Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мц. Ольга Евдокимова. Фотография. Нач. 20-х гг. ХХ в. Васильевна Евдокимова (11.07.1886, с. Быково Бронницкого у. Московской губ., (ныне городской окр. Жуковский Московской обл., территория аэропорта) - 10.02.1938), мц. (пам. 28 янв. в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Отец О. работал лесником в имении Быково помещика Н. И. Ильина. Окончила церковноприходскую школу. С детства была прихожанкой ц. Рождества Иоанна Предтечи с. Новорождествена и принимала активное участие в жизни общины. Вышла замуж за Петра Матвеевича Евдокимова, который работал сторожем в с. Михневе. В 1921 г. муж О. умер, и она осталась с 2 детьми. В 1936 г. власти приняли решение о сносе Иоанновской ц. и кладбища вокруг нее для подготовки площадки под строительство аэродрома ЦАГИ. О. пыталась организовать борьбу прихожан за сохранение храма, предлагала обратиться с ходатайством в Москву и обжаловать решение местных властей. В 1937 г. храм был закрыт и впосл. взорван. 4 сент. 1937 г. О. была арестована вместе со свящ. сщмч. Петром Озерецковским, псаломщиком мч. Димитрием Ильинским и старостой Иоанновской ц. и заключена в Таганскую тюрьму в Москве. На допросах О. никого не оговорила и не признала себя виновной в антисоветской агитации, однако заявила, что советское правительство поступает неправильно, закрывая храмы. 17 окт. 1937 г. Особая тройка при УНКВД по Московской обл. приговорила О. к 10 годам ИТЛ. Скончалась в заключении и была погребена в безвестной могиле (точное место смерти неизвестно). Имя О. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 20 апр. 2005 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-67406. Лит.: ЖНИР. Янв. С. 402-404. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: МИХАИЛ Степанович Строев (1876-1938), мч. (пам. 3 марта, в Соборе Московских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2578365.html

Местоположение обители Перемышльский Троицкий Лютиков монастырь, называется Перемышльским по уездному городу Калужской губернии Перемышлю, от которого находится в расстоянии 6 1 / 2 вёрст на север, Троицким по соборной церкви во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы 1 , а Лютиковым, как говорит местное предание, по имени некоего Лютика, бывшего надзирателем работ при начальном строении монастыря. 2 Местоположение Троицкого Лютикова монастыря одно из самых красивых, каковы впрочем и все места наших древних иноческих обителей. Он находится при селе Корекозеве, Космодамиановское и Троицкое тож, на правом берегу реки Оки, который имеет здесь едва приметное возвышение 3 и во многих местах покрыт кустарниками; весной в них водится множество соловьев. Своим немолчным, мелодическим пением они услаждают слух и как бы подают инокам пример неусыпаемого славословия Творца всяческих. Вокруг монастыря там и сям вековые сосны, вязы и оскори – остаток древнего окружавшего его бора. При повороте в обитель из слободы, через которую проходит большая дорога из Перемышля в Калугу (Киевский тракт) находится колодезь, имеющий отменно хорошую, легкую и здоровую для питья воду. При нем издревле была монастырская часовня, сломанная лишь в недавнее время 4 ; здесь мимоходящие путники и пришельцы для богомолья в монастырь находят для себя самое приятное отдохновение. За Окой, обтекающей монастырь с западной стороны полукружием, хорошо видны: уездный город Перемышль, четыре села и три деревни 5 , а по сю сторону этой величественной реки монастырское озеро (карее), пашни и сенокосы. В окружности монастыря грунт земли песчаный и потому неудобный к садоводству, но щедрая природа вознаграждает и этот недостаток, ибо с разлитием воды каждую весну на монастырских лугах образуется нанос ила 6 и, удобряя их, вместе с тем доставляет хорошую землю для сада и огорода. 1 В прежние времена назывался иногда также: «Живоначальныя Троицы Сергиев монастырь, по древнему пределу во имя Пр. Сергия. 2 Может быть прозвание это он получил от своих личных свойств; ибо существительное лютик означает то же, что прилагательно лютый, сердитый, гневливый, а в народном языке лютовать и доселе употребляется в смысле сердиться, негодовать, гневаться. Заметим также и другие значения этого слова: а) Лютик, Лоутьк, означало в древности плясуна, мима. Так в кормчей XIII века читаем: » глаголемыя лоутьк и позорища их» eos qui dicuntur mimos et eorum spectacula (смотр. Словарь церковно-славянского языка А. Востокова стр. 402. Легко могло статься, что Троицкий монастырь построен на месте лоутьки или позорища, а потому и прозвался Лютиковым; б) В наших древних травниках упоминается Лютика трава, известная и ныне в народе (Ranunculi acris herba); её немало растет на монастырском лугу.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

