В. Зенковски е един от най-активните деятели на руската емиграция, един от първите председатели на Руското студентско движение зад граница (виж ИМКА) и един от най-влиятелните руски икуменисти в Париж. Негови са еретичните, недопустими за православното съзнание думи «Ние трябва завинаги да забравим, да се откажем от горделивата мисъл, че Божият Дух е само при нас и с нас [православните – бел.ред.]... И когато бях... вън от Православието, аз въпреки това се чувствувах в Църквата. Видях, че рамките на Църквата са безкрайно по-широки и по-вместителни, отколкото ние си мислим. ...Църквата Христова е по-широка от нашето стеснено разбиране за нея; тя включва в себе си всички, които вярват в Бога и Го обичат, независимо от това как се проявява тяхната вяра и любов». Зенон (ок. 426–491) – византийски император, управлявал от 474–475 и от 476–491 г. По негово време империята неколкократко се разтърсвала от безпорядъци и войни; в Александрия се появила ерестта на акефалитите, а монофизитските смутове продължавали. За да възсъедини монофизитите с Църквата, той издал догматическия едикт (указ) Генотикон, който съдържал компромисна вероучителна формула, противоречаща на приетата от Халкидонския събор от 451 г. Указът породил т.н. Акакиева схизма – първият разрив между Източните църкви и Рим (484–519). Виж също ереси. Извън речника: Св. Анастасий Синаит , Св. преподобна Домника. Зикурат – храмова стъпаловидна кула. Зикурати се издигали по цяла Месопотамия в течение на продължителен период от хил. пр.Хр. до в. пр.Хр. В култовете на шумерите, акадците, вавилонците и асирийците зикуратите символизирали «вратата на боговете», зримия образ на свързването между небесните сфери и земята. Най-високият зикурат бил построен във Вавилон от Навуходоносор. Височината му била деветдесет метра. Зикуратите се правели от глинени тухли. Нито един от тях не се е запазил (на места са останали само купчини слепени овъглени тухли). В Стария Завет зикуратът, или «вавилонската кула» (Бит 11:1–9), символизира човешката гордост и намерението да се обединят хората «в един език и в един говор». Интересно е, че в терминологията на асирийските царе да се даде на народа един говор означава завоюване и поробване на страната. В съня на Яков (Бит 28:10–17) се изобразява високо здание, което свързва небето и земята (в синодалния превод «стълба», на евр. сулам – «стъпала»). Яков нарича това място «небесни врата». В църковната традиция «стълбата на Яков» е прообраз на Божата майка.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В последовавшей за Собором переписке папы Льва с императором Маркианом, императрицей Пульхерией и патриархом Анатолием выражается явное несогласие с наделением последнего юрисдикционными полномочиями в трех диоцезах. Справедливо будет предположить, что если бы тогда в Риме узнали о претензиях Константинополя на всю планету, то Акакианская схизма 484-519 годов померкла бы перед разразившимся после этого конфликтом. Однако постепенное политическое возвышение Константинополя, проходившее одновременно с нарастающим упадком Рима и начавшимся процессом деградации государственности на Западе, послужило основой эволюции взглядов столичных епископов на самих себя, что не всегда находило понимание у их римских визави. Эта тенденция иллюстрируется 36-м правилом Трулльского Собора, представляющим собой повторение уже неоднократно сказанного о «новом Риме» в IV и V веках. Последовавшие в VII веке события, приведшие к отрыву от империи в результате исламских завоеваний трех патриархатов, вознесли предстоятеля Константинополя на недосягаемую для патриархов Александрии, Антиохии и Иерусалима высоту, что отразилось в соответствующем отношении к столичному епископу, который был единственным патриархом, свободно осуществляющим свои функции в пределах христианской империи, на территориях, не захваченных мусульманами. Это был вполне объективный и понятный процесс, который, однако же, далеко выходит за рамки полномочий, данных епископу града Константина в 451 году. Находясь на твердом историко-каноническом основании, глядя на место епископа Константинополя в Древней Церкви сквозь призму канонов в их традиционном и общепринятом понимании, а не сквозь призму возникших в XX веке мечтаний первой среди равных кафедры о самой себе, можно перейти к изложению конкретных канонических норм, нарушенных действиями патриарха Варфоломея. На протяжении всего периода формирования Канонического корпуса Православной Церкви, то есть с доникейской эпохи до IX века, каноны говорят об одних и тех же принципах взаимного уважения границ и невмешательства в дела других Церквей: 14-е апостольское правило Епископу не дозволяется, оставив свою епископскую область, захватывать другую, даже если многие его принуждают, разве только будет какая-нибудь благословная причина, заставляющая его сделать это, а именно в случае, когда он может словом благочестия принести большую пользу живущим там.

