60 Эта плащаница в настоящее время кладется на престоле во время Св. Пасхи. Мелкая надпись на ней почти выкрошилась. 62 В раскрытом Евангелии у Спасителя слова: приидате ко Мне вси труждающиеся.... Спаситель с именословно сложеною благословляющею рукою. 66 Казанский митрополит Тихон был назначен в Казань 1699 года, марта 25 дня, умер 1724 г. марта 24 числа. 67 Оное святое Евангелие во время литургии выносят из святого алтаря диаконов двое, говорится в древней описи. См. Известия по Каз. Епарх. 1871 г. 18. 68 Весом с деревом 2 ф. 42 зол. Украшения на нем следующия: вокруг главы Спасителя обвод из 6 лаллов, 4 изумрудов и одного алмаза. Над главою красный средний яхонт; по сторонам 8 алмазов. На концах поперечной перекладины 6 небольших алмазов, 2 средних, 6 мелких красных яхоната у главы Адамовой два изумруда в золотых ноготках. Под главою большая вениса в золотом гнезде. Крест обнизан жемчугом (200 зерен) между коими пронизаны 11 сквозных изумрудов,1 вениса и 1 сквозной яхонт. 70 История Пугачевского бунта. А. Пушкина. Спб. 1834 г. ч. 1, стр. 134. В прмечаниях к 7 главе этой книги (стр. 58) говорится, что тело Н. Н. Кудрявцева погребено в той церкви, где он был убит. 71 Кратк. Истор. г. Казани. Соч. М. Рыбушкина. Ч. I, стр. 97, Истор. Рос. Иерархии ч. III, стр. 387. 76 Сказание о явлении чудотв. иконы пресв. Богородицы во граде Казани в прибавлении к сей книге стр. 2 в примечании. 78 Если 4 апреля случится на страстной неделе или в день Св. Пасхи, то молебствие должно быть совершаемо в понедельнике светлой седмицы. (Указ. Дух. Конистор. от 17 мая 1866 г. 2058). 79 Сказание о явлении чудотв. иконы пресв. Богородицы во граде Казани. См. далее в приложении стр. VI. 84 Списки Иерархов и настоятелей монастырей Российск. цер. Павла Строева. Спб. 1877 г. стр. 300–301. 89 Истор. Ртссийск: Иерарх. Архимандр. Амвросии. Москва. 1811 г. ч. III. стр. 390–391; ч. V. стр. 706. 97 Сказание о Седм. Богор. Пустыни и чуд. Иконе Пресв. Богородицы. Казань, 1858 г. стр. 26–29. О том же сказании стр. 7–8.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

481 Св. Златоуст. Бесед. 29 на посл. к Римлян. стр. 670. Москва, 1855 г. Снес. Бесед. 88 на еванг. от Иоанна: ч. 2, стр. 718. Спб. 1855 г. 484 Причт – духовенство. Св. Григор. богсл. Слов. 3: твор. ч. 1, стр. 26. Москва, 1851 г. Бл. Иерони. Письм. к Непоциану: христ. чтен. 1836 г. ч. 2, стр. 257–260. Св. Кирил. александр. Толков. на пр. Исаию, твор. т. 2, стр. 63. Париж, 1638 г. Седм. вселен. собор. прав. 4: кн. правил. стр. 111–112. Спб. 1843 г. 485 Правда, что обладать (κατακυριευειν) значит иногда злоупотреблять властию; но преобладание над прочими апостолами, приписываемое латинами ап. Петру, не основывающееся на свящ. Писании и учении Церкви вселенской, разве не есть злоупотребление властию? С другой стороны, Спаситель воспретил здесь не только κατακυριευειν, но и εξουσιαζειν, то есть и единоличную монархическую власть между апостолами. 