По окончании кафизмы и после ектении и возгласа священника: «Яко Ты еси Бог наш», певцы поют: «Господи, воззвах». Когда же поется последний стих (Чиновн., литург. преждеосв. Даров), т. е. стихира на «Слава и ныне» (Чиновн., литург. Златоустаго), тогда открываются Царские двери (Чиновн., Тип., гл. 23), и бывает Вход с кадильницей, без Евангелия. Если же на литургии преждеосвященных Даров будет читаться Евангелие, то Вход бывает с Евангелием (Тип., послед. среды 1-й седм. Вел. поста; Служебн.) 750 . По Входе бывает чтение двух паремий: одна из книги Бытия – о грехопадении и о последствиях его; другая из книги Притчей – о божественной мудрости, которую должны искать. Пред чтением паремий чтец становится среди (храма) церкви, пред амвоном, и творит поклон, держа книгу согбенну (закрытою) (Чиновн., литург. преждеосв. Даров). Диакон или протодиакон среди дверей (Царских), зря к чтецу и держа орарий и к нему показуя (Чин., там же), говорит: «Вонмем». Священник 751 говорит: «Мир всем». Чтец ответствует: «И духови твоему». диакон 752 «Премудрость». Чтец говорит «Прокимен» (Служебн., Тип., послед. среды, понед. 1-й седм. Вел. поста), псалом Давидов. И сказывает прокимен прилучившого дне, на глас (Чиновн., лит. преждеосв. Даров). Потом протодиакон или диакон говорит: «Премудрость». Чтец же говорит надписание Бытия (Чиновн., лит. преждеосв. Даров), т. е. Бытия чтение (Триодь Постная). Диакон 753 говорит: «Вонмем». При этом Царские врата закрываются (Чиновн. лит. преждеосв. Даров). После чтения книги Бытия Царские двери отворяются (Чиновн., лит. преждеосв. Даров), и произносится чтецом и поется певцами второй прокимен (смотри в особой книжке на 1-ю седмицу Вел. поста). После пения прокимна диакон, обращаясь к священнику (при архиерейском служении – протодиакон к архиерею) возглашает: «Повелите» (Служебн., Чинов, и Типикон) 754 . Священник, взяв обеими руками кадильницу и свещник со свечей, стоит пред св. трапезою, зря к востоку и, назнаменуя крест, говорит: «Премудрость прости» (Σοφα ο=ρθο), возбуждая молящихся к особенному вниманию и благоговению.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

11) См. «Служ. 1-я седм.». 12) После этого отпуста бывает (в монастырях) «прощение обычное», указание на которое имеется в 9 гл. Уст. и в последов. полунощницы, изложен. в Часослове; кроме того, то же указание находится в последов. понедельника 1-й седмицы 40-цы в Уставе, а самый порядок излагается там же, в последов. великого повечерия. IV. Утреня Примечания к таблице утрени 1) О начале утрени до шестопсалмия, как вседневной, так и праздничной, отправляемой отдельно от вечерни, и о каждении, совершаемом при этом, в Уставе так говорится: иерей, войдя в алтарь (7, 9 гл.), «возлагает на себя епитрахилий (7 гл.), целовав крест верху его» (см. 2 гл.), берёт кадильницу (9 гл.), «предуготовлене ей от церковного служителя» (7 гл.), «и став пред св. трапезою» (9 гл.), (сам) влагает фимиам в кадильницу (7. гл.), произносит обычную молитву (см. её в Служеб., в Чине литург.) кадила (7 и 9 гл.) и, стоя пред св. трапезою (7 и 9 гл.), начертывает крест кадилом («держа правою рукою кадило», – см. «Последов. у.в.п.»), и возглашает: «Благословен Бог наш», прежде отверзая завесу царских, врат, и кадит св. трапезу с 4-х сторон «и весь жертвенник, и исходит (из алтаря) северною страною (т.е., дверью) и кадит св. иконы, и предстоятеля, и вся, яко обычай» (т.е., так, как это указано в 22 гл. Уст.); «долженствует же внимати чтец и священник, егда имать рещи (священнику после следуемого за 20 псалмом «Отче наш»): Яко Твое есть царство, быти ему (во время каждения) посреди храма» (7, 9 гл.); после этого чтецом читаются тропари и богородичен: «Предстательство страшное»; священник же, окончив к тому времени каждение, входит в алтарь южной дверью и произносит, с кадилом пред св. трапезой, ектенью: «Помилуй нас Боже»; после «Именем Господним благослови отче», иерей, начертывая кадильницей крест пред св. престолом, возглашает: «Слава Святей», а затем, отдав кадило, остаётся пред престолом (в монастырях же, по Уставу, – священник, «отдав кадило, исходит из алтаря, и стоит на обычном своём месте»), а по прочтении первых 3-х псалмов шестопсалмия «отходит священник пред царские и святые двери» (7 и 9 гл.). По «Послед. у.в.