митрополит Иоанн (Снычёв) ВОЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ 1. Кем является в отношении к Богу человек, который следует воле падшего естества? Служитель Божий должен иметь очи духовные, ими увидеть себя и познать, что последующий воле падшего естества есть враг Божий по произволению. ( Авва Исаия ). Стр. 222(529) 2. Отвергают ли Христа те, кто следует плотской греховной воле падшего естества? Апостол Павел в послании к Тимофею, сыну своему, говорит: аще с Ним, Господом Иисусом, умрохом, то с Ним и оживем; аще терпим, то с Ним и воцаримся. Аще отвержемся, и Той отвержется нас. Кто же эти отвергающиеся Его, как не те, которые последуют плотской греховной воле падшего естества, и наносят укоризну святому Крещению? ( Авва Исаия ). Стр. 207 (440) до слов «крещению». 3. Чем является воля человека между им и Богом и что происходит с человеком, когда он отвергает свою волю и когда содействует ей оправданием? Авва Пимен сказал: Воля человека (пожелания его, самая сила желания, поврежденная падением) есть медная стена между им и Богом; она – камень, противобиющий (воле Божией). Если человек оставит волю свою, то этим он говорит деятельно: Богом моим прейду стену. Бог мой, непорочен путь Его. Но когда оправдание будет содействовать воле, тогда развращается (уклоняется с пути Божия) человек и погибает. Стр. 336 (58). 4. Что показывает тот, кто отсекает свою волю пред ближним, и тот, кто упорствует исполнить свою прихоть с оскорблением ближнего? Кто отсекает свою волю пред ближним, тот доказывает этим, что ум его – служитель добродетели; обнаруживает неразумие тот, кто упорствует исполнить свою прихоть с оскорблением ближнего. ( Авва Исаия ). Стр. 202 (402) 5. Пример о том, что желающий найти себе старца по воле своей, желает следовать не воле старца, а своей и тем самым удаляет себя от духовного преуспеяния. Брат сказал некоторому великому старцу: Авва! Мне бы хотелось найти старца по воле моей и жить с ним! Старец отвечал на это: хорошо желание твое, владыко мой! Брат, не поняв слов старца, подумал, что старец признал мнение его правильным и утвердил его. Старец, заметив это, сказал ему: так-то! Если найдешь старца, соответствующего воле твоей, то намереваешься жить с ним? значит, желаешь не того, чтоб тебе последовать воле старца твоего, но чтобы старец последовал воле твоей, и в этом надеешься найти преуспеяние. Тогда брат понял свою ошибку и, встав, пал в ноги старцу, принося покаяние и говоря: прости меня! я очень тщеславился, думая, что я хорошо сказал, между тем как ничего хорошего не было ни в словах моих, ни в мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) ДУХОВНОЕ ПРЕУСПЕЯНИЕ 1. В чем заключается преуспеяние человека? Брат спросил старца: в чем заключается преуспеяние человека? Старец отвечал: преуспеяние человека заключается в смирении. Сколько кто погрузится в смирение, столько возвысится в преуспеянии. Стр. 397 (131) Истинное преуспеяние души состоит в том, чтобы ежедневно делаться покорнее Богу и говорить себе: каждый человек лучше меня. Без этой мысли, если кто и чудеса творит и мертвых воскрешает, – далече отстоит от Бога. Стр. 443 (24) 2. Возможно ли духовное преуспеяние без соблюдения заповедей Божиих? Также говорил: без соблюдения заповедей Божиих невозможно не малейшее преуспеяние. (Авва Агафон). Стр. 57(9) 3. Каким подвигом достигали святые Отцы такого преуспеяния, что забывали уже о существовании зла? Авва Аммон пришел в такое преуспеяние, что от многой благости уже не знал о существовании зла. Стр. 62 (2) Такое настроение является в душе от постоянного внимания себе, от плача о своей греховности, от действия умной благодатной молитвы. Эта молитва исполняет сердце умиления. Умиление есть ощущение обильной милости к себе и ко всему человечеству. 