Написавши послание, Ап. Павел послал его в Колоссы с Тихиком, которого сопровождал Онисим, несший послание к Филимону. Так как оба послания написаны в одно время (около 63 года) и в одном месте (в Риме) 448 , при одних состояниях духа Апостола, то неудивительно, что в некоторых мыслях и словах сих посланий замечается некоторое сходство. Кроме сего, послание к Колоссянам во второй своей части имеет сходство с посланием к Ефесянам, но только там все внушается более пространно, а здесь кратко, как бы делается напоминание. Этим, может быть, объясняется и завещание дать прочесть послание другим, равно как взять для прочтения у них 449 . Содержание послания Содержание послания вполне соответствует тем духовно-нравственным запросам, которые предъявлялись состоянием веры и жизни Колоссян. После обычного приветствия, Апостол похваляет веру и жизнь Колоссян и говорит, что он молится о полноте познания ими воли Божией во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его (1:1–11). Далее он благодарит Бога за совершение нашего спасения и усовершения, причем говорит, что Бог призвал нас к участию в наследии святых во свете, избавил нас от тьмы, ввел в Царство Сына Своего, в Котором мы имеем искупление кровию Его и прощение грехов. Он есть образ Бога невидимого, перворожден всея твари. Той есть прежде всех, и всяческая в Нем состоятся. И Той есть глава телу Церкви, Которого мы проповедуем, научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершеннейшим во Христе, для чего тружусь и я (1: 12–29). Указав потом на величие дела проповеди о Христе, Апостол сообщает, что он печется и о Колоссянах и именно о том, чтобы они обогатились совершенным разумением, необходимым для познания тайны Бога Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (2:1–3). Определивши величайшее значение Иисуса Христа, Апостол открывает, почему он преподал им это великое учение, а именно, чтобы они, как приняли учение о Христе, так бы и содержали его, чтобы не прельстили их вкрадчивыми словами, тщетною лестию, или философиею по стихиям мира и по преданию человеческому, а не по Христу, в Котором обитает вся полнота Божества телесно. И вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, обрезанием Христовым. Быв погребены в нем в крещении, в Нем вы и воскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых. И вас оживил вместе с Ним, простив вам все грехи (4–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Если имею дар пророчества, знаю все тайны, имею всякое познание и всю веру так, что могу и горы переставлять, а не имею любви; то я ничто. И если я раздам все имение мое, отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы». Здесь Апостол говорит не о любви родительской или супружеской, или о какой-либо плотской, но о любви всеобщей, христианской, бескорыстной, которая для Бога и для ближнего ничего не жалеет, которая все покрывает, всему верить, всего надеется, все переносит. Такую-то любовь имел и Христов возлюбленный ученик, св. Ап. Иоанн Богослов. Ах! Любовь, святая любовь, Божественная, пренебесная любовь! Кто тебя в сердце имеет в настоящие времена? Искал какой-то мудрец со свечою на земли честного человека, и не нашел; ищите ныне так любящего со многими зажженными свечами – и не найдете. Все ныне христиане любят, кроме Христа и Христовых братий; все ныне христиане любят – и деньги, и красоту женскую, и наряды, и роскошь, и всякие вещи и удовольствия, – а любящих Бога всею душею, всею мыслью и всем сердцем не усматриваем. «Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит», говорит Апостол Павел. Да, такая любовь действительно никогда не умирает. Сей то любви мы должны искать, чтоб наследовать жизнь вечную. Просить сей любви мы должны у нашего Господа Иисуса Христа, – насаждать должны во глубине сердца нашего: умри за Христа и получишь любовь, умертви страсти в твоем сердце и возрастишь плод истинной любви Христовой. Господи! молитвами возлюбленного ученика Твоего, даруй нам сию пренебесную любовь и воскреси наши мертвые сердца – возжги любовь вечную, никогда не умирающую. Аминь. Читать далее Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

