Для меня неважно, если втайне говорится другое, чем в ходячих слухах. Для меня достаточно знать, что совесть моего крестителя не осуждена публично. Оправдывая донатистов с этой точки зрения Кресконий пишет: Иуда предатель только до своего осуждения отправлял апостольские обязанности, а в кафолической церкви крестят и те, которые осуждены церковью (то есть донатистами) 467 . Это осуждение относится и к прошедшему, и к настоящему. Ваши предки осуждены как предатели и курившие фимиам пред идолами, а вы как гонители» 468 . Дальше Кресконий, цитируя слова Августина, что «крещение идолопоклонников не может оказать никакой помощи, потому что идолы суть мёртвые боги», выводит отсюда заключение, что Августин якобы считает неверующими только идолопоклонников. «Если тебе угодно подражать идолопоклонникам, то что ты скажешь на слова писания: елей же грешника да не намастит главы моея ( Псал. 110:5 ). Идолопоклонник ли только грешник, или грешник и тот, который допускает недозволенное. Если ты идолопоклонника считаешь грешником, то не должен ли считать грешником и христианина, совершающего что-либо противозаконное»? Поэтому не только идолопоклонник, но и каждый грешник не может присвоить себе право крестить. Дальше Кресконий старается доказать: 1) что православные – грешники, 2) что они несправедливо присвояют себе право крестить и 3) что они дают право крестить каждому желающему. Из всех этих положений Кресконий выводит такое заключение: «ничто не побуждает вести праведную жизнь, так как что позволительно праведнику и грешник может совершить. 469 Что может быть несправедливее такого положения: осквернённый может очищать другого, загрязнённый омывать его, нечистый очистить его, неверующий дать ему веру, преступник сделать его невинным» 470 . Конечно, Августин опять скажет, что Христос делает это. Но «мы спрашиваем: Через какого человека это лучше сделается? Конечно, растит Бог 471 , но как для посева и поливания лучше верный и прилежный работник, так и для совершения таинства годен только верующий и праведный служитель». Сам Господь сказал: дам вам пастыри по сердцу Моему, и упасут вас разумом и учением. ( Иер. 3:15 ). Но Бог не может дать мне веры и праведности, если я не имею человека, который крестил бы меня». Говоря о крещении Иоанна, Кресконий спрашивает: «если крещение не может быть повторяемо, хотя бы оно совершилось кем угодно по произволу, то почему апостолы крестили после Иоанна? Почему Пётр крестил иудеев, крещённых Моисеем? Из этого я заключаю, что всё написанное святым Петилианом верно» 472 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-d...

Уже более девятнадцати веков прошло с тех пор, как начал Ты действовать Твоей любовью и Твоим словом между народами, но и доселе нет между ними ни мира, ни любви, и доселе сталкиваются в борьбе между собою не только язычники, но и народы, которые называются Твоим именем и которых возродил Ты к новой, божественной и братской жизни. Это – Твои ученики, Твои заблудившиеся ученики. Они употребляют свой ум и свое искусство на то, чтобы изобретать все более и более сильные средства и более острое оружие для взаимного истребления. Господи! Не отврати лица Твоего от нас ради этого тяжкого прегрешения; заставь этих людей как должно восчувствовать, куда они пришли. Укроти войну, а если по грехам нашим она не может быть прекращена окончательно, то, по крайней мере, смягчи ее силой Своего Евангелия. О Господи, сжалься над Своим бедным христианством. Озари лучами Своей благодати эту мрачную ночь народной жизни и употреби постигшее нас бедствие как врачевание для грехов наших, дабы из семени крови и слез возросла для нас обильная жатва благословения. Аминь. Возлюбленные о Господе слушатели! Евангелие заключает двоякий мир в себе: мир с Богом и мир с человеком. Слава в вышних Богу, и на земле мир – так воспевали Ангелы в ночь Рождества Христова ( Лк.2:14 ). Мир вам! – так приветствовал Христос учеников в день Пасхи ( Ин.20:19 ). Сам Иисус Христос и есть этот мир. Скорее в природе может сойтись вместе вода и огонь, день и ночь, чем Бог и грешник. Во всей вселенной нет ничего более враждебного, ничего столь далеко друг от друга отстоящего, как грешник и Бог. Грех есть вражда против Бога. Но Бог, по беспредельному Своему милосердию, устроил для грешника небесную лестницу. Эта небесная лестница есть Христос, Искупитель мира. Вверху стоит Бог, а внизу грешник. А между ними – благодать; эта благодать есть Христос. К Нему поэтому и обращаемся мы с молитвой: Боже, милостив буди мне грешнику! Таким и только таким образом, то есть чрез посредство Иисуса Христа, могут сходиться Бог и грешник.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