4. Сможет ли иметь какое-либо преуспеяние инок, который в течение нескольких дней подвизается, а потом впадает в расслабление, снова подвизается и снова позволяет себе нерадение? Великий старец сказал: нисколько не преуспевает и не стяжавает постоянного, истинного покаяния тот монах, который в течение нескольких дней подвизается, а потом впадает в расслабление, потом снова подвизается и снова позволяет себе нерадение. Стр. 402 (161) 5. По какой причине человек не приходит в меру преуспеяния духовного? Сказал авва Антоний: мы не приходим в преуспеяние по той причине, что не знаем ни мер наших, ни того порядка, который необходим для преуспеяния; мы не понимаем, какие дела приличествуют нам, – хотим стяжать добродетели, не употребив труда к стяжанию их. Каждый раз, когда восстает борьба против искушения в том месте, в которое мы призваны для жительства, – переселяемся в другое, полагая, что находится какое-либо место, в котором нет диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл: Церковная жизнь жительствует, несмотря на все трудности 19 июля 2023 г. 17:59 Выступая с  докладом  на пленарном заседании Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви, которое  состоялось  19 июля 2023 года в  Свято-Троицкой Сергиевой лавре , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал, что даже в условиях существенных ограничений в 2020 и 2021 годах Церковь все равно продолжала укрепляться: выросло число храмов и увеличилась численность духовенства. «По состоянию на 1 января 2023 года штатное духовенство Русской Православной Церкви включало 41 409 клириков, в том числе 36 516 пресвитеров и 4 893 диакона. Таким образом, с 2009 года клир увеличился на 10 134 человека, а с последней публикации общецерковной статистики в 2019 году — на 895 человек. Численность духовенства росла не так быстро, как в прошлые годы. Это обусловлено ситуацией 2020–2021 годов, когда скончались многие наши собратья — больше, чем в иные годы, а возможности для совершения хиротоний, в том числе архиерейских, были ограничены», — сообщил Предстоятель Русской Православной Церкви. По словам Его Святейшества, в Русской Православной Церкви сегодня 40 895 храмов или иных мест, в которых совершается Божественная литургия. При этом с 2019 года их число выросло на 2 246, а с 2009 года — на 11 632. Как отметил Святейший Патриарх, приблизительно в 75% храмов Литургия совершается не реже одного раза в неделю. «Действуют 490 мужских монастырей и 508 женских обителей, объединяющих около 16 тысяч насельников и насельниц. Всего с 2019 года число монастырей увеличилось на 26, а с 2009 года — на 172», — проинформировал участников Архиерейского Совещания Предстоятель Русской Церкви. Также Святейший Владыка сообщил, что сегодня в Русской Православной Церкви 402 архиерея, что на 25 архиереев больше, чем на момент проведения Собора 2017 года и на 202 больше, чем в начале 2009 года. «Правящих архипастырей сегодня 295, то есть на два больше, чем в 2017 году, и на 146 больше, чем в 2009 году. Сегодня Русская Православная Церковь объединяет 324 епархии, то есть на 21 больше, чем в декабре 2017 года и на 165 больше, чем в 2009 году», — сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/6043718.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Провокационное заявление Сергея Чапнина Редактор " Церковного вестника " уверяет, что новые " екатеринбургские останки " принадлежат царским детям 04.10.2007 402 Время на чтение 4 минуты С шокирующими откровениями выступил вчера ответственный редактор " Церковного вестника " Сергей Чапнин, принявший участие в работе круглого стола " Базовые ценности: социальная реальность и политический инструмент " в Москве. Комментируя фокус-опрос фонда имени Питирима Сорокина, посвященный изучению ценностных ориентиров российского общества, Чапнин, занимающий пост редактора официального церковного издания, во всеуслышание заявил, что у экспертов уже нет никаких сомнений в принадлежности новых " екатеринбургских останков " Цесаревичу Алексию и Великой княжне