Соответствие новых композиций правосл. пониманию образа, святоотеческому учению и визант. иконографической традиции подтвердил митр. Макарий. Его ответ и анализ новых иконографических тем, в т. ч. композиции «Е. С.», лежат в русле традиции рус. богословия иконопочитания, начало к-рому положил «Просветитель» прп. Иосифа Волоцкого. Действительно, раннехрист. и ранневизант. иконография знает многочисленные изображения креста, увенчанного победной хризмой (рельеф т. н. Страстного саркофага, IV в., Музеи Ватикана), Христа в доспехах рим. воина, попирающего льва и змия (мозаики оратория Архиепископской капеллы, Равенна, кон. V - нач. VI в.; рельеф Баптистерия православных, Равенна, между 494 и 519). На миниатюрах Утрехтской Псалтири (б-ка ун-та, Утрехт - Ms. 32, 809 г.) над сценой «Распятие» имеется изображение Христа Победителя смерти в шлеме и в доспехах, напоминающее образ на «Четырехчастной» иконе. В средневек. европ. искусстве в основу изображения Христа воина легли образы, взятые большей частью из Апокалипсиса. Христа изображали на коне с луком, со стрелами и с мечом, выходящим из Его уст (миниатюры из Толкования на Апокалипсис Беата Лиебанского, XII в., б-ка собора в Эль-Бурго-де-Осма, Испания). Тема воинства Христова стала особенно актуальной и получила развитие в период крестовых походов. Сочинение Эразма Роттердамского о воинствующей Церкви, оказавшее влияние на западноевроп. иконографию Христа воина, отчасти перекликается с рус. темами войны и Церкви, характерными для эпохи митр. Макария и царя Иоанна IV Грозного. Однако западноевроп. иконография не была воспринята рус. искусством, как и понимание подвига воина Христова в идеологии крестовых походов, где он воспринимался как победа над неверными. Изображение же смерти, популярное в западноевроп. искусстве в качестве самостоятельной темы («Пляска смерти» - Dance macabre) и как иллюстрация Апокалипсиса, было без изменений перенесено на «Четырехчастную» икону. Аналогичные композиции во множестве известны по гравированным листам, получившим распространение в русской иконописной среде в сер. XVI в.

http://pravenc.ru/text/189555.html

Ср. «В одно воскресенье после 7 дневнаго поста, святый Симеон, юродствуя, взял в правую руку сверченное мясо называемое колбасой, положил ее на плече, как диаконский орарь, а в левой руке держал горчицу и, обмакивая в горчицу, ел». – Житие преподобных отец наших Симеона, Христа ради юродивого и Иоанна, спостника его//Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней св Димитрия Ростовского. Кн. 11. Месяц Июль. М., 1914. – С. 494. 512 Святые Тайны. 513 Речь идет о каком-то происшествии, связанном со швейной работой монахини Евпраксии. См. прим. к письму 56. 514 Поучение шестнадцатое к некоторым келлиотам, вопросившим преподобного авву Дорофея о посещении братии//Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Калуга, 1895. – С. 187–193. 515 О. Игнатия. 516 Речь идет о несостоявшейся командировке монахини Игнатии. 517 О. Игнатий, приговоренный к пяти годам, отбыл половину срока. 518 Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче. – Октоих. Глас 8. Утреня воскресная, канон, песнь 4, ирмос. 519 По всей видимости, о. Игнатий вспоминает ответ о. Парфения на вопрос его знатной почитательницы: «“Чем могу я тебя утешить? Я не пожалею для тебя и миллиона”. “Вот нашла чем утешить, – отвечал он, – на что мне этот навоз? Единое мне утешение: не мешай мне никто пребывать с Богом и со всеутехою моею Пресвятою Богородицею”!». – Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения. Киев, 1898. – С. 30. 520 Не удалось расшифровать сокращение о. Игнатия. 521 Ср. Пресвятая Дево, Мати Божия, и иже Слова самовидцы и слуги; пророк же и мученик вси лицы о всех молитеся прилежно, яко вси есмы в бедах. – Часослов. Повечерие великое. 522 То есть вместо о. Игнатия. Старец благословляет свою духовную дочь так ухаживать за посторонней старушкой, как она ухаживала бы за ним. 523