486 Бл. Августин. Слов. на день св. апп. Петра и Павла: воскр. чтен. год. 17, стр. 96–97. Киев, 1853–1854 г. «Не однажды, но в другой и в третий раз спрашивает Господь, любит ли Его Петр. Столько же раз слышит Он и от Петра: люблю тя. Столько же раз поручает Он Петру и пасти овец своих. Троекратное отречение вознаграждается троекратным исповеданием, что бы язык послужил любви столько же, сколько служил он страху. Да будет пасение стада Господня делом любви, если отрицание от Пастыря ознаменовано уже было страхом. Кто в таком духе пасет овец Христовых, что хочет, чтобы они были его, а не Христовы, тот любит себя, а не Христа, по страсти или к тщеславию, или к господству, или к корысти, а не из любви повиноваться, подчиняться и угождать Богу. Тех касается оный глас Христов, трижды повторенный, которых апостол называет ищущими своих си, а не яже Христа Иисуса ( Флп. 2:21 ). Ибо что значит: любиши ли Мя? паси овцы моя, если не следующее: «если любишь Меня, то не думай пасти себя, но паси овец Моих, как Моих, а не как своих, ищи в них Моей славы, а не своей, Моего господства, а не своего, Моего прибытка, а не своего, да не будешь общником всего того, что имеет быть во времена люта у любящих самих себя»? Что же это такое? Вот что, по слову апостола, который, сказав, что тогда будут человецы самолюбцы, тот час же присовокупил: сребролюбцы, величавы, горди, хульницы, родителем противящийся, неблагодарны, неправедны, нелюбовни, непримирительны, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче нежели боголюбцы, имущий образ благочестия, силы же его отвергшиися ( 2Тим. 3:2–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

ниже, Табл. утр.); отпуст (в царских вратах) – тот же, какой и на царских часах Великого пятка (см. Служ. на кажд. день Страст. седм.), а после отпуста многолетие («Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго»). «И бывает целование» плащаницы, «певцы же поют стихиру, гл. 5: Приидите ублажим»; и час 1-й» (см. Уст.). – На 1-м часе (по указанно Триоди Пост., совершаемом «в притворе») положены тропарь (перед богородичным 1-го часа) и кондак (по «Отче наш») Триоди и прочее по обычаю (см. 564 стр.); но после: «Благослови», – обычный малый отпуст: «Христос истинный Бог», затем лик поет: «Господи помилуй», 3-ды, чем и кончается 1-й час (см. Служ. на кажд. день Страст. седм.). Часы: 3-й, 6-й, 9-й, с присоединением к ним изобразительных, совершаются «при часе 4-м (по-нашему, 10-м) дне вместе (по указанно Устава «в притворе»), – так же, как и в Великий четверток; только на изобразительных положено: «Господи помилуй», (вместо 40) 12 раз (сн. в Уст. Мр . гл. 26 мар., «Аще случится в субботу великую» Благовещение), и обычный малый отпуст: «Христос истинный Бог наш» (см. Служ. на кажд. день Страст. седм.). В Великую субботу совершается Великого, начинающаяся вечерней 338 (по указанию Устава, «о часе 10-м дне», т.е., в 4-м часу пополудни). Так как последняя церковная, служба, по общему порядку, относится к следующему дню, то на ней с песнопениями Великой субботы соединяются воскресные; вследствие этого литургия Великой субботы является величавым завершением страстных служений и в то же время прямым, непосредственным предпразднством величайшего христианского торжества, отраднейшим предначатием Пасхи. (См. подр. Прав. Соб. 1891. 4, 422–465 стр.; 1893, 6, 67–97 стр.; 7, 191–229 стр.). Вечерня (начинающаяся возгласом литургии) совершается, кончая пением: «Господи воззвах», так же, как и в Великий четверток; но в составе стихир «на Господи воззвах», кроме триодных, положены из 1-го гласа Октоиха 4 воскресные стихиры и догматик: «Всемирную славу» (см. их в Триоди, на ряду); потом бывает малый вход с Евангелием (около плащаницы), обычное возглашение диаконом: «Премудрость прости», поется: «Свете Тихий», диакон возглашает: «Премудрость»; но обычно следующего затем прокимна (а также и возглашений пред ним: «Вонмем», «Мир всем», «Премудрость, вонмем») не положено, а непосредственно, после пения: «Свете Тихий», возглашается: диаконом – «Премудрость», чтецом – надписание 1-й паремии, диаконом – «Вонмем», и начинается (перед плащаницею) чтение 15 паремий (из которых каждая предваряется вышеуказанными возглашениями).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

