Великое благо – молитва . Если кто разговаривает с добродетельным человеком, получает от него немалую пользу, то каких благ не получит удостоившийся беседовать с Богом (35,321). Научимся же тому, чтобы, когда предпринимаем ли что-нибудь, беремся ли за какое-либо дело или отправляемся в путешествие, прежде всего возносить молитвенную жертву Господу и не иначе, как испросив Его помощи, начать предпринимаемое дело (4,698). Если говорящие с мудрыми мужами, вследствие постоянного сношения с ними, скоро становятся подобными им со стороны благоразумия, то что надлежит сказать о беседующих с Богом и молящихся Ему (33,837). В душу же, незнакомою с молитвою и прошением, не может войти ничто содействующее благочестию (33,838). И если ты сам не слышишь своей молитвы (по рассеянности), как же хочешь, чтобы Бог услышал молитву твою? (34,472). Кто беспечен и невнимателен к тому, что говорит в молитве, тот взывает не к Богу, но говорит тщетно и напрасно (36,494). Душа наша от греха и беспечности отвердевает и делается камнем. Поэтому нам нужна великая горячность, чтобы размягчить затверделость ее. Это преимущественно совершает молитва (36,406). Преклони колена, воздыхай, моли Господа твоего быть милостивым к тебе. Он особенно преклоняется на милость ночными молитвами, когда ты время отдохновения делаешь временем плача (40,248). Во время молитвы мы можем удерживать внимание, если будем помнить, с Кем беседуем, если будем представлять, что приносим духовную жертву… (41,519). Без колебания неверия надобно быть настойчивым в молитвах и не надобно сомневаться, что постоянством их получим все, что будем просить у Бога. Ибо Господь, желая доставить нам вечные и небесные блага, увещевает, чтобы мы неотступностью, некоторым образом, вынуждали Его, и Он нас, докучающих, не только не презирает, не отвергает, но еще побуждает, хвалит и благосклонно обещает доставить нам все, чего настойчиво будем ожидать (50,345). В молитве проси только правды и Царствия, то есть добродетели и ведения, а прочее все приложится тебе ( Мф. 6,33 ) (44,180).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Григорий нисский 145. 89. 113. 119. 150. 235. 551. Григорий I папа (Двоеслов) 98. 103. 108. 174. 260. 260. 261–285. 308-10. 311. 349. 429-430. 513. 519. 531. 581. Григорий II папа 514–4. 516. 517–520. 551. Григорий III папа 520. 534. Григорий писивунтский 553. Григорий пресв. кесар.49. Григорий Просветитель 322. 323. Григорий Чудотв. 180. 58. 60. 89. 148. 318. 376. Гризар 259. 277. Гроссу 568. Guérard 518. Гуоткин (Gwatkin) 45. 68. 133. Гфрёрер (Gfrörer) 523. Haase 282. Haidacher 178. Harnack 17. 22. 113. 509. Hefele 68. 291. 389. 458. 469. Hergenröther 469. Гермес нарбоннский 189. Гермоген magister militum 182. Гимерий (Имерий) тарраконский 143. 2 63. Гишам халиф 505. Гонорат архидиак. 167. Гонорат медиол. 429. Гонорий имп. 80. 92.147. 182. 261. 269. Гонорий папа 463–4. 468–472. 475–482. 494–5. 498. 499–500. 594. 505. Гормисда папа 303. 305. 309. 364 - 7. 370. 372. Hort 114. 117. Hoffmann 258. Hubert 522. Далматий авва 212. Далматий кизикский 235. 304. 306. Дамас папа 72. 80. 109. 167. 181. 260. 261. 276. 99. 102–3. 107. 109. 111. 136. Дамиан алекс. 354–6. 448-9. Даниил 265. Даниил каррский 237. Даниил столпник 311. Датий медиол. 390. 400. 402. 404. 405. Дендерис 578. Дёллингер 277. Дефенсор еп. 187–8. Дидим 139. 148. Димитрий алекс. 146. Димитрий скевофилак 541. Димитрий филиппийский 375. Димосфен praepositus coquorum 99. Димофил 73. 77. 104. 107-8. Дианий кесар. 70. 73. Диаспондарист 404. Диоген еп. 149. Диоген кизикский 306. Диоген нотарий 66. Диодор тарсский 71. 112. 149. 150. 151. 220. 236. 240. 413, 414. 426. Диоклетиан имп. 16. 30. 105. 116, 213. 256. 440. Дионисий алекс. 253. 254. 12. 236. Дионисий Ареопагит 376. 492. Дионисий бар-Салиби 179. Дионисий комит 48. Дионисий миланский 66. Дионисии папа 216. Диоскор алекс. 228. 232. 241. 245. 246. 298. 304. 308-9. 323. 208. 218. 231. 237–8. 241–3. 245. 253. 255–9. 260–3. 265. 266. 279. 281–6. 288. 299. 300. 302. 306. 316. 317. 318. 321. 324. 333-4. 335. 337. 363. 375. 376. 557. Диоскор диак. 303. 306. 366. 368. 369. 373.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