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

Стола (греч.) – в Древней Греции название всякой одежды – мужской и женской. Позднее у римлян – одежда матроны в виде белой туники, доходившей до лодыжек, с рука­ вами до локтей. Стола имела оборку снизу и пурпурную кайму вокруг шейного выреза, перевязывалась поясом выше талии. Считалась символом законного брака. Тетраевангелие (греч.) – канонический сборник из четырех евангелий, входящих в состав книг Нового Завета. Тетраморф (греч.) – символическое изображение четырех евангелистов в виде льва (Марк), орла (Иоанн), человека или ангела (Матфей) и тельца (Лука). Аллегория возникла на основе видения пророка Иезикиля, согласно которому престол Иеговы окружали именно эти четыре существа. В истории христианства известны различные толкования символов евангелистов, но общераспространенное принадлежит Августину. Триклиний (лат.) – название столовой у древних римлян. Собственно триклиний – это три кушетки по сторонам квадратного обеденного стола, на которых возлежали во время трапезы. Хитон (греч.) – в Древней Греции мужская или женская нижняя длинная сорочка из льняной ткани без рукавов. Хоры (греч.) – в христианском храме верхняя галерея или балкон, расположенные над западной частью храма и боковыми нефами. Хоры иногда доходят до алтарной части церкви. Список иллюстраций 1 . Базилика св. Петра. IV в. Рим. План. 2 . Церковь Успения в Никее. VII-haч. VIII в. Поперечный разрез. 3 . Десятинная церковь в Киеве. 989–996 гг. Реконструкция Н. В. Холостенко. 4 . Схема купольной композиции Оратория капеллы в Равенне. Между 494 и 519 гг. 5 . Деисус с Богоматерью и Иоанном Предтечей. Владимиро­суздальская икона. Кон. XII – нач. XIII в. ГТГ. 6 . Апостол Петр. Новогородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. X V в. ГТГ. 7 . Архангел Михаил. Новогородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. XV в. ГТГ. 8 . Богоматерь. Новгородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. XV в. ГТГ. 9 . Иоанн Предтеча. Новгородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. XV в. ГТГ. 10 . Архангел Гавриил. Новгородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. XV в. ГТГ.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Т. 1, P. 402–403. 490 Архим. Харлампий. Цит. соч. С. 156. 491 Цит. по: Н. Бердяев . Константин Леонтьев . Париж, 1926. С. 236. 492 Церковный вестник. София, 21.8.1973. 24. С. 9. 493 Internationale Kircheniteitschrift,- Bern, 1971. N 3. S. 134. 494 Irenikon. 1970. N 4. P. 574. 495 Irenikon. 1975. N 1. P. 75. 496 Еп. Феофан. Письма о христианской жизни. М., 1891. С. 94. 497 Архим. Амвросий. Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния. Нью-Йорк. 1963. С. 352. 498 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Экзарха­та. 1955. 23. С. 217. 499 Разум и религия (по-французски). Брюссель, 1881. С. 170. 500 Официальный отчет Конвента Великого Востока Франции (по- французски). 1912. С. 270. 501 Там же. С. 393. 502 Асасе. 1930. Nov., R. 145. 503 Bauhfltte. 1890. S. 119. 504 Официальный отчет Конвента Великого Востока Франции. 1923. С. 120. 505 Наука и жизнь. 1969. 12. С. 82–83. 506 Там же. С. 85. 507 Там же. С. 85. 508 ОТ. 11.11.1983. 580. С. 1. Кол. 6–8; С. 4. Кол. 4–6. 509 Documentation catholique. 1.1.1984. N 1865. P. 29. Ватиканский документ напечатан в’официозе «Оссерваторе романо» от 27 но­ября 1983 г. 510 ЖМП. 1949. 5. С. 65–66. 511 Архиеп. Серафим (Соболев). Искажение православной истины в русской богословской мысли. София, 1943. С. 337. 512 Там же. С. 325. 513 Прот. Г. Разумовский . Экуменическое движение иРусская Православная Церковь//Деяния Совещания глав и представи­телей автокефальных Православных Церквей. М., 1949. Т. 2. С. 105. 514 Архиеп. Серафим. Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?//Деяния… Т. 2. С. 382–383. 515 RISK. 1972. N 3. Р. 4. 516 Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. СПб., 1905. Т. 4. С. 308. 517 Ев. Ефрем Сирин. Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово//Об антихристе. М., 1884. С. 77–78. 518 Там же. С. 78, 85. 519 Св. Ипполит Римский . Слово о Христе и антихристе//Там же. С. 36–37. 520 ЖМП. 1975. 11. С. 72. 521 Св. Ипполит Римский. Ук. соч. С. 8. 522 Там же. С. 35. 523 Св. Кирилл Иерусалимский.

