Глава XVII. Крещение обдержно совершается иереем I. Правила св. Апостол: а) «Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестить, или аще от нечестивых оскверненного не окрестить, да будет извержен, яко посмевающийся кресту и смерти Господней и не различавший священников от лжесвященников» (47 пр.). б) «Аще кто, епископ или пресвитер, крестит не по Господню учреждению, во Отца и Сына и Святого Духа, но в трех безначальных, или в трех сынов, или в трех утешителей, да будет извержен» (пр. 49). в) «Аще кто епископ, или пресвитер, совершить не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню, да будет извержен»... (пр. 50). г) Вальсамон в толковании на 49 пр. пишет: «Об епископах и пресвитерах упомянуто правило потому, что никому другому не дозволено крестить» (Полн. Кормч. вып. 1-й, стр. 93). II. Апостольские постановления: «Мирянам не позволяем мы совершать какое-либо из дел священнических, каковы: жертва, или крещение, или рукоположение, или благословение, малое или великое. Ибо никто сам собою не приемлет сей чести, но призываемый Богом ( Евр.5:4 ), потому что достоинство это дается чрез возложение рук епископа, а не получивший его, но восхитивший его себе сам, потерпит наказание Озии. Не позволяем крестить и прочим клирикам, как то: чтецам или певцам, или привратникам, или служителям, но одним епископам и пресвитерам, при служении им диаконов. А кто дерзнет на это, те подпадут наказание кореан» (кн. 3-л, гл. 10 и 11, изд. 1864 г., стр. 112). III. Св. Игнатий Богоносец : «Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечери любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно» (Посл. к Смирнянам, Писания муж. апост. стр. 305). IV. Св. Иоанн Златоуст : а) «Если никто не может войти в царство небесное, аще не родится водою и Духом ( Ин.3:5 ), и не ядущий плоти Господа и не пиющий крове Его лишается вечной жизни ( Ин.6:53 ), а все это совершается никем иным, как только этими священными руками, т. е. руками священника, то как без посредства их можно будет кому-нибудь избежать геенского огня, или получить уготованные венцы»? (т. I, сл. 3-е о священстве, стр. 418).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Е.С. Марей Глава I. Вокруг Исидора Севильского: исторические оценки и проблема источников Толедское королевство вестготов (ок. 560 – 711/713 гг.) занимает особое место в ряду романо-варварских королевств: не случайно выдающийся отечественный медиевист Лев Платонович Карсавин (1882 – 1952) находил, что оно ближе остальных «подходит к идеалу «Града Божьего " » 2 . Ведь, по его мнению, система постоянного сотрудничества королевской власти и Церкви, сложившаяся в соборном, почти теократическом Толедском королевстве, предопределила «усвоение властью религиозных и церковно-религиозных идеалов и навыков» 3 . В свою очередь, сама христианская Церковь , при всем своем неоднозначном отношении к античной культуре, заимствовала у нее очень многое 4 . И едва ли не более всего эта тенденция проявляется в фигуре Исидора Севильского , автора знаменитых «Этимологии, или Начал». Пример исидоровой энциклопедии является, пожалуй, наиболее наглядной иллюстрацией роли Церкви как величайшей хранительницы античного наследия, на основе которого при ее посредничестве выстраивалась новая – средневековая – государственность и правовая система. В связи с этим представляется весьма продуктивным изучение роли античной (в данном случае – римской) правовой традиции в становлении новой культуры. 1. Политика и право в Толедском королевстве VI – VII вв. Личность Исидора Севильского и его творчество нельзя рассматривать вне контекста той эпохи, в которую он жил; культурная и политическая ситуация, сложившаяся в королевстве, наложила отпечаток как на воспитание будущего севильского епископа, так и на его представления о праве и правосудии. История вестготов как часть истории испанского государства оказалась в центре внимания исследователей на рубеже XVIII-XIX вв., в эпоху становления современного национального сознания европейцев 5 . С одной стороны, этот процесс способствовал резкому возрастанию социальной роли исторического знания, а с другой – побуждал историков и мыслителей обращаться к истокам европейских народов, которые было принято относить к первым столетиям Средневековья, когда на развалинах Западной Римской империи стали формироваться предтечи современных европейских государств. Именно в этом ключе мыслили представители двух основных направлений исторической мысли, оформившихся в начале – первой половине XIX в. – «романисты» и «германисты». Первые видели в культуре Средневековья развитие античных начал, а вторые, напротив, утверждали, что новая культура возникла на основе обычаев варварских племен. В поле зрения историков оказались и