в Церкви, которая должна быть Церковью Любви. И – находят» (462–463). И потом нельзя забывать в своих молитвах тех, кто завершил свой земной путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

—274— Константинополе, 1577 года, 31 декабря, и конечно передан в патриархию. В начале следующего года (8 января) трактат этот отдан был на рассмотрение Митрофану, митрополиту Веррийскому. Затем все известия о дальнейшем ходе дела исчезают для нас 347 . Известно только, что второй «ответ» носит на себе такую дату: май, 1579 года. Содержание второго «ответа» такое. Сначала идет изложение учения: «об исхождении св. Духа» (Acta, 200–224. Пер. 162–200), за тем – рассуждение: «о самопроизволении» (pag. 224–228. Пер. 200–208), далее – исследуется вопрос: «об оправдании и добрых делах» (pag. 229–237. Пер. 208–222), после того излагается учение: «о таинствах» (pag. 238–242. Пер. 222–230), еще далее, – учение: «о призывании святых» (pag. 242–256. Пер. 230–252), в заключение идет богословское рассуждение: «о монашеской жизни» (pag. 257–264. Пер. 252–264), рассуждение по нашему теперешнему пониманию из области нравственного богословия, с точки же зрения составителей «ответа» – из области православной догматики, ибо они, согласно Дионисию Ареопагиту , относят монашеское посвящение к числу внеседмеричных таинств (см. начало статьи: «о монашеской жизни» во втором «ответе»). Изложение содержания этого «ответа», как и первого, покоится на авторитетах. Мы встречаем места из Василия Вел., Златоуста, а также из Дионисия, изредка из сочинений греческого богослова века, Иосифа Вриенния (из этого последнего, наприм., pag. 231–234. Пер. стр. 211–217; pag. 234. Перев. 217 и т. д.) 348 . Что касается отдельных мыслей, находимых в «ответе» и заслуживающих внимания, то здесь много глубоких суждений по вопросу о почитании святых. В «ответе» между прочим читаем: «вы говорите, что вы отвергаете почитание святых, боясь того, чтобы чести, которая принадлежит одному Богу, не перенести на тварей». Составители ответа считают нужным опровергнуть это послед- —275— нее предположение, и говорят: «мы должны чтить Богородицу 349 , не как Бога, но как подлинно Матерь Божию, Пророка Иоанна, как предтечу и крестителя, Апостолов, как очевидцев самого Господа, мучеников, как войнов Христовых, испивших Его чашу. Будем ревновать их жизни, дабы вместе с ними быть общниками и венков славы. За то, что мы покланяемся и иконам их, никто не должен порицать нас, потому что мы кланяемся и друг другу». И несколько ниже здесь же читаем следующее: «Нет у нас другого Бога, кроме единого в Троице познаваемого и покланяемого. Ибо хотя мы говорим: «св. Иоанне моли о нас, и Пресвятая Богородице, и св. ангелы», но прежде всего мы взываем: «Господи сил с нами буди, много» и пр. (pag. 242, 244, 246. Пер. 230. 2. 3. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010