Марии. Сделав походя такое скандальное заявление, Чапнин быстренько переключился на обсуждение некоей придуманной им " ценностной проблемы " , перед которой сегодня якобы оказались российские власти. " С одной стороны у нас есть мавзолей на Красной площади, с другой - мемориал Царской семьи в Петропавловском соборе. И без решения этой проблемы дальше идти нельзя " , - заявил он. Вот так: ни больше, ни меньше: вместо одной лжесвятыни обществу подсовывается другая лжесвятыня . При этом Чапнин так построил свое выступление, что не слишком искушенный слушатель мог сделать вывод, что, говоря о принадлежности новоявленных останков царским детям, он излагает официальную позицию Церкви. В результате складывалось впечатление, что в Русской Церкви уже нисколько не сомневаются в подлинности не только " новых " , но и " старых " " екатеринбургских останков " . Отвечая на недоуменный вопрос корреспондента " Русской линии " о том, насколько такие заявления церковного чиновника соответствуют позиции Русской Православной Церкви, официальные представители которой призывали не спешить делать выводы, по крайней мере до тех пор пока не будут получены результаты экспертизы, Чапнин заявил, что соответствующее экспертное заключение " было обнародовано в прошлую пятницу " , и оно якобы свидетельствует о подлинности останков. По поводу же соответствия своих заявлений позиции Русской Православной Церкви ответственный редактор " Церковного вестника " говорить не стал, сославшись на то, что это " не имеет никакого отношения к теме круглого стола " , и предложил корреспонденту РЛ ответить на все вопросы в частном порядке.

http://ruskline.ru/news_rl/2007/10/04/pr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИДАСКАЛ Дидаскал [дидаскал; греч. διδσκαλος], букв.- учитель. У разных народов и в разные эпохи термин, сохраняя основное значение, приобретал различные смысловые оттенки; менялось и место Д. в обществе. В античности Первоначально (в Греции начиная с гомеровских гимнов; Hymni Homerici. In Mercurium. 556) слово «Д.» обозначало учителя вообще (см., напр.: Aeshyl. Prometheus vinctus. 110; Idem. Eumenid. 279), профессию школьного учителя ( Plat. Apol. Socr. 33ab, cf. 19de; Epict. Diss. I 9, 12), а также театрального деятеля - специалиста по обучению хоров. Хоровой Д. организовывал выступления хоров во время общественных празднеств. В V-IV вв. до Р. Х. Д. этого вида становятся также авторами и постановщиками театральных произведений - дифирамбов, трагедий и комедий (свидетельства античных авторов об этом см.: Reisch E. ιδσκαλος. Sp. 402). Однако уже во 2-й пол. IV в. до Р. Х. греч. драматурги получают название ποιητς. За Д. остаются функции подготовки хора и отчасти театральной режиссуры. В Свящ. Писании и в раннехристианскую эпоху В Септуагинте слово «Д.» используется только 2 раза, обозначая учителя в общем смысле (Есф 6. 1) либо религ. наставника (2 Макк 1. 10). В новозаветных текстах оно выступает аналогом евр.  ,   (равви, почетный титул проповедника религиозно-нравственного учения) и в этом значении употребляется в основном по отношению к Иисусу Христу (Didaskalos//TDNT. Vol. 4. P. 164-165). В отдельных случаях Д. называются Иоанн Креститель (Лк 3. 12), иудейские книжники (Ин 3. 10 - о Никодиме), апостолы (1 Тим 2. 7) и др. Кроме того, в раннехрист. период термин «Д.» применялся для обозначения особого, харизматического служения в церковных общинах. О таких Д. наряду с пророками впервые говорится у ап. Павла (1 Кор 12. 28), а далее - в «Дидахе», у Ерма и др. ( Lampe. Lexicon. P. 364-365; Didaskalos//TDNT. Vol. 4. P. 166). Пророки и Д. в отличие от епископов и диаконов, постоянно путешествовали, переходя из одной христ. общины в другую. Христиане должны были отличать истинных Д. от ложных (проповедников еретических учений, см.: Didache. 11. 1-2; 13. 2). При этом «Дидахе» показывает, что уже к нач. II в. харизматическое служение Д. исчезает и становится одной из функций епископов и диаконов (Ibid. 15. 1-2). Однако у Ерма Д. все еще упоминаются параллельно с епископами и диаконами ( Herma. Pastor. III 5; Sim. IX 15. 16. 25) (см. подробнее о харизматических Д. в I-II вв.: Лебедев. 1904; Zimmermann. 1988; Neymeyr. 1989).

