Смерть патриарха Александрийского Тимофея Салофакиола в июне 482 г. привела к новым существенным переменам в церковной политике империи. Монофизиты избрали своим патриархом Иоанна Талайю, приближенного Тимофея. Тогда к-польское правительство, стремясь к предотвращению дальнейшего раскола, согласилось на существенные уступки и осенью 482 г. издало от имени З. и патриарха Акакия К-польского «Энотикон» - специальное послание к Александрийской Церкви, к-рое содержало вариант компромиссного соглашения правосл. и монофизитской партий: З. и патриарх Акакий призывали отказаться от догматических споров по вопросу о соединении Божественной и человеческой природ во Христе ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 14). Действие «Энотикона» вскоре распространилось на всю империю. «Энотикон» был сразу поддержан мн. предстоятелями, в т. ч. патриархами Календионом Антиохийским и Мартирием Иерусалимским. В кон. 482 г. Иоанн Талайя был низложен из-за его связей с Иллом и на престол Александрии вернулся Петр Монг. В 484 г. был низложен Календион Антиохийский - соучастник мятежа Илла и Леонтия и патриархом вновь стал Петр Гнафевс. Т. о., З. и патриарх Акакий К-польский последовательно примирялись с наиболее популярными лидерами Восточных Церквей, которые были представителями радикального крыла монофизитства. Соглашение З. с монофизитами вызвало резкое осуждение со стороны Римского папского престола. В 484 г. папа Феликс на Соборе в Риме предал анафеме патриарха Акакия. Послание папы было доставлено в К-поль тайно и передано патриарху Акакию монахами-акимитами в храме во время литургии. Раскол Римской и Восточных Церквей продолжался до отмены «Энотикона» в 519 г. (см. ст. Акакианская схизма ). В окт. 489 г. умер Петр Монг; его преемником стал Афанасий Килит. В том же году умер патриарх Акакий К-польский; на столичный престол был избран Фравита, а после его скорой кончины в февр. 490 г. патриархом стал Евфимий. В 490 г. со смертью Петра Гнафевса патриархом Антиохии стал Палладий из Селевкии. Смены предстоятелей Церквей не повлияли на принципы «Энотикона».

http://pravenc.ru/text/199875.html

“Later on [after Constantinople had obtained the status of Nea Roma – author ’s note ] legends saying that the Church of Constantinople was founded by apostle Andrew the First-Called and that its first bishop was apostle of the seventy Stachyus started spreading” . There is another opinion about the establishing of the Church by the apostle Andrew: “The apostle Andrew was credited with a great contribution to establishing the Church of Constantinople ... During 330-451 the status of Constantinople was being worked out in view of its special position as the capital of the Byzantine Empire. Firstly a political headship adaptation pattern and later the principle of apostolic see were applied” . As one can see, the idea of the apostolic evangelisation of Constantinople follows from its political status. In the 20 th century too some scholars stuck to the opinion that “the Patriarch of Constantinople has an apostolic origin...since he is the Head of New Rome. This apostolic descent was granted by way of the visit to Constantinople of the apostle Andrew, the brother of the apostle Peter, who is chief of the apostles” . A number or contemporary Greek writers (belonging to the Patriarchate of Constantinople) still believe that “according to tradition the Orthodox Church of Constantinople was founded by the apostle Andrew”. “The apostolic nature of the Church of Byzantium, the city chosen by Constantine to become the capital of its new empire, is mentioned in the Syriac translation of an early Christian text, Doctrina apostolorum . This document mentions the apostles Luke, John and Andrew as the ones in charge of the Christianization of the region. The tradition of the apostolic nature of the See of Constantinople was particularly developed during the schism of Acacius (484–519). It also penetrated to the state legislation,  the 24 th Novella of emperor Heraclius calling the See of Constantinople “apostolic”” . In this respect the Church of Constantinople is inferior to the Churches founded by apostles themselves: the Churches of Rome (apostle Peter), Alexandria (Mark), Jerusalem (James). “Fostering the notion of the origin of the Church of Constantinople from the apostle Andrew is apparently grounded in the desire to boost its authority (as having been established by an apostle) and ancient along withthe above-mentioned Churches. This notion does not have sufficient grounds to be considered seriously. The bishop of Constantinople used to be elected by bishops coming to Constantinople for various reasons. And it was the metropolitan of Heraclea with local bishops wh o endorsedand ordained the bishop (and later patriarch) of Constantinople well into the late Middle Ages” . Gradually the emperor came to take part in electing the bishop (thus, for example, the bishop of Nikomedia Eusebus was moved to Constantinople in 338 by  Emperor Constantius’ order).