http://patriarchia.ru/db/text/5410760.ht...

В последовавшей за Собором переписке папы Льва с императором Маркианом, императрицей Пульхерией и патриархом Анатолием выражается явное несогласие с наделением последнего юрисдикционными полномочиями в трех диоцезах. Справедливо будет предположить, что если бы тогда в Риме узнали о претензиях Константинополя на всю планету, то Акакианская схизма 484-519 годов померкла бы перед разразившимся после этого разрывом. Однако постепенное политическое возвышение Константинополя, проходившее одновременно с нарастающим упадком Рима и начавшимся процессом деградации государственности на Западе, было основой постепенной эволюции взглядов столичных епископов на самих себя, что не всегда находило понимание у их римских визави. Эта тенденция иллюстрируется 36-м правилом Трулльского Собора, представляющим собой повторение уже неоднократно сказанного о «новом Риме» в IV и V веках. Последовавшие в VII веке события, приведшие к отрыву от империи в результате исламских завоеваний трех патриархатов, вознесли предстоятеля Константинополя на недосягаемую для патриархов Александрии, Антиохии и Иерусалима высоту, что отразилось в соответствующем отношении к столичному епископу, который был единственным патриархом, свободно осуществляющим свои функции в пределах христианской империи, на территориях, не захваченных мусульманами. Это был вполне объективный и понятный процесс, который, однако же, далеко выходит за рамки полномочий, данных епископу града Константина в 451 году. Находясь на твердом историко-каноническом основании, глядя на место епископа Константинополя в Древней Церкви сквозь призму канонов в их традиционном и общепринятом понимании, а не сквозь призму возникших в XX веке мечтаний первой среди равных кафедры о самой себе, можно перейти к изложению конкретных канонических норм, нарушенных действиями патриарха Варфоломея. На протяжении всего периода формирования Канонического корпуса Православной Церкви, то есть с доникейской эпохи до IX века, каноны говорят об одних и тех же принципах взаимного уважения границ и невмешательства в дела других Церквей: 14-е апостольское правило Епископу не дозволяется, оставив свою епископскую область, захватывать другую, даже если многие его принуждают, разве только будет какая-нибудь благословная причина, заставляющая его сделать это, а именно в случае, когда он может словом благочестия принести большую пользу живущим там.

http://pravoslavie.ru/120573.html

Вар. «спонтанно», «неожиданно». 479 Букв. «от делания страха " , «от делания богопочтения». 480 Букв. «у того, кто занимается этими вещами из любви к упражнению для установления своего собственного служения " . 481 Букв. «рождается в нем». 482 Ср. преп. Макарий Египетский. Духовные беседы 49,4. 483 Вар. «ко входу в духовную форму бытия». 484 Вар. «это — начало вступления на третью вершину, которая есть духовный образ жизни». 485 Вар. «отшельника», «монаха». 486 Дословный перевод этого предложения затруднителен. 487 Букв. «пусть поймет той собранностью разума». 488 Букв. «четвертого слова». 489 Ср. преп. Исаак Сирин. Главы о знании 4,92–93. 490 Вар. «отшельников, зрелости», «монахов, преуспевших " 491 Вар. «любви Иисуса Христа, Господа нашего». 492 Ср. Ин.17:21. 493 Вар. «символически прообразуют». 494 Ср. 1 Кор.15:20. 495 Букв. «пока человек не придет к безмолвию от людей (т. е. безмолвию по отношению к людям)». 496 Вар. «к размышлению о себе» 497 Букв. «приходит к мысли своей». 498 Ср. Лк.17:21. 499 Или «вкус». 500 Букв. «на которую человек натыкается», «о которую человек спотыкается». 501 Букв. «в духовных движениях к сокровенным " . 502 Вар. «духовным тайнам». 503 Или «совершенство». 504 Или «подвижничества» (сир. dubbara). 505 Т.е. существование, бытие. 506 Букв. «через откровения, которые получают они различными путями в этих движениях (возбуждениях) по отношению к божественному Естеству». 507 Букв. «к славному естеству величия " . 508 Или «получать». 509 Или «о Нем». 510 Букв. «в движениях». 511 Букв. «получает то неизреченное изменение». 512 Вар. «символическое», «мистическое». 513 Букв. «к которому оно было прилеплено в своей деятельности». 514 Букв. «в любви и радости, которые в Боге». 515 Букв. «в том существовании (поведении, образе жизни) свободы, которое будет нашим». 516 Букв. «движений». 517 Букв. «превратностей, которые обретаются в нем (т. е. в мире)». 518 Букв. «в силе его (т. е. разума) движений» 519 Или «относительно вещей мира сего». 520 Букв. «более просветленно». 521