из печатных богослужебных книг ( Амфилохий. Кондакарий. С. 74-75, 169, 212, 242, 71-72 (доп. паг.); Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1939. Τ. 38. Σ. 408-409); канон, предположительно составленный Германом I , патриархом К-польским, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τν Ισραλ κ δουλεας (      ), нач.: Ο τ ρρτ σοφ τς φιλανθρωπας σου (Неизреченной премудростью человеколюбия твоего); анонимный канон без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Πρς ψος νθων θεωριν νελθν, Ματθαε (К высоте боговдохновенных учений поднявшись, Матфей...); общий канон М. и мч. Варлааму, предположительно составленный Феофаном Начертанным, без акростиха 4-го гласа, ирмос: Αισομα σοι, Κριε (      ), нач.: Τμιον νδειξεν ξ τμων (Почтенного явил из недостойных) (Ταμεον. Σ. 95-96); дополнительные стихиры, седальны и светильны (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1939. Τ. 38. Σ. 407-409).tab В ранний период возрастная характеристика М. варьировалась, что особенно заметно при изучении раннехрист. мозаик в храмах различных регионов Римской империи. Медальоны с апостолами располагались, как правило, на триумфальных арках или на подпружных арках и столбах, повторяя иконографию триумфальных имп. портретов (imago clipeata). М. мог быть изображен седовласым старцем с венцом мученика (напр., в купольной декорации баптистерия Православных, сер. V в.; в мозаиках базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, до 526), или юным и безбородым (напр., в Оратории Архиепископской капеллы в Равенне, между 494 и 519), или средовеком с темными волосами и небольшой бородой (напр., на фрагменте-медальоне из ц. Панагии Канакарии, сер. VI в., ныне в Византийском музее культурного фонда архиеп. Макария III). Использование разных изводов при изображении М. в пределах одного ансамбля встречается в мозаиках ц. Сан-Витале в Равенне (546-547): в медальоне на арке апостол изображен мужем преклонных лет, с короткой шеей и широким лицом, с недлинными седыми волосами и бородой; на стене пресбитерия он же представлен как старец с белыми волнистыми длинными волосами и бородой, пишущим Евангелие и внимающим ангелу, который является его символом.

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Молиться надо так, чтобы ум был всецело собран и напряжен. Должно призывать Бога со скорбящей душой и не говорить лишних слов, не растягивать молитву, а говорить немного простых слов, потому что не от множества слов, а от трезвенности ума зависит услышание. Если ты растянешь свою речь, то часто можешь рассеяться вниманием и дать диаволу возможность совершенно бесстрашно подойти к тебе и обольстить, отвлечь твою мысль от того, что ты говоришь... ( 43, 965 ). Когда бодрствуешь в молитве, помышляй не об усталости, причиняемой бодрствованием, а о дерзновении, доставляемом молитвой ( 36, 758 ). Зная коварство диавола, постараемся особенно во время молитвы отгонять его, как будто бы мы видели его присутствующим и стоящим перед нашими глазами; постараемся удалять от себя всякий помысел, смущающий душу нашу, напрягать все свои силы и творить усердную молитву так, чтобы не только язык произносил слова, но и душа вместе со словами восходила к Богу ( 38, 320 ). И если ты сам не слышишь своей молитвы (по рассеянности), как же ты хочешь, чтобы Бог услышал ее? ( 37, 472 ). Кто беспечен и невнимателен к тому, что говорит в молитве, тот взывает не к Богу, но говорит тщетно и напрасно ( 39, 494 ). Мы не знаем как следует пользы от молитвы, потому что не внимаем ей со всем усердием и не упражняемся в ней по законам Божиим ( 39, 13 ). Во время молитвы мы можем удерживать внимание, если будем помнить, с Кем беседуем, если будем представлять, что приносим духовную жертву. Святитель Иоанн Златоуст ( 44, 519 ). Тщательность в молитве приносит много даров. Только каждый пусть молится со вниманием и правой