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Ч. 3. § 7: Святые апостолы и евангелисты и внешний вид их. 11), а среди 70 апостолов упомянут «Иуда, брат Господень, молод, с бородою едва показавшейся» (Там же. Разд.: Семьдесят святых апостолов. 12). От возрастной характеристики И. как молодого апостола отходят рус. сводные иконописные подлинники XVIII в. Так, под 19 июня в описании «святого апостола Иуды, брата Господа по плоти» отмечено, что он «надсед, брада аки Варлаама Хутынского, риза багор, испод лазорь, во амфоре (омофоре), в руках свиток держит обема рукама, а в киевских в одной правой руке, а в левой книга» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 108). В «Руководстве к писанию икон», где акад. живописи В. Д. Фартусов обобщил информацию известных ему иконописных подлинников, говорится, что И. «типа еврейского, из рода Давидова, преклонных лет, волосы с проседью, ниже ушей коротки, борода продолговатая, до ключицы, также с проседью; в фелони и омофоре. В руках свиток с надписью: «Иуда Иисуса Христа раб, брат же Иакова, сущим о Бозе Отце освященным Иисусом Христом соблюденным званым милость вам и мир и любы да умножатся. Возлюбленные, всяко тщание творя писати вам об общем спасении вашем, нужду возымех писати вам». Или: «Се приидет Господь во тьмах святых ангелов Своих, сотворити суд о всех, и изобличити всех нечестивых о всех делех нечестия их»» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 321). На наиболее древних дошедших до нас памятниках - в росписях катакомб и на рельефах сакрофагов III-IV вв.- И. представлен не единолично, а в числе 12 апостолов (напр., в рим. катакомбах Домитиллы, кон. III - сер. IV в.; в катакомбах на Виа Анапо, 1-я пол. IV в.; в саркофаге из ц. Сант-Амброджо в Милане, кон. IV в., и др.). Образ И. не имеет узнаваемых иконографических черт или атрибутов, поэтому его уверенное отождествление возможно только в том случае, если апостолы поименованы. И., как и др. апостолы, облачен в белую тунику с клавами и паллий (напр., на мозаиках ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в.; в оратории Архиепископской капеллы в Равенне, 494-519), ноги босые или в сандалиях; с VI в.- с нимбом (на мозаике Арианского баптистерия в Равенне, ок.

