Т.е. по взгляду восточных епископов и современное отсутствие на соборах восточной церкви Римского епископа не может считаться препятствием к созыву собора, хотя бы он и мог быть на соборе. Ко всему этому следует добавить еще и то, что количество присутствовавших на соборе епископов не составляло существенного условия вселенского собора. Главное его условие – присутствие Духа Божия, что, конечно, более ощутительно и доказательно в лице многих, нежели в одном папе – самосвидетеле. Другим условием вселенского собора является общее признание его всеми вселенскими церквами, а не большинством только голосов, как это было с Ватиканским собором, признавшим непогрешимость папы. Одним из существенных условий вселенского того, или другого собора служит далее свобода, соответственно словам апостола: где Дух Господень, там и свобода, ибо Дух Божий есть Дух свободы. Поэтому где дышит Дух Божий, там не может быть никаких стеснений для исследования истины, ни физических, ни моральных. И наоборот, где исследованию истины полагаются препятствия, и какие бы то ни было стеснения, там Дух Божий отсутствует своею благодатью, там нет водительства и просвещения от Духа Святого. Ефесский собор 449 года был весьма многочисленен. Туда явились представители со всего света. И рассуждения там шли не об обрядах, и не о каких-нибудь второстепенных вопросах церковной жизни, а о догматах веры. Но определения этого собора казались чуждыми благочестия, потому что там царило насилие. Почему и самый собор получил названия не вселенского, а разбойнического. «По тем же самым основаниям не может быть признан вселенским, вместе со многими другими западными соборами, и ватиканский собор» (говорит специальный исследователь деяний этого собора профес. Беляев). «Никаких физических насилий и ни над кем здесь учинено не было. Но никто не стоял вне зависимости от насилий моральных, потому что махинациями иезуитов соборные рассуждения поставлены были таким образом, что открыта была полная возможность извращать смысл писания и предания в пользу предрешенной уже Пием IX гипотезы папской непогрешимости. Нельзя было говорить о спорных предметах свободно и с независимостью убеждения. Можно было подтверждать папские предначертания и соглашаться с ними, но нельзя было указывать на их противоречия с подлинным церковным учением. На эти нравственные насилия жаловались сами отцы Ватиканского собора. Ими же мотивировались и последующие протесты против Ватиканского собрания, восхитившего себе авторитет вселенского. Заранее было известно, что собор в Ватикане составляется не для исследования и определения истины, а для того только, чтобы в качестве пассивного орудия и органа папской власти придать формулу соборного постановления декретам римского первосвященника».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   И могут ли почитаться законными представителями прежней Российской Православной Церкви те, кто не солидарны с этой анафемой, провозглашенной последним законно и канонически избранным патриархом Всероссийским — те, кто единомышленны не с безчисленными мучениками, пострадавшими у нас на Родине за святую веру православную, а с их неистовыми мучителями?    Нелепы все эти обвинения нашей Русской Зарубежной Церкви в занятии политикой. Решительное отвержение богоборчества — это вовсе не политика. А наряду с этим вся деятельность современной «московской патриархии», столь очевидно и явно для всех поддерживающей и защищающей интересы богоборческого коммунизма во всем мире — это почему-то не политика! Этого не хотят вовсе замечать защитники «московской патриархии», готовые признать ее законной канонической преемницей прежней Российской Православной Церкви, хотя с 1917 1918 гг. на территории Советской России не было ни одного законно-созванного Церковного Собора, и подавляющее большинство канонических епископов нашей Церкви было просто физически уничтожено лютыми ненавистниками нашей Святой Веры и Церкви, которым теперь так подобострастно служит современная «московская патриархия».    Где тут хотя бы тень простой, здравой логики, не говоря уже о высшей Божией Правде? Впрочем с Божией Правдой теперь вообще многие совсем не находят нужным считаться!    Ссылка на то, что теперь «московскую патриархию» признают законной Русской Церковью все православные патриархи и главы поместных церквей, тут неосновательна. В истории Христианской Церкви мы знаем целый ряд случаев, когда сами патриархи отступали от Истины, впадая в ту или иную ересь и увлекая за собой немало последователей. Бывали даже целые соборы еретические, претендовавшие на именование «вселенских». Достаточно вспомнить так называемый «разбойничий собор» 449 г. A разве не «собор епископов» осудил, лишил кафедры и отправил в ссылку величайшего столпа Церкви святого Иоанна Златоуста?    А что скажут рьяные сторонники демократического «большинства голосов» в Церкви, если мы укажем им на пример преп. Максима Исповедника, который остался в полном одиночестве, заявив, что он не причастится с еретиками, даже если вся вселенная причастится с ними? А высокий пример святого Марка Ефесского, который один только не подписал акт Флорентийской унии с папским Римом?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

