1450 De Boor C. Nachtrage zu den Notitiae episcopatuum. I//Zeitschrift fur Kirchengeschichte. – 1891. – Bd. 12. – S. 519–534; De Boor C. Nachtrage zu den Notitiae episcopatuum. III//Zeitschrift fur Kirchengeschichte. – 1894. – Bd.14. Heft 3. – S. 573–599; DarrouzesJ. Op.cit. – P. 31–33,229–23,241–242, 245. Отсутствие упоминания епископа Боспора у Стефана Сугдейского едва ли может служить указанием на исчезновение этой епископии в VIII в. и тем более на перевод ее в Сугдею, поскольку глава Боспорской епархии назван в Житии Иоанна Готского присутствующим на соборе 787 г. в Никее. 1451 Айбабин А.И. Могильники VIII – начала X вв. в Крыму. – С. 128, 130; Айбабин А.И. Этническая история... – С. 189; Пономарев А.Ю. К топографии раннесредневекового Боспора (VI–XII вв.)//Боспор Киммерийский, Понт и варварский мир в период античности и средневековья. – Керчь, 2002. – С. 202–205. 1452 Латышев В.В. Сборник греческих надписей христианских времен из южной России. – СПб., 1896. – С. 93–95; Брунов Н. Памятники ранневизантийской архитектуры в Керчи//ВВ. – 1928. – Т.25. – С.87–105; Якобсон А.Л. Раннесредневековые поселения восточного Крыма//Боспорские города. 2: Работы Боспорской экспедиции 1946–1953 гг. – МИА. – 1958. – – С. 494–497. Считается, что новая церковь Иоанна Предтечи была сооружена на этом месте не ранее конца IX в. (см.: Макарова Т.И. Археологические раскопки в Керчи около церкви Иоанна Предтечи//МАИЭТ. – 1998. – Вып. 6. – С. 350–356,389–391). 1453 Макарова Т.И. Археологические данные для датировки церкви Иоанна Предтечи в Керчи//С А. – 1982. – – С. 91–106; Булгаков В.В. Византийские конически вытянутые амфоры X века//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2004. – С. 5–6, 11, рис. 1; ср.: Никитенко М.М. К проблеме датировки церкви Иоанна Предтечи в Керчи//Сугдея, Сурож, Солдайя в истории и культуре Руси-Украины. – К.; Судак, 2002. – С. 198–200 (исследователь, опираясь на амфорный материал из архитектурных конструкций церкви Иоанна Предтечи, относит существование предшествующего ей храма к VII – началу VIII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

306 Вып. III. Утреня Великой Пятницы и Великой Субботы. В изд. 2-м прибавлена и вечерня Великого Пятка. Вып. IV. Богородичные двунадесятые праздники (СПб., 1913, 230 стр.). Вып. V. Служба на дни двунадесятых праздников Господских (СПб., 1913). (Вып. I. Стихиры, тропари, кондаки, ирмосы и другие тексты воскресной и праздничных служб. Молитвы. Вып. II. Акафисты на каждый день седмицы (тоже с объяснением трудных мест). СПб., 1912). 309 Автор пользуется одесским изданием (1911 г.) греческого Евхология «γκλπιον λειτουργικν». См. ЧОЛДП, 1917, I – III, с. 37–48. 310 (1841–1909). Магистр XXVII курса (1863–1867) СПбДА. О нем: Родосский. Словарь, с. 264–269. «Церковный вестник», 1909, 7, с. 218. Некролог (принадлежащий прот. А. Надеждину) «Памяти прот. Д. Т. Мегорского». «Церковные ведомости», 1909, 30, с. 1397–1401. 313 «Церковные ведомости», 1909, 30, с. 1400. Дело о рукописях прот. Д. Мегорского, содержащих замечания по сличению славянского и греческого текстов книги Триодь Постная. Началось в 1911 г. по I столу VI отделения. ХЧ, 1911, V, с. 647–648, прим. 314 Например, Сенатов В. (Г.) Новая церковно-книжная реформа. «Слово Церкви», 1915, 19, с. 443–445 315 Официальная записка «Об издательском Совете». «Церковные ведомости», 1913, 18–19, приб., с. 798 316 Страгородский (1867–1944), Патриарх Московский и всея Руси, большой знаток и любитель богослужебных книг (личные воспоминания автора), ежедневно вычитывавший службы по ним, творец многих акафистов, например, препп. Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам (1907), иконе Божией Матери «Умиление», напечатанного в «Сергиевских листках», Париж, 1933, 7 (69), с. 15–20. О нем см. Патриарх Сергий и его духовное наследство, изд. Московской Патриархии, 1947. Митр. Елевферий. Неделя в Патриархии (впечатления и наблюдения от поездки в Москву). Париж, 1933, с. 82. 319 (1863–1937). О нем см., например, 35-летие ученой деятельности проф. Н.И.Глубоховского. София, 1925, особенно с. 57; Цоневски И.К. Тридесят години Духовната Академия в «Годишник на Духовната Академия св. Климент Охридски», т. V (XXXI), София, 1956, с. 493–494, 516–519.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

