Эти суды допускаемы были не только в гражданской, но и церковной судебной практике в IX-XI веках. Западное духовенство в большинстве, начиная от пап и кончая низшими клириками, не только не имело нравственного влияния на массу, но своей безнравственной жизнью действовало на нее даже развращающим образом. Только суровая церковная дисциплина сдерживала еще несколько буйство феодалов и народных масс. С VIII века на Западе стала входить в церковную практику строгая покаянная дисциплина первых веков, хотя с некоторыми особенностями. Отлучения или, так называемые на Западе, экскоммуникации, падавшие не только на еретиков, но и на всех открытых грешников, получили теперь в Латинской Церкви значение не простого отделения недостойного члена от общества верующих, как это было в древней Церкви, а наказания. Отлучение было двух родов – малое и великое. Первому подвергался открытый грешник, добровольно подчинявшийся церковному суду. Он лишаем был на некоторое время таинства причащения, должен был поститься и тому подобное, и затем, по прошествии срока наказания, принимался в общение после публичного покаяния. Второму – подвергался грешник, не хотевший подчиниться церковному суду. Епископ, или даже сам папа, торжественно провозглашал анафему такому грешнику, и он не только лишался церковного общения, но и политического; никто, даже родственники, не должны были входить с ним ни в какие сношения. Если грешник принадлежал к высшему классу общества, или даже был в числе владетельных особ, и если анафема не производила на него никакого действия, что случалось нередко, то Церковь налагала запрещение (интердикт) на всю страну или область, в которой он совершил преступление. В странах, на которые падало запрещение, совершение богослужения прекращалось, церкви отпирались только однажды в день для покаянной молитвы, умершие взрослые хоронились без отпевания, кроме священников и монахов, браки не венчались и прочее. Такого рода запрещение почти всегда достигало цели: грешник, из-за которого оно налагалось, под влиянием общественного негодования на религиозное стеснение, волей-неволей покорялся церковному суду, переносил церковное наказание и подвергался публичному покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Упорное сердце будет обременено скорбями, и грешник приложит грехи ко грехам ( Сир.3:27 ). В последней беседе о пятом грехе против Святого Духа мы сказали, что всеблагий Бог употребляет различные средства к тому, чтобы направить человека к добру и отвратить от зла. То говорит Он к нему голосом совести, внутренними озарениями, внушениями и предостережениями, то устами Святой Церкви и ее служителей, то чрез родителей, начальников, воспитателей, учителей, друзей и знакомых, то чрез различные необычайные, потрясающие события и обстоятельства. Человек есть существо по природе свободное: он может и откликнуться на призыв Бога, но может и не сделать сего, остаться в грехе. Когда остается он в грехе, несмотря на все спасительные вразумления и предостережения, то совершает он этим новый грех против Святого Духа. Этот грех состоит, следовательно, в том, что человек-грешник, невзирая на все предостережения и убеждения, упорно и сознательно остается в состоянии нераскаянности. Рассмотрим ныне: а) сущность этого греха и б) причины его. 1 . Виновным в шестом грехе против Святого Духа делает себя тот, кто ничего не хочет знать об обращении к Богу, кто с полным сознанием и свободной волей отрекается от Бога и остается в таком состоянии не на некоторое только время, не несколько только лет, а до последнего издыхания. Если грешник при своем легкомысленном образе жизни долгое время, может быть двадцать или тридцать лет, показывал себя противником всех спасительных увещаний и наставлений, но затем приходит в себя и прибегает к покаянию, то он может спастись, так как не остается в упорной нераскаянности. Но когда грешник заходит в своем ожесточении так далеко, что смеется над правосудием Божием даже в час смерти (в этом случае он превосходит в своей злобе даже самих духов злобы – бесов, которые все-таки веруют и трепещут) и с проклятием на устах оставляет этот мир, то он совершает самый страшный и непростительный грех против Святого Духа. Он сознательно и умышленно отвергает Божественную благодать, которая одна только могла привести его к вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