До Страшного Суда еще можно многим грешникам избавиться от вечных мук, перейти из ада в рай, но Страшный Суд тем-то преимущественно страшен, что на нем однажды навсегда решится участь грешников, что это решение бесповоротно. И грешно думать, чтобы оно было несправедливо. Не за что миловать того, кто всю жизнь прогневляет Господа грехами, упорным противлением Его святой воле. Господь умалил человека немногим чем пред Ангелами, а грешник уподобляет себя несмысленным скотам. Господь дал нам все, что нужно для просвещения, освящения и спасения нашего: разум и совесть, закон и благодать, Спасителя и Церковь , духовных вождей и примеры святого жития, а грешник все это презирает. Господь многообразными средствами, милостями и наказаниями, призывает грешника к покаянию в течение всей его жизни, иногда продолжительной, долготерпит ему, ожидая от него обращения, но грешник не внимает Его голосу, не внимает Его угрозам, что если не обратится, осужден будет на вечные муки. Грешник знает эти угрозы и только глумится над ними, подобно современникам Ноя. Итак, праведен Господь и праведно осудит на вечные муки того, кто дерзко пренебрегает Его долготерпением, на Его любовь и милосердие отвечает возмутительной неблагодарностью и нераскаянностью. Скоро ли или нет наступит день Страшного Суда, к нему всегда нужно быть готовым. В чем состоит приготовление к нему? В том, чтобы всегда помнить о нем и удерживать себя от всего того, за что грозит вечное осуждение. Достигнуть успеха в этом деле ни для кого нелегко. Потому день последнего Суда должен быть страшен не только для грешников, но и для праведников, ибо нет ни одного истинного праведника, который бы вместе с апостолом Павлом не считал себя первым из грешников, не исповедовал себя паче всякого естества человеча согрешившим, – если только он будет судить о своем нравственном состоянии не по сравнению с жизнью других людей, но по требованиям закона Божия. Стать в уровень с этими требованиями, вполне осуществить их в жизни ни для кого не возможно. Потому и оправдания на Страшном Суде Христовом мы можем ожидать, собственно, не от дел наших, как бы они ни казались нам совершенны, но главным образом от милосердия Божия, привлекаемого живой и деятельной верой в искупительные страдания и смерть Богочеловека, за нас претерпенные. Но когда настанет день Страшного Суда, тогда прибегать к этому милосердию будет поздно. Суд этот будет единственно откровением правды Божией, воздающей каждому смотря по тому, воспользовался ли он и как воспользовался в земной жизни дарованными ему благостью Божией средствами спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

(Титов. Новые данные о святителе Димитрии Ростовском М. 1881 стр. 21–25). Кн. Шаховский передает содержание пьесы: «Грешник кающийся» несколько иначе. Сцена изображает пустынный вид. В средине стоят три существа: грешник, ангел хранитель и демон. Грешник в белой одежде, скрытой под черными нашивками, на которых написаны все его прегрешения. Речи ангела и демона дополняются двумя невидимыми хорами их собратий. Хор ангелов восхваляет милосердие и благость Божию, и грешник готов покаяться; но, опустив глаза, он видит свою одежду, ужасается бездны греховной и богохульствует; ад радуется новой добыче. Но ангелы воспевают прощение разбойника; это обуздывает отчаяние грешника, и он от всего сердца начинает молитву. По мере покаяния, нашивки спадают одна за другою и, наконец, обнаруживается белая одежда, символ невинности. Но борьба утомила человека, смерть близка; он умирает, и душа его возносится к небу при пении ангелов, тогда как в аду слышатся отчаянные крики и скрежет зубов (Морозов. История русского театра т. I, Спб. 1889 г., стр. 110). Сюда, вероятно, относится и отрывок, найденный нами в рукописи сочинений св. Димитрия, в Моск. Арх. М. И. Д. 455 (423) л. 612. Присно живущии Бог ни есть родитель,//Не родил создал иже всех творитель,//Бездушна мати родила мя жива –//Земля без мужа мати бысть и дева://Дева, еще никоим возделанна,//Мати, нося мя от себе издавна.