здоровые требуют врача, а болящие» ( Мф. 9, 12 ). Вселенские соборы были лекарством против болевшего ересями Востока. У Запада в этот момент была своя очередная тревога. Шло нашествие Гуннов на Европу, и папа считал невозможным покинуть Рим в минуту опасности. Сам император Маркиан срочно должен был отправиться в поход на северные границы, чтобы загородить Гуннам вторжение в империю. Это косвенно способствовало завлечению Гуннов на глубокий Запад, где они в том же 451 г., когда собирался и IV Вселенский Собор, потерпели решительное поражение на Каталаунских полях, в нынешней Франции, около Шалон-сюр-Марн. Задержанный фронтовыми заботами, но поставивший себе задачей обязательно лично присутствовать на соборе, Маркиан приказал «подтянуть» собор, как можно ближе к своей столичной резиденции. Не столь далекая и Никея была заменена совсем близким столичным предместьем – Халкидоном. Это – нынешний Кадыкей против КПля, на азийском берегу Босфора. Там в огромной базилике мученицы Евфимии было удобное место для заседания большого собрания свыше 500 человек. Правительство·Маркиана, наученное горьким опытом двух предшествующих, анархически протекших вселенских соборов (III Вселенского в Ефесе в 431 г. и Разбойнического там же в 449 г.), решило ответственность за внешний порядок взять в свои руки. Вся техника председательствования, представления голосов ораторам, голосований, сбора подписей и проч. вручена была президиальной комиссии из 18 человек старейших чиновников и сенаторов. Эти фактические председатели сели в голове собрания, задом к балюстраде, отделяющей алтарную абсиду. Перпендикулярно к их столу, следуя форме прямоугольника базилики, длинными рядами тянулись кресла и скамьи для членов собора, разделенные на правую и левую стороны, с свободным проходом посредине. Впервые установлено было такое распределение мест, ставшее потом традиционно-образцовым для будущих соборов и зафиксированное на иконах вселенских соборов. Властные председатели, соблюдая принцип иерархического старшинства, рассадили однако членов собора вместе с тем и по партийной принадлежности, предвосхищая до некоторой степени нынешние парламентские порядки. В голове правого ряда (πιο ориентации храма, и слева, если смотреть от лица сенаторского президиума) посажены были легаты римского папы, за ними рядом Анатолий КПий, согласно 3 канону II Вселенского Собора, за ним Максим Антиохийский, далее Фалассий еп. Кесарии Каппадокийской и Стефан Ефесский. Левый ряд (т. е. справа от председателей) возглавлялся многогрешным Александрийским папой – Диоскором. Рядом – его правая рука по проведению Разбойничьего собора, Ювеналий Иерусалимский. За ним заместитель Фессалоникского епископа. Далее, по принадлежности к этим диэцезам епископы Египта, Палестины и Иллирии. Собор открылся 8 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Задержанный фронтовыми заботами, но поставивший себе задачей обязательно лично присутствовать на соборе, Маркиан приказал «подтянуть» собор как можно ближе к своей столичной резиденции. Не столь далекая и Никея была заменена совсем близким столичным предместьем – Халкидоном. Это нынешний Кадыкей против Константинополя, на азийском берегу Босфора. Там в огромной базилике мученицы Евфимии было удобное место для заседания большого собрания, насчитывавшего свыше 500 человек. Правительство Маркиана, наученное горьким опытом двух предшествующих, анархически протекших вселенских соборов (III Вселенского в Ефесе в 431 г. и «Разбойничьего» там же в 449 г.), решило взять на себя ответственность за внешний порядок. Вся техника председательствования, предоставления голосов ораторам, голосований, сбора подписей и пр. поручена была президиальной комиссии из 18 человек – старейших чиновников и сенаторов. Эти фактические председатели сели во главе собрания задом к балюстраде, отделяющей алтарную абсиду. Перпендикулярно к их столу, следуя форме прямоугольника базилики, длинными рядами тянулись кресла и скамьи для членов собора, разделенные на правую и левую стороны, со свободным проходом посредине. Впервые установлено было такое распределение мест, ставшее потом традиционно-образцовым для будущих соборов и зафиксированное на иконах вселенских соборов. Властные председатели, соблюдая принцип иерархического старшинства, рассадили, однако, членов собора вместе с тем и по партийной принадлежности, предвосхищая до некоторой степени нынешние парламентские порядки. Во главе правого ряда (по ориентации храма, и слева, если смотреть от лица сенаторского президиума) посажены были легаты римского папы, за ними рядом Анатолий Константинопольский, согласно 3-му канону II Вселенского собора, за ним Максим Антиохийский, далее Фалассий, епископ Кесарии Каппадокийской, и Стефан Ефесский. Левый ряд (т.