По выражению св. Иринея Лионского , Сам Иисус Христос «через простертие рук поражал Амалика...» («Против ересей» кн. IV, гл. XXIV, 1; стр. 493). Точно так же св. Иустин Мученик говорит Трифону Иудею: «Вам дано было знамение имевшего распяться и через образ распростёртых рук Моисея, и через того, который, будучи переименован Иисусом, воевал с Амаликом 91 . Не напрасно было и то, – замечает он, – что пророк Моисей, когда Ор и Аарон поддерживали руки его, до вечера оставался в таком положении, ибо и Господь почти до вечера пробыл на дереве, и к вечеру погребли Его» («Разговор» гл. 131 и 97: стр. 365 и 308). В церковных песнопениях это событие прославляется как прообраз и Креста, и Распятого: а) «На горе Моисей руце распростёр, прообразоваше Крест, Амалика победивый...» (Октоих 3 гл. Нед. стих, на Лит. бл. 6). б) «Господи, при Моисеи иногда природе точию воображение Креста Твоего являлся, побеждаше враги Твоя» (гл. 5, Четв. веч. на стих. стих. 1). в) «Распростер руце Моисей, воображаше Крест честный, егоже мы ныне воображающе благомудренне, полки иноплеменные вся бесовския побеждаем» (гл. 8, Пят; Утр. к. 1, п. 3, тр. 2). г) «Древле егоже прообразоваше Моисей дланма Крест Твой ныне лобызающе, умного Амалика побеждаем» (3 седм. В, П. Нед. Утр. п. 3, тр. 3). д) «На горе древле Тебе Моисей прообрази, руце возвысив и Амалика побеждая, Кресте всечестный " (4 седм. Понед. Утр. п. 8,тр.2). е) «Егоже древле Моисей проображ дланма своима, побеждаше Амалика, великий Крест днесь пред очима нашима зряще...» (-Вт. веч. стих, на Господи воззвах 3). ж) «Тя Моисей великий прообразова, Кресте, нам руце распростер и победив Амалика...» Утр. к. 2, п. 2, тр. 4). з) «Образоваше Моисей тя на горе врагов на убиение, Кресте...» (Среда Утр. п. 3, тр. 3). и) «Сеннописав Крест, Моисей распростер руце Амалика победи...» (Четв. Утр. п. 1, тр. 1). i) «Израиль крестообразныма Моисеовыма рукама Амаликову силу в пустыни победил есть». Т. е. «Израиль при помощи крестообразно сложенных рук Моисея в пустыне обратил в бегство войско Амаликитян» (гл. 4, п. 1, ирмос).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Как пишет М. Элиаде, «всем представителям данного класса свойственны следующие постоянные признаки: иерогамия с богиней земли; гром, гроза и дождь; ритуальная и мифологическая связь с быком» (Элиаде М. Трактат по истории религий. Т. 1. СПб.: Алетейя, 1999. С. 170). «Связь с быком», очевидно, не является случайной: бык был образом плодовитости неба, изливающего дождь на землю, благодаря чему она рождает множество разнообразных плодов, и, кроме того, рев быка традиционно ассоциировался с громом. «В архаических культурах рев быка уподоблялся буре и грому ; между тем, и то и другое было эпифанией оплодотворяющей силы» (Элиаде М. Трактат по истории религий. Т. 1. СПб.: Алетейя, 1999. С. 177). 