королевства, созданные варварами-вестготами на территории Западной Римской империи, сначала – Тулузское (возникшее около 418 г. на территории южной Галлии), а затем и его преемник, Толедское королевство (вторая половина VI – начало VIII вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ещё раз о празднике, прошедшем в Могилёве 5 февраля В честь новомучеников и исповедников Церкви Русской 18.03.2023 418 Время на чтение 5 минут Источник: Могилёвская епархия 5 февраля 2023 года Православная Церковь отмечала день памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Традиционно с особой торжественностью проходит этот день в нашем городе, где отмечается престольный праздник храма, освященного в честь Царственных мучеников, всех новомучеников и исповедников Российских ХХ века. В этом году праздник был отмечен архиерейским богослужением, крестным ходом по одному из проспектов Могилева и участием в торжествах мироточивой иконы святого Царя Николая, прибывшей из Москвы. В канун праздника, 4 февраля, состоялась встреча могилевчан с хранителем мироточивого образа Александром Федоровичем Чернавским – миссионером, публицистом, президентом РОО «Миссия по возрождению традиционных ценностей русского народа». Александр Федорович рассказал о святыне, ее путешествиях во множество епархий и случаях чудотворения. История мироточивого образа началась в 1997 году, когда в Россию из США были привезены цветные литографии иконы Царя Николая, разошедшиеся по православным приходам и семьям. Одна из них, подаренная московскому хирургу Олегу Ивановичу Бельченко, источила миро в день годовщины Октябрьского переворота, 7 ноября 1998 года. И вот уже 25 лет икона с большей или меньшей силой источает миро и благоухание, а молитвами перед ней приходит Небесная помощь. Многие годы Олег Иванович и его сподвижник Игорь Евгеньевич Смыков путешествовали со святыней по храмам, монастырям, отдаленным скитам Руси и зарубежья. После кончины Игоря Смыкова (+2020г.) этой миссионерской работой начал заниматься Александр Федорович Чернавский. Чудотворный образ побывал более чем в 50 епархиях и многих странах мира. Между путешествиями икона находится в московском храме Святых девяти мучеников Кизических. В Могилеве мироточивая икона Царя Николая впервые побывала накануне канонизации Царской семьи Русской Православной Церковью, в далеком 2000 году, и с тех пор несколько раз посещала наш город.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/18/ewe_ra...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Рождество Христово – это величайшее событие торжества любви Божией» Рождественское послание архиепископа Курганского и Шадринского Константина 09.01.2013 418 Время на чтение 4 минуты Главным нашим даром Господу должна стать крепкая и искренняя вера, пример которой дала нам Пречистая Дева Мария, сказавшая возвестившему Ей благую весть Архангелу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38), отметил в Рождественской проповеди архиепископ Курганский и Шадринский Константин, сообщает пресс-служба епархии. «Другим нашим даром, принесенным к Вифлеемским яслям, должна стать горячая и действенная любовь друг ко другу и ко всем окружающим нас людям. Ведь именно такая любовь лежит в основе крепкой христианской семьи, образцом которой служит житие святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, частицы мощей которых ныне пребывают в г. Кургане», - добавил владыка. В своем послании архиепископ Константин отметил, что «Рождество Христово – это величайшее событие торжества любви Божией в истории грешного человечества. Событие, которое изменило всю человеческую жизнь, примирило небесный и земной миры, а человека – с Богом. Пришествие в мир Сына Божия, Его воплощение, положило начало нашему спасению от греха, проклятия и смерти, открыло путь в Небесное Отечество». «А наше земное Отечество в прошлом году отмечало 1150-летие основания Российского государства, 400-летие избавления Москвы и России от поляков, а также 200-летний юбилей победы России в Отечественной войне 1812 года, - напомнил владыка. - Памятные мероприятия, посвященные этим значимым юбилейным датам, прошли и в Курганской епархии. 200-летию избавления Церкви и Державы от нашествия наполеоновских войск, собранных со всей Европы, были посвящены Александровские дни. В областном музыкальном колледже состоялся четвертый Пасхальный фестиваль клиросных хоров и ансамблей, посвященный Отечественной войне 1812 года, а в областном краеведческом музее прошла при участии Курганской епархии выставка " Отчизны славные сыны " . Концерт дипломантов II Чимеевского фестиваля православной песни " Истина в любви " был приурочен ко дню празднования Казанской иконы Божией Матери, Дню народного единства и 400-летию избавления России от польской оккупации».