е. справа от председателей) возглавляется многогрешным александрийским папой Диоскором. Рядом – его правая рука по проведению «Разбойничьего» собора Ювеналий Иерусалимский.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Такие вещи проделаны надо мною лицами, руководившими совершенно несамостоятельным господином фон Шерром, и эти лица раньше были моими учениками. Какое преступление совершила я, что меня наказали тягчайшим из всех наказаний, таким наказанием, которое по церковному суду тяжелее смертной казни? Я отказался признать собор, которому, помимо числа, не доставало почти ни одного из условий, требуемых богословием для его законности, собор, на котором, как доказано, не было никакой свободы, никакого основательного исследования, никакого изложения действительного предания, собор, одно беспримерное делопроизводство которого уже возвещало епископам об их порабощении. Господин архиепископ фон Шерр на первых же порах по своем возвращении чистосердечно сообщил мне многие факты, которые не оставили во мне никакого сомнения в этом отношении; к этому прибавились еще устные и письменные отзывы других епископов, которые все были в том же смысле. В недавно появившемся произведении господина фон Шульте: «Der Altkatholicismus», находится богатый материал подобного рода епископских писем и свидетельств. Можно ли еще что-нибудь благовидное сказать против этого множества самых полновесных голосов? Ваше превосходительство сами, конечно, далеки от того, чтобы этих достопочтенных, частью находящихся еще в живых, товарищей назвать лжецами и клеветниками церкви. В виду таких известий и показаний, поистине хотелось бы скрыть свою голову в скорби и печали об этом никогда более неизгладимом позоре западной церкви. То, что происходило на ватиканском соборе, хуже того, что было на эфесском 449. Потому что хитрость и обман, духовное принуждение, систематическое давление под видом свободного совещания – все это хуже, чем телесные побои и дикие вопли, как это было в Эфесе. И самое учение теперь, эти новые члены веры, изготовленные спустя восемнадцать столетий после апостольского времени, и которые хотят навязать миру как древнейшую истину, – эти декреты веры, которыми ниспровергаются торжественные решения трех вселенских соборов (680, 1415, 1431) 32 , не смотря на то, что эти решения были подтверждены папами! И эти новые положения веры составляют теперь и должны составлять основные и краеугольные камни, на которых в будущем должна держаться твердость и неприкосновенность всего здания католического учения! Древнее всеми отцами так часто внушаемое правило: Nihil innovetur, nisi quod traditum est (пусть не будет вводимо ничего нового, что не было предано) превратилось в противоположное и теперь следовало бы переработать или запретить все более древние учебники богословия, потому что они опираются на предание; а это предание было бы только обманчивым призраком, если бы оно твердо не держалось того положения, что всякое новшество, противопоставляющее себя древнему учению, негодно и ложно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Понятно, для чего делалось это последнее: чтобы какому-либо епископу не было приписано того, чего он не говорил, или чтобы слова его не подверглись какому-либо искажению. Очевидно, деятельность частных нотариев имела значение контроля по отношению к деятельности официальных нотариев, которые могли по недо- —54— слышке записать что-нибудь не так, как нужно, и которые, среди какого-нибудь шума, и совсем упустить из внимания слова того или другого соборного члена. Здесь лежала, значит, гарантия, что в окончательных актах собора будет записана возможно точная истина. Мы полагаем, что епископы pykoq своих нотариев подавали также свои голосования (vota), по крайней мере в тех случаях, когда подаваемое голосование определенно, а иногда и не кратко, мотивировалось членом собора. В самом деле, если бы голосование в подобных случаях подавалось каждым епископом отдельно, то проходили бы многие часы прежде чем вся эта процедура закончилась бы; иное дело подача голосов