481 Иоанн, епископ Колонийский. 482 Энотикон Зенона. 482 Салофакиол умирает. 482 Освящение киновии преподобного Евфимия. 483 Савва основывает в МарСабе Лавру. 485 Кириак переходит в Сукку. 486 Патриарх Саллюстий. Архимандрит Маркиан 487 Петр Ивериец бежит в Финикию, чтобы не появляться в Константинополе. 489 Исайя и Петр умирают. 490 Папа Афанасий. 490 Савва рукоположен в пресвитеры. Освящение «Богозданной» церкви. Север становится монахом в Майюме. Папа Петр Монг. 491 Император Анастасий (покровительствующий монофизитам). 491 Иоанн, епископ Колоний ский, бежит в МарСабу. Общие события Египет Палестина 498 Флавиан, патриарх Антиохийский. 497 Папа Иоанн II. 492 Основание Кастеллия. 494 Патриарх Илия. 501 Освящение церкви Божией Матери в МарСабе. 505 Папа Иоанн III. 507 Основание Новой Лавры. Смерть Маркиана. Феодосии и Савва становятся архимандритами. 50811 Север в Константинеполе. 509 Иоанн становится затворником (МарСаба). 511 Собор в Сидоне. 511 12 Савва в Константинополе. 512 Север, патриарх Антиохийский (Флавиан низложен). 512 Возвращение Саввы. Мамае Элеутеропольский принимает Халкцдон. 513 Илия отказывается прини мать синодики Севера. 516 ПапаДиоскор. 516 Илия выслан в Айлу. Патриарх Иоанн. 517 Папа Тимофей. 518 Кончина Анастасия, Илии и Флавиана. Император Юстин. 518 Синод в Иерусалиме провозглашает Четыре Собора. Принятие Халкидона. Север бежит в Египет. Савва обходит с этой вестью Палестину. 519 Примирение с Римом. 524 Патриарх Петр. 525 Кириак оставляет Сукку и уходит в Натуфейскую пустыню. 526 Землетрясение в Антиохии. 527 Император Юстиниан. 529 Эдикт против язычников. 529 Феодосии умирает. Мятеж самарян. 530 Кириак в пустыне Рува. 531 Савва в Константинополе. 5312 Возвращаясь, Савва посещает Кесарию и Скифополь. 532 Восстание Ника, fmxuamчeckue споры в Константинополе. 532 Кончина Саввы. 535 Феодосии, папа Александрийский. Общие события Египет Палестина 536 Собор в Константинополе. 537 Павел, папа Александрииский. 537 Геласий становится игуменом МарСабы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