http://bogoslov.ru/article/2286448

Г абсбурги, династия европейских правителей – 564 Ганжа Иван, уманский полковник – 574 Гедиминовичи, древний княжеский род – 575 Геннади Г.Н., исследователь – 624 Георгий, св. мученик – 73, 74, 76, 189, 191, 294, 315, 316, 318, 519, 520, 584, 594, 595 Георгий Дука, молдавский господарь – 575 Георгий Куропалат, грузинский царь – 596 Гиппократ, греческий врач и философ – 615 Гоголь Н.В., писатель – 438 Голицын В.В., государственный деятель петровского времени – 618 Голицын Д.М., князь, русский дипломат – 24, 144, 262, 410, 575 Головей Христофор, инженер – 609 Головин А., государственный деятель петровского времени – 616 Головин Ф.А., глава Посольского приказа – 375, 382, 383, 617 Головлев П.Т., добрянский мещанин, владелец рукописи – 496, 531 Головлев Тихон, добрянский мещанин, владелец рукописи – 496, 531 Голубев И.Ф., историк и археограф – 486, 625 Голубев СТ., историк церкви – 484, 624 Гордон П., государственный деятель петровского времени – 616 Григорий, паломник, спутник Иоанна Лукьянова – 176, 301, 397, 443, 453, 544 Григорий Михеич, упоминается в рукописи – 496 Григорович-Барский Василий, писатель-путешественник – 396 Григорьев Матвей, приказчик – 117, 236, 365, 383, 396, 554 Григорьев Яков, старообрядец – 408 Гулиц A.A., киевский губернатор – 618 Гурьянова Н. С., исследователь – 415 Гюльнюш Эметтулах султан, мать турецких султанов Мустафы II и Ахмеда III – 616 Д авид (Давыд), израильско-иудейский царь, библ. – 103, 105, 106, 220, 222, 223, 344, 347, 348, 459, 552, 595, 596, 599, 602, 606, 607, 611–613 Давыд Стефанович (Степанович), калужский купец – 16, 123, 136, 241, 253, 372, 524, 556 Далтабан Мустафа-паша, турецкий визирь-616 Даль В.И., писатель и исследователь – 525, 566, 569, 619 Даниил, игумен, писатель-путешественник – 462, 463, 477, 501, 614, 618 Даниил, пророк, библ. – 7, 471, 562 Данилов Иван, греческий купец – 39, 157, 277 Данциг Б.М., историк – 409, 485, 625 Дашкевич Евстафий, казачий атаман – 573 Дашков П.И., помещик – 387, 389 Девлет-Гирей II, крымский хан – 563, 584