http://pravenc.ru/text/171983.html

Епархии Польской Православной Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Епархии Польской Православной Церкви Список епрархий ППЦ с указанием правящих архиереев Варшавско-Бельская митрополия Кафедра: Варшава Собор Св. Марии Магдалины Правящий архиерей: Митрополит Варшавский и всей Польши Савва Род. 15.04.1938. Тезоименитство 12 (25) января Хиротония 25.11.1979. На кафедре с 12.05.1998. Канцелярия митрополита: Al. Solidarnosci 52, 03-402 Warszawa тел./факс. (022) 619-08-86 Викарные епископы: Георгий, епископ Семятицкий Белостокско-Гданьская епархия Кафедра: Белосток Правящий архиерей: Иаков, епископ Белостоцкий и Гданьский Род. 22.10.1966. Тезоименитство 5 ноября Хиротония 11.05.1998. На кафедре с 30.03.1999. Канцелярия епископа: ul. Sw. Mikolaja 3, 15-420 Bialystok; тел./факс: (085) 742-40-88 Секретарь: прот. Миколай Подолец Викарные епископ: Григорий, епископ Супраский Род. 4.12.1964 Тезоименитство: 25 января (7 февраля) Хиротония 12.05.1998. Лодзинско-Познаньская епархия Кафедра: Лодзь Правящий архиерей: Симон, архиепископ Лодзинский и Познаньский Род. 12.08.1936. Тезоименитство 10 (23) мая Хиротония 26.11.1979. На кафедре 31.07.1981. Канцелярия архиепископа: ul. Narutowicza 46, 90-135 Lodz; тел.: (042) 633-41-69 Перемышльско-Новосондеткая епархия Кафедра: Санок Правящий архиерей: Адам, архиепископ Перемышльский и Новосондетский Род. 14.08.1926. Тезоименитство в Неделю Праотцев Хиротония 30.01.1983. На кафедре c 30.11.1983. Канцелярия архиепископа: Zamkowa 16, 38-500 Sanok; тел.:(013) 46-306-81 Секретарь: прот. Ян Антонович 38-500 Sanok; Kochanowskiego 19/5 тел.(013) 46-410-04 Вроцлавско-Щецинская епархия Кафедра: Вроцлав Правящий архиерей: Иеремия, архиепископ Вроцлавский и Щецинский Род. 3.10.1936. Тезоименитство 1 (14) мая Хиротония 13.03.1983. На кафедре с 21.09.1983. Канцелярия епископа: ul. Sw. Mikolaja 40, 50-128 Wroclaw; тел.: (071) 344-69-16; тел./факс.: (071) 344-13-12 Секретарь: Ян Прокопюк ul. Rynek 24, m.8, 50-101 Wroclaw; тел.: (071) 342-07-97 Люблинско-Холмская епархия

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Луговой. Николо-Пешношский монастырь. Церковь Мефодия Пешношского в колокольне. Церковь Мефодия Пешношского Церковь. Действует.   Престолы: Мефодия Пешношского Год постройки:не ранее 1793. 1859-освящение церкви. Адрес: Россия, Московская область, Дмитровский район, пос. Луговой, на территории Николо-Пешношского мужского монастыря Координаты: 56.455547, 37.229691 Проезд:Проезд с Савёловского вокзала до ст. Дмитров, далее автобус или маршрутка только до Рогачёво ч/з Куликово. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Николо-Пешношский монастырь. Церковь Мефодия Пешношского в колокольне Четырехъярусная колокольня с церковью Богоявления Господня построена в первой половине XVI века двумя ярусоми, верхние два надстроены в конце XVIII века. Реставрировалась в 60-х годах прошлого века. Примыкает с юга к Сергиевской церкви. В последнее время в ней находился склад. Отремонтирована в 2008 году. Колокольня, соединённая с Сергиевской церковью, и высотой более 40 метров всегда славилась своим колокольным звоном. Самый большой из 10 колоколов звонницы стал в 1777 г. причиной крестьянского бунта. Тогда вышел указ о передаче колокола Переяславкой консистории. Бунтовщикам пригрозили расправой, и только со вторго раза колокол увезли. Восьмигранная четырёхярусная колокольня сложена из кирпича с незначительными вставками белого камня. Второй ярус, расположенный над выоким цокольным, окружён сводчатой