Сам Халкидонский Собор прямо не осуждался, но анафематствовался «всякий или думавший, или думающий нечто иное, или теперь, или когда бы то ни было, или в Халкидоне, или на каком бы то ни было Соборе» ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 14). Неясность была в том, что этот выпад против Халкидона можно было относить по желанию либо к Собору как таковому, либо к высказываниям отдельных его членов, не вошедшим в Халкидонский орос. Энотикон еще больше, чем Энкиклион, стремился установить компромиссное равновесие между православными и антихалкидонитами. Вновь обходились молчанием формулы «единая природа» и «в двух природах». Предполагалось, что каждый останется при своем, хотя бы временно, но церковное общение 2 партий будет твердо восстановлено. Политика компромисса вновь потерпела поражение. Самым значительным последствием Энотикона явился церковный разрыв Рима с К-полем (484-519), именуемый «акакианской схизмой», по имени патриарха, к-рого из политического конформизма представили на Западе главным виновником Энотикона. Мира не наступило, церковная жизнь была наполнена борьбой различных направлений. Еще тяжелее положение стало при имп. Анастасии I, к-рый явно склонялся к антихалкидонизму. Большой гнев жителей К-поля вызвала сделанная имп. Анастасием вставка в Трисвятое слов «распныйся за ны». Эта вставка была заимствована у антихалкидонитов и воспринималась православными как еретическая. Прекращение акакианской схизмы произошло благодаря имп. св. Юстиниану, к-рый уже в правление своего дяди Юстина I (518-527) играл решающую роль. Во время своего правления (527-565) св. Юстиниан влиял на церковную жизнь в двойном качестве - императора и богослова. Поначалу св. Юстиниан выступал с позиции «строгого халкидонизма». Когда «скифские» (с низовья Дуная) монахи выступили с инициативой согласования Халкидона с учением свт. Кирилла Александрийского, и в частности защищали «теопасхитскую» формулу «Един от Троицы был распят и пострадал», св. Юстиниан, в высокой степени заинтересованный в единомыслии с Римом, где болезненно воспринимали любое действительное или мнимое покушение на Халкидонское вероучение, отправил папе Гормизду письмо от 29 июня 519 г.

http://pravenc.ru/text/155498.html

Формальные канонические разрывы между церквами не есть при этом явления ничтожные. Как всякое право и закон, они имеют свою юридическую, формальную силу, реальность правового порядка. Канонами ставятся пределы «своего» и «чужого». «Своя» церковь, иерархия, трапеза евхаристии, всякая святыня и — «чужая», мне, для меня запрещенная, даже заклятая, но для других спасительная. «Свой» источник благодати и — «чужой». «Им» — во спасение, «мне» — в суд и во осуждение, ибо я, беря не мне принадлежащую святыню, совершал бы преступное вторжение в чужие пределы и похищение чужой собственности. Таково объективное значение канонического заклятия. Оно разделяет церкви практически. Субъективно для каждой стороны оно кажется абсолютным. Но опыты воссоединений, когда взаимно закрытая и заклятая святыня той или другой церкви опять становится взаимно действительной не только сейчас, но и в прошлом, за время разделения, непререкаемо показывают, что абсолютности в границах, воздвигаемых канонами, нет, что и при канонически завершенном разделении церквей объективное единство может оставаться нетронутым. Оно лежит на глубине, недосягаемой для субъективно довлеющих практических, канонических разделений. Продолжим примеры. Политика византийских императоров V — XI веков, злоупотреблявшая верой церкви во имя государственных компромиссов, вызывала целую серию разрывов между великими половинами церкви Запада и Востока. С 484 по 519 год длился тридцатипятилетний канонический разрыв Рима с Востоком из-за «энотикона» имп. Зинона и КПльского патриарха Акакия, делавших уступки монофиситам. Патриарх Акакий лично был анафематствован римскими папами. Отлученными они считали преемников Акакия: Фравиту, Евфимия, Македония, Тимофея. Папа Гормизд потребовал как жертву примирения вычеркнуть их всех из церковных диптихов. КПльской иерархией в 519 году это было сделано, хотя и с тяжкими воздыханиями, ибо Евфимия и Македония народ считал святыми. Они действительно были защитниками халкидонского православия, за которое стоял Рим. Далеко не все города пошли за столицей в этой уступке Риму. В Фессалонике был даже целый бунт. Но все-таки мир был куплен ценой покаяния со стороны церкви КПльской. Зато и Рим, анафематствуя Акакия, не отрицал благодати священства за поставленными им епископами и клириками, что следовало бы по строгой логике. Благодатная жизнь византийской церкви за 35 лет разлуки между церквами была принята Римом без всякого опорочивания, как жизнь реально спасительная. Во всяком случае тут произошла не «уния», не «присоединение» Востока к Риму, а просто восстановление мира церковного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