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но разделение церквей уже в настоящий период намечено не только в своей возможности, не только в благоприятных условиях и причинах, его произведших, — эти причины существовали раньше самого христианства, — нет, оно дано было уже в самом обнаружении: церкви греческая и латинская уже пережили 35 лет (484—519) в формальном разрыве между собой, фактически могли убедиться в возможности существования одной без другой. Равным образом и папство в наш период не только зародилось, но и достигло, хотя и незаметно, довольно значительного роста. Николай I, которым открывается следующий период церковной истории, имел за себя довольно солидные прецеденты; а это был, по образу своих мыслей и действий, вполне средневековый папа. Отдел первый. Церковь и государство  Настоящий период церковной истории открывается фактом обращения римского императора в христианство. Замена враждебных отношений государства к церкви нормальными, юридическими, превращение христианской религии в государственную, — это событие, в собственном своем элементе коснувшееся лишь внешней стороны церкви, сопровождалось столь обильными последствиями, что не могло не отразиться и на внутреннем строе церковных отношений. Даже такая глубоко внутренняя сторона церковной жизни, как постепенно развивающееся выяснение учения веры, в своих исторических обнаружениях стоит в тесной зависимости от факта изменившихся отношений церкви к государству. Оставайся христианская церковь в своем прежнем положении, — прошли бы целые века прежде, чем состоялся бы вселенский собор. Борьба с ересями отличалась бы иным характером, и если догматические ее результаты были бы те же самые, то, весьма вероятно, ее история была бы значительно другая.  Значение факта новых отношений между церковью и государством для христианской религии понимают различно. Со дней Готфрида Арнольда в значительной части церковной исторической литературы установился обычай — оплакивать эту перемену. У протестантских авторов нередко слышится жалобная нотка: с эпохи Константина датируют «омирщение» церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Одно является цитатой Ефрема Сирина, который выражает мысль Христа, обращенную к апостолу Петру следующим образом: " Симон, мой последователь, я сделал тебя основанием Моей святой Церкви. Я вовремя назвал тебя Петром, поскольку ты будешь поддерживать все ее здания. Ты являешься старшим над всеми, кто будет на земле строить для Меня Церковь. Если они пожелают построить то, что ошибочно, ты, основание, будешь осуждать их. Ты являешься источником фонтана, из которого проистекает учение, ты глава моих учеников. Через тебя я дам напиться всем людям. Ты - дающая жизнь сладость, которую Я раздаю. Я избрал тебя, чтобы ты был первородным в моем строении, и как наследник, ты будешь исполнителем всех Моих желаний. Я дал тебе ключи Моего Царства. Смотри, Я дал тебе власть над всеми Моими сокровищами " (Гомилии). Второе свидетельство - другой значительной фигуры восточного богословия, св. Максима Исповедника: " Концы земли, и любой в каждой ее части, кто чисто и правильно исповедует Господа, смотрит прямо на святейшую Римскую Церковь и ее исповедание веры, как на солнце незаходимого света, ожидая от ее сверкающего сияния священных догм наших Отцов, согласно тому, что твердо и благочестно определено богодухновенными и святыми Соборами. Так, со времени схождения к нам Воплощенного Слова все церкви в каждой части мира считали, что только одна величайшая Церковь является их основой и твердыней, считая, что согласно обещанию Спасителя нашего Христа, врата ада никогда не одолеют ее, что она имеет ключи православного исповедания и правильно верит в Него, что она открывает истинную и исключительную религию таким людям как путь к благочестию, и она закрывает все еретические уста, которые говорят против Всевышнего " (Opuscula theologica et polemica). В то же самое время с восточной точки зрения не только престол Рима, но также и престол Константинополя обладает апостольством как основанием его первенства. Апостоличность Церкви Византиума, города, который был избран Константином для того, чтобы создать новую столицу своей империи, упоминался в сирийском переводе древнехристианского текста, Doctrina apostolorum. Этот документ упоминает Апостолов Луку, Иоанна и Андрея как тех, кто отвечал за христианизацию этого региона. Традиция апостоличности престола Константинополя особенно развилась в период акакиевой схизмы (484-519). Она также проникла и в государственное законодательство, в Новеллу 24 императора Ираклия, которая называет престол Константинополя " Апостольским " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Ивата Яков – 62, 92, 123, 163, 173, 192, 225, 243, 380, 545, 574, 607, 730, 742, 745, 802, 815, 841 Игнатий, свящ. – 80 Игнатий Богоносец , священномученик – 10 Игуци Иоанн (Иван) – 33, 55, 460, 821, 822 Игуци Иосиф – см. Игуци Иоанн Идзуми Иоанн – 625 Иениш Николай Христианович – 240 Извольская Елена – 751 Извольская Маргарита Карловна – 357, 751, 790 Извольский Александр Петрович – 172, 267, 268, 270, 272, 273, 275, 287, 317, 325, 342, 357, 362, 386, 390, 393, 440, 444, 445, 459, 486, 487, 488, 518, 526, 527, 546, 590, 607, 616, 672, 706, 710, 731, 740, 747, 758, 790 Извольский Гриша – 440, 751 Издебский Антон Михайлович – 710 Иеремия, христианин из Батоо – 55 Иеясу, царская династия – 295 Иисус Христос – 72, 89, 124, 133, 149, 184, 185, 206, 242, 246, 276, 315, 349, 367, 392, 394, 436, 452, 453, 461, 484, 485, 503, 505, 519, 535, 547, 579, 583, 593, 607, 612, 629, 630, 632, 634, 636, 723, 758, 759, 777, 779, 781, 788, 830, 865, 873, 874, 905 Илия, пророк – 634, 821 Имада Андрей – 114, 115, 214, 345 Имада Екатерина – 214 Имамура Алексей – 551, 730 Имамура Варнава – 256, 290 Имамура Екатерина – 823 Имамура Любовь – 256, 290 Имбри, миссионер – 525 Инаба Иоанн – 555, 561, 580 Инагаки – 338 Иннокентий, архимандрит – 66, 117, 119, 144, 267, 278, 304, 339, 343, 390, 394, 406, 408, 416, 574, 612, 702, 709, 751, 784, 843, 880, 903 Иноуе Петр – 496 Иоанн, евангелист – 242, 418, 711 Иоанн Златоуст – 216, 389, 429, 507, 533, 583, 717, 743, 771, 793, 826 Иоанн Креститель – 316, 634, 705, 860 Иоанн Кронштадтский – 172, 279, 284, 285, 389, 395, 502, 503, 540, 557, 575 Иоанн Предтеча – см. Иоанн Креститель Иозефович Елисавета Алексеевна – 863 Иозефович Яков Варфоломеевич – 760, 761, 863 Иона, пророк – 102 Иона, регент Троице-Сергиевой Лавры – 180 Иосида И. – 673, 685, 689, 694, 703, 713 Иосида Павел – см. Павел Иосими, христианин из Коодзимаци – 717, 718 Иосиф, библейский персонаж – 648 Иосиф, святой – 759 Иосиф, иеромонах – 159, 165, 182 Иосиф Прекрасный – 913 Иосия, иеромонах – см. Иосиф, иеромонах