//...//Младенец купно и муж аз явихся,//в тои же день возрастох, в которыи родихся и пр. VIII. Собор и суда изречение от неверных судей на Иисуса Назарянина, Спасителя мира Христос посреде на стуле седит в тернове венце, руце связаны голы и груди, риза вишнева аки спанча, наклонился плача). Людие (к Пилату вопияху): Аще отпустиши человека сего, неси друг Кесарев! Распни, распни! Кровь его на нас и на чадех наших! Жена Пилатова (рече): Не сотвори праведному сему никоторого зла: много бо аз пострадала, в нощи сей его ради! Писарь (пишет за столом посреди жидов указ): Мы, Понтийский Пилат, иерусалимский игемон, под могутейшим единовладетелем Тиверием кесарем, егоже блаженнейшее повелителство, да сохранит вышний, на судилищи седяще имехом предъявленна Иисуса Назарея, иже себе Сына Божия проповедует и люди июдейския от закона похвалнейшаго и отводит, храм Соломонов в третий день возсоздати обещает; еже мы видевши, испытавши, на крест распяти его осудихом. Идите, держите и распните!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

2.       Но ведь Бог не только человеколюбив, но и справедлив! И что из этого следует? Справедливо ли с Его стороны, чтобы хороший человек после смерти имел одну участь со злодеем? Справедливо ли, чтобы тот, кто удалился ради Бога в пустыню, живя вдали от греха, лишил себя приятности этого мира, иссушил себя постом и бдением, имел по смерти равную участь с тем, кто день и ночь ест, пьёт и гуляет? Справедливо ли, чтобы тот, кто отдаёт всего себя другим, приносит себя в жертву ради ближнего, разделил после смерти судьбу того, кто пьёт кровь бедных, сирот и вдов, и даже убивает людей?! Подумай об этом и увидишь, что сама твоя совесть желает рассудить по справедливости: злого определить в ад, а доброго – в Рай. Не так ли? Вот и Бог делает то же. 3.       Но справедливо ли, чтобы за один грех, который совершается в одну минуту, грешник мучился целую вечность? А справедливо, чтобы за немногие добрые дела, которые тоже длятся недолго по времени, праведник получает вечную радость? Это ведь тебя не смущает! Так вот, как справедливо, чтобы праведник радовался вечно, так справедливо и то, чтобы грешник терпел вечное наказание. Кроме того, сколько может длиться убийство? Секунду! Однако никакой адвокат не дерзнёт сказать на суде: убийство длилось всего одну секунду, поэтому убийцу следует посадить в тюрьму на такое же время. Нет, обвиняемый будет заключён в тюрьму пожизненно. Так же и в другой жизни, – грешник изолируется пожизненно, то есть навечно. Впрочем, если грешник захочет, пока он ещё в этой жизни, он может покаяться и предупредить это великое зло, избежать вечного наказания. Если же он не использует этой прекрасной возможности, которую дарует ему милосердие Божие, то в этом виновата не Божественная справедливость, а его собственное безумие. Он пожнёт соответствующие плоды своего дурного выбора. Послесловие «Что сновидение одной ночи в отношении к целой жизни, то же значит наслаждение здешними благами в отношении к продолжительности будущих мучений. Посему найдётся ли такой человек, который для того, чтобы увидеть приятный сон, решился бы терпеть наказание во всю жизнь?» (свт. Иоанн Златоуст )?