Исполнение закона – в освобождении от СТРАСТЕЙ Обрежем и мы сердца наша от негодных похотей и страстей, да тако закон Божий исполним (5:88). И ныне христиане должны жить по его правилам (3:9, см. ЗАКОН , 386). Христос обретается в тех сердцах, которые поучаются в законе Его (5:92, см. СЕРДЦЕ , 841). Христианин должен поучаться в законе Божием (5:98, см. ПОКАЯНИЕ , 719). Необходимо изучать и исполнять закон Божий (5:214, см. СОВЕСТЬ , 956). Грехи познаются от поучения закона Божия (5:97, см. ГРЕХИ, 259). Хотящему истинно каяться необходимо вникнуть в закон (3:13, см. ПОКАЯНИЕ, 721). От познания закона Божия сердце печально сокрушается (5:104, см. УТЕШЕНИЕ , 1060). Нужно страшиться грешить и Божий закон нарушать (5:10, см. КЛЯТВА , 432). Невозможное дело: принять Царя, а закон его нет Не приемля ига Его, и самаго Его не приемлет. Надобно бо приемлющим Его за Царя своего и главу свою подклонить благому игу Его. Невозможное дело есть быть подданным царю, и закона его не приимать и не покоряться ему; подданный бо царю ради того подданный нарицается, что власти его и закону подлежит и покоряется: тако и Царю небесному – Христу тии только поддаются и приемлют Его, яко своего Царя, которые приемлют иго Его, и верно работают Ему. Прочие же хотя и нарицают Его Царем своим, но не приемлют ига Его, и не покоряются Ему, не приемлют Его за Царя своего (3:352). Нарушающий закон Божий не верит в Бога (5:22, см. ГРЕШНИК , 242). Бог видит закон Свой от человека нарушаемый и терпит (5:66, см. БОГ , 77). Христианин, нарушающий закон Божий, оскорбляет Бога, его усыновившего (4:33, см. ХРИСТИАНИН , 1106). Закон Божий кто нарушает, тот собирает себе гнев Божий (2:13, см. СЛОВО БОЖИЕ , 926). Нарушением закона бесчестится имя Божие Безчестится и хулится имя Божие преступлением святаго закона Его и житием беззаконным, якоже Апостол глаголет: «преступлением закона Бога безчествуеши», – и из Пророка приводит: «имя Божие вами хулится во языцех» ( Рим. 2, 23 и 24; Ис. 52, 5 ). Сие от Апостола глаголется о Иудеях, которые закон Божий, врученный им, содержали и им хвалилися, но закон Божий преступали и разоряли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Лучше здесь на земле перетерпеть все виды страданий, чтобы там не страдать Невозможно о сей последней помыслить без воздыхания и ужаса. Лучше здесь всякое бедствие терпеть; лучше во всякой болезни тяжчайшей чрез все житие страдать, лучше оковану в смрадной и мрачной темнице чрез весь век сидеть; биения и раны приимать; во вся дни умирать, во огне гореть, когда сие возможно будет; лучше, наконец, все, сколько на свете могут быти, беды собравшияся, с благодарением терпеть, когда воли Божией угодно будет, нежели блаженной лишаться и попасться в неблагополучную вечность. Ибо здесь, какое бы ни приключилось страдание, всякое имеет какое-нибудь утешение и смертью оканчивается: тамо страдание лютое без всякого утешения, страдание не токмо словом, но и умом, непостижимое: страдание, которое всегда будет, но никогда не скончается: «червь их не скончается и огнь их не угаснет», глаголет Пророк ( Ис. 66, 24 ) (5:241–242). Кто не готовится к смерти, тот не ВЕРИТ в жизнь вечную Временной казни и смерти боится человек и убегает таких дел, которыя по законам гражданским смерти предают, яко видим казнь на прочиих: вечной ли казни, муки, огня и прочаго горчайшаго страдания адскаго, в котором грешники без конца будут мучиться, не ужасался б, ежели бы точно верил слову Божию, которое о том возвещает, и от всякаго бы греха, который к оному мучению приводит, не уклонялся, не плакал бы: но творил бы истиннаго покаяния, дабы от того мучения избыть? Временной смерти боится: вечной ли не будем бояться, когда верить? – Не может сие быть (5:22–23). К жизни вечной нет другого пути, кроме крестнаго (4:24, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ , 881). В жизни будущей совесть будет мучить за все грехи (5:215, см. СОВЕСТЬ , 960). В жизни будущей душа потрудившаяся находит покой Видим зде, коль сладко и приятно человек упокоевается по трудах: тогда забывает всю свою скорбь и болезнь, в трудах