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/09/ro...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Совершенствование системы духовного образования - не " единовременный " акт, а постоянный процесс» - проректор по учебной работе Московской духовной академии 18.11.2008 418 Время на чтение 5 минут Проректор по учебной работе Московской духовной академии и семинарии, заслуженный профессор Михаил Степанович Иванов в беседе с корреспондентом портала " Богослов.Ru " иеромонахом Адрианом (Пашиным) рассказал о реформе системы духовного образования и сотрудничестве с " Православной энциклопедией " . Иеромонах Адриан (Пашин): Прошло уже несколько лет с начала реформы духовных школ Русской Православной Церкви. Вы с самого начала находитесь внутри этого процесса. Каковы, на Ваш взгляд, результаты этих преобразований? Михаил Степанович Иванов: Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший с 24 по 27 июня 2008 года, положительно оценил итоги этой реформы. Вместе с тем, члены Собора выразили пожелание, чтобы совершенствование системы духовного образования было продолжено. С этой целью ими был предложен целый ряд мер по улучшению этой системы. Учитывая это пожелание и эти предложения, с моей точки зрения, реформу духовного образования можно понимать не только как процесс, ограниченный временем, после завершения которого наступает некий статус-кво. Любая реформа в своей основе заключает идею развития и совершенствования. Ради осуществления этой идеи она и совершается. Развитие и совершенствование чего бы то ни было, в том числе и системы духовного образования, - это не " единовременный " акт, а постоянный процесс, сопровождающий духовную школу и предохраняющий её от косности и застоя. В Московских духовной академии и семинарии этот процесс начался фактически со времени так называемой перестройки, когда слова " реформа " ни у кого ещё не было на устах. Сначала на повестку дня была поставлена кадровая проблема, поскольку в советские годы её решение было осложнено идеологическими препонами. Затем в Семинарии и Академии был введён целый ряд новых учебных курсов с одновременным исключением из перечня таких дисциплин, как История СССР и Конституция СССР. Впоследствии период обучения в Семинарии был увеличен с 4 до 5 лет, а выпускники этой школы стали писать и защищать дипломные работы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕЛЕСТИН I [Целестин; лат. Caelestinus, Celestinus] († 27.07.432, Рим), св. (пам. зап. 27 июля), еп. (папа) Римский (с 10 сент. 422). Согласно Liber Pontificalis (1-я редакция составлена в 30-х гг. VI в.), сын некоего Приска, происходил из обл. Кампания. Сведения о К. до избрания на Папский престол немногочисленны. Его можно отождествить с диак. Келестином, которого называл «своим сыном» еп. (папа) Римский Иннокентий I (401-417) в послании к Децентию, еп. г. Эвгубий (ныне Губбио, Италия) (416 - Innocent. I, papa. Ep. 25. 11//PL. 20. Col. 559-560). В речи перед участниками Римского Собора 430 г. К. вспоминал о том, как он присутствовал на богослужении в праздник Рождества Христова в Медиолане (ныне Милан), где по призыву свт. Амвросия Медиоланского (374-397) народ пел гимн «Приди, Искупитель народов» (Veni, redemptor gentium - Arnobii catholici et Serapionis conflictus. II 13. 