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Отвечаю: в грешнике должно усматривать две вещи: его природу, которую любит Бог, и его грех, который Он ненавидит. Поэтому когда грешник просит что-либо как [именно] грешник, то есть в соответствии с греховным пожеланием, Бог слышит его не из милости, а подчас ради отмщения, как когда Он дозволяет грешнику ещё глубже впасть в грех. В самом деле, как говорит Августин, «в чем Бог отказывает из милости, то Он предоставляет в гневе» 481 . С другой стороны, Бог слышит молитву грешника, если она проистекает из доброго естественного пожелания, хотя и не ради правосудности, поскольку грешник не заслуживает того, чтобы быть услышанным, а исключительно из сострадания, если, конечно, тот соблюдает четыре вышеприведенных условия, а именно молиться о себе, о необходимом для спасения, благочестиво и настойчиво. Ответ на возражение 1 . По мнению Августина, эти слова были сказаны слепцом до того, как он был помазан, то есть совершенно прозрел, и потому не обладают достаточным авторитетом. И все же в этом высказывании содержится истина, если оно относится к грешнику как таковому, и в таком же смысле следует понимать сказанное о молитве грешника, что она – мерзость. Ответ на возражение 2 . В молитве грешника не может быть истинного благочестия, поскольку она не оживлена навыком к добродетели, но все же и его молитва может быть благочестивой в той мере, в какой он просит о том, что некоторым образом связано с благочестием. Ведь и тот, у кого нет навыка к правосудности, может подчас желать нечто правосудное, о чем уже было сказано (59, 2). И хотя такая молитва не заслуживает награды, тем не менее, она может быть удовлетворена, поскольку заслуга зависит от правосудности, в то время как исполнение испрашиваемого зиждется на благодати. Ответ на возражение 3 . Как уже было сказано (7), молитва Господня обращена ко всем принадлежащим Церкви людям, и потому если кто читает молитву Господню и при этом не желает прощать долги ближнему, то он при этом не лжет, поскольку его слова обращены не лично к нему и истинны в той мере, в какой обращены к Церкви, из которой он исключается со стороны заслуги и, следовательно, лишается плода своей молитвы. Впрочем, иногда грешник бывает готов к тому, чтобы простить своим должникам, и тогда его молитву слышат, согласно сказанному [в Писании]: «Прости ближнему твоему обиду – и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» ( Сир. 28, 2 ). Раздел 17. ПРАВИЛЬНО ЛИ РАЗДЕЛЯТЬ МОЛИТВУ НА МОЛЕНИЕ, [СОБСТВЕННО] МОЛИТВУ, ПРОШЕНИЕ И БЛАГОДАРЕНИЕ?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

На необходимость сокрушения о грехах при покаянии указывает ап. Павел, который пишет: Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает ( 2Кор.7:10 ). Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению 128 . Намерение исправить свою жизнь есть необходимое следствие истинного сокрушения о грехах; ведь совершенно невозможно истинно сокрушаться о своих грехах и в то же время не чувствовать в себе искреннего желания и решимости исправить свой образ жизни. Поэтому-то слово Божие учит, что только тогда грешник начинает жить истинной жизнью, когда он оставляет свои прежние грехи: И егда грешник возвратится от беззакония своего, и сотворит суд и правду, той жив будет в них ( Иез.33:19 ). Когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив. Вера во Христа Спасителя и надежда на Его милосердие необходимы для кающегося потому, что получить прощение своих грехов грешник и может только ради крестных заслуг Иисуса Христа. Вера во Христа и уверенность в Его милосердии могут даровать мир самой возмущенной, самой растерзанной совести грешника. Пример этого представляет нам собою св. ап. Петр, трижды отрекшийся от своего Господа. Этот апостол говорит об Иисусе Христе: О Сем вси пророцы свидетельствуют, оставление грехов прияти именем Его всякому верующему в Онь. ( Деян.10:43 ). О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. Подготовительными и вспомогательными средствами к покаянию служат также пост и молитва. Иногда св. Церковь употребляет еще особенное средство, служащее к очищению и успокоению совести кающегося грешника. Такое средство – эпитимия. Греческое слово «эпитимия» значит запрещение ( 2Кор.2:6 ). Так называются некоторые особенные благочестивые упражнения и некоторого рода лишения, которые, смотря по надобности, предписываются кающемуся его духовником 129 . К числу таких упражнений и лишений принадлежат: коленопреклонения, пост сверх положенного для всех, усиленная