В страхе и глубоком внимании себе поучимся из примера Каина тому, что, когда тяжкий грех и преступление вторгается в наше сердце то употребим все меры изгнать его из наших мыслей и расположений, и не допустим, чтобы он из мыслей перешел в чувство, внедрился в расположение сердца и занял исходы самых действий наших. Когда он, как злой пес, ляжет при дверях входов и исходов наших: тогда, сделавшись неудержим, увлечет на распутья усилившейся страсти и низложит нас. Паремья 92 2-я на вечерни Понед. 2-й нед. Прит. 3:34, 35; 4-й с 1–22 «34. Господь гордых унижает, смиренным являет благодать. 35. Мудрые приобретают славу; а порочные (глупые) позорят себя бесчестием. Гл. 4. ст. 1. Слушайте, дети, наставление Отца и будьте внимательны, чтобы научиться благоразумно. 2. Я преподаю доброе учение, не оставляйте моего закона. 3. Я был самым любимым сыном у Отца моего, и предметом нежности матери моей. 4. Он так меня учил и говорил: напечатлей в сердце слова мои, храни наставления мои, и ты будешь счастлив. 5. Приобрети мудрость, приобрети разум. Не забывай моих слов, и не уклоняйся от них. 6. Не оставляй ее (мудрости), и – она будет хранить тебя; возлюби ее и она будет соблюдать тебя. 7. Мудрость есть приобретение превосходнейшее. Итак, старайся приобрести мудрость и все способности твои употреби снискать разум. 8. Прикрепись к ней, и она возвысит тебя; она прославит тебя, когда прилепишься к ней. 9. Возложит на главу твою прекрасный венок, великолепный венец даст тебе. 10. Слушай, сын мой, прими слова мои, и ты счастливо будешь долгоденствовать. 11. Я указываю тебе путь мудрости, на стези правые веду тебя. 12. Когда пойдешь (по оным), не запнутся стопы твои, и когда поспешишь, не преткнешься. 13. Держись наставления, не оставляй; храни его; от него будет зависеть благополучие твое. 14. Не ходи путем беззаконных; и не вступай на дорогу злых. 15. Оставь ее, не ходи по ней, отсторонись от нее и обойди ее. 16. Ибо они не уснут, пока не сделают зла; сон бежит от них, доколе кого-либо не запнут. 17. Они едят хлеб нечестия, и пьют вино законопреступления. 18. Но путь праведных подобен утреннему свету, который более и более разливает сияние, доколе не перейдет в полдень. 19. А путь беззаконных есть глубокая тьма: они не знают, обо что споткнутся. 20. Сын мой, внимай словам моим, к речам моим приклони ухо твое. 21. Не выпускай их из глаз твоих; напечатлей их в глубине сердца твоего. 22. Они жизнь для того, кто нашел их, и для всего тела его врачевство.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Во 2-й Паремье 80 ( Прит.3:19–33 ) на вечерне Пятка показывается Божественное величие Мудрости, что она содействовала Богу в сотворении мира. Посему Мудрость, как содейственница Богу, во всяком состоянии, не только бодрственном, деятельном, но и во сне, сохранит держащегося от всякого зла невредимым. «19) Бог мудростью основал землю, разумом утвердил небеса. 20) По Его Мудрости разверзлись бездны (произошли моря), и облака окропляют росою. 21) Сын мой! Не выпускай из твоих очей, твердо держись мудрости и рассудительности. 22) Они дадут жизнь душе твоей, будут украшением для выи твоей. 23) Тогда безопасно пойдешь путем твоим, и нога твоя не споткнется. 24) Когда пойдешь ко сну, ничего не будешь бояться, и когда уснешь, приятен будет сон твой. 25) Не будешь страшиться внезапного ужаса, ни зла, какое будут тебе расставлять люди порочные. 26) Ибо Господь будет подле тебя и сохранит ногу твою от сети. 27) Не отказывай в благотворении требующим, когда в руке твоей есть возможность сделать добро. 28) Не говори просящему: поди, придешь опять, завтра дам тебе, тогда как есть у тебя, что дать. 29) Не измышляй зла на друга твоего, когда он благонадежно живет с тобою. 30) Не заводи с человеком ссоры без причины, когда он не сделал тебе зла. 31) Не завидуй человеку живущему неправдою, и не подражай путям его. 32) Ибо Господь гнушается нечестивыми, а к добродетельным благоволит. 33) Клятва Господня на домах нечестивых, а жилища праведных Он благословляет. 