На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3й – 4, и преподобного, глас 8й и глас 6й – 4 (со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 1я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам преподобного могут быть следующие – стих 1й: «Честна пред Господем/смерть преподобных Его»; стих 2й: «Блажен муж, бояйся Господа,/в заповедех Его восхощет зело». Ср.: Минея общая, гл. 12я. Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…». На 1м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь предпразднства. Кондак предпразднства . На 3м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного . Кондак воскресный. На 6м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь предпразднства. Кондак предпразднства [или преподобного] . На 9м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак воскресный [или предпразднства]. На Литургии блаженны гласа – 4, предпразднства, песнь 3я – 4, и преподобного, песнь 6я – 4. На входе – «…Воскресый из мертвых…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь преподобного; кондак воскресный. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства. Примечание. Тропарь и кондак храма Богородицы не поются в предпразднства и попразднства Богородичных двунадесятых праздников. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства. Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и преподобного. Апостол и Евангелие – дня и преподобного. Поется «Достойно есть…». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…». 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 мая 2018 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы Собору Кемеровских святых. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5195718.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/418).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

19); И. олицетворяет «народ греха» ( Orig. In Gen. hom. 12. 3). И. является символом всех тех членов Церкви, к-рые любят земные блага, хотят владеть ими или стремятся к земному преуспеянию; всех тех, кто используют веру в Бога, чтобы возрастать в почестях и обрести земное богатство ( Caes. Arel. Serm. 86. 2; Aug. Serm. 4. 12). Так, благословение отцом И. после Иакова (Быт 27. 39-40) символизирует то, что в Церкви терпят и допускают к таинствам злых людей (malis hominibus) ради необходимости сохранять мир (ipsius pacis) (ср.: 1 Кор 11. 29; Aug. Serm. 4. 35). Подчинение И. младшему брату имеет педагогическое значение: неразумный человек должен быть под контролем «мудрого сердцем» (Притч 11. 29) ( Ambros. De Iacob. 2. 3. 11; Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 20). Ненависть И. к брату служит символом гонения на Церковь со стороны иудеев ( Iren. Adv. haer. IV 21. 3). Пророчество о том, что старший брат будет служить младшему, раскрывается, по мнению св. отцов, на примере евреев, к-рые сохранили книги закона Божия для христиан ( Caes. Arel. Serm. 86. 2-3; ср.: Barnaba. Ep. 13. 1-3; Aug. De civ. Dei. XVI 35. 1). Судьба И. служит назидательным примером того, к чему приводит отсутствие умеренности и контроля над желаниями плоти ( Aug. Serm. 207. 2; Basil. Magn. Hom. 11. 41), а также порабощение человека завистью ( Cypr. Carth. De zel. et liv. 3) или ревностью ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 4). Византийский хронист IX в. Георгий Монах возводит в явно уничижительном контексте к имени Исав прозвище имп.-иконоборца Льва III Исавра (в написании хроники Ησαυρος) и название области Исаврия (Ησαυρα) ( Georg. Mon. Chron. P. 735. 13-14 App.). Лит.: Heller B. Der Erbstreit Esaus und Jakobs irn Lichte verwandter Sagen//ZAW. 1926. Bd. 44. N 1. S. 317-320; Maag V. Jacob-Esau-Edom//ThZ. 1957. Bd. 13. S. 418-429; Botterweck G. J. Jakob habe ich lieb - Esau hasse ich//Bibel und Leben. Düsseldorf, 1960. Bd. 1. S. 26-38; Sarna N. M. Understanding Genesis. N. Y., 1966. P. 181-188; Westermann C. Genesis 12-36: A Comment.