222 Ср.: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая [выделено прот. О. К.], и дерево познания добра и зла» ( Быт. 2, 9 ). «Небо и вся земля свеселится, страстотерпцы, мученицы, апостоли, души праведных радостно ныне радуются, вся спасающее видяще, предлежащее посреде [выделено прот. О. К.] Богодарованное Древо, и верныя освящающее благодатию» (Стихира 4 Седмицы Вел. Поста 6, 35). «Копием Твое ребро отверзаеши, оставления распростирая ми источник: на Древе же пригвоздился еси, древом уставляя осуждение, посреде земли [выделено прот. О. К.], Человеколюбче: еже мы преполовением поста ныне облобызаем, воспевающе Твою благостыню» (4 Седм. 4, 97). «Спасение соделал еси посреде земли [выделено прот. О. К.], Христе Боже, на Кресте пречистеи руце Твои простер еси, собирая вся языки, зовущия: Господи, слава Тебе» (Тропарь в среду 1-й Седмицы Поста на 6-м часе). «Соделал еси спасение посреде земли Щедре, да спасемся. Волею на Древе распялся еси. Едем затворенный отверзеся, горняя и дольняя тварь, языцы вси спасени покланяются Тебе» (Вел. Канон 4, 18). 223 Наиболее показателен в этом смысле пример, приведенный в книге Мирча Элиаде (Эли-аде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 29) и заимствованный им в свою очередь у B.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Диакон. Миром Господу помолимся. Хор: Господи помилуй. Д. Помолимся о мире всего мира, о благостоянии и соединении Св. Божиих Церквей. X. Господи помилуй. Д. Помолимся Господу о пастырях церковных, епископах, диаконах, о всем клире и всем народе христианском. X. Господи помилуй. Д. Помолимся Господу о государях и всех, имеющих власть, чтобы они совершали дела управления своего в правде и любви. X. Христе помилуй. Д. Помолимся Господу, чтобы он даровал нам благорастворение воздуха и обилие плодов земных. X. Христе помилуй. Д. Помолимся о спасении путешествующих, больных, пленных, всех страждущих. X. Христе помилуй. Д. Помолимся Господу о сохранении мира между всеми народами. X. Господи помилуй. Д. Помолимся Господу, чтобы он избавил нас от всякого зла духовного или временного. X. Господи помилуй. Д. Помолимся Господу, чтобы он простил прегрешения наши и сподобил нас жить свято и получить жизнь вечную. X. Господи помилуй. Затем молитва (collectio) с ответом хора: Аминь (Собр. др. лит. IV, 97). 2102 Завещание 1, 35. Rahmani I Testamentum Domini nostri Jesu Christi. Moguntiae, 1889. P. 85—89. 2103 Следовательно, молитва бывала коленопреклонная. 2104 Апостольские Постановления. VIII, 10; ср. 13. 2105 Апостольские Постановления. VIII, 6. 2106 В начальной ектении следующее прошение только Париж. ркп. 476. 2107 Отсюда проливается свет на упоминание о плавающих: паломники в Палестину часто плыли. 2108 Swainson . The Gr. Liturg., 246—252, 224, 228, 232. Дмитриевский А . Богосл. страсти. и пасхальной седм., 272—283. 2109 Орлов . Литург. св. Василия Вел., 41—50. Дмитриевский Α . Ευχολγια , 134. Goar . Ευχολγιον , 52. Кекелидзе К., прот . Литург. груз. пам., 49, 192. 2110 Епиктет . Enchiridion. II, 7. 2111 Пс. 4:2; 6, 3; 9, 14; 24, 16; 25, 11; 26, 7; 30, 10; 40:5, 11; 55, 2; 56, 2; 85, 3 и т. д. Ср. Мф. 9:27; 15, 22; 17, 14; 20, 30; Мк. 10:47; Лк. 16:24; 17, 13; 18:38, 39. Lufl I . Liturgik. Mainz, 1844. II, 69. 2112 Возможно, что первоначальными формами воззвания были, как иногда на армянской литургии: «Спаси Господи», «Спаси Господи и помилуй», и как на мала-барской литургии: «Господи наш, помилуй нас» (Собр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