молитва , а за тяжкие грехи отлучение христианина от св. причащения на определенное время. Эпитимия налагается не с той целью, чтобы исполнением ее кающийся грешник удовлетворил Божьему правосудию, – такое удовлетворение на все времена для всех людей и за все грехи принесено Спасителем нашим Иисусом Христом, – но для того, чтобы помочь кающемуся загладить неправду греха и победить свои греховные привычки. Таким образом, эпитимии имеют исправительное, воспитательное значение; например, человеку невоздержному назначается пост; скупому и корыстолюбивому – раздача милостыни; привязанному к светским удовольствиям – частое посещение храма и т. п. О таинстве священства

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Бедный, но счастливый нищий! Кто тебя защитит и поддержит в судилище, где заседают первые знатоки закона и хранители книг разумения? Устоишь ли, не придешь ли в замешательство и робость пред судом, пред важною и пышною ученостию вождей народа? Не опасайтесь! Св. истина и правда будет говорить сама за себя, и отразит все злохищрения фарисеев; неверие посрамится, и вера восторжествует. Скажи нам, как это случилось? как ты прозрел? спрашивают судии бедного нищего. Брение положил Он мне на глаза, и я умылся и вижу. Ныне – в субботу? Да. Такого простого и искреннего, но твердого и решительного ответа не ожидали судии. Им хотелось слышать от прозревшего что-нибудь в свою пользу; а он сказал, что только служит к славе его Исцелителя. Таким ответом так смутились они, что не знали, с какой стороны взяться за дело. Оспаривать ли действительность чуда? Или унижать достоинство Чудотворца? – Одни толковали: этот человек не от Бога, потому что не хранит субботы; другие рассуждали: как может человек грешный творить такие чудеса? И распря бе в них. Подумав, потолковав, придумали наконец спросить самого прозревшего слепца, как он думает о Нем, то есть о своем Исцелителе? Если скажет, что он грешник, то дело кончено в нашу пользу. Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Это пророк, говорит он. Опять ответ не по мысли их! Опять не удалось уловить его в слове! Обращаются к рассмотрению дела с другой стороны: правду ли он говорит, что был слеп? Если неправду: то тут нет чуда, а обман, и Чудотворец – обманщик. Призывают родителей прозревшего и спрашивают: Это ли сын ваш, о котором говорите, что родился слеп; как он теперь видит? Мы знаем, отвечают родители, что это сын наш, и что он родился слеп, а как теперь видит, того не знаем: сам возраст имать, самого вопросите, сам о себе да глаголет. Чего более для засвидетельствования истины? Отец и мать признают, что стоящий пред ними точно сын их, и что этот сын точно был прежде слеп от самого рождения. Что оставалось делать судиям? Спросить о том соседей? Подтвердят. Спросить на счет чуда? Но действительность его очевидна. На счет Чудотворца? Опасно, чтоб не назвали Чудотворцем от Бога. Придумывают употребить хитрость. Мы скажем, что Он грешник, а он пусть утвердит нашу мысль своим сознанием. Призвав прозревшего сказали ему: воздай славу Богу! Мы знаем, что этот человек грешник. Грешник ли он, этого не знаю, отвечает прозревший: знаю только то, что я был слеп и теперь вижу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Д. Г. Давиденко, А. П. П. Материальное обеспечение Земельные владения Н. П. м. начали складываться еще во время его нахождения в Кремле. В XIV в. обитель владела верейской вол. Заберегой, к-рую взял вел. кн. Владимирский св. Димитрий Иоаннович Донской взамен оброка. Согласно пересказам вкладной книги XVII в., вел. кн. Владимирский и Московский Василий II Васильевич Тёмный дал мон-рю с. Клементьевское в Переславском у., причем, по мнению Назарова и К. В. Баранова, вклад поступил в мон-рь до смерти вел. кнг. Московской Софии Витовтовны в 1453 г. По сведениям того же источника, угличский кн. Андрей Васильевич Большой Горяй примерно в 1481-1491 гг. пожертвовал Н. П. м. деревни Пукашино, Кисловку и пустошь Бабчино в Бежецком Верхе (АРГ: АММС. С. 478-479 (коммент. к акту 94)). Наличие этих сведений во вкладной книге мон-ря 1658 г. позволяет думать, что