галереей. Помещения связаны внутристенными лестницами. Оба первых яруса занимала Богоявленская церковь (первая noлobuha XVI в.). У колокольни один вход - с западной стороны, он украшен перспективным порталом с килевидным завершением, а также белокаменными дыньками и резным карнизом. Два верхних повторяющих друг друга по форме яруса звона, надстроенных в 1793 г., увенчаны главой на сомкнутом своде с люкарнами. Древние части здания реставрированы во второй половине 1960-х гг. До 2007 г. колокольня находилась в руинированном состояни и не использовалась. В 2007-2008 гг. был проведён комплекс реставрационных работ. Сейчас колокольню украшают часы с боем. 15 колоколов, установленные в 2008 г. на звоннице, вернули " голос " Николо-Пешношской обители. Благовестники 4.5 т, 2.8 т, 1.32 т. Средние колокола: тенра 820 кг, 430 кг, 220 кг; альты: 110, 62, 40 и 32 кг. Малые (зазвонные) колокола: 14.8 и 6 кг. Малые добавочные 24 и 18 кг. Общий вес колоколов - 10 тонн 402 кг. Исполнитель: Международный центр колокольного искусства, г. Архангельск.

http://sobory.ru/article/?object=13994

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРЕЙ (ок. 1360? - 1430?, Андроников московский мон-рь), прп. (пам. 4 июля, 12 июня - святых, в Андроникове мон-ре подвизавшихся, 6 июля - в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых), великий рус. иконописец. Письменные свидетельства об А. Р. Наиболее ранними свидетельствами об А. Р. являются сообщения Троицкой летописи о росписи А. Р. вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца в 1405 г. Благовещенского собора Московского Кремля (Троицкая летопись. С. 459; по мнению В. А. Кучкина, летопись составлена не ранее 1416) и о росписи А. Р. и иконописцем Даниилом Успенского собора во Владимире в 1408 г. (Там же. С. 466). Пахомий Серб упомянул А. Р. в 3-й редакции жития прп. Сергия Радонежского (ок. 1442), в рассказе об основании Андроникова мон-ря, здесь говорится о росписи А. Р. Спасского собора мон-ря и о кончине преподобного в Андрониковом мон-ре ( Клосс. С. 401-402). Др. известие об А. Р. Пахомий включил в краткую редакцию жития прп. Никона Радонежского (ок. сер. 40-х гг. XV в.), где сообщается о росписи А. Р. и Даниилом каменного Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря (ок. 1425-1427) и говорится о том, что это была последняя работа иконописцев, немного позднее скончавшихся (Там же. С. 88). Прп. Андрей Рублёв расписывает Спасский собор в Андрониковом мон-ре. Миниатюра из лицевого жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. Прп. Андрей Рублёв расписывает Спасский собор в Андрониковом мон-ре. Миниатюра из лицевого жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. Важные сведения об А. Р., неизвестные по более ранним источникам, записал в кон. XV в. прп. Иосиф Волоцкий со слов «старца Спиридона», игум. Троице-Сергиева мон-ря (10-я гл. «Духовного завещания» - «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцах, бывших в монастырех, иже в Рустей земле сущих»). Рассказ об А. Р. помещен в «Сказании о святых иконописцах» (кон. XVII - нач. XVIII в.), однако позднее время составления «Сказания» и компилятивный характер текста делают его ненадежным источником. Существует также ряд упоминаний имени преподобного и икон его письма, разной степени достоверности, в записях XVI-XIX вв. Острая полемика и большой разброс мнений в лит-ре, посвященной А. Р., вызваны не только недостатком сведений, но и их противоречивостью.

http://pravenc.ru/text/115312.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010