34) Надменных унижает, а смиренным дает благодать». Наставник, дабы одушевить наставляемого любовью и благоговением к исканию мудрости, показывает важность и величие первообразной Мудрости, что Мудростью основал Бог землю и небеса, короче сказать: вселенную ( Прит.3:19–20 ); отселе переходит к наставлению, – твердо, неуклонно, неослабно держаться мудрости; она любящего ее сохранит не только в бодрственном состоянии, но и во сне, который под кровом и охранением мудрости будет сладок и безопасен от всякого смущения ( Прит.3:21–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Впрочем, если и земное, чувственное, дольнее будет в нас находиться в своих пределах, и под строгим управлением здравого ума и чистого сердца, будет послушно исполнять свое работное дело и служебное назначение: тогда все будет иметь свою потребность, свое достоинство, совершенство. Так при первоначальном сотворении и было в человеке плотское с духовным, дольнее с горним, земное с небесным в совершенном единстве, также, как и во всех делах творения преблагого и премудрого Творца было все совершенно: зело добро. На вечерне 59 вторника 2-я паремья. Прит. гл. 1:20–33 Премудрость призывает к учению своему, обещая великое благо послушным, и угрожая тяжкими бедствиями непослушным. «20. Премудрость возглашает на улицах, возвышает глас свой на площадях. 21. В начале многолюдных собраний проповедует и у ворот, при входе в город, такую вещает речь: 22. Доколе, невежды, вы будете любить невежество? Доколе буйным будет нравится буйство? И глупые доколе будут ненавидеть ведение? 23. Обратитесь к учению, вот я в обилии излию вам дух мой, предложу вам наставления мои. 24. Если же вы, когда Я взываю, не послушаетесь, когда простираю руку мою, никто не будет внимать, 25. презрите все увещание мое, и наставлений моих не примите: 26. то и Я посмеюсь вашей напасти, порадуюсь, когда придет на вас ужас; 27. когда придет на вас, как буря, ужас и беда принесется на вас, как вихрь, когда постигнет вас теснота и скорбь: 28. 60 тогда они будут звать Меня, и Я не отзовусь; 29. будут прилежно искать меня и не найдут, – за то, что они возненавидели ведение и не хотели благоговеть пред Господом. 30. Не приняли наставления моего, презрели всякое учение мое. 31. Пусть же снедают плоды дел своих, и восприемлют мзду начинаний. 32. Ибо порочность нечестивых убьет их, и беспечность невежд погубит их. 33. А слушающий меня безопасен и спокоен, не страшась зла». Общее содержание паремии то, что Мудрость, Мудрость небесная призывает людей учиться у нее и принимать наставления ее. Почему представляется в олицетворении, что она, избрав для проповедания учения своего места открытые, собрания общественных совещаний, многолюдные народные стечения, призывает всех слушать наставления Ее, для приобретения правого ведения истины и добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Вторая часть догматика Вся вторая часть догматика состоит из сравнений прообразов Ветхого Завета и событий и персонажей Нового Завета. И первое сравнение, с которым мы встречаемся, – это аналогия приснодевства Марии с неопалимой купиной: «Якоже бо купина не сгараше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси». Образ неопалимой купины как прообраз принодевства Пресвятой Богородицы был очень распространённым в византийской гимнографии. Например, «Тайно научим Твоему боговидне Моисей образу, предзряше купину неопалимую огнем, Дево всенепорочная: в Тя бо Создатель вселься, не опали Тя высшую всех творений, Богоневестная» (Окт.гл.6, Пят. утр. кан. 2, п.5, троп. 3), «Явился еси при купине Моисею, Божий Слове, яко огнь чистительный, не опаляя же отнюд, еже от Девы прообразуя Твое воплощение» (Октоих гл.7, Нед. полун. п.1, Богор.), «В купине Моисей Твое образно таинство древле, Чистая, виде: якоже бо оныя пламень, огнь Божества Твою утробу не опали» (Нед. 3 седм. В. П. Утп. П. 3, Богор.) и т.д. О самом событии неопалимой купины мы читаем в книге Исход: «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает» (Исх. 3:1-3). Слово купина – это славянский перевод греческого слова βτος (fem. nom. sg.), которое на русский язык переводится как колючка, шип, терновый куст, колючее растение. Отмечу, что в Синодальном переводе Библии при переводе слова βτος мы встречаемся с разными переводами этого слова. Например, «а о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине (το βτου) сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?» (Мк. 12:26), «ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника (εκ βτου) и не снимают винограда с кустарника» (Лк. 6:44), «по исполнении сорока лет явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста (βτου)» (Деян. 7:30) и т.д. Как мы видим, в греческом оригинале Священного Писания употребляется одно и то же слово βτος, но имеют место различные варианты его перевода.