И таковою любовью умоляя Господа о милости к людям своим, в стихе: суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих, взывает к суду благости и милосердия Божия в лице своем от лица каждого, среди общего растления нравов, держащегося незлобия и ходящего в простоте и чистоте пред Господом. По прочтении Прокимен ( Пс.26 ): Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся, со стихом: Господь защититель живота моего, от кого устрашуся, приличнее относится к той же Паремье: ходящий во свете и спасении Божием, поставляя себя под защиту Божию против предстоящих ужасов нашествия врагов и последующего плена, бестрепетно вещает: Господь защититель живота моего, вещает в ободрение тех, которые подвергались бедствию, хотя по своей вине, но должны чаять спасения от Господа в твердом уповании на благопромыслительное защищение Его. 95 Кроме корыстолюбия и притеснения ближнего, такой образ действования противен и тому законоположению ( Лев.25 ), чтобы родовые поместья и земли неизменно оставались принадлежностью своих законных владетелей, и если владельцы, по бедности или по другой нужде, закладывали свои поместье: то в юбилейный год эти поместья непременно были бы возвращаемы природным владельцам их. 96 Такая будет скудость урожая, что с десяти десятин, с такого пространства земли, для возделывания которого потребно десять пар волов, собрано будет винограда и выжато вина не более, как бат, три ведра, и хомер семян едва принесет десятую часть. Бат мера жидкостей; соответственная ему мера сухих веществ ефа. Хомер большая мера ( Иез.45:11 ), вмещавшая до 30-ти ведер. По переводу 70, артавас, мера Египетская, вмещающая 20 четвериков. 97 Исчисляются разные музыкальные орудия, употреблявшиеся при вечерних пиршествах, для усугубления веселости. 1) Гитара, по Греч. χιναρα или χιναρα, на ней игра производилась смычком ( 1Цар.16:23 ), с Сирскаго cannabis, конопель, потому, что в древности вместо струн, употреблялись нитки. 2) Арфа Nablium, на ней игра производилась перстами. На Гитаре, говор. Иосиф Флавий, состоящей из десяти струн, играют смычком, а на Арфе, имеющей двенадцать струн, перстами руки. 3) Тимпан ( Исх.15:20 ), две медные чаши, взаимно ударяемые. 4) Свирель, дудка с отверстиями по бокам, чрез которые надуванием производится звук. Эти музыкальные орудия невозбранно могут быть употребляемы и при торжествах церковных, как и употреблялись в Церкви В. Заветной; но особенно в дни торжеств общественных, когда это делается для выражения чести лицам высшего достоинства, вообще же, если составляет невинное увеселение, располагает к чувствованиям приятным и тихим, возбуждает дух к деятельности бодрости, предприимчивости. Но когда изнеженные, музыкальные звуки погружают в дремание и сон чувственности, расстраивают воображение, расслабляют дух: тогда они, как орудия праздности, суетности и безумного веселия, должны быть повержены и молчать, особенно когда играющие беспечно предаются шумному веселию, а над головами их шумит грозная буря гнева Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Общечеловеческий долг пред правдою Божиею страдать и умереть за личные грехи Спаситель благоволил, как безгрешный Бог, Один воздать за всех грешников. Своим крестным священнодействием на Голгофе Он исходатайствовал у Небесного Отца верующим прощение грехов, благословение, мир, бесстрастие, бессмертие, власть над диаволом и обожение. Литургическое освещение идеи искупления свободно от холодного юридизма и от мысли о механическом вменении спасаемым благодати искупления. Оно уравновешивает снисхождение любви Божией к спасаемым и их личным хотя и немощным подвигам в деле спасения. После крестной смерти Христос Спаситель был снят со креста, погребен, душой и Божеством сошел во ад и в третий день пребывания телом во гробе воскрес из мертвых. К литургическому изображению означенных событий земной жизни Господа Иисуса Христа перейдем ниже. 88 О. I., 1 гл. Субб. веч., 7 стихира на Госп. воззвах; О. II., 8 гл. Нед. утра, Кан. воскр. Богород. 