При таком обилии всякого рода благ, Адам получает подобную ему благолепную помощницу, ближайшую к нему по всем отношениям, и обитатель рая является полным владетелем его и владыкою всех животных, которым по силе внутреннего богоподобного разумения своего, равно и по власти, данной ему от Бога, дает имена, как покорной ему твари. Востекая скорбною мыслью к райскому состоянию, потерянному нами в Адаме, будем непрестанно и мыслить, и желать, и все меры действия употреблять на то, чтобы потерянное в Адаме, приобрести во Христе. 2-я Паремья 74 на вечерне Четвертка из Прит. (гл.3:1–18) Содержание Паремьи сходно с содержанием предшествовавшей. Богодухновенный Наставник в качестве Отца убеждает наставляемого им, как сына – слушать наставления его и показывает пользу наставлений своих, что 1) они приобретут благоденствие жизни, благоволение от Бога, похвалу от людей, здравие телу ( Прит.3:2–8 ); 2) надлежит чтить Бога от начатка приобретений своих и благодушно принимать наказание Господне ( Прит.3:9–12 ); 3) что мудрость драгоценнее сокровищ, в правой руке у нее долгоденствие, в левой богатство и слава ( Прит.3:13–18 ). Ст.: «1) Сын мой, не забывай учения моего и наставления мои сохрани в сердце твоем. 2) Ибо долготу дней, благополучие и счастье жизни они доставят тебе. 3) Благочестие и честность не оставляй, навяжи на выю твою. Напиши на скрижали сердца твоего. 4) И ты приобретешь благоволение пред людьми. 5) Надейся на Бога всем сердцем твоим, а на своем уме не утверждайся. 6) На всех путях твоих знай Его, и Он уравняет стези твои. 7) Не кажись в глазах своих мудрым, благоговей пред Богом, и удаляйся зла. 8) Это принесет здравие телу твоему и крепость членам твоим. 9) Чти Господа от имения твоего и от начатка всех прибытков твоих. 10) Тогда наполнятся житницы твои доверху, и точила твои переполнятся виноградным соком. 11) Наказание Господа не отвергай, сын мой, и не тяготись вразумлением Его. 12) Ибо Господь кого любит, того наказывает, и в то же время увеселяется им, как сыном.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Содержанием паремьи в среду 1-й недели на 6-м часе служит пророчество о Мессии, что когда Он придет: то водворит мир на земле. Но Иудеи не войдут в покой Мессии, будут отвержены за преступления и неправды. Паремья 61 , ( Ис.2:3–11 ). «3. Из Сиона произойдет закон и слово Господне из Иерусалима. 4. Он будет производить суд между племенами и управлять народами многими. Тогда раскуют мечи свои на орана и копья свои на серны, народ на народ не подымет мечи и не будут обучаться воевать. 5. Будет же, дом Иаковлев, ходить во свете Господа. 6. Но Господи, Ты отринешь народ свой, – дом Иаковлев. Ибо они приучались к волхвованиям восточных народов, волшебству преданы, как Филистимляне и к чужестранцам привержены. 7. Как изобильна златом и сребром земля их, бесчислены сокровища их, множество коней у них, и нет числа колесницам их. 8. Так полна и идолами земля их: они кланяются делу рук своих, тому, что сделали персты рук их. 9. За то падут человеки, унизятся люди, и Ты не простишь никому. 10. Беги в пещеры, сокройся под землею от гнева Господа и от величия славы Его, когда восстанет сокрушить землю. 11. Унизится гордое чело людей, уничижится надменность человеческая. Один Господь будет тогда высок». Судя по испорченности нравов народа Иудейского, эта пророческая речь относится к первым годам царствования Ахаза. Тогда Иерусалим был богат ( 2Пар.26:9–15 ), молодой царь окружен был молодыми советниками, потому не могло не быть при царском дворе пышности и великолепия, а с тем вместе гордости и надмения. Хотя одинаковое пророчество Михея и по мыслям и по выражению ( Мих.4:1–4 ) относится к временам Езекии ( Иер.26:18 ); однако же нельзя решительно утверждать, чтобы и пророчество Исаии относилось к временам же Езекии. Он, Мессия ( Ис.2:4 ) будет производить суд между племенами. Основание этой мысли заключается в том понятии, что Мессия, когда придет, то как верховный Царь будет управлять всеми народами. При этом всеобъемлющем владычестве, если где между народами произошли распря и несогласие: то дело сейчас войдет на суд Царя Мессии; Он разрешит распрю, прекратит несогласие.