http://bogoslov.ru/article/5277804

Вторник 1-й седм., Песнь 2. " Я есмь путь и истина и жизнь " (Ин. 14:6) - представьте себе, все три слова по гречески будут женского рода. " ...а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость " (1Кор.23-24). " сила " по гречески - женского рода. " ...Ибо Он есть мир наш... " (Еф.2:14) " мир "  по гречески - женского рода. Кстати, о свидетельству пс.-Кодина, в КПле были храмы в честь Христа-Софии, Христа-Мира, Христа-Силы. Еще из Предания: Канон прп. Космы Маюмского на утрене Великого Четверга (Тайная вечеря): - " Всевиновная и подательная жизни,/безмерная мудрость Божия,/созда храм Себе от Чистыя Неискусомужныя Матере:/в храм бо телесно оболкийся,/славно прославися Христос Бог наш " (Песнь 1, тропарь 1) (ср. " Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его... " Притч.9:1) - " Тайноводящи други Своя,/душепитательную уготовляет Трапезу,/безсмертия же воистинну мудрость Божия растворяет Чашу верным./Приступим благочестно, и возопиим:/славно прославися Христос Бог наш "  (Песнь 1, тропарь 2) (ср. " ...заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу... " Притч.9:2) - " Услышим вси вернии,/созывающую высоким проповеданием,/несозданную и естественную премудрость Божию,/вопиет бо: вкусите и разумевше, яко Христос Аз, возопийте:/славно прославися Христос Бог наш " (Песнь 1, тропарь 3) (ср. " послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное... " Притч. 9:3-5) Данное толкование 9-й главы Притчей (о Пире Премудрости) восходит через прп. Анастасия Синаита к свщмч. Иринею Лионскому. Точно так оно толкуется, например, в вопросо-ответах Анастасия в Изборнике Святослава 1073 г.  Думаю, на вскидку Вам пока хватит.  С уважением, С.З. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии.

http://bogoslov.ru/article/1574788

Здесь, очевидно, дается, опускаемое во Второзаконии, прояснение всей терминологии Моисея. Оно дается также в Исх.13:3—16; 23:15; Лев.23:5—8; Числ.9:1—14; 28:16—25. Такие же «пропуски» необходимых пояснений заметны в законах той же главы и о других праздниках. Так, в 9 стихе той же главы читаем: «седм седмиц отсчитай себе; начинай считать седмь седмиц с того времени, как появится серп на жатве: тогда совершай праздник седмиц Господу Богу твоему.» И здесь в счислении неопределенность: как определять время «первого серпа»? Ведь у каждого хозяина, смотря по времени его посева, может в разное время появляться на поле этот «первый серп.» Разъяснение дано в книге Лев.23:15: «отсчитайте себе от первого дня после праздника (пасхи), в который приносите сноп потрясания, семь полных недель»... Здесь, таким образом, второй день пасхи ясно определяется началом счисления «седми седмиц,» и начало для всех уже одно, строго определенное, независящее от раннего или позднего посева разных домохозяев. Затем, в той же 16 главе в 13 стихе не совсем понятное название праздника кущей употребляется без пояснений: «праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и с точила твоего.» Очевидно, как своеобразное и само по себе малопонятное название праздника, так и время его празднования предполагают подробные и всем уже известные разъяснения, находящиеся в Лев.23:34—44 и Числ.29:15—39. Такие же «пропуски» и «предварительные пояснения» заметны в 18 главе, в законах о священниках и левитах (1—8 ст.). Например, во 2 стихе читаем: «удела ему (т.е. Левиину колену) не будет между братьями его: Сам Господь удел его, как говорил Он ему.» Своеобразное наименование Господа «уделом» Левиина колена и ссылка на бывшие слова Самого Господа получают свое объяснение лишь в предыдущих книгах: «и сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела, Я — часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых» (Числ.18:20), причем употребляются вполне тождественные технические термины: «часть и удел» — chelek и nachalah.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