п.», таков же порядок начала и великопостной утрени; краткое указание на этот порядок имеется и в Уставе, в последовании понед. 1-я седм. 40-цы).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Повод к такому предположению находят в замечании последования Великой среды: «и абие упраждняются совершенно в церкви бываемые поклоны», сказанном после слов: «и по пронесении св. даров поклоны три, на Буди имя Господне: поклоны 3»; думают, что, по смыслу этого замечания, разуметь здесь речь об упразднении поклонов великих нельзя по вышеизложенным соображениям о поклонах по перенесении св. Даров и по имеющемуся в Уставе в послед. среды 1-й. седм. Вел. поста прямому указанию о поклонах на «Буди имя Господне», в котором они названы метаниями («по заамвонной же молитве: Буди имя Господне: и метания 3»). Но в то же время, говорят, нельзя думать, что здесь имеются в виду малые поклоны, так как нигде в Уставе нет запрещения совершать малые поклоны, когда бы то ни было, даже в Пятидесятницу, доказательством чему служит напоминание о поклонах, стоящее в чине утрени в неделю Антипасхи и, косвенным образом, замечание 2 гл. Уст. о поклонах во всю Пятидесятницу, запрещающее совершать в это время только поклоны до земли. Не видя достаточных оснований относить приведённое замечание к великим и малым поклонам, думают, что с большей вероятностью надо отнести это замечание к поклонам до земли; так как об этих поклонах, как совершаемых с преклонением колен, известно, что они допускаются Уставом только в известные дни года, подобно поклонам великим, хотя и чаще последних. Решая же таким образом вопрос, утверждают, что следует и на «Буди имя Господне» в Великую среду полагать 3 поклона до земли, не как обычные, а как исключительные, только этому дню приличествующие, потому что с него прекращаются поклоны до земли в церкви, а в прочие дни Четыредесятницы на всех преждеосвященных литургиях на «Буди имя Господне» следует совершать малые поклоны или же метания по смыслу прямого указания об этом в послед. среды 1 седм. Вел. поста, подобно тому, как и в чине изобразительных полагаются на «Буди имя Господне» метания же. Таким образом; по приведённым соображениям выходит, что на Преждеосвященной литургии по великом входе и по «Буди имя Господне» Уставом не указывается совершение поклонов великих, с молитвой пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

е. в 24 число марта месяца, обычная вечерняя кафизма, указываемая 17 главою Типикона, отменяется. Дальше идет речь о том, какие особенности имеет вечерня, отправляемая пред литургией преждеосвященных даров и в соединении с ней накануне праздника в среду В седмицы Великого поста (а вместе с тем и в некоторые другие дни св. Четыредесятницы, напр., в среду 6 седм.). Здесь именно говорится, что в стихирах на Господи, воззвах этой вечерни надобно петь 10 стихов, или песнопений: самогласен Триоди 2-жды, три подобна Триоди по 1-ды, три песнопения праздника из Минеи, причем два первые – по 2-ды, Слава, и ныне, Послан бысть, и что после входа, Сподоби, Господи, и дневного прокимна следует читать пять паремий: 2 из Триоди и 3 праздника из Минеи, и т. д. Со слов: Зри. Аще несть преждеосвященных, излагается устав вечерни, отправляемой накануне праздника как в среду 3 седм. В. поста, если в этот день почему-либо не будет преждеосвященной литургии, так и вообще в те постные дни, в которые она даже и не полагается. В своем месте мы уже сделали замечания об этой вечерни. В настоящем же напомним, что вечерня в том виде, как она здесь изложена, может быть отправляема только отдельно от изобразительных; если же отправляется после них непосредственно 758 , то по своему составу и порядку должна походить на ту вечерню, которая установлена для постных дней св. Четыредесятницы: понед., вторн., и четверга, и отличие первой от последней должно быть только в некоторых праздничных дополнениях. Таким образом на этой вечерни стихиры на Господи, воззвах надобно петь не на 6, как обыкновенно, но на 8; Триоди подобны 3 и праздника 5, Слава, и ныне – праздника; должен быть вход; паремий пять: из Триоди 2 и праздника 3; в стихирах на стиховне Слава, и ныне – праздника. Окончание вечерни, когда она следует за изобразительными непосредственно, сливаясь с ними в один состав, должно быть такое: Ныне отпущаеши... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас: Аминь. Тропарь праздника. Ектения: Помилуй нас, Боже.