– Но Спаситель и самым грешникам отверзает дверь покаяния, которое, ежели будет истинное, то и для них иго заповедей Евангелия тотчас превратится в благое и легкое. – Иисус Христос показывает сие весьма ясно в нынешней Евангельской притче.– Хотя и всё Евангелие возвещает нам, братие, безпредельное милосердие Отца небесного к кающимся грешникам; но может быть нет другого места, в котором бы сие утешительное для нас свойство Божие открыто было в столь ясных и разительных чертах, как в притче блудного сына. Единородный Сын Божий, пришедый в мир грешных спасти, под образом человека, имевшего двух сынов, представляя Бога, любящего праведников, и грешников милующего, разкрывает в ней, так сказать, всю глубину неизмеримой Его благости. Здесь виден грешник, своевольным удалением от Отца небесного, безконечно оскорбивший Его благость, грешник , презревший все отеческие об нем попечения Творца и Промыслителя своего, беззаконною и преступною жизнию своею разточивший все дары благодеяния и милосердия Божия, словом: грешник, пришедший во глубину зол. Но неистощимое милосердие Божие, силою благодати своей, и сего грешника извлекло из самой бездны погибели. Истинное покаяние и сему оскорбителю величества Божия возвратило любовь и всю нежность Отца небесного. – И сей, погибший уже, сын очень скоро, и сверх всякого чаяния своего, получил от Отца всё то, или еще более, нежели сколько разточил своею порочною жизнию. Святая Церковь для того и положила чтение сей Евангельской притчи ныне, когда всех чад своих матерним гласом заблаговременно призывает на подвиги покаяния и поста, дабы никто из грешников, сколь бы многи и велики ни были грехи его, не только не отчаевался, но ниже усумнился в милосердии Божием, и дабы каждый тем с большею бодростию и ревностию вступил в сей спасительный подвиг. И кто ж из нас, братие, не грешник? Кому недорого спасение от грехов души нашей? Кому не желательно, не только возвратить сердцу своему истинный покой и истинную радость, но и сотворить собою радость Ангелам на небесах, какова бывает там о каждом кающемся грешнике, по слову Господа и Спасителя нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Истинная свобода человека состоит в том, чтобы свободным образом соединиться с высочайшей, Божественной свободой, от коей она проистекла, усвоить себе ее святой образ действий, и таким образом облечься ее всемогуществом. Грех расторгает сей блаженный союз, ставит свободу человеческую в противоположность свободе Божественной и ее всемогуществу: посему лишает свободу человека единственного источника силы и могущества существенного, непреходящего. С свободою человеческою должно, в сем случае, происходить то же, что бывает с ветвию, отторженной от древа: обе должны вянуть, истощаться и умереть. Если грешник до времени не чувствует сего, то потому, что в нем, по расторжении блаженного союза с Богом, остается на время часть произвола нравственного, подобно как в отторженной от древа ветви остается на время некоторая жизненность, и она несколько часов может удерживать свою зелень, листья и цветы. Но воцарившийся в душе грех вскоре требует в жертву себе и этот малый остаток произвола духовного, и бедному пленнику ничего не остается, кроме рабства. Ибо почему грешник отторг свою свободу от воли Божией и закона? Потому, что ему показалось что-либо лучше воли Божией и закона. Что бы ни было это мнимо лучшее — честь ли, стяжания ли, удовольствия ли чувственные, все это, будь самое ничтожное, становится для человека кумиром всевластным. Что прежде он должен был делать для Бога, по требованию закона и совести, то теперь должен делать для своего кумира, в каком бы виде он ни был, по требованию своей страсти к нему. Сначала и здесь остается призрак свободы, так что грешник чувствует себя в состоянии бросить и разбить свой кумир, но потом наступает от часу тягчайшее рабство, так что грешник невольно делает все то, чего ни потребует его идол греховный. В сем случае пленник греха подобен человеку, сходящему с высокой и крутой горы: сначала горизонт обширный, множество видов пред глазами, стезей под стопами, но чем далее и ниже, тем горизонт уже, видов и следов менее, наконец остается одна