«И воспевши пошли на гору Елеонскую» (Мф.26:30). Из моего далека я слышу, Господи, как поешь Ты с учениками Твоими лучшую песнь земли и – единую песнь неба. Ты вышел с Тайной вечери и идешь в Свой Гефсиманский сад, молясь Отцу о роде человеческом, восходящем в Твою Церковь . «Не о всем Мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои... Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты мне дал, чтобы они были едино, как и Мы». С Тобою – Церковь Твоя, Невеста Твоя, причастившаяся Телу и Крови. Она будет изнемогать, и Ангелы будут Ее укреплять. Она станет склоняться ко сну, отяжелевшими веками своими, а Ты будешь Ее пробуждать... Ты поешь, Господи, а я прислушиваюсь к этой Песне, которую Ты поешь с учениками Твоими. Созерцание первое «Он держал в деснице Своей седм звезд; и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч и лице Его, как солнце, сияющее в сил своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою, и сказал мне: не бойся; Я есмь первый и последний. И живый; и был мертв, н се, жив во веки веков, аминь» ( Откр.1 ). Надо человеку отрешиться от всякого чувственного восприятия, материалистического сознания и эгоистического разумения, чтобы познать Тайну Церкви, лицом к Лицу, в пречудном единстве Пресвятой Троицы, чтобы увидеть явление Ее в совершенном Божием вочеловечении... В этих тайнах сокрыта жизнь Церкви. Премудрость Божия, Господи Иисусе Христе, Ты созидаешь храмы человеческие, освящая их святыней Своего Божества! Тело Божественное, Ты созидаешь тела человеческая, освящая их Неизреченным Твоим Телом: «Полнотою наполняющаго все во всем» ( Еф.1 ). Единый от Святой Троицы, Бога Единого, в творении, в искуплении и освящении мира, Ты основал Свою Церковь («созижду Церковь Мою»), и в этой Церкви явил Самого Себя, заключив в Ней всю Свою Жизнь с человечеством. Ты – Глава, Разум, Дух Своей Церкви; Ты – Ее Истина, Слово, Путь и Жизнь... Церковь же есть Твоя Плоть и Кровь. Нельзя Церковь мыслить, ни созерцать, ни постигать вне Тебя; и Ты не благоволишь Себя являть вне Своей Церкви. Всюду, где Ты говоришь о Своем Царстве, Ты говоришь этим о Своей Церкви. И Церковь Твоя есть царствование Твое в мире, человеке и ангеле. Церковь есть жизнь Твоего Духа, любовь Твоего Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Из чего видно, что братоубийца, обличенный и наказанный судом Божиим, терзаемый и гонимый своею совестью, смущенный и беспокойный, представлял ясные знаки преступления не только на искаженном лице, но и во всем тревожном положении тела. Велико, непростительно преступление мое, вот с каким расположением принимает Каин возвещенное ему Богом наказание. В том и состоит несчастье тяжкого преступника, что он и тогда, когда приходит в сознание тяжести своего преступления, воздыхает о том, и тогда, влекомый долу тяжестью преступления, не хочет исторгнуться из пропасти, но погружается в нее отчаянием и старается удалиться от лица Божия, удалиться от Церкви Божией, от общества благочестивых, от своего духовного наставника, даже от света своей совести, удалиться на распутья житейской суетности, в сонмище миролюбцев для занятия предметами похоти плоти, похоти очес и гордости житейской, дабы, среди вихря мирской рассеянности, не видеть оком совести самого себя. Преблагий Господи! Не попусти нас дойти до такого несчастья, чтобы впасть в тяжкое преступление; а если бы по растлению естества и увлечен был кто в глубину законопреступления: не попусти мерами Твоей благости быть подавленными тяжестью грехопадения, утратить ясное сознание душепагубности оного, погрузиться в мрак нераскаянности и таким образом удалиться от лица милосердого призывания Твоего и всепрощающей благости Твоей. Паремья 2-я на вечер. Втор 2 . Н. Прит. гл. 5:1–15 «1. Сын мой, внимай моей мудрости и к разуму моему преклони ухо твое. 2. Чтобы держаться тебе доброго рассуждения и чтобы уста твои сохранили чувство целомудрия. 3. С языка чужой жены течет сотовый мед и губы ее мягче елея; 4. Но в последствии она будет горче полыни, и пронзать тебя, как обоюдно острый меч. 5. Ноги ее низводят к смерти, стопы ее в пропасть преисподней. 6. Она нейдет путем жизни; ступени ее скользят, и она не заботится о том. 7. Итак сын мой, послушай меня и не оставляй того, что сказано мною. 8. Удали от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