9 п. 92 О. I., 3 гл. Нед. веч., 2 стихира на Госп. воззвах; О. II., 6 гл. Вел. веч., Субб. 2 п., 3 стихира на Госп. воззвах; Триодь Постная, Понед. Страсти. Седм. утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 2 п.; Четверг Страстн. Седм., Повечерие, 1 тр. 8 п. 93 О. 1.,2 гл. Субб. утра, Кан. Усопшим, 3 тр. 5 п.; О. I., 3 гл. Нед. Полун, Канон Св. Троицы, 4 тр. 1 п. 96 О. I., 4 гл. Нед. утра, 3 стихира Хвалитная; Суббота вечера Догматик 4 гл.; 2 гл. Нед. утра. Канон воскр., 1 тр. 7 п.; О. II., 5 гл. Нед. утра, Канон воскр., 2 тр. 1 п.; Триодь Постная, Пед. Ваий вечера, 1 стиховн. стихира; Повечерие, Трипеснец, 3 тр. 8 п.; Триодь Цветная, 5 Седм. по Пасхе, Суббота Мал. вечер., 2 стиховн. стихира; О. II., 7 гл. Пед. утра, Канон воскр., 1 тр. 4 п. 97 О. I., 3 гл. Нед. утра, Канон Б.М., 2 тр. 3 п., 2 тр. 4 п.; О. II., 7 гл. Нед. утра, Канон Крестовоскр., 1 тр. 4 п. 100 О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 9 п.; О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 9 п.; 6 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 3 тр. 6 п. 101 О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 5 п.; Субб. Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 7 п.; О. II., 7 гл. Субб. Мал. вечер., 4 стихира на Господи воззвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

[Молитвенное положение Иисуса Навина при битве с хананеями – Нав. 10, 12–14 .] П одобно тому же Моисею Иисус Навин, желая довершить сражение с пятью Ханаанскими царями, простер руки свои к Богу с просьбою о помощи ( Нав. 10, 12–14 ) и тем предызобразил Господа Иисуса Христа, простершего руки Свои на кресте. « Проображаше тайне древле Иисус Навин Креста образ, егда руце простре крестовидне, Спасе мой, и ста солнце, дóндеже враги низложи противостоящия Тебе Богу: ныне бо зайде на Кресте Тя зря, и державу смертную разрушив, весь мир совоздвигл еси » (авг. 1 дн. утр. седален крест. 8 гл.; ср. пр. Воздвиж. на утр. слава и ныне 8 гл.). [Молитвенное положение пророка Ионы в утробе кита – кн. Ионы.] Е ще пророк Иона, находясь три дня и ночи в утробе кита (Ион. гл. 2), молитвенно простирал там руки к Богу также в образ креста Христова и остался жив и невредим силою этого Креста. « Образ божественного Креста Иона во чреве китове простертыма дланма проначерта и взираше спасен от зверя силою Твоею, Слове » (в нед. 3 седм. Четыред. кан. 6 п. катавас.). « Водного зверя во утробе, длани Иона крестовидно распростер (крестообразно разпростерши руки во утробе морского зверя), спасительную страсть (страдание Христово) проображаше яве: тем тридневен изшед, премирное воскресение прописаше, плотию пригвожденного Христа Бога, и тридневным воскресением мир просвещшего » (кан. Воздвиж. 