http://pravenc.ru/text/1237747.html

Grand Rapids, 20052; Jauhiainen M. The Use of Zechariah in Revelation. Tüb., 2005. (WUNT. R. 2; 199); Marcato G. L’Apocalisse di Giovanni: Libro o Lettera//Angelicum. R., 2005. Vol. 82. N 1. P. 7–18; Rowland C. English Radicals and the Exegesis of the Apocalypse//Die prägende Kraft der Texte: Hermeneutik und Wirkungsgeschichte des NT: (Ein Symp. zu Ehren U. Luz). Stuttg., 2005. S. 160–177; Tóth F. Der himmlische Kult: Wirklichkeitskonstruktion und Sinnbildung in der Johannesoffenbarung. Lpz., 2006; Boxall I. K. Exile, Prophet, Visionary: Ezekiel’s Influence on the Book of Revelation//The Book of Ezekiel and its Influence/Ed. H. J. de Jonge, J. Tromp. Aldershot; Burlington, 2007. P. 147–164; Buitenwerf R. The Gog and Magog Tradition in Revelation 20. 8//Ibid. P. 165–181; Kooten G. H., van. The Year of the Four Emperors and the Revelation of John: The «pro Neronian» Emperors Otho and Vitellius, and the Images and Colossus of Nero in Rome//JSNT. 2007. Vol. 30. N 2. P. 205–248; Witulski T. Die Johannes-offenbarung und Kaiser Hadrian. Gött., 2007. (FRLANT; 221); Afzal C. The Mystery of the Book of Revelation: Reenvisioning the End of Time. Lewiston; Lampeter, 2008; Davis S. J. Introducing an Arabic Commentary on the Apocalypse: Ibn Katib Qaysar on the Revelation//HarvTR. 2008. Vol. 101. N 1. P. 77–96; Scarvelis E. Andrew of Caesarea and the Apocalypse in the Ancient Church of the East: Studies and Translations/Univ. Laval. Québec, 2008. 2 vol. In 1. (www. theses. ulaval.ca/2008/25095/25095.pdf [Электр. ресурс]) А. С. Небольсин Традиция иллюстрирования текста Хризмон, несомый ангелами. Мозаика оратория Архиепископской капеллы в Равенне. 494-519 гг. Хризмон, несомый ангелами. Мозаика оратория Архиепископской капеллы в Равенне. 494-519 гг. И. Б. О. восходит к раннехрист. искусству, когда отдельные сюжеты изображались на пиксидах, надгробиях, включались в состав мозаичного декора храмов. Так, на своде оратория Архиепископской капеллы в Равенне (494-519) изображена монограмма Иисуса Христа (хризмон), окруженная 4 ангелами и символами евангелистов; в пресвитерии Сан-Витале (546-547) - апокалиптический Агнец в окружении 4 ангелов.