482 Стоглав, изд. Кожанчикова, стр. 112 ; по изд. Каз. Дух. Акад. вместо последних слов стоить «церковному суду», стр. 144. 486 Гл. X. ст. 25. Однородно ностановление и на Больш. Моск. Соб. См. выписку 17 П. С. 3. т. I, 412. 494 По Меланхтону – «князь, держащий меч, должен запрещать ереси и наказывать еретиков, причем в вопросах должно предшествовать суждение церкви. Так. обр. правитель становится истинным служителем Бога». Чичерин, т. I, стр. 339. 499 Белогриц-Котляревский, Преступл. против религии в важнейш. госуд. Запада. Ярославль, 1886, стр. 226. 501 Пособиями нам служат: Д. Из истории иностранных исповеданий в в XVI и XVII вв., M. 1886 г. и Его же, Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразования, M. 1890 г.; Гр. Д. Толстой, Русский католицизм вь России, т. I, СПБ. 1876 г . и отчасти М. Красножен, Иноверцы на Руси, т. I, Юрьев, 1900 г. 519 См. Ч. М. О. И. Д. Р. 1884 г. кн. отд. стр. 10–32. Лебедев относит написание этого слова ко времени совместного царствования и Петра Алексеевичей (1689–1696); автор его, по мнению Лебедева, или или архимандрит Спасова Нового монастыря Игнатий (предисл. стр. и V). Цветаев относит время написания «Слова» к 1684–1686 г.г. (См. его работу «Из Истории протестантства в России» стр. 231–236, примечание). Автором его Цветаев считает архимандрита Игнатия (Ibid, стр. 214). 526 Напр. в договорах Петровского времени об этом всегда встречается особая оговорка. См. след. главу. 529 Для древнейшего времени примером подобной конкурренции могут служить дела о наследовании, которые по Русской Правде (Кар. ст. 117 ) подлежали князю, а по уставу Св. Владимира – епископу. См. Лекции и исслед. по древн. истор. русск. прав. (СПБ. 1804 г.) стр. 353. 530 Так напр, Павел Новокомский ( 1552) уже отмечает, что епископы и др. высшия власти имеют право со всею строгостию наказывать распутство. См. В. Семенов, Библ. ин. пис. о России, т. I, стр. 53. 532 Напр., губными учреждениями, см. у Лекции, стр. 171, у Загоскина, в Истории права Москов. Госуд. т. I, в Уч. Зап. Каз. Унив., 1877 г., стр. 484.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

490 Деян. 1:4—8. 491 Ср. Пс. 25:9. 492 I/53 (237)=B82 (580). 493 I/53 (236)=B82 (579—580). 494 II/18,6. 495 II/18,8–9. 496 II/18,10—11. 497 I/48 (213)=B74 (516—517). 498 Исх. 20:21. Подробнее о терминологии «мрака» у Исаака Сирина см. в главе VII нашей работы (раздел «Изумление»). 499 I/48 (213—214)=B74 (517—518). В греч. и рус. переводах текст сильно сокращен. 500 I/89 (420)=B50 (346). 501 I/38 (160—161)=B62 (431—432). 502 II/37,1—2. 503 I/48 (213)=B74 (516). 504 I/89 (421)=B50 (346). 505 Мф. 18:3. 506 Ср. Иоанн Златоуст. Беседы на Матфея–Евангелиста 58,2—3. 507 Пс. 114:5. 508 I/49 (214—215)=B77 (525). 509 Ср. 2 Кор. 12:9. 510 I/61 (333)=B8 (104—105). Ср. Пс. 50:19. 511 Ср. Мф. 19:26. 512 II/27, 1—3. 513 I/48 (212—213)=B74 (515—526). 514 I/56 (282)=B4 (47). 515 Главы о знании I,85. 516 I/48 (206—207)=B74 (508). 517 I/56 (277)=B4 (41). 518 I/57 (294)=B5 (63—64). 519 Ср. 3 Цар. 10:11. 520 I/57 (303—304)=B5 (76—77). 521 I/57 (306)=B5 (79). 522 I/23 (111—112)=B41 (307—308). 523 I/58 (310)=B6 (85—86). 524 Эта ремарка свидетельствует о том, что Исаак начинал свой монашеский путь не у себя на родине. 525 I/11 (50)=B18 (142—143). 526 527 (201)=B73 (502). 528 I/71 (366)=B30 (213). Текст в квадратных скобках отсутствует в восточно–сирийской редакции. 529 (205)=B74 (507). 530 (201)=B73 (502). 531 I/83 (399)=B43 (317). Ср. Мф. 11:28. 532 533 II/10,19. 534 (397)=B43 (315). 535 I/84 (401)=B44 (319). 536 Ср. Григорий Богослов. Слово 39,17. 537 Т. е. кающиеся. 538 Т. е. мученики. 539 Главы о знании I,53. 540 I/51 (228)=B79 (542). 541 I/41 (175)=B65 (463—464). 542 I/89 (419)=B50 (344). 543 Ср. Пс.50:19. 544 545 II/40,13—14. 546 II/40,15—17. 547 Св. Григорий Нисский. Похвальное Слово Ефрему Сирину (авторство Григория оспаривается). 548 I/58 (309)=B6 (83—84). 549 I/22 (98)=B35 (251—252). 550 I/21 (92—93)=B35 (244—245). 551 Букв. «поставил ногу свою». 552 I/65 (343—344)=B14 (125—127). 553 Букв. «умащающие». 554 Букв. «умащают». 555 Притч.15:13. 556 I/21 (93—94)=B35 (245—246). 557 Ср. Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

