Приняв Энотикон, Петр Монг был признан в Константинополе епископом Александрии. Восшествие на кафедру Петра Монга, который завязал отношения с антиохийским монофизитским епископом Петром Гнафеем (Сунковалом) 36 , привело к разрыву отношений между Римом и Константинополем с 484 по 519 г. Сменивший Зинона император Анастасий (491–518) также не хотел прибегать к решительным мерам и стремился сохранить существующее двойственное положение. Он соглашался и со сторонниками Халкидона, и с его противниками. Впрочем, к концу правления он начал склоняться к монофизитству. Вследствие этого в 496 г. он сослал православного Константинопольского патриарха Евфимия, а в 511 г. – Македония I. Распадение монофизитства на толки Не имея твердой догматики, установившейся во всех подробностях, монофизитство не было однородным. К началу 6 века оно раздробилось более чем на 10 направлений. Некоторые из этих направлений имели канонический характер. Например, диоскориане возникли после того, как Тимофей Элур принял в общение протериан, а акефалы отделились от Петра Монга после принятия им Энотикона. Однако большинство фракций имели догматическое основание. Учение монофизитов имело две стороны – материальную и формальную. Материальная сторона их учения касалась характера, качества человеческой природы Христа. Формальная сторона была связанная с количеством природ во Христе. Различие в понимании каждой из сторон учения и определило догматическую дифференциацию монофизитства. Евтихий учил о том, что во Христе до воплощения есть две природы, а после – только одна. Человеческая же природа Христа не единосущна нам. Диоскор признавал во Христе только одну природу, но допускал выражение о единосущности человечества Христа нашему человечеству. Тимофей Элур исповедовал во Христе только Божественную природу, хотя Сын Божий и воплотился непреложно. Человечество Христа Элур называл не усией и не природой, а законом домостроительства: Христос родился от Девы, родился сверхъестественно, поэтому и человечество Его иное. Вместе с тем Элур говорил и о единосущии человечества Христа нашему человечеству.