После описания бедственного гражданского состояния Иудейского народа, Пророк переходит к описанию наружного, лицемерного, неодушевленного истинным благочестием Богослужения Иудеев, и обращается к обличению высших, начальствующих, так как они долженствовали подавать пример благочестия простому народу. «10. Выслушайте слово Господа, князья Содомские, уразумей волю Бога нашего, народ Гоморрский. 11. Что во множестве жертв ваших 43 , говорит Господь! Пресыщен Я всесожжениями овнов и туком откормленного скота, крови тельцов и агнцев и козлов Я не хочу. 12. Вы приходите являться пред лице мое. Но кто требует сего от рук ваших, чтобы вы топтали дворы мои. 13. Впредь не приносите Мне пустых даров, курение ваше отвратительно для Меня, и новомесячья и субботы 44 и праздничные собрания; не терплю ваших праздников, оскверненных неправдами. 14. Новомесячья и праздники ваши ненавидит душа моя; они для Меня неприятны, Мне тяжело выносить их. 15. Когда вы простираете ко Мне руки ваши, Я отвращаю от вас взоры мои; и сколько бы вы ни молились, не слушаю вас. Руки ваши все в крови» 45 . Обращение к начальникам народа и ко всему народу самое уничиженное, самое презренное. Начальники Иудейские называются князьями Содомскими, а народ – народом Гоморрским; первые без сомнения по крайней слабости и вместе насильственности управления, а народ потому, что оставляемый без надлежащего попечительного управления на произвол страстей, предавался всякого рода порокам. И то чем бы грешник мог себя утешить и приобрести некоторое дерзновение пред Богом, самые жертвы и приношения, самые молитвы и возношения его к Богу отвергаются, уничижаются, с негодованием отреваются пред Богом. «Что Мне во множестве жертв ваших?» Боже благий и милосердый! Не сам ли Ты учредил чрез законоположника Твоего Моисея все Левитское служение? Разные жертвы и всесожжения и фимиам, не в очищение ли многоразличных человеческих грехов и прегрешений повелел Ты приносить? Не Сам ли учредил для воспоминания великих дел твоих все празднества, субботы, новомесячья и другие священные времена? А паче всего не Сам ли повелел молиться во всякое время, особенно при торжественном совершении служения Тебе? От чего же, по изображению Пророка, и жертвы Тебе неприятны и курение отвратительно, а праздники в тягость и воздаяние рук отвергаешь, и молитв не приемлешь? Отвергаешь потому, что эти жертвы и всесожжения только наружные, дары и приношения лицемерны, субботы и празднества совершаются по одному приличию, приносимые молитвы один звук слов без чувства сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Посмотрим: как она возбуждает, питает и поддерживает хоть же дух покаяния, исправления, очищения и священными Паремьями. Парем. 84 на 6 час. Понед. 2-й нед. п. Ис. гл. 4:2–6, гл. 5:1–7 Ст. «2. После того произрастет благолепная отрасль Иеговы и плод земли превосходный у оставшихся сынов Израиля. 3. Ибо все оставшиеся в Сионе, и уцелевшие в Иерусалиме, все те, которые будут жить, будут именоваться святыми. 4. Когда Господь очистит все нечистоты жен Сионских и кровь, пролитую жителями Иерусалима, снимет с них, силою очистительною и силою потребительною; 5. Тогда уготовить Господь на всех станах горы Сиона и на всех местах священных собраний днем облако и сень, а ночью сияние пылающего огня и все драгоценное будет прикрыто. 6. И будет сень для прохлаждения от зноя дневного и для прикровения и защищения от непогоды и дождя. Гл. 5: 1. Воспою песнь за Возлюбленного моего, воспою песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на месте высоком, тучном. 2. Он вскопал его и очистил от камней, насадил в нем виноградные лозы самые лучшие, построил среди него башню и вытесал в нем точило. После этого надеялся, что виноградник принесет грозди, а он принес горькие плоды. 3. Теперь жители Иерусалима и все обитающие в Иудее, рассудите меня с виноградником моим. 4. Чтобы надлежало сделать винограднику моему, чего я не сделал ему? Почему же он принес горькие плоды, тогда, как я надеялся, что принесет грозди! 5. Скажу же вам, как я поступлю с виноградником моим: отыму ограду его, пусть его опустошают. 6. Оставлю его невозделанным, не буду его ни обрезывать, ни вскапывать, пусть его зарастет тернием и волчцами, и облакам не велю изливать на него дождя. 7. Виноградник Иеговы, Господа воинств, есть дом Израилев, и Иудея, любимый сад Его. Он ждал от него праводеятельности, и вот видит убийства 85 ; ждал правосудия, и вот слышит вопль угнетенных. Паремья заключает две части; в 1-й части 4-й гл. в 2–6, предсказывается такое время, когда в Иудейском народе, по очищении его наказательными судами Божиими, водворится благоденствие посредством благоплодной отрасли, знаменитого, великого Потомка, который восстановит служение Богу Израилеву в его чистоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010