А . Ю . Никифорова, О. В. Лосева Иконография Наряду с апостолами Петром и Павлом представлен во многих евангельских сюжетах и деяниях апостолов. Наиболее ранние его изображения сохранились на фреске из катакомбы в Кармузе (Египет), IV-VI вв.; редкие единоличные образы - на диптихе слоновой кости, 450-460 гг. (Музей Виктории и Альберта. Лондон), и ампулах (напр., на керамической ампуле из Двина). В визант. агиографической лит-ре встречаются упоминания о чудотворных образах А. П.: по свидетельству Епифания Монаха, древний, написанный на мраморе образ апостола находился в часовне в Синопе.; др.- над вратами дома Иоанна Схоластика близ Пердикса в К-поле. Уже в ранних памятниках облик А. П. имеет ярко выраженные индивидуальные особенности: седые взъерошенные волосы и недлинная густая борода; как и др. апостолы, он облачен в хитон с клавами и гиматий. Согласно описанию Епифания Монаха, «он не был мал по телесному сложению, но высок, носат, броваст, немного сгорблен». А. П. представлен в купольной мозаике Баптистерия православных (Равенна), сер. V в.,- с венком в руках; в оратории Архиепископской капеллы (Равенна), 494-519 гг.,- погрудно, в медальоне; в ц. Сан-Витале (Равенна), ок. 547 г.; в апсиде кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае , 550-565 гг.; на фреске апсиды капеллы VI в Бауите (Египет), VI в.,- с Евангелием; в апсиде ц. Санта-Мария Антиква (Рим), 705-707 гг., и др. В послеиконоборческое время А. П., как правило, изображался со свитком в руке, напр., на мозаиках нартекса Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XII в., или с крестом на длинном древке - на мозаике апсиды ц. Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130 г.; капеллы дель Сакраменто собора в Триесте, 1-я пол. XII в.; кафедрального собора в Чефалу в Сицилии, ок. 1148 г. Образ А. П. присутствует в композициях «Евхаристия» , «Тайная вечеря» , «Вход Господень в Иерусалим» , «Уверение Фомы» , «Вознесение Господне» (напр., в ц. вмч. Георгия в Курбиново (Македония), 1191 г., А. П. изображен с крестом), «Сошествие Св. Духа», «Успение Пресвятой Богородицы» и др., а также - «Умножение хлебов и рыб» (мозаика Сант-Аполлинаре Нуово (Равенна), ок. 520), «Крещение Господне» (ц. Панагии Мавриотиссы в Кастории (Греция), кон. XII в.); на иконах «Собор 12 апостолов» (1-я треть XIV в.; ГМИИ; ок. 1432; НГОМЗ).

