Закрыть itemscope itemtype="" > Четки из Иерусалима 24.09.2005 402 Время на чтение 4 минуты Осенью прошлого года группа журналистов " Гудка " совершила поездку по Святой Земле. Первый день решено было посвятить знакомству с Иерусалимом и его окрестностями. Вначале мы поднялись на Елеонскую гору, откуда Спаситель столько раз смотрел на Святой Град, коему суждено было стать духовной родиной человечества, средоточием трех ведущих мировых религий - христианства, ислама и иудаизма. Здесь, на Елеонской, или, как ее еще называют, Масличной, горе, в том месте, где Иисус вознесся в небеса, отпечатан след Его стопы. А под горой - Гефсиманский сад, где Спаситель молился до кровавого пота и где предал Его Иуда... В тот день побывали мы и на другой священной горе - Фаворе, которую в праздник Преображения уже много веков подряд окутывают благодатные облака. Посетили и Назарет, омыв лица в святом источнике Благовещения. Именно тут архангел Гавриил возвестил Деве Марии благую весть о том, что по воле Господней суждено Ей стать Матерью Божией... В Иерусалим возвращались уже под вечер - переполненные впечатлениями от увиденного, чувствами и переживаниями, которые прежде никому из нас не доводилось испытывать. Запас душевных, да и физических сил, прямо скажем, был на исходе, и все же мы решили завершить этот день посещением храма Воскресения Христова. Храм этот хранит под своими сводами самые главные иерусалимские святыни - место Распятия Спасителя на Голгофе, Камень миропомазания, где тело Христа было обвито Плащаницею, Гроб Господень. В привычном для нас понимании это даже не храм, а целый ансамбль храмов, часовен, приделов, принадлежащих различным христианским конфессиям. Здесь и православные греки, и католики, и армяне, и сирийцы, и копты... Наиболее многолюдно всегда у Кувуклии - Часовни над Гробом Господним. Пока мы стояли у Кувуклии в ожидании, когда сможем пройти сквозь узкий вход ко Гробу, чтобы приложиться к мраморному его ложу и возжечь там свечи, сопровождавший нас гид куда-то исчез. Впрочем, довольно скоро он вернулся к Усыпальне Спасителя и, торопливо взглянув на часы, к чему мы уже привыкли за этот день, неожиданно предложил:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Каждение Каждение в храмах Божиих Каждение в храмах Божиих пред священными предметами и при совер­шении жертвоприношения Богу ведет свое начало с глубокой древности. Из Священного Писания известно, что Сам Господь через Моисея повелел Аарону совершать каждение в скинии утром и вечером перед кивотом Завета (см.: Исх.30,7–8 ). Далее в Библии сказано, что Моисей по велению Божию совершил благовонное каждение над золотым жертвенником, и покрыло облако скинию, и слава Господня наполнила ее (см. Исх.40,27,34 ). Святой апостол Иоанн Богослов в Откровении указывает, что видел Ангела, который возносил к Богу молитвы святых посредством каждения. «И пришел. Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотый жертвенник... И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Апок.8,3–4 ) (7, с.402). Каждение – неотъемлемая часть богослужения. Что оно выражает? Из этих слов Священного Писания ясно, что каждение является неотъем­лемой частью богослужения и выражает, во-первых, Божественную любовь, изливающуюся на весь род человеческий, а во-вторых – благодать Святого Духа, которая таинственно всех освящает и услаждает, а также способствует молящимся возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего (Там же). Когда совершается каждение? Во время богослужения, по установившейся в Православной Церкви практике, полное каждение совершается в начале всенощного бдения во время пения 103-го псалма, на вечерне – при пении стихиры на «Господи воззвах»; на утрени – во время чтения двупсалмия, на полиелее, на 9-й песни канона и на Божественной литургии после проскомидийного отпуста. На последнем каждении следует остановиться более подробно. После окончания проскомидии диакон берет горящее кадило в правую руку, вложив в него ладан, и идет на горнее место, где трижды осеняет себя крестным знамением, затем обращается к священнослужителю, совершаю­щему проскомидию, со словами «Благослови, Владыко, кадило». Последний, благословляя кадило крестообразно рукой, произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже при­ем в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Эта молитва утверждает истину, что Дух Святой всегда при­сутствует в Церкви Христовой, особенно во время совершения Божественной литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Никифор Уединенник. Гравюра. 