совестью, никак не блуждая мыслью по произволу и не воздавая молитву, как бы необходимый, невольный долг, но исполняя ею любовь и желание души... и Сам Господь внушит просящим, как молиться... Итак, прилежный к молитве должен просить ее и знать, что в столь важном деле он со многим старанием и усилием должен выдержать тяжкую борьбу, поскольку с особенной силой нападает на них дух злобы, стремясь ниспровергнуть наше старание. Отсюда ослабление тела и души, изнеженность, беззаботность, нерадение и все прочее, что губит душу, терзаемую по частям и предающуюся врагу своему. Итак, нужно, чтобы душою управлял разум, как мудрый кормчий, указывая прямой путь к горней пристани и предавая душу неповрежденной вверившему ее Богу. Святитель Григорий Нисский ( 23, 280 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Пришвин Сергей Михайлович (1875–1917), брат М. М. Пришвина 27 Пришвина (урожд. Лиорко, в первом браке Лебедева) Валерия Дмитриевна (Ляля, Л.) (1899–1979), вторая жена М. М. Пришвина 5–6, 20, 25–26, 34, 42, 44, 49, 51, 53, 55, 80, 85, 92, 105, 183, 201, 205, 243, 252, 282, 289–291, 371, 383, 393, 400–417, 419–426, 428–430, 432–440, 442, 446–447, 454–456, 458, 462, 469, 471–472, 475–478, 484, 488, 490, 492–494, 495–496, 498–503, 505, 507–516, 519–523, 528–529. Пришвина (урожд. Бадыкина, в первом браке Смогалева) Ефросинья Павловна (Фрося, Павловна, Е. П.) (1883–1953), первая жена М. М. Пришвина 47, 60, 80–81, 85–90, 92, 113, 118, 120, 124, 127, 136, 144, 146, 148, 151, 183, 188, 194–195, 197–202, 205, 207, 230, 246, 251–253, 280–281, 283, 289, 297, 316–317, 344, 352, 379, 383, 402–406, 412–417, 419, 421, 423–424, 427–429, 490, 525, 527—528 Пришвина Лидия Михайловна (1866–1918), сестра М. М. Пришвина 106, 199 Пришвина (урожд. Игнатова) Мария Ивановна (Маркиза) (1842–1914), мать М. М. Пришвина 11–13, 38, 85–86, 89, 144, 279, 525—526 Проханов Иван Степанович (1869–1935), русский сектант, издатель 125 Пругавин Александр Степанович (1850–1920), исследователь сектантства 123, 499 Прянишников Дмитрий Николаевич (1865–1948), профессор Петровской сельскохозяйственной академии 525 Пугачев Емельян Иванович (1740 или 1742–1775), предводитель крестьянского восстания 210 Пушкин Александр Сергеевич (1799–1837), поэт 19, 31, 99, 107, 142, 160–161, 222, 350, 381, 393–396, 441, 453, 467, 475–476, 478, 488 Пяст (наст. фам. Пестовский) Владимир Алексеевич (1886–1940), поэт 128, 168 Радек (наст. фам. Собельсон) Карл Бернгардович (1885–1939), деятель большевистской партии 362, 381 Радищев Александр Николаевич (1849–1802), революционный мыслитель, писатель 271 Раскольников Федор Федорович (1892–1939), большевик 236 Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937), писатель 468 Распутин (Новых) Григорий Ефимович (1864 или 1865–1916), русский политический авантюрист 140, 150, 159 Реклю Жан Жак Элизе (1830–1905), французский географ и социолог 320

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

Троеперстного сложения первые патриархи российские не зазирали, ч. 1, стр. 339–340, 399. Тремя первыми перстами образовать Св. Троицу не есть ересь, и за сие проклятию троеперстное сложение подлежать не может, ч. 1, стр. 337–338, 341. Троеперстие не составляет богострастной ереси, часть 1, стр. 341–342, 471, ч. 2, стр. 232–233. Называть троеперстное сложение печатию антихриста есть великое нечестие, ч. 1, стр. 350–352, ч. 2, стр. 385–386. Как толкуют значение двуперстия сами глаголомые старообрядцы, ч. 2, стр. 187–190. В своем перстосложении старообрядцы не следуют в точности наставлению уважаемых ими старопечатных книг, ч. 1, стр. 522–525, ч. 2, стр. 409–410. Односторонность приводимых в защиту двуперстия свидетельств от св. икон, ч. 2, стр. 322–323. Каким перстом в двуперстии образуется сошествие на землю Сына Божия, ч. 1, стр. 339–840. Двуперстное сложение не соответствует порядку догматов о Св. Троице и воплощении Сына Божия, строго содержимом в Символах Веры , ч. 1, стр. 366–367. Не соответствует тому же порядку, изложенному в Феодоритовом