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Часть 3-я гл. 9-й ст. 1–7 147 . «1. Впрочем, мрак не всегда будет в том месте, которое он теперь покрывает. Как в прежнее время земля Завулонова и земля Неффалимова были в презрении: так в последующее время прославится приморская страна 148 по Иордану, Галилея языческая. 2. Народ, ходящий во тьме, увидит великий свет, обитающих в земле смертного мрака озарит сияние. 3. Ты, Господи, возвеличишь этот народ, сотворишь ему великую радость. Они будут веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи. 4. Ибо ты иго, лежащее на нем, и палицу, сокрушающую мышцы его, и жезл понуждающего сокрушишь, как в день поражения Мадианитян. 5. И вся воинская обувь и всякая одежда, обагренная кровью, предана будет сожжению, в пищу огню. 6. Ибо родился нам отрок, дарован нам сын, который будет иметь власть на раменах своих и наречется имя ему: (Ангел великого совета 149 ) дивный, советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. 7. Величию власти Его и благоденствию не будет предела, будет восседать на престоле Давидове и властвовать в царстве его, чтобы утвердить и укрепить его правосудием и правотой отныне и до века. Ревность Иеговы Бога воинств совершит сие». Ст. 1-й. Здесь Пророк переходит от скорбного изображения бедственных последствий идолопоклоннического суеверия и неповиновения откровенному слову Божию к изображение утешительного времени, когда с пришествием Мессии в земле Израильской воссияет свет высшего познания. И со всею ясностью описывает те места, которые во время земной жизни Спасителя, прежде всего ознаменованы учением Его и чудесами ( Мф.4:13 ). Обстоятельства, почему земля Неффалимова и Завулонова в прежнее время находилась в пренебрежении, были следующие. С самого начала разделения земли Ханаанской эту часть Хананеи заняли колена Неффалимово и Завулоново в соседстве с коленом Ассировым. Эти колена не употребляли должного старания о истреблении Хананеев, по каковой причине, оная область всегда была населяема Хананеями, между которыми жили Израильтяне ( Суд.1:30–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Что касается собрания животных к Ною, как потоп и относящееся к тому действие естественных сил происходили по непосредственному действию изволения Божия: то по тому же действию и самые дикие животные могли собраться к Ною, который в непорочности своей представлял образ первобытного совершенства, могли собраться, как к своему домовладыке и блюстителю. В Писании не нет примеров, где в известных случаях, по воле Божией, являются те или другие животные для пользы ( Ис.1:16,13 ; Чис.11:31 ) или наказания человека ( Чис.21:6 ; 4Цар.17:25–26 ; Ин.2:25 ). 2-я Паремья 160 на Веч. Втор. 3-й Н. В. П. Прит. 8:32–36, 9:1 –11 «32. И так дети, послушайте Меня, и блаженны те, которые будут следовать по путям моим. 33. Слушайте мое наставление, будьте разумны, и не преступайте его. 34. Блажен тот человек, который слушает меня, бодрствуя у ворот моих всякий день и наблюдая вход дверей моих. 35. Ибо кто находит меня, тот находит жизнь и приобретает благоволение у Иеговы. 36. А кто противится мне, тот делает зло душе своей, те, которые не любят меня, любят смерть. Гл. 9-я 1. Премудрость построила себе дом, вытесала к нему семь столпов. 2. Заколола у себя скота, растворила вина и приготовила стол свой. 3. Потом, пославши рабынь своих звать, возглашает с высоких мест города. 