50-е гг. XX в. [Греч. Νικηφρος Μονζων; также Никифор Итал, Никифор Исихаст, Никифор Монах, Никифор Афонский] (XIII в.), прп. (пам. - во 2-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе всех преподобных и богоносных отцов, во Св. Горе Афонской просиявщих), афонский монах, автор включенного в «Добротолюбие» аскетического сочинения. Пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице (в Соборе всех преподобных и богоносных отцов, во Св. Горе Афонской просиявших); в некоторых правосл. Церквах совершается отдельная пам. 4 мая, восходящая к поздней афонской традиции (см.: Афонский патерик. М., 1897, 1994р. С. 402-404; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 354; вероятно, память была помещена на этот день вслед. ошибочного отождествления Н. У. с Никифором Мидикийским). Жизнь Немногочисленные сведения о жизни Н. У. ( Rigo. 1991; Bielawski. 2002. P. 24-31) дошли в изложении свт. Григория Паламы , архиеп. Фессалоникийского (см.: Greg. Pal. Triad. II 2. 2; ср.: Ibid. I 2. 12), именующего Н. У. «исповедником» (Idem. II 2. 2, 3//ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 508, 509). Будучи по происхождению «из италийцев» (ξ Ιταλν - Idem. II 2. 2//Ibid. Σ. 508), Н. У. оставил свойственное им «злочестие» (κακοδοξα), т. е. католич. веру, отказался от всего отеческого (μετ τν πατρων ρνεται κα τ πατρα), принял правосл. веру и избрал монашескую жизнь на Афоне (Ibidem). После продолжительного испытания под руководством опытных наставников и уединения он «в пустыннейших частях Святой Горы» (Idem. I 2. 12//Ibid. Σ. 404) овладел «искусством искусств, то есть исихией» (Idem. II 2. 2//Ibid. Σ. 508), став затем в свою очередь руководителем подвижников, ведущих духовную борьбу. Из-за исповедания православной веры он «был осужден к изгнанию царствовавшим тогда первым Палеологом, державшимся латинских убеждений» (Ibidem), т. е. византийским имп. Михаилом VIII Палеологом (1261-1282). Во время ссылки он был наставником свт. Феолипта , митр. Филадельфийского, и др. подвижников (Idem. I 2. 12; II 2. 3).

http://pravenc.ru/text/2565544.html

О стихире «Видехом свет истинный» в чинах литургий св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого Источник В нашей современной церковно – богослужебной практике прочно установился обычай – в чинах литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста на возглас священника: „Спаси, Боже, люди Твоя» отвечать клиру пением стихиры Пятидесятницы: „Видехом свет истинный». Исключение допускается только для всей Пятидесятницы. В это время от первого дня Пасхи до отдания на вышеуказанный возглас клир поет, по Уставу, тропарь праздника: „Христос воскресе» (Типик, изд. Киев. 1824 г. л. 402), а с праздника Вознесения Господня до его отдания – тропарь: „Вознесся еси во славе, Христе Боже наш» (Никол. Пособ. к изуч. церк. Устав, стр. 470). Так как в Уставе о пении тропаря Вознесению вместо стихиры: „Видехом свет истинный “ ничего не говорится, то в некоторых местах и по преимуществу в юго-западной России заменяют тропарь Вознесению стихом, который положен в Служебнике на ряду и имеет, по своему содержанию, отношение к воспоминаемому событию, а именно: „Вознесыйся на небеса Боже» (Служебн. 1822 г. л. 106 об.). Такая замена в чине литургии св. Иоанна Златоуста и Василия Великого одной стихиры другими стихами и отсутствие каких бы то ни было указаний в Типиконе относительно уместности стихиры: „Видехом свет истинный“ в названных чинах ясно говорят нам о появлении ее в Служебнике в данном месте совершенно случайно и притом сравнительно в недавнее время. Стихира: „Видехом свет истинный» в нашем Служебнике появляется впервые в XVII веке 1 , а до этого времени ответом на возглас священника: „Спаси, Боже, люди Твоя» были слова: „Els πολλο τη δσποτα» 2 , которые клир пел безразлично, совершал ли литургию священник или епископ. Впрочем, и этот ответ явился в наш Служебник не раньше XVI века, потому что в памятниках даже XV века, когда впервые появился у нас возглас священника: „Спаси, Боже, люди Твоя» 3 , в данном месте мы не находим никакого ответа на него. Отсутствие этой стихиры в данном месте в нашем Служебнике объясняется тем простым обстоятельством что ее не было и в служебниках Церкви греческой 4 и земель юго – славянских 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Отделение II. Уезды Харьковский и Валковский Харьковский Уезд Город Харьков ОСНОВАНИЕ ГОРОДА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ Губернский город Харьков расположен при речках Харькове и Лопани под 49°59 " 20« широты и под 53° 55» долготы, от Москвы – в 706 верстах, от Петербурга – в 1380 верстах. Основание Харькова обыкновенно относят к 1650 г.1 Как военный город, Харьков имел крепость. По описи 1662 г. видим харьковское укрепление в таком виде: дубовый острог с об­ломами