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Его внутренняя мощь делала его центром церковной жизни, двигателем народных масс, не смотря на то, что все административные мероприятия его времени шли помимо его личного участия. Одною только силою духа, одним только нравственным влиянием своим силен был Златоуст настолько, что мог вести безоружно победоносную борьбу с внешнею силою, со всем злом тогдашней жизни. Один внешний вид Златоуста 186 , одно его появление на кафедре уже делало его владыкою многочисленных слушателей. Его глубокий проницательный взор при больших и впалых глазах, смотрящих кротко, смиренно и любовно, привлекал к нему сердца и вливал елей обновления в расслабленные души. Вообще, его внешность была точным отпечатком его великого духа. Его непобедимая и всемощная власть над людьми не была лишь минутным торжеством внешнего красноречия и не оно привлекало к нему сердца, но – полнота его духовной жизни, постоянное внутреннее делание, внимание к себе, парение духа к Богу, пламенение любовью к ближним, – вот что делало его неиссякаемым сосудом благодати. И неудержимо тек благодатный источник его пастырского слова, орошая греховное поле, обращая сухую, грязную и бесплодную почву в прекрасный сад Божий, в плодоносную и богатую ниву. 3 Qua ex parte illud est consecutus, ut ab omnibus facillime audiretur, … OS AUREUM diceretur. Acta sanctorum, vol.44, September, tom. IV, § LXXXIX, 1483. р. 691. 5 Paris. 1718–38. Palladii Dialogus Historicus de vita Chrysostomi. Chrysostomi Vita. (Opera, vol. Xiii.) р. 7. 7 Cassiodorus, consul et senator, postea monachus et abbas. Liber de scriptoribus ecclesiasticis. Cap. XL. 9 Acta sanctorum, vol.44, tom. IV., § LXXXIX, 1482, р. 690. Videatur cognomen Chrysostomi coeptum circa tempus corporis Constantinopolim translati. 11 Paris. 1718–38 Palladii Dialogus Historicus de vita Chrysostomi. Chrysostomi Vita. (Opera, vol. Xiii.) р. 13–15. 12 Акакианская схизма – 35-летний (484–519 годы) церковный раскол между Востоком и Западом, вызванный спорами вокруг «Энотикона» императора Зенона, назван по имени Константинопольского патриарха Акакия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Заполярный мед» 528 «Зеленая дверь» (ненапис.) 286 «Зеркало человека» 465 «Золотой рог» 355, 357, 362, 527 «Иван-Осляничек» 133 «Искусство как образ поведения» 528 «Календарь природы» 243, 388 «Картофель в полевой и огородной культуре» 103, 525 «Кащеева цепь» («Курымушка», «Детство», «Голубые бобры») 9, 12, 13–14, 16–17, 20–22, 26–34, 37–38, 46–50, 52, 55–61, 64–67, 78–79, 83, 96, 128, 134, 174, 178, 184, 204, 224, 234, 253–257, 264–265, 271, 274–279, 288, 302, 306, 314, 322, 334–335, 354, 391, 428, 456, 465, 479, 491, 527—528 «Кладовая солнца» 26, 129, 449–450, 452, 456, 464, 480, 528 «Корабельная чаща» («Слово правды») 6, 129, 459, 465, 472, 480–483, 487–489, 492, 528 «Круглый корабль» 125, 135—136 «Крутоярский зверь» 103, 526 «Ленин на охоте» 226 «Лесная капель» 434–435, 528 «Лисичкин хлеб» 528 «Любовь Ярика» 243 «Медведь» 311—312 «Мирская чаша» («Раб обезьяний») 181, 211–213, 224–226, 232, 248, 258, 466, 527 «Михаил Пришвин рапортует XVII съезду» 329, 335 «Мой очерк» 46, 101, 333, 527 «Мы с тобой» (Дневник любви) 290, 399–435, 438, 443–444, 495–496, 503, 518—519 «Начало века» (ненапис.) 78, 112, 126, 134, 137 «Невидимый класс» («Радий») 183 «Незабудки» 26 «Неодетая весна» 387–390, 398, 404, 407, 528 «Нижнее чутье» 310–311, 527 «Никон Староколенный» 116, 210, 297, 526 «Осударева дорога» («Царь», «Царь природы», «Канал», «Новый свет») 6, 22, 26, 129, 175, 250, 344, 381, 390, 392, 442–443, 447, 452–453, 455–468, 479–481, 484, 487–488, 528 «Отец Спиридон» 44 «Отцы и дети» («Онего-Беломорский край») 335–343, 527 «Охота за счастьем» 91, 96, 105, 226, 232, 234, 245, 252, 257, 355, 389, 527 «Падун» («Аврал») 391, 397–398, 419 «Повесть нашего времени» («Мирская чаша») 142, 441–447, 452, 466, 528 «Полярный роман» 325 «Птичье кладбище» 103, 526 «Рассказы о ленинградских детях» («Рассказы о Прекрасной Маме») 448–449, 528 «Родники Берендея» 243–244, 252, 355, 436, 527 «Саморок» 105, 133 «Сашок» 525 «Семибратский курган» 133 «Серая Сова» 390, 528 «Славны бубны» 526 «Смертный пробег» 462