после переноса на новое место в кон. XV в. принципиального пересмотра земельных владений обители не было. В 1481 г. мон-рь получил по вкладу от И. Н. Малютина деревни Б. и Меньшое Кобылино в Ратуевом стане Московского у. ( Назаров В. Д., Рыков Ю. Д. Новоспасский мон-рь: Введение//АРГ: АММС. 94. С. 230; см. также коммент. к акту 94). За XVI в. земельные акты Н. П. м. опубликованы, при этом не сохранилось (или не выявлено) документов как за 1-ю треть, так и за конец века. В 1-й пол. XVI в. монастырь получил сравнительно небольшие земельные вклады в Бежецком Верхе (АРГ: АММС. 95, 96. С. 231-232; 100. С. 236; 102-104. С. 238-242, 479 (коммент.)) и там же купил небольшие участки земли (Там же. 97. С. 232-233; 101. С. 237-238). В жалованной грамоте от 8 июля 1544 г. перечислены 25 вотчинных комплексов Н. П. м., подмонастырская слободка, дворы в Китай-городе и Костроме, грамота содержала освобождение от налогов на 2 года (Там же. 99. С. 235-236). Нахождение большей части владений в Московском и Переславском уездах и размещение др. владений в уездах, давно оказавшихся под властью вел. князей Московских, позволили Назарову предположить, что отмеченные в грамоте населенные имения к моменту ее составления были давними приобретениями обители (Там же. С. 229). В 40-х гг. XVI в. в мон-рь по вкладу поступили с. Семёновское (Бартенево) и сельцо Градское в Можайском у., на к-рое царь Иоанн IV Васильевич Грозный 22 сент. 1549 г. выдал обители жалованную несудимую грамоту «оприч одново душегубства», установив подсудность архимандрита Н. П. м. лично царю или дворецкому. При подтверждении документа 17 мая 1551 г. архимандрит Н. П. м. в соответствии с нормами «Стоглава» оказался подсуден митр. Макарию (Там же. 106. С. 242-243, 480-482 (коммент.)). В 1549/50 г. вклад в Н. П. м. сделал дьяк Аникита Дятел Григорьев сын Мошков, передавший обители сельцо Бездедово (Фёдоровское) с деревнями и починком в Каменском стану Московского у. (Там же. 105. С. 241-242, 480 (коммент.)).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Слово во вторник двадцать третьей недели. Объяснение молитвы Господней: Отче наш//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 240-242. См. следующее рассуждение святителя. Указание на местопребывание Отца – Иже еси на Небесех – не только привлекает молящегося сына от земли к небу, но и напоминает об уготованных ему на небе непостижимых духовных благах. Предупреждая недоумение, рождаемое такой возвышенностью и щедростью Божественных даров, свт. Игнатий (ссылаясь на прп. Варсонофия Великого) пытается разрешить его другим недоумением, являющим всесилие и непостижимость Божии: он напоминает, что молитва Господня, открывающая людям права сынов, дарована им прежде самого усыновления, дарована грешникам прежде окончательного Искупления, прежде возрождения Крещением, прежде Тайной вечери и обновления Духом Святым (см.: Там же. С. 241-242). Там же. С. 242. Там же. С. 243. Там же. С. 243, 245. Ср.: Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино (Ин. 17:21, 23). Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово во вторник двадцать третьей недели. Объяснение молитвы Господней: Отче наш//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 245-246. Там же. С. 250-251. И таким образом опровергают все нападки, каким подвергаются свт. Игнатий и его учение как якобы отрицающее возможность духовного совершенства и возвещаемое Новым Заветом богатство благодати. Игнатий (Брянчанинов), свт. Авва Иосиф Панефосский 5 (комментарий)//Отечник: рассказы о жизни святых подвижников. М.: ДАРЪ, 2009. С. 410. Это почти дословный пересказ известных слов прп. Макария Великого: «Отверзаются пред ним двери, и входит он внутрь многих обителей; и по мере того, как входит, снова отверзаются пред ним двери в соразмерном числе, например, из ста обителей – в другие сто обителей, и обогащается он; и в какой мере обогащается, в такой же показываются ему новые чудеса» ( Макарий Великий, прп. Беседа 8: 6//Духовные беседы, послания и слова.

http://bogoslov.ru/article/6177850

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010