4. Ступай сюда всякий необразованный и всякому неразумному говорит. 5. Ступайте, ешьте мой хлеб и пейте вино, которое я растворила. 6. Оставьте безумие, живите и ходите право путем разума. 7. Кто учит наглого, тот принимает бесчестие, и кто обличает развратного, тот навлекает на себя поношение. 8. Не обличай наглого, чтобы он не возненавидел тебя. Дай наставление умному, и он полюбит тебя. 9. Дай совет умному, и он будет еще умнее; поучи человека правдивого, и он вдвое будет разумнее. 10. Начало премудрости есть благоговение пред Иеговой, и разумение Святейшего 161 есть животворное ведение. 11. Ибо чрез меня умножатся дни твои и прибавится тебе лет жизни». Первая половина ( Прит.8:32–36 ) Паремьи содержит заключение предыдущей; в ней делается увещание учащимся мудрости, чтобы слушали и хранили наставления Мудрости и приобретали счастье жизни и благоволение Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Этой таинственностью и исконный враг обольстил прародителей наших, представив древо познания источников всеобъемлющего ведения. Дабы при различных обольстительных случаях не истлевать умом и сердцем, душой и телом, принимая в нерассудительной простоте хитрое обольщение: то ничего не надлежит предпринимать, и делать по необдуманному рвению и увлечению, и по праздному любопытству; но все здравым суждением и добрым чувством испытывая, особенно же словом Божиим и непогрешительными примерами людей мудрых и благочестных поверяя, держаться одного доброго, верного, несомненного. После 18. ст. в переводе 70 читается: «Но отскочи, и не медли в том месте, и не простирай взора твоего к ней. Ибо таким образом пройдешь чужую воду, и перейдешь чужую руку. А от чужой воды удержись, и из чужого источника не пей, дабы ты мог жить долгое время и приумножилось тебе лет жизни». Основанием этим вносным мыслям послужило место из Прит.5:15–18 , где законное супружество уподобляется своему собственному, чистому источнику. По этому чужая вода есть незаконное сообщение. И как соблазнительное привлечение распутством в свои сети неопытных юношей требовало и сильного предостережения: то таковое предостережение в вносных мыслях с настоятельностью выражено: отскочи, не медли, не гляди, а заключительная мысль о долгоденствии взята из 11 ст. этой же главы, коею заключается предыдущая Паремья. Паремья 171 на 6-м ч. Четв. 3-й Н. П. Ис. 11:10–16, 12:1, 2 «Ст. 10. В то время к отрасли из корня Иессеева, который будет знамением для народов, обратятся народы, и место пребывания Его будет славно. 11. В это время Господь вторично прострет руку свою, чтобы снискать себе остатки народа своего какие останутся у Ассура и в Египте, и в Патмосе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и в островах моря. 12. И воздвигнет знамение для народов и соберет рассеянных Израильтян и расточенных Иудеев совокупит от четырех стран земли. 13. Тогда прекратится ревность Ефремова, и завистники Иуды потребятся; Ефрем не будет завидовать Иуде, а Иуда не будет враждовать против Ефрема. 14. Но налетят на плечи Филистимлян с Запада и совокупно разграбят сынов Востока, возложат руку свою на Едома и Моава и Аммонитяне подчинятся им. 13. И иссушит Иегова залив моря Египетского, и воздвигнет руку свою при сильном дыхании своем на реку, и разделит ее на семь потоков и проведет чрез нее в сандалиях. 16. Путь оставшемуся народу Его, который останется у Ассура, будет такой же, какой был Израилю, во время исшествия из земли Египетской. 12:1. И скажешь в тот день: сдавлю тебя, Иегова, что тогда, как Ты гневался на меня, укротил гнев свой, и помиловал меня. 2. Се Бог Спаситель мой, я безопасен, и ничего не страшусь, ибо крепость моя и песнь моя Иаг Иегова, и Он мое спасение».