При этом, естественно, решено было пожертвовать Иоан­ном Талайем, который бежал в Рим и там получил поддержку. На запрос папы Римского Феликса, преемника скончавшегося в 483 г. Симплиция, о том, действительно ли Акакий вступил в общение с монофизитом Петром Монгом, получен был утверди­тельный ответ. Реакцией на него стал созыв Феликсом III собора в Риме, который 28 июля 484 г. объявил о низложении патриарха Акакия заодно с папскими легатами, отправленными в Констан­тинополь для встречи с ним и с императором Зеноном, которые, несмотря на данные им инструкции, сослужили в имперской сто­лице с Акакием, в их присутствии внесшем в константинополь­ский диптих имя Петра Монга. Разрыв общения между церква­ми Рима и Нового Рима продолжался 35 лет: с 484 по 519 г., и на Западе он получил название акакианской схизмы. После смерти Акакия в 489 г. на его место был поставлен Фра­нт, или Флаита, скончавшийся несколько месяцев спустя, и уже в 490 г. столичную кафедру занял святой патриарх Евфимий, последовательный халкидонит. Склонявшийся в монофизитскую сторону император Анастасий отправил его в 496 г. в ссылку, но и его преемник Македоний тоже оказался приверженцем диафизитства. В 511 г. он был низложен и отправлен в ссылку в Евхаиты – город на черноморском побережье Понтийского диоцеза. На его место, по указанию Анастасия, был хиротонисан послушный императору Тимофей, приемлемый для местных монофизитов. Между тем бурные события происходили после Халкидонско­го Собора и в Антиохии. Характеризуя религиозные настроения жителей Сирии, A.B. Карташев писал: «Здесь богословие элли­нов в школе Антиохии было явлением «аристократическим», не отражавшим вкусов масс. Носителями местного народного духа были монахи, а не епископы. В верхах епископата здесь господ­ствовал образ мысли несторианский, а в низах – монофизитский. Тут веял дух восточного дуализма и спиритуализма. «Ревнители благочестия» находили миа физис более мистическим и более благочестивым лозунгом, чем дуо физис. Ни Павел Самосатский, ни ариане здесь не были популярны из-за их «нечестивого» укло­на в отношении прославления Иисуса Христа... Здешним аске­там казалось, что правительство, римская церковь и Халкидонский Собор «несторианствуют»» 931 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