и с полостями и с запасными таранами; ров в ширине и глубине 2 саженей; по стенам 10 башен; 10 пушек железных и 1 медная, 402 ядра, 8 свиней свинцу, 8 бочек пороху. При Сухотине пристроен к прежнему городу (укрепле­нию) пригородок из стоячего дуба на 240 саже­нях с 4 колодцами. По плану 1787 г. крепость с запада ограничивалась крутым скатом горы, параллельной реке Лопани. Против нынешнего дома духовного училища стояла башня, от нее на северо-восток шла линия глубокого рва и высокого вала, упиравшегося в башню, сто­явшую почти против Николаевского храма. За сем шла прямая восточная линия рва и вала до третьей башни, стоявшей вблизи южного ска­та горы, а отсель по краю южного ската линия продолжалась до западного ската горы. На юге были широкие городские ворота, почти на месте нынешней большой улицы. На восточной сторо­не, против самого собора, были малые ворота. Таким образом, площадь крепости заключала в себе пространство, где ныне находятся зда­ния университета, за исключением южной части их, присутственные места, собор, здания архиерейского монастыря, дом дворянского собрания с домами Карпова и гостинные ряды. По тому же плану 1787 г. видим еще старый земляной вал, шедший от угла наклонения реки Лопани к югу и доходивший до возвышенности Холодной горы. Эта линия заграждала собою доступ к Харькову, без того совершенно открытый с одной стороны уклонением Лопани на юг, а с другой – понижением Холодной горы. Как полковой город, Харьков заключал в се­бе центральное полковое управление, заведо­вавшее военными и гражданскими делами пол­ка. Главные поселения, на которые простиралась власть полковой харьковской канцелярии, были кроме Харькова города Ольшаный, Мерефа, Золочев, Липцы, Валки и Волчанск. Те же поселения с их окрестными входили в круг духов­ного управления, находившегося в Харькове.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1994 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 29 НОЯБРЯ — 2 ДЕКАБРЯ 1994 г. в гостинице Свято-Данилова московского монастыря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при участии 126 архиереев. В 1-й день заседаний Святейшим Патриархом был зачитан отчетный доклад, в котором нашли отражение важнейшие события церковной жизни за 2,5 года, прошедших после Архиерейского Собора РПЦ 1992 г., прежде всего подтверждение Священным Синодом в августе 1992 г. решения свт. Тихона (Белавина), Патриарха Московского и всея России, о даровании «самостоятельности в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских» Православным Церквам в Эстонии и Латвии, а также решение о даровании такой же самостоятельности Православной Церкви в Молдавии, принятое на заседании Священного Синода в октябре 1992 г. Патриарх Алексий отметил существенный рост числа приходов и монастырей РПЦ: ко времени Архиерейского Собора РПЦ имела 281 монастырь и 31 монастырское подворье, число приходов достигло 15 985, в Церкви совершали служение 12 841 священник и 1 402 диакона. Действовали 3 духовные академии, Православный Свято-Тихоновский богословский институт, количество семинарий увеличилось с 6 до 14, существовало 28 духовных училищ, число их продолжало расти. Общее количество всех воспитанников духовных учебных заведений, включая регентские и иконописные школы, составило около 4 тыс. человек, вместе с заочным сектором — около 6 тыс. Значительными событиями церковной жизни в межсоборный период Патриарх Алексий назвал возобновление регулярных богослужений в храмах Московского Кремля и в соборе Василия Блаженного, освящение восстановленного Казанского собора на Красной площади, начало восстановления храма Христа Спасителя, а также всенародное празднование 600-летия со дня кончины прп. Сергия Радонежского. Касаясь негативных явлений в жизни Церкви, Патриарх указал на недопустимость проявления равнодушия и нетерпимости со стороны архипастырей в общении с клириками и мирянами, осудил имевшие место факты необоснованного перевода священнослужителей из одного прихода в другой, как правило приводившие к конфликтам, а в отдельных случаях провоцировавшие расколы. Патриарх говорил также о ненормальной дифференциации духовенства по имущественному признаку, когда священнослужители не закрывавшихся приходов имеют существенно больший достаток, нежели настоятели восстанавливаемых приходов, живущие подчас в нищете. Остро критический характер носил раздел доклада Первосвятителя, посвященный издательской деятельности Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429307/