подъятую: коль сладко и мирно упокоится душа святая в вечном животе, которая зде трудилася, боролася и подвизалася в деле благочестия, умножала таланты Господа своего, работала Господу своему со страхом и ближнему своему с любовью! Тогда «внидет в радость Господа своего» ( Мф. 25, 21 ); тогда «вшедши в покой» оный, забудет вси свои здешние труды, беспокойствия, скорби, печали и болезни ( Евр. 4, 10 ). Откуда вечный живот в Писании Святом «покоем» называется ( Апок. 14, 13 ). Зде бо, в мире сем, есть место торга, в котором таланты наши трудами умножать должны мы, а тамо место упокоения; зде путь и странствование, а тамо отечество и дом наш (5:49).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Страсти бо, которую совершает, как идолу, сердце и волю свою покоряет. Разсуди всяк, не тоежде ли делается со всяким христианином, что делалось во время гонения с мучениками? Их мучители и слуги их убеждали к идолопоклонению, и которые не соизволяли на тое богопротивное дело, сохраняли веру, а которые повиновалися, погубляли веру: так и всякаго христианина убеждает злая мысль, как слуга диавольский, ко греху, от чего и совесть и Сам Бог чрез слово Свое отвращает. Кто злому помыслу, как мучителю, противится, и на богопротивное дело не соизволяет,– хранит веру к Богу своему, и верно работает Господу своему; но кто тому соизволяет, оставляя совесть, и Божие повеление презирая, – от Бога повелевающаго отступает, и тако веру погубляет. Мученики, которые не стерпели мучения, отвергалися Христа устами, а сей, который богопротивному помыслу повинуется и беззаконнует, сердцем отвергается (3:191–192) (также 3:191, см. ЗАПОВЕДИ , 390). Нарушающий закон Божий не верит в Бога (5:22, см. ГРЕШНИК , 242). Когда человек не верит слову Божию, то имя Божие хулится (3:79, см. СЛОВО БОЖИЕ , 926). Если нет живой веры, то ХРИСТИАНИН подобен сухой ветке Видишь на древе сухую ветвь, которая ради того суха есть, что не имеет сока, оживляющаго ее. Разумей, что тако имеется христианин, как ветвь изсохшая, который не имеет живыя веры, любовию и прочими плодами живность свою оказывающия. Таковый никогда участия не имеет со Христом, «иже есть лоза истинная» ( Ин. 15, 1 ), – с истинными христианами, «иже суть духовные уды Его» ( Еф. 5, 30 ); чужд надежды вечнаго живота, доколе тако пребывает. Таковому судом Своим грозит Бог. «Уже и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает, и во огнь вметаемо ( Мф. 3, 10 ). Сей случай и рассуждение учит тя, христианине, осматриваться, имеешь ли веру, которая плодами своими, си есть, ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ, себе оказывает (2:52–53). Вера исчезает, если человек увлекается грехом Когда христианин отвращается сердцем и любовию от Христа, и обращается ко греху и миру, тогда веры ко Христу не сохраняет; следственно погубляет доброту и красоту души своея, и восприемлет скаредное безобразие на душу свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Два письма в Городской Ардом (арестантский дом) ... Письмо 21 Дорогой баловень Петюшка!   С большой скорбью узнал, [что] ты в период отчаяния позволил себе сбаловать, выпить винца и никотин... и придти в упоение. На первый раз прощаю я баловника и оставлю без всякого наказания, но с обязательством впредь этого не делать.    Дорогой Петенька, будь спокоен, [что] скорбь твоя прейдет в радость. Господь Милосердный с тобою, и о тебе молятся все братья и сестры. Будь здоров. Благословение Господне да почиет над всеми Вами. Грешн. Алекс. Письмо 22 Дорогой Петенька!   Думал и желал очень от тебя письма, но, к прискорбию, не дождался, и посему чувствую потребность сказать тебе несколько слов. Ты знаешь, дорогой Петенька, как я тебя люблю, а за последнее время ты стал для меня еще ближе по духу, ты моя гордость, и благодарю Господа за тебя. Не падай, дорогой мой сыночек, духом. Я вполне уверен, Милосердный Господь пошлет тебе великое утешение. Благословение Господне да почиет над тобою. Грешн. Богом. Алекс.    Публикуется по машинописи из архива Е.В.Апушкиной. Первая публикация в кн.: Отец Алексей Мечев. С.305.    Публикуется по машинописи из архива Е.