епископами на дощечках, на которых рукой нотария выражалось мнение известного епископа. Нужно было только собрать эти дощечки, кому следует просмотреть их – и голосование готово. Заметим ещё: лишить епископа, члена собора, права иметь при себе нотария считалось преступлением со стороны того, кто отважился бы на это. Так на соборе Халкидонском некоторые епископы жаловались на Диоскора, председателя не удавшегося вселенского Ефесского собора 449 года, что он здесь прогнал ихних нотариев и заставил составлять записи лишь своих нотариев, очевидно официальных. На этом основании упомянутые епископы утверждали, что собор Ефесский происходит противозаконным образом 922 . Задача официальных нотариев состояла не только в том, чтобы записывать ход прений и речи членов собора, но и в том, чтобы на основании имеющихся у них записей выработать окончательный вид актов. По всей вероятности, это делалось очень скоро. Каждый такой акт в окончательном его виде прочитывался на соборе, по крайней мере так нужно думать. Принимались ли при этом во внимание записи частных нотариев – сказать трудно; но нужно полагать, если открывалась в этом надобность, обращались и к этим записям, если наприм., какой-нибудь епископ находил, что официальные нотарии не точно передали слова, произнесённые им на соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На портале «Иисус» опубликован комментарий председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, посвященный так называемому объединительному собору, открывшемуся в Киеве. Фото: Епископ Иона (Черепанов)/Facebook      Книга Псалмов открывается словами: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!.. Не так – нечестивые, не так: но они — как прах, возметаемый ветром с лица земли» (Пс. 1:1–2, 4). Проходят века, а слова древнего Псалмопевца не теряют актуальности. Из 90 архиереев Украинской Православной Церкви 88 воздержались от участия в «объединительном соборе», направленном на разрушение канонической Церкви и создание вместо нее некоей новой церковной структуры с сильной степенью зависимости от Константинопольского Патриархата. И лишь двое отправились на «совет нечестивых». В истории Церкви были соборы Вселенские, были Поместные. А были соборы, которые вошли в историю как «разбойничьи». Разумеется, они не имели такого названия в тот момент, когда проводились. И по внешнему виду, и по составу участников они могли не отличаться от обычных соборов. Но Церковь постфактум отвергала их решения, анафематствовала их участников, а самим этим собраниям присваивала наименование «разбойничьих» или иные уничижительные наименования. Так, в частности, произошло с собором 449 года. На нем присутствовало 127 епископов, но спустя два года он был осужден на Четвертом Вселенском Соборе как разбойничий, причем среди архиереев, подписавших это осуждение, было немало тех, кто участвовал в разбойничьем соборе. Похожую судьбу имел Ферраро-Флорентийский собор 1439 года, на котором Константинопольский Патриарх подписал унию с Римом, а уже спустя три года Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский признали этот собор «грязным», «антиканоническим» и «тираническим». Впоследствии и Константинопольскому Патриарху пришлось отказаться от унии. Но в период его пребывания в унии он успел осуществить одно важное деяние – создать в Киеве митрополию, отдельную от Московской. Эта митрополия просуществовала около 200 лет и в 1686 году была воссоединена с Русской Церковью, к тому времени имевшей общепризнанный статус Патриархата.

http://pravoslavie.ru/117943.html

Глава 59 (1) Да, не короче стала рука Иеговы на то, чтобы спасать, И не туже сделалось ухо Его на то, чтобы слышать. (2) Но беззакония ваши стали стеною Между вами и между Богом вашим, И грехи ваши заставили закрыть лице от вас, чтобы не слышать. (3) Ибо руки ваши осквернены кровью И персты ваши беззаконием, Уста ваши говорят ложь, Язык ваш о преступлении шепчет. (4) Нет вопиющего за правду, И нет судящего по истине; Основываются на пустом И произносят безрассудство 442 , Зачинают скорбь И рождают бедствие. (5) Яйца змеиные 443 высиживают И сети паутинные ткут: Кто поесть яиц их, умрёт, А если раздавить, то выползет ехидна 444 . (6) Ткани их не годны для одежды, И не оденутся они в работы свои; Дела их – дела неправедные, И злодейство в руках их. (7) Ноги их ко злу устремлены, И спешат они К пролитию крови невинной, Помышления их – помышления нечестивые, Насилие и убийство – публичное у них 445 . (8) Пути мира они не знают, И нет суда на стезях 446 их, Пути свои они искривили у себя, Всякий, кто идёт по ним, не знает мира. (9) Потому – то далёк суд от нас, И не достигает к нам правда; Ждём света, и – вот