16 . И непщевах 447 разумети: сие труд есть предо мною. С Евр.: «И думал я, как бы уразуметь это; но это трудно было в глазах моих». Т.е. когда я задумал понять судьбы Божии в распределении участи людей на земле, когда стал размышлять о сем, тогда оказалось это делом трудным для меня. «Предположив, что знаю столь глубокие суды Божии, встретил для себя трудности потому что суды Божии глубоки и неизследимы» (Св. Афан.). 17 . Дондеже вниду в святило 448 Божие, и разумею в последняя их. С Евр.: «Доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их». Под вхождением во святило Божие св. Афанасий разумеет время будущего суда Божия. Т.е. тогда уразумею, почему благочестивые страждут, а нечестивые благоденствуют, когда настанет время суда Божия; тогда Господь воздаст каждому по делам его (Св. Афан.). Бл. Феодорит разумеет самый храм: «Но оставив другие помыслы, рассудил я, что в наказание за прегрешения Бог предал меня на труды и бедствия (т.е. в Вавилон. плену). Впрочем, я возвращусь, узрю освященный храм Его, увижу злый конец их» (т.е. Вавилонян). 18 . Обаче за льщения 449 их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. С Евр.: «Так! на скользких путях поставил Ты их, и низвергаешь их в пропасти». Т.е. за коварство нечестивых Ты определил им жестокия наказания, низлагаешь их; когда они гордятся, «возвышение их обратится для них в падение» (Св. Афан.). 19 . Како Быша в запустение? Внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое, яко соние востающего. С Евр.: «Как нечаянно пришли они в раззорение, изчезли, погибли от ужасов! Ст. 20: как сновидение по пробуждении». Св. Афанасий разумеет вообще нечестивых, «для которых настоящее богатство их вменится как бы в пустые и всякой тени тончайшие призраки сновидцев»; а бл. Феодорит относит к Вавилонянам, «которые кичились и тщеславились, как обладатели целой вселенной, но внезапно утратили владычество и впали в крайнее рабство». 20 . Господи, во граде Твоем образ их уничижиши. С Евр.: «Так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их». «Град Господень, – говорит св. Афан., – есть вышний Иерусалим; образ их – образ Иерусалима земного. Смысл же речи таков: поскольку носят они (нечестивые) на себе образ Иерусалима земного, а не небесного, то и будут уничижены за сие». «Владычество Вавилонян пророк уподобляет образу сохраняющемуся малое время. Уничижиши, т.е. накажешь за злочестие в Твоем граде» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Ибо честь изображения, говорит он, восходит к первообразу 14 ; следовательно, [восходит к нему] и бесчестие. Итак, смотри, кого [святые отцы] попирают. [Col. 448] 6 . Откуда это ты, вечный пустослов, [взял], что Слово, для того чтобы утвердить в людях богопочитание и научить более ясному познанию о Себе, дало закон изображать один только Крест? Этого мы еще до настоящего дня не слышали; но [слышали], что явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам ( Тит.2:11–14 ). Итак, Слово дало Себя Самого, по благоволению Отца и при содействии Святого Духа, не для того, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир, как Он Сам сказал ( Ин.12:47 ). И Он даровал также Свое собственное тело, как [Он Сам] снова говорит: хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин.6:51 ). Причащение Божественных Таин и есть богопочитание в первом своем значении, наиболее ясное познание и закон, так как совершать это в Его воспоминание нам повелено Божественною заповедию ( Лк.22:19 ). Если же [мы почитаем] и Крест, то [поступаем] хорошо и совершенно естественно, но почитаем его неодинаково и иначе. Равным образом мы почитаем и копье, и гвозди, и нечто другое, если это имело отношение к животворящему страданию. И одно – пострадавшее, а другое – орудия страдания; одно – священное и божественное (τ γιον κα θεον), а другое – освященное и обожествленное (τ γιασθντα κα θεωθντα). Смотри, какое различие (διαφορτης). Итак, как же ты, оставивши то, что написано, утверждаешь то, что не написано? Каким образом ты, утверждая [это], главное оставил без внимания, а меньшее выдвинул вперед? Каким же образом ты, настаивая на том, что только это одно [крест] может быть изображаемо, доказал, [что это предано] божественным законом? Вот невежество, вот своевольное неразумие! Такова ложь, не имеющая ни света, ни доказательства истины. Но рассмотрение должно быть предпринято снова. [Col. 449]

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