http://pravenc.ru/text/471605.html

Таким образом, с веков прочно входит соответствующий современному богослужению порядок – в результате взаимопроникновения «кафедральной» и «монашеской» традиций практически все пресвитерские молитвы вечерни и утрени стали помещаться компактно в одном месте. Пресвитерские молитвы в русской богослужебной практике. Рукописи до XVII века Пресвитерские молитвы вечерни и утрени в русской богослужебной практике, так же, как и в греческой, представлены весьма разнообразными памятниками, отличающимися по составу, расположению и количеству молитв. Как замечает профессор А.А. Дмитриевский , «вне всякого сомнения, на разнообразие списков вечерних молитв в наших славяно-русских служебниках оказала большое влияние практика Церкви греческой» 492 . До XIII века о пресвитерских молитвах на Руси неизвестно ничего, так как до нашего времени не дошли Служебники, датируемые раньше этого столетия. От XIII века уже имеются определённые данные, однако, не отличающиеся однообразностью. Так, например, известны два Служебника из Новгородского Софийского собора: 1) РНБ. Соф. 518 и 2) РНБ. Соф. 519. В первом содержатся следующие молитвы. Таблица 1. Молитвы Служебника РНБ. Соф. 518 Корпус молитв Состав молитв «Молитвы вечерния» [ С 1 ], [ С 2 ], [ С 3 ], «молитва выходная»=[ МВ ], «молитва преклонная» на сугубой ектении (текст не приводится) 493 , [ ГВ ], «молитва егда поют ныне отпущае[ши]»=[ С 7 ] «Молитвы заутренняя» [ У 1 ], [ У 2 ], [ У 3 ], [ У 5 ], [ У 8 ], [ У 11 ], «молитва егда поют Слава [в вышних]»=[ У 12 ], [ ГУ ] Также в конце чина вечерни и утрени упоминается «молитва отпустная». Имеет ли она какую-либо связь с εχη τς πολσεως песненного последования или является лишь указанием на отпуст – точно не известно 494 . РНБ. Соф. 519 содержит только [МВ] в последовании Литургии Преждеосвященных Даров и [Г В ] среди «Молитв на преклонение коленом в Святую Пятидесятницю». От XIV века мы имеем больше сохранившихся памятников, но они также весьма отличаются друг от друга по количеству и расположению пресвитерских молитв 495 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8 с точным указанием количества позолоченных квадратных аршин, а также починок крыши. 12. Ответствуя за прочность произведённых мною работ в течение пятилетнего срока, я, Тиханов, предоставляю Императорскому Православному Палестинскому Обществу удержать с меня при окончательном расчёте в обеспечение сего процентными бумагами пятьсот рублей. С. Петербургский Вечного Цеха Ремесленник Тимофей Данилов Тиханов. Секретарь Императорского Православного Палестинского Общества Тайный Советник В. Хитрово . Пятьсот руб. по ордеру 124 12 июня 1900 года в счёт сего обязательства мною получены. (Подп.) Тиханов. С. Петербургский Вечного Цеха Ремесленник пятьсот рублей по ордеру 143 получил. Тиханов. Пятьсот (500) рублей по ордеру 151 в задаток получил 24 июня. Тимофей Тиханов. Пятьсот рублей по ордеру 155 получил. Тимофей Тиханов. 20 июля по ордеру 222 получил одну тысячу рублей. Тиханов. С подлинным верно: Тиханов Скрепил: (подп.) Хитрово АВП РИ. ф. РИППО, оп. 873/J, д. 494. л. 58–59. 184. Донесение уполномоченного ИППО в Одессе М. И. Осипова в канцелярию ИППО 14 июня 1900 г. Подлинник. Имею честь уведомить Канцелярию Общества, что ценная посылка. на 1500 рублей, упомянутая в отношении от 1 сего июня за 519 и содержащая в себе золотые листки, предназначенные для золочения куполов церкви Св. Марии Магдалины в Гефсимании, принята мною 9 сего июня и сегодня на пар. «Цесаревич», при посредстве Г. Капитана, с почтою Главной Конторы Р.О.П. и Т. отправлена в Яффу на имя Агента означенного Общества, с просьбою бережно доставить её в Иерусалим Управляющему Русскими подворьями Н. Г. Михайлову, чрез проводника нашего Общества или тем путём, какой Агент признает более удобным. По отправке означенной посылки израсходовано мною всего пятьдесят коп., которые и выписаны в расход по кассе. Сегодня же, на пар. «Цесаревич» отправилась к месту служения учительница Ольга Акимовна Худобашева, о чём, для сведения, имею честь уведомить Канцелярию Общества. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 494, л. 71. 185. Акт о необходимых поправках внутри церкви св. Марии Магдалины в Гефсимании