слове, ч. 1, стр. 367–370. Напротив, порядок сей точно соблюдается в троеперстии, ч. 1, стр. 410–411. Перстосложение именословное для священнического бдагословения встречается на изображениях весьма древних, ч. 1, стр. 399–400, ч. 2, стр. 301, 311, 313, 314, 321, 324, 456–459, 491, 494, 499, 518–519. Петра Дамаскина свидетельство о перстосложении – Его неопределенность и незначительность, ч. 2, стр. 176–179, 267–269. О трех перстах и их значении не говорит ничего, ч. 1, стр. 367–368. Единство ипостаси во Христе повелевает образовать не соединением двух перстов, ч. 1, стр. 267–268. Петр , инок Климоуцкий: Его обращение из раскола, ч. 2, стр. 307–309. Печать на просфорах – Почему печать с осмиконечным крестом, главою Адама и надписью: се Агнец Божий отменена Собором 1667 г. и не должна быть употребляема, ч. 1, стр. 396–398, 427. И старопечатные Служебники требуют печати с крестом четвероконечным, ч. 1, стр. 424–425. Печать или клеймо : На руке у арабов и бедуинов, ч. 2, стр. 514–615.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В декорации рим. храмов образ Л., небесного заступника города, размещен в зоне вимы. На мозаике триумфальной арки в рим. базилике Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура (579-590) помещена композиция с предстоящими попарно Иисусу Христу апостолами Петром и Павлом, Стефаном (справа) и Л., св. Ипполитом и папой Римским Пелагием II (слева). Образ Л. содержит житийные черты, указание на диаконский сан и напоминание о мученическом подвиге, а также обозначена его роль небесного покровителя базилики. Л.- молодой человек с едва показавшейся бородой, облачен в хитон и гиматий, на ногах сандалии, в левой руке держит раскрытую книгу с надписью на латыни «Dispersit dedit pauperibus» (Он расточил, раздал нищим) - эта фраза напоминает о благословении Л. папой Сикстом раздать нищим деньги, вырученные за церковные сокровища, в то же время является строками из Пс 111. 9; в левой руке у него крест на длинном древке; правую руку Л. возложил на плечо папы Пелагия II, строителя базилики, представляя его Христу. Архидиак. сщмч. Лаврентий и ап. Павел. Мозаика арки в ц. Сан-Клементе в Риме. Ок. 1118 г. Архидиак. сщмч. Лаврентий и ап. Павел. Мозаика арки в ц. Сан-Клементе в Риме. Ок. 1118 г. Вместе с первыми предстоятелями Римской кафедры Л. изображен на мозаике в конхе апсиды (1140-1143) в ц. Санта-Мария-ин-Трастевере: он молод, с «едва показавшимися» усами и бородой, волосы темные, короткие, с тонзурой, на нем орнаментированный далматик, поверх к-рого накинут гиматий, в левой руке держит кодекс и крест на длинном древке. На мозаике триумфальной арки (ок. 1118-1119) ц. Сан-Клементе Л. представлен сидящим рядом с ап. Павлом; он в диаконском облачении (в орнаменте далматика использован узор, напоминающий языки пламени, поверх далматика - хитон), в левой руке - крест, укрепленный на длинном древке, в правой - свернутый свиток, к-рый он упирает в колено, под ногами решетка с языками пламени, орудие его мучения, обут в красные туфли, украшенные орнаментом. Отдельное отражение в искусстве нашла сцена мучения святого. Характерным атрибутом мученичества Л. стал гридирион - решетка разнообразных размеров и форм, обычно на невысоких ножках. Широко известен мозаичный образ Л. 2-й четв. V в. в люнете мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (ранее - капелла при базилике Санта-Кроче, вероятно, первоначально была посвящена Л.). Святой представлен в белом гиматии и бледно-голубом хитоне, он готов взойти на решетку, под к-рой пылает огонь. На правом плече он несет золотой крест, в левой руке держит раскрытую книгу. С противоположной стороны - шкафчик, на полках к-рого лежат 4 Евангелия. Эта сцена трактуется как выбор Л. мученичества по примеру Спасителя ( Лазарев. 1986. С. 34); уподобление Христу могло также стать причиной появления в качестве атрибута Л. креста на длинном древке (ср., напр., мозаики с образом Христа в люнете нартекса в Архиепископской капелле (494-519) в Равенне и Л. в ц. Санта-Мария-ин-Трастевере).