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

с 343–398 – 55 лет арианство. 404–415 – 11 лет несторианство. 484–519 – 35 лет раскол Акакия. 640–681 – 41 лет монофелитство. 726–787 – 61 лет иконоборчество. 830–842 – 12 лет иконоборчество. Почему, если обратиться к другим патриархатам (так как мы видим, что константинопольская церковь не гарантирует православие), почему, спрашиваю, мы должны признать православным именно греческий патриархат антиохийский, у которого и паствы не наберется нескольких тысяч, а не антиохиский мельхитский с 250.000 человек паствы, греков, сирийцев и арабов, находящийся в общении с Римом и миром? Почему нам не быть в общении с православными маронитами, армянами, коптами, халдейцами, индейцами, абиссинцами; с древними Церквами Ирландии, Галии, Испании, Карфагена; Португалии, Милана, Неаполя и иных – наконец, самого Рима? Но прежде чем говорить об отношениях к римской Церкви, скажем об отношениях русской Церкви к более близким ей по языку и обряду. Начнем с русской же католической Церкви в Галиции. Возобновить общение с этой родной и соседней нам Церковью не представляет трудностей. Надо пригласить её иерархов на всероссийский собор, и угорских, а когда эти страны вернутся в состав Российской Империи, то и Церкви эти войдут в состав всероссийской Церкви. Русские католики, бывшие униаты, и перешедшие в латинский обряд, тоже возвратятся в лоно родной своей матери всероссийской Церкви и духовенство их примкнет к духовенству соответственных епархий, а не составит особого. Таким образом, над всеми Церквами грекославянского обряда в России, будет начальствовать московский Патриарх. Для униатов, привыкших к некоторым западным отличиям обряда и внешности, эти отличия можно оставить в холмской епархии, там, где эти отличия привились. Все препятствия к полному присоединению униатов уничтожатся, как только сама русская церковь из отделенной – desunita, станет в соединении – unita со вселенской; как только её архиереи и священники за богослужением станут делать то, что делалось и прежде, и что разрешалось синодом же делать еще так недавно в западном крае: поминать Папу, как верховного Архиерея всех христиан и главу Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Симферополь, 1902-1905. 2 вып.; Ялтинские беседы и речи, 1905-1906 гг. СПб., 1907; Варшавские беседы и речи. СПб., 1909-1915. 7 вып.; Беседы и речи. СПб., 1910; Имп. Александр Благословенный и его время. СПб., 1912; Мои воспоминания о МДА: (К столетнему юбилею). Варшава, 1914. Арх.: Archiwum Gówne Akt Dawnych w Warszawie. Zespó N 466: Kancelaria arcybiskupa warszawskiego Nikoaja, 1908-1915. Библиогр.: Печатные труды архиеп. Николая//Варшавский епарх. листок. 1915. 19. С. 234. Лит.: Наречение и хиротония ректора Тифлисской ДС архим. Николая во еп. Алеутского и Аляскинского//ЦВ. 1891. 40. С. 1375-1376; Путешествие Преосв. Николая//Амер. правосл. вестн.1896. 2. С. 30; 3. С. 41-42; 4. С. 61-63; 6. С. 93-100; Грепачевский П. Путешествие Его Преосв. Николая, еп. Алеутского и Аляскинского, по Аляске//Там же. 1897. 22. С. 460-465; 23. С. 484-494; 24. С. 519-526; Протопопов А. Путешествие Его Преосв. Николая, еп. Алеутского и Аляскинского, по Северной Америке: Открытие Миннеаполисской миссионерской школы//Там же. 5. С. 159-164; Путешествие Его Преосв. Николая, еп. Алеутского и Аляскинского, по Северной Америке//Там же. 4. С. 122-134; 6. С. 193-206; Вилат, архиеп. Открытое письмо Преосв. Николаю, еп. Русской Православной Церкви в Сан-Франциско//Там же. 1898. 10. С. 325-327; Пашковский Ф., свящ. Ко дню десятилетия Архиерейского служения Преосв. Николая, еп. Таврического и Симферопольского//Таврические ЕВ. Симферополь, 1901. 22. С. 1297-1302; Руководственные резолюции Его Преосв. Николая, еп. Таврического и Симферопольского//Там же. 1903. 22. С. 1491-1496; А. В. Литературные труды Высокопреосв. Николая//Там же. 1909. 15. С. 167-179; Архиеп. Варшавский Николай//Таврический Церк.-обществ. вестн. Симферополь, 1916. 1/2. С. 15-17; Памяти Высокопреосв. Николая, архиеп. Варшавского и Привисленского//Варшавский епарх. листок. 1916. 1. С. 4-9; Дубровский А., свящ. Православная Церковь в Польше//ЖМП. 1971. 1. С. 45-48; Георгий (Грязнов), игум. Архиеп. Варшавский и Привислинский Николай (Зиоров): К 125-летию со дня рождения//ЖМП.

http://pravenc.ru/text/2565980.html

Споры велись по вопросу о несотворенности или тварности тела Христа, о Его ведении или неведении. На терминологической почве возник тритеистский спор. В учении о Троице термины «усия»/«фисис» и «ипостасис»/«просопон» различались, а в христологии монофизитов они отождествлялись. В качестве попытки исправить это терминологическое противоречие возникло стремление пожертвовать троичной терминологией. Некоторые монофизиты стали допускать высказывание о том, что в Боге три естества и сущности. Состояние церковных дел при императоре Юстине I С 484 г. между Римом и Константинополем было прервано церковное общение. Рим обвинял Акакия Константинопольского в монофизитстве. С 518 по 527 г. византийским императором стал слабо образованный боевой генерал Юстин, сменивший Анастасия. При Юстине произошло возвращение к Халкидонскому собору. В 518 г. народ потребовал от патриарха анафематствовать Севира, внести в диптихи Евфимия, Македония и папу Льва. Севиру пришлось бежать в Александрию. Встал вопрос и о примирении с Римом. Для возвращения церковного общения Рим требовал осуждения Акакия Константинопольского и имевших с ним общение, т.е. его преемников. Но преемниками Акакия были православные Евфимий и Македоний. Поэтому на Востоке назревало недовольство Римом и противостояние ему. И хотя в Константинополе в 519 г. примирение состоялось, вне столицы с вычеркиванием из диптихов имен Евфимия и Македония не согласились. Пятый Вселенский собор Предыстория Пятого Вселенского собора. Император Юстиниан I и его церковная политика С 527 по 565 г. императором был племянник Юстина Юстиниан. В отличие от своего дяди, ставившего свою подпись через золотой трафарет, Юстиниан получил превосходное образование. Существует мнение, что этот император происходил от иллирийских славян. Одним из его учителей был ученый скифский монах Леонтий Византийский . Взойдя на престол, Юстиниан короновал себя и свою жену, Феодору, дочь хранителя зверинца столичного ипподрома. Феодора, имея вкус к власти, охотно оказывала влияние на ход дел в империи.