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Этот первообраз и мудрости и древа жизни есть преестественная премудрость, которая источает свет и жизнь для всех разумных и неразумных тварей. Паремья 75 на 6-м часе Пятка (Ис. гл 3. ст. 1–14) Содержанием Паремьи служит тяжкая угроза: Господь в гневе на народ Свой угрожает лишить Иерусалим и Иудею людей правительственных, и тем открыть путь к разрушению Иерусалима и падение Иудеи. «1) Вот Господь Бог воинств отнимет y Иерусалима и Иудеи всякую опору и поддержание, всякое довольство хлеба и всякое довольство воды. 2) Человека мужественного и воинственного, Судию и Пророка, человека рассудительного и старца. 3) Пятьдесятоначальника, мужа сановного, советника, искусного художника и витию словесного. 4) Начальниками у них поставлю отроков и дети будут управлять ими. 5) И весь народ будет поступать насильственно, будут один другого угнетать, и даже друзей своих; отрок будет надмеваться над старцем и простолюдин будет презрительно поступать с человеком почтенным. 6) Отселе произойдет то, что родственные между собою так будут говорить один к другому: у тебя есть одежда, будь нашим вождем, поддержи падающее отечество. 7) А тот в ответ скажет: нет, я не могу заниматься вашими делами, у меня дома нет ни хлеба, ни одежды. Не делайте меня начальником народа. 8) И таким образом сокрушится Иерусалим и падет Иудея, потому что и говорят и занимаются в жизни своей только тем, чтобы поступать вопреки Господа и вопреки величия Его. 9) Бесстыдное чело их свидетельствует против их. Они открыто выставляют грехи свои, как Содомляне, не таят их. Горе душе их: они сами виною этих бед. 10) А в рассуждении праведника возвестите, что он блажен. Ибо будет вкушать плоды трудов своих. 11) Горе ожесточенному нечестивцу. Ибо и он будет вкушать плоды дел своих. 12) Народом моим повелевают дети и женщины господствуют над ними. О народ, мой! Вожди твои совращают тебя с праваго пути, и дорогу, по которой надлежит тебе идти, портят. 13) Вот Господь восстает для строгого рассмотрения дела, является, чтобы поставить на суд народ свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

мест в этот день должна совершаться литургия: быть может, часть подобных памятей не принадлежит Иерусалиму. Но при всех указанных переделках армянские лекционарии содержат множество чтений иерусалимского происхождения, которое подтверждается с одной стороны Эферией, а с другой – позднейшими памятниками. Для 40-цы лекционарии указывают 4 группы чтений и за исключением одной все они взяты из ветхозаветных писаний, потому что они употреблялись не на литургии, а на богослужении 10-го часа, т.е., на вечерне. 2 первые из них предназначались для сред и пятков В. поста, когда вечерня отправлялась в храме на Сионе. Согласно древнему христианскому обычаю – брать ветхозаветные чтения из закона и пророков, первая группа иерусалимских чтений берется из Исхода и книги пр. Иоиля, за исключением последней паримии, взятой в виду недели Ваий из Захар. 9:9–16 , вторая группа выбрана из Второзакония и Иова. Подбор отдельных чтений произведен следующим образом: среды – I седм. Исх. 1:1–2:10 , Иоил. 1:14–20 , прокимен – Пс. 50:5 . «Яко беззаконие мое аз знаю» и проч., II седм. Исх. 2:11–22 , Иоил. 2:1–11 , Пс. 56:1 : Помилуй мя Боже, помилуй мя, яко на Тя упова душа моя и проч.; III седм. Исх. 2:23–3:15 , Иоил. 2:21–32 , проким. Пс. 30:2 : На Тя Господи уповах, да не постыжуся во век; IV седм. Исх. 3:16–22 , Иоил. 3:1–8 , Пс. 76:2 : Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу и проч.; V седм. Исх. 4:1–21 , Иоил. 3:9–22 , Пс. 83:5 : Блажени живущие в дому Твоем и проч.; VI седм. Исх. 4:21–5:3 , Захар. 