9-16//PL. 53. Col. 289). К. состоял в переписке с блж. Августином ; вероятно, ему было адресовано послание, написанное в кон. 418 г. ( Aug. Ep. 192//PL. 33. Col. 868-869). После смерти еп. (папы) Римского Бонифация I (4 сент. 422) К. был возведен на Римскую кафедру. Блж. Августин отмечал, что избрание К. в отличие от выборов Бонифация I прошло мирно и не вызвало беспорядков в Риме ( Aug. Ep. 207//PL. 33. Col. 953-957). Из деяний К. известно о закрытии в Риме церквей, принадлежавших новацианам , после чего новацианский еп. Рустикула был вынужден служить в частных домах. Церковный историк Сократ Схоластик усматривал в этом распоряжении Римского понтифика свидетельство самоуправства, присвоения им имп. полномочий ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 11//PG. 67. Col. 757-758; см.: Wessel. 2004. P. 17-19). По указанию К. была восстановлена базилика Юлия (Санта-Мария-ин-Трастевере), поврежденная готами в 410 г. (post ignem Geticum). Папа щедро одарил отстроенный храм, в Liber Pontificalis упоминается также о подсвечниках и лампадах, которые он поместил в базилике св. Петра на Ватиканском холме и в базилике св. Павла на Остийской дороге. В понтификат К. на Авентинском холме началось строительство базилики титула Сабины (Санта-Сабина) на средства пресв. Петра. В посвятительной надписи Папский престол назван «апостольской вершиной» (culmen apostolicum), К.- «первым во всем мире епископом» (primus et in toto fulgeret episcopus orbe).

http://pravenc.ru/text/1684145.html

Отдел Д Четии минеи. I. Минеи греческие Чтения в церковных собраниях о подвигах мучеников в дни памятей их относятся к древним временам христианства. Без сомнения, это делалось еще во втором веке, как мощно заключать по мученическим актам св. Игнатия Богоносца . В древнем житии муч. Евстратия и дружины его (13 дек. при Ликинии) время чтения жития святых показано на утрени по пении псалмов. Св. Маруфа, еп. месопотамский ( 416), читал акты персидских мучеников в церкви в великий пост. Правилом 50 карфагенского собора 418 года повелевается читать при богослужении мученические акты в те дни, в которые чтится церковию память их. Цезарий арелатский ( 543) советует слабым ногами и здоровьем, чтобы они садились, когда читаются пространные страдания. В частной жизни Нил, ученик Златоуста, советует ученику своему читать жития святых (кн. 4, письмо 1). Кассиодор тоже советует монахам. По мере накопления мученических актов, без сомнения, они располагались по дням года и послужили основанием четиих миней. Известнейшее собрание мученических актов принадлежало Евсевию, ( συναγωγ τν ρχαων μαρτυρων собрание древних мученичеств). О сей книге говорит сам Евсевий и отсылает к ней в своей церковной Истории, говоря о муч. Пионие, о Лионских мучениках и об Аполлоние, муч. римском 262 . По актам св. папы Силивестра у Лямбеция (Т. VIII р. 321), этот сборник состоял из 20 книг ( Λγοι) и содержал сказания о мучениках, епископах, исповедниках, св. женах и девах по всем епархиям; по актам того же Силивестра у Комбефизия он состоял из 11 книг 263 . Несправедливо некоторые видели в сирском кодексе, изданном в 1748 г. Стефаном Ассемани, сборник мученических актов Евсевия; в сирском кодексе только 14 памятей мучеников, и нет тех мучеников, на которых Евсевий сам указывает, как находящихся в его собрании: Пиония, Аполлония . Вероятно, это часть труда Евсевиева. Из послания патриарха александрийского Евлогия к св. папе Григорию 1 (590–604), в коем он просил папу прислать сию книгу Евсевия, если она найдется в Риме 264 , и из ответа св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