В.Апушкиной. Первая публикация в кн.: Отец Алексей Мечев. С.305. Духовной дочери Письмо 23 Возлюбленное о Господе чадо мое духовное!   В письме своем Вы высказываете желание поговеть — Господь Вас благословит!    Дело доброе очистить совесть и удостоиться причащения Св.Христовых Тайн. Что же касается того, что Вы ввиду своей греховности, сомневаясь получить от духовника разрешение от грехов и боясь как бы духовник Ваш не признал бы Вас недостойной причащения, прежде чем отправиться на исповедь, перечислив свои грехи, спрашиваете меня, достойны ли Вы будете причащения, то на сие должен сказать, что, во-1-х, желание очистить совесть свою весьма похвально, заслуживает похвалы и сознание Вами собственной греховности и готовность исправить ее доброй христианской жизнью. В этом усматриваете любовь Божественную к Вам. Из этого видно, что Милосердный Господь признает, еще и по Вашем падении, Своим чадом и заботится о Вашем спасении, дает Вам возможности придти в себя и познать свое падение. А если так, то повергнемся пред Милосердным Господом с искренним покаянием и дадим обещание исправить свою жизнь и вместе с сим попросим, ввиду нашей немощи, у Него — Всемилостивого Бога, помощи свыше, и Милосердный Господь, пришедший грешников спасти, не замедлит помочь Вам восстать от Вашего падения. Если так любвеобильно относится к нам наш Небесный Отец, то сможет ли духовный отец, будучи сам повинен пред Милосердным Господом, отнестись иначе к своим духовным детям. А потому, ничтоже сумняся, придите и исповедуйте свои грехи пред Всеведущим Творцом нашим и, получив разрешение от грехов, удостойтесь причащения Св.Христовых Тайн.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2652...

   Что касается того, как поступать в тех случаях, когда люди хорошо относятся, усиленно зовут к себе, но душа не лежит к этим людям, стоит ли бывать у них, или совершенно отказаться от знакомства с ними?    На это скажу Вам, что человек существо общественное и в силу необходимости часто приходится иметь общение; тем более, если к нам относятся хорошо, то можно и сходить разок, другой, чтобы не казаться дикаркой, и только завязать сношение, а сближаться особенно, если нет к тому оснований, то не следует.    Если прочли книгу иеросх.Анатолия, то читайте Авву Дорофея. Будьте уверены, что молюсь за вас, помолюсь и за М. и А. Благословение Господне да почиет над Вами. Грешн. Бог. Алекс.   Получено 31.VIII 1922 г. Письмо 40 Добрая К.П.   Раз племянница обращается именно к Вам и Вас просит позаботиться о ней, то Вы и должны ее взять к себе. Относительно же Вашего духовного совершенствования, то не бойтесь, Господь все устроит и спасет нас. Христос с Вами. Благословение Господне да почиет над всеми Вами. Грешн. Бог. Алекс.   Получено 7.ИХ 1922 г. Письмо 41 Добрая К.П.   Хотя, с одной стороны, очень скорблю я о том, что был свидетелем инцидента о.С. с Вами, но, с другой стороны, я благодарю Господа Бога за то, что Он, Милосердный, показал мне, каков мой сослужитель и какова моя духовная дочь в исполнении своих христианских обязанностей. Очевидно, Господу Богу угодно было через выявление Вами обоими Ваших хр.[истианских] обязанностей побудить меня усилить надзор мой над обоими и помочь Вам обоим духовно возрастать. По уходе Вашем мною было сделано соответствующее внушение о.С., который, высказав сожаление по поводу совершившегося, обещал на будущее время быть внимательнее. Исполнив свой долг по отношению к о.С., вынужден сделать таковое же внушение к Вам, д.[обрая] К.П.    В письме своем Вы говорите, что о.С., не зная Вас, не мог делать какие-либо замечания, разве только чрез меня, как духовника, мог вполне узнать Вас, иначе сказать, что духовники передают слышанные грехи на исповеди посторонним. На это скажу Вам, что это недопустимо со стороны каждого духовника — это преступление, и это на меня клевета. Вы пишите, что о.С. хотел вывести Вас из терпения, на это скажу, что о.С. имеет язык острый, но не злой. А сделал это вследствие усталости и нервности, как заявил он мне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2652...