стезя, ведущая или паче влекущая в пропасть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Какой же, спрашивается, суд и какое усмотрение Церкви, по Св. Писанию, должны быть относительно той частной злой воли брата, который не отстал от своего зла при обличении его сперва одним, потом двумя и тремя членами Церкви и который теперь представлен перед церковное судилище, как брат непокаявшийся? Из слов Спасителя: «если и Церкви не послушает» , следует, что первое действие церковного суда есть обличение грешника, потом, естественно, убеждение его, вразумление и научение ( Мф.28:19 ; 2Тим.4:2 ). Но вот грешник-брат упорствует в своей злой воле и не приносит покаяния; что же далее имеет Церковь в своем праве и своем суде, чтобы воздействовать наступательно на грешника в добром, для спасения его от него самого, т.е. от его злой воли? Ап. Павел об упорствующем во зле грешнике-брате велит Церкви Коринфской: «...я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа... предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Кор.5:3–5 ). В чем состояло это предание тела грешника сатане из Св. Писания в точном обозначении не видно: отлучен ли был грешник от Церкви (Злат. Феодор. Август. Феов.) или, что вероятнее и что согласуется с самими словами текста: «во измождение плоти» , грешник поражен был внезапною болезнью ( Деян.5:3–5, 13:8–11 ), во всяком случае, мы видим суд Церкви – карательный и вместе в добром взыскующий грешника, ибо промышление Церкви в ее суде было то, чтобы дух грешника был спасен, что действительно и совершилось, как известно нам из другого послания Ап. Павла, ибо грешник тот раскаялся и снова был принят в общение с Церковью ( 2Кор.2:6–8 ). Подобный же суд Ап. Павел произнес над Именеем и Александром, очевидно, бывших братьями-христианами, но потерпевших, как выражается Апостол, «кораблекрушение в вере» , которых он «предал сатане, чтоб они научились не богохульствовать» ( 1Тим.1:19–20 ). В том и другом случае суд апостольский имел значение суда карательного и вместе с тем воспитательного в добре, сдерживающего и ограничивающего собою злую волю человека – брата: в первом случае усмотрение суда Апостола было таково о грешнике, «чтобы дух его был спасен» , а во втором – «чтобы научились не богохульствовать».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Грех прощается человеку по милости Божией. Всякий грех, и малейший, низводит человека на дно адово, если милость Божия не поможет. Не отчаиваться от грехов, но надеяться на милосердие Божие. Грехи допускают и самые благочестивые. Грех беспокоит и святых людей, поэтому человек спасается только милостью Божией. И святым необходимо просить Бога о прощении грехов. Молить Бога о прощении грехов юности и неведения. Грехи прощаются человеку, если он сам прощает ближним. Чтобы получить прощение греха, необходимо самому отстать от них и не повторяться. Грехи прощаются тому, кто перестает грешить и приносит ПОКАЯНИЕ. Сокрушаться о грехах, но не унывать, так как Христос пришел грешников спасти. Истинно ПОКАЯВШИЙСЯ согласен умереть, чем грех совершить. Удаление от грехов – истинное почитание Христа и истинное ПОКАЯНИЕ. Не желающий оставить грех собирает себе ГНЕВ БОЖИЙ. За грех человек подлежит ГНЕВУ Божию. По мере увеличения греха увеличивается гнев Божий. ХРИСТИАНИН, желающий работать Господу, должен оставить СТРАСТИ и похоти. Работающий греху и повинующийся ему мертв для Бога. Живущий греху духовно мертв и есть раб греха. Кто на грех соизволяет, тот врагу повинуется. Кто греху противится, тот сопротивляется ВРАГУ – диаволу. От Бога нигде нельзя укрыться. Грешник, совершая ГРЕХИ, как слепой, думает, что никто не видит, забывая, что есть БОГ Всевидящий. Грешник, думая укрыться в своих грехах, никуда не скроется от Бога. Бог видит и слышит всякое дело и слово и помышление. Воздерживаться от греха размышлением о ВЕЗДЕПРИСУТСТВИИ Божием. Всяческое уклонение от греха есть признак живой ВЕРЫ. При оскудении ВЕРЫ грех так усиливается, что человек не может жить, не сотворив зла. При отсутствии веры человек не может вместить духовных наставлений. ХРИСТИАНИН обещался в Крещении Богу работать, но грехами отстает от Бога и пристает к врагу. Христианин, в Крещении омытый, грехами снова, как грязью, вымазывается. Грешник потерял дар