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

образованию//Там же. 2. С. 239-269; Церковно-финансовый вопрос//Там же. 4. С. 484-526; О преподавании богосл. наук в рус. ун-тах//Там же. Т. 8. 5. С. 33-63; О предубеждениях светских людей против богосл. наук: Из вступ. лекции воспитанникам моск. Александровского воен. уч-ща//ПО. 1863. Т. 12. 9. С. 24-35; Отчего беден наш рус. народ и чем помочь этому//Там же. 1865. Т. 16. 1. С. 93-108; Новые смуты в католицизме: По поводу папской энциклики//Там же. 2. С. 195-218; На каком языке нужно читать Библию в военно-учеб. заведениях - на славянском или русском?//Педагогический сб. 1867. Кн. 12. С. 1003-1032; История отделения Церкви Западной от Восточной. М., 1868; Римско-католич. учение о папской власти//ПО. 1868. Т. 27. 9. С. 1-25; 10. С. 181-203; 11. С. 271-304; Папское послание к вост. епископам//Там же. 9. С. 137-144; Отношение римской Церкви к греч. Церквам со времени разделения Церквей до падения К-поля//ДЧ. 1868. Ч. 3. Кн. 11. С. 213-234; Кн. 12. С. 267-287; Очерк истории христианства у слав. народов//ПО. 1869. Т. 1. 1. С. 36-55; 5. С. 661-695; Духовно-учебная реформа. Ст. 1//Там же. 3. С. 474-490; Неск. слов по поводу греко-болг. церк. вопроса//Там же. 5. С. 752-764; Рус. церковно-ист. лит-ра//Там же. Т. 2. 8. С. 172-188; По вопросу о воспитании и пристройстве детей духовного происхождения, вне духовного звания: (Применительно к новому положению духовенства)//Там же. 10. С. 357-380; Еще неск. слов по поводу греко-болг. церк. вопроса//Там же. 11. С. 596-604; О римском католицизме и его отношениях к православию. М., 1869-1870. 2 ч.; Взгляд на прошедшее и надежды в будущем: (От ред. к читателям и сотрудникам)//ПО. 1870. Т. 1. 1. С. 1-31; 2. С. 195-243; Светская власть папы//Там же. 1. С. 68-85; 2. С. 244-268; [Рец. на:] Руководство к Рус. церк. истории/Сост. П. Знаменский. Каз., 1870//Там же. Т. 2. 10. С. 341-345; К вопросу о преобразованиях в духовно-учеб. ведомстве и духовном быте: О приеме студентов в духовные академии//Там же. 11. С. 519-556; О соединении духовных академий с ун-тами//Там же.