До сих пор славословие Серафимов произносится в небесах, вне пределов земли: но вот наступает время, когда и вся земля исполняется славы Божией. Это пророческое откровение о том времени, которое также начинается славословием Ангелов: „Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение“. ( Лк. 3:13–14 ). 4 . И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. Мир духовных существ влияет и воздействует на материальный мир не только прямым действием физических сил, которыми он управляет по повелению Творца, но и самым присутствием своим, самым гласом хваления, хотя звуки эти остаются неслышными материальным органам слуха животного тела, находясь вне сферы его восприимчивости 447 . „Верхи врат“ или по другому переводу: „основания порогов“ начинают колебаться от гласа Серафимов: дом наполняется „курениями“, т. е. земной воздух наполняется живительными благоуханиями, вносящими радость в душу человеческую. Бог вездесущ, но Ему угодно проявляться более ясно для разумного существа в грубой земной плоти облеченного, лишь в известные времена и в известных местностях на земле. Появление солнца с востока, символизирующего явление Господа, согревающего душу человеческую, рисуется в Песн. 3:6 , как бы столбы дыма, окуриваемого миррою и фимиамом 448 . Исторически мы знаем проявление присутствия Божия и в огне купины, и в столбе огненном и облачном в пустыне и дыме, коим курился Синай и в освящении скинии в пустыне и в освящении храма Соломона 449 . 5 . И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Ранее этого видения, в гл. V, Исаия восклицал горе, на своих соотчичей; и вот он сам, принадлежащий к этому нечистому народу и сознающий, что, как член этой общины, он должен нести вместе с ними грядущее наказание,-он с трепетом видит Господа Саваофа. Тогда вопль свой горе! он обращает против самого себя, ибо „человек не может увидеть Меня и остаться в живых“, глаголал Господь Моисею 450 . Он чувствует себя нечистым и грешным, „с нечистыми устами“. По всей вероятности, последнее выражение взято из кн. Левита, и Исаия и себя и народ свой уподобляет прокаженным, которые по Лев. 13должны были закрываться до уст и кричать: „нечист, нечист“. К этому, вероятно, присоединяется память и об умирающем прокаженном царе Озии (Азарии), который наказан за то, что вошел в святая святых храма. Что же будет с ним, узревшим Того, который более храма? Но Исаия не знает еще повелений Божиих; он не знает, что видит Сына Божия, посылающего Исаию на апостольскую проповедь в эту эпоху ветхого завета. Он не знает еще, что Господь очистит скверну его и исцелит проказу греха тела его и уст его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца ( Откр. 13, 5 ). На один из очевидных и простых признаков явления антихриста указывает преподобный Зосима Соловецкий: «Когда услышите, что пришел на землю или явился на земле Христос, то знайте, что это – антихрист» 449 . Речь здесь идет не о появлении многих лжехристов (это его предтечи), а об одном всемирном «христе». Он, объединив все государства, станет царем мира (И дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем ( Откр. 13, 7 )). Св. Ефрем Сирин пишет, что «всего более воздадут честь и обрадуются царствованию его ... иудеи» 450 . О нем по всему миру, захлебываясь от восторга, будут кричать все средства массовой информации. Он станет настоящим божеством для всех народов. И одним из центральных, если не самых главных, пунктов пропаганды явится то, что на нем будто бы исполнятся все ветхозаветные пророчества о Мессии. Он родится от девы (но развратной и неестественным образом); примет, вероятно, имя Эммануил (=с нами Бог); изобразит страдания, которые перенесет за благо человечества; будет, без сомнения, как спаситель человечества от всех бед торжественно помазан на царство главами всех церквей и религий; получит престол Давида (по преданию, антихрист будет евреем) и объявит (скорее всего, лживо) о достижении с помощью генной инженерии бессмертия, которое он будет даровать своим верным поданным, и провозгласит о наступлении вечного царства и вечной жизни здесь, на земле, а не на каком-то небе (ср.: и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца – Лук. 1, 33 ); установит, наконец, мир и безопасность ( 1Фес. 5,3 ) на земле; обеспечит для избранных изобилие «всех благ земных» (поскольку расходы на вооружение прекратятся, население земного шара не превысит т.