9:9–16 , проким. Пс. 85:15 : Ты Господи Боже мой щедрый и милостивый и проч.; пятницы – I седм. Втор. 6:4–7:10 , Иов. 6:2–7:13 , Пс. 40:5 : Аз рех, Господи помилуй и проч.; II седм. Втор. 7:11–8:1 , Иов. 9:2–10:2 , Пс. 64:5 : Боже Спасителю наш и проч.; III седм. Втор. 8:11–9:10 , Иов. 12:1–13 , Пс. 74:2 : Исповемыся Тебе Боже, исповемыся Тебе и призовем имя Твое и проч.; IV седм. Втор. 9:11–24 , Иов. 16:2–17:16 , Пс. 82:18 : Да познают, яко имя Тебе Господь и проч.; V седм. Втор. 10:1–15 , Иов. 19:2–29 , Пс. 84:7 : Яви нам Господи милость Твою и проч.; VI седм.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

– По указанию некоторых, положение Агнца на дискосе совершается во время первого антифона, каждение – во время второго антифона; перенесение же Агнца на жертвенник – во время третьего антифона (о. Хойнацкий, 114 стр.). – Диакон может переносить св. Агнец с престола на антиминс, но это излишне, так как ничто не мешает священнику самому сделать это (Рук. д.с.п. 1864, 47). – На юго-западе принято перед и после перенесения св. Даров на жертвенник (а равно и в некоторые другие моменты литургии преждеосвященных Даров) ударять в колокольчик; это обычай католический, не оправдываемый Служебником и духом православного богослужения (см. Ц.В. 1896, 35). 241 Когда полагается чтение Евангелия, то вход бывает с Евангелием (Уст., среда 1-й седм. Вел. поста). 242 Это полагается по Чиновнику; кроме того, по «Служ. 1-я седм.» и «Служ. Стр. седм.», перед 1-м прокимном (после «Премудрость») возглашается – «Вонмем», а перед надписанием 1-й паремии – «Премудрость»; см. также 28 прим. на 848 стр. и 29 прим. на 849 стр. 243 Паремии «Дне» см. в Триоди; иногда после обычных двух паремий (см. также 554 и 591 стр. печатного оригинала) полагаются ещё паремии празднику (см. Служеб. и в Уст. Мр. гл. 24 фвр., 9 и 25 мрт.); сначала читаются паремии дне (из Триоди), потом праздника (из Минеи). 244 Это полагается по Чиновнику; кроме того, по «Служ. 1-я седм.» и «Служ. Стр. седм.», перед 1-м прокимном (после «Премудрость») возглашается – «Вонмем», а перед надписанием 1-й паремии – «Премудрость»; см. также 28 прим. на 848 стр. и 29 прим. на 849 стр. 245 Это полагается по Чиновнику; кроме того, по «Служ. 1-я седм.» и «Служ. Стр. седм.», перед 1-м прокимном (после «Премудрость») возглашается – «Вонмем», а перед надписанием 1-й паремии – «Премудрость»; см. также 28 прим. на 848 стр. и 29 прим. на 849 стр. 246 Паремии «Дне» см. в Триоди; иногда после обычных двух паремий (см. также 554 и 591 стр. печатного оригинала) полагаются ещё паремии празднику (см. Служеб. и в Уст. Мр. гл. 24 фвр., 9 и 25 мрт.); сначала читаются паремии дне (из Триоди), потом праздника (из Минеи).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

и вторник. Об этих тропарях на часах в Сырные среду и пяток см. на 544 стр. печатного оригинала. В праздники: Благовещения, храмовые, великого святого, на великопостных часах, вместо постовых тропарей, поются тропари праздника или святого (Уст., 25 мрт., 34 и 35 хр. гл., 24 фвр., «аще» «в понедел. 2, 3, 4 нед.» или «во един от дней постн.» 