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Благословен Бог... Аминь. Благословенно царство... Аминь. Приидите поклонимся... 3. Приидите поклонимся... 3. Приидите поклонимся... 3. 103 пс.: Благослови, душе моя, Господа... 103 пс.: Благослови, душе моя, Господа... 103 пс.: Благослови, душе моя, Господа... Слава, и ныне Так же. Так же. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже, 3-ды. Так же. Так же. Одновременно с псалмом чтение священником светильничных молитв. Так же. Так же. Миром Господу помолимся... Так же. Так же. Яко подобает тебе... Аминь. Так же. Так же. Блажен му ж... 1-й антифон 1 кафизмы. Стихословие 18 кафизмы всей сполна. Стихословие 18 кафизмы всей сполна. Паки и паки миром Господу помолимся... Так же. После каждого антифона 18 кафизмы – Паки и паки миром Господу помолимся... После ектении, следующей за 1 антифоном, возглас: Яко твоя держава...; за 2-м: Яко благ и человеколюбец; за 3-м: Яко ты еси Бог наш, Бог милости и спасати и тебе славу возсылаем. Яко твоя держава... Аминь. Так же. Господи, воззвах во глас стихир Триоди. Так же. Так же. Стихиры на Господи, воззвах на 10: Стихиры на Господи, воззвах на 6. Стихиры на Господи воззвах на 10: Триоди подобны дне на 4 (первая повторяется). Триоди подобны 3. Триоди самогласен 2. „ мученичен 1. „ подобны 3. Предтечи на 6. Предтечи 3. Предтечи 4. Слава – Предтечи: Сокровище божественных даров... Слава – Предтечи: Сокровище божественных даров... Слава – Предтечи: Сокровище божественных даров. И ныне, богородичен 1, или воскресный, по гласу Славы: Кто тебе не ублажит... И ныне, богородичен 1-й по гласу Славы: Кто тебе не ублажит... И ныне, богородичен по гласу Славы: Кто тебе не ублажит... Вход с кадильницею. Премудрость, прости. Свете тихий. Вонмем. Мир всем. Премудрость, вонмем. Так же. Так же. Прокимен великий, накануне понед. 2 и 4 седм.: Дать еси достояние...; накануне понед. 3 седм.: Не отврати лица твоего... Прокимны и паремии Триоди. Так же. Три паремии Предтечи с обычными возглашениями. Три паремии Предтечи с обычными возглашениями. Так же. Сподоби. Господи.. Исполним вечернюю молитву.. Яко благ и человеколюбец... Аминь. Мир всем. И духови твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Находящиеся здесь указания составлены прежде всего и главным образом на тот случай, если праздник Благовещения будет в четверток 5 седм. Вел. поста, а канун в среду. Это следует заключить из того, что день, на который здесь устанавливается богослужение, в 4-й марковой благовещенской главе назван первым (Тип., л. 206 на об.), а в самом начале настоящей главы сказано, что Благовещение начинается с четверга 3 нед. св. постов (л. 202 на об.). Но, затем, та же самая глава, вообще говоря, служит показателем состава и порядка богослужения и для других, так называемых, постных дней, т. е. таких дней, в которые по уставу должно совершаться постовое богослужение и которые суть следующие: понедельник, вторник, среда, четверток и пяток, если только и канун праздника, и самый праздник будут в постные дни. Но так как 1) в некоторые из сих дней может, произойти совпадение торжеств (напр., Благовещение может случиться в четверток 5 седм., когда полагается чтение Великого канона), 2) может быть так, что канун падет на постный день (пяток), а самый праздник на непостный день (субботу) или, наоборот, канун на непостный (воскресенье), а праздник на постный (понедельник), 3) может быть и так, что и канун и праздник падут на непостные дни (один на субботу, другой на воскресенье); наконец 4) Благовещение может быть и во все дни Страстной седмицы и первые четыре дня Пасхи; и так как вследствие всех этих причин богослужение в праздник Благовещения должно получить большие или меньшие особенности, то для показания всех этих особенностей составлен целый ряд так называемых Марковых глав, которые и помещены в Типиконе ниже основной главы. Впрочем, и в настоящей главе составитель его, как увидим ниже, упомянул о двух особенностях богослужения в непостные дни, из которых одна касается литийных стихир, а другая – окончания утрени. Аще есть пост, – говорится в начале основной благовещенской главы, начинаем вечерню без кафизмы. Это выражение означает то, что в какой бы из постных дней ни случился канун праздника Благовещения, на вечерни этого дня, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Страшно