http://pravenc.ru/text/674790.html

Божия Илии в г. Ярославле. Ярославль, 1906; Титов А. А. Упраздненные мон-ри Костромской епархии. М., 1909. С. 58; Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 1. С. 29, 31, 82, 84, 86, 88, 117, 189, 203, 204, 206, 232, 300; Т. 2. С. 136-137; Т. 3. С. 161, 169-171, 241, 287, 334, 353, 411; Т. 4. С. 167-177, 410, 423, 425, 449-452, 467-471, 493, 499; Лукомские Г. К. и В. К. Кострома. СПб., 1913. С. 50, ил.; С. 112, ил.; Виноградов Н. Описные и приходно-расходные книги Игрицкого мон-ря 1688-1689 гг. Кострома, 1915. С. 10, 12; Первухин Н. Г. Церковь Илии пророка в Ярославле. М., 1915; Брюсова В. Г. Изучение и реставрация фресок Ростовского кремля//Мат-лы по изуч. и реставрации памятников архитектуры Ярославской обл. Ярославль, 1958. Вып. 1: Др. Ростов. С. 95-110; она же. Новое о Гурии Никитине//Декоративное искусство СССР. 1965. 4. С. 41-42; она же. Фрески Ярославля XVII - нач. XVIII в. М., 1969. С. 68; она же. Гурий Никитин. М., 1982; она же. Рус. живопись XVII в. М., 1984. С. 77, 136, 316, 317, 323-324; Данилова И. Е., Мнёва Н. Е. Живопись XVII в.//История рус. искусства/Ред.: И. Э. Грабарь. М., 1959. Т. 4. С. 361, 404, 410, 418-419; Суслов А. И., Чураков С. С. Ярославль. М., 1960. С. 204-210; Калишевич З. Е. Худож. мастерская Посольского приказа в XVII в. и роль золотописцев в ее создании и деятельности//Рус. гос-во в XVII в. М., 1961. С. 402; Чураков С. С. Кто автор росписей ц. Троицы в Никитниках?//Декоративное искусство СССР. 1961. 7. С. 31; Масленицын С. И. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г.//ПКНО, 1976. М., 1977. С. 155-166; 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. Кат. 163-165; Шилов В. С. Возглавлял ли Гурий Никитин худож. работы в ростовском Успенском соборе?//К истории рус. изобразительного искусства XVII-XX вв.: Нов. мат-лы, тенденции, концепции. СПб., 1993. С. 3-6; Памятники архитектуры Костромской обл.: Кат. Кострома, 1997. Вып. 1. Ч. 2. С. 17; Каткова С. С. Икона «Великий архиерей» из собр. Костромского ист.-архит. музея-заповедника// Она же. Века и судьбы.

http://pravenc.ru/text/2565430.html

Местночтимые святые: прп. Нектарий Битольский († 1500), новомученики Агафангел Битольский († 1727) и Ангел Битольский (Флоринский) († 1750). Ист.: Seadeddin. Chronica dell " origine e progresse della casa ottomana. Vienna, 1649. P. 101; Guillelmus, archiep. Tyrensis. Historia rerum in partibus transmarinis gestarum. II, 3-4, 13//PL. 201. P. 260, 653-654; Акрополит. Летопись. С. 50, 91, 98, 196; Gelzer H. Ungedruckte und wenig bekannte Bistümerverzeichnisse der orientalischen Kirche//BZ. 1893. Bd. 2. S. 42; Darrouz è s. Notitiae. P. 236, 372; Le Synekdèmos d " Hiéroklès et l " opuscule géographique de Georges de Chypre. Brux., 1939. Р. 639, 641; Ioannes Scylitzes. Synopsis historianum. B.; N. Y., 1973. P. 351, 354; Произведения на Теофилакт Охридски, архиеп. Български, относящи се до Българската история//ГИБИ. София, 1994. Т. 9. Ч. 2. С. 97, 101-102, 104-105, 116-117, 153-154, 193, 196; Анна Комнина. Алексиада. СПб., 1996. С. 166. Лит.: Голубинский Е. Е. Краткий очерк истории Православных Церквей: Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской. М., 1871. С. 47-48, 61-62, 120, 150, 154; Иванов Й. Епархиите в Охридската архиепископия през началото на 11 век//Списание на Бълг. Акад. на науките. София, 1911. Кн. 1. С. 94-112; он же. Български старини из Македония. София, 19312. С. 63-66; История на България. София, 1979-1983. Т. 1. С. 200, 278, 402; Т. 2. С. 357, 416-418, 426, 450; Т. 3. С. 26, 40, 78, 82, 132-133, 332, 334, 352, 354; Т. 4. С. 59, 84, 163; ODB. T. 3. P. 1619; Снегаров Ив. История на Охридската архиепископия. София, 19952. Т. 1. С. 23, 25-26, 56, 154-156, 172-173, 230, 316-317, 323; Т. 2. С. 92-93, 99, 146-154, 176-179, 193-194, 237-241, 515-516; Димитрова Е. Поглед врз мозаикот од нартексот на Големата базилика во Хераклеа//Културен живот. 1995. 3/4. С. 48-52; Српски jepapcu. С. 139, 375; Горгиевска А. Водич низ Хераклеа Линкестис. Битола, 1998. И. А. Корж, О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции

http://pravenc.ru/text/149239.html

4 февраля террорист Каляев бросил бомбу в карету Великого князя Сергея Александровича, супруга Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Белый свет померк от кровожадности приверженцев «свободы»... В конце октября 1905 года отец Варсонофий посетил Вознесенский женский монастырь в Кремле и виделся там с отцом Иоанном Кронштадтским . Иеромонах Адриан, также бывший на Дальнем Востоке, вернулся в Оптину пустынь 6 октября (как и отмечено в скитской Летописи). Отец Варсонофий возвратился в скит и водворился в своей келии 1 ноября. 8-го, на скитской праздник Собора святого Архистратига Михаила, отец Варсонофий сослужил архимандриту Агапиту на литургии, совершавшейся в Иоанно-Предтеченском храме. «Отец Варсонофий, – отметил летописец, – имел на себе наперсный крест от Святейшего Синода выдаваемый, пожалованный ему 6 мая 1904 года». 9 января 1906 года в Летописи записано: «Читан в трапезе указ из Консистории о назначении братским духовником Оптиной пустыни скитского иеромонаха отца Варсонофия вместо увольняемого от духовничества по болезненному состоянию отца скитоначальника Иосифа» 418 . Старец Иосиф еще изредка служил и принимал народ, но все чаще недуг одолевал его, он испытывал головокружения; слабость порой не давала ему даже встать с постели. Но и тогда он принимал своих духовных чад, не оставляя их без окормления. Тут были и скитские братия, и сестры из Шамординской и других обителей. Весь облик отца Иосифа от страданий тела как бы истончился, высветлился, приобретя поистине ангельские черты. Случалось, даже видели неземной свет вокруг его головы. С октября 1905 до начала июня 1906 года отец Иосиф не выходил из келии. Поэтому обязанности скитоначальника были возложены на отца Варсонофия. В Летописи отмечено, что 4 и 24 июня старец Иосиф приходил в храм и хотя не служил, но слушал богослужение и причащался Святых Христовых Таин. В 1906 году дважды приезжал в Оптину пустынь и жил в скиту в Кологривовском корпусе епископ Трифон (Туркестанов) . Старец Варсонофий позднее вспоминал (как вспоминал об этом и сам владыка Трифон), что ему довелось много беседовать тогда с владыкой, – как сказал владыка Трифон, с обоюдной пользой. Позднее владыка Трифон говорил: «Прошли годы войны и последовавших за нею событий 1905–1906 годов. Измученный тем, что пришлось пережить за это время, я уехал в Оптинский скит на отдых – и здесь снова встретился с тобой. Сколько чудных вечеров провели мы в беседах! Какие ценные наставления ты мне делал, какие возвышенные речи вел!» 419 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Богородичных тропарей нет. После каждой песни – катавасия; после шестой песни – один кондак и один икос, за которыми следуют «кондакы и икосы святому Иоанну Предтечи, крестителю господню, подобнои акафисто. Творение святейшаго патриарха Новаго (Рима), Константинаграда, кир Сидора». 13 кондаков и 12 икосов. Перед каждым тропарем девятой песни канона написан «предпел». Например: (1-й) «Величай, душе моа, Христова крестителя Предтечю Иоанна», (2-й) «Величай, душе моа, покаанию проповедника», (3-й) «Святый Иоанне крестителю господень, моли бога о мне грешнем». – 1) ГБЛ, МДАфунд., 77, Минея общая, кон. XV в., лл. 427–433 (на поле приписано: «Творение Филофея святейшаго патриарха Константинограда, Новаго Рима»); 2) ГБЛ, ТСЛ, 253 (1229), Канонник, кон. XIV в., лл. 181 об.–187; 3) ГПБ, Кир.-Белоз., 17/1094, Сборник, XVI в., лл. 295–328 об.; 4) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 4 об.–20. 10. Канон на успение богородицы. Канон на достолепное успение пречистыя владычиця нашя богородица и приснодевы Мария, певаем от вечера на павечерници. Творение святейшаго и вселенскаго патриарха Константинаграда кир Филофея. Преведен же бысть на русьскый язык Феодором пръвопрезвитером («Въсея предлежащия, владычице отроковице, твари.. .»). – 1) ГПБ, Кир.-Белоз., 39/438, Сборник, XV в., лл. 171 об–176; 2) ГПБ, Кир.-Белоз., 300/557, Минея на август, XV в., л. 153; 3) ГПБ, Кир-Белоз., 6/1083, Сборник конволют (« Петр Дамаскин »), 1476–1482 гг., лл. 171 об.–175 об. 11. Канон и акафист в неделю живоносному гробу и воскресению, с молитвою. Канон живоносному гробу и въскресению господа нашего Иисуса Христа (нач. канона: «Иже древле стлъпом огненым...»; нач. акафиста: «С высоты на землю...»). Сначала помещены первые 6 икосов акафиста; затем – первая и третья песни канона; потом – седьмой, восьмой и девятый кондаки и икосы акафиста; дальше – четвертая, пятая и шестая песни канона; за ними – кондаки и икосы с десятого по тринадцатый (конец акафиста) и последние три песни (7–9-я) канона. В заключение– молитва . – ГБЛ, МДАфунд., 77, Минея общая, поел. четв. XV в., лл. 418– 423; на поле около названия: «Филофеа патриарха».