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

Сразу же после Халкидонского собора монахи и толпа стали устраивать кровавые столкновения, а монофизитские секты отделились от церкви. В Палестине Феодосии (451 – 453) выступил против патриарха Ювенала Иерусалимского; в Александрии – Тимофей Элур 1669 и Петр Монг 1670 (454 – 470) против только что избранного патриарха Протерия, который был убит во время мятежа в Антиохии; еще одним представителем движения был Петр Суконщик 1671 (463 – 470). После тридцати лет смятения монофизиты одержали временную победу благодаря покровительству необразованного претендента на трон империи Василиска (475 – 477), который в своей энциклике 1672 призвал всех епископов осудить решения Халкидонского собора (476). После его падения Зенон (474 – 475 и 477 – 491) по совету патриарха Акакия Константинопольского выпустил знаменитый указ о согласии (Энотикон), в котором предложил, избегая вызывающих споры выражений и осуждая одновременно евтихианство и несторианство, примирить монофизитский и дуофизитский взгляды и тихо отказаться от халкидонской формулировки (482). Но за этим последовало еще два раскола, один – среди самих монофизитов, другой – между Востоком и Западом. Феликс II, епископ Рима, немедленно отверг Энотикон и отказался от общения с Востоком (484519). Строгие монофизиты были так же неудовлетворены Энотиконом, как и приверженцы Халкидонского символа веры ; первые восстали против своих патриархов и стали акефалами 1673 , вторые приняли сторону Рима. Только во время правления императора Юстина I (518 – 527) авторитет Халкидонского собора был утвержден под угрозой народных волнений и мир с Римом восстановился. Монофизитские епископы были смещены, большинство их бежало в Александрию, где эта партия была еще слишком сильна, чтобы нападать на нее. Внутренние раздоры монофизитов в основном касались степени различия человеческой природы Христа и обычной человеческой природы, то есть степени их отклонения от ортодоксального учения о полном единосущии человеческой природы Христа с нашей природой 1674 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Столетием позже папа Григорий I уже пришёл к пониманию того, что западная церковь и папство могут сохраниться лишь в том случае, если приспособятся к складывающемуся феодальному миру и порвут с Римской империей, античным миром. Обращение германцев-язычников и ариан в католичество – стремление, выходящее за пределы империи, и папа Лев I был ещё далёк от этого. Несмотря на видимый и повсеместный распад, его мир был ещё ограничен Римской империей, и он мыслил лишь в рамках этих понятий, выражая папский примат, принципиальное осуществление которого подготовило политическую независимость римских епископов. Папство во времена господства готов и византийской реставрации (VI век) В 476 году с изгнанием последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула произошло и формальное падение Римской империи. Арианские готские короли Северной Италии выступали преемниками римских императоров. Во время господства готов Италия снова расцвела. Несмотря на то, что на Западе уже не было императора, на историю папства ещё на протяжении целого столетия определяющее влияние оказывали не формирующиеся германские государства, а Восточная империя. У преемников папы Льва I не было возможности реализовать примат папы. Верховная власть папы являлась конечным результатом процесса, который был производным от постоянных внутрицерковных и влияющих на них внешнеполитических отношений. Папы на протяжении многих лет лишь ценой полного подчинения политической воле Византии и частично готов могли обеспечить себе относительную независимость в религиозных делах. Эту относительную независимость в религиозных делах показывает дискуссия вокруг так называемого энотикона. Император Зенон (476–481) пытался обеспечить единство Византийской империи с помощью эдикта о религии (Энотикона), изданного в 482 году. Это созданное патриархом Акакием вероучение было направлено на достижение компромисса между кафоликами и монофизитами. Однако результат оказался совершенно противоположным: ни одна сторона не приняла его. Папа Феликс III (483–492), выступив в защиту кафолической (ортодоксальной) веры, в 484 году отлучил Акакия от церкви; Акакий же в свою очередь предал анафеме папу. Последствием этого стал первый церковный раскол (схизма) между Востоком и Западом, длившийся до 519 года.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Тогдашний папа Феликс II (483–492), под тем предлогом, что энотиконом ниспровергается авторитет халкидонского собора, потребовал, опираясь на полномочия, полученные по преемству от блаженного Петра, патриарха Акакия к своему суду. Последний протестовал против этого притязания папы судить восточных патриархов. Отсюда и начинается разделение между востоком и западом, длившееся целых тридцать пять лет (484–519), когда папы и константинопольские патриархи не хотели иметь церковного общения и поражали друг друга анафемами. По восстановлении общения между востоком и западом, папа Агапит I (535–536), посланный готским королем Теодатом к византийскому императору, хотел действовать на востоке с неограниченным авторитетом и по своему усмотрению возводить и низлагать епископов. Претендуя на верховную власть в церкви, папы не хотели терпеть над собою никакого суда. Папа Геласий I (492–496) высказал мысль, что римский апостольский престол составляет высшую инстанцию для решения всех церковных дел, сами же папы никому неподсудны. В начале VI века, когда из-за обладания папскою кафедрою происходила борьба между двумя претендентами на неё – Симмахом и Лаврентием, под влиянием этой мысли в Риме разыгрались даже кровавые сцены. Народ, сенат, клир разделились на партии. Одни держали сторону Симмаха, другие – Лаврентия. На улицах совершались убийства. Претенденты никак не могли порешить своей распри полюбовно. Готский король Теодорик думал положить конец смутам посредством собора, которому предоставлено было рассудить претендентов. Но враждующие стороны не хотели допускать ничьего вмешательства в это дело. И когда на Симмаха взведены были разные обвинения пред лицом собора, то его сторонники заявили, что папы судить никто не может, хотя бы павшие на него обвинения были даже справедливы (his (nonnullis episcopis et senatoribus) palam pro ejus defensione clamantibus, quod a nulle possit romanus pontifex, etiamsi talis sit, qualis accusatur andiri). Впоследствии мысль эта повторялась все чаще и чаще и наконец сделалась общим местом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