(Павлин Медиоланский; кон. IV - нач. V в.), диак., церковный писатель, секретарь свт. Амвросия († 397), еп. Медиоланского (Миланского). Сведения о П. содержатся в его трудах, а также в сочинениях блж. Августина ( Aug. De grat. Christi. II 3-4, 7; Idem. Ep. Мария Меркатора ( Marii Mercatori Commonitorium de Coelestio//PL. 48. Col. 63-108), Исидора Севильского ( Isid. Hisp. De vir. illustr. 17; Исидор Севильский смешивает сведения о П. и о свт. Павлине Ноланском) и в анонимном трактате сер. V в. «Praedestinatus» (Liber Praedestinatus. 88//PL. 53. Col. 617). О происхождении и раннем периоде жизни П. ничего достоверно не известно. Ок. 394 г. он познакомился со свт. Амвросием Медиоланским, возможно во время посещения тем Флоренции. Существует предположение, что П. был уроженцем этого города ( Palanque. 1924. P. 36). Он стал нотарием и секретарем Амвросия Медиоланского, занимал этот пост до его кончины. После этого П. еще нек-рое время жил в Медиолане (ныне Милан); вероятно, посещал Флоренцию, где встречался с еп. св. Зиновием († нач. V в.). В нач. V в. (предположительно после 405) по поручению свт. Венерия , еп. Медиоланского, П. отправился в Сев. Африку как управляющий (defensor et procurator) расположенными там имениями Медиоланской кафедры. Там П. познакомился со мн. видными церковными деятелями, в т. ч. с блж. Августином и со свт. Аврелием , еп. Карфагенским. По просьбе блж. Августина он написал Житие свт. Амвросия (в 412/3 или 422). В 411 г. П., к тому времени возведенный в сан диакона, выступил с обвинениями в ереси против Целестия, ученика Пелагия , к-рый пытался получить в Карфагене сан пресвитера. Целестий был осужден церковным судом во главе с еп. Аврелием и отлучен от Церкви, это решение подтвердил Карфагенский Собор 416 г. (см. в ст. Карфагенские Соборы ). Однако в 417 г. папа Римский Зосима (417-418) снял с прибывшего в Рим Целестия обвинения, объявив, что его осуждение было совершено с процедурными нарушениями ( Dunn. 2013). Доставивший африкан. епископам решение папы Зосимы рим. субдиак. Василиск 2 нояб. 417 г. передал П. устное распоряжение в течение 2 месяцев прибыть в Рим и там лично сформулировать обвинения против Целестия. П. отказался ехать в Рим, вместо этого направив папе Зосиме послание с объяснениями и кратко сформулированными аргументами против пелагианства («Книжица против Целестия, поданная епископу Зосиме» (Libellus Paulini Diaconi adversum Caelestium Zosimo episcopo datus)). Судьба П. после 417 г. (или после 422, если принять позднюю датировку Жития свт. Амвросия) неизвестна. Сочинения

http://pravenc.ru/text/2756923.html

Русской Временник, ч. II, стр. 236. Выходы Царей Михаила, Алексия и Феодора. М. 1844, в 4. Церковь Преображения Господня, что в Копье Книга казеннаго Патриаршаго приказа 1689. Географический Словарь Росс. Государ изд. Щекатова. Карамз. И. Г. P. IX, 117, прим 223 и 452. Георгиевский монастырь в Москве Книги Патриаршаго Приказа, 7139 г. 508. Собрание Государ, грамот. ч I. 203, 342, 349. Карамз. И Г. P. VI. пр. 106. На сии записки ссылается Историческое и топографическое описание городов Московской Губернии (Профессора Чеботарева), М. 1787, в 8. Карамз. И Г. P. VIII пр. 586. Собрание Госуд. грамот. ч. I. 385, 418. ему, т.