http://pravenc.ru/text/200519.html

Пришвин Сергей Михайлович (1875–1917), брат М. М. Пришвина 27 Пришвина (урожд. Лиорко, в первом браке Лебедева) Валерия Дмитриевна (Ляля, Л.) (1899–1979), вторая жена М. М. Пришвина 5–6, 20, 25–26, 34, 42, 44, 49, 51, 53, 55, 80, 85, 92, 105, 183, 201, 205, 243, 252, 282, 289–291, 371, 383, 393, 400–417, 419–426, 428–430, 432–440, 442, 446–447, 454–456, 458, 462, 469, 471–472, 475–478, 484, 488, 490, 492–494, 495–496, 498–503, 505, 507–516, 519–523, 528–529. Пришвина (урожд. Бадыкина, в первом браке Смогалева) Ефросинья Павловна (Фрося, Павловна, Е. П.) (1883–1953), первая жена М. М. Пришвина 47, 60, 80–81, 85–90, 92, 113, 118, 120, 124, 127, 136, 144, 146, 148, 151, 183, 188, 194–195, 197–202, 205, 207, 230, 246, 251–253, 280–281, 283, 289, 297, 316–317, 344, 352, 379, 383, 402–406, 412–417, 419, 421, 423–424, 427–429, 490, 525, 527—528 Пришвина Лидия Михайловна (1866–1918), сестра М. М. Пришвина 106, 199 Пришвина (урожд. Игнатова) Мария Ивановна (Маркиза) (1842–1914), мать М. М. Пришвина 11–13, 38, 85–86, 89, 144, 279, 525—526 Проханов Иван Степанович (1869–1935), русский сектант, издатель 125 Пругавин Александр Степанович (1850–1920), исследователь сектантства 123, 499 Прянишников Дмитрий Николаевич (1865–1948), профессор Петровской сельскохозяйственной академии 525 Пугачев Емельян Иванович (1740 или 1742–1775), предводитель крестьянского восстания 210 Пушкин Александр Сергеевич (1799–1837), поэт 19, 31, 99, 107, 142, 160–161, 222, 350, 381, 393–396, 441, 453, 467, 475–476, 478, 488 Пяст (наст. фам. Пестовский) Владимир Алексеевич (1886–1940), поэт 128, 168 Радек (наст. фам. Собельсон) Карл Бернгардович (1885–1939), деятель большевистской партии 362, 381 Радищев Александр Николаевич (1849–1802), революционный мыслитель, писатель 271 Раскольников Федор Федорович (1892–1939), большевик 236 Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937), писатель 468 Распутин (Новых) Григорий Ефимович (1864 или 1865–1916), русский политический авантюрист 140, 150, 159 Реклю Жан Жак Элизе (1830–1905), французский географ и социолог 320