«Ты лишен священства, отлучен от кафолического общения и от числа верных. Ты не имеешь больше права ни на имя иерарха, ни на священные действия. Таково осуждение, которое налагается на тебя судом Духа Святого и властью апостольской, носителем которой Мы являемся», – отписал папа Акакию. Письмо папы об отлучении было тайно доставлено в Константинополь. Безвестный акимит ловко приколол его к омофору патриарха за богослужением в соборе св. Софии. В ответ имя папы Феликса было вычеркнуто из греческих диптихов. Началась так называемая акакианская схизма (484–519) – первый официально оформленный раскол церквей Востока и Запада. Впрочем, позиция папы мало интересовала императора: в Италии хозяйничали варвары. Главная проблема Энотикона заключалась в том, что он пытался объединить сторонников и противников Халкидона не путем решения поставленных собором богословских проблем, а при помощи двусмысленных формулировок. Компромисс, столь незаменимый в политике, в догматической области оказался столь же бесполезным, как и в любой другой сфере, касающейся выяснения истины. И сторонники, и противники Халкидона толковали Энотикон в свою пользу, и вместо подлинного единства и церковного мира можно было говорить лишь о временном перемирии. Кроме того, императорской власти пришлось подавлять движение крайних партий, активность которых возрастала во время каждого политического кризиса. 4. Усиление антихалкидонитов при Анастасии. Севир Антиохийский В правление императора Анастасия I (491–518) политика Энотикона официально продолжалась, но напряженность в отношениях между сторонниками и противниками Халкидона лишь нарастала. Сам Анастасий обладал определенными познаниями в богословии (в бытность сановником он даже побывал кандидатом в патриархи). Его симпатии к «монофизитам» были хорошо известны, в связи с чем при коронации патриарх Евфимий (489/90–495/6), убежденный дифизит, разорвавший общение с Петром Монгом, потребовал с Анастасия письменную клятву в верности православной вере, которую тот не затруднился представить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указанные совпадения привели Фалькони к неправильным выводам. Кардинал решил, что был только один святитель – Николай Мирликийский в VI в. при импера торе Юстиниане. Только спустя двести лет архимандрит Антонин (Капустин) установил истинность существования двух Николаев, святителей ликийских. Он писал: " Можно дивиться, каким образом два лица, оба знаменитые, слились в представлении народном, а затем и в памяти церковной, в один досточтимый и свято—ублажаемый образ, но отрицать факта нельзя… Итак два было святителя Николая ликийских " . И в случае с почитанием св. Валентина может быть, что память более известного подвижника вобрала в себя память о других соименных ему святых. Почитание святых ведь бывает разным – оно бывает вселенским, а бывает местным. Мы же не знаем всех святых, которые почитаются в том или другом монастыре Грузии… Кроме того, если и в самом деле именно папа Геласий назначил память св. Валентина на 14 февраля, то это его деяние пришлось на пору разрыва в отношениях Римской Церкви и Церкви Константинопольской (с 484 по 519 годы). Это были годы так называемой " акакианской схизмы " . Правда в этом расколе была на стороне Рима, что в конце концов признал и Константинополь . Так что решения, принимаемые в ту пору в Риме, просто не доходили до христианского Востока. Но от этого они не переставали быть решениями православными. В последние десятилетия в богослужебный календарь Русской Православной Церкви перешло немало памятей святых, которые жили в западном мире в первом христианском тысячелетии. Еще недавно ничего не знали наши календари о св. Турвоне Лангонийском – а сейчас его имя там стоит. Вот книги, рассказывающие нам о православных святых Запада: Прот. Александр Шабанов. Святой Патрик, епископ и просветитель Ирландии (Тверь, 2000); Прот. Александр Шабанов. Святой Брендан Мореплаватель (Тверь, 2001); Прот. Александр Шабанов. «Голубь Церкви». Святой Коламба Айонский, просветитель Шотландии.Тверь, 2004; Марк Омельницкий. Жития трех английских святых (Освальда, Эдмунда, Свизина) (М., 1997); Марк Омельницкий. Образ святого в англо—саксонской литературной и агиографической традиции. На материале «Жития святого Гутлака» (М., 1997); Владимир Мосс. Крушение Православия в Англии (Тверь, 1999).