При этом, естественно, решено было пожертвовать Иоанном Талайем, который бежал в Рим и там получил поддержку. На запрос папы Римского Феликса, преемника скончавшегося в 483 году Симплиция, о том, действительно ли Акакий вступил в общение с монофизитом Петром Монгом, получен был утвердительный ответ. Реакцией на него стал созыв папой Феликсом III Собора в Риме, который 28 июля 484 года объявил о низложении патриарха Акакия, заодно с папскими легатами, отправленными в Константинополь для встречи с Акакием и императором Зеноном, которые, несмотря на данные им инструкции, сослужили в имперской столице с Акакием, внесшим в их присутствии в константинопольский диптих имя Петра Монга. Разрыв общения между Церквами Рима и Нового Рима продолжался 35 лет – с 484 по 519 год, и на Западе он получил название акакианской схизмы. После смерти Акакия в 489 году на его место был поставлен Фраит, или Флаит, скончавшийся несколько месяцев спустя, и уже в 490 году столичную кафедру занял святой патриарх Евфимий, последовательный халкидонит. Определенным образом склонявшийся в монофизитскую сторону император Анастасий отправил его в 496 году в ссылку, но и его преемник Македоний тоже оказался приверженцем диафизитства. В 511 году он был низложен и отправлен в ссылку в Евхаит – город на черноморском побережье Понтийского диоцеза. На его место по указанию Анастасия был хиротонисан послушный императору Тимофей, приемлемый для местных монофизитов. Между тем бурные события происходили после Халкидонского Собора и в Антиохии. Характеризуя религиозные настроения жителей Сирии, А.В. Карташев писал: «Здесь богословие эллинов в школе Антиохии было явлением “аристократическим”, не отражавшим вкусов масс. Носителями местного народного духа были монахи, а не епископы. В верхах епископата здесь господствовал образ мысли несторианский, а в низах – монофизитский. Тут веял дух восточного дуализма и спиритуализма. “Ревнители благочестия” находили миа физис более мистическим и более благочестивым лозунгом, чем дуо физис. Ни Павел Самосатский, ни ариане здесь не были популярны из-за их “нечестивого” уклона в отношении прославления Иисуса Христа. Поскольку здешним аскетам казалось, что правительство, Римская Церковь и Халкидонский Собор “несторианствуют”, постольку их ревность во славу Иисуса Христа считалась ими делом благочестия» .

http://pravoslavie.ru/55203.html

219, p. 69 sq. ; Glycatzi – Ahrweiler H. Recherches sur l’administration de l’Empire byzantine aux IX» – Xl " sièdes. Athènes-Paris, 1960, p. 10 sq. 469 По так называемой «Эсфигменской легенде», дезавуированной, впрочем, Жак Лефором, Ф. Томпсоном и др., как и вообще пребывание прп. Антония на Афоне. 470 Назаренко А. В., ТуриловА. А. Антоний//ПЭ. М., 2001. T. II. С. 602–603. Иначе: Thomson F. Saint Antony... P. 662–668. 471 Соловьев А. В. История русского монашества на Афоне//Записки Русского научного института. Белград, 1932. Вып. 7. С. 137–156; Мошин В. А. Русские на Афоне и русско-византийские отношения в XI–XII вв.//Из истории русской культуры. М., 2002. Т. 2. Кн. 1. С. 314; Житенев С. Ю. История русского православного паломничества в X-XVII вв. М., 2007. С. 130–131. 472 Хождение архимандрита Грефения обители пресвятыя Богородицы//ППС. Вып. 48 СПб., 1896. T. XVI. Вып. 3. 476 Странник Зосимы//Книга Хожений. С. 298; см.: Ченцова В. Г. О причинах путешествия русского паломника XV в. Зосимы на христианский Восток//Иностранцы в Византии. Византийцы за рубежами своего отечества. М., 1997. С. 52–54; Житенев С. Ю. Указ. соч. С. 205 и сл. 484 См. об этом: Гаврюшина Л. К. Святой Савва Сербский и Афон: взгляд из сербского и русского Средневековья»//Россия – Афон: тысячелетие духовного единства. Материалы международной научно-богословской конференции. М., 2008. С. 222–229. 487 Бокач Феодор, свящ. Афон. Значение Святой Афонской Горы в деле создания и распространения духовной культуры на Руси. Париж, 1959. С. 33. 489 До 1626 г. Святая Гора управлялась общим собранием всех обителей, во главе которого стояло выборное лицо – прот. 504 Известно, что в те годы в Пантелеймоновом монастыре жили: игумен, 15 священников, 7 диаконов и братии 170 человек. Церквей принадлежало монастырю – 15; господствовал общежительный устав. Интересно, что через 13 лет монастырь оказался совершенно пустым... 519 Составитель Служебника 1655 г. почему-то не упоминает об Эсфигмене, Григориате, Ставрониките, Константе (?) и Кастамоните.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