См. Пс. 1:3; Матф. 3:10. 123 См. прим. 61 к трактату «О прескрипции…». 124 См. 1 Кор. 6:3. 125 См. Откр. гл. 2—3. 126 См. Откр. 3:19. 127 См. Лук. 15:8—10. 128 См. Лук. 15:4—5. 129 См. Лук. 15:11—23. 130 Возлюбленные Божьи (can Dei)—boзмoжho, мученики. 131 Ср. Ис. 5:18 и 1 Тим. 6:8—9 (Resch § 12 89). 132 См. Плиний Ст. VIII 27. 133 См. Дан. 4:30—33. 134 См. Исх. гл. 5— 14. См.  также прим. 88 к трактату «К язычникам». 135 См. Прем. 10:1—2. 136 См., напр., Аристотель. Никомахова этика III10:1115 Ь; II2:1104 а; Сенека. Письма 41; 67:10; Эпиктет. Беседы I 2:25; II 2:13. 137 Видимо, намек на школу киников; «киник» — субстантивированное прилагательное «собачий», κυνικς. Слово «собака» присутствует в названии афинского гимнасия «Киносарг», в котором вел занятия основатель кинической школы Антисфен. Он и сам называл себя «собакой» в соответствии с неприхотливым образом жизни, который пропагандировала и вела его школа. См. Диоген Лаэртский VI 13. 138 См. Лук. 9:52—56. 139 См. Иоан. 13:22. 140 См. Матф. 26:51—52. 141 См. Лук. 22:50—51; Иоан. 18:10. 142 См. Матф. 26:67; 27:29. 143 См. Исх. гл. 16—17; 32:1—11. 144 См. Быт. 15:6. 145 См. Матф. 5:22. 146 См. Матф. 5:40; Лук. 6:29. 147 См. Матф. 6:24; Лук. 16: 13.  «Маммона» на арамейском языке означает богатство, воплощенное в образе демона. 148 См. Втор. 21:23; Галат. 2:16 ел.; 3:13 ел. 149 Очевидно сходство этого рассуждения с местом из трактата Сенеки «О постоянстве мудреца» (17:4), который, вероятно, был известен Тер–туллиану (рус. пер. см.: Историко–философский ежегодник– 87.  М., 1987:с. 190—216). 150 См. Матф. 5:23—24. 151 См. Лук. 15:4—6. 152 См. Лук. 15:11—32. 153 См. Дан. 4:30 ел. 154 См. 1 Тим. 5:3; 9—10; 1 Кор. 7:34—35; 39–10; Матф. 19:12. 155 См. Лук. 12:50. 156 Согласно преданию, принятому многими отцами церкви, Исайя был перепилен деревянной пилой по приказу царя Манассии. Ср. Евр. 11:37. 157 См. Деян. 7:59. 158 См. Иов. 1:15—19; 2:9—10; 42:10. 159 В Писании ничего подобного не сказано. Вероятно, Тертуллиан приводит здесь свою собственную версию. 160

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Он есть Дух сотворивый (см.: Иов. 33, 4 ), воссозидающий в крещении (см.: Тит. 3, 5 ) и воскресении (см.: Рим. 8, 11 ), Дух, Который все ведает (см.: 1Кор. 2, 11 ), всему учит (см.: Ин. 14, 26 ), дышет идеже хощет и сколько хочет (см.: Ин. 3, 8 ), Дух наставляющий (см.: Ин. 16, 3 ), глаголющий (см.: Мф. 10, 20 ), посылающий (см.: Деян. 13, 4 ), отделяющий (см.: Деян. 13, 2 ), прогневляемый (см.: Ис. 63, 10 ), искушаемый (см.: Деян. 5, 9 ), Податель откровений (см.: 1Кор. 2, 10 ), просвещения (см.: Евр. 6, 4 ), жизни (см.: Рим. 8, 11 ), лучше же сказать, самый Свет и Самая Жизнь. Он делает меня храмом (см.: 1Кор. 6, 19 ), творит богом, совершает, почему и Крещение предваряет (см.: Деян. 10, 44 ), и по Крещении взыскуется (см.: Деян. 19, 5–6 ); Он производит все то, что производит Бог. Он разделяется в огненных языках (см.: Деян. 2, 3 ) и разделяет дарования (см.: 1Кор. 12, 11 ), творит апостолов, пророков, благовестников, пастырей, учителей (см.: Ефес. 4,11 ). Он есть Дух разума, многочастный, ясный, светлый, нескверный, невозбранен (что равнозначно, может быть, словам: премудрый, мообразный в действиях, делающий все ясным и светлым, свободный и неизменяемый), всесильный, всевидящий и сквозе вся проходяй (см.: Прем. 7, 22–23 )... И как же бы ты думал? Те, которые говорят сие и учат сему, а сверх того именуют Духа иным Утешителем (см.: Ин. 14, 16 ), как бы иным Богом, знают, что только хула на Духа непростительна (см.: Мф. 12, 31 ). Ананию же и Сапфиру, когда они солгали Духу Святому, оглашают солгавшими Богу, а не человеку (см.: Деян. 5, 4 ) – то ли