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

В Четыредесятницу на утрене до среды 6-ой седмицы и на часах до пятницы той же седмицы 407 , кроме первого, во все будние дни 408 , кроме понедельника 1-ой седмицы, когда на всех часах, включая и первый, полагается нарочитое чтение – слово Анастасия Синаит о 6 псалме, как и в Алексеевском Уставе полагается читать творения св. Ефрема Сирина 409 . На 1-ом часе ежедневно, кроме среды, пятницы и недели, а равно и на трапезе ежедневно в этот период полагается чтение из Лествицы Иоанна Лествичника 410 , в среду же, пятницу и неделю за первым часом удерживается чтение, положенное по Алексеевскому Уставу в эти дни в продолжение целого года по окончании утрени, т. е. оглашении св. Феодора Студита 411 . на каждый из первых четырех дней страстной седмицы для чтений на часах назначается по целому евангелию 412 , при чем евангелие Матфея определяется читать в понедельник на 4 части (на 1, 3, 6 и 9 часах) 413 , евангелие Марка во вторник на 3 части (на 1, 3 и 6 часах) 414 , евангелие Луки на пять частей, из которых первая падает на 9 час вторника, а остальные на часы (1, 3, 6, 9) среды 415 ; евангелие Иоанна до прощальной беседы (μεχρ τς διαθκης – в четверг на 4 части (часы 1, 3, 6 и 9) 416 . На воскресные и праздничные дни великого поста Евергетидский Типикон назначает особые, чем на будние, книги для последовательного чтения, чего не делает Алексеевский Устав; из этих книг были уже упомянуты ‘Ηθικ Василия Великого и Златоуста, толкование на Псалтирь 417 ; кроме того, указываются: слова Златоуста о статуях и Шестоднев 418 . Настоятелю предоставляется право выбора из указанного сейчас ряда произведений великопостного периода 419 и даже назначение какого-либо другого из неупомянутых в Типиконе 420 . – Каждое из перечисленных произведений седмичного круга назначается Типиконом для последовательного чтения и как таковое получает специальное определение – τ προκεμενον βιβλον каждого данного периода времени, а чтение из них – чтение κ το προκειμνου βιβλου 421 ; для каждого такого чтения Типикон определяет брать «понемногу» (πρς λγον), 422 приблизительно два или три листа (φλλα) для утрени 423 , два для 1-го часа 424 и полтора для прочих часов 425 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