6 п. ирмос). [Молитвенное положение пророка Даниила в львином рве – Дан. гл. 6.] П ророк Даниил, по повелению языческого царя Дария брошенный в ров львиный за почитание истинного Бога, остался невредимым от яростных львов (Дан. гл. 6), по учению церковному, также потому, что руки его при обращении к Богу с молитвою о помощи сложены были крестообразно. « Руце, в ров верженый львов, иногда великий во пророцех, крестообразно простер Даниил, неврежден от сих снеди спасеся, благословляя Христа Бога во веки » (в нед. 3 седм. Четыред. кан., 8 п. катавас.). [Извлечение Елисеем топора со дна Иордана – 4Цар. 6:5–7 .] Т акже извлечение топора (железного) со дна реки Иордана посредством куска дерева, брошенного пророком Елисеем в воду ( 4Цар.6:5–7 ), прообразовало древо крестное в его спасительных плодах. « Древом иногда извлече от реки секиру божественный Елиссей, преднаписав тя издалеча, Кресте всечестный: от глубины бо прелести тобою к вере возведшеся известнее, днешний день сподобляемся видети, и верою поклонятися тебе, объемлюще спасение » (4 седм. Четыред. пят. кан. 8 п. 1 троп.). « Гряди, Елисее пророче, рцы яве, что древо оное, еже в воду вложил еси, Крест Христов, имже от глубины тли извлекохомся » (в нед. 3 седм. Четыред. кан. 8 п. 4 троп.). « Елисей древле из реки сечиво влекий, древом тя Кресте, животодательное древо воображаше: имже извлече из глубины Христос языки идольского бесования на тебе пригвоздився » (в среду 4 седм. Четыред. кан. 9 п. 1 троп.; ср. 7 п. 1 троп.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Во 2-х, дни первой седмицы Великого поста. В них в понедельник, вторник, среду и четверток читается Великий канон св. Андрея Критского (Тип., послед., сих дней), а в пяток – канон Октоиха, покойный (Тип., послед. пятка 1-й сед. Вел. поста), который положен в Октоихе в последовании утрени и, кроме того, читается канон из Минеи святому, случившемуся в субботу или неделю этой седмицы (Там же). В первую неделю (воскресение) Великого поста на повечерии читается канон пророкам, положенный в Триоди наряду. В 3-х, пятки сырной седмицы и седмиц Великой Четыредесятницы, кроме седмицы ваий, и пятки седмиц Пятидесятницы, кроме седмицы пасхальной. В эти пятки полагаются на повечерии каноны покойные настоящего гласа той Недели, т. е. каноны за усопших из Октоиха, положенные там в последовании субботы на утрени (Тип., послед. пятка, сырнаго. Последование пятка 1-й седм. Великого поста и послед. 2-й седм. пр Пасхе пятка). Кроме того поются и каноны святых, прилучившихся в Недели или субботы (Тип., послед. пятка 1-й седм. Великого поста и Нед. св. ап. Фомы). В 4-х, дни от пятка седмицы ваий до дня Пасхи. В эти дни читаются трипеснцы и каноны Триоди Постной (Тип., послед. пятка недели ваий – послед. велик, понедельника и др.). В 5-х, в день Пятидесятницы читается канон не к Богородице из Октоиха, а канон Святому Духу из Триоди (Тип., послед. пят. и др.). В некоторые же дни в году полагаются на повечерие два канона, как это и видели из некоторых предыдущих указаний. К таким дням относятся: Во 1-х, дни от понедельника 2-й седмицы Великого поста до пятка седмицы ваий. В эти дни поются каноны тех святых, коих память случится в дни – от субботы Лазаря до недели св. ап. Фомы. Каноны святых поются с канонами Богородичными Октоиха. Прежде поется канон Богородицы, потом канон Минеи. По 3-й песни поется кондак и седален Минеи (Тип., послед. понед. 2-й седм. Велик. поста). Во 2-х, на повечерии с канонами Октоиха читаются каноны тех святых, коих память случится в недели (воскресения) 2-ю, 3-ю, 4-ю, 5-ю Великой Четыредесятницы (Тип., послед. пятка 1-й седмицы Вел. поста), также в среду 4-й седмицы (Тип., послед. вторника 4-й седмицы Великого поста), в четверток 5-й седмицы Великого поста (Тип., послед. 4-й нед. вечера).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010