http://pravenc.ru/text/115300.html

Ап. Павел и св. бессребреник Косма (?). Мозаика апсиды базилики Санти-Козма-э-Дамиано в Риме. V–VI вв. Ап. Павел и св. бессребреник Косма (?). Мозаика апсиды базилики Санти-Козма-э-Дамиано в Риме. V–VI вв. Самые ранние изображения К. и Д. (предположительно Аравийских) находятся в мозаиках Ротонды вмч. Георгия в Фессалонике (1-я пол. V в.). Парное изображение святых помещено на юго-зап. панели; они представлены в рост в позе орантов на фоне сложной архитектурной кулисы без к.-л. характерных для иконографии св. врачей атрибутов (медицинских инструментов, коробочек для лекарств, сумочек). Для передачи их внешности использован один физиогномический тип: оба с короткими волосами, уши открыты, борода длинная клиновидная, К. седой, Д. темноволосый. В сопроводительной надписи к фигуре Д. сообщается, что изображен врач и указан месяц, в который совершалась его память,- сент. (в католич. традиции память К. и Д. Аравийских совершается 26/27 сент.). Изображения К. и Д. находились также в равеннских мозаиках V-VI вв.: в Архиепископской капелле (494-519) - в медальонах на юго-вост. подпружной арке вместе с др. раннехрист. мучениками Поликарпом Смирнским, Кассианом, Хрисанфом и Хрисогоном (оба медальона реставрированы в XIX в., К. юный, без бороды, Д.- средовек, с темными волосами, с усами и пробивающейся бородкой; однако судить об оригинальной иконографии святых затруднительно); в базилике Сан-Микеле-ин-Афричиско (545-546) - на предалтарной арке, справа и слева от алтарной апсиды, в рост (не сохр.). Св. бессребреник Косма. Роспись ц. Санта-Мария-Антиква в Риме. 705–707 гг. Св. бессребреник Косма. Роспись ц. Санта-Мария-Антиква в Риме. 705–707 гг. В рим. базилике Санти-Козма-э-Дамиано св. патроны церкви, предположительно К. и Д. Асийские, представлены в алтарной мозаике предстоящими Христу с апостолами Петром, Павлом, св. Феодором и ктитором папой Римским Феликсом IV. Их фигуры развернуты к центру, они облачены в хитоны и плащи; в покрытых плащами руках держат лавровые венцы, символизирующие мученическую кончину и преодоленную в страданиях за Христа смерть; на левой руке каждого подвешена сумка (у фигуры справа - красно-оранжевого цвета).

http://pravenc.ru/text/2458823.html

В протоколе АРК имеется в виду Освященный собор Русской древлеправославной церкви, прошедший в г. Саратове 7–11 июня 1928 г. 519 См. коммент, 494. Окончательное решение о судьбе «города Солниа» было принято Политбюро 24 мая 1928 г.: «Предложить Наркомзему СССР ликвидировать дело с организацией Всесоюзным советом евангелических христиан г. Евангельска в Сибири, сообщив об этом решении соответствующим исполкомам» (АП РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 13. Л. 23; см. также: Курляндский И. А. Указ. соч. С. 297–298). 520 Имеется в виду Страстной женский монастырь в Москве, основанный в 1654 г. царем Алексеем Михайловичем и уничтоженный большевиками, Располагался на месте нынешнего сквера перед кинотеатром «Пушкинский» (бывш. «Россия») (Пушкинская пл.). Был окончательно ликвидирован в 1928 г., а с 1929 г. в его стенах помещался Центральный антирелигиозный музей Союза безбожников СССР. Полностью снесен в 1937 г. 521 Вероятно, речь идет о 2-м Генеральном синоде (общем съезде) Евангелическо-Лютеранской Церкви СССР, состоявшемся 2–5 сентября 1928 г. 522 Бетбрудеры («братья молитвы») – протестантская секта, происходящая из лютеранства, влияние которой резко усилилось в среде немцев Поволжья в коние 1920-х гг. 530 Имееются в виду священнослужители религиозного течения бурханизм («белая вера») – алтайская разновидность северного буддизма. Получило распространение на Алтае в начале ХХ в. 531 Имеется в виду Ойратская (с 1932 г. – Ойротская) автономная область, в 1922 г. выделенная из части Алтайской губернии. В 1937 г. включена в Алтайский край. В 1948 г. преобразована в Горно-Алтайскую автономную область. 533 Синагога (от греч. συναγωγ – собрание) – иудейский молитвенный дом, центр религиозной жизни общины. Московская хоральная синагога – старейшая синагога Москвы. Хоральной называется потому, что богослужение ведет группа канторов (небольшой хор. поющий молитву). Открыта в 1906 г. Несмотря на неоднократные попытки закрытия, продолжала действовать и в советский период. 534 Очевидно, имеется в виду Международная ассоциация исследователей Библии (англ. International Bible Students Association). Движение «Исследователей Библии» было основано в конце ХХ в. американским проповедником Чарльзом Расселом (1852–1916), впоследствии разделившееся на несколько самостоятельных псевдохристианских религиозных течений, из которых наиболее известными являются Свидетели Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В стенной мозаике мавзолея Галлы Плацидии крест предстает как атрибут Христа–пастыря в композиции Доброго Пастыря. Крест на длинном древке, напоминающем о константиновском лабаруме, – знак победы в сцене с Христом, пронзающим крестом змею, в часовне равеннского архиепископского дворца (494–519). Крест на коротком древке изображен в сценах чудес в мозаиках 6 в. в апсиде церквей Сант’Аполлинаре ин Классе близ Равенны и Сан Стефано Ротондо в Риме (648 г.). Законы Феодосия I и Валентиниана III, подтвержденные Юстинианом I, запрещали изображать крест на полах, чтобы его не попирали ногами (Cod. Iustin. I, 7). Но изредка хризма или крест изображались на полу алтаря церкви, если на них утверждался престол, – такие случаи известны в мозаиках полов в странах христианского Востока. В период иконоборчества крест стал основным мотивом в монументальном искусстве – в куполах, конхах апсид, на сводах церквей (рис. 45). Такие иконографические программы сохранились в росписях церквей Каппадокии 1537 . Императоры–иконоборцы, от Льва Исавра до Феофила, изображали его на своих монетах. Отметим, что в документах второго Никейского собора (787), в сочинениях Феодора Студита (ок. 826) и других защитников иконопочитания различается прославление креста и поклонение кресту; последнее осуждалось. Композиция «Вознесение креста» была популярна на христианском Востоке: в коптском Египте, в Сирии, Грузии, как в рельефной пластике, так и в монументальной живописи, в особенности в куполе. Крест различных форм является важным элементом иконографии в различных композициях в средневековой живописи: в изображении Богоматери как Царицы Небесной с крестом–скипетром, в сочетании с фигурами равноапостольных Константина и Елены; крест на сфере служил атрибутом архангелов Михаила и Гавриила. В книжной миниатюре 6 в. мотивы креста и монограммы сосуществуют, например, в Евангелии Раввулы 586 г. В средневековых рукописях и в эпиграфике кресты разных форм помещаются в начале и в конце текста 1538 . Монументальным воплощением креста является крестовидный тип христианского здания, который применялся в строительстве вначале мартириев и меморий, а затем и церквей евхаристического культа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