К истории Геласия мима больше имеют отношение слова блж. Августина (De baptesimo. 7. 101//PL. 43. Col. 242) о мимах в контексте обсуждения действительности таинства Крещения, данного с притворством (cum simulatione). О возможности невольного принятия крещения Августин говорит: «Следует также поразмыслить, должно ли признавать Крещение, которое принято тем, кто его не принимал». Учитывая, что в латинской агиографии есть похожий рассказ об обращении мч. Генесия Мима в Риме (BHL, N 3315-3326), также пародировавшего Крещение и пострадавшего при Диоклетиане, сообщение блж. Августина скорее должно относиться к нему, нежели к Геласию Илиопольскому. Однако, как отмечают совр. исследователи К. ван дер Ворст и Ж. Норе, история Генесия Римского является не более чем переработкой истории об обращении Геласия Илиопольского. Кроме хроник мы находим сведения о Геласии миме в нескольких более поздних византийских литургических памятниках, где этот мученик фигурирует под именем Геласий, а не Геласин, как у хронографов, но, несомненно, речь идет об одной и той же личности. Канон Геласию (до сер. IX в.) сохранился в 4 рукописях XI-XIII вв., найденных в Юж. Италии (AHG. T. 6: Canones Feb. Р. 411-418). Имя автора в каждой из рукописей указывается по-разному: Феофан, Иоанн, Иоанн монах (и одна анонимная). Разнятся и дни памяти Геласия: 26 и 29 февр., 31 марта, 31 июля. В этом каноне, где содержится рассказ обо всех перипетиях страданий Геласия, появляется сюжет, которого нет в ранних источниках: после крещения Геласий раздал имущество бедным. Вероятно, имеет место смешение Геласия мима с др. мч. Геласием (память 6 июня), о котором говорится, что он по принятии Крещения раздал имущество, служил христианским узникам в темнице и впоследствии был обезглавлен. Смешение 2 одноименных мучеников продолжалось и далее. В 9-й песни канона февральским святым Христофора Митилинского (XI в.) о Геласии миме также сказано, что он был обезглавлен. Известны также 2 ямбических стиха того же автора в честь Геласия Илиопольского, вошедшие в стишные синаксари, где сказано, что Геласий мим был обезглавлен, а не побит камнями. Такое смешение содержится и в позднейших памятниках, и в греческих богослужебных Минеях. В византийской агиографии подобная история чудесного обращения мима ко Христу появляется в мученичестве Порфирия, мима из Эфеса, пострадавшего в Кесарии Каппадокийской (память 15 сент. и 4 нояб.).

http://ruskline.ru/opp/2013/8/11/olimpij...