н. «золотого миллиарда», а научно-технический прогресс достигнет высшего развития); при этом за комфорт люди с радостью пожертвуют своей свободой, ибо, как верно подмечено, уже «все больше людей охотно отдают свою свободу в обмен на удобную и спокойную жизнь» 451 ; с помощью жесточайших законов и совершенного технического контроля за каждым человеком (царство антихриста будет царством тотального рабства) полностью искоренит на земле преступность, что будет трактоваться как победа над злом; и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Обычай требовал также омовения тела умершего (см.: Деян. 9: 37 ), обтирания благовониями ( Мк. 14: 8 ), положения его в гробнице (обычно семейной), сжигания большого числа ароматических смол и оплакивания умершего ( Иер. 34: 4–5 449 ). В случае насильственной смерти тело умершего не омывалось (этот случай распространялся как на осужденных Синедрионом за религиозные преступления, так и на казненных язычниками) 450 , поэтому Тело Христово не было омыто 451 . Матфей, Марк и Лука говорят, что Иосиф Аримафейский снял с креста Тело Спасителя и сразу обвил его плащаницей: «И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» ( Мф. 27: 59–60 ; о том же: Мк. 15: 46 ; Лк. 23: 53 ). Евангелист Иоанн дополняет описание погребения указанием на помазание. Никодим, как человек богатый и из почтения к Христу, принес для погребения довольно значительное число благовоний: «состав из смирны и алоя, литр около ста» ( Ин. 19: 39 ) 452 . Погребавшие «взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями» ( Ин. 19: 40 ). Благовония при погребении использовались для умащения тела, пропитки погребальных пелен, возлияния на пол и стены пещеры и частичного сжигания их в гробнице. Что понимается под погребальными пеленами или плащаницей? Иудеи использовали три вида полотен при погребении. Малая повязка, называемая в Евангелии «сударь» 453 , – это платок для вытирания пота или «лицевой платок»; его обвязывали вокруг головы умершего, закрепляя подбородок, чтобы рот не открывался. Второй вид пелен – это собственно плащаница, то есть длинный (в два роста человека) и довольно узкий (в ширину тела) кусок ткани. Нагое тело умершего клали спиной на одну половину плащаницы (головой к середине), и вторую половину материала перекидывали через голову, полностью закрывая его сверху. Обильно пропитанная миром плащаница плотно облегала и фактически прилипала к телу, также помазанному благовониями. Третий тип пелен – это узкие полоски ткани, которыми обвивали тело умершего поперек, поверх плащаницы; это позволяло зафиксировать положение тела и ткань на нем и облегчало его перенесение 454 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Ибо как Сын Божий может быть исповедуем человеком, подобным нам, которых и братом Он благоволил назваться (ср. Евр.2:17 ), если Он не описуем, подобно нам? Как Он будет рожденным по закону природы, если Он не подобен (448) Своей Матери? Если Он неописуем, [Col. 1189] то и не произошел от девственных кровей Ее, из которых Он создал Себе храм [тела], а носит небесное тело, как думал еретик Маркелл 922 и бывшие прежде него древние нечестивцы. Отсюда следует, что и Матерь Его не есть истинная мать, но лжеименуемая, и Он не подобен нам, но другого естества. Не может быть Он назван и Адамом , ибо как мог бы? Разве инородным телом воскреснет земное? Ибо известно, что подобное спасается подобным (τω ομοω το μοιον νασζεσθαι). Таким образом, следует, что и смерть не истреблена, и подзаконное служение не прекратилось, еще нужно обрезание и прочее. Видишь ли, человек Божий, до какой бездны нечестия дошли иконоборцы, утверждая, что Христос не может изображаться на картине? Они, несомненно, иудействуют. Потому они не принимают и Богородицы и никого из святых, чрез отвержение свойственных им образов гнушаясь самих изображаемых. Ибо почитание и непочитание образа относится к первообразу, как говорит Василий Великий 923 . Если ты отверг изображение Креста, то что ты отверг? Не Животворящий ли Крест? Так и в отношении к царю и ко всякому человеку; так и в отношении ко Христу, и к Матери Его, и ко всякому святому. Ныне Христос отвергается, преследуется и унижается. И блажен ты, отец, подвизающийся и ратоборствующий за Православие. Молись же и обо мне, несчастном, чтобы мне идти по следам твоей святости и не быть отвергнутым за грехи мои. 306. К эконому 924 (449) Я слышал, как прекрасно твоя честность подвизалась за Христа, подвергшись бичеванию и заключенная в темницу, и Владыку Христа, призвавшего тебя к исповеданию Его опять, возблагодарил не только потому, что ты [принадлежишь] вообще к [монашескому] святому образу, но и потому, что состоишь в подчинении [у меня], прибавлю, что принадлежишь и к моему монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