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Ицидзи Кирилл – 461 Ицикава Гавриил – 120, 535–538 Ицикава Климент – 220 Ицинохе Иоанн – 57 Ка Стефан – 511 Каваба Кирилл – 498 Кавагуни Андрей – 407 Кавагуци Афонасий – 76 Кавагуци Гавриил – 196, 198 Кавагуци Марина – 197 Кавагуци Павел – 317, 332, 336, 338–343, 347, 554, 600, 601–606 Кавагуци Петр – 399 Кавада Петр – 30 Кавадзима Николай – 68, 784–786, 788 Кавай, семья – 588, 589 Кавай Петр – 392, 586, 587 Кавамата – см. Сакай Иоанн Кавамота, католик – 400 Кавамото Иоанн – 668 Кавамото Яков – 376, 359, 360 Кавамура, морской министр – 145 Кавамура Иоанн – 667 Кавамура Марина – 227 Кавамура Моисей – 605 Кавамура Никанор – 214 Кавамура Петр – 72 Кавамура Стефан – 221 Кавано Елисавета – 155, 156 Кавано Петр – 19–23, 111, 155–160, 180, 229, 469, 470, 472, 473, 475–482, 484, 491, 497, 502, 635 Кавасака Моисей – 452 Кавасаки Андрей – 76, 286, 665, 789 Кавасаки Иоанн – 76 Кавасаки Петр – 349 Кавасима Николай – см. Кавадзима Николай Кавата Яков – 42 Каваци Иоанн – 407, 551, 554 Кага, князья – 153 Кагае – 202 Катета – см. Кангета Кадзима Лука, в Мацуе – 499, 523, 525, 526, 528, 538 Кадзуно Филипп – 228 Кадо Александр – 354 Кадо Елисей – 39, 40, 332, 340, 349, 355, 366, 789 Каин – 718 Кайеда Иоанн – 149 Кайкубо Ирина – 370 Какамори – 170 Какехаси Надежда – 536, 537 Какехаси Петр – 382, 394, 537, 588, 589, 590, 591 Какита, семья – 562 Какита Марина – 560, 561 Какита Софья – 559, 561, 562 Какита Сусанна – 560, 561 Камада Александр – 240 Камада Анна – 240 Камеда Марк – 382, 404, 405, 407, 567, 569 Камея Григорий – 195, 196, 200 Камеи (Камей) Дамиан – 195, 197–199, 519, 536 Камеи (Камей) Петр – 354–356 Камея Илия – 200 Камея Исаия – 195, 196, 200 Камея Лука – 371 Камея Лукия – 200 Камея Марина – 197, 200 Камея Стефан – 196, 199, 200 Камико – 165 Камия Григорий – 399 Камия Исайя – 277 Камия Стефан – 399 Камияма Аихара – 215 Камо Андрей – 172, 202 Камогава Исаия – 105, 106 Камой Григорий – 513 Камой Иоанн – 655, 658, 739 Камой Стефан – 513, 527, 530 Канаёси; врач – 477, 479 Какай Стефан – 721, 722