тьма, Озарения, – во мраке ходим. (10) Осязаем, как слепые, стену, И, как без глаз, ищем ощупью; Спотыкаемся в полдень как в сумерки, Между живыми 447 как мертвые. (11) Ревём, как медведи, все мы 448 , Или, как голуби печально воркуем; Ждём суда, и – напрасно, Спасения... оно далеко от нас. (12) Ибо многочисленны беззакония наши перед Тобою, И грехи наши вопиют против нас; Да, беззакония наши внутри нас, И преступления наши.... мы знаем их. (13) Мы оказались неверными и солгали Иегове, И отступили назад от Бога нашего; Проповедуем насилие и измену, Зачинаем и рождаем из сердца Речи пустые. (14) И остался позади суд, И правда вдали остановилась, Ибо упала на площади 449 истина, И честность не может приблизиться. (15) Так, пришла истина в забвение, И тот, кто удаляется от зла, подвергся грабежу. Тогда посмотрел Иегова, И противно стало глазам Его, Что нет суда. (16) И увидел, что нет человека 450 ,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Глава 3 Построение храма. (Ср. 3Цар.6 ) 1–2. Место и время построения храма. 3–9. Величина и разделение храма и внутреннее устройство и богатство его. 10–17. Наиболее выдающиеся орнаменты храма: резные херувимы, завеса и две монументальных колонны. 2Пар.3:1 .  И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина. 2Пар.3:2 .  Начал же он строить во второй день второго месяца, в четвертый год царствования своего. Между тем как в ( 3Цар.6:1 ) место построения храма совсем не названо, а год закладки храма определен 480-м по исходе евреев из Египта (ср. однако ( 3Цар.6:37 ) ), 2 Паралипоменон в обоих отношениях дает сведения, имеющие признаки документальной точности, как вообще обилие документальных сообщений отличают книги Паралипоменон от книг Царств (см. проф. А. А. Опесницкого, Государственная летопись царей иудейских или книги забытые, Παραλεπμενα. Труды Киевской духовной академии. 1879, 8, с. 412 и д.). Временем начала построения храма является второй месяц четвертого года царствования Соломона (стих 2, ср. ( 3Цар.6:37 )) во 2-й день месяца, как, очевидно, значилось в современной событию летописи. Местом же, на котором был воздвигнут храм Соломонов, была восточная гора Иерусалима, так называемая Мориа, нарочито для того спланированная (И. Флавий, Иудейские Древности, кн. VIII, глава 3, 2; Иудейские Древности, кн. XV, глава 11, 3; Onomasticon, 72; Олесницкий, Ветхозаветный храм, с. 214–215, 401 и мн. др.; ср. Толковая Библия, т. II, 456; Православная Богословская Энциклопедия, т. VI, Спб., 1905, с. 449); место это было избрано еще Давидом вследствие бывшего ему там явления ангела ( 2Цар.24:18 ; 1Пар.21:18 ). 2Пар.3:3 .  И вот основание, положенное Соломоном при строении дома Божия: длина его шестьдесят локтей, по прежней мере, а ширина двадцать локтей; 2Пар.3:4 .  и притвор, который пред домом, длиною по ширине дома в двадцать локтей, а вышиною во сто двадцать. И обложил его внутри чистым золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Да, христиане, если бы мы знали цену пламенной любви к ближнему, как она велика, какое ее достоинство, какой она удостаивается от Бога награды, мы не были бы столько холодны и бесчувственны к нашим ближним. Пламенная любовь к ближнему спасает и избавляет человека от огня, от воды, от лютого яду, от смерти и вечных мук ада. Посмотрите, что пишит св. Апостол о любви к ближнему: «если я говорю языками человеческими и Ангельскими, а любви к ближнему не имею; то я медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание, и всю веру, так, что могу и горы переставлять, а не имею любви; то я ничто. И если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею; нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнуть, и знание упразднится» 39 – дополняю: если и небо разрушится, и земля рассыплется, и звезды спадут, и все огнем перегорит, но любовь к ближнему пребудет вечною. Любовь есть то море света и блаженства, которое будет наполнять вечною радостью, вечным восторгом души и сердца праведников и всех святых. О Боже! Возжги Ты, воспламени Ты эту любовь, которая убита ныне в сердцах наших – нашим самолюбием, нашим эгоизмом и нашими мелкими расчетами; дай нам, о Боже! В лице брата нашего любить Тебя Единаго, истинного Бога, который сотворил нас, искупил нас, пострадал за нас, и наградит нас вечною Своею любовью; не дал нам, о Боже! умереть в этом хладном самолюбии, которое диавол еще в раю земном насадил в нас, сказавши: будете, яко Боги – и мы поверили ему, и до сего времени высоко о себе думаем; – возврати нам эту бессмертную любовь, которая дает жизнь нашим хладным сердцам – временную на земли, и вечную на небе. Аминь. Читать далее Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010