и скоро явится вам. Ибо строгий предлежит суд властителям. Человек малый заслуживает пощаду, а сильные сильно истязаны будут ( Прем.6:1–7 )». А как Мудрость призывает всех слушать наставления ее, всех учиться мудрости: то при необходимости всем учиться мудрости, сколько и самых действительных побуждений к тому. Во 1-х легко и удобно учиться деятельной мудрости: знать Бога, жить, сколько возможно, по воле Божией, для блага своего и ближних ( Еккл.12:13 ), этим истинам можно учиться и при подножии высокой церковной кафедры, и во всех входах и исходах наших, во всех делах и начинаниях, только бы они в кротости и смирении, с добрым рассуждением и чувством были совершаемы. Для разумения деятельной истины и добра, не нужны высокие умозрения, тонкие изыскания и исследования. Эта истина у каждого насаждена в уме, напечатлена в сердце, утверждена в доброй воле, и простота разумения, чистота чувства ( Втор.30:11–14 ; Рим.10:8–9 ), доброе направление воли, – это несомненные признаки деятельного обучения мудрости. Во 2-х мудрость, как деятельное благочестие, сама в себе без отношения к внешней пользе и приобретению, драгоценнее серебра и золота. Золотом нельзя купить чистой совести, спокойного сердца, веселого духа; а мудрость доставляет это внутреннее, совестное, духовное сокровище. Наконец мудростью устрояются не только частные домы, частное благополучие, но и царства устрояются, и народы благоденствуют, так же как и весь мир устроен и управляется небесною Мудростью. Можем ли же устроить душевное спасение наше, уготовить себе царство небесное, если не будем ходить в мудрости ( Еф.5:9,15 ; Кол.4:5 ), горняя мудрствовать ( Кол.3:2 ), в мудрости наполнять елеем добрых дел светильники наши и, возжигая оные бодрственным служением Богу, со всем тщанием хранить неугасаемыми ( Лк.12:35 ; Мф.25:4,7 ). Паремья 155 на 6-м ч. Втор. 3-й Седм. Исаии гл. 9:9–19, 10:1–4 «Ст. 9-й. Так говорит Иегова: и узнают это весь народ, – Ефремляне и жители Самарии, которые с гордостью и надменным сердцем говорят: 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Часы и литургия Златоустого Об изменяемых частях часов и литургии чит. ниже (ч. 1, отд. 4, гл. 40, 41, 42, 44 и 45). Глава 11. О богослужении седмичных дней при двух святых, не имеющих в Типиконе праздничного знак Вседневная вечерня накануне понедельника, вторника, среды, четвертка и пятка при двух святых, не имеющим в Типиконе праздничного знака 242 . Сначала читается, как и и другое время, 9 час; потом отправляется вседневная вечерня. Порядок ее такой же, как при одном малом святом. Но стихиры на Господи, воззвах Октоиха оставляются; поются же только стихиры Минеи: одного святого 3 и другого святого 3 (см. в Октоихе Указ о службе всей седм., а также в Типик. 2 сентября). Слава – святого, если который-нибудь имеет (см. там же и в Месячной Минее 2 и 3 сентября). И ныне, богородичен по гласу Славы из Ирмологиона или дополнительной части Месячной Минеи, а на среду и пяток крестобогородичен, положенный в Минее наряду (см., напр., 2 сент.), также по гласу Славы. А если Славы нет, то Слава, и ныне, богородичен, напечатанный в Минее наряду, а на среду и пяток крестобогородичен, также напечатанный в Минее наряду (см., напр., 19-го ноября). Если случится предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника, то на Господи, воззвах стихиры, напр., 11 сент., так: преподобные 3, Автонома 3. Слава, и ныне–праздника, или еще 20 ноября: праздника 3, первого святого 3. Слава, и ныне – праздника. Стихиры на стиховне из Октоиха (см. Окт. Указ о службе всея седм. и Типик. 2 и 3 сентября, 18 и 19 ноября). Слава, и ныне, богородичен, а на среду и пяток крестобогородичен из Октоиха (см. тааже и в Месячной Минее под 18 и 19 ноября, где нет никаких песнопений для стихир на стиховне). Но если в Минее есть песнопение на Славу (см. напр., 2 и 3 сент,. и 3 ноября), то поется это песнопение, а на И ныне богородичен по гласу Славы из Ирмологиона или дополнительной части Месячной Минеи, а на среду и пяток крестобогородичен, напечатанный в Минее наряду (см. там же). Если случится предпразднство или попразднетво господского или богородичного праздника, то на стиховне стихиры, напр., 11 сент., праздника. Слава, и ныне – праздника, или еще 20 ноября: стихиры на стиховне второго святого. Слава и ныне – праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