воскрешения дочери Иаира, Преображения, моления о чаше (в мозаиках «Умножение хлебов», «Моление о чаше», «Поцелуй Иуды» центрального нефа ц. Сант-Аполлинаре Нуово, Равенна (ок. 526); в композиции «Преображение» в конхе центральной апсиды кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае (550-565); в сцене «Вознесение» в апсидах часовен XVII, XLII в мон-ре Бауит (VI - нач. VII вв.) и на оборотной стороне ампулы 10 из Монцы), а также как участник событий, описанных в Деяниях св. апостолов (в сцене «Избрание ап. Матфея» (Деян 1. 15-26), на миниатюре Евангелия Раввулы - Laurent. Plut. I.56. Fol. 1r, 586 г.). В памятниках 1-й группы встречаются изображения И. З., представленного погрудно в медальоне (imago clipeata): напр., на сводах апсиды в Архиепископской капелле в Равенне (494-519); в ц. Сан-Витале в Равенне (546-547); на тканой иконе из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; на оборотной стороне ампулы 3 из Монцы (VI в.); а также в полный рост среди 12 учеников в присутствии Иисуса Христа (Collegium Apostolorum): фриз над триумфальной аркой в кафедральной ц. во имя св. Евфразиана в Порече, Хорватия (543-553). Вместе с братом, ап. Иоанном Богословом, И. З. изображался в иллюминированных Псалтирях как молодой человек в белых одеждах, напр. на маргинальных миниатюрах Хлудовской Псалтири (ГИМ. Хлуд. 129. Л. 75 об., сер. IX в.), где стихи Пс 76 проиллюстрированы изображением Крещения Господня, персонификациями 2 рек и образами 2 молодых апостолов, видимо как воплощение избранных сынов Иаковлевых и Иосифовых, а также, возможно, в связи с прозванием братьев-апостолов «детьми грома». Единоличные изображения И. З. встречаются в монументальной живописи: в мозаиках и фресках кафоликона Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.), где он дважды изображен в медальоне - на арке нартекса и на своде крипты. Ростовой образ И. З. включался в декорации поствизант. храмов (росписи в наосе кафоликона монастыря Дионисиат на Афоне, 1547). В иконописи единоличные изображения И. З. чрезвычайно редки. К таким уникальным примерам относится икона из мон-ря ап.

http://pravenc.ru/text/200321.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010