Кн. 5/6. Отд. 1. С. 504-532; 1886. Кн. 6. Отд. 2. С. 418-459; Протестантское учение о церковной иерархии//ВиР. 1886. Отд. церк. 4. С. 237-259; 6. С. 414-424; Слово на день 17 октября в воспоминание чудесного спасения Благочестивейшего Гос. Имп. Александра Александровича и Его Августейшего Семейства от смертной опасности при крушении императорского поезда 17 окт. 1888 г.//Там же. 1891. Отд. церк. 21. С. 475-484; Слово в день св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова «О нравственных условиях богопознания»//Там же. 1893. Отд. церк. 19. С. 379-387; К вопросу о религиозном образовании в наших светских учебных заведениях и мерах к его возвышению//Странник. 1893. 1. С. 56-72; 2. С. 215-230; 3. С. 405-417; 6/7. С. 218-243; 8. С. 402-412 (отд. изд.: СПб., 1894); Православное догматическое богословие. Х., 1895. Серг. П., 19102. Т. 1; Ставрополь-губ., 1903. Т. 2; Серг. П., 1909. Т. 3, 4; Слово в день священного коронования Благочестивейшего Гос. Имп. Николая Александровича. Каменец-Подольск, 1903; Слово на Новый год. Каменец-Подольск, 1903; Очерк православного догматического богословия. Каменец-Подольск, 1904. Серг. П., 19112. Т. 1; Каменец-Подольск, 1906. Серг. П., 19122. Т. 2; М., 20033. 2 т.; О таинствах, как средствах освящения человека: догматич. очерк. Каменец-Подольск, 1903; Речь перед защитой магист. дис. «Православное догматическое богословие»//БВ. 1904. Т. 2. 6. С. 248-253 (3-я паг.); О Боге искупителе: догматич. очерк. Каменец-Подольск, 1906; Союз между Церковью земною и небесною: догматич. очерк. Х., 1907; Памяти преосв. еп. Иоанна (Кратирова)//БВ. 1909. Т. 1. 3. С. 486-507 (2-я паг.; отд. изд.: Серг. П., 1909); Конспект по догматическому богословию. Серг. П., 1912; Очерк православно-христианского вероучения с изложением предварительных понятий о религии и откровении вообще и обзором вероисповедных особенностей Римской церкви и протестантства. Серг. П., 1912. Лит.: Введенский А. И. К вопросу о методологической реформе православной догматики//БВ. 1904. Т. 2. 6. С. 179-208; Б[енеманский] М. Магистерский диспут ректора Подольской ДС прот. Н. П. Малиновского//Там же. С. 254-273; Вологодские ЕВ. 1906. 11. С. 216; 23. С. 457; 1917. 4; Из жизни Вологодской ДС//Там же. 1910. 21. С. 402-403; Иларион (Троицкий), архим. Замечания, поправки и дополнения к «Православному догматическому богословию» прот. Н. П. Малиновского (тт. 3 и 4). Серг. П., 1914; Некролог//ПрибЦВед. 1917. 8. С. 181. Свящ. Димитрий Артёмкин Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик

http://pravenc.ru/text/2561726.html

Лекции К. по гомилетике и истории проповедничества не были опубликованы, их структуру возможно восстановить лишь по ежегодным отчетам МДА. В 1876-1883 гг. основу лекционного курса составляло изложение истории проповеди: в Церкви Восточной в первые 4 века; в Церкви католической в IX-XVI вв.; в протестантизме с начала Реформации до кон. XVII в. параллельно с историей католич. проповеди (Отчеты о состоянии МДА за соответствующие годы). В 1883/84-1885/86 уч. годах структура курса несколько изменилась: в 1-й части К. излагал подробную историю проповеди в патристический период, выводя на основании исторических данных главные положения гомилетической теории; во 2-й части иллюстрировал реализацию этих правил в творчестве ведущих представителей проповедничества на Западе и в России (Отчет о состоянии МДА за 1883/84 уч. г. 1885. С. 418). Со временем К. все более обращал внимание, с одной стороны, на традицию вост. проповеди, считая ее более важной для правосл. пастыря, с другой - на значение проповеди в реальной церковной жизни. Поэтому начиная с 1886/87 уч. г. и до конца учебной деятельности К. читал курс по следующему плану: сначала он излагал подробную историю гомилетики - от древнейших времен до современности, затем останавливался на значении проповеди для катехизаторской и нравоучительной дисциплин, в заключение проводил обзор восточного (греческого) проповедничества - от Оригена до свт. Иоанна Златоуста . Лекции по пастырскому богословию, прочитанные К. в 1883/84 и 1885/86 уч. годах, состояли из 3 основных частей: в 1-й части К. делал обзор пастырского богословия как науки на Западе и в России; во 2-й - выделял и разбирал главнейшие памятники святоотеческой литературы, относящиеся к учению о пастырстве; в 3-й - излагал учение о пастыре «в его общественной деятельности и в его частной жизни», основанное преимущественно на святоотеческом наследии (Там же). Арх.: ЦГИАМ. Ф. 229 (МДА). Оп. 4. Д. 1689. Кипарисов В. [личное дело студента]; Д. 5093. Кипарисов В. Ф. [личное дело преподавателя]; РГИА. Ф. 796. Оп. 178. Д. 817. 1897 г. Об утверждении [Василия] Кипарисова в степени доктора богословия.

http://pravenc.ru/text/1684684.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010