116 . Итак, представляется, что лишь действием 444 под видом плоти [Слово] было отделено от Отца до тех пор, пока не открылся грядущий час суда, чтобы, когда пронзившие во время оно увидели по пророчеству Пронзенного ( Откр. 1, 7 ; ср.: Ин. 19, 37 ; Зах. 12,10 ), так [же] и остальное оказалось соединенным и подчиненным. Ибо когда в час конца все покорится Христу, как говорит апостол, тогда «Он Сам покорится Покорившему все Ему» ( 1Кор. 15,28 ). Но что мы узнаём [из Писания] о человеческой плоти, которую ради нас приняло Слово четыреста неполных лет назад? Будет ли и в грядущих веках Слово обладать ею, или только до момента суда? Ведь необходимо, чтобы исполнилось сказанное пророком. Он говорит: «Ибо воззрят на Того, которого пронзили»; пронзили же, разумеется, плоть. 128 . (Составив одно некое сочинение, [Маркелл] говорит, что сделал это) потому, что познал единственность Бога. Анфима, епископа Никомедии и мученика, из того, что он написал Феодору о Святой Церкви (пер. Ф. Г. Беневича) 445 1 . Как Бог – один и один Сын Божий, и Дух Святой один 446 , так и человек от Бога, и мир – один, и одна кафолическая и апостольская Церковь , и одно крещение 447 во всем мире, как и говорит Павел: «Бог один, вера одна, одно крещение» ( Еф. 4, 5 ). 2 . Итак, во всей вселенной 448 кафолическая и апостольская Церковь одна, которая, переняв от апостолов, сохраняет веру и доныне. Она зовется кафолической 449 [или: всеобщей], так как она распространена по всему миру, как сказано: «По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» ( Пс. 18, 5 ) и «На всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву: велико будет имя Мое между народами» ( Мал. 1, 11 ), и снова пророчество Сыну, как будто от лица 450 Бога и Отца: «Вот, – говорит, – Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» ( Ис. 49, 6 ). 3 . Ереси же не получили [происхождения] ни от апостолов, ни от их учеников, ни от наследовавших [им] епископов (поскольку они, пожалуй, и не звались бы ересями, ибо зовутся ересями потому, что избирают ( αρω) что-то свое особенное и следуют ему 451 ). И опять же они существуют не повсюду, но ограничены очень небольшим пространством, где диавол силен обманывать неких [людей] пустым властолюбием и поставить их во главе своих обманов – поэтому и не зовутся ими [созданные] церкви кафолическими.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

1 Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова. Текст Великого свитка книги Исаии находится в столбце 35 в строках 10–13 и имеет незначительные, но весьма примечательные разночтения: Последнее слово первой строки кумранской рукописи содержит фразу « так что суд Его » ( ) вместо масоретского «суд» ( , третье слово с конца в стихе 1-ом). Кроме того, («мишпат») может быть переведено не только как «суд» (в Синодальном переводе), но и как «справедливость» (как здесь, так и в 51:4–6). 445 Последнее слово четвертой строки кумранского манускрипта иное: «наследуют» ( ) 446 вместо масоретского «ожидают» ( ). Перевод кумранского текста (lQIsª) данного места ( Ис. 42:1–4 ) таков: 1 Вот, Слуга Мой, Которого Я держу за руку, избранный ( ) Мой, к которому благоволит душа Моя. Я положил дух Мой на Него, так что Его суд (или: Его справедливость, ) возвестит (Он) народам. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производит суд по истине. Не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда (или: справедливости, ), и острова наследуют закон ( ) Его. Этот текст важен, поскольку из него следует понимание Слуги Господня как конкретной личности , а не народа Израилева. Хотя такое же чтение содержится и в масоретском тексте, исследователи, пытавшиеся идентифицировать Слугу как народ Израилев , привлекали в свою пользу чтение перевода LXX, имеющего вставки слов «Иаков» и «Израиль»: " Иаков , отрок Мой, восприму его, Израиль , избранный Мой. благоволит к нему душа Моя. Дал дух Мой на него, суд народам возвестит» ( Ιακωβ πας μου ντιλ μψομαι ατο Ισραηλ κλεκτ ς μου προσεδξατο ατν ψυχ μου δωκα τ πνεμ μου π ατ ν κρ σιν τος θνεσιν ξο σει). Против таких вставок протестовали в своё время Ориген и блаж. Иероним; 447 последний указывал на то, что евангелист Матфей приводит текст без вставок и однозначно относит его к Иисусу Христу ( Мф. 12:18 ). 448 Ни один из найденных в Кумране рукописей книги Исаии не содержит вставок указанных слов. 449 Вероятно, добавления произведены редакторами Септуагинты и сохранились в сделанном с неё Славянском переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010