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

Смоленская Пермская Московская Уфимская Воронежская Московская Пензенская Московская Нижегородская „ „ „ „ Тамбовская Ставропольская Самарская Нижегородская Пензенская Тамбовская „ Пензенская Пермская Московская Оренбургская Самарская Уфимская Тамбовская Орловская Симбирская Тамбовская Нижегородская Тамбовская Рязанская Самарская „ Пермская Пензенская Пермская Пензенская Тульская Оренбургская Харьковская Самарская Томская Костромская Тамбовская Томская Новгородская Нижегородская Уфимская Нижегородская Пермская Московская Псковская Смоленская Саратовская Пензенская С.-Петербургская Херсонская Саратовская Пензенская Екатеринославская Оренбургская Саратовская Тверская Калужская Самарская Московская Костромская Вятская Воронежская Пензенская Псковская Саратовская „ Костромская Тверская Екатеринославская Саратовская Новгородская Нижегородская Костромская Пермская Самарская „ Новгородская Рязанская Тверская Симбирская Казанская Пензенская Киевская Тамбовская Самарская Орловская Тамбовская Саратовская Уральская Воронежская Владимирская Нижегородская Московская Нижегородская Саратовская Пермская Рязанская Симбирская Седлецкая С.-Петербургская Вятская Казанская Нижегородская Кутаисская Полтавская Ярославская „ Забайкальская Новгородская Тверская Рязанская Оренбургская Нижегородская „ Казанская Московская Пермская Воронежская Харьковская Пензенская 18 341 80 35 61 470 534 516 170 370 467 9 380 60 221 487 1 488 171 207 535 219 117 343 210 397 411 63 477 173 319 49 336 125 375 388 426 509 56 5 237 432 519 333 48 50 226 256 427 508 580 254 267 289 410 483 514 523 36 127 350 484 533 499 34 229 342 116 118 30 96 131 213 178 376 54 232 227 242 531 148 500 541 564 57 226 236 286 366 526 527 103 554 239 385 439 23 364 491 140 273 235 279 347 104 428 434 58 142 206 228 431 482 53 365 424 52 406 577 305 345 466 489 497 6 244 335 498 589 Звездочки поставлены перед теми общинами, которые впоследствии возведены на степень общежительных монастырей. V. Преобразование женских общин в общежительные монастыри

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Ср. Ос. 1:2; 3:1 и др. 459 Пс. 105:39. 460 Иерем. 3:9. 461 Сл. 37, 18, 27–19, 8; SC 318, 308–310=1.519–520. 462 Ср. 1 Кор. 7:32–35 и др. 463 Сл. 37, 10, 1–2; SC 318, 292=1.515. 464 PG 38, 90=2.171. 465 Сл. 8, 8, 5–7; SC 405, 258=1.179. 466 Сл. 19, 7; PG 35, 1052=1.292. 467 PG 37, 577=2.150. 468 PG 37, 644=2.173. 469 PG 37, 634–635=2.168. 470 Пир десяти дев, Маркелла 2–4; SC 95, 56–64. 471 Пир десяти дев, Маркелла 4; SC 95, 62–64. 472 PG 37, 537–538=2.137–138. 473 PG 37, 523=2.133. 474 PG 37, 524=2.134. 475 Мр.12:24. 476 О раннем египетском и палестинском монашестве св. Chitty. Desert, 1–45. 477 О " " сынах завета " " см., в частности, AbouZayd. Ihidayutha, 59–107. Автор приходит к выводу, что " " сыны завета " " , о которых говорит Афраат, не были в полном смысле монахами: это были миряне, которые давали обет девства и вели аскетический образ жизни, при этом оставаясь в миру или объединяясь в небольшие общины. 478 Наиболее полным и современным исследованием мессалианства является Stewart. Working. Не потеряла своего значения и классическая книга Obolensky. Bogomils. 479 О Евстафии см. Gribomont. Basil I, 95–116. О влиянии Евстафия на Василия см. Amand de Mendieta. Ascese, 52–61. 480 Отметим, что главным действующим лицом на Гангрском Соборе был арианин Евсевий Никомидийский. Евстафий Севастийский, напротив, принадлежал к числу омиусиан и в 367 г. принял никейское исповедание. Евстафий разошелся с Василием Великим после 373 г., отказавшись признать единосущие Святого Духа Отцу и Сыну. См. Meyendorff. Legacy, 200. 481 См. Gribomont. Basile I, 21–26. 482 См. Meyendorff. Legacy, 199–201. Подробнее о том же см. Gribomont. Basil I, 26–41, 43–56. 483 См. Fedwick. Church, 156–160. 484 Несколько сводов аскетических правил дошли до нас под именем Василия, в том числе Правила пространные (Regulae fusius tractatae), Правила краткие (Regulae brevius tractatae), Нравственные правила (Moralia). О различных редакциях правил см. Gribomont. Histoire du texte. 485 Gribomont. Basile I, 34; 40. 486

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010