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

233, 4–234, 18. – Агафий рассказывает, что Юстиниан отомстил кутургурам, подняв против них Сандильха с его утургурами, и начавшаяся междоусобная война затянулась на несколько лет. Но тут мы можем поправить Агафия. Не утургуры отмстили за нашествие кутургурам, а новые союзники империи – авары. От Агафия почерпнул это сведение Иоанн Антиохийский, Johan. Antioch. 217, p. 621–622 М. 474 Поход Забергана ошибочно назван последним. Феофан – Chron. 236–237, 1 – сохранил сведение о нашествии гуннов в 562 году ранней весной. Гунны разбили выступившие против них из столицы войска, в марте взяли город Обасиполь (?), а в апреле с моря Анастасиополь в Родопе. О положении Анастасиополя см. Ргосор. aed. 4, 11, р. 303, 24–304. 8.–Быть может, это вторжение стояло в связи с передвижением аваров на запад. 477 Chauannes, Documents sur les turcs occidentaux. 1903 (Сборник Трудов Орхонской экспедиции. VI) стр. 219–229. 478 У Табари – Singibu. У Табари читается «Синджибу», но буквы g с надстрочным знаком не оказалось в типографии. Это имя важно, так как в нем звучит турецкий термин jabgu-kahan. 480 Theoph. 239, 20–23. Имя царя записано в форме σκλ. –Chauannes, о. с., 229 – отрицает принадлежность этого посольства туркам, но его доводы мало­убедительны. 487 Ib. IV 29; Menandri frg. 23. Интересно отметить, что аварам приписываются какие-то magicae artes, благодаря которым они – diverseis fantasias ostendunt. В 515 году поражение армии Ипатия гуннами Виталиана объяснялось чарами шаманов, которые сумели навести темноту. 493 Единственным источником сведений об этом диспуте является краткий отчет о      нем епископа Иннокентия: Collatio catholicorum cum Severianis. Mansi, 8, 817–836. 494 Loofs в своем исследовании Leontioz von Byzans (Texte und Untersuchungen, 3) отстаивает 531 год, хотя эта датировка ровно ничего не уясняет в личной истории монахов. Лоофс отождествляет Леонтия, помянутого в отчете о диспуте, с тем скифским монахом, который ездил в Рим вместе с другими в 519 г. Промежуток оказывается все-таки весьма продолжительным, и раньше 533 года мы не имеем указаний на интерес к этой формуле со стороны Юстиниана.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

2 . Харитон. Упоминается как митрополит всея Угровлахии под 1380 г. (Acta Patriarchatus Constantinopolitani II, 19). Митрополиты северинские 1 . Анфим, в мире Даниил, Критопул, брат Иоакинфа. Поставлен в митрополиты северинские в 1370 г. (Acta Р. С. t. I, р. 532 sqq). В 1381 г. перешел на старшую кафедру всея Угровлахии. 2 . Афанасий. Упоминается в актах как второй по степени, т. е. северинский, угровлахийский митрополит под 1389 и 1396 годами (Acta P. C. t. II, р. 135 и 291, cfr 289, где он прямо называется  Σεβερινο). Под 1400 и 1401 годами безыменно упоминается митрополит  το μρους Ογγροβλαχας τς  κατ τον Σεβερνον(Acta Р. С. t. II, р. 312 и 519).  3 . Анфим Критопул, брат Иоакинфа, который был сначала митрополитом северинским и о котором выше. Перешел на кафедру митрополита всея Угровлахии, вероятно после смерти Харитона, в 1381 г. (см. Acta Р. С. t. II, р. 27, где в мае 1381 г. он подписался ниже места, присвоенного митрополиту всея Угровлахии, и р. 39, где в ноябре того же 1381 г. подписался на месте сего последнего). Упоминается в качестве митрополита всея Угровлахии до 1389 г. (ibid. t. II, р. 48, 129). К сему Анфиму есть послание патриарха терновского Евфимия (см. Григоровича Путешествие по Турции стр. 188 и у нас выше). От 1401 года есть послание патриарха константинопольского Mamфeя I к митрополиту всея Угровлахии, касающееся церковных дел Молдовлахии, но митрополит не называется в нем по имени (Acta Р. С. t. II, р. 494). 4 . Макарий. Упоминается под 1456 г. в послании архиепископа ахридского Дорофея к воеводе молдовлахийскому Стежану IV (см. Гласника VII, 179 нач.). Как кажется, при нем уже не было митрополии северинской и он был действительным митрополитом всея Угровлахии 207 .   5 . Нифонт, бывший патриарх константинопольский. После вторичного низложения с патриаршего престола (что было в 1495 или 1496 г.) 208 он пребывал несколько времени в Угровлахии и исправлял в ней обязанности местного митрополита (что не имел только высшего надзора, руководя деятельностию бывшего тогда угровлахийского митрополита, а именно принял на себя обязанности митрополита, это прямо и ясно говорится в житии).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010