http://predanie.ru/book/71823-cerkov-v-m...

Хотя основная оппозиция Халкидонскому Собору сосредоточилась на окраинах Восточной Римской империи, в самом Константинополе отношение к Собору оставалось неоднозначным. Если императоры Маркиан (450–457) и Лев (457–474) его поддерживали, то Зенон (474–475; 476–491) занял более осторожную позицию: пытаясь примирить монофизитов с диофизитами, он в 482 году издал «Энотикон» – общее изложение веры, в котором о Халкидонском Соборе умалчивалось. «Энотикон» был поддержан Константинопольским Патриархом Акакием († 488), однако Папа Римский Феликс потребовал от Акакия ясного принятия Халкидонского Собора. Не добившись этого, он в 484 году на Римском Соборе низложил Акакия и отлучил его от Церкви. Так началась первая схизма между Константинополем и Римом, длившаяся 35 лет. Схизма продолжалась при императоре Анастасии (491–518) и завершилась в 519 году, при императоре Юстине (518–527), когда Константинопольский Патриарх Иоанн и легаты Римского Папы Гормизды совместно осудили всех отвергавших Халкидонский Собор. В 525 году Константинополь посетил Папа Римский Иоанн , направленный в столицу империи королем остготов Теодорихом (ок. 454–526), который в то время владел Римом. Важную роль в истории Христианской Церкви на Востоке сыграл император Юстиниан (527–565). Этот выдающийся правитель, в 336 году изгнавший из Рима остготов и в последний раз в истории восстановивший политическое единство Римской империи, стремился также восстановить ее религиозное единство. В 537 году он построил в Константинополе собор Святой Софии – самый величественный храм христианского Востока. В 40-х годах века император инициировал пересмотр церковного отношения к ряду богословов, чье наследие оставалось предметом споров. В 542 году император издал эдикт, содержащий 10 анафематизмов против Оригена и последователей его учения. Этот эдикт был рассмотрен и одобрен на церковном Соборе в Константинополе в 543 году. Вместе с Оригеном были осуждены также писатели века Дидим Александрийский и Евагрий Понтийский , в чьих сочинениях усмотрели влияние оригенизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010