Раздел 5: Имущество и земельные владения Русской Духовной Миссии (наследие архимандрита Антонина); описи имущества РДМ, составленные после кончины архимандрита Антонина 451. Донесение исправляющего должность начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Арсения (Изотова) в Св. Синод Иерусалим 4 июня 1894 г. Копия Прибыв в Иерусалим 26 апреля, я на другой же день должен был вступить в отправление своих обязанностей, так как после смерти о. архимандрита Антонина скопилось много дел по случаю отправления обратно в Россию наших паломников. Но чтобы ознакомиться с текущими делами Миссии, требовалось немало времени, потому что в последние годы покойный мой предшественник никого из монашествующих не брал себе в сотрудники, равно как и из других лиц Миссии, кроме драгомана Миссии Якова Егоровича Халеби. Поэтому на мои вопросы часто никто не мог дать объяснений, и мне приходилось доискиваться разъяснения недоумений долгое время, по причине недостатка записей. Генеральный консул со своею комиссиею, бывшею при опечатании и описи оставшегося после покойного архимандрита имущества, начал 30 апреля передавать в мое ведение документы и имущество; протоколы, составленные по сему случаю, здесь прилагаются в копиях 402 и 403. Движимое имущество церкви и приютов в Яффе, Хевроне, Иерихоне, в Горнем и на Елеоне комиссиею описано было после смерти о. архимандрита по наличности и мною принято по составленным этою комиссиею описям, потому что между бумагами покойного о. архимандрита нашлась только опись одной церкви, в здании Миссии, составленная еще в 1867 г., и на одном листе опись вещей, принадлежащих церкви в Горней, и на одном полулисте – опись вещей церкви св. Марии Магдалины. А движимое имущество дома Духовной Миссии не было описано комиссиею и мною принято по наличности. Копии со всех протоколов, доставленных мне генеральным консулом, при сем прилагаются, именно: 1 . Протокол от 24 марта сего года, за 326, о наложении печатей в самый день смерти архимандрита Антонина на его квартиру (за исключением залы, в коей находилось тело покойного архимандрита до выноса в церковь ), а также на помещения библиотеки, музея древностей, входа в астрономическую обсерваторию, драгоманской канцелярии и ризницы в верхнем этаже здания Духовной Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

С.В. Нестеров Архимандрит Макарий – старец Болховский Горе же мне есть, аще не благовествую. 1Кор.9:16 Тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе. Рим.12:11 Оставив Алтайскую миссию 4 июля 1844 года, в Болхов архимандрит Макарий попал только в середине ноября. Из его писем видно, что по пути он останавливался на несколько дней в Бийске, Тобольске, Екатеринбурге и Перми. Особенно же долгим было пребывание в Москве: приехав в Первопрестольную 6 сентября, архимандрит Макарий получил от Святейшего Синода разрешение сделать здесь остановку на три месяца для поправки расстроенного здоровья. Но ему пришлось уехать из Москвы раньше – по всей видимости, из-за неприятностей, связанных с переводом Библии, над которым он продолжал активно работать. К новому месту своей службы, в болховский Троицкий Оптин монастырь Орловской епархии, архимандрит Макарий прибыл в ночь с 15 на 16 ноября и сразу же отслужил с братией монастыря молебен. »...С того времени, – писал он через полгода, – нахожу много утешения в знакомстве с гражданами Болхова» С. 502]. Источником этого утешения была пастырско-просветительная, или, что почти то же, миссионерская деятельность, которой он посвятил себя всего, теперь уже – в центральной части России 64 . «Не излишне быть миссионером и среди православных», – соглашался с архимандритом Макарием митрополит Московский Филарет Ч. 1. С. 136]. Святитель Филарет и впоследствии не изменил своего мнения, в его письмах разных лет есть такие высказывания: «...и правда, что у нас и для православного народа нужны своего рода миссионеры. Но трудно устроить сие»; «что у нас и для православных христиан нужно миссионерское действование, то правда» Ч. IV. С. 231; 249. С. 186–187]. Примечательно, что архимандрит Макарий предвосхитил характер своего будущего служения, еще находясь на Алтае. Он, правда, предполагал иное место приложения своих сил: перед отъездом из миссии, собираясь на богомолье в Палестину, старец писал П. П. Глебовой-Стрешневой: «...умоляю Вас не беспокоиться на мой счет, не препятствовать, а еще помогать исполнению желания моего, и даже совсем не думать, будто я оставляю миссионерскую службу; ее можно проходить многоразличными образами и в различных местах, о чем свидетельствует вся книга Деяний Апостольских. Прежде времени не разглашайте ничего обо мне; а когда сделается известным то или другое, без содействия Вашего, тогда не приставайте к тем, которые будут судить и рядить, не зная дела; но молчите, молитесь за меня Богу, и предавайте меня Ему и благодатному Слову Его» С. 402].