исповедуют о Духе, что Он Бог, или иное что? О, сколько ты в действительности груб и далек от Духа, если сомневаешься в этом и требуешь еще Учителя! Итак, наименования сии весьма мочисленны и мозначащи... а если в Писании и встречаются унизительные речения: дается (см.: Деян. 8, 18 ), посылается (см.: Ин. 14, 26 ), делится (см.: Деян. 2, 3 ), дарование, дар (см.: Деян. 2, 38 ), дуновение (см.: Ин. 20,22 ), обетование (см.: Деян. 2, 33 ), ходатайство (см.: Рим. 8, 26 ) и другие сим подобные, то (не говоря о каждом из сих речений) надобно их возводить к первой Причине, чтоб видеть, от Кого Дух, а не принять трех начал, подобно мобожникам.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1307 См. In Нехает.: PG 44, 69d-72c; 120b; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, разделы Как бесплотный Бог сотворил материю? и Творение небесных тел. 1308 См. In Нехает.: PG 44, 72с-76с; 120b; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, разделы Выделение огня и Творение небесных тел. 1309 См. In Нехает.: PG 44, 69cd; 77d-80c; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, разделы Как бесплотный Бог сотворил материю? и Неустроенная земля. 1310 См. In Нехает.: PG 44, 81с; 84d; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, раздел Воды над твердью. 1311 См. In Нехает.: PG 44, 117аЬ; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, раздел Творение небесных тел и заключение главы. 1312 См. In Нехает.: PG 44, 85bc; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, раздел Воды над твердью и заключение главы. 1313 См. In Нехает.: PG 44, 89bc-112d; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, раздел Воды над твердью. 1315 См. In Нехает.: PG 44, 121а; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, раздел Третье небо и заключение главы. 1316 См. De an. et res.: PG 46, 89а-96а; 105а-с; см. выше, гл. О душе и воскресении, раздел Бесконечное движение любви и заключение главы. 1318 См. De an. et res.: PG 46,96c-97a; см. выше, гл. О душе и воскресении, раздел Бесконечное движение любви и заключение главы. 1319 См. De an. et res.: PG 46,92c-93b; см. выше, гл. О душе и воскресении, раздел Бесконечное движение любви. 1320 См. Eunomius, Apol. 8/Vaggione 42, 17 ff; 58, 16 ff; Григорий парафразирует в С. Еип. II, 21; II, 23; II, 62: GNO I, 232, 29 ff; 233, 11–17; 244,1 ff; см. выше, гл. Опровержение Евномия, раздел Учение Евномия о нерожденности Божией. 1322 См. С. Eun. II, 69–70; I, 168: GNO I, 246; 77, 7–13; см. выше, гл. Опровержение Евномия, разделы Именования Бога и Бесконечность Божия. 1323 См. С. Eun. III, 6,73: GNO II, 211, 28 – 212, 1; см. выше, гл. Опровержение Евномияу раздел Бесконечность Бога. 1325 См. С. Eun. II, 563; II, 580: GNO I,391,9 ff; 395,25 ff; см. выше, гл. Опровержение Евномия, раздел Именования Бога. 1326 См. Евномий, Apol. 12/Vaggione 46,7 ff; Григорий парафразирует и развивает в С. Eun. II, 196; 269: GNO I, 282, 5 ff; 305, 7; см. выше, гл. Опровержение Евномия, раздел Учение Евномия о нерожденности Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

" Под порнографическим изображением несовершеннолетнего в настоящей статье понимается изображение его половых органов в целях возбуждения полового влечения, а равно любое изображение совершения с ним развратных действий, половых сношений, мужеложства, лесбиянства или иных действий сексуального характера " . Это определение было исключено по инициативе депутата А. Е. Баранникова (поправка 39), и по просьбе Правительства Российской Федерации (поправка 43). Состав статьи 242-1 имел такой же квалифицирующий признак, ужесточающий ответственность, как и статьи 151-1: " с использованием средств массовой информации