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

  II Bceлehckuй собор в Константинополе 381 г . Никео-Цареградский символ. Церковная политика Фeoдocuя I Великого после собора 381-382 гг. Арианство у готов. Арианство на западе. Переходное время от триадологических споров к христологическим. Положение церкви в Малой Азии. Сирия. Антиохия. Попытки ликвидации Антиохийской распри. Иерусалимская церковь. Начальная история монашества. Блаженный Иероним. Оригенистские споры. Государственная обстановка. Св. Иоанн Златоуст. Смута в церкви из-за насилия над Златоустом. Христологические споры. Аполлинарий Лаодикийский. Христология у возражателей Аполлинарию. Антиохийская христология (Диодор Тарсский и Феодор Мопсуестийский). Несторианство. Св. Кирилл Александрийский.   III Bceлehckuй собор 431 г . Открытие III Bceлehckoro Ефесского собора 431 г. Завершение Ефесского собора 431 г. миром 433 г. Согласительное исповедание 433 г. Новая полоса борьбы школ антиохийской и александрийской. Феодор Мопсуестийский. Монофизитство. Ефесский Вселенский собор 449 г. («Разбойничий» — «Latrocinium Ephesinum»).   IV Bceлehckuй собор 451 г. в Халкидоне . Конец Нестория. Халкидон (451 г.). Победа 28-го правила Халкидонского собора в истории. Халкидонская проблема в понимании русских мыслителей. Монофизитство востока после Халкидона. Волнения в Палестине. В Египте. Перемены на троне и шатания императоров. Императоры Зинон (474-491 гг.) и Василиск (475-476 гг.). 1-е отступление от Халкидонского собора. Энкиклион (475 г.). Падение Василиска и возвращение Зинона (476 г.). Поворот к Халкидону. Второе отступление от Халкидона. Энотикон. 35-летнее разделение церквей (484-519 гг.) из-за Энотикона. Рост монофизитства в Константинополе. Севир. Конец 34-летнего раскола с Римом (484-518 гг.). Конец разрыва. Движение монахов-скифов. Первый приезд римского папы в Константинополь.   Император Юcmuhuah I Великий (527-565 гг.) и V Bceлehckuй собор . Юcmuhuah I Великий (527-565 гг.). Непредвиденный богословский указ Юстиниана 533 г. Зарождение идеи V Bceлehckoro собора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