40-цы). Г. Иногда на великопостных часах (в Сырные среду и пяток, в понед., втор., среду, четвер., пяток 1–6 седм. Вел. поста и в Страстные понед., втор, и среду – на 6-м часе, в Вел. четвер. – на 1-м часе) полагается паремия. В таком случае на этих часах непосредственно после богородична поётся 2-ды (2-й раз на «Слава, и ныне») «тропарь пророчества» (см. Триод. Пост.). Перед и после паремии полагается прокимен Триоди, причем возглашение слова «прокимен» опускается (см. 848 стр., 28 прим.); указание на это даётся и обозначением самого порядка этих возглашений после паремии, именно: «глас (такой-то), прокимен», а не наоборот («прокимен, глас»), как это обозначается, когда полагается произносить и слово «прокимен». Д. Молитва: «Стопы моя направи», на великопостных часах разделяется на три части, и каждый стих сперва поёт один лик, потом другой; но молитва: «Да исполнятся уста», на великопостных часах поётся без разделения её на части, а вся целиком, 3-ды, «велегласно и косно» (Уст., понедел. 1-я седм). – В Сырные среду и пяток эти молитвы читаются; нет указания на пение этих молитв и в праздники, указанные выше (см. В.). См. об этой молитве в Крестопоклонную седм. на 576 стр. печатного оригинала. – Если на часах бывает чтение паремии (и Евангелия – в первые три дня Страстной седм.), то молитвы, положенные после богородична, следуют не сряду после богородичных, а после указанных чтений. Е. Кондаки по «Отче наш» на великопостных часах полагаются особые на каждом часе; см. их в Часослове. На 6-м часе в понед., вторн. и четвер. на «И ныне» поётся богородичен: «Милосердия сущи»; но в среду и пяток вместо этого богородична поётся «подчиненный», именно – «Преблагословенна еси» (см. Часослов). Но если случится празднество, а равно и в некоторые другие дни, вместо указанных в Часослове кондаков, поются другие (см. Уст., среду и пяток 4-й седм., четвер. 5-й седм., Страстную седм.; Мр. гл. 24 фвр., 9 и 25 мрт., 34 и 35 хр. гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

и великия Четыредесятницы... повечерия поем великая; на них же поем покойные каноны настоящаго гласа в гробнице“ 808 . Кроме того, это повечерие служит самым приличным временем для пения канона святаго, прилучившегося в субб. 1 седм. В Типиконе сказано так: „Ведомо да есть, яко последование Минеи прилучающихся святых в субботы“ (разумеются не все субботы, а только те, в которые служба рядового святаго не правится ни на вечернем, ни на утреннем богослужении, к разряду которых относится и суббота 1 седм.) „и недели св. Четыредесятницы поем в повечериях“ (т. е. субботнего святаго в повечерии пред субботой, а недельного – в повечерии пред неделею), или егда изволит екклисиарх. Тако творим во всех пятках св. и вел. Четыредесятницы“ (посл. пят. 1-й седм., л. 319). То же самое повторяет и Тр. Постная: „Ведомо да есть, яко последование Минеи прилучившаго святаго в субботу и неделю поется на повечерии“ (т. е. одно накануне субботы, а другое накануне недели) „или егда хощет екклисиарх“ (посл. пятка 1 седм., вечера, л. 125 на об.). Смысл этих предписаний таков: выбор повечерий для пения канонов субботнего и недельного святаго должен зависеть от усмотрения предстоятеля церкви: однако, более приличным для этого временем должно считать повечерия накануне субботы (для субботнего святаго) и накануне недели (для недельного святаго). Но так как такой выбор, будучи приличным, а для субботнего святаго, вообще говоря, и удобным, для недельного святаго может иметь препятствие, проистекающее от того, что накануне недели может быть всенощное бдение, но не вечерня с повечерием; то на этот случай для сего последнего в Триоди Постной указывается другое настолько же приличное время, как и канун недели. Но об этом – ниже, а теперь заметим, что кроме приведенных, есть и еще, и притом совершенно точные и определенные, указания на то, что канун субботы 1 седм. всего приличнее избирать для пения канона святаго этой субботы. Такие указания находятся, во-первых, в Триоди Постной, в посл. пят. 1 седм., л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010