Крещения и удален от Христа, как не имеющий Христовых нравов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Так закон предуготовляет путь к Евангелию и ведет ко Христу, Который в Евангелии открывается как Врач немощных, Утешитель печальных, Спаситель грешных, Надежда отчаявшихся в себе и своих силах. Отсюда следует, что спасающая евангельская вера – это не что иное, как утешительное восприятие Евангелия, в сердце соделоваемое Святым Духом, или это сердечное упование и несомненная надежда на благодать Божию, даром, ради Христа обещанную, то есть надежда на отпущение грехов и вечную жизнь. Поэтому начинающий веровать может быть уподоблен немощному, который, видя свою неисцелимую болезнь, желает и ищет искусного врача. Так грешник, видя через закон свою греховную немощь, от которой своей силой никак не может освободиться, желает и ищет врача, который бы смог его от той немощи освободить. Такой Врач открывается ему в Евангелии – это Христос, к Которому он прибегает, ищет от Него исцеления, и милостиво исцеляется. Еще уподобляется плененному, который ищет избавителя. Так грешник, плененный дьяволом, от которого избавиться своей хитростью и разумом никак не может, ищет и желает избавителя, и такой Избавитель представляется ему в Евангелии – Христос, Который Сам говорит: Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:36), – и признавая Его за Избавителя своего, освобождается от ига дьявольского. Опять же уподобляется убегающему от страха и ищущему безопасного места и защиты. Так грешник, желая убежать от страха Суда Божия, осуждения и ада, ищет защиты и безопасного места, но не находит, ибо никуда невозможно укрыться от Суда Божия. Такое место убежища открывается ему в Евангелии – Христос, верою в Которого безопасно скрывается от суда Божия и гнева, грядущего на всю вселенную. Опять же уподобляется малому отроку, который нагим стоит перед матерью своей и просит одеяния. Так грешник, лишенный одежды правды и спасения, стоит и ищет прикрытия наготе своей, но не может найти. Такая одежда, одежда оправдания, открывается и показывается ему в Евангелии. Это правда Христова, которую верою даром приемлет, и прикрывается нагота его и срамота.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Открытый приговор нуждается в открытом представительстве общины и служителя. «Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию» (1Тим 5:21;); ибо теперь грешник подлежит лишь Божьему суду. Если он кается искренне, открыто признает свой грех, то он получает прощение всех своих грехов именем Господа (ср. 2Кор 2:6; и след.), а если упорствует в своем грехе, то община именем Бога должна вменить ему этот грех. Это же означает исключение из всякого единения в общине. «Да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф 18:17;). «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе…»; «Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (18:18;). В исключении из общины подтверждается лишь то, что уже стало фактом, а именно что не склонный каяться грешник «развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит 3:11;). Его осуждает не община — он сам произнес приговор себе. Такое полное исключение Павел называет — «предать сатане» (1Kop 5:5; 1Тим 1:20;). Виновник отдается назад миру, в котором правит сатана, творя смерть. (Что здесь имеется в виду не акт смертной казни, как в Деян 5, показывает сравнение с 1Тим 1:20; и 2Тим 2:17; 2Тим 4:15;). Виновник выдворяется из единения Тела Христова, ибо он сам себя отделил. Ему более не дано притязать на общину. И все-таки это окончательное деяние остается на службе цели спасения смятенных, «чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Kop 5:5;), «чтобы они научились не богохульствовать» (1Тим 1:20;). Возвращение в общину или достижение спасения остается целью воспитания в общине. Остается делом наставления. Итак, нет сомнения, приговор общины выдержан в вечности; если кто-то не кается, тогда этот приговор, в котором грешник все же должен обрести спасение, — только последняя возможность предложить единение общины, спасение 25–26 . 25 За пределами общинной воспитательной практики, всегда находящейся на службе милосердия, даже если упорствующий грешник предается сатане, Новый Завет признает плодотворным наказанием проклятие, анафему.