е Стефану. М. Евгения Словарь исторический о бывших в России писателях духовнаго чина, 2 т. изд. 2. Спб 1827, в 8. Дела о Егорьевском монастыре в Архиве Москов. Духовной Консистории с 1744 по 1770 год. По запискам почтеннаго любителя Русских древностей, 85 летняго старца П. О Коробанова. Д. Н. Бантыш-Каменскаго Словарь знаменитых людей земли Русской, т 2. Дела о Егорьевском монастыре в Архиве Москов. Духовной Консистории. и 13. Там же. Собор в Селе Микулино Городище Карамз. И Г. P. V, 14, 22, 40, пр. 9 и 34. VII. 219. См. рукопись Микулинская летопись, составленная Г. Головиным из документов Архива старых дел и других актов. Сведения о самой церкви доставлены им же. Опись Микул. церкви Св. Архангела Михаила в 1602 году. См. Памятники древняго художества в России, тетр. 2. Слово, произнесенное Преосвящ. Гавриилом, Архиепископом Тверским и Кашинским, по случаю обновления Михайло-Архангельской церкви в селе Микулино-городище, Сентября 17, 1850 г. Тверь. 1850, в 12. На сие духовное торжество помещица Микулина Вера Петровна Головина написала следующие стихи, кои здесь помещаем: Ликуй и радуйся, Сион! Дань воздаем твоей святыне, Наш древний храм возобновлен, И освящает его ныне Преосвященный Гавриил, Среди молитв, среди курений, Как в первый раз его святил Угодник Господа Арсений! Была доступна небесам Мольба святаго человека И существует древний храм Четыре с половиной века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Св. Конрад. Фрагмент алтаря в ц. прор. Иоанна Предтечи и св. Вита в Хорне, Германия. Ок. 1500 г. Худож. Маттиас Гутрехт Старший [лат. Conradus, Chuonradus, Chunradus; нем. Konrad] (ок. 900 — 26.11.975, Констанц, ныне земля Баден-Вюртемберг, Германия), св. (пам. зап. 26 нояб.), еп. г. Констанц в Швабии (с 934). Сведения о К. содержатся в документах Соборов оттоновской эпохи (MGH. Conc. T. 6. Pars 1. P. 203–207), в дипломах герм. кор. и имп. Оттона I (MGH. Dipl. Reg. Imp. N 85. P. 166-168; N 236. P. 327–328; N 418. P. 570–571), а также в Санкт-Галленской монастырской хронике аббата Эккехарда IV (2-я треть XI в.). Имя К. указано в списке епископов Констанца 2-й пол. XII в. (MGH. SS. T. 13. P. 325). Основным источником сведений о К. считается его Житие (BHL, N 1917), составленное мон. Одальскальком из аббатства св. Ульриха и св. Афры в Аугсбурге в 1122-1123 гг., в ходе подготовки канонизации К. В 1-й книге рассказывается о жизни святого, во 2-й — о чудесах, происходивших на его могиле. После возвращения из Рима, где на Латеранском I Соборе папа Римский Каллист II причислил К. к лику святых, Одальскальк дополнил Житие 3-й книгой, в которой описал торжественное перенесение мощей святого (26 нояб. 1123); по-видимому, работа над Житием была завершена к концу года ( Berschin. Odascalcs Vita S. Konradi. 1975. S. 93). Все 3 книги Жития сохранились только в одной рукописи XII в. из Венской национальной б-ки (Vindob. 573) (Ibid. S. 87–90). Еще 6 рукописей XII–XVII вв. содержат либо 2 первые книги, либо фрагменты Жития и «Историю св. Конрада» (Historia Sancti Konradi) — рифмованную службу святому ( Berschin. Odascalcs Vita S. Konradi. 1975. S. 93–94; idem. Historia S. Konradi. 1975. P. 107–128). Вероятно, между 1127 и 1134 гг. на основе 1-го Жития было написано 2-е Житие (BHL, N 1918; MGH. SS. T. 4. P. 436–445); его составителем предположительно был каноник аббатства Кройцлинген или монах монастыря Петерсхаузен ( Maurer. 2003. S. 125). Текст 2-го Жития сохранился в 2 рукописях XII и XIV вв. ( Berschin. Odascalcs Vita S. Konradi. 1975. S. 94).

http://pravenc.ru/text/2452980.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010