482 Стоглав, изд. Кожанчикова, стр. 112 ; по изд. Каз. Дух. Акад. вместо последних слов стоить «церковному суду», стр. 144. 486 Гл. X. ст. 25. Однородно ностановление и на Больш. Моск. Соб. См. выписку 17 П. С. 3. т. I, 412. 494 По Меланхтону – «князь, держащий меч, должен запрещать ереси и наказывать еретиков, причем в вопросах должно предшествовать суждение церкви. Так. обр. правитель становится истинным служителем Бога». Чичерин, т. I, стр. 339. 499 Белогриц-Котляревский, Преступл. против религии в важнейш. госуд. Запада. Ярославль, 1886, стр. 226. 501 Пособиями нам служат: Д. Из истории иностранных исповеданий в в XVI и XVII вв., M. 1886 г. и Его же, Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразования, M. 1890 г.; Гр. Д. Толстой, Русский католицизм вь России, т. I, СПБ. 1876 г . и отчасти М. Красножен, Иноверцы на Руси, т. I, Юрьев, 1900 г. 519 См. Ч. М. О. И. Д. Р. 1884 г. кн. отд. стр. 10–32. Лебедев относит написание этого слова ко времени совместного царствования и Петра Алексеевичей (1689–1696); автор его, по мнению Лебедева, или или архимандрит Спасова Нового монастыря Игнатий (предисл. стр. и V). Цветаев относит время написания «Слова» к 1684–1686 г.г. (См. его работу «Из Истории протестантства в России» стр. 231–236, примечание). Автором его Цветаев считает архимандрита Игнатия (Ibid, стр. 214). 526 Напр. в договорах Петровского времени об этом всегда встречается особая оговорка. См. след. главу. 529 Для древнейшего времени примером подобной конкурренции могут служить дела о наследовании, которые по Русской Правде (Кар. ст. 117 ) подлежали князю, а по уставу Св. Владимира – епископу. См. Лекции и исслед. по древн. истор. русск. прав. (СПБ. 1804 г.) стр. 353. 530 Так напр, Павел Новокомский ( 1552) уже отмечает, что епископы и др. высшия власти имеют право со всею строгостию наказывать распутство. См. В. Семенов, Библ. ин. пис. о России, т. I, стр. 53. 532 Напр., губными учреждениями, см. у Лекции, стр. 171, у Загоскина, в Истории права Москов. Госуд. т. I, в Уч. Зап. Каз. Унив., 1877 г., стр. 484.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

III, cap. 15 (Mg., t. 86, p. 2) col. 2625 AB; p. пер., стр. 145). Как папе Симплицию, так и его преемнику Феликсу III он жаловался на Монга и константинопольского патриарха Акакия. Желая разследовать дело, папа Феликс Ш отправил к императору Зинону в лице епископов–Виталия и Мизина посольство с просьбой– изгнать из Александрии Петра Монга, а патриарха Акакия прислать в Рим для оправдания в обвинениях, возведенных на него Иоаном Талайей (Ibld, cap. 18 (Mg., t. 86, p. 2) col. 2634В–2635А; p. пер., стр. 149–150). Ho император Зинон и патриарх Акакий, склонивши прибывших в Константинополь папских легатов на свою сторону, убедили их принять в общение Петра Монга. Что касается самого папы, то ему император Зинон сообщил, что Иоанн Талайя изгнан за клятвопреступление, а Петр Монг возведен на александрийскую кафедру лишь после исповедания вероопределений никейского и халкидонского соборов (Ibid., cap: 20 (Mg., t. 86. p. 2) col. 2637 AB; p. nep., стр. 150–151). Папа Феликс Ш, раздраженный независимым и резким тоном письма императора, на соборе в Риме (в 484 г.) отлучил от Церкви Петра Монга, как еретика, и осудил патр. Акакия (Ibid. cap. 21 (Mg., t. 86, p. 2) col. 2640BC; p. nep., стр. 153). Последний, узнав об этом, вычеркнул имя папы Феликса Ш из диптихов Ковстантинополя (Проф. Д. С. Робертсон, История христианской церкви от апостольского века до наших дней. Перев. проф. А. П. Лопухина . T. И. (С.-Петербург 1890), стр. 475–476). С этого именно времени и прекра-тилось общение между восточной и западной церквами, возстановленное лишь через 35 лет, при императоре Юстине I, в 519 году. Как бы особняком от разсмотренной части сочинения Иоанна Makcehцuя–De Cbristo profeesio fidei стоит еще одна часть (Ibid. (Mg., t. 86, p 1) col. 85B–86D), в которой автор излагает свои антропосотериологлческие воззрения. Этот отдел в данном сочинении, по- видимому, не имеет ничего общего с главной целью последнего– установить православный смысл положения–ипит е Trinitate passum esse. Однако, трудно думать, что эта часть coчuhehuя–De, Christo profession fidei составляет отдельный труд Иоанна Максенция или даже ему непринадлежит.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