131 (выдержку из неё чит. ниже); во-вторых, в особом издании Служб на каждый день 1 седм. св. Четыред., где в пяток в послед. повечерия указано: «глаголем канон прилучавшагося в Минеи святаго в предыдущий день (т. е. в субб. 1 седм.) и покоин» (л. 87 на об.). В заключение заметим, что если бы в субботу 1 седм. случился такой святой, служба которого не отменяется даже в этот день; то, по мысли Типикона, повечерие накануне субботы 1 седм. было бы удобным и приличным временем для канона того святого, который имеет быть в неделю. К такому выводу приводит мр. гл. 24 февр. (аще случится Обретение честныя главы Предтечевы в субботу 1 недели постов), в которой сказано, что накануне «повечерие поем великое; на нем же поем канон усопших и Минеи рядовой» (Тип., л 190. Тот же устав и для 40 мучеников, л. 197 на об.). Под рядовым каноном Минеи здесь нельзя разуметь каноны Предтечи и 40 мучеников, потому что служба их ни на вечерне, ни на утрени в субботу 1 седмицы не отменяется; но можно и должно разуметь канон недельного святаго, каковое понимание будет вполне согласно со смыслом других указаний Типикона, касающихся канонов святых на повечерии 809 . В 1 нед. Великого поста, накануне понедельника 2 седм., „на повечерии поем“ напечатанный в Триоди Постной, л. 149, „канон св. пророков, гл. 5, творение Феофана“ (Тип., посл. 1 нед. Вел. поста, л. 321 на об.). Этим каноном, который должен заменить собою канон Богородицы, и можно ограничиться в том случае, если канон недельного святаго пропет раньше (либо на повечерии субботы, пред воскресеньем, либо на повечерии пятка, пред субботой; но если не пропет, то вместе с каноном пророков надобно петь и сей последний). В Триоди Постной, в послед. пятк. 1 седм., л. 131, сказано: „Каноны Минеи настоящия субботы и недели (т. е. 1 седм.) поем, егда изволит екклисиарх: един убо поем в повечерии пятка, другий же канон поем в повечерии недели. Тако творим во всех пятках в вечер св. и великия Четыредесятницы“. Смысл приведенных слов таков: хотя выбор времени для пения канонов святых на повечериях должен зависеть от усмотрения предстоятеля церкви, но всего приличнее канон святаго субботы 1 седм.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

гл. 9 март., Тип., л. 197 на об. Ср. мр. гл. 24 февр.: аще случится Обретение главы Иоанна Предтечи во 2 нед. постов, л. 193); для пения службы Лествичника екклисиарх должен избрать другое время (сл. 8 мр. гл. 24 март., л. 202) или же пропеть его канон на одном из повечерий. 4) Накануне праздника Благовещения, который может случиться на сей седмице, как и на предыдущей, великое повечерие поется без канона; малое повечерие в самый праздник также без канона, за исключением недели, в которую, как сказано выше, поется „канон рядовый Минеи“, каковым на настоящей седмице можно считать не только обычный очередной, но и того святаго, какой имеет быть в четверток 5 седм. Впрочем, если Благовещение будет во вторник, то на повечерии накануне среды можно петь канон архистрат. Гавриила. В Типиконе, л. 219 на об., сказано так: „Архангела службу поем в ин день“, то есть, не в среду, „или на повечерии“. 5) Если праздник Благовещения случится в среду 4 седм., то, – по указанию 4 мр. гл. 25–26 марта., Типик., л. 206 на об., – „оставляются стихиры и славники, и канон креста и поются в понедельник или в пяток тояже седмицы“. Так как в пяток канон кресту поется и в том случае, если в среду 4 седм. и не будет праздника Благовещения (Тр. Постн., нослед. в пят. средния службы на утрени, л. 253); то это указание Типикона не изменяет вышеуказанного устава относительно канонов накануне пятка 4 седм., но относительно понедельника изменяет: накануне его, т. е. в 3 нед., на повечерии надобно будет петь не очередной канон, положим, 10 или 12, но канон того святаго, который имеет быть в понедельник 4 седм. 822 6) Если праздник Благовещения случится в субботу 4 седм., то субботний четверопеснец поется на повечерии в четверток (Тип., л. 205). 7) Если в субботу 4 седм. будет не самый праздник Благовещения, а его предпразднство, то из субботнего четверопеснца на повечерие пятка переносятся 7 и 8 песни (Тип., л. 200 на об.) 823 . 8) Если в субботу 4 седмицы случится отдание Благовещения, то „четверопеснца зде“, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010