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

свящ. Сергий Кобзарь Часть II. О семи Таинствах Церкви В I части книги были рассмотрены многие важные и наиболее часто выдвигаемые протестантские обвинения против православных догматов и увидели, что все они безосновательны и противоречивы, а также что православные догматы и реалии духовной жизни прочно основаны на Св. Писании, жизни древней Церкви и просто здравом смысле. Но, кроме того, что реформаторы отвергли крестное знамение, все вещественные святыни, иконы, молитвы святым и за усопших, весь древний чин Богослужения, посты, монашество, учение о необходимости дел для спасения и т.п., они – и это самое главное – отвергли таинства , а без них уже немыслимо само существование Церкви, так как вся Её духовно-мистическая жизнь как Тела Христова заключена, прежде всего, в них. Что же такое таинство в православном понимании? По определению, таинства есть важнейшие священнодействия , установленные Господом и совершаемые священнослужителями Церкви , которые за видимой своей стороной 402 сообщают верующему особую невидимую и спасительную благодать Божию . Замечательны при этом слова св. Иоанна Златоуста , который объясняет причину и необходимость существования видимой и доступной телесным чувствам стороны в таинствах: «Христос не передал нам ничего чувственного, но всё духовное, только в чувственных вещах. Так и в крещении через чувственную вещь – воду – сообщается дар, а духовное действие состоит в рождении и возрождении, или обновлении. Если бы ты был бестелесен, то Христос сообщил бы тебе сии дары бестелесно; поскольку же душа твоя соединена с телом, то духовное сообщает тебе через чувственное» . Семь Таинств Церкви суть следующие: 1) Священство; 2) Крещение; 3) Миропомазание; 4) Евхаристия; 5) Исповедь; 6) Елеопомазание; 7) Брак. Православное определение Таинств (и их число) в общем-то, соответствует католическому 403 . Реформаторы, начав удалять из католицизма все человеческие наслоения, сильно увлеклись и отсекли от Веры Христовой много истинного и Божественного 404 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Скачать epub pdf Апрель Никифор. архиеп. Константинопольский, свт. Краткая история со времени правления после Маврикия/Пер. И.Д. Андреева; под редакцией М. Д. Муретова//Богословский вестник 1904. Т. 1. 4. С. 401–416 (2-я пагин.). (Продолжение.) —401— присутствующие потребовали царей Константина и Ираклия. Она привела их и в тоже время рассчитывала, как царица, занимать первое место в государстве. Но некоторые из присутствующих заметили ей: „ты должна чествоваться, как мать царей, а они, как цари и владыки“. Константину отдали первенство, ибо он прежде был провозглашён царём ещё в детском возрасте. „Ты не можешь, госпожа, говорили присутствующие, ни принимать варваров и иностранцев, приходящих в столицу, ни вести с ними переговоров, – Бог да не попустит водвориться таким порядкам в Римской державе“. Приветствуя императоров, народ стал расходиться. Услышав это, и царица удалилась в свой дворец. С этого времени Константин вступил во власть. Филагрий, хранитель царских сокровищ, доложил ему, что отец его Ираклий во время болезни передал патриарху Пирру деньги для царицы Мартины, чтобы она при Константине, царе и преемнике его, по удалении из дворца не терпела нужды. Константин послал за Пирром и спросил его, правда ли это. Пирр, уличаемый Филагрием, хотя и против воли, выдал деньги. Но Константин страдал хронической болезнью и ради хорошего воздуха жил во дворце, построенном им в Халкидоне. Филагрий, видя его больным и предвидя близкую кончину, опасался вражды к себе со стороны Ираклия и Мартины. Посему он посоветовал Константину написать войскам, чтобы в случае его смерти они позаботились о его детях и не допустили бы обижать и устранять их от царства. Константин, сочувствуя этому, поручил Валентину, оруженосцу Филагрия, письмо и про- —402— чее, что относилось к этому делу и послал его к войску, причём дал ему денег в количестве пятидесяти тысяч и сверх того ещё шестнадцати тысяч монет, думая склонить офицеров после своей смерти восстать против Мартины и её детей. Константин царствовал с отцом двадцать восемь лет и умер, процарствовав ещё сто три дня.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010