    См. Echosd’Orient 1903, 6 с. 107-113.     Что значит «Друг истины». Текст этого сочинения был опубликован R. Hespel в Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, 133 (68), Sévère D’Antioche, LePhilalèthe , Louvain 1952.     Ibid. с. 112. Здесь автор говорит о сирийской рукописи Philalethe , из которой ясно, что Севир сочинил этот текст перед тем как стал епископом Антиохии. Другие монофизитские историки такие как Захария Ритор и Захария Схоластик датируют композицию Philalethe не позже 515 г. Именно в этом году в Тире состоялся собор епископов монофизитов противников Халкидонского собора.     Ibid. с. 108. Caesareamaritima это Кесария Палестинская или как её ещё называли «приморская».     Ibid. p. 109.     Ibid. См. так же Mansi, т. VIII, col. 577 и 1171.     В 519 г. после «акакиевской схизмы» (она длилась с 484 г.), говорит S. Vailhe, император Иустин I желал восстановить общение с Римом. Тогда он и его племянник Юстиниан были в переписке с папой Гормиздой. Папа, в свою очередь, просил вернуть на свои кафедры епископов Фому, Илью и Никостратия, которые были смещены во время императора Анатасия, который покровительствовал монофизитам. Один из них Илья епископ Кесарии приморской был  епископом этого города перед Иоанном Хозивитом, то есть до 518. В своём письме к папе Юстиниан принимает предложение папы относительно этого и признаёт Илию в качестве епископа Кесарии, однако оставляет всё без изменений, поскольку во что бы то ни стало хочет сохранить мир в Церкви. Поэтому он не стал смещать Иоанна, но, лишь после его смерти, которая случилась около 528 г. на епископскую кафедру вновь восшёл Илия. См. статью S. Vailhé, Echosd’Orient 1903, 6 с. 110.     Ibid. с. 112.     Catalogus , который составили S. E. и J. S. Assemani т. III, с. 221. Процетировано по R. Hespel, LeFlorilègeCyrillienrèfuteparSevèred’Antioche. Étude et édition critique (Bibliothèque du Musèon 37), Louvain, 1955, с. 8.     Ошибка преп. Анастасия Синаита заключается в том, что он перепутал так называемый «флорилегий халкидонитов», на который Севир ответил своим Philalethe с «Апологией Халкидонского собора» Иоанна Кесарийского.