  Виталий   (ок. 314 - ок. 320)     свт. Филогоний   (ок. 320-324)     свт. Евстафий    (324/25-330)     Павлин Тирский    (330, 6 месяцев)     Евлалий   (331-332)     Евфроний   (332-333)     Флакилл (Плакент)    (333-342)     Стефан I   (342 - лето 344)     Леонтий   (344-357)     Евдоксий   (358 - сент. 359)     Аниан (Ананий)    (сент. 359)     свт. Мелетий    (кон. 360-381, с перерывами)     Евзоий   (360/61-376)     Павлин   (362-388), глава евстафиан     Виталий   (375?)     Дорофей   (376-381?)     свт. Флавиан    (кон. 381 - сент. 404), глава мелетиан     Евагрий   (388-392/93), преемник Павлина     Порфирий   (404-414?), преемник Флавиана     Александр I   (414-424)     Феодот   (424-428)     Иоанн I   (428-441/42)     Домн II (Домнин I)    (441/42-450)     Максим   (451-455)     Василий   (457-458)     Акакий   (458-459)     Мартирий   (459 - ок. 470)     Петр Гнафевс, монофизит    (ок. 469-471)     Юлиан   (471-475)     Петр Гнафевс, вторично    (475-476)     Иоанн II   (кон. 476 - нач. 477)     Стефан II    (весна 477-479)     Петр Гнафевс, в 3-й раз    (478-479)     Календион   (479-484)     Иоанн III     Петр Гнафевс, в 4-й раз    (485-489)   Палладий   (490-498)     Флавиан II    (498 - осень 512)     Севир, монофизит   (18.11.512 - 29.09.518)     Павел II    (лето 519 - весна 521)     Евфрасий   (весна 521 - 26.05.526)     свт. Ефрем    (апр. или май 527-545)     Сергий Телльский, монофизит (50-е гг. VI в.)     Домн III (Домнин II)   (545-559)     свт. Анастасий I Синаит   (559-570)     свт. Григорий I   (570-593)     свт. Анастасий I, вторично    (25.03.593-598)     сщмч. Анастасий II    (нач. 599 - сент. 609)     вдовство кафедры    (30 лет)     Григорий II     Анастасий III     Македоний, в К-поле   (ок. 639/40 - после 649)     Георгий I, в К-поле   (?- ок. 655)     Макарий I, в К-поле   (ок. 655 - 8.03...5.04.681)     Феофан, в К-поле   (31.03.681 - ?)     Фома, в К-поле   (?- ок. 685)     Севастиан     Георгий II    (ок. 695 - ок. 702)     Александр II   

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

  This dramatic failure was expected by the Russian patriarchate even before the official dialogue started in the mid 80’s. The Russian patriarchate didn’t recognize the Chambsey 1990 agreement and didn’t include it in its official publications. Clearly, a number of factors combined together to push the whole procedure to this dead end. In order to avoid them in the new attempts at dialogue, we need to shed light on these factors.   Undermining the Church Fathers cannot be a solution   Before beginning a dialogue, the aim should be understood. The idea should not become an attempt to harmonize two different traditions, but we should help the other side to discover where truth lies in our divinely inspired teachings that have been handled via the Fathers and the holy Ecumenical Councils down centuries without ceasing to preach the same Gospel of Christ everyday with the same truth. This tradition is the base of the Church and undermining it could never be a solution. Strikingly, the 9 th paragraph of the 1990 official agreement states that “both traditions maintained the same Christological Orthodox faith although they have used different terms” reducing the whole writings, councils and legacy of the Orthodox Church for 1500 years into what they called “terminological misunderstanding”!     Such a conclusion is undermining the whole Orthodox legacy and the credibility of the Church Fathers as if they built their conclusions in the four Ecumenical Councils regarding Monophysitism out of political motivations, ignorance or fanaticism. History gives us an entirely different view. The Fathers of the Church had the capacity to open a dialogue with a strong will for reconciliation, but the difference was illustrated when the Fathers loved to give the schismatics bread instead of stone (cf. Matt 7: 9). When Acacius, the Patriarch of Constantinople, tried to shift the basis of reconciliation out of orthodoxy and the acceptance of the holy fourth Ecumenical Council, the Catholic Church suffered a 35 year schism between Rome and Constantinople (484519). This is exactly what Monophysite leaders want; a unity excluding Chalcedon and our Ecumenical Councils from its base as Shenouda III the patriarch of Copts said: “There should be no explicit reference [in the joint declaration 1990] to the fourth Ecumenical Council or Pope Leo of Rome for reasons of pastoral prudence”. The Fathers and doctors of the Church expressed the Orthodox doctrine in Christ In accordance with the seven holy Ecumenical Councils. From Chalcedon in 451 until Nicaea in 787, the Fathers and saints had very long debates and written exchanges with the Monophysites. Even after that time, the Orthodox kept their dialogue with the schismatics even under the severe Islamic siege of Constantinople.

http://pravmir.com/the-history-and-devel...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010