http://pravenc.ru/text/2462435.html

Исцеление расслабленного. Мозаика ц. Сант-Апполинаре Нуово в Равенне. До 526 г. Исцеление расслабленного. Мозаика ц. Сант-Апполинаре Нуово в Равенне. До 526 г. В сюжетах мозаичного убранства ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (до 526; см. ст. Аполлинария священномученика базилики в Равенне ) - дворцовой капелле кор. остготов Теодориха Великого - также преобладает догматический, а не исторический принцип. В 60-х гг. VI в. нижний фриз росписи, где были изображены процессии придворных, выходивших из дворца Теодориха, был переделан: появились процессии мучеников и мучениц, направляющихся к Христу и Богородице. В первоначальном виде и особенно после переделок система росписи предстает как стройная иерархия тем, раскрывающих учение Церкви. В верхнем ярусе находятся композиции, в к-рых события НЗ представлены как Господни чудеса (сев. стена) и страсти (юж. стена), являющие Божественную и человеческую природы Спасителя. Ниже расположены монументальные фигуры пророков со свитками в руках, предвозвестивших рождение Сына Божия от Девы, еще ниже - шествие святых к восседающим на престолах в окружении ангелов Христу и Богородице, т. е. изображение торжествующей христ. Церкви. Сокращенный вид композиций придает им эмблематический характер, живопись подчеркнуто иератична, лица и фигуры однотипны. Золотые фоны и фронтальная постановка фигур, скрадывая реальное пространство, создают впечатление вневременного, вечного пребывания, напоминают древнейшие раннехрист. композиции. Стиль росписи ц. Сант-Аполлинаре Нуово перекликается с мозаиками Архиепископской капеллы (494-519), но представляет его упрощенный вариант. Сочетание реалистических и символических типов иконографии, в целом характерное для памятников Запада, просуществовало в искусстве значительно дольше, чем на правосл. Востоке. Один из примеров - роспись апсиды ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (сер. VI в.). В конхе, над фронтальной фигурой св. Аполлинария, молящегося среди райских садов, в медальоне на фоне звездного неба, изображен большой золотой крест, усыпанный камнями и жемчугом, в средокрестии - медальон с погрудным образом Христа средовека. В небесах рядом с крестом - полуфигуры пророков Моисея и Илии, в зените - Божественная десница, ниже, на фоне сада,- 3 овцы, взирающие на крест. Надписи, сопровождающие крест (SALUS MUNDI - в подножии, Α и Ω - по сторонам, ΙΧΘΥC - в навершии), указывают на него как на символ преобразившегося Христа, а вся композиция является символическим изображением Преображения Господня.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Обычно В. изображался в античных одеждах, со свитком в руках; черные короткие волосы, небольшая, иногда раздвоенная борода подчеркивали средний возраст, сближавший В. с др. апостолами, напр. с Иаковом Старшим или Варнавой. Редко В. могли изображать с короткими светлыми (седыми?) волосами и такой же бородой по подобию ап. Петра (купол баптистерия православных, сер. V в., Равенна). изображения В. известны в композициях, представляющих апостолов по обе стороны Христа как учеников. В мозаиках Архиепископской капеллы (между 494 и 519 гг., Равенна), на зап. подпружной арке В. представлен, как и др. апостолы, в медальоне, погрудно, что свидетельствует об использовании иконографии рим. имп. портретов. Изображение В. в рост среди др. апостолов представлено в купольных мозаиках баптистерия православных и баптистерия ариан (ок. 500 г.) в Равенне. Ап. Варфоломей. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I. 58 Л. 125 об.) Ап. Варфоломей. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I. 58 Л. 125 об.) Размещение фигур апостолов, в т. ч. и В., традиционно было связано с украшением алтаря, свода, главного нефа, напр. мозаики в базилике Сант-Аполлинаре Нуово (30-е гг. VI в., Равенна). среди памятников средневек. искусства христ. Кавказа В. представлен на литургическом сосуде 999 г. из церкви в Бедиа, к-рый был вложен абхаз. царем Багратом III и его матерью, царицей Гурандухт (ныне Гос. музей искусств Грузии). На сосуде, украшенном чеканкой, стоящая фигура В. представлена в арке, со свернутым свитком в руках, в числе др. апостолов по сторонам Христа на троне и Богоматери с Младенцем на престоле. образ В. встречается на окладах икон и богослужебных книг, как напр. медальон в технике перегородчатой эмали на окладе Евангелия (кон. X - нач. XI в., Marc. ms. Lat. Cl. 1, 100) или на реликвариях, напр. из слоновой кости с изображением Деисуса, архангелов и 12 апостолов (2-я пол. X в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк), или на серебряной ставротеке с чеканными полуфигурами апостолов в медальонах на полях (кон. XI - нач. XII в., ГЭ), как единоличная фигура - на реликвариях с частью его мощей, напр. на серебряном чеканном окладе мощевика X в. из г. Ван (Музей Эчмиадзинского кафедрального собора).

http://pravenc.ru/text/154389.html

Вавилон, г. 425 Вавилон, см. Каир, г. Ваинития 162, 503 Валависта, см. Демирсахар, г. Валан, г. 308, 370, 578, 603 Вардар, р. 70, 163, 165, 450, 494, 505 Варин, р. (Граник?) 387 Василаки, источник 74 Василики, г. 388 Василия, г. 192, 523 Вафис-Риак, Ресий, г. 231, 539 Великая церковь , см. св. Софьи храм Венгрия, Дакия, Угрия 171, 276, 277, 372, 448, 506 Венеция, г. 156, 183, 320, 492, 493, 518, 519 Веноса, г.185, 520 Верея, см. Алеппо, г. Верия, г. 70,165 Верхний дворец 117, 390, 475 Ветрен, село 534 Ветрин, г. 209 Вигла 184, 518, 519 Видин, г. 397 Византия, Ромейская империя, Романия – passim Виуса, р. 280, 352, 354 Вифиния 55, 137, 138, 189, 192–194, 274, 293, 402, 403, 441, 615 Вифлеем, г. 460 Вичина, г. 201, 530, 533 Вичина (Дичина?), р. см. Голяма-Камчие Влахернский дворец 99, 179, 334, 473, 484, 566 Влахерны, р-н Константинополя 102, 340, 466–468, 566 Войвода, село 533 Воден, г. 165 Волисс, г. 219, 221 Вондица, г. 184, 494, 519 Ворзе, стратигида 369, 603 Вранья 253 Врбицкий проход, см. Сидира Вуколеон 117, 118, 475, 531 Гавал, Зевел, г. 317, 370, 578, 586 Гадира, г. 345, 599 Гадос, 222 Гаита 405 Галата, р-н Константинополя 473, 518 Галис, р. 310, 572, 582, 616 Гебр, см. Марица, р. Гебраика, см. Ираклия, г. Геллеспонт, пролив 62, 380, 387, 446 Гем, см. Балканский хребет Генуя, г. 320, 380 Георгия Кира городок (крепость) 196, 296, 297, 400–402 св. Георгия монастырь 124, 480 св. Георгия Сикеота поле 113 Георгия Великомученика храм (у Месампел) 295 св. Георгия церковь (в Кастории) 177, 514 Геракловы столбы см. Гибралтар Гераний г. 340, 597 Геркинийские леса 395, 613 Германикия 369 Германия 581 Герме, Гермийские холмы, см. Карме Гермон, р. 370 Гибралтар, Геракловы столбы пролив 195, 275, 524 Гидрунт, см. Отранто, г. Гиролимна, см. Серебряное озеро Главиница, г. 140, 156, 351, 352 Главиница придунайская, г. 181, 517 Гликис, Ахерон, р. 144, 145, 493, 495, 503, 519 Глосса, мыс 139, 338, 490 Гогенмользен, г. 460 Голландия 535 Голоя, крепость 204, 207, 212, 214, 268, 274, 531, 534

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010