http://bogoslov.ru/article/1943773

А что скажет о. Рафаил о Македонской Православной Церкви, которая самовольно отделилась от Сербской Патриархии? Формально все поместные Церкви осуждают этот раскол, но я был свидетелем сослужения македонских священников с болгарским духовенством… С IV по VIII века Константинопольский патриархат состоял в разрыве с Римом в общей сложности 203 года, а именно: а) По делу св. Афанасия и ариан, от Сардийского собора 343 г. до вступления на патриарший престол св. Иоанна Златоуста (398) – 55 лет; б) по поводу осуждения св. Иоанна Златоуста (404-415) – 11 лет; в) по делу патриархов Акакия и Генотика (484-519) – 35 лет [xxxxxxx] ; г) по делу монофелитов (640-681) – 41 год; д) по делу иконоборцев (726-787) – 61 год . Можно ли утверждать, что во все эти периоды Церковь была только на Западе (который был прав) и ни ее, ни ее таинств не было на Востоке? Я полагаю, что Церковь была и там и там. А, значит, не всегда «развязанное» епископом на земле развязывается и на Небе (вспомним попытку св. Мефодия «отвязать» от Церкви 20 000 ее служителей, а также лишение св. Николая Чудотворца архиерейского сана по суду Первого Вселенского Собора [yyyyyyy] ). Как говорит митрополит Киевский Владимир (Сабодан), – «св. Киприан не исключал возможности невольной ошибки со стороны епископа, если притворное покаяние он примет за искреннее и даст полное отпущение лицемерно покаявшемуся. В таком случае нельзя отождествлять церковного суда с судом Божиим. Сам праведный Господь, Который поругаем не бывает, исправит допущенную по неведению ошибку епископа. На небе разрешается и прощается Богом то, что разрешено епископом на земле, – но не все, а только то, что достойно разрешения и прощено правильно» . «Господь исправит приговор своих рабов» (св. Киприан Карфагенский. Послание 55. Антониану) . Ну, а если не всегда то, что иерарх сочетает Церкви на земле, причтено к ней на Небе, то может быть верным и обратное: не всегда то, что земная церковная власть отделила от Церкви здесь, отделено и для Бога. По формуле блаж. Августина – «Множество людей Бог признает своими, но не Церковь; многих также признает Церковь, но не Бог» [zzzzzzz] . Только в этом случае можно совместить обилие церковных междоусобиц (и в прошлом [aaaaaaaa] и в настоящем) с «четким определением Церкви в Символе веры, обязательном для христианина», которое, как кажется архим. Рафаилу, «о. Андрея не удовлетворяет» .

http://predanie.ru/book/71831-vyzov-ekum...

Боровой Виталий Михайлович (с. Нестеровка Борисовского уезда Минской губ. (ныне Докшиц- кий район Витебской обл., Беларусь), 18 января 1916 г.– Москва, 7 апреля 2008 г.), профессор – протопресвитер. Из крестьян. Окончил Виленскую ДС (1936 г.). С 1936 г. учился на православном отделении богословского факультета Варшавского университета; не завершил обучения из-за начавшейся 1 сентября 1939 г. Второй мировой войны. С осени 1939 г. преподавал русский и белорусский языки и историю русской и белорусской литературы в школе в родной деревне (осенью 1939 г. вошла в состав СССР). Участник возрождения церковной жизни в Белоруссии в условиях оккупации в годы Великой Отечественной войны. Летом 1944 г. ввиду наступления Красной Армии подлежал депортации в Германию, однако сумел скрыться. 29 октября 1944 г. архиепископом Минским и Белорусским Василием (Ратмировым) рукоположен во диакона и 1 ноября – во иерея, назначен настоятелем Петропавловского собора Гомеля. С октября 1945 г. возглавил организацию Богословско- пастырских курсов в Жировицком Успенском монастыре; инспектор курсов. После преобразования курсов в Минскую ДС (1947 г.) – секретарь ее правления и одновременно преподаватель общей церковной истории, латинского и английского языков. К Пасхе 1953 г.– протоиерей. 30 июля 1954 г. переведен в Ленинградскую ДС преподавателем общей церковной истории; одновременно с 1 сентября 1954 г.– старший помощник ее инспектора. 7 декабря 1954 г. ему разрешено сдать экстерном экзамены за IV курс Академии и написать кандидатское сочинение. С 1 сентября 1955 г.– преподаватель истории древней Церкви; 13 декабря 1956 г. утвержден доцентом кафедры истории древней Церкви Ленинградской ДА. Магистр богословия («Церковная политика Византийских императоров в связи с так называемой «Акакианской схизмой» (484–519)»). Почетный доктор богословия Ленинградской ДА («О коллекции Авеллана»). 5 октября 1962 г. утвержден в звании профессора Ленинградской ДА по кафедре западных исповеданий. С 5 июня 1959 г.– сотрудник ОВЦС (с 28 августа 1960 по 15 февраля

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010