или телекоммуникационных сетей " . Этот признак был исключен по предложению депутатов А. Ю. Вульфа (поправка 41) и С. А. Ковалева 42). Наконец, всю статью 242-1 постигла участь статьи 151-1: она была исключена из УК как описывающая отдельный состав, как актуализирующая в глазах надзирающих органов отдельный вид преступления перед детьми, перед народом, выражающееся в изготовлении и обороте деткой порнографии, подобной порнографии " Молотка " . Депутаты Л. К. Слиска, А. И. Романчук, А. М. Буратаева и др. предложили статью 242-1 исключить, а вместо этого в фарисейски лицемерную статью 242, карающую за " незаконное " распространение порнографии, и предполагающую, стало быть, ее законное изготовление и распространение, внести новые квалифицирующие признаки, а именно: " распространение, демонстрация, рекламирование или сбыт порнографических материалов или предметов среди заведомо несовершеннолетних " , и " незаконное изготовление, хранение… порнографических изображений заведомо несовершеннолетних " (Поправка 46). Это предложение принято. В фарисейской статье напрочь отсутствует определение как детской, так и взрослой порнографии, что делает ее совершенно неприменимой на практике. Кроме того, депутаты Л. К. Слиска и др. лукаво делают вид, что нет разницы между " изготовлением и оборотом материалов с порнографическим изображением несовершеннолетних " , как составом преступления в уничтоженной ими статье 242-1 и " незаконным изготовлением порнографических изображений заведомо несовершеннолетних " !

http://moral.ru/Zakpr_O_Vlad.htm

Глава 22 . 22 входящие сими воротами. См. 17,19.20 и ком. 22 Мною клянусь. См. Быт. 22,16 ; Ис. 45,23 и ком. дом сей... пустым. Дворец, как и храм (7,14), постигнет бедствие (ср. 17,27). 22 Галаад... Ливана. Обе области отличались плодородием (см. 8,22 и ком.). Хорошо орошаемый Ливан был богат лесными породами деревьев, в частности, кедром, использовавшимся при постройке иерусалимского храма ( 3Цар. 5,6–10 ). 22 приготовлю. Букв.: «освящу». Образ Священной войны неожиданно возникает в описании битвы чужеземцев против народа Божиего (см. 6,4.5; 21,4.5). 22 об умершем... об отходящем в плен. Речь идет об Иосии и его сыне Иоахазе. Последний царствовал недолго и был уведен в египетский плен в 609 г. до Р.Х. ( 3Цар. 23,30–34 ); возможно, к этому времени относится и само высказывание. 22 Саллум. Другое имя Иоахаза (см. ст. 10; 1Пар. 3,15 ). 22:13–19 Эти стихи посвящены обличению Иоакима (см. 4Цар. 23,35 24,7). 22 дом. Слово относится прежде всего к царскому дворцу, но предполагает также всю династию. заставляет ближнего своего работать даром. Ср. Втор. 24,14.15 . См. также 1Цар. 8,10–18 . 22 быть царем ... ему было хорошо. В этом стихе два противоположных понимания царской власти: как средство правосудия (Иосия) и как возможность стяжать богатство (Иоаким). 22 знать Меня. О знании Бога свидетельствует верность Его заповедям (см. Мих. 6,6–8 ; Ин. 14,15.17 ). 22 твои. Т.е. Иоакима. корысти и к пролитию невинной крови... насилие. Иоаким повинен во всех грехах, которые проклинает Иеремия (6,13; 7,6; 19,4; 21,12; ср. 26,20–23). 22 не будут оплакивать. Ср. 2Пар. 34,24.25 . 22 Ослиным погребением будет он погребен. Т.е. не будет погребен вовсе (см. 7,33; 8,1.2 и ком.; ср. 15,3). 22 на Ливан... на Васане... с Аварима. Названия гористых областей соответственно на севере, северо-востоке и юго-востоке Иудеи. Иерусалим изображен молящим о помощи своих бывших союзников, которые, будучи уже не в силах противостоять Вавилону, оставляют Иерусалим в скорбном одиночестве. 22 на Ливане. Это слово называет храм, построенный из ливанского кедр (см. ком. к ст. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010