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

  Тот же Кирилл , землею называет землю, уготованную святым, ибо жребий для них—прекрасный град святых—святый и вышний, которого жребодаятель сам Бог.   10. И еще мало, и не будет грешника. Грешник, говорит, не будет долголетен на сей земле, ибо будет истреблена злоба их, хотя, по видимому, и долгоденствует. Мы сказали, что грешник, по видимому, долгоденствует; это— не в отношении к нашему малодушию, но в отношении к Божию долготерпению, которое часто позволяет таковым долгоденствовать   Слова того же Кирилла : Весьма коротка жизнь человека и сократилось время телесной жизни. Посему и он (грешник), быв застигнуть кончиною жизни, не увидит своего места, ибо переселится без сомнения в ад. Впрочем и оставшиеся в живых не узнают его места. Весьма предусмотрительно Давид противу поставляет наказаниям беззаконных награды святых: он сими поощряет их к желание духовного мужества, посредством которого могли бы совершать всякий вид добродетели.   И взыщеши место его, и не обрящеши. Будешь, говорит, искать место грешника, и не найдешь, потому что он умер, и потому что место его тотчас занято другим живым человеком. 11. К ротцыи же наследят землю. Великодушные, говорит, и терпеливые, или побеждающее страсть гнева, наследуют землю. Это и Спаситель сказал в Евангелии: кроткие наследуют землю (Матф.5, 5), ибо те слова, которые говорил Господь прежде чрез Давида и пророков, те самые и своим языком подтвердил после. Прилично кротким наследовать вечную землю, поелику временной сей земли и благ ее они лишаются часто, по своей кротости и нелюбопытству. И насладятся о множестве мира. Кроткие, говорит, будут наслаждаться счастливою и блаженною оною землею с великим миром; ибо оттуда, по словам Исаии, бежала болезнь, печаль и воздыхание (Ис.35, 10). 12. Назирает грешный праведного и поскрежещет нань зубы своими. Стороною, говорит, и скрытно грешник будет наблюдать за праведником, при своем злоумышлении против него, и будет скрежетать зубами своими, желая растерзать плоти его,—это есть знак великого гнева и ненависти, питаемой против него в сердце его. Под грешником разумеется диавол, который наблюдает за праведниками и скрежещет мысленно своими зубами против нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Единородный Сын Божий Господь Иисус Христос, пришедый в мир грешныя спасти, под образом человека имевшаго двух сынов представляя Бога любящаго праведников и грешников милующаго, раскрывает в ней, так сказать, всю глубину неизмеримой Его благости. Здесь виден грешник своевольным удалением от любообильнаго Отца Небеснаго безконечно оскорбивший Его благость; грешник презревший все отеческия об нем попечения Творца и Промыслителя своего; беззаконною и распутною жизнию своею расточивший все дары благодати и милосердия Божия; словом, грешник пришедший во глубину зол: – но неистощимое милосердие Божие силою благодати своей и сего грешника извлекло из самой бездны погибели. Истинное покаяние и сему оскорбителю величества Божия возвратило всю любовь и нежность Отца Небеснаго; и сей погибший уже сын очень скоро, и сверх всякаго чаяния своего, получил от Отца все то, или еще более, нежели сколько расточил своею порочною жизнию. Святая Церковь для того и положила чтение сей Евангельской притчи ныне, когда всех чад своих матерним гласом заблаговремянно призывает в подвиг покаяния и поста, дабы никто из грешников, сколь бы многи и велики ни были грехи его, не только не отчаявался, но ниже усумнился в милосердии Божием, и дабы каждый тем с большею бодростию и ревностию вступил в сей спасительной подвиг. И ктож из нас, братие, не грешник? Кому не дорого спасение от грехов души своея? Кому не желательно не только возвратить сердцу своему истинный мир и истинную радость: но и сотворить собою радость Ангелам на небесах, какова бывает там о каждом истинно кающемся грешнике, по слову Господа и Спасителя нашего? Внемлем убо вси с собранным сердцем словесам Его, в которых безпредельная Его любовь открывает нам и начало грехов наших, и пагубныя следствия их, и Божественное от них врачевство покаяния, и спасительныя для нас плоды онаго. «И рече юнейший из них отцу: отче, даждь ми достойную часть имения; и раздели им имение». Таковое безразсудное требование дерзкаго юноши для всякаго отца конечно весьма оскорбительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010